Если Ребенок Грызет Ногти Что Это Значит

Содержание

Как отучить ребенка грызть ногти — народные средства и советы психолога

Привычка грызть ногти присуща многим детям и даже взрослым. Но если взрослый человек сам ответственен за свои поступки, то проблемы детей приходится решать родителям. Что делать, когда ребенок грызет ногти? Ответ на вопрос напрямую зависит от состояния психики и здоровья малыша.

Болезнь или привычка

Врачи и психологи не советуют рассматривать это явление только как «плохую привычку». В медицине существует специальный термин — «онихофагия» — непреодолимое желание грызть ногти без видимой цели. Похожее определение — «дерматофагия» — означает неосознанное стремление обгрызать или щипать кутикулу.

Наблюдения врачей позволили выявить, что грызут ногти около 30% детей в возрасте от 6 до 10 лет, причем мальчики делают это чаще, чем девочки. Среди детей от 10 до 17 лет процент подверженных вредной привычке увеличивается, достигая 50%. Доктора объясняют этот факт переменами в жизни, большой нагрузкой в школе, сложностями во взаимоотношениях с родителями и друзьями в подростковый период.

Однако привычку грызть ногти нельзя оставлять без внимания в надежде, что малыш «перерастет». Одергивания и ругань родителей тоже вряд ли помогут крохе преодолеть трудности. Необходимо искать более весомую причину и устранять ее совместными усилиями окружающих.

Причины онихофогии

Порой трудно сказать, почему ребенок грызет ногти: причины появления привычки могут лежать в физиологической и эмоциональной сферах жизни малыша.

Физиологические

  • Отсутствие ухода за кутикулой. Если родители недоумевают, почему дети грызут ногти, стоит обратить внимание на состояние кутикулы. Кроха может самостоятельно пытаться устранить раздражители доступными методами. Некоторые дети всерьез думают, что, обгрызая ногти, делают себе «маникюр» и внимательно оценивают результат «работы». Ученые связывают такой способ «ухода за собой» с проявлением механизма, похожего на рефлексы животных (например, кошка умывается языком).
  • Физическое удовольствие. Ребенок может получать физическое удовлетворение, замещая какие-либо недоступные приятные действия (например, поедание сладкого).
  • Заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Аритмия, тахикардия, врожденные пороки сердца и т.д. могут стать причиной неврозов, вызывающих дурную привычку. Обгрызая ногти, малыш ищет разрядки и успокоения.
  • Недостаток витаминов и минералов. Большую роль в формировании нервной системы крохи играет питании. При недостаточно количестве витамина Е, В и магния возникает состояние повышенной нервозности, тревожности и быстрой утомляемости.
  • Наличие паразитов в организме. Гельминты отрицательно влияют на состояние нервной системы. Эта версия не имеет подтверждения в европейских научных кругах и существует только в России.

Психологические

  • Социальные проблемы. У большинства детей адаптация в обществе начинается в 3 года, когда они идут в детский сад. Если малыш вырос в «тепличных» условиях, расставание с родителями даже на непродолжительное время может стать стрессом. В 6-7 лет наступает следующий адаптационный период, когда первоклассник идет в школу. Эти перемены не могут не сказаться на общем психологическом состоянии ребенка.
  • Взаимоотношения в семье. Ссоры родителей, отец или мать, которые не живут в семье, невнимание и попытка возложить процесс воспитания на бабушку могут быть восприняты ребенком как стрессовая ситуация. Онихофагия становится проявлением враждебности к окружающим и способом успокоения.
  • Пример окружения. Если в семье, в детском саду или школе кто-то грызет ногти, то малыш может неосознанно повторять эти действия.
  • Наследственная возбудимость нервной системы, темперамент. Даже если объективной стрессовой ситуации нет, повышенная нервозность может быть обусловлена наследственным типом нервной системы или особенностями темперамента. При этом положительные и отрицательные эмоции будут оказывать одинаково возбуждающее действие.
  • Последствия отлучения от груди или соски. Длительное сосание действует на ребенка успокаивающе. Обгрызание ногтей функционально замещает материнскую грудь или соску.
  • Перфекционизм. Это стремление во всем быть лучшим. Если у малыша что-то не получается, он расстраивается и воспринимает случившееся как стресс. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители ставят для детей чересчур высокую «планку». Ощущение несоответствия родительскому идеалу формирует психологические комплексы. Привычка обгрызать ногти — проявление подсознательного стремления исправить изъяны доступными способами.
  • Замена одной привычки на другую. В этом случае привычка грызть ногти может стать заменителем другой, например, сосать большой палец.
  • Ребенку нечего делать. Дети начинают грызть ногти от скуки, когда он не знают, чем заняться.
  • Чрезмерная нагрузка и повышенная утомляемость. Если ребенок перегружен в школе, дополнительно посещает несколько кружков, напряжение и усталость могут накапливаться и порождать неврозы.
  • Недосыпание. Большая нагрузка в школе, нарушение режима дня приводят к недосыпанию и, как следствие, состоянию тревожности и нервного напряжения.
  • Длительный просмотр телевизора, компьютерные игры. Ограничьте время просмотра мультфильмов 1-2 часами в день, а игры на компьютере — 0,5 часа. Мелькание кадров, громкие звуки разрушающе действуют на неокрепшую психику ребенка. Подбирайте программы и игры с жизнеутверждающим содержанием и спокойной музыкой.

Побочные эффекты

Знаменитый врач Комаровский утверждает, что родители не должны быть равнодушными к дурным занятиям своих детей. Если привычку грызть ногти вовремя не устранить, она может остаться и во взрослом состоянии, порождая серьезные последствия:

  • поврежденные ногти и кутикулу;
  • приостановку роста ногтей;
  • изменение природной формы кутикулы, раны и гематомы;
  • инфицирование околоногтевой поверхности;
  • стоматологические проблемы при повреждении десен и, как следствие, повышенная подвижность зубов;
  • частые вирусные и микробные заболевания;
  • желудочно-кишечные заболевания, гельминты;
  • эстетические и социальные проблемы (невозможность полноценного общения, замкнутость, затруднения с трудоустройством и т.д.)

Как помочь ребенку: советы и рекомендации

Народные методы

Если вы не знаете, как отучить ребенка грызть ногти, можно попробовать народные средства.

  • Смазать пальцы чем-нибудь горьким. Многие родители по старинке пытаются смазывать пальцы ребенка горчицей или соком столетника, накладывать пластырь. Однако практика показывает, что этот способ мало помогает. Можно попробовать специальный лак для детей грызущих ногти «Некусайка». Он наносится на ногти малыша и имеет горьковатый вкус. Это свойство лака поможет отучить от дурной привычки. Но не забывайте напоминать, что горько становится не из-за лака или крема, а из-за неправильных действий.
  • Снять напряжение. Обучите ребенка снимать нервное напряжение с помощью простой гимнастики и правильного дыхания. Для этого попросите малыша поочередно сжимать и разжимать кулачки. Еще одно полезное упражнение — контроль дыхания. Держа игрушку в руках, ребенок медленно и глубоко вдыхает и выдыхает. 5-7 минут такой гимнастики в день значительно снизят уровень нервозности.
  • Сделать маникюр. Девочкам от 5 лет можно сделать красивый маникюр. Приучайте малышку ухаживать за своими ногтями, научите обращаться с инструментами из детского маникюрного набора. Высказывайте свое одобрение по поводу красивых и ухоженных рук. Уход за кутикулой необходим и мальчикам. Вовремя устраненные раздражители позволят избежать дерматофагии.
  • Сформируйте рефлекс. На руку ребенка надевается мягкий браслет. Если взрослый видит, что малыш тянет руки в рот, то оттягивает браслет и щелкает по руке. Метод может быть действенным, хотя некоторым он кажется жестоким.

Психолог рекомендует

Если родители не знают, что делать, если ребенок грызет ногти, полезными могут стать советы психолога.

  • Не ругайте. Крики, замечания не заставят малыша отказаться от привычки. Напротив, создавая дополнительное нервное напряжение, они могут усугубить ее.
  • Говорите с ребенком. Чтобы выявить причину онихофагии, иногда достаточно откровенно поговорить с малышом. Психологи советуют попросить ребенка изобразить красками различные сферы жизни: школу, семью, друзей и т.д. Рисунок, в котором больше всего темных тонов, сигнализирует о проблемном участке.
  • Уделяйте больше внимания детям, проявляйте ласку. Количество проведенного с ребенком времени может быть успешно заменено качеством. Выслушивайте малыша, гладьте его по голове, обнимайте, говорите ласковые слова, делайте расслабляющий массаж пальчиков перед сном. Оградите от шумных компаний, где пьют и курят, домашних ссор и драк. Время, проведенное с крохой, должно быть максимально наполнено положительными эмоциями. Частично компенсировать их недостаток помогут мягкие игрушки.
  • Следите за собой. Если в доме кто-нибудь из взрослых грызет ногти, необходимо посоветовать ему следить за своими поступками в присутствии ребенка.
  • Приучайте к социально приемлемым формам проявления враждебности. Посещение спортивной секции, соревнования, игры помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, не причиняя вред окружающим и себе.
  • Займитесь рукоделием. Рисование красками, лепка, выкладывание фигурок из мозаики, вырезание, аппликация наполнят жизнь малыша радостными моментами, задействуют руки и не дадут скучать. Девочки старшего возраста могут попробовать вышивание. Творчество — прекрасный метод выражения накопившихся эмоций. Снять напряжение помогут приятные на ощупь предметы: гладкие камешки, игрушки-трансформеры, мячики и т.д.
  • Расскажите о последствиях. Большое впечатление на детей может оказать рассказ о последствиях обгрызания ногтей. Подкрепите свои предостережения «устрашающими фактами». Например, покажите картинки паразитов, которые могут завестись в животе. Если есть микроскоп, пусть малыш рассмотрит через него свои руки. Впечатлительные дети после увиденного часто перестают грызть ногти.
  • Сочините сказку. Предложите ребенку сказку, в которой один персонаж грызет руки, а другой нет. С первым никто не хочет общаться, потому что его руки выглядят ужасно. А второй — аккуратный, и у него много друзей. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на сознание и воображение малыша.
  • Пересмотрите режим дня. Детям 2 года и старше обеспечьте спокойную атмосферу, тихие игры, больше гуляйте на свежем воздухе. У ребят школьного возраста должен оставаться хотя бы 1-2 часа в день для сна и прогулок. Плотный режим дня (посещение секций, школьная нагрузка) отрицательно сказываются на психике и здоровье ребенка.
  • Приучайте к самостоятельности. Причиной появления дурной привычки может быть неожиданное расставание с матерью в течение дня, если она выходит на работу из декретного отпуска. Ребенок вынужден проводить время с бабушкой или в детском саду. Если связь с родителями слишком тесная, разлука становится психологической травмой. Отводите ребенка к бабушке или в детсад на 1-2 часа в день, пока вы еще не вышли на работу. Постепенно увеличивайте время, проведенное в отсутствии родителей. Так малыш будет привыкать к общению с другими людьми, а у вас появится возможность заняться своими делами.
  • Обратитесь к невропатологу. Если налицо серьезные психические расстройства, или все предыдущие методы оказываются бессильными, посетите невропатолога. Он посоветует успокоительные препараты, фиточаи или витаминный комплекс. При подозрении на заболевание нервной системы врач назначит нейросонографию и выпишет лекарства по результатам обследования. Также могут потребоваться анализ кала на наличие гельминтов, кардиограмма при подозрении на сердечно-сосудистые заболевания.

Онихофагия у ребенка — яркий сигнал для родителей, что нужно обратить внимание на здоровье и психологическое состояние их чада. Не нужно отмахиваться от проблемы и ждать, пока «перерастет». Запущенная привычка может в будущем стать преградой для успешной работы, полноценного общения и семейного счастья.

  • Не ругайте. Крики, замечания не заставят малыша отказаться от привычки. Напротив, создавая дополнительное нервное напряжение, они могут усугубить ее.
  • Говорите с ребенком. Чтобы выявить причину онихофагии, иногда достаточно откровенно поговорить с малышом. Психологи советуют попросить ребенка изобразить красками различные сферы жизни: школу, семью, друзей и т.д. Рисунок, в котором больше всего темных тонов, сигнализирует о проблемном участке.
  • Уделяйте больше внимания детям, проявляйте ласку. Количество проведенного с ребенком времени может быть успешно заменено качеством. Выслушивайте малыша, гладьте его по голове, обнимайте, говорите ласковые слова, делайте расслабляющий массаж пальчиков перед сном. Оградите от шумных компаний, где пьют и курят, домашних ссор и драк. Время, проведенное с крохой, должно быть максимально наполнено положительными эмоциями. Частично компенсировать их недостаток помогут мягкие игрушки.
  • Следите за собой. Если в доме кто-нибудь из взрослых грызет ногти, необходимо посоветовать ему следить за своими поступками в присутствии ребенка.
  • Приучайте к социально приемлемым формам проявления враждебности. Посещение спортивной секции, соревнования, игры помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, не причиняя вред окружающим и себе.
  • Займитесь рукоделием. Рисование красками, лепка, выкладывание фигурок из мозаики, вырезание, аппликация наполнят жизнь малыша радостными моментами, задействуют руки и не дадут скучать. Девочки старшего возраста могут попробовать вышивание. Творчество — прекрасный метод выражения накопившихся эмоций. Снять напряжение помогут приятные на ощупь предметы: гладкие камешки, игрушки-трансформеры, мячики и т.д.
  • Расскажите о последствиях. Большое впечатление на детей может оказать рассказ о последствиях обгрызания ногтей. Подкрепите свои предостережения «устрашающими фактами». Например, покажите картинки паразитов, которые могут завестись в животе. Если есть микроскоп, пусть малыш рассмотрит через него свои руки. Впечатлительные дети после увиденного часто перестают грызть ногти.
  • Сочините сказку. Предложите ребенку сказку, в которой один персонаж грызет руки, а другой нет. С первым никто не хочет общаться, потому что его руки выглядят ужасно. А второй — аккуратный, и у него много друзей. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на сознание и воображение малыша.
  • Пересмотрите режим дня. Детям 2 года и старше обеспечьте спокойную атмосферу, тихие игры, больше гуляйте на свежем воздухе. У ребят школьного возраста должен оставаться хотя бы 1-2 часа в день для сна и прогулок. Плотный режим дня (посещение секций, школьная нагрузка) отрицательно сказываются на психике и здоровье ребенка.
  • Приучайте к самостоятельности. Причиной появления дурной привычки может быть неожиданное расставание с матерью в течение дня, если она выходит на работу из декретного отпуска. Ребенок вынужден проводить время с бабушкой или в детском саду. Если связь с родителями слишком тесная, разлука становится психологической травмой. Отводите ребенка к бабушке или в детсад на 1-2 часа в день, пока вы еще не вышли на работу. Постепенно увеличивайте время, проведенное в отсутствии родителей. Так малыш будет привыкать к общению с другими людьми, а у вас появится возможность заняться своими делами.
  • Обратитесь к невропатологу. Если налицо серьезные психические расстройства, или все предыдущие методы оказываются бессильными, посетите невропатолога. Он посоветует успокоительные препараты, фиточаи или витаминный комплекс. При подозрении на заболевание нервной системы врач назначит нейросонографию и выпишет лекарства по результатам обследования. Также могут потребоваться анализ кала на наличие гельминтов, кардиограмма при подозрении на сердечно-сосудистые заболевания.

Если Ребенок Грызет Ногти Что Это Значит

Обычно люди считают, что привычка грызть ногти — это проявление нервозности. Такое представление вполне справедливо, но этого мало, чтобы объяснить явление в целом. В самом деле, почему ребенок грызет ногти, а не какой-то предмет, оказавшийся под рукой? О чем еще, кроме нервозности, может говорить эта привычка? Что она означает для ребенка? Ответы здесь таковы:

Интересное:  Плод не соответствует сроку беременности на поздних сроках

1. Ребенку просто приятно грызть ногти, это доставляет ему физическое удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему недоступных. Чтобы избавить ребенка от этой привычки, надо предложить ему другое занятие, более удовлетворяющее его.

2. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.

3. Привычка грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе подобный поступок — проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.

4. В душе его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть ногти, чем он и освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!

Не делайте никаких замечаний ребенку. Не потому, что они вообще совсем не нужны, а потому, что прежде необходимо понять причины, породившие эту привычку. Они же кроются в чувствах ребенка. Как мы уже сказали, привычка грызть ногти — это попытка избавиться от напряженности и психологического дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия. Это как бы выход задавленной агрессивности, в то же время доставляющий удовольствие.

Если мы хотим исправить положение, мы должны сделать все возможное, чтобы изменить отношение ребенка ко всем привлекательным моментам, связанным с грызением ногтей.

1. Приятный момент. Хотя мы не всегда в состоянии «переключить» пальцы ребенка на другие, не менее приятные занятия в ту самую минуту, когда он собирается грызть ногти, мы все-таки можем сделать его жизнь более веселой, если устраним некоторые из самых главных причин напряженности, угнетающей малыша. Возможно, в последнее время мы сами были слишком нервозны, или чересчур суровы с ним, либо очень строго наказали его. Вероятно также, что мы излишне требовательны к нему. Не исключено, что отношения с братиком или сестренкой, какие-то недоразумения во время игры, тысячи всевозможных событий дня могли взволновать ребенка, вызвать у него раздражение, но ему не представилась возможность отвести душу. Нужно поэтому постараться снять его нервное напряжение и добавить в его жизнь веселья,

2. Момент ребячества. Факт возвращения ребенка к детским привычкам должен подсказать нам, что мы не сумели вызвать у него желание расти. Конечно, мы ПОБУЖДАЛИ ЕГО расти, но, несомненно, ему чего-то недоставало — скорее всего, нашего одобрения. В этой ситуации все, что необходимо сделать, — это под­черкнуто вознаграждать ребенка за более взрослое поведение. Иногда достаточно ласкового слова или же просто погладить малыша по головке. Важно, чтобы ребенок понимал, что мы видим его заслуги и одобряем его поступки. Мы не должны наказывать его за ребяческое по­ведение: на эти моменты в его поведении следует как можно меньше обращать внимания.

3. Агрессивный момент. Здесь нужно, во-первых, не придавать большого значения агрессивности ребенка, а это означает, что надо изменить и собственное поведение; во-вторых, позволять ему иногда свободно выразить свой гнев и свою враждебность. Другими словами, не переживать по поводу каждой такой вспышки. Ведь мы тоже иногда отводим душу. Если же будем постоянно лишать его возможности свободно выражать свои чувства, то добьемся только одного — они будут копиться в
нем и переполнять его. В-третьих, поощрять социально приемлемые формы проявления враждебности и при случайных домашних ссорах и вовремя игр в «воров и полицейских», «ковбоев» и «индейцев», на спортивных соревнованиях.

4. Принудительный момент. Если следовать предлагаемым выше рекомендациям, сам собой найдется выход из положения.

Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта привычка только появилась, чем спустя несколько лет. К сожалению, большинство из нас слишком хорошо понимает это и потому спешит что-то предпринять как можно быстрее. Но тут самое главное — не переусердствовать, а действовать правильно, то есть не спеша, спо­койно и в полной уверенности, что все будет хорошо. Разумеется, если бы мы и во всех других отношениях вели бы себя столь же разумно, очень возможно, дурная привычка и не появилась бы у ребенка. Но поскольку мы не можем переделать себя даже из любви к своему ребенку, попытаемся хотя бы сделать следующее по значимости усилие — умерим нашу склонность наказывать ребенка.

Мать, например, с такой строгостью наказывала сына за мастурбацию, что добилась своего — он прекратил это занятие, но через неделю начал грызть ногти. По существу же, из этих двух зол мастурбация менее страшное, поскольку менее инфантильное занятие и ребенок сам легче преодолевает его.

Давление родителей почти всегда выливается в угрозы, упреки, наказания. Отказ от таких форм воздействия сам по себе даст наилучший результат в предотвращении или избавлении ребенка от привычки грызть ногти.

2. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно — и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Причины привычки

Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.

Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.

Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.

Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.

Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.

Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе — и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.

Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» — например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.

Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.

Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

  • Грызет ногти
  • Доктор Комаровский
  • Синдром навязчивых движений
  • Комаровский о синдроме

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если ребенок грызет ногти что это значит глисты — Поиск

Как отучить ребенка грызть ногти: эффективные методики. Что лежит в основе формирования привычки грызть ногти, и какими конструктивными способами можно ее побороть? … В итоге я успокоилась и немного спустила ситуацию на тормоза, а потом проверилась на глисты.

Интересное:  Поливитамины ледис формула состав

Почему вы решили что если ребенок грызет ногти, значит есть глисты! … Нет, ну каменный век, честное слово! А ребенку нужно объяснить, что грызть ногти очень некрасиво, что это признак невоспитанности. Если ребенок грызет ногти это означает что в организме нехватает минераьных солей. попробуйте довать витамины, или измените его рацион питани. … Если скрипит зубами, то значит есть глисты.

Мне без малого шестьдесят, ну грызу я ногти с детства, но глистами не страдал, да говорят и глисты не всегда вредны. … Андрей Сухоненко Если ребенок грызет ногти значит есть проблема. Будут ли глисты, если грызть ногти? … Психологи связывают это желание с существованием опасных проблем с психикой, нередко и взрослый, и ребенок грызет ногти в моменты стрессовых ситуаций.

Для начала нужно понять, почему ребёнок грызёт ногти: что сформировало у него такую потребность? … велик риск заражения кишечными инфекциями и глистами (читайте также про признаки глистов у детей). Здоровье детей. illy13/12/2021 в 15:47:40. Грызем ногти — что это? нервное или глисты? Как пошли в сад стали грызть ногти. … глисты. скорее следствие такого «грызения», а не причина. Яна_26/12/2021 в 08:49:35. Онихофагия или привычка грызть ногти.

Популярные новости

Даже если ребёнок постоянно грызёт ногти, это не означает, что глисты у него обязательно должны быть. Обычно дети заражаются глистами в детском саду, если есть в групе больной ребёнок, который инфекцию

Мне без малого шестьдесят, ну грызу я ногти с детства, но глистами не страдал, да говорят и глисты не всегда вредны. … Андрей Сухоненко Если ребенок грызет ногти значит есть проблема. Будут ли глисты, если грызть ногти? … Психологи связывают это желание с существованием опасных проблем с психикой, нередко и взрослый, и ребенок грызет ногти в моменты стрессовых ситуаций.

Как отучить ребенка грызть ногти: советы и рекомендации специалистов

Вредные привычки ребенка вызывают тревогу у родителей. Это вполне обоснованно, ведь часто они сохраняются в старшем возрасте и даже переходят во взрослую жизнь. Избавиться от них крайне непросто. И если на малыша, который, например, грызет ногти, смотрят снисходительно, то взрослый человек будет вызывать, по крайней мере, недоумение. Специалисты советуют не пускать ситуацию на самотек, а начинать действовать сразу. Действия взрослых должны быть целенаправленными и настойчивыми, но в то же время мягкими, чтобы не усугубить проблему и не нанести ребенку психологическую травму.

Содержание:

  • Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой
  • Почему дети грызут ногти
  • Как отучить от вредной привычки
    • Уход за руками ребенка
    • Специальные приспособления и препараты
    • Создание психологического комфорта
    • Обучающие методики
  • Чего нельзя делать

Почему обгрызание ногтей считается вредной привычкой

Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.

Вредными считаются те действия, которые способны нанести вред. В привычке грызть ногти врачи также видят опасность по ряду причин:

  1. Ногти несут защитную функцию, предохраняя кончики пальцев, наиболее уязвимые участки, от повреждений. Постоянное их обгрызание под самый корень ведет к тому, что кожа на пальцах становится очень тонкой и чувствительной. Это грозит травмами и воспалительными процессами не только кожи вокруг ногтевой пластинки, но и более глубоких слоев.
  2. Внешний вид и цвет ногтей постепенно меняется, они становятся ломкими, сильно слоятся, деформируются, у некоторых детей и вовсе перестают расти.
  3. В трещинки и ранки из ротовой полости попадают болезнетворные микроорганизмы, которые могут вызвать воспаление и заражение. Если бактерии попадут в кровоток, это вызовет серьезные заболевания, вплоть до сепсиса.
  4. Гораздо чаще происходит наоборот. Грязь из-под ногтей, где активно размножаются попавшие туда вирусы и бактерии, ребенок, когда грызет ногти, проглатывает. Также высок риск заражения глистами.
  5. Ногтем ребенок нередко травмирует мягкие ткани во рту, вызывая тем самым стоматит. Повреждение зубной эмали ведет к разрушению зуба.

Хотя до 18 лет не принято ставить психиатрические диагнозы, врачи однозначно считают привычку грызть ногти расстройством, которое даже получило медицинское название – онихофагия.

Почему дети грызут ногти

В большинстве случаев специалисты сходятся во мнении, что развитию вредной привычки способствует стресс у ребенка, подавленное состояние. Такое наблюдается при конфликтах в семье, во время адаптации к детскому саду или школе, при смене места жительства или образовательного учреждения. У подростков такая привычка развивается на фоне разногласий с родителями и друзьями, переживаний по поводу первых симпатий и влюбленности.

Доктор Комаровский считает, что в некоторых случаях привычка грызть ногти развивается из другой вредной привычки – сосать пальцы, которая, в свою очередь, возникает из-за неудовлетворенности в сосательном рефлексе у малышей (например, ребенка рано отняли от груди, в период отучения от пустышки).

Существуют и другие причины психологического и педагогического характера:

  1. Дурной пример. Если папа или мама, кто-то из родственников или ближайшего окружения (в детском саду, в гостях) при малыше грызут ногти, вскоре можно заметить, как ребенок стал тянуть пальчики в рот. В семье с двумя, тремя и более детьми практически все они будут грызть ногти, так как достаточно одному продемонстрировать это занятие, «заразятся» и другие.
  2. Аутоагрессия, то есть осознанное или неосознанное причинение вреда самому себе. Догрызая до мягких тканей, ребенок не остановится, несмотря на боль, будет обдирать ногтевую пластинку вместе «с мясом».
  3. Сопротивление контролю со стороны взрослых. Происходит это, как правило, в переходные периоды: в 3-5-летнем или подростковом возрасте.
  4. Недостаточная гигиена. Если родители редко стригут ногти ребенку, они мешают, задевают за предметы, доставляют множество неудобств. Иногда пластинка слоится и ломается из-за травмы или нарушения обмена веществ. Не умея пользоваться ножницами, ребенок не придумывает ничего лучше, чем грызть торчащие ноготки. Достаточно быстро это перерастает в привычку.
  5. Чрезмерная сосредоточенность на чем-либо. Можно заметить, что ребенок усиленно грызет ногти, решая сложную задачу, читая книгу, просматривая телевизор или играя в компьютерную игру.

Чаще всего ногти начинают грызть в 4-5-летнем возрасте, реже – малыши 2-3 лет. К подростковому возрасту привычка сохраняется практически у половины таких детей. Как только родители заметили обгрызанные ногти или застали чадо за этим занятием, следует принимать меры. Чем старше ребенок и запущеннее состояние, тем сложнее от него избавиться.

Видео: Причины и последствия онихофагии

Как отучить от вредной привычки

Если родители не обратили внимания на то, что ребенок грызет ногти, хотя бы один раз, это действие будет восприниматься как вполне «легальное». Именно поэтому следует постоянно следить за привычками малыша и не допускать того, чтобы он сосал пальцы, теребил волосы, болтал ногами или грыз ногти.

Многие современные педиатры вообще сходятся во мнении, что не следует разрешать ребенку держать руки во рту. Часто мамы не обращают на это внимания в период прорезывания зубов, когда малыш таким образом чешет десенки. Но существует масса современных приспособлений для этих целей – от прорезывателей до специальных игрушек, которые предполагается дезинфицировать и давать ребенку.

Следует сесть и поговорить с малышом. Не важно, сколько ему лет, говорить нужно, как с взрослым. Важно четко и аргументировано объяснить ему, почему грызть ногти нельзя и даже опасно. Ребенок должен знать, что именно он делает неверно, чем это грозит конкретно ему. Возможно, в разговоре удастся выяснить причину такого поведения.

Если обгрызание ногтей уже стало рефлекторным, придется подумать и выбрать правильную тактику коррекции поведения. Борьба с вредной привычкой должна быть целенаправленной, давать слабину нельзя ни в коем случае.

Уход за руками ребенка

Родители должны выработать привычку ежедневного ухода за руками и ногтями своего ребенка. Ноготки следует стричь очень коротко, при необходимости подпиливать их, убирая загибы, отломки, заусеницы, чтобы у малыша не возникало соблазна что-то оторвать или отгрызть.

Для юных модниц очень действенным оказывается красивый маникюр мамы, который она сравнивает с некрасивыми обгрызанными ногтями дочки. Для демонстрации разницы можно взять ножнички и пилочку, обработать ноготки, возможно, покрыть лаком, желательно ярким. Иногда это срабатывает с первого раза. Если же не помогло, через день-два ногти снова погрызаны, следует их просто обработать, но не красить. Накрасить только в том случае, когда после очередного осмотра они окажутся невредимыми.

Важно: Для детского маникюра следует выбирать только специальные детские лаки, которые не содержат ацетон.

Параллельно, если есть необходимость, следует заняться укреплением ногтевой пластины ребенка, чтобы они не слоились и не отламывались. Для этого важно пересмотреть питание малыша, обогатив его продуктами с большим содержанием кальция, витаминов и минералов. При необходимости посоветоваться с педиатром о приеме поливитаминов. Для ребят постарше в аптеке можно приобрести специальные лаки для укрепления или сходить к косметологу и провести укрепление ногтей акриловой пудрой.

Специальные приспособления и препараты

Некоторые дети выгрызают ногти далеко за свободный край, как говорится, «с мясом». В этом случае поможет только обматывание кончиков пальцев специальным лейкопластырем. Так ребенок не сможет добраться до пластинки. Совсем малышам можно надеть рукавички-антицарапки, которые мягко фиксируются на запястье. Пара недель таких ограничений для многих заканчивается успешным отучением от дурной привычки. Конечно, ребятам, посещающим детский сад, а тем более школьникам, такие методы не подойдут.

Для них можно попробовать специальный лак для ногтей, например, «Некусайка», «Belweder». Безобидный для детского здоровья, но горький на вкус, он приводит к тому, что ребенок вовсе перестает тянуть в рот пальцы. Лак помогает на начальной стадии онихофагии, если же привычка прочно укоренилась, скорее всего, средство окажется бессильным.

Создание психологического комфорта

Для расслабления при перенапряжении и стрессовых ситуациях подойдет массаж, водные процедуры, длительные прогулки на свежем воздухе, успокоительный чай на травах, которые посоветует педиатр. Нужно проводить с ребенком как можно больше времени, ограничивая время просмотра телевизора и компьютерных игр. В моменты, когда он занят сам или с родителями чем-то интересным, можно заметить, что он «забывает» грызть ногти. Отучить такого ребенка можно, постоянно отвлекая его от этого занятия.

Иногда бывает и так, что ребенку не хватает именно этих повторяющихся действий. Девочкам заменить привычку грызть ногти можно, например, вязанием крючком или плетением из бисера, вышиванием, другими видами рукоделия. Мальчикам предложить собирать конструктор, какие-то мелкие детали, заняться робототехникой. Это не только вырабатывает умение сосредоточенности на руках, но и помогает понять, что пальцы — весьма важный инструмент, который следует беречь. Ранка и воспаление из-за плохой привычки ведут к сильной боли, потери чувствительности и временной нетрудоспособности, когда ребенок не сможет заниматься любимым делом.

Некоторым подходит так называемое действие-замещение. Например, при просмотре телевизора или чтении книги поставить перед ребенком семечки, орешки, любимые фрукты, овощи. Хорошо помогают «занять» руки игрушки-антистресс, которые вполне можно смастерить совместно из натуральных материалов, наполнив их рисом, горохом или гречкой.

Психологи советуют учить малыша выражать свои эмоции, всегда говорить с ним, узнавая, в чем причина его волнений, помогать решать трудные ситуации. Тогда накопленное внутреннее напряжение не будет выливаться в плохие привычки. Помогут и некоторые психологические приемы, например, дыхательная гимнастика, медленный счет до 10 на выдохе и так далее.

Обучающие методики

Особо впечатлительным детям помогает «одуматься» и навсегда отказаться от дурной привычки демонстрация того, к чему она ведет. Следует выбрать несколько наиболее устрашающих картинок, примеров негативных последствий обгрызания ногтей, сопроводив их неутешительными комментариями.

Малышам можно рассказать сказку о двух товарищах, один из которых грыз ногти, а у другого такой привычки не было. Детками постарше почитать медицинскую энциклопедию о вредных бактериях и глистах, посмотреть познавательные мультфильмы или медицинские передачи. Если есть возможность, рассмотреть под микроскопом подногтевую грязь, обязательно сделать акцент на том, что все это оказывается внутри, как только руки попадают в рот.

Чего нельзя делать

Бабушки пользовались аналогом современного безопасного горького лака: горчицей или красным перцем, которыми натирали кончики пальцев малышу. Следует понимать, что вместо рта ребенок вполне может потереть глаза, и тогда ожог слизистой обеспечен.

Перепробовав все методы и не получив результата, в отчаянии родители пытаются воздействовать наказаниями. Если вспомнить, что в большинстве случаев причиной дурной привычки является стресс, можно понять, что грубое одергивание, шлепки по рукам и губам не решат проблему, напротив, только усугубят ситуацию. Действовать нужно настойчиво, но достаточно мягко.

Если, несмотря на все старания, ребенок продолжает не просто грызть ногти, а делает это с некоторым остервенением, следует обратиться к неврологу. Вполне возможно, такая привычка является предшественником синдрома гиперактивности и дефицита внимания, который в будущем может вылиться в серьезные проблемы, а на начальной стадии вполне поддается коррекции.

Видео: Советы психолога, как ребенка отучить грызть ногти

Доктор Комаровский считает, что любые вредные привычки формируются как многократно повторяющаяся последовательность каких-то действий. Со временем мозг перестает управлять ими, эти действия становятся рефлекторными. Сам того не желая и не замечая, ребенок тянет руки в рот, дергает себя за мочку уха, теребит волосы, раскачивает ногами, ковыряется в носу. Опасность в том, что из детских привычек формируется характер взрослого человека, которого отучить гораздо сложнее, чем малыша.

Ссылка на основную публикацию