Как Научить Ребенка Правильно Произносить Букву Р

Содержание

Как Научить Ребенка Правильно Произносить Букву Р

Один из самых распространённых дефектов речи у детей дошкольного и даже школьного возраста — непроизнесение или неправильное произнесение звука р. Если ты обнаружила эту проблему у своего малыша, обязательно обратись к логопеду и будь готова к тому, что вам придётся долго работать, чтобы р стала в меру раскатистой и смягчалась там, где надо.

Тренируем губы и язычок

Зачастую крохе мешает вялость, ненатренированность языка и губ. Грамотный логопед начнёт именно с этой проблемы. Ты и сама можешь помочь сыночку или дочурке поделать перед зеркалом укрепляющие упражнения.

Вытяните несколько раз губы в трубочку, потом улыбнитесь, чередуйте трубочку и улыбку. Попроси ребёнка представить, что он птенчик и раскрыть клювик-рот в ожидании пищи. Посчитай до пятнадцати и в шутку накорми малыша вкусным червячком, потом увеличь время — тридцать секунд, минута. Изобразите лошадку, которая цокает копытами по мостовой — сначала поцокайте кончиком язычка, потом всем язычком. Скажи своему любимчику, чтобы он закрыл глаза и вообразил, что ты намазала ему губки вкусным вареньем из ягод, которые он любит больше всего. Теперь пусть оближет губки — верхнюю и нижнюю несколько раз. Язычок устал? Ему нужен массажик — предложи своему умничке слегка пожевать его нижними и верхними зубками, приговаривая «та-та-та». Небольшое упражнение необходимо и для носика — протяните «м-м-м» и несколько раз зажмите ноздри пальчиками. Если язычок отдохнул, изобразите им маятник — малыш высунет его из рта и поболтает им вправо и влево, касаясь уголков губок. Это основные манипуляции, которые вы должны делать каждый день утром и вечером после чистки зубов.

Произносим звук р

Язычок твоего крохи уже не такой ленивый, как раньше? Идём дальше. Как научить ребенка говорить букву р? Сделать это самой, без помощи опытного специалиста, довольно сложно. Поэтому тебе не помешает консультация логопеда. Упражнения на данном этапе изменятся. Теперь вы будете изображать пулемёт и часто и чётко стрелять язычком: «д-д-д-д». Если ребёнок устаёт, меняйте звук «д» на «т». Когда заметишь, что «пулемёт» не барахлит и выполняет свою работу исправно, переходите к сочетанию звуков «дн-дн-дн-дн-дн». Сам звук «д» произносится в той же позиции, что и «р», поэтому малышу будет легче перейти с одного звука на другой. Пригодится и упражнение «резиночка», когда кроха как бы присасывает язычок к верхнему нёбу, а затем резко выдыхает, при этом шёпотом получается «тр». Справились? Следующий этап — соской или мягким медицинским шпателем дотрагиваться до язычка-пулемётика, который неустанно стреляет «дн-дн-дн». Этот момент крайне важен, поэтому желательно, чтобы тебе показал и объяснил его именно специалист. Предупреди малыша, что он ни в коем случае не должен останавливаться и не обращать внимания на то, что кто-то беспокоит его язычок — предложи ему закрыть глаза или прилечь: в таком положении зачастую работать легче. Если всё получилось правильно, ты услышишь долгожданный звук «р».

Автоматизируем звук р

Как научить ребенка произносить букву р в словах? Не торопись и не думай, что основная работа осталась позади. Шпатель и соска должны уйти из вашей жизни, поэтому теперь настала пора научиться говорить р самостоятельно. Сначала попробуйте произнести требуемый звук без помощи «д-д-д» и «дн-дн-дн», но при помощи соски ли пальца (чистого, конечно!). Затем так же произносите слоги: «ра-ра-ра, ро-ро-ро, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ара, ора, ура, эра», после этого несложные слова: рак, рот, рыба, Рома. Потихоньку убирайте изо рта все посторонние предметы и тренируйтесь дальше. Если у малыша всё ещё есть сложности, напоминай ему, что губы должны быть в положении лёгкой улыбки, а язычок в позиции для проинесения «д». Купи книжки с логопедическими упражнениями на изучаемый звук: они очень пригодятся на данном этапе. Если р потихоньку закрепляется, научи читать по слогам своего умничку и попроси его самого озвучить все сочетания с р, которые он увидит в учебнике. Получилось? Тогда тренируйте мягкую р. Она не должна быть твёрдой в таких словах как: река, хорёк, Рита, трюм, ряска. Наверняка в вашей книжке есть раздел, посвящённый и этому непростому звуку — обязательно изучите его. Если у вас всё получилось, дай малышу некоторое время на то, чтобы он привык к новому для него звуку — ненавязчиво исправляй его, если он забылся и говорит по-старому, проси его не рычать слишком сильно, чтобы р не выделялась, а произносилась незаметно, но правильно.

Вытяните несколько раз губы в трубочку, потом улыбнитесь, чередуйте трубочку и улыбку. Попроси ребёнка представить, что он птенчик и раскрыть клювик-рот в ожидании пищи. Посчитай до пятнадцати и в шутку накорми малыша вкусным червячком, потом увеличь время — тридцать секунд, минута. Изобразите лошадку, которая цокает копытами по мостовой — сначала поцокайте кончиком язычка, потом всем язычком. Скажи своему любимчику, чтобы он закрыл глаза и вообразил, что ты намазала ему губки вкусным вареньем из ягод, которые он любит больше всего. Теперь пусть оближет губки — верхнюю и нижнюю несколько раз. Язычок устал? Ему нужен массажик — предложи своему умничке слегка пожевать его нижними и верхними зубками, приговаривая «та-та-та». Небольшое упражнение необходимо и для носика — протяните «м-м-м» и несколько раз зажмите ноздри пальчиками. Если язычок отдохнул, изобразите им маятник — малыш высунет его из рта и поболтает им вправо и влево, касаясь уголков губок. Это основные манипуляции, которые вы должны делать каждый день утром и вечером после чистки зубов.

Как быстро научить ребенка говорить букву Р

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время — не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Интересное:  Дивигель и прогинова одновременно

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Ценные рекомендации

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Интересное:  После месячных тянет яичники

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

Совет 1: Как научиться выговаривать букву «р» самостоятельно

  • Как научиться выговаривать букву «р» самостоятельно
  • Как выговаривать букву л
  • Как поставить звук «ж»
  • как научиться произносить р

Совет 2 : Как выговаривать букву «р»

Редкий ребенок, едва начав разговаривать, выговаривает все звуки сразу и правильно, но если по первости невнятный говор только умиляет, то со временем невыговаривание отдельных звуков может превратиться в серьезную логопедическую проблему. Особо неподатливым в этом плане является звук Р, очень часто родителям приходится обращаться в специалистам для его правильной постановки.

Усадите ребенка напротив себя, предложите ему поиграть в «чистые зубки». Растянув рот в улыбке, начните чистить внутреннюю и внешнюю поверхность зубов при помощи языка, нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Такое упражнение позволит ребенку осознанно управлять движениями языка, лучше ощутить его во рту. Поцокайте языком, изображая лошадку. Предложите ребенку подразниться, высунув язык между зубов, выдувая при этом воздух. Все эти упражнения не только позволят улучшить артикуляцию, но и доставят большое удовольствие как вам, так и вашему подопечному.

Следующим этапом можно будет переходить непосредственно к звуку Р. Попросите ребенка произнести звук Д, пусть он попробует сделать это с большой частотой, имитируя звук заводящегося мотора. В какой-то момент чистой деревянной лопаткой попробуйте сдвинуть кончик языка внутрь. Тут же в речи проскочит желаемая Р, «моторчик» завелся, порадуйтесь этому с ребенком вместе.

Усадите ребенка напротив себя, предложите ему поиграть в «чистые зубки». Растянув рот в улыбке, начните чистить внутреннюю и внешнюю поверхность зубов при помощи языка, нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Такое упражнение позволит ребенку осознанно управлять движениями языка, лучше ощутить его во рту. Поцокайте языком, изображая лошадку. Предложите ребенку подразниться, высунув язык между зубов, выдувая при этом воздух. Все эти упражнения не только позволят улучшить артикуляцию, но и доставят большое удовольствие как вам, так и вашему подопечному.

Как научиться выговаривать букву Р? Помогите.

«Парус»
Цель — развить растяжку подъязычной связки, научиться расслаблять мышцы языка в поднятом положении.
Широко раскройте рот, высуньте язык наружу и прижмите его к верхним зубам по всей ширине, спину прогните вперёд. Держите язык в этом положении 10 секунд. Повторите 2-3 раза.

«Прогони комарика! »
Цель упражнения научиться совершать дрожание кончиком языка под действием сильной струи воздуха.
Высуньте кончик языка изо рта и прижмите к нему верхнюю и нижнюю губу. Выдохните сильную воздушную струю, при этом кончик языка должен сам начать дрожать.

«Прикусывание кончика языка»
Целью упражнения является активизация мышц кончика языка.
Расположите губы в положение улыбки и прикусывайте язык. Повторите 8-10 раз.

«Лошадка»
Цель — растягивание подъязычной связки языка.
Плотно прижните кончик языка в небу, как бы присосавшись к нему, и пощелкайте в разном темпе — от медленного до очень быстрого. Повторите 10-15 раз.

«Качели»
Цель — тренировать координацию языка при быстрой смене положения наверху и внизу.
Широко раскройте рот. Кончик языка положите на верхние бугорки за зубами, потом опустите за нижние зубы. Повторите 15-50 раз.

«Дятел»
Цель – разработка подвижности кончика языка.
Рот раскройте широко. С силой ударяйте языком в бугорки за верхними зубами. Произносите звук «Д» , подобно дятлу: «д-д-д-д-д» . Повторите 15-20 раз.

После овладения этими навыками можно попробовать вызвать звук «Р» . Но не просите ребёнка произносить «Р» , так как излишнее старание может провоцировать горловое произнесение, потому что заставить дрожать кончик языка весьма не просто. Предложите малышу порычать по – тигриному — «рррр…» , произвести рокот самолёта или изобразить карканье вороны «карррр…» .

Если не получается, то нужно нацелиться на постановку звука. Детям нравятся упражнения в игровой форме, такие как: «Давай заведём мотор! Рррр-ррр…» .

Попросите ребёнка широким плоским языком побарабанить за верхними зубами со звуком напоминающим «д» (д-д-д) . Одновременно подложите под кончик языка чистый указательный палец самого ребёнка или свой, и произведите частые колебательные движения, от этого должен появиться рокочущий звук. Когда ребёнок поймёт суть навыка, он сможет сам производить колебания языка.

После этого начинают увеличивать продолжительность колебания, а затем переходят к механической помощи в создании вибраций. Если и этот этап освоен, продолжают без неё.

Здесь уже не следует торопить обучаемого. Раскатистый звук «р» может получиться с первого раза, а может пройти несколько месяцев тренировок для успеха. Крайне важно делать упражнения каждый день.

Тот восторг, который испытает ребёнок при апробации нового умения, станет мощным стимулом к использованию звука в обычной речи, в особенности, если ранее он не получался. Дальнейшие тренинги можно проводить комбинируя звук «р» с гласными а, ы, э, которые не требует дополнительного напряжения губ, тем самым идёт проработка произнесения новых слов с освоенным звуком.

Занятия по постановке звука необходимо проводить ежедневно по 5-7 минут утром и вечером.

Здесь уже не следует торопить обучаемого. Раскатистый звук «р» может получиться с первого раза, а может пройти несколько месяцев тренировок для успеха. Крайне важно делать упражнения каждый день.

Ссылка на основную публикацию