Содержание
- 1 Психомоторное развитие ребенка первого года жизни по месяцам
- 2 Мне 1 месяц
- 3 Мне 2 месяца
- 4 Мне 3 месяца
- 5 Мне 4 месяца
- 6 Мне 5 месяцев
- 7 Мне 6 месяцев
- 8 Мне 7 месяцев
- 9 Мне 8 месяцев
- 10 Мне 9 месяцев
- 11 Мне 10 месяцев
- 12 Мне 11 месяцев
- 13 Мне 12 месяцев
- 14 Психомоторное развитие ребенка
- 15 Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь
- 16 Показатели психомоторного развития детей первого года жизни
- 17 Психомоторное развитие недоношенных детей
- 18 Психомоторное развитие детей разных возрастных групп
- 18.1 Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
- 18.2 Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- 18.3 Психомоторное развитие детей с нарушением зрения
- 18.4 Психомоторное развитие детей с ОНР
- 18.5 Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью
- 18.6 Психомоторное развитие детей с ДЦП
- 19 Психомоторное развитие детей первого года жизни.
Психомоторное развитие ребенка первого года жизни по месяцам
Здравствуй, милая мамочка! Мы, наконец, встретились с тобой! Ты такая красивая и нежная, и мне с тобой ничего не страшно!
У меня грандиозные планы на грядущий год, я собираюсь вырасти из маленького дрожащего комочка в сильного, активного, веселого карапуза. Я буду ползать, бегать, прыгать, громко смеяться и называть тебя по имени. Но не сразу. Давай я расскажу тебе все по порядку. Ведь психомоторное развитие ребенка – это целая жизнь длиною в 12 месяцев!
Из этой статьи вы узнаете:
Мне 1 месяц
Я весь маленький и красненький, но это не означает, что я не понимаю, что делаю. Например, услышав резкий звук, я вздрагиваю.
Природа наградила меня очень интересными способностями. Лежа на кроватке, я бегаю, мне все время хочется бежать, я размахиваю ручками, как настоящий спортсмен и преодолеваю метр за метром воображаемой беговой дорожки.
Если ты меня приподнимешь и поставишь на ножки, я побегу еще быстрее, ведь я самый быстрый в мире бегун первого месяца жизни!
Положи меня на животик, и увидишь, как я могу держать голову прямо и браво аж целых несколько секунд! Мама, смотри быстрее, потому что сейчас моя головка клюнет носом!
Если ты заметишь в моих руках и ногах гипертонус, не волнуйся, это норма для психомоторного развития грудничка первого месяца жизни, со временем всё это пройдет!
Если ты будешь громко смеяться мне в лицо, покажешь яркую игрушку, будешь двигать ею не резко, то я удостою эти действия своим вниманием и прослежу за интересными предметами взглядом. Только недолго. Я слишком занят бегом, чтобы отвлекаться на всякие яркие глупости.
Если мне что-то не понравится, будь готова услышать мой возмущенный эмоциональный крик, ведь я очень хорошо умею громко плакать по любому поводу.
Мне 2 месяца
Мамочка, теперь я уже держу голову прямо намного дольше, чем когда был маленький. Чтобы казаться выше и взрослее, я даже пытаюсь приподнять грудь, когда ты выкладываешь меня на животик. А когда ты держишь меня на руках «солдатиком», я даже могу продержать свою голову 1-2 минуты. Засекай, мама!
Мне так надоело в первом месяце бегать, что теперь, если ты меня схватишь подмышками и поставишь на ножки, я буду крепко держаться вертикально и не подогну коленки!
Ближе к концу второго месяца у меня начнет проходить гипертонус конечностей, я же тебе обещал!
Когда ты меня держишь, следи внимательно за окружающими предметами, ведь все, что попадет ко мне в руки, тебе уже не отнять! Я крепко схвачу твои волосы, шарфик, а однажды, когда ты захочешь помыть меня над тазиком, я схвачу даже его и приподниму над полом. Ведь я не только смелый, но и очень сильный! У меня сила хватания почти как у взрослого годовалого человека!
У меня уже прогрессирует психомоторное развитие младенца, и я могу подолгу рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии 50-70 см. от моего лица. Я уже узнаю тебя, мамочка, провожаю взглядом, ловлю твою улыбку и отвечаю на нее первыми звуками. Мне очень нравятся гортанные звуки А, О, У. Мне очень хочется широко улыбаться и показывать всем свои беззубые десна. А когда я слышу громкие звуки или вижу яркие предметы, я даже готов перестать сосать и прислушиваться к источнику любопытного явления.
Мне 3 месяца
Я уже легко держу голову прямо, лежа на животе и облокотившись на локти. Если мне надоело лежать на боку, я смогу перевернуться на спину.
Я очень любознательный: поворачиваюсь на любой звук и точно знаю направление его источника, замираю при виде любопытных предметов, а если мне кто-то улыбается и говорит со мной, я проявляю такую активную радость, что все мое округляющееся тело начинает плясать и радоваться, а рот расплывается в беззубой улыбке.
Когда я вижу источник удовольствия – мамину грудь или соску, я моментально открываю рот. Испытывая радость от происходящего, я могу подолгу напевать любимые мелодии и петь песенки со словом «АГУ».
А с благодарностью воспринимаю пальчиковые игры, у меня от них развивается мелкая моторика, я активнее расту и умнею на глазах.
Мне 4 месяца
Я теперь свободно кувыркаюсь в кроватке с одного бока на другой. Берегись, мама, я могу упасть с кровати! Могу уверенно стоять на ножках со слегка согнутыми коленками, гипертонус ног у меня уже полностью отсутствует.
Лежа на животе, я даже пытаюсь подтягиваться, упираться на ручки, дергаться так, словно сейчас стремительно поползу. Психомоторное развитие ребенка в 4 месяца уже больше напоминает осознанные действия, нежели набор рефлексов. Я даже могу по полминуты держать одновременно два предмета в обеих руках!
Теперь игрушки меня интересуют более осознанно. Ведь я научился протягивать к ним ручки! Если мне что-то не понравится, я захнычу, почти как взрослый, но если я буду доволен, вы услышите по-настоящему счастливый заливистый смех!
Меня очень интересуют незнакомые лица, животные, изображение в телевизоре. А когда я кушаю, я держу одной рукой грудь мамы или бутылочку.
Мне 5 месяцев
Я уже почти взрослый! Меня можно усадить на подушки, и я буду спокойно играть с игрушками». Я буду тянуть их в рот, изучать на вкус, рассматривать и крутить в руках.
Чужие люди меня уже смущают и иногда пугают. Я стал различать ласковый и строгий тон и обиженно скручивать губки, если меня что-то напугало.
Я отличаю голос своей мамочки от других голосов, красиво пою, нежно лепечу со своими игрушками.
Мне 6 месяцев
Я уже сижу самостоятельно и начинаю учиться ползать! Стою на прямых ногах при поддержке и даже пытаюсь шагать, а если меня лежачего подтянуть за ручки, я попытаюсь присесть!
Я уже знаю собственное имя и откликаюсь на него! Могу есть с ложечки и пить из блюдца. Ведь психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев – это целая революция!
Мне 7 месяцев
Я теперь все делаю осознанно! Тянусь за любыми предметами и направляю их, куда следует: бутылочку в рот, игрушку в рот, носок с ноги – тоже в рот! Я умею стучать, прыгать на месте, шагать при поддержке, ползать во всех направлениях, даже сидя! Из положения лежа я встаю на коленки, и при опоре даже поднимаюсь на ножки! А еще я научился проговаривать губные звуки: «Ма-ма-ма!», «Па-па-па!», чему вы, мои родители, почему-то особенно радуетесь.
Мне 8 месяцев
Я уже активно перемещаюсь по манежу, держась за бортики, часто падая при этом. Люблю лепетать, повторяя одни и те же звуки. Очень радуюсь своему отражению в зеркале. Умею пить из кружки.
Я научился подражать взрослым в игре: катаю машинки, стучу молоточком, хлопаю по шарику. Умею играть в ладушки, машу ручкой на прощанье и самостоятельно держу печенье во рту.
Мне 9 месяцев
Теперь я уже много знаю! Свое имя, название игрушек, умею находить их, разбирать пирамидку, кубики, складывать игрушки в стопку. Я могу свободно управлять своим телом: садиться, вставать из любого исходного положения. Когда я слышу музыку, я сразу начинаю танцевать, а если со мной разговаривать, то я буду подражать взрослым и повторять за ними слоги, щелкать языком, хлопать в ладоши и стесняться. А еще я уже знаком с горшком и даже иногда позволяю усаживать меня на него!
Мне 10 месяцев
Я уже поднимаюсь по ступенькам и даже пытаюсь ходить без поддержки! В этом возрасте психомоторное развитие малыша особенно дает резкий скачок. Я могу повторять за взрослыми несложные слова, называть разные предметы короткими условными слогами, показывать на предмет, если меня спросят о нем, и даже выполнять различные команды с огромным энтузиазмом и радостью.
Мне 11 месяцев
Я теперь могу даже пойти самостоятельно! Берегись, мама, я часто падаю! Я лезу во все щели, открываю двери, могу залезть на мебель. Теперь мне под силу собрать пирамидку, отвечать на сложные вопросы, наподобие, «Где у мамы глазки, носик, ротик?». Мне знакомо много предметов и явлений, и некоторым из них мы с мамой уже дали свои короткие имена.
Мне 12 месяцев
Теперь я сам ем и пью, помогаю маме одевать меня, иногда скандалю с ней, желая делать все самостоятельно. Я умею играть с куклами, кормить их, купать и убаюкивать. Теперь мне интересно всё: стиральная машинка, вода в унитазе, мясорубка, ножи и спички. Особенно мне нравится все пробовать на вкус, разбирать, разбивать, вымазывать и рассыпать.
Теперь я знаю имена своих близких, названия частей своего тела, могу их показывать. И хоть мне и не нравится слово «Нельзя», но я отлично понимаю его смысл.
Милая мамочка! Теперь ты знаешь о психомоторном развитии младенцев первого года жизни абсолютно всё. Я буду четко следовать этому плану, но, если ты заметишь какие-то различия в реальности, то не пугайся, ведь нельзя всю свою жизнь построить по плану и вписать в жесткие рамки! Главное, чтобы я был здоров, активен, с чистой гладкой кожей, широкой улыбкой и спокойным безмятежным сном в положенное время!
Психомоторное развитие ребенка
Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.
Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам: календарь
До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.
В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.
В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.
Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.
В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.
В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.
Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей.
В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.
В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.
В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.
В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.
В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.
В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.
Показатели психомоторного развития детей первого года жизни
Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:
- Коммуникабельность. Это эмоциональная возрастная реакция малыша. К году она проявляется сочетанием узнавания и улыбки.
- Голосовые реакции. Гуление в три месяца меняется четким произношением простых слов к 12 месяцам.
- Рефлексы. До года из безусловных остается только сосательный.
- Мышечный тонус. Полный объем произвольных движений в раннем возрасте сменяется к году непроизвольными, развитием мышц нижних и верхних конечностей, самоконтролем и управлением движениями тела. Ребенок ходит, ползает, держит ложку, совершает повороты.
Психомоторное развитие недоношенных детей
Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.
В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе , развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.
Психомоторное развитие детей разных возрастных групп
В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.
Психомоторное развитие детей дошкольного возраста
Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.
Если говорить о сенсорном развитии , то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.
Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.
Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.
Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.
К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.
На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.
Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.
Психомоторное развитие детей с нарушением зрения
Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.
Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.
У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.
При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.
Психомоторное развитие детей с ОНР
Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания . У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности , тревожности, неумение общаться.
Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук . Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.
Психомоторное развитие детей с умственной отсталостью
У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.
Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.
Психомоторное развитие детей с ДЦП
Особенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха , суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.
С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.
Психомоторное развитие детей первого года жизни.
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
почему такие рубрики «зрение», «слух» и т.д., а следующее за ними содержание относится совершенно к другому ?! Например: в 10 месяцев «Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.» Но это говорит не о качестве зрения, а о развитии речи и мышления, об уровне развития сознания. Так можно разбирать почти по каждому пункту.
В специальной литературе есть ориентиры, когда надо бить тревогу. Их действительно надо знать маме, чтобы чего-то не пропустить. Предлагаю познакомиться.
Схема развития ребенка до 3 лет (критические сроки)
Умение ползать. Когда ребенок постепенно учится ползать, следу ет обратиться к врачу, если:
· к концу 1-го месяца жизни он в вертикальном положении не мо жет на мгновение удержать головку;
· к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 сан тиметров от поверхности и удержать ее;
· к концу 3-го месяца он не может, лежа на животе, удержать голов ку в течение 1 минуты; <?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />
· к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
· к концу 5-го месяца он плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
· к концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
· к концу 8-го месяца он еще не может ползти назад;
· к концу 9-го месяца он не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
· к концу 11-го месяца он не может ползать на четвереньках.
· Умение сидеть. Следует насторожиться, если:
· к концу 2-го месяца ребенок совершает хаотичные движения руч ками и ножками;
· к концу 3-го месяца он не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
· к концу 4-го месяца головка у него отклоняется назад в тот мо мент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
· к концу 5-го месяца он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине;
· к концу 7-го месяца он при поддержке за руку родителей не пыта ется сесть;
· к концу 9-го месяца он при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
· к концу 11-го месяца он не может сидеть с вытянутыми ногами.
· Умение ходить. Нужно обратиться к врачу, если:
· к концу 4-го месяца ребенок, когда его поддерживают в вертикаль ном положении под мышками, не пытается опереться на стопы;
· к концу 6-го месяца он в таком же положении не «пританцовы вает»;
· к концу 8-го месяца он не может короткое время стоять при под держке за руки;
· к концу 10-го месяца он не пытается стоять, удерживаясь за ме бель или стенки манежа;
· к концу 11-го месяца он не может передвигаться, держась за опору;
· к концу 12-го месяца он не может сделать несколько шагов, дер жась за руки взрослого;
· к концу 13-го месяца он не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд;
· к концу 15-го месяца он не может свободно пройти 20 шагов;
· к концу 16-го месяца он не бегает свободно;
· к концу 20-го месяца он не может без поддержки пнуть мяч;
· к концу 30-го месяца он не может без поддержки спуститься по лестнице;
· к концу 36-го месяца он не может в течение секунды без опоры удержаться на одной ноге.
· Формирование хватательных движений. При формировании осоз нанных хватательных движений следует насторожиться, если:
· к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
· к концу 4-го месяца он не разглядывает свои ручки;
· к концу 5-го месяца он не может уверенно протянуть ручку к иг рушке;
· к концу 6-го месяца он не может ухватить кубик;
· к концу 8-го месяца он не может удержать между указательным и большим пальцами пуговицу;
· к концу 9-го месяца он не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
· к концу 12-го месяца он не может удержать одной рукой 2 малень ких кубика или подать игрушку взрослому;
· к концу 18-го месяца он не может построить башню из 3 куби ков;
· к концу 20-го месяца он не может чертить прямые линии;
· к концу 24-го месяца он не может отвинтить крышку от банки;
· к концу 33-го месяца он не может аккуратно есть суп ложкой;
· к концу 36-го месяца он не может налить воду в чашку.
· Слух и зрение. Подозрения в нарушении слуха и зрения могут воз никнуть, если:
· к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо-влево;
· к концу 2-го месяца он не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из сто роны в сторону;
· к концу 3-го месяца он не ищет глазами, откуда звенит коло кольчик;
· к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда слышит му зыку или пение матери;
· к концу 6-го месяца он уверенно не реагирует на шуршание бума ги, находящейся вне поля его зрения;
· к концу 7-го месяца он не может стучать кубиком по столу;
· к концу 8-го месяца он не прислушивается к разговору взрослых; * к концу 9-го месяца он не может стучать кубиками друг о друга;
· к концу 10-го месяца он не сбрасывает игрушки со стола;
· к концу 12-го месяца он не проявляет интереса к автомашинам;
· к концу 15-го месяца он не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
· к концу 24-го месяца он не может отличить съедобное от несъед обного;
· к концу 32-го месяца он не может выложить кубики в одну линию.
· Развитие речи. Признаки нарушения развития речи налицо, если:
· к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормле нием;
· к концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают;
· к концу 5-го месяца он не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба); не пытается, находясь на руках у матери, отыски вать глазами те предметы и тех людей, которых она называет («где папа?»);
· к концу 7-го месяца он не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
· к концу 9-го месяца он не может повторить за взрослым 8 различ ных звукосочетаний и слогов;
· к концу 10-го месяца он не машет головой в знак отрицания или н есогласия либо ручкой в знак прощания;
· к концу 12-го месяца он не может произнести ни слова, не при слушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
· к концу 15-го месяца он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;
· к концу 20-го месяца он не может произнести 6 осмысленных слов;
· к концу 24-го месяца он не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
· к концу 29-го месяца он не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
· к концу 36-го месяца он не может показать, какая линия из трех самая длинная;
· к концу 37-го месяца он не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
· Развитие ребенка в социальном плане. Обратитесь к врачу, если:
· к концу 1-го месяца ребенок не прекращает кричать, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
· к концу 2-го месяца он не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
· к концу 3-го месяца он не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
· к концу 4-го месяца он не выражает радости, когда с ним играют;
· к концу 5-го месяца он не прекращает плакать, когда с ним заго варивают; не может отличить доброжелательность или недоволь ство в тоне и мимике;
· к концу 6-го месяца он не просится «на ручки», протягивая свои ручки к взрослому;
· к концу 7-го месяца он не ласкается к матери или близкому чело веку;
· к концу 9-го месяца он не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку;
· к концу 10-го месяца он не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
· к концу 11-го месяца он не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;
· к концу 12-го месяца он не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
· к концу 15-го месяца он не может играть с матерью в мяч, само стоятельно удерживать стакан и пить из него;
· к концу 19-го месяца он не играет с плюшевым медведем или куклой;
· к концу 20-го месяца он не может сам надеть носки, обувь и шапку;
· к концу 21-го месяца он не может, подражая матери, выполнять некоторые хозяйственные дела;
· к концу 24-го месяца он не может сам вымыть и вытереть руки;
· к концу 29-го месяца он еще не может словами попросить еду;
· к концу 30-го месяца он не может один есть ложкой;
· к концу 34-го месяца он еще не говорит о себе, применяя место имение «я»; не может сам одеться; не ходит своевременно в туалет.
Источники: http://moy-kroha.info/psihomotornoe-razvitie-rebenkahttp://nashidetki.net/vospitanie-detej/psikhomotornoe-razvitie-rebenka.htmlhttp://www.baby.ru/blogs/post/4147691-2686812/