Что Должен Уметь В 4 Года Мальчик

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.

Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

— осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

— знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

— демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

— сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

— различать, где один предмет, а где их много;

— раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

— уметь нанизывать бусины и пуговицы;

— определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

— речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

— пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

— различать разные погодные явления, времена года и суток;

— называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

— разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

Развитие речи ребенка в 4 года

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т.д.).

Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: «Где гулял сегодня?», «Что тебе купили?», «Кого видел на улице?», «Как ты был одет?»

Что еще должен уметь ребенок? 4 года — тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года.

В этом возрасте ребенок уже может:

  • Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
  • Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
  • Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
  • Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
  • Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
  • Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
  • Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т.д.).
  • Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
  • Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
  • Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
  • Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
  • Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: «Зачем зимой мы надеваем перчатки?», «Для чего дома двери и окна?» И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

  • перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
  • знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
  • легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
  • может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
  • понимает, что такое меньше, больше, поровну;
  • постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года — это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна. На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки. Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Особенности детей 4 лет

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы — это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное — проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

— демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

Что должен уметь ребёнок в 4 года

Четыре года – достаточно сложный для ребёнка возраст, когда он внутренне чувствует себя достаточно взрослым, но при этом остаётся ещё маленьким. Он ещё не дошкольник, но уже далеко и не младенец. В этот период происходит самосознание ребёнка как личности, становление его характера, так что от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы мягко и ненавязчиво направлять его.

Физическое развитие

В этот период ребёнок продолжает активно расти и набирать вес. В норме вес мальчиков в возрасте четырёх лет колеблется от 14,5 до 18,5 кг, а девочек – от 13,9 до 18,2 кг. При этом рост четырёхлетних мальчиков обычно составляет 99-109 см, а девочек 98-109 см. Окружность грудной клетки у мальчиков колеблется от 51 до 55,3 см, а у девочек 49,3 до 54 см. К этому возрасту дети имеют уже все 20 молочных зубов.

Эти данные – лишь часть показателей, определяющих нормальное физическое развитие четырехлетнего малыша. Не менее важно, чтобы он обладал определёнными физическими навыками, развивал выносливость и ловкость.

Так, в норме четырёхлетний ребёнок должен:

  • ​ходить в заданном направлении уверенно, прямо, не шаркая ногами;
  • ​бегать, изменяя темп и направление движения, при этом сохраняя равновесие;
  • ​быстро пробегать расстояние 10-20 м;
  • ​непрерывно бежать в течение 1 мин;
  • ​уметь несколько секунд простоять на одной ноге;
  • ​прыгать на двух ногах с небольшим продвижением вперёд (на 2-3 м);
  • ​несколько раз подряд энергично подпрыгивать на одной ноге;
  • ​спрыгивать с высоты 15-20 см;
  • ​прыгать с места в длину на расстояние 40 см;
  • ​перешагивать через предметы;
  • ​перепрыгивать по очереди через 5-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 25-30 см;
  • ​подлезать под невысокие предметы (около 40 см);
  • ​держать равновесие, перемещаясь по гимнастической скамейке;
  • ​лазать по гимнастической стенке;
  • уметь играть с мячом, уверенно бросая и ловя его;
  • ​попадать мячом в предметы на расстоянии 1,5 м;
  • ​прокатывать мяч между расставленными на полу предметами, не задевая их;
  • ​кататься на велосипеде;

Для развития мелкой моторики четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • ​запускать юлу маленького размера;
  • ​делать «фонарики» кистями рук;
  • ​нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусинки;
  • ​завязывать узелки на шнуре или толстой верёвке;
  • ​застегивать крючки, молнии, пуговицы.

Умственное развитие

Интеллектуальное развитие четырёхлетнего малыша происходит в основном благодаря развивающим играм и наглядным примерам. В этом возрасте ребёнок очень любознателен и должен обладать определёнными познаниями в различных областях знаний.

Математика

В норме в возрасте четырёх лет ребёнок должен:

  • ​знать цифры до 5;
  • ​уверенно владеть понятиями «много» и «один», «больше» и «меньше»;
  • ​сравнивать группы предметов, в том числе используя приёмы наложения;
  • ​сравнивать два предмета по величине, длине, форме, высоте и уметь выразить существующую разницу словами;
  • ​знать и показывать правую или левую руку;
  • ​владеть понятиями: «верх», «низ», «слева», «справа», «налево», «направо»;
  • ​знать порядковый счёт до десяти.

к оглавлению ^

Развитие речи

В возрасте четырёх лет словарный запас ребёнка обычно составляет около четырёх тысяч слов. При этом малыш способен связно говорить на родном языке, знать наизусть небольшие стихи и рассказывать сказки.

В норме ребёнок 4-х лет должен:

  • членораздельно произносить звуки (исключение могут составлять лишь шипящие и сонорные);
  • воспроизводить многосложные слова;
  • согласовывать произносимые слова в роде, падеже и числе;
  • понимать все обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, транспорт, игрушки, обувь);

Окружающий мир

Увеличиваются познания четырёхлетним малышом окружающего его мира.

Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

  • ​знать собственное имя и фамилию, а также имена и отчества родителей, родственников, воспитателей и других людей, которые его окружают;
  • ​знать свой адрес (название населённого пункта, улицы и номер дома);
  • ​знать свой возраст;
  • ​знать названия многих домашних и диких птиц и животных;
  • ​знать названия детенышей этих животных и птиц;
  • ​знать звуки, которые издают эти животные и птицы (собака лает, корова мычит, мышка пищит, кошка мяукает, петух кукарекает и т.д.);
  • ​знать, что умеют делать эти птицы и животные (змея ползает, рыба плавает, заяц прыгает, птица летает и т.д.);
  • ​знать, называть и различать окружающие его предметы, их назначение, величину, форму, цвет и существенные детали;
  • ​знать названия времён года, их отличия, описывать, что происходит в каждое время года (растут цветы, тает снег, летают бабочки и т.д.);
  • ​различать по вкусу несколько видов овощей и фруктов;
  • ​уметь различать и называть различные погодные явления;
  • ​знать названия нескольких профессий.

к оглавлению ^

Изобразительная деятельность

В 4 года ребёнок должен:

    знать и называть все основные цвета (чёрный, красный, зелёный, белый, жёлтый, голубой, синий, розовый);

    Конструирование

    В 4 года ребёнок уже хорошо умеет играть с конструктором. Он должен:

    • знать и называть основные детали конструктора;
    • уметь горизонтально и вертикально располагать кубики, кирпичики и другие детали конструктора;
    • изменять «постройки», заменяя одни детали конструктора другими;
    • различать части постройки по высоте и величине.

    к оглавлению ^

    Музыкальное воспитание

    В 4 года ребёнок уже знает и может назвать некоторые музыкальные инструменты, такие как: фортепиано, барабан, гитара, скрипка. Он должен уметь слушать от начала до конца небольшие музыкальные произведения, замечать изменения в звучании композиции (тихо – громко), узнавать на слух знакомые ему мелодии и подпевать в такт.

    Психическое развитие

    В этом возрасте активно развивается психика малыша, он начинает испытывать разнообразные эмоции и становится очень восприимчивым к реакциям взрослых. Родители и воспитатели должны понимать, что их уважительное и одобрительное отношение к четырёхлетнему ребёнку формирует у него правильное позитивное представление о себе. В этот период поведение ребенка определяет уровень его самоуважения. Если взрослые считают его хорошим, то и ребёнок считает себя таковым, и ведёт себя соответствующим образом. И наоборот, капризничает и хулиганит, если считает себя плохим.

    Основные психические функции развиваются в этом возрасте следующим образом.

    В 4 года ребёнок должен:

    • самостоятельно находить и называть признаки сходства и различия между игрушками или картинками;
    • удерживать в поле зрения не менее 4-5 предметов;
    • самостоятельно находить одинаковые предметы;
    • не отвлекаясь, выполнять определённые задания в течение 6-7 минут;
    • суметь повторить движения в определенной последовательности, например: поднять или опустить руки, хлопнуть в ладоши и т.д.
    • хлопать в ладоши или топать ножкой во время произнесения взрослыми определённого слова;
    • суметь сконструировать простые постройки из деталей конструктора по предложенному образцу;
    • самостоятельно складывать картинку или открытку, разрезанную на 3-4 части.

    к оглавлению ^

    В 4 года ребёнок должен уметь:

    • самостоятельно в правильном порядке собирать пирамидку из 6-7 колечек;
    • знать и использовать обобщающие слова;
    • находить соответствующую пару любому предмету;
    • находить в каждой группе лишний предмет и уметь объяснить свой выбор;
    • подбирать слова-антонимы;
    • находить несоответствия на картинке, изображающей нелепицы;
    • решать простые логические задачи.

    к оглавлению ^

    В 4 года ребёнок должен уметь:

    • запоминать содержание сюжетного рисунка;
    • пересказывать содержание услышанной сказки;
    • знать и рассказывать наизусть стихи, потешки, загадки;
    • воспроизводить в памяти и уметь описывать недавно происшедшие яркие события своей жизни;
    • повторять услышанные различные слова, цифры или слоги (4-5 шт.);
    • точно выполнять задания, состоящие из нескольких (3-4) команд;

    Эмоциональное развитие

    И, наконец, не менее важным фактором полноценного развития четырёхлетнего малыша является его эмоциональное становление. В этом детском возрасте ребёнок уже начинает ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, он чувствует и осознает отношение к себе, доброжелательное или недоброжелательное, способен заметить изменение настроения окружающих его людей, проявляет сочувствие и внимание, может выразить свои эмоции.

    Это лучшее время для воспитания культуры поведения малыша.

    Так, в норме в этом возрасте ребёнок должен:

    Что должен уметь ребенок в 2 года

    Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.

    А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.

    Физическое развитие ребенка

    В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

    • Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
    • Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

    К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать, уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

    Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол, попадая по мячу ногами.

    Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

    Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать. Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

    • ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
    • оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

    Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

    В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна, который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

    Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

    Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки. Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

    Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

    После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей. И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

    Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

    Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

    Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки. Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

    Что должен уметь ребенок в 2 года

    Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

    • умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
    • менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
    • играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
    • просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
    • есть ложкой и пить из чашки;
    • пытаться умываться и чистить зубы;
    • пытаться одеваться и раздеваться;
    • умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
    • умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
    • умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
    • умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
    • умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

    Мальчики и девочки в 2 года

    По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

    Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

    Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

    Что Должен Уметь В 4 Года Мальчик

    Желание родителей дать своим детям все самое лучшее – это естественный процесс, и им необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 года, мальчик, чтобы дальше развиваться во всех направлениях. Правильное развитие и крепкое здоровье малыша – это то, к чему необходимо стремиться в его воспитании.

    Полезные советы и рекомендации

    Ребенок, достигнув 4 лет, должен уметь:

    • Говорить около тысячи слов и осознавать простейшие предметы и понятия;
    • Узнавать животных, растения, профессии людей и озвучивать их;
    • Осознавать себя в пространстве и называть предметы вокруг себя;
    • Уметь сравнивать предметы по определенным параметрам;
    • Определять количество предметов;
    • Чувствовать рамки и очертания при раскрашивании;
    • Уметь работать с мелкими предметами, такими как бусинки;
    • Должен замечать отсутствие вещи в игровой форме;
    • Речь в данном возрасте становится понятной и разборчивой;
    • Ребенок должен пересказывать прочитанное родителями;
    • Узнавать погодные явления, время суток и года;
    • Уметь связывать предложения, описывая предмет на картинке.

    Дом и семья имеет большое значение в воспитании детей. При постоянном общении с ребенком, проведении с ним игр и чтении, малыш может к 4 годам знать буквы и уметь складывать слоги, твердо держать в руке ручку и рисовать. Что должен уметь ребенок в 4 года, мальчик, и каким образом способности можно развивать.

    Речевые навыки детей зависят от постоянного общения с ними. При этом взрослым надо правильно выговаривать слова, чтобы формировать у малыша произношение. Специалисты дают советы по поводу навыков ребенка. Он должен уметь говорить понятно не только для родителей, но и для окружающих. Знать части тела и пересказывать услышанное. Ребенок может поддерживать беседу, отвечая на простейшие вопросы. Специалисты дают рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений и считалок. Это не должно составлять труда, так как детская память способно усваивать в четырехлетнем возрасте даже несколько языков. Необходимо выучить с малышом информацию о домашнем адресе, его имени и близких родственников, возрасте и месте работы.

    С мальчиком надо заниматься составлением пазлов и сборкой конструктора. Чтобы развивать математическое мышление, надо рисовать и знать геометрические фигуры и понятия меньше, больше и равно, считать до 10, начинать писать цифры. Лепка и рисование способствуют развитию творческого мышления. Зная, что должен уметь ребенок в 4 года, мальчик, родители смогут развивать и углублять полученные навыки и расширять кругозор малыша, постоянным общением и в игровой форме.

    Дом и семья имеет большое значение в воспитании детей. При постоянном общении с ребенком, проведении с ним игр и чтении, малыш может к 4 годам знать буквы и уметь складывать слоги, твердо держать в руке ручку и рисовать. Что должен уметь ребенок в 4 года, мальчик, и каким образом способности можно развивать.

    Особенности развития детей в 4 года

    Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.

    Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.

    Психологическое развитие

    Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.

    Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.

    В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.

    Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.

    Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.

    Умственное развитие

    Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:

    • Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
    • Знает значения используемых слов и общих понятий.
    • Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
    • Знает названия геометрических фигур и цвета.
    • Считает до 10.
    • Отличает, где правая сторона, а где левая.
    • Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
    • Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
    • Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
    • Знает времена года и порядок их смены.
    • Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
    • Знает некоторые буквы и цифры.
    • Собирает паззлы минимум из 5 деталей.

    Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.

    Физическое развитие

    Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)

    Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

    Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:

    • Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
    • Ходить задом наперед.
    • Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
    • Удерживать равновесие.
    • Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
    • Ловить мяч двумя руками.
    • Ходить на носочках и пяточках.
    • Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).

    Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.

    Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.

    Социальные и прочие навыки

    В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.

    Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:

    • Следовать правилам, установленным в обществе.
    • Заводить знакомства – здороваться, представляться.
    • Извиняться, если что-то сделал не так.
    • Просить что-либо сделать или что-то дать.
    • Благодарить за подарок или помощь.
    • Делиться своими вещами.
    • Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
    • Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.

    Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:

    • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
    • Умываться, мыться и чистить зубы.
    • Наливать воду в стакан, не проливая.
    • Мыть посуду и вытирать пыль.
    • Подметать пол.
    • Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).

    Развитие речи

    Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.

    В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.

    Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.

    Что должно насторожить

    Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:

    • Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
    • Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
    • Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
    • Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
    • Говорить хотя бы простые фразы.
    • Помнить свое имя и фамилию.

    Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.

    Практические советы

    В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.

    Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.

    Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.

    Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.

    Интересное:  Через сколько отпадает пуповина
Ссылка на основную публикацию