Постоянный признак существительного это

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.

А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  • (шедшем) (из) Петербурга

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. – Петербург.

    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. – Москва.

    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – отделение.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  • (в отделении) (для) курящих

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. – курящий.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.

  • В предложении выполняет роль несогласованного определения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – поручик.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  • В предложении выполняет роль приложения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – Климов.

    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  • В предложении выполняет роль подлежащего.
  • Урок русского языка в 3-м классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"

    2. Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.

    3. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.

    4. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей.

    5. Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.

    6. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

    I. Организация начала урока.

    Сегодня мы пойдем в гости.

    Жителей г. Гулькевичи – называют гулькевичане, жителей Краснодара – краснодарцы, жителей Москвы – москвичи, жителей города Речь – части речи.

    Догадайтесь к какой именно мы пойдем в гости?

    Давно живу я в мире этом

    Даю названия предметам.

    (На доске появляется рисунок – знакомый гномик – Имя Существительное).

    Гномик Имя Существительное, маленький, он просит нас помочь построить для него домик.

    Как изменяются и не изменяются существительные.

    А признаки существительного бывают постоянные и непостоянные.

    Так кто мне сформулирует тему урока?

    (учитель называет цель урока)

    Прежде, чем начать строительство домика для им. Существительного, проведём минутку чистописания.

    II. Минутка чистописания.

    Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

    В данных словах эта буква обозначает твёрдый согласный звук:

    Весы, лес, соль. (Какая часть речи?)

    Сс – дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква в данных словах.

    [c] – согласный, твёрдый, глухой, парный.

    Запишите, продолжив закономерность:

    — Когда так говорят?

    Слово не в* робей: выл *тит – не поймаешь.

    Запишите правильно и красиво!

    III. Словарно-орфографическая работа.

    Расшифруйте словарные слова, запишите, выделите в них орфограммы:

    Что в них общего?

    Где лишнее слово?

    Что нужно взять с собой, когда идёте в гости?

    Да, нужно не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово. Догадайтесь, какое?

    Маша слов знала немало

    Но одно из них пропало,

    И оно-то, как на грех,

    Говорится чаще всех.

    Это слово ходит следом

    За подарком, за обедом,

    Это слово говорят, если вас благодарят…

    Как вы думаете, что обозначает слово “спасибо” ?

    Из словаря: когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трёх слов: “Спаси тебя Бог”, как исполненное благодарности пожелание.

    (на доске: спаси бог – г убрать, остальное соединить)

    Запишите в тетрадь новое словарное слово, запомните его правописание.

    Устно составьте предложение с этим словом.

    Какие ещё волшебные слова вы знаете? Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.

    IV. Актуализация знаний.

    Ну что, поможем им. Существительному построить домик?

    Любой дом начинают строить с чего?

    (На доске появляется фундамент с надписью Имя Существительное)

    Что вы знаете об им. Существительном? (Дети отвечают правила и приводят примеры)

    Прочитайте, сто написано на доске:

    В, охотник, домике, ночевал, лесника.

    Он, в, услышал, жалобный, полночь, плач.

    Кричит, это, ночью, сыч.

    Можно назвать эту запись текстом? (Это деформированные предложения, в них нарушена связь слов)

    Составьте предложения правильно и запишите их.

    Разберите 1-е предложение по членам предложения и частям речи.(с места объяснить)

    Поставьте существительные из 1-го предложения в начальную форму.

    Почему эта часть речи получила такое название?

    (1. Называет существующие лица, предметы, вещи, явления.

    2.Самая представительная, существенная часть речи.

    Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное)

    Какую роль в нашей речи выполняют имена существительные?

    (Они называют предметы, явления, действия, признаки, вещи. В предложении могут быть главными и второстепенными членами.)

    Физминутка “Егорки” — дыхательная гимнастика.

    V. Работа по теме урока.

    Какие признаки имени Существительного вы знаете?

    1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак имён существительных.

    Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?

    2 ученика работают у доски:

    Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

    Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.

    Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.

    Слово погрузка разберём по составу.

    Какая основа в этом слове? (твёрдая)

    А какая основа называется мягкой?

    Вывод: — Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?

    Это постоянный признак или непостоянный?

    2. Собственные или нарицательные имена существительные.

    Какие существительные называются собственными?

    Какие существительные называются нарицательными?

    Под диктовку запишите предложение

    (Ученик работает у доски).

    Мой друг Вася гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки Быстринки.

    Назовите имена собственные.

    Найдите главные члены предложения и подпишите части речи. Все существительные устно поставьте в начальную форму и назовите их.

    Вывод: — Что значит существительные собственные и нарицательные?

    Это постоянный или непостоянный признак существительных?

    Дом.задание: составить небольшой рассказ (3-5 предл.) с именами

    собственными на тему “Наш класс”

    3. Число имён существительных.

    Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.

    Мн.ч. — если существительное обозначает 2 или более предметов

    Существительные изменяются по числам?

    Значит это признак непостоянный!

    Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.

    Выделите в словах корень. Что это за слова? Взаимопроверка в парах.

    Проблемный вопрос: в русском языке есть слова, обозначающие один предмет,

    а относятся ко мн.ч.. Приведите примеры. (сани, ножницы, весы, брюки…)

    Сделать звуко- буквенный анализ слова:

    П – [п] – согл., мягк., глух., парн.,

    е – [ и] –гласн., безуд.,

    р –[ р] – согл., твёрд., звонк., непарн.,

    Это постоянный или непостоянный признак? Чем отличаются

    существительные мн.ч. от существительных в ед.ч.? Спасибо!

    4. Род имён существительных.

    1) Существительные изменяются по родам? (Нет)

    Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

    Сколько родов имеет имя существительное? Какие?

    Какой знаете секрет запоминания родов?

    Женский род — запомню я

    И скажу: “она моя”.

    И запомню род мужской,

    И опять скажу: “он мой”.

    Средний род: “оно моё”

    Это правило моё!

    2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:

    Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

    Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?

    3) Запишите слова: Родина, конь, поле к словам соответствующего рода.

    Почему слово Родина ж.р.?

    Обратите внимание на то, с каким существительным слово Родина оказалось в одном столбике?

    О Родине есть пословица, запишите её:

    Родина – мать, умей за неё постоять!

    Как вы её понимаете?

    Вывод: Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся человеку единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять, оберегать и защищать.

    4) Самостоятельно запишите по рядам:

    Все вместе составить распространённое предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.

    5)Запишите существительные и определите их род:

    рёва, врач, коллекционер.

    Это существительные общего рода

    Вывод: — Ну что, дом готов? Можно ставить крышу?

    Все признаки имён существительных мы назвали?

    А какой признак мы только начали изучать?

    5. Изменение существительных по вопросам падежей.

    — Завтра мы с вами рассмотрим этот вопрос более подробно. А сегодня может быть кто-нибудь назовёт вопросы падежей?

    Выводы по всем признакам.

    Оцените себя (у каждого карточка с именем, дети прикрепляют их на доску около “5”, “4”, “3”.

    Докажи свою оценку (несколько спросить по схеме:

    • мне понравилось…
    • я даже на думал(а)…
    • я сегодня вспомнил(а) или узнал(а)…
    • Спасибо!

    Имя Существительное, наш гномик, очень доволен вашими ответами, рад, что вы ему построили такой замечательный домик. И как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и имя Существительное вас угощает фруктами: мальчики возьмите фрукт м.р. (банан), девочки – ж. р. (груша), а гостям какого рода достанется фрукт (яблоко)?

    Постоянные и непостоянные признаки существительного

    Содержание

    1. Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?
    2. Постоянные признаки существительных
    3. Непостоянные признаки существительных
    4. Тест

    Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?

    Признаки имен существительных – это грамматические категории, присущие словам данной части речи. Выделяют постоянные и непостоянные признаки существительного – 4 постоянных и 2 непостоянных.

    В русском языке у имен существительных постоянные и непостоянные признаки проявляются по-разному в зависимости от особенностей каждого отдельного слова и его употребления в речи.

    Постоянные признаки существительных

    Постоянные признаки существительного – это ряд морфологических категорий, которые не изменяются в зависимости от контекста речи и изначально присущи всем существительным.

    Постоянные признаки существительных с примерами:

    • Одушевленность – указывает на то, относится данное существительное к классу «живых» или «не живых» предметов (существ).
      • Одушевленные (мужчина, Марина, приятели);
      • Неодушевленные (переплет, общение, доски).
    • Род – обозначает родовую принадлежность предмета (лица, явления), которое называет существительное.
      • Мужской (карандаш, узел, грузчик);
      • Женский (петля, верба, дочь);
      • Средний (болото, небо, бездорожье).
    • Склонение – указывает на тип изменения существительных по числам и падежам.
      • 1-е склонение (песня, дорога, лекция);
      • 2-е склонение (матрос, молоко, кот);
      • 3-е склонение (вечность, речь, тишь);
      • Разносклоняемые (племя, темя, знамя).
    • Нарицательные (называют однородные предметы, группы предметов) и собственные (обозначают имена людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, предприятий и т.д.).
      • Нарицательные (мебель, сказка, железо);
      • Собственные (Франция, Сергей, «Букварь»).
    • Число – выступает в роли постоянного признака для слов, не изменяющихся по числам (ножницы, брюки, вера).

    Непостоянные признаки существительных

    Непостоянные признаки существительного – изменяемые грамматические признаки, которые проявляются у существительных в зависимости от контекста речи и позиции слова в предложении (словосочетании).

    Непостоянные признаки существительных с примерами:

    • Число – указывает на количественную характеристику называемого предмета.
      • Единственное (щука, ложка, слово);
      • Множественное (лошади, тюльпаны, предложения).
    • Падеж – категория, выражающая синтаксическое отношение существительного к другим словам (в словосочетаниях, предложениях).
      • Именительный (ребенок, ромашка);
      • Родительный (ребенка, ромашки);
      • Дательный (ребенку, ромашке);
      • Винительный (ребенка, ромашку);
      • Творительный (ребенком, ромашкой);
      • Предложный (о ребенке, о ромашке).

    Источники: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.htmlhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501436/http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/postoyannye-i-nepostoyannye-priznaki-suschestvitelnogo

    Интересное:  Дпо расшифровка при беременности
    Ссылка на основную публикацию