Ребенок Не Слушается Что Делать 8 Лет

Что делать, если ребенок не слушается: 8 ошибок в воспитании

На определенном этапе взросления ребенка родители часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Что делать, если ребенок не слушается Вас и не реагирует на Ваши просьбы? Не допускайте в общении с детьми следующих ошибок:

  1. Нет зрительного контакта. Если ребенок вовлечен в интересную игру или смотрит мультики, то его внимание приковано только к этому. Хотите, чтобы малыш Вас услышал, тогда посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели!
  2. Ставите сложные задачи. Не просите ребенка сделать одновременно несколько вещей, потому что он запутается и не сделает ничего. Разделите просьбу на простые этапы!
  3. Неясно формулируете мысли. Увидев, что малыш ковыряется в грязи, не спрашивайте его о том, долго ли он там еще провозится! Ребенок все поймет буквально, поэтому лучше сказать так, например: «Отойди от цветочной клумбы!»
  4. Много говорите. Не пускайтесь в пространные рассуждения о прошлых и будущих ошибках ребенка, если увидите, что он шкодничает в данный момент. Лучше сказать коротко и ясно: «Этого делать нельзя!», а потом попытаться отвлечь малыша.
  5. Повышаете тон. Не пытайтесь криком усмирить ребенка, потому что эти Вы не решите проблему. Он будет бояться, но все равно баловаться исподтишка! Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Ждете быстрой реакции. Дети до 6 лет нуждаются во временном запасе для того, чтобы услышать и выполнить просьбу. Не спешите, дайте малышу время среагировать на поставленную задачу.
  7. Повторяете все как попугай. Дайте ребенку возможность самостоятельно приобретать какие-то навыки, иначе без Вашего напоминания он не будет способен на элементарные действия. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Просите и одновременно отрицаете. Просьбы с приставкой «не» действуют на ребенка наоборот, потому что «не» восприятие малыша пропускает. Замените отрицательные конструкции типа «Не лезь в лужу» на альтернативные варианты, например: «Давай обойдем эту лужу по травке!».

Теперь Вы знаете, что предпринять, если ребенок не слушается и поступает по-своему! Не допускайте вышеперечисленных ошибок в общении со своими детьми!

На определенном этапе взросления ребенка родители часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Что делать, если ребенок не слушается Вас и не реагирует на Ваши просьбы? Не допускайте в общении с детьми следующих ошибок:

Ребенок Не Слушается Что Делать 8 Лет

Вопросы дисциплины волнуют многих родителей. Часто к психологу приходят с вопросами о том, что делать, если, например, ребенок 8 лет не слушается. В данной статье мы будем говорить именно о тех случаях, когда непослушание проявляется очень часто. В первую очередь специалист выясняет, в чем проявляется плохое поведение, как часто, где и когда. Поведение – это самый доступный окружающим показатель того, что что-то не так, ребенку нужна помощь. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос «что делать», необходимо понять причины и механизмы возникновения проблемы.

Если мы спросим у детей, что значит быть послушным, мы увидим, что у большинства детей этого и более раннего возраста понятие послушание крепко связано с степенью «хорошести», т.е. с самооценкой. Получается, что, если ребенок 8 лет по тем или иным причинам не может соответствовать принятым в конкретном месте или конкретным взрослым правилам (что и называют не слушается) и не знает, что делать с этим, он для самого себя может стать плохим. В случае, если ребенок способен соблюдать правила, но все равно их нарушает, можно сделать предположение о возникновении протеста, который возникает, когда окружающий мир воспринимается плохим. Эти две позиции могут объединяться и проявляться одновременно.

Когда ребенок 8 лет не слушается, родителям приходится тратить много сил и эмоций поиск ответа на вопрос что делать, разрешение сложных ситуаций, конфликтов дома и в общественных местах, что неизбежно вызывает целый комплекс сложных эмоций: злость, раздражение, непонимание, беспомощность, вина, усталость и т.д. Поэтому, приходя к психологу, мамы и папы надеются узнать, как сделать общение в семье приятнее и спокойнее.

Секрет заключается в том, что для нормализации поведения родителям и детям необходимо будет потрудиться. Психолог поможет родителям понять, какие есть сильные и слабые стороны их стиля воспитания и разработать новую стратегию построения отношений с ребенком, принятия совместных правил, применения поощрений и наказаний.

Ребенок 8 лет не слушается. но уже способен с помощью игры или даже в прямом диалоге осознавать и пробовать разные стратегии поведения, поэтому со специалистом он будет учиться взаимодействовать с миром по-новому.

Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробнее о занятиях в «Школе общения» можно прочитать на отдельной странице.

Когда ребенок 8 лет не слушается, родителям приходится тратить много сил и эмоций поиск ответа на вопрос что делать, разрешение сложных ситуаций, конфликтов дома и в общественных местах, что неизбежно вызывает целый комплекс сложных эмоций: злость, раздражение, непонимание, беспомощность, вина, усталость и т.д. Поэтому, приходя к психологу, мамы и папы надеются узнать, как сделать общение в семье приятнее и спокойнее.

Что делать если ребенок 9 лет не слушается

Родители часто жалуются на то, что ребенок 9 лет не слушается, не желая признавать того, что в первую очередь это ошибка их самих. Дети могут вести себя капризно и в 2 года, и в 6 лет, и в 9, но для каждого возраста существуют свои причины, а разобраться в них нужно в кругу своей семьи. Именно родители, как самые любящие и понимающие для ребенка люди, должны помочь ему преодолеть этот барьер и избавиться от своего непослушания. Но не у всех хватает знаний и терпения, поэтому такие семьи часто становятся пациентами у психолога. В этом нет ничего страшного. Более того, именно специалист поможет быстрее и правильнее разобраться в сложной ситуации.

С непослушанием нужно бороться

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Интересное:  Как Рассчитать Правильно Срок Беременности По Неделям

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано. И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Что делать, если ребенок не слушается в 8 лет?

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.
Интересное:  От насморка и заложенности носа при беременности

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

Ребёнок не слушается. Что делать?

Каждый из родителей, время от времени, сталкивается с непослушанием ребёнка.
Но не каждый знает, что делать, когда ребёнок не хочет слушаться, несмотря ни на какие уговоры и наказания.

Для того, чтобы понять, что делать, когда ребёнок не слушается, надо выяснить причины, по которым дети не слушаются, и понять: как им помочь?

Причины непослушания ребёнка

1. Возраст, в котором ребёнок переживает кризис – это период, когда ребёнок из одной ступени своего развития переходит на другую ступень, приобретая новые умения, навыки и способности.

Чтобы объяснить причину непослушания детей в эти периоды, на ум приходит фраза из фильма «Кавказская пленница»: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания».
Вот именно этот период переживают дети. В кризисы их желание не всегда совпадают с их возможностями и, наоборот, что вызывает раздражение, протест непослушание, недовольство, как собой, так и окружающими, и много других факторов. И в этот момент им нужна Ваша поддержка.

Таких периодов несколько:

Кризис одного года. Хочет ходить, но с трудом, хочет кушать, но не получается, хочет бегать, пока только падая. При этом требует вашей помощи и тут же её отвергает.

Кризис трёх лет. Если раньше было понятие: «Мы», то теперь оно меняется на: «Я», но пока «Я» не очень получается, отсюда — крики, раздражение, отвержение, а, главное, упорное настаивание на своём.

Кризис школьника или кризис семи лет – это период, когда ребёнок вступает во взрослую жизнь, переживая новые условия и правила жизни.

Кризис подростковый. Сюда входит кризис 11-13 лет и 16-17 лет. Это также становление ребёнка, который ещё больше хочет быть взрослым, но при этом не совсем понимает: что это такое?
То есть, пока взрослость, это – делаю, что хочу, а слова ответственность и последствия, пока ещё не созрели, отсюда и сложность этого возраста.

В эти периоды необходимо поддерживать своих детей, быть с ними терпеливыми и, наоборот, стараться войти в их положение. И с этой точки зрения помочь ему понять, что хорошо, а что плохо. В некоторых случаях проявить мудрость.

Главное, поймите, что, когда человек находится в стрессовой для себя ситуации, это выводит его из равновесия, а теперь учтите, что это — не зависящий от них процесс и ещё, к тому же, совсем неустоявшаяся психика, каким бы ни был возраст. Отсюда вывод: ещё больше любви, заботы и понимания, и пытаться решать всё через основные приёмы воздействия на ребёнка

2. Слишком много требований. Такой подход родителей к детям, как правило, вызывает у детей дополнительный стресс, страх, может ввести в отчаяние. Ребёнок начинает часто врать, недоговаривать.

И здесь — исключительна вина родителей.
Однажды нам написала мамочка: «Моей дочери 16 лет, она совершенно со мной не общается, всё время мне врёт и недоговаривает. Я не могу найти с ней общего языка, не знаю, что делать. Я — в отчаянии».

Когда мы начали разбираться в ситуации, выяснилось, что, когда дочь была в дошкольном и школьном возрасте, мама была к ней слишком требовательна. «Когда моя дочь училась в школе, я её записала на множество кружков. Я требовала от неё идеальной учёбы. Если, проверяя тетрадь, я видела помарки, я рвала тетрадь и заставляла её переписывать всё заново».

Девочка под натиском мамы, по мере взросления, только и мечтала, что стать взрослой и самостоятельной и теперь, когда она почувствовала это, её уже ничего не остановит.

Это, как привязать резинку одним концом к чему-либо, а затем начать идти, держа другой конец. А потом, когда она натянется до предела, отпустить, надеясь, что она не отпружинит назад.

Возникает вопрос: что делать в подобной ситуации? Начать сначала с изучения личности своего ребёнка, того, какой она является, а не той, которую Вы хотели видеть. И стараться сделать так, чтобы она в силу своей пока только надуманной взрослости не причинила себе вред.
Делать это тоже надо аккуратно. И в такой ситуации нужна помощь специалиста, который разобравшись в ситуации, скажет Вам что делать и как себя вести.

Конечно, не всегда всё так критично, и не все доводят эту ситуацию до взрослости детей, поэтому те родители, которые ещё только взращивают своих детей, используйте запреты, только на необходимые вещи: те, которые угрожают здоровью и жизнедеятельности Вашего ребёнка. Но, опять же, используя объяснения и другие методы воздействия на детей.

3. Внезапная строгость. Если Вы, в основном, смотрите на непослушание своих детей сквозь пальцы и часто не контролируете их поведение, а потом резко решаете играть в строгого родителя, то такое Ваше поведение вызовет протест ребёнка. И ждать от него послушания не приходится. Если же Вам удастся давлеть над ребёнком, и он будет слушаться, то, скорее всего, это за счёт подавления его личности, что плохо для него.

4. То можно, то нельзя. Если Вы что-то запрещаете, то запрещать по настроению нельзя. Необходимо, чтобы запрет действовал всегда на основании чего-то и по определённому правилу.

Едим конфеты только по праздникам…
Ходим в кино только, когда хорошее поведение, оценки, всё убрано и другое.

Если Вы устанавливаете какие-то запреты, то Ваше хорошее расположение духа не должно влиять на изменение каких–либо правил.

5. Нет личного примера. В статье «Методы воспитания и воздействия на детей» мы писали о том, что, чтобы ребёнок принимал и понимал то, что вы от него требуете, необходим личный пример.

Если Вы лжёте и ребёнок знает об этом, то, как бы Вы не объясняли ему что врать нехорошо, он будет врать, и так во всём.

6. Разные требования. Если ребёнок более смышлёный, то вы воспитаете ханжу, который будет вести себя с каждым по-разному, при этом сам будет путаться: кем он является на самом деле.
Эта ситуация, пожалуй, одна из худших, которую могут создать родители и другие члены семьи для ребёнка.

7. Неуважение к ребёнку. В таких случаях дети протестуют против оскорбительного к себе поведения со стороны родителей, которые постоянно принижают его достоинство и заставляют чувствовать себя никчёмным и слабым.

Родители используют такие фразы, как «Подрастёшь поймёшь», «Да кто ты такой?», «Ты ещё не дорос», «Яйца курицу не учат» и другие.

Это — верный способ заставить к себе обращаться с таким же пренебрежением и неуважением. И, если дети себя ведут так, то не удивляйтесь. Здесь выходом может быть одно — научитесь уважать своего ребёнка и своим примером показать, что уважение — залог правильных отношений семье.

8. Ссоры и конфликты в семье. В семьях, в которых напряжённые отношения между супругами, дети часто делятся на два лагеря: тех, которые становятся слишком послушными и спокойными, и тех, которые становятся более агрессивными, непослушными и упрямыми.

Это связано с тем, что одни дети боятся, что именно их плохое поведение послужило причиной конфликтов между родителями и они так пытаются их помирить, а другие дети хотят обратить на себя внимание, чтобы те отвлеклись и поняли, что ребёнок переживает.

Это обостряется тем, что сами родители в конфликтующих отношениях зацикливаются на себе и любое лишнее движение ребёнка приводит их в ярость и вызывает раздражение.
Стоит задуматься об этом и понять: действительно ли ребёнок виновен в сложившейся ситуации или стоит подумать о нём, в первую очередь?

Ситуация сложна тем, что тяжело выйти из того состояния, в котором находятся родители. Вероятно, необходимо помощь специалиста, который сможет сказать, как правильно себя вести с ребёнком, как с ним говорить и что делать, чтобы ваша семья была гармоничной, и Вы могли всегда улаживать конфликтные ситуации.

Кризис подростковый. Сюда входит кризис 11-13 лет и 16-17 лет. Это также становление ребёнка, который ещё больше хочет быть взрослым, но при этом не совсем понимает: что это такое?
То есть, пока взрослость, это – делаю, что хочу, а слова ответственность и последствия, пока ещё не созрели, отсюда и сложность этого возраста.

Ссылка на основную публикацию