Ребенок Не Держит Голову В 2 Месяца

Ребенок в 2 месяца не держит голову – это норма или отклонение?

Ребенок, который в 2 месяца не держит голову, начинает вызывать резонный вопрос у родителей — а не пора ли крохе освоить новое умение? Интерес и тревогу подогревают сообщения с тематических форумов о том, что у кого-то малыши чуть ли не в месяц начали уверенно держать головку.

Со своими сомнениями и опасениями родители нередко обращаются к педиатрам за советом. В этой статье мы расскажем, нормально ли происходящее, и есть ли у родителей грудничка основания для волнений.

Сроки и нормы

Когда говорят о том, что ребенок должен научиться делать что-либо в определенные сроки, хочется напомнить, что никому и ничего малыш не должен. Он появился на свет не так давно, и не успел обзавестись какими-либо долгами. А потому все сроки развития индивидуальны. Сравнивать одного малыша с другим — некорректно и неправильно по своей сути. Да и сами нормы — это не более чем ориентировочные значения для педиатров и новоиспеченных родителей.

Эти усредненные нормы гласят, что в 2-2,5 месяца среднестатистический здоровый карапуз только начинает пытаться поднять голову и несколько секунд удержать ее в вертикальном положении. Есть малыши, которые стараются сделать это и раньше, но ранний подъем головки (в месяц и чуть старше) — тревожный признак, который косвенно может указывать на повышенное внутричерепное давление, на гипертонус и неврологические нарушения.

С точки зрения норм, как и с точки зрения здравого смысла, ребенок в свои два месяца от роду и не должен держать голову, хотя первые попытки уже могут наблюдаться.

Держать головку вертикально довольно сложно. Для этого задние и боковые мышцы шеи должны быть готовы принять вес головы, которая у малышей, как известно, самая крупная и тяжелая часть тела.

Как только окрепнут мышцы, малыш обязательно научится сначала поднимать головку на несколько секунд, потом удерживать ее более минуты. К 5-6 месяцам кроха будет прекрасно держать ее, и поворачивать вправо-влево по собственному желанию.

Скорость освоения навыка зависит от личных особенностей, состояния здоровья ребенка, а также от того, насколько благоприятна его среда обитания, с точки зрения развития.

Родители новорожденных замечают, что малыши, лежа на животе, уже с 3-4-недельного возраста начинают поднимать головку, чтобы сразу положить ее на правую или левую щечку. Это рефлекс выживания, необходимый, чтобы ребенок мог дышать в таком положении в пространстве. Сознательно поднимать головку дети начинают позднее, когда мышцы шеи и позвонки будет готовы к этой нагрузке. С 2,5-3 месяцев головку поднимают, лежа на животе. В положении на спинке малыш пока не сможет проделать то же самое. Из горизонтального положения на спине дети учатся поднимать голову и плечи только после 6-7 месяцев.

Что влияет?

На то, насколько быстро ваш карапуз научится удерживать головку вертикально, влияют многие факторы. В первую очередь — его состояние и самочувствие. Рожденные недоношенными дети осваивают навык позднее — только ближе к 3 месяцам и позже. Их гестационный возраст подразумевает более длительный процесс адаптации к новым условиям обитания, а потому мышечная ткань начинает разрастаться и укрепляться позднее.

Раньше начинают удерживать головку дети, рожденные с нормальным весом, без родовых травм, не испытывавшие в период маминой беременности гипоксии, влияния иммунного резус-конфликта, дефицита витаминов и минералов. Есть и определенная наследственная зависимость — если родители ребенка относятся к категории «ранних» детей, то и малыш будет развиваться с опережением норм.

Большую роль играет характер и темперамент. Одни малыши от рождения сонливые, ленивые и очень спокойные. Им дороже собственный сон и комфорт. Такие ребята начинают держать голову, сидеть или ползать позднее ровесников, которые с рождения отличались оживленностью, повышенной любознательностью и непоседливостью.

Помимо этого, со стороны родителей очень важно участие в развитии ребенка. Научить держать голову, конечно, нельзя, но можно всячески способствовать развитию и укреплению мышечного корсета и костной ткани малыша. Если ребенку делают массаж, обучают плаванию с первого месяца, если гимнастику с крохой мама делает ежедневно, то шансы на более раннее физическое развитие существенно повышаются.

Как заниматься?

Если ребенок в 2 месяца не держит голову или держит, но из ряда вон плохо, делать ничего не надо. И в первую очередь не нужно паниковать, бежать с грудничком по врачам в поисках страшной и опасной болезни, которая буквально не дает крохе поднять головы. От родителей требуется спартанское спокойствие и тактика выжидания.

За тем, как происходит формирование навыка, нужно внимательно наблюдать. Если малыш начинает поднимать головку повернутой только в одну сторону, сразу же следует показать его ортопеду, чтобы исключить или получить лечение по случаю кривошеи.

Частое выкладывание на животик в 2 месяца — не только мера по противостоянию младенческим коликам, которые все еще изводят ребенка и его мать, но и способ укрепить мышцы шеи, спины, живота.

В гимнастику можно включить покачивания на фитболе, причем как в положении лежа на животе, так и в положении лежа на спинке. Это будет не только способствовать развитию шейного мышечного аппарата, но и аппарата вестибулярного — ребенок быстрее научится держать баланс.

Доктор Комаровский советует практиковать плавание уже с месячного возраста. Можно заниматься в специальных группах для грудничков в бассейне, а можно налить ребенку большую взрослую ванну и покатать его на руках.

Но куда более полезным и веселым будет плавание с детским ортопедическим кружком на шее. Такие круги застегиваются на задней части шеи, надежно фиксируя подбородок младенца. Ребенок сможет отлично держаться на воде, переворачиваться с живота на спинку и обратно, плыть прямо и задом наперед.

Ребенка в 2 месяца нужно держать правильно. Вертикальная нагрузка не показана, а потому малыша на руках обязательно нужно подстраховывать руками — под попу и с области затылка, чтобы исключить спонтанное запрокидывание головки назад, ведь это может привести к серьезной травме шейных позвонков.

Если ребенок сам пытается поднимать голову, препятствовать ему не нужно, следует лишь обеспечить безопасность этих попыток, следить за малышом. Мышцы шеи еще слабые, при резком ослаблении их малыш «роняет» голову, что также может быть травмоопасно.

Укладывая ребенка спать, следите, чтобы голова была повернута в сторону, противоположную той, на которой малыш спал до того. Это будет способствовать симметричному развитию шеи и профилактике кривошеи.

Отсутствие навыка в 2 месяца — абсолютная норма, переживать не о чем. Отправляться на внеплановое обследование по поводу неумения малыша держать голову нужно лишь тогда, когда навык полностью отсутствует после 5 месяцев жизни.

Физическое развитие ребенка во многом зависит от того, сколько времени и сил родители уделяют этому вопросу. А потому 2 месяца — отличный возраст для того, чтобы начать укреплять и закаливать малыша, если раньше этого не делали. Ведь впереди много новых умений и навыков.

О том, как проводить массаж ребенку в 2 месяца, чтобы развивать все группы мышц, вы узнаете из следующего видео.

Отсутствие навыка в 2 месяца — абсолютная норма, переживать не о чем. Отправляться на внеплановое обследование по поводу неумения малыша держать голову нужно лишь тогда, когда навык полностью отсутствует после 5 месяцев жизни.

Когда ребенок начинает держать голову

Когда ребенок начинает держать голову

Способность самостоятельно удерживать голову – это первый серьезный навык управления своим телом, которому учится малыш. В норме ребенок начинает уверенно держать голову, когда его носят вертикально и поднимать ее более чем на минуту, когда его кладут на живот, к 3 месяцам. В последние годы все чаще малыши уже в 2 месяца могут держать головку. Но зачастую мамочки приходят в панику, когда оказывается, что в 3 месяца их кроха еще не держит голову. Как же в норме должен развиваться малыш, и какие этапы пройти, прежде чем он научится этому навыку?

1. Ребенок с рождения не умеет держать голову, так как он не может пока еще контролировать работу мышц шеи. Когда вы поднимаете, кормите, купаете малыша, ему нужно поддерживать головку, ведь мышцы у ребенка еще слабые, если головка будет болтаться, то могут повредиться шейные позвонки. До 6 недель ребенок не способен самостоятельно удерживать голову наравне с туловищем. Если ваш малыш уже в 1 месяц держит голову, покажите его врачу, так как это не признак раннего развития, а скорей симптом повышенного внутричерепного давления.

2. Уже с 2-3 недель (когда заживет пупочная ранка) ребенка можно и нужно выкладывать на животик. В этом положении у него срабатывает врожденный рефлекс самосохранения: чтобы не задохнуться, кроха приподымает головку и укладывает ее на бочок. Чем чаще вы будете выкладывать кроху на животик, тем больше он будет тренировать мышцы шеи, что является одним из основных факторов развития малыша в данный период. Бывает так, что ребенок противится лежанию на животе, и мама не настаивает на этом. Это в корне неправильно, отвлекайте ребенка, гладьте его по спинке, говорите с ним ласково, улыбайтесь, показывайте игрушки, но обязательно выкладывайте кроху каждый день по нескольку раз на живот. Желательно это делать перед кормлением, что будет способствовать отхождению газиков из кишечника и поможет в борьбе с коликами первых 3 месяцев.

Интересное:  Сонник при беременности месячные

3. Примерно с 6 недель (1,5 месяца) ребенок уже начинает приподымать головку из положения, лежа, на 45 градусов и удерживать ее в таком положении 1 минуту. С 8-й недели вы уже будете замечать первые попытки удержать головку в вертикальном положении. Если раньше, когда вы усаживали ребенка, потянув его за ручки из положения, лежа на спине, вы замечали, что малыш запрокидывает головку, то теперь кроха будет делать попытки удержать ее вровень с туловищем.

4. В возрасте с 2 до 3 месяцев ребенок учится держать головку в положении, лежа на животе, а также в вертикальной позе, когда вы носите его на руках. Не все детки в 3 месяца способны делать это долго, потому всегда следите за крохой, чтобы вовремя подстраховать и поддержать его головку.

5. В 4 месяца ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении, а лежа на животе, способен приподымать не только ее, но и верхнюю часть туловища.

6. В 5 месяцев малыш уверенно приподымает верхнюю часть туловища, лежа на животе и вертит головой из стороны в сторону, рассматривая окружающий мир.

Что делать если ребенок не развивается согласно вышеприведенным нормам, а отстает в развитии? Прежде, чем гадать и спрашивать бывалых мамочек, стоит все-таки показать малыша хорошему педиатру и невропатологу. Если вам не понравится диагноз и лечение, которое назначит врач (порою детям прописывают серьезные препараты, которые вызывают смятение и недоверие у мамочек), то найдите другого специалиста, и проконсультируйтесь у него. Поверьте, выбор врача, которому вы доверяете, очень важен сейчас и поможет в последующем уходе за ребенком. Если у крохи отсутствует рефлекс поворачивать головку, лежа на животе, то это означает серьезные неврологические проблемы, решение которых будет включать комплексную лекарственную терапию и несколько сеансов массажа.

Малыш в 3 месяца не держит голову, если:

1. У ребенка неврологические проблемы, или он родился в результате тяжелых и патологических родов. Для успешного решения проблемы необходима консультация специалиста, сами вы здесь не справитесь.

2. Низкий тонус мышц. Обязательно проконсультируйтесь с невропатологом, скорей всего обычным домашним массажем здесь не обойтись, и вам будет назначен специальный курс массажа в поликлинике.

3. Мама редко выкладывала ребенка на живот и ребенок не смог достаточно укрепить свои мышцы шеи и плечевого пояса.

4. Часто дети немного отстают в развитии, если рождаются с недостаточной массой тела (например, недоношенные детки), а также не набирают норму веса в первые месяце жизни. В этом случае нужно проконсультироваться с педиатром по поводу прибавки в весе. Если ребенку не хватает грудного молока, то решить эту проблему с консультантом по грудному вскармливанию или ввести докорм смесью, подобранной педиатром. Как только ребенок наберет нормативный вес, он догонит своих сверстников в развитии.

5. Малыш может держать голову, но под углом. Проконсультируйтесь с врачом — вам положен специальный массаж. Также доктор может предложить вам носить специальную подушечку, выравнивающую положение головы, а также укладывать ребенка в разные стороны манежа, чтобы он менял свой угол зрения и поворот головы.

Если вы видите какие-то отклонения в развитии ребенка, сразу консультируйтесь со специалистом, это поможет вовремя выявить проблему и справиться с ней, помните, что чем старше становится малыш, тем тяжелее поддаются лечению неврологические отклонения.

3. Мама редко выкладывала ребенка на живот и ребенок не смог достаточно укрепить свои мышцы шеи и плечевого пояса.

Когда грудничок начинает держать голову?

Когда младенец начинает сам держать головку?

Все зависит от здоровья, веса, крепости костей. Мой начал держать в два месяца, но педиатр говорит, что это рано, норма для малышей 3 месяца. Есть одно НО, он должен держать головку хорошо, не только лежа на животе, но и когда вы его за ручки со спины поднимаете, голова не должна опрокидываться назад, если все таки опрокидывается, НЕ ПУГАЙТЕСЬ, с ребенком просто надо позаниматься, по поднимайте его так (За ручки) и шея начнет держать головку и в таком положении.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то начнёт держать головку раньше,а кто-то позже. Но уже к 4 месяцам ребенок должен достаточно уверенно держать голову. Поэтому нормально, когда ребенок в 2-3 месяца учится держать головку в вертикальном положении, когда его носишь на руках, также держит головку лежа на животе. Но груднички в 2-3 месяца делают это еще недостаточно уверенно, поэтому в вертикальном положении головку ребенка нужно страховать.

Скажу еще, что плохо, когда ребенок начинает держать голову в 2 месяца — это говорит о раннем развитии и плохо, если к 4 месяцам не научится это делать (это в свою очередь говорит о каких-либо проблемах в развитии). Мамочкам нужно тщательно следить за развитием малыша и в случае необходимости обратиться к специалистам, т.к. лучше, как известно, выявить проблему на ранней ступени развития.

Когда я увидела, что одна малышка в 2 с лишним месяца держит голову очень уверенно и мама практически не страхует её, а моя дочь нет, то я забеспоклилась и проконсультировалась со специалистом, который успокоил меня и разъяснил, что рано еще ей так держать голову.

Когда младенец начинает сам держать головку?

Ребенок в 2-5 месяцев не держит голову — в чем причина?

Умение удерживать голову – важный этап в развитии малыша. Пока ребенок не держит голову, его нужно будет брать под спинку и затылок, чтобы избежать травмирования позвонков шейного отдела. Как только младенец овладевает этим навыком, его можно не поддерживать.

Не нужно паниковать, если в два, три или четыре месяца малютка еще не научился держать головку. Мышцы у детей развиваются с различной скоростью: влияют такие факторы, как телосложение и способность к динамическому поведению. Поэтому формирование навыка носит индивидуальный характер.

Причины отклонения

Игнорировать отставание все же не следует. Нужно обратиться с младенцем на прием к неврологу, который определит причину аномалии.

Почему малыш в три месяца не удерживает голову:

  • родовая травма;
  • недостаточный мышечный тонус, слаборазвитые шейные мышцы;
  • проблемы с кормлением;
  • недоношенность новорожденного;
  • недобор веса.

Слабый мышечный тонус – наиболее распространенная причина, почему малыш не держит голову. Проблему решат занятия специальной гимнастикой.

Если ребенок в два месяца не держит голову, это вполне нормально. К трем-четырем месяцам навыки младенца существенно изменяются и совершенствуются. Ребенок старается координировать двигательную активность, учится переворачиваться со спинки на живот и обратно.

Держание головки – важный навык, освоить который малыш должен примерно к трем месяцам. Если в четыре месяца ребенок плохо держит голову, возможно, он мало лежит на животе. Шейные мышцы начинают развиваться со второй недели жизни грудничка. Для этого его кладут на животик.

Полезны занятия плаванием, так как в воде удерживать голову намного легче

Нахождение на животе способствует развитию навыка удерживания головы, держит шею в тонусе. Красочные игрушки, помещенные рядом с кроваткой, заставят грудничка крутить головой в разные стороны. Изменения наступят уже в скором времени.

Крайне полезны занятия плаваньем, поскольку в воде удерживать голову намного проще. Освоив этот навык в воде, малыш начнет использовать полученные умения и в других условиях.

Некоторые дети держат голову не прямо, а немного под углом. Такой случай тоже расценивается как патология, при этом имеет место парез мышечного отдела шеи либо кривошея. Лечение в основном состоит из массажа. Также может быть показано применение ортопедической подушки. В особо тяжелых случаях проводится операция.

Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок рассматривал предметы не с одной стороны, а периодически поворачивал голову. Игрушки лучше размещать именно с проблемной стороны, чтобы при развороте шеи укреплялись ее мышцы.

Итак, когда нужно обращаться к врачу:

  • ребенок держит головку криво, под аномальным углом;
  • малыш не поворачивает голову в стороны, лежа на животе;
  • имеет место слабый тонус шейных мышц или всего тела.

Небольшая масса тела, слабый мышечный тонус, неврологические проблемы, недоношенность, осложненные роды – все это может стать причиной того, что грудничок не будет держать голову.

Если младенец не удерживает головку в положенный срок, его нужно показать детскому неврологу, чтобы тот установил причину отставания и принял необходимые меры. Также следует учитывать, что поскольку тяжелые роды – распространенная причина отставания, после них требуется регулярное наблюдение у невропатолога.

Держание головки – важный навык, освоить который малыш должен примерно к трем месяцам. Если в четыре месяца ребенок плохо держит голову, возможно, он мало лежит на животе. Шейные мышцы начинают развиваться со второй недели жизни грудничка. Для этого его кладут на животик.

Развитие ребенка в 2 месяца

Буду выкладывать развитие деток каждый день… по месяцам. Кому интересно, смотрим в мой журнал или на форуме). А если невтерпёж сильно, пишем сообщение-отвечу и напишу про развитие Вашего ребёнка)

Ребенок немного подрос и уже лучше контролирует свою мышечную деятельность, а движения становятся более координированными. Прогресс всегда отмечается от мышц головы к мышцам конечностей.

1. Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.

Интересное:  У грудничка одна красная щека

2. Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. http://solnet.ee/parents/log_07.html) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.

3. Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.

4. Поддерживаемый по дмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.
Речевое развитие
1. Лепет. В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок произносит: а, е, о, у, ее. К концу 2-го месяца он связывает эти гласные с согласной «х» (ха, хо, хе). Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.

2. Крик. Крик малыша остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается также глобально: если малыш чувствует себя хорошо, не напряжен, то это выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-нибудь недоволен или у него появляется беспокойство, то ребенок кричит. Если в течение 1-го месяца мать никак не может понять, что именно малыш ей хочет сообщить своим визгом, то теперь она уже начинает понимать своего ребенка, т. к. крик становится более дифференцированным:

– крик от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращением головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа до момента кормления; ребенок немного успокаивается, затем опять начинает кричать с новой силой и перестает только тогда, когда мать начинает его кормить;

– крик по поводу неудобства почти беспрерывный и имеет другой более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь тогда, когда устранена причина неудобства (мокрые пеленки, слишком жарко, яркий свет);

– крик по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движением сгибания коленей, беспокойством, выпусканием газов; эти приступы наблюдаются часто во 2-ом месяце и проходят примерно после 3-4 месяцев; – крик, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение которого покой ребенка нарушается окружающими его лицами;

– крик, выражающий желание только пошуметь и показать свою силу, происходит обычно вечером. Ребенок кажется довольным и все-таки крик возобновляется каждый день в одно и тоже время; ели ребенка берут на руки, он успокаивается, т.к. любит чувствовать тепло материнского тела, ее запах, ее объятия;

– крик как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата.

Улыбка
К половине 2-го месяца грудной ребенок отвечает на уход и ласку своей первой улыбкой. Сначала это только намеки на улыбку, скорее гримасы, появляющиеся спонтанно и соответствующие, вероятно, приятным ощущениям. Но лишь на 6-й неделе в ясной форме появляется улыбка, адресованная матери в ответ на ее голос. Этот момент следует отметить и записать, так как он знаменует собой важный показатель на пути психического созревания ребенка.

Игра
На 2-ом месяце жизни ребенка мать должна выделять время для «игры» с малышом. Хорошо, чтобы в этом участвовал и отец, т.к. в этот период начинает зарождаться коллектив «мать-ребенок-отец». В этом возрасте нужно начинать работу по развитию мелкой моторики (подробнее см. в статье http://solnet.ee/parents/log_01.html).

Развитие ребенка в 3 месяца

Моторное и психическое развитие
1. Лежа на спине («дорсальный декубитус»). Ребенок может лежать в симметричном положении; иногда он пробует поворачиваться в обе стороны. Ребенок может держать голову по средней линии, но часто он поворачивает ее то в одну, то в другую сторону. К концу 3-го месяца малыш «открывает» существование рук и проводит долгое время, наблюдая за их движением (раньше остальных частей тела ребенок знакомится именно со своими ручками и осознает, что они ему принадлежат). Постепенно в течение 3-го месяца пальцы разжимаются и вытягиваются; кисть становится почти совсем открытой, пальцы только слегка согнуты. Если ребенку вкладывают в руку игрушку, он ее хватает и держит несколько минут, пробует поднести ко рту. Это – начало координации между зрением и осязанием. Нижние конечности повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время сучит (работает педалями) ножками.

2. Лежа на животе («вентральный декубитус»). Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом 45 градусов. Опора на предплечья еще нестабильна. Голова может двигаться и ложиться то в одну, то в другую сторону. Иногда ребенок делает ползающие движения, но ему не удается перемещаться.

3. Подтягивание, исходя из положения лежа на спине, удается (если его берут за руки), но голова еще качается из стороны в сторону. Однако, после того как ребенка достаточно поднимают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания нижние конечности также приводятся вперед, но еще сохраняют сгибание в коленном суставе.

4. Поддерживаемый под мышками, ребенок встает на ножки и опирается на них короткое время. Нижние конечности кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто, положение головы хорошо контролируется.

Тонкая подвижность и хватание
Если провести перед глазами ребенка по средней и немного боковой линии ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см, малыш видит его и следит за ним взглядом, проявляет к нему интерес, глаза сосредоточены на предмете. Движения глазных яблок часто координированы одновременно с движением головы. Малыш уже сует в рот не всю руки, а только пальцы. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который ему подносят. Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем отпускает игрушку непроизвольно.

Речь и социальный контакт
Речь. Грудной малыш в этом возрасте шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и спонтанно лепечет. Он начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в» или английской фонеме «th»

Социальный контакт. Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается ей, когда она с ним говорит. Он следит взглядом и смотрит на людей, которые к нему подходят. Малыш в этом возрасте всегда общается с матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив, или мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.

Игра
В этом возрасте у малыша пробуждается интерес к игрушкам, т.к. он начинает хватать руками разные предметы. Колокольчик и погремушка доставляют ему удовольствие, даже если они выпадают из рук. Ребенка радуют цветные предметы (ярко-красные, желтые, голубые) и те, которые производят шум. Желательно над кроваткой прикрепить игрушки. Продолжается работа по развитию мелкой моторики.

Рассмотрим теперь, в каких случаях развитие ребенка не соответствует возрасту.

1. Возможны отклонения в моторном и психическом развитии, если:
малыш к концу 2-го месяца не может приподнять голову на 5 см от поверхности и удерживать ее; совершает несимметричные движения ручками и ножками;
к концу 3-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья, не может удерживать голову в вертикальном положении;
к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, находящемуся перед ним;
к концу 3-го месяца малыш не разглядывает свои ручки.

2. Возможно нарушение слуха и зрения, если:
к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшим отклонением луча карманного фонарика влево-вправо;
к концу 2-го месяца ребенок не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
к концу 3-го месяца ребенок не ищет глазами источник звука.

3. Велика вероятность нарушения речи, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

4. Возможны нарушения в социальном развитии ребенка, если:
к концу 1-го месяца не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
к концу 2-го месяца не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
к концу 3-го месяца не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним, улыбается ему.

– крик по поводу неудобства почти беспрерывный и имеет другой более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь тогда, когда устранена причина неудобства (мокрые пеленки, слишком жарко, яркий свет);

Ссылка на основную публикацию