Адаптация В Детском Саду В 2 Года

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад для ребенка – это новая обстановка и приспосабливание к небывалым еще окружающим условиям. Новые помещения, новые лица, новые отношения, все это по любому вызывает стресс и вынуждает малыша приноравливаться, затрачивая массу психической, а подчас и физической энергии. Поэтому, на первых парах так необходима адаптация ребенка к детскому саду.

Маленький ребенок в процессе адаптации настолько уязвим, что родители оказываются напуганы тем, сможет ли он вообще приспособиться. Впрочем, поведение их ребенка в целом достаточно типично, несмотря на уверенность мам, что как раз именно ее дитя – не детсадовское.

В период привыкания ребенка к детскому саду, он сталкивается с кардинальным изменением собственной жизни. Наступает период, когда длительное время рядом с ним нет его самых близких – мамы и папы. Появляется строгий ритм детсадовского расписания и необходимость подчиняться совершенно чужим людям – воспитателям, он сопровождается сокращением персонального внимания. Возникает пока немотивированная для ребенка неизбежность постоянного контакта с другими детьми.

В итоге – нервно-психическое напряжение, не спадающее особенно в первые дни, превращающееся в стресс с ярко выраженными отрицательными эмоциями, окрашиваемыми еще и детскими страхами: боязнью встречи с незнакомыми ему детьми, боязнью быть забытым родителями в столь неприятном ему месте. Все это выражается в приступах детского гнева, сопровождаемого истериками и плачем.

Адаптация к детскому саду в 2-3 года

Чаще всего даже общительные дети, наполненные жизненным оптимизмом, оказываясь в детском саду, поначалу снижают свою социальную активность, превращаясь в замкнутых и напряженных. В возрасте 2-3 лет малыши могут играть лишь рядом друг с другом, а не вместе, поскольку в этом возрасте пока еще отсутствует умение играть в сюжетные игры.

Лучшим показателем того, что ребенок стал постепенно привыкать к обстановке и окружению – отклик его на призывы воспитателя к взаимодействию, исполнение режима детского сада. Нередки случаи, когда замыкаясь, ребенок теряет интерес к познаванию нового, как бы самоустраняется, вплоть до того, что не решается играть и сидит в сторонке ото всех, пытаясь хоть как-то сориентироваться.

Бывает и так, что малыш, потрясенный изменениями, теряет на некоторое время привитые дома способности самообслуживания, а у отдельных детей даже снижается словарный запас, ограничиваемый лишь самыми простыми словами. Некоторые дети приобретают неуправляемую гиперактивность, а некоторые наоборот – затормаживаются. Это связывается с изначальным темпераментом ребенка и в период адаптации приходит в норму, что сопровождается восстановлением домашней активности, а это – признак успешной адаптации к детскому сада в 2-3 года.

Когда приходит время оставить ребенка на послеобеденный сон, приходится сталкиваться с его беспокойством во время отдыха, вскакиванием посреди сна с плачем, что со временем также должно прекратиться и войти в норму. Очень часты случаи, когда наблюдается падение аппетита – непривычная пища по непривычному графику, с незнакомым запахом и вкусом. Однако и к этому ребенок постепенно привыкает.

В силу особенностей многочисленных перекрестных контактов, увеличивается частота заболеваний малыша, повышается подверженность его организма более частым простудам и ОРЗ, превращающимся в хронические из-за психологической составляющей привыкания к новому месту. Очень часто, преодолев эмоциональный дисбаланс, удается справиться и с болезненностью, в том числе с простудами. Чаще всего адаптация происходит в течение первых четырех недель, однако не исключены случаи, когда период растягивается до четырех месяцев, что определенно требует особого внимания.

Рекомендации для родителей

Мальчики адаптируются менее быстро, нежели девочки, это связано с гораздо большей их привязанностью к матери. Менее склонны к привыканию те дети, которым перед посещением детского сада ничего о нем не рассказывалось, то есть его посещение оказалось для них полнейшей неожиданностью.

Чтобы облегчить период привыкания, есть некоторые рекомендации для родителей:

  • Малыш должен слышать только положительные отзывы о своем новом месте пребывания, а особенно о воспитателе, в обществе которого ему приходится проводить значительное количество своего времени;
  • Будет нелишним в разговорах с близкими знакомыми, проходящих в присутствии малыша, упоминание о том, в какое новое замечательное для него место он попал и теперь регулярно ходит, какие там хорошие и добрые воспитатели;
  • Выходные дни должны сопровождаться введением четкого режима, несколько похожего на режим в детском саду;
  • Терпение и еще раз терпение, ведь вскоре отрицательные эмоции уйдут, а им на смену явится желание посещать сад, стремиться к своим новым друзьям и игрушкам.

перейти наверх

Советы психологов при адаптации

Одним из важных советов является рассказ малышу подготавливающей к садику сказки о том, как некий зайчик (белочка), с которым ребенок ассоциировал бы, прежде всего, себя самого, пошел в детский сад и как ему (ей) там было хорошо и весело. Стоит проигрывать эту сказку в лицах с использованием игрушек. Но главным моментом сказки должен выступить эпизод возвращения мамы за малышом.

А вот то, чего психологи советуют при адаптации избегать:

  • если ребенок плачет и расстраивается дома, при одном лишь упоминании о потребности похода даже в направлении детского сада, его нельзя за это наказывать, а тем более сердиться на него. Полезно напоминать не о том, что малыш «что-то обещал и поэтому должен», а о том, что его очень любят и при этом никто и никогда нигде не оставит его навсегда;
  • в присутствии детей не следует обсуждать их слезы и реакции с другими членами семьи, а уж тем более с другими людьми;
  • детским садиком нельзя пугать, иначе он никогда не станет тем местом, куда ребенок будет стремиться;
  • о детском саде и о воспитателях нельзя отзываться плохо, особенно в присутствии малыша;
  • нельзя опускаться до обмана или нарушения данного слова, когда пообещали, что скоро вернетесь, а на самом деле ушли на полдня.

Безусловно, как сами дети, так и их родители нуждаются в помощи психологов, которые помогут обеим сторонам избежать нарастающего стресса расставания и добиться достижения осознания пользы посещения детского дошкольного учреждения. Наблюдая уверенность мамы, ребенок также вскоре расстанется со своими колебаниями и гораздо быстрее пройдет период адаптации к детскому саду.

Чтобы помочь родителям, не только воспитатель ребенка, но и психолог, могут и даже должны рассказывать им о том, как ребенок ведет себя после их ухода. Ведь именно они ответственны за детей и наблюдают за привыканием и реакцией в отсутствие родителей. Нелишней будет и содействие со стороны родителей, дети которых посещают одну группу. Знакомство и общение с ними помогут более полной адаптации

  • Малыш должен слышать только положительные отзывы о своем новом месте пребывания, а особенно о воспитателе, в обществе которого ему приходится проводить значительное количество своего времени;
  • Будет нелишним в разговорах с близкими знакомыми, проходящих в присутствии малыша, упоминание о том, в какое новое замечательное для него место он попал и теперь регулярно ходит, какие там хорошие и добрые воспитатели;
  • Выходные дни должны сопровождаться введением четкого режима, несколько похожего на режим в детском саду;
  • Терпение и еще раз терпение, ведь вскоре отрицательные эмоции уйдут, а им на смену явится желание посещать сад, стремиться к своим новым друзьям и игрушкам.

перейти наверх

Адаптация детей раннего возраста (2–3 года) в детском саду

Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. При поступлении в детский сад малыш оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и серьезных заболеваний. Как помочь малышу в период адаптации? Эти проблемы в нашем детском саду решают все вместе: врач, медперсонал, методист, психолог, воспитатели, помощники воспитателя и родители. Прием детей, поступающих в детский сад, проходит в период с мая по август. Бывают разные ситуации, когда дети приходят и поздней осенью и зимой. Мы, воспитатели группы, ставим цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, оберегая нервную систему детей от стрессов и перегрузок. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни.

В первую очередь, при знакомстве с родителями, мы проводим беседы о поведенческих реакциях и насыщенности жизни ребенка в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. Раздаются анкеты с уточняющими вопросами (Приложение 1, Приложение 2). В первую очередь уточняется режим дня, обращается внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети, способы кормления, укладывания на сон, посещение туалета и так далее. Убеждаем родителей в необходимости соблюдать дома режим, приближенный к режиму детского сада. Знакомство родителей и детей с детским садом начинается в раздевалке, в которой дается возможность выбрать удобный шкафчик. На шкафчиках у нас висят фотографии детей, чтобы они могли сразу определить свой шкафчик. В раздевалке находятся удобные банкетки и коврики. При входе в раздевалку дети и взрослые одевают бахилы, поэтому у нас всегда чисто и уютно. Затем мы проводим малыша с мамой в игровую комнату, где стареемся создать развивающую среду так, чтобы малыш удивлялся, радовался и заинтересовался игрушками. Знакомство происходить и с туалетной комнатой и спальней.

После знакомства с группой с родителями и детьми решается следующая очень важная задача – это закладывать основы доверительного отношения к взрослым и доброжелательного отношения детей друг к другу.

В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Первые шаги, которые мы делаем в этом направлении, это душевный контакт. Это «присоединение» к душе ребенка – психологическое поглаживание «Ты хороший» (с произношением собственного имени), можно взять на руки, прижать, приласкать. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша. В нашей группе есть мягкая детская мебель: диванчик, кресла. Здесь малыш может поиграть с любимой игрушкой или просто отдохнуть (Приложение 3 – фото).

Дети, имеющие полноценное общение, со взрослыми доверчивы, открыты и эмоциональны. Чтобы успокоить малыша в эти трудные первые дни мы ласково и терпеливо уговариваем его или стараемся рассмешить. Для этого читаем «потешки», «журилки» «Если в доме кто-то плачет», «Нет у нас капризных деток», «Воробышек, хворобушек» (Приложение 4).

На ряду с этим, решаются проблемы медицинские, профилактика детских заболеваний.

Мы принимаем малыша таким, какой он есть, не сравнивая его со сверстниками, и радуемся его индивидуальным особенностям и достижениям, затем мы стараемся переключить его вниание, побуждаем малышей действовать. Предметная деятельность главная и ведущая в раннем возрасте. Малыш пришел к нам, чтобы жить весело, интересно, спокойно, обрести друзей, реализовать себя в интересной ему деятельности. Детский сад это собственный дом ребенка и он в нем подлинный хозяин. В группе вся развивающая среда находится в зоне доступности. Есть горка, которую дети все очень любят, машинки-каталки, лошадки, прыгуны, уголок с книжками, кубики напольные и настольные, дидактические игры, хорошо помогают игры с водой, игры с песком и игры-забавы. В основном адаптация проходит летом и вся деятельность детей переносится на участок. Мы стараемся, чтобы дети максимально прибывали на свежем воздухе. На участке есть игровые модули (вертолет, машинка, песочница), которые нам очень помогают при расставании с мамой. Процесс адаптпции зависит от состояния здоровья ребенка. Заболеваемость ОРВИ и тяжесть адаптации взаимосвязаны. В нашем детском садике врачом-педиатром составляется план лечебно-профилактической работы на основе состояния здоровья каждого ребенка, определяется группа здоровья. В план включена организация физиологического лечения, массажи, фитотерапия, витаминотерапия, закаливание.

По окончании периода адаптации в детском саду собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Заведующая, методисты, педагог-психолог, медицинский персонал, воспитатели группы и по приглашению воспитатели других групп. Обсуждаются результаты, анализируются итоги о проведенной работе в период адаптации и намечается дальнейшая работа.

За последние годы анализ работы в НДОУ показывает, что адаптация, процесс привыкания проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Показатели адаптации:

2009–2010 гг 2010–2011 гг 2011–2012 гг
Легкая Средняя Тяжелая Легкая Средняя Тяжелая Легкая Средняя Тяжелая
5% 95% 10% 90% 25% 75%

Эти данные позволяют нам судить об оптимально созданных в учреждении условиях для детей раннего возраста в период адаптации.

В 2011-2012 годах в группу поступило 20 детей. Средняя посещаемость – 15 детей. С легкой адаптацией 5 детей (оказались даже дети, которые поступили в группу позже общего адаптационного периода: Виталик 1,7 лет поступил в октябре; Даниил 2,3 года поступил в ноябре. Приложение 5 – фотографии). Есть дети, которые посещают детский сад кратковременно.

Эти данные позволяют нам судить о правильно построенной работе нашего педагогического коллектива.

Литература, используемая в педагогическом процессе:

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М., 2009.
  2. Галаков А.С. Игры, которые лечат. – М., 2009.
  3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. Кроха. – М., 2006.
  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2006.

В первые дни пребывания в яслях особенно велико значение индивидуального подхода к каждому ребенку. Первые шаги, которые мы делаем в этом направлении, это душевный контакт. Это «присоединение» к душе ребенка – психологическое поглаживание «Ты хороший» (с произношением собственного имени), можно взять на руки, прижать, приласкать. Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малыша. В нашей группе есть мягкая детская мебель: диванчик, кресла. Здесь малыш может поиграть с любимой игрушкой или просто отдохнуть (Приложение 3 – фото).

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детям и взрослым

Знакомство с детским садом начинается задолго до того, как ребенок впервые перешагнет его порог. За месяц или два до начала посещения родителям следует заглянуть на предварительную беседу с теми, кому собираются доверить воспитание своего чада. Педагог-психолог Ольга Бухарина советует внимательно отнестись к озвученным рекомендациям. А также отмечает, что нет ничего предосудительного в том, чтобы прийти в группу и посмотреть, где стоит кровать, на которой будет спать сын. Или заглянуть в музыкальный зал, где дочке предстоит стать звездой утренников. Итак, как же приучить ребенка к садику?

На новый режим лучше начинать перестраиваться еще дома. Готовиться к раннему подъему и раннему отбою, пятиразовому питанию. Оттачивать гигиенические и социальные навыки. Это должно быть комфортно для всей семьи. И касается всех «домашних» детей — неважно, идут они в сад в два года, три или пять лет.

В два года уже целый гардероб в кабинке: форма для физкультуры, сменный комплект одежды (если не до конца приучен к горшку и случаются «аварии»), запасные колготки для улицы. Подгузники — особая тема. Если родители вместе с воспитателем приходят к решению отказаться от памперсов, то и действовать должны сообща. Скажем, решено оставлять подгузники только на прогулку, дневной и ночной сон. Но очень важно, чтобы эти моменты сохранялись и дома на выходных. Это тоже оговаривается на предварительной беседе. Теперь семья и детский сад — одна команда.

Расстаться на вечность или на час

По мнению психолога, родителям очень полезно побывать в саду. Познакомиться с территорией, с персоналом, узнать, где находится отдельный вход в группу. Это избавит пап и мам от состояния тревожности, от придумывания сценариев на тему «Мой бедный несчастный малыш проводит весь день неизвестно где».

— Отличная идея — заглядывать в сад во время прогулок. У нас в саду это очень приветствуется, — говорит педагог-психолог Ольга Бухарина. — Июль и август — традиционная пора адаптации детей к новому учебному году. Мы так и просим родителей: первую неделю являться только на прогулку и оставаться на обед, если хочется. С утра нет шокирующей обстановки: прием детей ведется на улице, погода позволяет делать массу всего интересного на свежем воздухе.

— Сколько визитов с мамой нужно совершить?

— Все абсолютно индивидуально. Даже если ребенок второй в семье или третий, не нужно думать, что все отпрыски будут одинаково адаптироваться к детскому саду. Старший брат может остаться до вечера уже на третий день посещения, а его сестра будет привыкать месяц.

— Как понять, что ребенок готов остаться в группе без мамы?

— Смотреть, как выстраиваются его контакты с другими людьми. Он должен воспринимать воспитателя не как постороннего человека, включаться в общую игру, усаживаться за стол если и не с желанием поесть, то хотя бы из интереса к тому, что в тарелке.

На полоски на колготках — равняйсь!

Историй на тему успешных и не очень адаптаций у воспитателя группы раннего развития Дианы Кужакаевой, по ее собственному выражению, миллион. К ней поступают дети с года и восьми месяцев и остаются под ее присмотром до трех лет. Далеко не все они «говорящие». Очень многие тяжело переживают отказ от памперсов и пустышек. И есть те среди них, кто не выдерживают установочного периода.

— Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?

— Его нарисовать сложно. Он формируется постепенно. Сначала дети посещают группу кратковременного пребывания, это буквально пара часов за ручку с мамой, потом без нее. Был случай, когда ко мне поступил мальчик, которого мама еще продолжала кормить грудью. Расставание у них было не из легких. Но сейчас у него все прекрасно. Конечно, легче с детьми, которые уже умеют — или хотя бы пытаются — есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, просятся или сами отправляются на горшок. С такими детками адаптация проходит намного быстрее и безболезненней.

— Есть ли какие-то секреты, которые помогают в работе с малышами?

— Одиннадцать лет я в буквальном смысле не выхожу из группы раннего развития. Я уже могу отличить плач, когда ребенок тоскует по дому, от слез, которые он проливает просто так — от скуки или обиды на товарища. В первом случае он забивается в уголок, не хочет присоединяться к игре. Но и это важно, и это нужно. В нашей группе есть такое понятие — уголок уединения. Иногда надо дать выплакаться, чтобы эти эмоции не гасились глубоко в душе. У некоторых детей это вообще перерастает в ритуал, некую потребность и сохраняется на несколько лет. Без этого они уже не представляют себе утреннего прощания с мамой. Это слезы, за которыми не стоит душевного надрыва.

— Кстати, о ритуалах. Насколько они важны на первом году привыкания к детскому саду?

— Очень важны! Мы всегда просим родителей выработать какой-то свой ритуал. Это могут быть обязательные поглаживания, объятия, ласковые слова. Самое простое — это помахать в окошко, уходя на работу. Дети очень требовательны к этим действиям и если мамы спешат утром, позабыв повторить правила поведения или прочитать в меню, какая будет каша, они обязательно напомнят об этом. Есть более жесткие формы ритуального прощания: оторвать от себя, занести в группу, положить этот орущий кулек на пол и уйти. Секунда — и наш условный Петя встает с пола, слез как не бывало, топает играть. Так он показывает маме, что она ему дорога.

— Как бороться с агрессивной адаптацией?

— Без помощи семьи это сделать практически нереально, я считаю. Мой опыт показывает, что в первую очередь родители должны понять, что детский сад им нужен. Без вот этого: «ну мы сходим, посмотрим, подумаем». Это не помогает малышу адаптироваться. Ребенок это чувствует, даже если при нем это не проговаривается вслух. Моя позиция такова: привыкать к саду надо сообща. У меня миллион примеров, когда мама плачет по утрам вместе с ребенком, дежурит под окнами, места себе не находит. Но как только ей наступает пора выходить на работу — у нее хвост пистолетом, настроение на высоте, а ребенок сразу же перестает кукситься в группе. Мама его просто «отпустила», и он это почувствовал.

— Диана Наумовна, слишком долгая, болезненная адаптация — повод завязать с детским садом навсегда?

— Я считаю, что нет. У меня была девочка, которая привыкала к саду восемь месяцев. Пришла в 2 года и 3 месяца. Это были сумасшедшие истерики по утрам, неприязнь еды, дневной сон продолжительностью всего 15–20 минут. Родители реагировали адекватно, они как раз-таки были настроены на то, что им нужен детский сад. Ситуация была такова, что ребенка оставить не с кем, привыкнуть пришлось бы в любом случае. Единственное, что они могли себе позволить — это пораньше забирать. В итоге все закончилось хорошо, девочка сейчас очень привязана к саду, группе, воспитателям, ее отношения с родителями не испортились.

— Бывают те, кто сходят с дистанции, опускают руки?

— Был у нас мальчик с рвотным рефлексом на детский сад. Он только переступал порог группы, его в прямом смысле начинало рвать. Мама вбила себе в голову, что детский сад — вообще не для них. Вспоминала саму себя в детстве, находила подтверждения тому, что и она в свое время не прижилась в коллективе. В итоге они ушли, сидят теперь дома.

— Что может стать барьером на пути к вливанию в новый коллектив?

— Самые будничные вещи. Например, колготки. Садик — это же определенная уравниловка. Если я прошу родителей купить хлопчатобумажные колготки с двумя полосками на попе, то этим нельзя пренебрегать. Некоторые импортные вещи очень красивые, яркие, но натягиваются они с трудом, а среди узоров сложно разобрать, где какие полоски. И вот сидит такой бедолага-модник, и при всем желании не может натянуть колготы. В итоге он последний собирается на прогулку, что не добавляет ему радости.

Шаг навстречу новой жизни

Перед тем, как стать частью нового коллектива, родители заполняют подробную анкету, адаптационный лист. В нем описываются условия проживания ребенка, рассказывается, какое хобби у семьи. Может, они все велосипедисты и малыш выезжает на загородные прогулки с ранних лет? Или ребенок не представляет себя без собаки, потому что его дядя — профессиональный заводчик лабрадоров? Это поможет воспитателю и психологу найти «ключик». По словам Ольги Бухариной, адаптацией лучше «переболеть» в детстве, как ветрянкой. Ведь школа уже не ставит себе задачи наладить отношения со сверстниками, получить обратную связь от родителей.

— Личные вещи приветствуются? Можно ли принести что-то из дома? В некоторых садах рекомендуют сделать альбом с фотографиями членов семьи и положить «новобранцу» в кабинку.

— В моей практике такое не встречалось. Я в этом особого смысла не вижу. С одной стороны, это вроде бы родные лица, которые как бы остаются рядом с тобой. С другой — не вызовет ли это у ребенка дополнительного чувства грусти, потребности в личном общении? Я бы не рекомендовала заводить такой альбом. Лучше четко разделить: родители ждут тебя дома, а в течение дня ты дружишь с ребятами, ты под присмотром воспитателя и нянечки. У нас есть дети из неполных семей: сын и мать, к примеру. Что же, ему вешать на шкафчик портрет мамы? Нет, они оба как-то справляются без этого.

— Ольга, а если малыш привык засыпать с любимой игрушкой? Ее можно принести?

— Да, в этом мы не препятствуем. Можно взять мишку или куклу с собой на дневной сон, но они должны соответствовать санитарным требованиям: то есть это пластмасса, резина или другой материал, который можно помыть, протереть влажной салфеткой. У нас воспитывался мальчик, который предпочитал спать только под своим флисовым пледиком.

— Еще один сложный момент, с которым сталкиваются многие родители: еда в группе. Дома по две порции наворачивает, а в саду кричит «Не-не-не» и отодвигает тарелку. Как поступать?

— Это классический протест, пример адаптации. Особенно если речь идет о возрасте до трех лет. С этим можно мягко поработать. Не ест — не настаивать. У нас всякие «клиенты» есть, которые вплоть до старших, до подготовительных групп едят очень избирательно. Например, из всего обеденного меню съедают только макароны, пюре или хлеб с компотом. Ребенок знает, чего и сколько ему надо. От голода он не умрет. Сложнее дело обстоит с теми, кто пока еще не научился пользоваться столовыми приборами, ест только из бутылочек. Или бабушка кормит его с ложки. Это сразу видно, даже если родители пытаются лукавить: «Мы дома едим сами, это он у вас выделывается, капризничает». Несформированный навык видно уже даже по посадке ребенка за столом. Тут уже другой подход: «Возьми ложку в удобную тебе руку, правую или левую, а чашку держи за ушко. Если хочется, можешь держать ее двумя руками».

— Привлекают ли к адаптации других детей? Например, чемпионов по каше за столом или заводил на игровой площадке?

— Конечно, это соревновательный момент, он важен. Можно устраивать конкурс среди тех, кто сидит за столом, на самую вкусную рыбную котлету, которая помогает вырасти сильным как папа и красивой как мама. Это реально работает. Причем даже на неговорящих малышах. Подражание очень сильный эффект дает.

Форы в адаптации не имеет никто: ни девочки перед мальчиками, ни ребята из многодетных семей перед карапузом, которого воспитывает мать-одиночка. Исключение составляют, пожалуй, только двойняшки и близнецы. Им немного легче: рядом есть родная душа. Но при этом они очень долго и остаются вдвоем, никого не пуская в свой маленький круг.

Главное, что должен понять каждый малыш, переживающий непростой период адаптации — он не одинок. Ему заплетут косичку после «тихого» часа и помогут вывернуть носки. Дадут еды и научат управляться с туалетной бумагой. Здесь, в саду, он получит уход, поддержку, одобрение. А вечером его с любовью встретят родители и похвалят за то, что он пережил еще один трудный, но очень важный день новой жизни.

— Каков портрет ребенка, который идеально переживает адаптацию к детскому саду?

Как проходит адаптация детей 2-3 лет в детском саду

Детский сад — это большой первый социальный опыт вашего ребенка. Некоторые дети в два-три года с удовольствием идут в детский сад, другие направляются туда с криками и капризами. Чтобы облегчить вашу жизнь, и не травмировать ребенка, вам стоит прочесть несколько правил, как происходит процесс адаптации детей в детском саду.

Хорошо ли это, что ребенок идет в детский сад в два года? Этот вопрос до сих пор спорный, потому что одни специалисты считают, что рановато, другие — что как раз хорошо. Мы придерживаемся мнения, что посещать детский садик в таком возрасте — хорошо, потому что в старшем возрасте ребенок не сможет так легко социализироваться и ему будет намного труднее пережить этап адаптации, нежели в более раннем возрасте.

Адаптация детей к детскому саду

адаптация детей к детскому саду

Какие дети очень трудно переживают процесс адаптации в детском садике? Здесь есть две категории детей — слишком застенчивые, и слишком избалованные, задиристые, которых другие дети будут обходить стороной. Но в и одном, и в другом случае можно помочь.

Адаптация детей к детскому саду фото

адаптация детей к детскому саду

Задиристые дети. Да-да, все родители считают, что их ребенок достоин самого лучшего, и что он самый-самый послушный. Но если есть проблема у вашего ребенка с адаптацией в детском садике, значит, вам нужно помочь ему. Как? В первую очередь, расспросите воспитательницу, в чем проблема его адаптации, почему другие дети не принимают его в свой коллектив, в какое время он капризничает и начинает плакать. Это поможет вам решить проблему, поскольку у вас будет четкое видение ситуации со стороны.

Застенчивых детей в детском садике сегодня можно встретить очень часто, а все потому, что до посещения садика такие дети мало общались со своими сверстниками. Если вы только готовитесь отдать своего ребенка в садик, то обратите внимание на то, а не боится ли он других детей, как часто с ними общается, отпускает ли вас в магазин или идет повсюду за вами.

Таких детей нужно адаптировать к садику. Например, если вы увидели, что у ребенка очень мало друзей, а на детской площадке он не играет с другими, не умеет знакомиться, то помогите ему. Подходите к детям вместе с ним, говорите, как знакомиться, спрашивайте, как мальчика или девочку зовут и т.д. Со временем ребенок поймет, как нужно заводить знакомства и ему будет легче общаться с другими детьми. А ведь именно общение — это главное в детском саду.

По такому же примеру решайте все другие проблемы, которые есть у вашего ребенка с общением, социализацией, игрой с другими детьми. Но всегда помните, что нужно иногда спрашивать рекомендации со стороны, только так вы будете видеть своего ребенка объективно, а также узнаете, что о нем и его поведение думают другие люди.

Но не всегда проблема адаптации в детском саду кроется в самом ребенке. Очень часто причины частых истерик — в воспитательнице, ее отношении к вашему ребенку и т.д. Поэтому, очень практичный совет для тех, кто только выбирает детский сад для своего ребенка — сначала хорошенько узнайте отзывы о детском саде, о воспитательницах, режиме работы учреждения, наличие квалифицированного персонала, в том числе и медиков и т.д. Помните, что все эти люди — чужие, и, естественно, они не будут целыми днями носить вашего малыша на руках, поскольку у них в группе есть больше 20 таких же детей, только других родителей.

Адаптация может происходить легко, а иногда, трудно. Но точно мы можем вам сказать, что посещение детского сада — это необходимость, поскольку там учится ребенок взаимодействовать с обществом, будет проявлять свой характер, развивать умение и навыки. Просто приложите усилия для его адаптации в этом учреждении.

Детский сад — это большой первый социальный опыт вашего ребенка. Некоторые дети в два-три года с удовольствием идут в детский сад, другие направляются туда с криками и капризами. Чтобы облегчить вашу жизнь, и не травмировать ребенка, вам стоит прочесть несколько правил, как происходит процесс адаптации детей в детском саду.

Интересное:  Температура при беременности на ранних сроках 37 1
Ссылка на основную публикацию