Как Научить Ребенка Говорить В 8 Месяцев

Содержание

Двухлетний малыш не говорит: ищем причины и развиваем речь

В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития — довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех — индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен — недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. — 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа — там»)
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года — не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи — так, что остановить их невозможно.

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них — нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность — свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа — неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно — он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи — каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли — замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей — это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» — рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Не заменяйте собственный голос телевизором, радио, компьютером. Исключение — качественные развивающие передачи или специальные обучающие видео- и аудиозаписи для детей. Но даже они не могут полностью заменить вас.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги — сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте — просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь — пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаемся с малышом

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков — специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками — подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное — скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов — основа вашего совместного успеха.

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Как научить ребенка говорить

Чтобы ваш маленький ребенок начал разговаривать сразу же правильно, потребуется чтение ему книжек ещё с пеленок. Кроме того, нужно описывать ему всё, что происходит вокруг. А вот сюсюкать с ребенком категорически запрещено.

Когда ребенку исполняется месяц, он издаёт звуки, в которых сочетаются согласные: «грр», «гхх», а когда ему исполняется четыре месяца, он уже очень громко смеётся. Полугодовалому малышу уже удаётся что-то говорить, соединяя гласные и согласные в мелодичные звуки: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Далее он с большей чёткостью может произносить «папа» и «мама», хотя сам смысл этих слов станет ему понятен уже ближе к годовалому возрасту.

Но не нужно игнорировать, если ваш ребенок уже с первых месяцев будет пытаться контактировать с вами, используя звуки. Чем чаще их произносить ребенку, тем скорее удастся научить малыша говорить. Чтобы быстрее научить ребенка говорить, нужно следовать нехитрым рекомендациям.

Как научить ребенка говорить: способы

1. Прежде всего, с ребенком нужно говорить. Нужно описывать, чем сейчас заняты родители, при этом можно использовать причинно-следственные связи («Я делаю пюре, которое ты потом будешь есть»).

2. Кроме того, нужно повторять за ребенком. Даже если в его репертуаре есть только «агу», нужно показать, что вы реагируете на его «слова». Так у малыша появится мотивация к тому, чтобы говорить чаще.

3. Ему нужно задавать вопросы и обязательно дожидаться ответной реакции. Пусть он ответит всего лишь смехом или ворчанием. Но к каждому ответу вы должны проявить интерес, например, спросить «Серьезно?» или «Вот как интересно!». Если с ребенком так говорить, он начнёт разговаривать раньше, чем его сверстники.

4. Нужно рассказывать своему ребенку о вещах, обозначая их качества и цвета. Можно пользоваться простыми словосочетаниями: «красный мяч», «квадратный кубик». Но если родители, например, покажут квадратную форму кубика руками, а затем выставят его и назовут, будет гораздо лучше. Форма слов должна быть использована правильная, речь должна быть выразительной.

5. В том случае, если в речи малыша уже есть некоторые звукоподражающие слова, их нужно повторить за ним, а потом добавить правильное слово. К примеру, когда малыш, показывая на самолёт, говорит «у-у-у», нужно отвечать: «Да, у-у-у, самолёт».

6. Не стоит произносить разные уменьшения и ласкательные формы. Каждому малышу необходимо слышать, как звучат все слова по-настоящему, чтобы выговаривать их в будущем правильно.

7. И, конечно же, с малышом обязательно нужно читать книги. А когда рассматриваете с ним картинки, нужно задавать вопросы типа: «Где слон?». Даже крошечному младенцу следует читать простые стишки для общего развития.

Как научить ребенка говорить: игры

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать различные игры.
С рождения и до четырёх месяцев идёт развитие речи у каждого младенца, когда он прислушивается к тому, как говорят родители. Какие игры можно предложить такому малышу?

A. Можно сесть поудобнее, колени должны быть согнуты, на них лежит ребенок. Нужно повторять звуки, которые издаёт младенец, таким образом провоцируя его ответную реакцию. При этом малышу нужно смотреть в глаза, слова должны быть свободными и четкими. Если ответом вам будет радостный писк малыша, нужно рассмеяться и обязательно дать комментарий «Да?».

B. Во второй игре ребенка нужно уложить на коврик или одеяло, игра заключается в рифмовании разных частей тела. При этом можно называть различных животных, например: «Вот это норка барсука, а вот Алёшина рука!». При повторении рифмы руки повторяют движения, которые делают звери, и при этом нужно нежно касаться тех частей тела ребенка, которые называются.

C. Для младенца просто необходимо слышать колыбельные и разные песенки в мамином исполнении. Им это очень нравится. При этом любят они не только нежную мелодию, но и слова, которые ритмично повторяются.

В возрасте от пяти до восьми месяцев малыш громко смеётся и мелодично лопочет. Ему уже удаётся подражать взрослой речи, и это должно быть использовано во время игр.

D. Во время одной из таких игр ваш ребенок должен находиться на руках у родителя, который стоит перед зеркалом. Можно строить весёлые рожицы с использованием речевого аппарата: язык высовывается, и им облизывается верхняя губа, можно сделать попытку достать нос кончиком языка, губы вытягиваются в трубочку и т.п. Может и не сразу, но малыш тоже начнёт играть в такую игру.

E. Можно носить ребенка на руках по квартире, и при этом напевать песенку, которая подходит. Например, если в песенке поётся про лошадку, можно голосом изобразить цокот копыт, хлопать и пофыркивать. Нужно предлагать малышу повторять звуки и движения за вами. А потом представить себя в автомобиле и, выпячивая губы, изображать звук его мотора как можно протяжнее.

F. А можно устроить игру «куку!». Родитель прячется за дверью или под одеялом, а затем, выглядывая, произносит эту фразу. Малышам в шесть месяцев очень нравится эта игра, и очень скоро ребенок сам будет выступать в роли ведущего.

А когда возраст ребенка приближается к году, он уже начинает осмысленно произносить «мама» и «папа». А слов, с понятным ребенку смыслом, будет ещё больше. Но ещё в течение длительного времени лексикон малыша будет наполнен звукоподражающими фразами.

G. Прежде всего, нужно в играх почаще использовать наследование возгласов зверей. Реквизитом могут стать маски и картинки, нарисованные в книжках. Не помешает и исполнение тематических песенок.

H. Можно заняться кукольным театром. Так ваш ребенок наглядно увидит, как можно поиграть интонациями и моделировать голос. Если вы читаете стишки, то голос должен изменяться, от баса до сопрано. Скорее всего, под конец театрального представления кукольный театр будет разгромлен маленьким зрителем, но это также будет частью игры.

I. А можно поиграть в телефон. Нужно обзавестись двумя детскими телефонами. Лучше, всего, если малышу достанется плюшевый. Скорее всего, он уже видел не раз, как родители используют телефон, и тоже начнёт прикладывать трубку к уху, а вскоре и сам начнёт говорить «алло».

J. Для тренировки губ очень полезно задувать свечи. Таким образом, ваш ребенок ещё и подготовится к первому именинному пирогу. Только в такой игре следует быть очень аккуратными, чтобы малыш не обжёгся об огонь руками или губами.

Как научить ребенка говорить: видео

Предлагаем посмотреть видео как научить ребенка говорить самостоятельно в домашних условиях. Советы и рекомендации даёт врач дефектолог логопед высшей категории.

Другие статьи из этой рубрики:

    Витамины для детей

4 коммент “Как научить ребенка говорить”

Спасибо Вам огромное! Особенная благодарность за видео.

А в 1,2 что примерно должен уметь говорить ребенок?

Ребенок не всегда будет делать как написано в этой статье. Если он с рождения толком не хочет говорить и повторять, то можно хоть весь день не закрывая рта рассказывать ему и показывать.
Уметь ребенок будет многое, по сравнению со сверстниками, но вот не факт, что будет говорить. Моему ребенку сейчас 1.8 и единственное слово — пабапа. Но это точно либо собака, либо лягушка, либо утка. Даже до года первое слово было «папа» и мы обрадовались. Теперь же одно мммм и бррррр (на машинку).
И книги с рождения и занятия разные — не хочет говорить и всё тут.
Всё индивидуально и надеяться, что будет легко и просто не стоит. Терпение и труд — всё перетрут. Согласна про сюсюканье — ни в коем случае нельзя. Мои свекры мучаются с одним из племянников, что не выговаривает букву Р. так они и сами этому способствуют — говоЙят и повтоЙяют за ребенком неправильно и смеются ещё при этом, а потом злятся. Не повторяйте таких ошибок — не приучайте ребенка коверкать язык.

Наш ребенок повторял голоса животных и у него здорово это получалось. Попробуйте, может у Вашего тоже получится.

Спасибо Вам огромное! Особенная благодарность за видео.

Как научить ребёнка говорить: развитие речи ребёнка на первом году жизни

Первое слово — это начало нового этапа жизни ребёнка и его родителей. Это одно из самых долгожданных и радостных событий для всей семьи. Еще с первых месяцев жизни своего малыша мама и папа ожидают, что совсем скоро он заговорит, они смогут общаться, петь песни и рассказывать друг другу стихи.

Первый год жизни ребёнка отличается своими стремительными изменениями в развитии, хотя на первых порах родителям сложно увидеть эти изменения — почти до двух месяцев малыш не издаёт звуки, кроме крика, с помощью, которого он общается с миром. Родителям важно научиться правильно реагировать на эти «сигналы» малыша, это будет способствовать хорошему контакту между ними. Затем в 3-6 месяцев малыш начинает гулить и в 6-9 месяцев ребёнок издаёт отдельные звуки, а к концу первого года он произносит свои первые слова. Все эти изменения происходят благодаря желанию малыша общаться с миром и очень хорошо, если родитель понимает это желание и удовлетворяет его.

Многие родители, к сожалению, считают, что пока малыш не говорит, с ним не нужно много общаться, потому что он ничего не понимает. Это убеждение, которое заводит родителей в тупик, а детей- тормозит в развитии. Ведь известно, что дети, которые не общались со взрослыми в первом полугодии своей жизни, например, из-за болезни, говорили хуже, чем их сверстники в первые три года. Чем раньше мама или папа поймут, что малыш общается еще до рождения и с ним нужно говорить, говорить и говорить, тем быстрее они услышат это заветное первое слово, а потом и первое предложение.

Говорить с ребёнком на первом году его жизни, это значит:

1. Много времени уделять общению с малышом: говорить с ним во время кормления, купания, пеленания, укладывания ко сну.

2. Проводить игры-занятия, которые направлены на развитие речи.

3. Говорить с малышом во время игры.

Для того чтобы понять каким образом родители могут развивать речь малыша, важно ответить на вопрос: «А какое именно общение нужно малышу в этом возрасте?».

Ниже перечислены периоды развитие речи ребёнка, которые помогут мамам и папам понять, что именно делать для эффективного общения с ребёнком.

1. Период эмоционального общения — это период от 0 до 6 месяцев, в котором ребёнок развивает свою речь благодаря эмоциональному общению с мамой и папой. Это означает, что для развития речи ребенка в первые полгода его жизни, маме стоит обратить внимание на установление эмоционального контакта с малышом, т.е. по самым минимальным признакам (плач, крик, выражение лица) понять, что не нравиться ребёнку, это может быть голод, мокрые пелёнки, желание поиграть… Важно поддерживать хорошее настроение малыша и тогда у него будет формироваться потребность в общении и появляться со временем голосовые реакции на общение с мамой.

Для того чтобы общение мамы с малышом было интересным и эффективным, мама может поиграть с ним в игры.

Итак, игры-занятия для детей от 0 до 6 месяцев (длительность занятия 1-1,5 мин):

  • Можно поиграть с ребёнком в прятки («ку-ку»). Важно поощрять ребёнка лаской каждый раз, когда он будет улыбаться.
  • Раскачивание подвешенной игрушки, потряхивание погремушкой. Обучение малыша всматриваться в лицо взрослого, следить за передвигающимися предметами, отыскивание по звуку предмета.
  • Хорошо делать «перекличку» с ребёнком. Когда ребёнок начинает издавать звук, мама «подхватывает» этот звук и повторяет. Малышу это очень полезно и приятно.
  • С 2-х месяцев мама может напевать гласные звуки. Например, мама поёт «А-а-а-а», а ребёнок должен присоединиться и запеть «А-а-а». С 2-х до 4-х месяцев можно напевать все гласные звуки, согласные еще тяжелы для ребёнка. В 5-6 месяцев можно повторять слоги ба, па, ма, да.
  • Рекомендуется делать массаж губ (поглаживать и постукивать губки, пассивно открывать рот ребёнка).
  • Нужно очень часто повторять имя ребёнка, можно это делать в разных вариантах (Маша, Машенька, Машуля)
  • Хорошо, если мама будет произносить четверостишье, изменяя интонацию, темп произнесения слов громкость голоса.
  • Можно чередовать шепотную речь с громкой, окликать ребёнка из разных комнат.

2. С 6-ти месяцев начинается «сенсорный» период, в котором мама уже может благодаря речи направлять поведение ребёнка, т.е. их общение строится на понимании. В этот период ребёнок должен слышать название предмета и одновременно видеть его, трогать его и нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус и выполнять с ним действия. Например, когда показывают яблоко, говорят ребёнку, что это яблоко, дают его попробовать на вкус, дают понюхать запах, а также дают подержать в руках. Детские психологи выявили, что для того чтобы ребёнок запомнил слово и начал его употреблять в речи, ему необходимо его услышать от 70 до 90 раз!

Игры-занятия, для детей от 6 месяцев и до 12 месяцев.

  • В этом возрасте, мама может научить ребёнка находить предметы, используя вопрос «Где?». Для ребёнка 7-и месяцев мама прячет предмет на привычном месте, а с 8 месяцев — в разных местах.
  • Для того чтобы ребёнок понимал фразу и связывал её с движением, например- «пока», « ладушки», «садись», нужно постоянно употреблять одно и тоже название этого действия совершая его. Например, мама, всегда махая рукой, вслед уходящему взрослому, говорит «Пока-пока!».
  • Хорошо, если мама будет часто включать музыку, давать музыкальные игрушки и инструменты малышу.
  • С 6 месяцев можно дать послушать звучание разных музыкальных инструментов, а потом прятать за ширму каждый инструмент и попросить ребёнка послушать еще раз. Затем надо показать спрятанный предмет и назвать его.
  • Мама показывает предмет, называет его, а затем просит ребёнка «Дай то-то!». Малыш должен указать предмет, а затем дать маме.
  • Хорошо показывать картинки с изображением отдельных предметов, а также произносить их название.
  • Для того, что бы ребёнок развивал своё мышление и речь, надо часто задавать вопросы ребёнку, например, «Где мама?», «Кому дать каши?», «Кто это?» и первое время отвечать на них маме. Затем маме следует после вопроса давать время для словесного или несловесного ответа ребёнка, прежде чем она ответит сама на свой вопрос.

Итак, выше были перечислены периоды развития речи ребёнка на первом году жизни и описаны игры-занятия, которые мама может проводить с малышом каждый день. Эти игры очень простые и не требуют большого количества времени для подготовки, результат работы мамы, не заставит себя ждать, ведь малыши всё быстро схватывают и стараются воспроизвести. Самое главное в развитии ребёнка — это любовь мама и папы, если родители хотят общаться с ребёнком, им интересно, и они получают от этого удовольствие, развитие речи ребёнка будет протекать стремительно и незаметно, как будто само по себе, и может даже показаться, что родители для этого ничего не делают.

И в завершении, хочется пожелать всем детям, чтобы они развивались в любви и радости, а родителям, пожелание — восполнять свою нежность, доброту и ласку во время общения со своим малышом.

Автор Лиана Рак специально для ЧуДетство.ру

При копировании обязательна активная гиперссылка на источник.

2. Проводить игры-занятия, которые направлены на развитие речи.

Как научить ребенка говорить: лучшая методика

Как научить ребенка говорить: простая методика для любящих родителей

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.

Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.

Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающиеся с приподниманием его боковых сторон и кончика. Также помогут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Как научить ребенка говорить шипящие? Используйте те же методы.

Самым лукавым звуком является буква «р». Устранить данную трудность в первую очередь поможет частое произношение слов с этой коварной буквой. Ребенку нужно показать верное расположение губ и языка. Помимо этого, стоит пользоваться специальными стишками и скороговорками. Похожая методика подойдет и для буквы «ж». Слова с этим звуком нужно проговаривать медленно, одновременно изображая жука или попросту жужжать.

Признаки для беспокойства или когда стоит обратиться к логопеду?

Научить ребенка говорить нужно вовремя. Несмотря на это, часть родителей склонна пускать процесс развития речи ребенка на самотек, думая, что проблемы решатся со временем. В результате получается, что достигнув школьного возраста, ребенок не смог усвоить язык в том объеме, который необходим для успешного обучения. Чтобы подобного не приключилось с вашим малышом, обращайтесь к специалисту, если:

  • в 8 месяцев кроха не понимает, когда к нему обращаются или не отвечает на вопрос «где мама?»;
  • в 2 года малыш не разговаривает;
  • в 2,5 года у ребенка отсутствует элементарная фразовая речь: мама би (мама уехала);
    к 3-м годам у крохи наблюдается повышенное слюноотделение;
  • к 3 годам малыш не овладел простой артикуляцией: не может удержать губы в улыбке или высунуть язык;
  • после 3-х лет малыш продолжает упрощать большинство слов: вместо телефон — говорит афон;
  • к 3-4 годам ребенок не чувствует слогов в слове, искажая его до неузнаваемости;
    ребенок произносить большинство звуков мягко или же преобладают твердые звуки;
    при произношении отдельных звуков появляется хлюпающий призвук, при этом воздух идет как будто вбок;
  • у малыша проявляется сильная назализация голоса — он говорит гнусаво;
  • ребенку не хватает выдоха на фразу, поэтому он может добирать воздух посреди слова.

Как правильно научить ребенка говорить? Как показывает все вышесказанное, в этом процессе нет ничего сложного. Вы сможете преодолеть большинство трудностей, если будете уделять малышу достаточно внимания и больше общаться с ним. И только в редких случаях вам потребуется помощь специалиста.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Почему ребенок ещё не разговаривает в 2 года

Родители всегда ждут с особым трепетом первые слова ребенка. Обычно к 2 годам большинство детишек начинают разговаривать, однако так бывает не всегда. В практике логопедов часто встречаются случаи, когда ребенок не разговаривает в 2 года, хотя понимает обращенную к нему речь.

Это вызывает беспокойство родителей, они обращаются к специалистам, пытаясь выяснить причину, почему ребенок не разговаривает в 2 года.

Все специалисты сходятся в едином мнении: в 2 года еще рано бить тревогу о том, что ребенок не говорит. В этом возрасте, возможно некоторое отставание в речевом развитии даже у вполне здоровых детей, которое в будущем может быть скомпенсировано.

Однако, если проблема родителей действительно волнует, стоит разобраться, есть ли у ребенка задержка речевого развития, речевое расстройство или он развивается нормально.

Признаки задержки речевого развития в 2 года:

  • Ребенок не хочет разговаривать, т.е. не стремится повторять слова за взрослыми;
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых повторить слова;

Только если у ребенка наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о задержке речевого развития.

Если он старается повторять слова взрослых по-своему: мычит, лепечет на своем языке, реагирует на обращенную к нему речь, ребенок развивается нормально.

Родителям стоит лишь помочь ребенку начать говорить, стимулируя его развитие при помощи игры и занятий. Если у ребенка есть признаки задержки речевого развития следует разобраться, какие за этим кроются причины.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

  • Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Случай из практики: на приеме у детского психолога мама рассказывает, что дочка начала разговаривать в 2 года 2 месяца. Однако после того, как они развелись с мужем, ребенок перестал общаться с близкими. Девочка стала молчаливой, «забыла» слова, которые раньше произносила. Сейчас ребенку 2 года 8 месяцев, и она не разговаривает. В этом случае ребенок явно пережил стресс, в связи с разводом родителей, что сказалось на его развитии. При стрессе важно как можно быстрее помочь пережить его. Лучше обратится к детскому психологу, который в игровой форме поможет сбросить ребенку накопившееся напряжение.

  • Еще одной психологической причиной, не говорит в возрасте 2 лет, может стать отсутствие должного внимания к нему. В таких семьях родители мало проводят времени с детьми, мало общаются, не побуждают к разговорам и совместной развивающей деятельности.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

Советы логопедов

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

Упражнения для развития речи в 2 года

  • Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

  • Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

  • Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи. Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу.

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий.

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

«Подуй на снежинку»

Интересное:  Планирование беременности и кофе
Ссылка на основную публикацию