Если Ребенок Не Выговаривает Букву Р Упражнения

Содержание

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.
  • Повтори предложения

Ребенок не выговаривает букву Р. Упражнения для развития дикции.

Практически для каждой мамы и папы актуален вопрос — почему мой ребенок не выговаривает букву Р. Хотим вас успокоить — это совершенно нормально. Обычно, в возрасте от 4 до 5-6 лет эта проблема разрешается сама собой. Если же после 5 лет такая дикция ребенка сохраняется, лучше сходить на прием к логопеду. А пока родители могут самостоятельно заниматься с ребенком, используя простые упражнения. Лучше всего, когда занятия проходя в форме игры. Наиболее часто ребенок либо «глотает» букву Р, из-за чего она слабо звучит, либо заменяет ее согласной буквой Л.

Интересное:  На какой день цикла делать тест на овуляцию

Если вы заметили, что после 5 лет ребенок не выговаривает букву Р или заменяет ее на букву Л, начните сами развивать дикцию ребенка.

Желательно сидеть с ребенком перед зеркалом, чтобы он видел, как работают при произношении буквы Р губы, каково положение языка и губ при этом:

— Зубы разомкнуты, расстояние между зубами 0.5-1 см.

-Губы также разомкнуты.

-Язык изогнут в форме лодочки, боковые края языка касаются коренных зубов. Кончик языка изогнут вверх в сторону верхнего неба и чуть соприкасается с ней. Выдыхаемый воздух заставляет вибрировать кончик языка: рождается раскатистая буква Р.

Начните свои занятия с подготавливающих упражнений, при этом будет происходить укрепление мышц языка и обучение правильному положению языка в ротовой полости:

Часто, много раз повторяйте с ребенком букву Д. Делайте это несколько раз подряд : д-д-д-д-д.

Еще будучи совсем маленькими, многие дети любят издавать звук «Тпру», просовывая язык между губами и как бы плюясь. Так вот, это упражнение тоже важно для развития дикции. Поиграйте с ребенком, объясняя, к примеру – давай сделаем, как говорит «тпру» лошадка.

Во время занятий сидите на удобном стуле, спина должна быть прямая. Желательно смотреть с ребенком в зеркало напротив вас, чтобы он видел в зеркале и вас и себя.

Затем переходите к следующим упражнениям.

1. Смотрясь в зеркало, откройте рот. Покажите ребенку требуемое положение – язык кончиком касается верхнего неба. В этом положении язык остается десять секунд. Потом расслабляемся, язык опускается. Повторяем это упражнение 5 раз.

2. Прикусите кончик языка зубами. При этом губы раскрыты. Немного задержитесь в этом положении. Повторите упражнение 10-12 раз.

3. Ударяйте вместе с ребенком языком по верхнему небу рядом с передними зубами и при этом произносите букву Д.

4. Издавай в игровой форме звук, с которым скачет и цокает копытами лошадка. Меняйте темп – лошадь скачет быстрее, лошадь скачет медленнее.

5. Издавайте звук щелчка, резко проводя языком по верхнему небу и возвращая его обратно – издавая так называемые щелчки языком. Упражнение выполняется 10-12 раз.

6. Касайтесь языком верхних передних зубов, затем нижних. Смотрите при этом в зеркало через раскрытые губы. Упражнение выполняется 10-12 раз.

Выполняйте это упражнение часто. Ведь они не займут много времени. Здесь важно завлечь малыша, облечь занятия в игровую форму.

Прочтите ребенку несколько скороговорок, в которых повторяется буква Р. После этого повторяйте их вместе. Как только ребенок почувствует, что ему удается выговаривать букву Р, он с удовольствием будет их повторять, показывая, чему он уже научился.

Вот пример скорогворок, в которых используется буква Р.

«Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром».

«Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота».

«Вышел Лев из-за горы

И, подумав, молвил:

-Что имели вы в виду?

Рразорву и ррастерзаю?

Рразнесу и рраскидаю?

Рраспугаю всех подряд?

-Я просто РРРРРАД!»

Помимо вышеупомянутых занятий, в течение дня можно играть с ребенком в большого и маленького льва и рычать с ребенком вдвоем – какой лев громче, большой или маленький?

Играйте в игру – «кто дальше высунет язык». Пытайтесь достать языком до носа, затем вниз, до подбородка.

Помните, что главное для ребенка в этих занятиях – игровой элемент. Важно, чтобы ему было интересно, тогда ему самому захочется заниматься. Если ваш ребенок еще не выговаривает букву Р, не переживайте, это поправимо. Проявите терпение и любовь и все у вас получится!

2. Прикусите кончик языка зубами. При этом губы раскрыты. Немного задержитесь в этом положении. Повторите упражнение 10-12 раз.

Если Ребенок Не Выговаривает Букву Р Упражнения

В первую очередь нужно ответить на следующий вопрос: в каком возрасте неумение выговаривать некоторые буквы является нормой, а в каком это уже опасная тенденция? Специалисты отвечают на него следующим образом. Всё зависит от того, в каком возрасте ребёнок начал говорить, именно с этого момента можно вести отсчёт времени. Если после полутора-двух лет речевой практики ребёнок так и не научился выговаривать некоторые звуки, то это уже повод обратить внимание на проблему.

Но заметьте, что «обратить внимание» и «впасть в панику» — вещи разные. Звук «р», например, всем детям даётся тяжело, обычно они могут справиться с ним не раньше 5-6 лет. Так что следует просто продолжать тренировки речевого аппарата, быть может, всё образуется самостоятельно.

Конечно, существует ряд эффективных упражнений, которые помогут малышу справиться с непослушным языком и подчинить себе сложные звуки и буквы. Одно из самых известных упражнений можно описать приблизительно следующим образом.

Упражнение №1. Ребёнок тщательно моет ручки, после чего кладёт под язычок большой палец любой руки, левой или правой. Затем начинает двигать во рту пальчиком из стороны в сторону. Суть упражнения в том, что язык не будет безучастно болтаться во рту, но чисто инстинктивно будет двигаться, «убегая» от пальца. Это нам и нужно, ведь таким образом он тренируется.

Упражнение №2. Другое упражнение — чистка зубов. Нужно представить, будто язычок — это зубная щётка и начать имитировать чистку зубов этой вот самой щёточкой. Тщательно вычищать каждый зубик, делать поступательные движения вверх-вниз, не забывать о круговых. Чистить как внешнюю сторону зубов, так и внутреннюю.

Упражнение №3. Поиграем с ребёнком в «как делают животные». Игра проста и понятна, нужно знать, что коровка говорит «м-у-у-у», а козочка «м-е-е-е». Но в этот раз нас больше интересуют те животные, которые будут тренировать артикуляционный аппарат для произнесения сложных слов. Рычим как тигр (это в идеале), цокаем язычком, как лошадка, жужжим как пчела и зудим, как маленькая мушка.

Упражнение №4. Также очень полезно соревноваться, кто дальше может вытащить язык. Работа языком очень важна, можно также поиграть в тигра, кошку или пуму, лакая молочко (или сок, это не принципиально) из блюдечка вместе с ребёнком. Это весело и заставляет его язычок активно трудиться.

Исполнение скороговорок. Скороговорки, конечно, являются отличным методом натренировать артикуляционный аппарат. Нас интересуют те из них, в которых будет достаточно нужных нам звуков и букв. Например.

«Рукавицы у Романа вывалились из кармана. Поскорее, Роман, положи их в карман».
«На дворе зима давно — руки мёрзнут, но нам всё равно».

Не обязательно использовать эти, можно придумывать скороговорки и самостоятельно. Более того, это гораздо веселее. О смысловой нагрузке можно не задумываться, дети любят всё абсурдное и нелогичное.

«Роботы руками разгребали грабли».
«Рубли рубили реки на рулоны».
«Рубаха порвалась радостно размахнувшись».

И так далее, чем смешнее — тем лучше. Самое главное в этих занятиях — чтобы они не были в тягость. Не редки случаи, когда ребёнок из вредности не учится произносить нужный звук, а потом только родители узнают, что занятия по развитию артикуляционного аппарата ему ненавистны. Не стоит ожидать от маленького ребёнка рационального поведения — его нужно завлекать заниматься разными простенькими наградами, это сработает гораздо лучше принуждения. Систематичность занятий означает, что нужно заниматься тренировкой артикуляции ежедневно, но это вовсе не значит, что заниматься нужно по расписанию. Выбирайте время, когда малыш готов заниматься с удовольствием, и не давите, если ему этого не хочется. Тогда и результат не заставит себя долго ждать.

В каких случаях нужно обращаться к логопеду? Что ж, очевидно, что если самостоятельные попытки разрешить проблему окончились безрезультатно, то самое время обратиться к специалисту.

Грамотный логопед осмотрит вашего ребёнка, в первую очередь с целью выяснения причины неумения выговорить нужный звук. Дети применяют самые различные методы, приспосабливаясь под неподатливую букву. Чаще всего они приходят к решению заменить её на другую, которую легче произносить, например букву «л». Смешной детский выговор также порой отмечается отсутствием «р» в окончаниях, но при этом, порой детям удаётся спонтанно правильно произнести то или иное слово, если «р» находится в середине. Это хороший признак, значит, скорее всего, скоро ребёнок освоит эту грамоту. Куда хуже, если ребёнок произносит «р» гортанным способом. Это может указывать на проблемы с дыханием, например. Второй причиной может быть слабо развитый артикуляционный аппарат, что тоже является поводом обращаться к врачу.

Но, если вы полагаете, что задача логопеда сводится лишь к тому, чтобы помочь детям социализироваться, научившись правильно произносить слова, то это не так. Главная цель посещения консультации логопеда — выявление опасных и серьёзных отклонений, патологий на начальных стадиях. Например, нередко неумение выговорить звук «р» говорит о развитии дизартрии, при которой может быть затронут даже головной мозг. Как видите, это не шутки, и задача логопеда выявить подобные отклонения на их ранних стадиях, с тем, чтобы предотвратить их дальнейшее развитие и предпринять все меры по их устранению.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Исполнение скороговорок. Скороговорки, конечно, являются отличным методом натренировать артикуляционный аппарат. Нас интересуют те из них, в которых будет достаточно нужных нам звуков и букв. Например.

Как научить ребенка выговаривать букву Р

Каждый родитель стремиться, чтобы ребенок научился правильно писать, читать и конечно же говорить. Многие непоседы спокойно воспроизводят все звуки с раннего возраста, а для некоторых вызывает массу сложностей. Особенно это касается сложнейшей буквы «р».

И когда родители сталкиваются с логопедической проблемой, то начинают сразу же задаваться вопросами: как научить ребенка выговаривать букву «р», в каком возрасте следует обратить на это особое внимание и по какой причине происходят сложности произношения?

Логопеды отмечают, что идеальным вариантом является, когда малыш начинает четко произносить букву в 5-ти летнем возрасте. И если до этого периода в речевом арсенале ребенка присутствует буква «л», то немного логопедических упражнений поставят правильную речь. Некоторые дети к 6-ти годам самостоятельно выговариваются и не имеют в дальнейшем ни каких трудностей в произношении.

Интересное:  Овуляции на какой день

Основные причины, которые мешают ребенку выговаривать букву «р»

Прежде чем приступать к коррекции речи, следует разобраться в причинах, которые мешают правильному произношению.

  1. Уздечка, расположенная под языком. Если она слишком короткая, то мешает правильно жестикулировать языком и во время произношения звука можно услышать картавость. Ранее эту проблему решали в стоматологии методом подрезания уздечки. Современная медицина предлагает специальные упражнения, направленные на ее разработку.
  2. Ребенок начал разговаривать после 3-х летнего возраста. Это становиться причиной слабого развития артикуляционного аппарата.
  3. Плохой слух. Малыш в силу своей физиологической особенности повторяет слова так, как он слышит. И чаще всего они не являются правильными.
  4. Особенности дыхательной системы. Это может быть воспалительные процессы, аденоидов или насморк. Как правило, после устранения проблемы, ребенок начинает полноценно выговаривать сложную букву.

Если вовремя обратить внимание на сложившуюся ситуацию и начать заниматься с ребенком, то уже в скорости малыш сможет выговаривать все звуки правильно и четко.

Терпение — залог успеха

Для того, чтобы ребенок занимался с удовольствием, и терапия давала положительную динамику, то любящим родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Набраться терпения. Не стоит думать, что после первого занятия малыш правильно заговорит. Для начала достаточно изучить простейшие слоги. Например, «ра», «ру», «ры», где буква будет стоять в начале слова или слога.
  2. Игра. Любое занятие на развитие речи должно проходить в игровой форме. Если всячески заставлять ребенка, то он начнет противостоять этому и в результате полностью отказаться от упражнений. Например, можно поиграть в логопедические игры на улице или детской площадке.
  3. Настроение. Нужно убедиться, что малыш положительно настроен и готов заниматься. Если он начинает упрямиться и капризничать, то лучше отложить упражнение и провести позже.
  4. Постоянство. Если уделять упражнениям 15 мин. в день, то результаты будут видны уже через несколько недель. Некоторые родители заблуждаются, думая, что лучше посидим подольше один день, чем каждый день отвлекаться на занятия. Такой метод приведет к нежеланию малыша к занятиям.

Родителям важно показывать пример своим детям, стараться все повторять и помогать своему маленькому чаду. Как правило дети, любят копировать действия взрослых и с удовольствием впитывают в себя как губки.

Логопедические упражнения в домашних условиях

На сегодняшний день найти логопеда не составит никакого труда. В садах есть специализированные группы, в которых основной акцент ставится на коррекцию речи. Также можно обратиться в специализированные центры. Однако все это требует времени и финансовых затрат. Тогда становиться логический вопрос: как научить выговаривать букву «р» в домашних условиях?

В первую очередь необходимо поставить звук «р». Это возможно сделать прибегнув к артикуляционной гимнастике. Основная задача такой терапии заключается в укреплении мышц языка, щек и губ.

Отдельные упражнения направляются на тренировку дыхания, которое необходимо в произношении буквы.

Для этого в помощь пригодятся следующие предметы:

  • Мыльные пузыри;
  • Воздушные шарики;
  • Шарики для пин-понга.

Такой арсенал точно заинтересует малыша, и он с удовольствием будет принимать участие в игре.

  1. Кто быстрее надует шарик. Здесь важно присутствие всей семьи, чтобы у ребенка был стимул выиграть. Надувание шариков активирует все лицевые мышцы и хорошо разрабатывает дыхание
  2. Сила дыхания. Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
  3. Кто больше. Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.

Во время игр старайтесь поддаваться малышу. Частые победы вызовут огромный интерес перед играми. И в скорости кроха сам будет просить повторить забавные состязания.

Далее для подготовки речевого аппарата следует регулярно повторять следующие упражнения:

  1. Рот нужно раскрыть, как будто сильно захотелось зевать и раскачивать язычок то вверх, то вниз. При этом кончик языка необходимо задержать на 15 секунд упираясь зубы. Такое упражнение способствует разработке подъязычной уздечки и укреплению всех мышц ротовой полости.
  2. Язык держим в широком состоянии и пытаемся облизать верхнюю губу. Можно представить что нужно слизать вкуснейший крем, который остался после съедения торта. Повторяется упражнение несколько раз с интервалом 10-15 секунд.
  3. Упражнение «Малярная кисточка». Нужно представить, что язык является кисточкой для рисования, и ей необходимо тщательно выкрасить небо, щечки и губки.
  4. «В поймай язычок». Задача ребенка, как можно дальше высунуть язык и быстро поймать его губами, при этом выдыхая воздух.
  5. «Как скачет лошадка?». Для этого щелкаем языком о верхнее небо, при этом должны выходить звуки напоминающие скачки лошадок. Однако для некоторых деток такое упражнение может показаться сложным, но уже через несколько тренировок все должно получиться.
  6. «Спрятать язычок». Ребенок должен как бы приклеить язычок к нему на несколько секунд, чтобы его не нашел волчок. Это занятие развивает подъязычную уздечку.
  7. «Считаем зубки язычком». Малыш должен провести языком влево и вправо по внутренней стороне зубов и постараться посчитать их. Если кроха еще не владеет счетом, то можно предложить ему почистить зубки кончиком язычка.
  8. «Летит комарик». Малыш должен выдвинуть язычок за передние зубки и попробовать в этом положении произнести звук «з». После язык спрятать за зубки упершись в них и небо, и также произнести «з».

Такие логопедические игры позволяют укрепить мышцы и растянуть подъязычную уздечку. Все упражнения следует повторять ежедневно, только в этом случае возможна коррекция речи.

Однако это только дает возможность подготовить ребенка к произношению буквы «р». Для полной отработки речевой коррекции необходимы вспомогательные упражнения.

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.

Оттачиваем букву «р» в домашних условиях

К наиболее распространенным и эффективным упражнениям в домашних условиях можно отнести:

  1. Ребенок должен открыть рот, и прижать язычок к верхним зубам и ритмично произносить буку «д». Через несколько секунд упражнение прекращают. Теперь малыш в таком же положении произносит букву на сильном выдохе.
  2. Для следующего упражнения понадобиться обыкновенная соска или специальный шпатель. Кроха, приоткрыв рот произносит букву «л», а родитель во время этого подсовывает соску под язык и проводит по уздечке. Таким образом, начинает непроизвольно получаться буква «р». Такая методика позволяет растянуть уздечку и правильно поставить язык.
  3. Ребенок, широко отодвинув рот, язык отодвигает назад и произносит букву «з», мама во время этого должна с помощью соски двигать подъязычную уздечку. Если упражнение правильно делается, то на выдохе образуется четкий звук «р».

Все упражнения достаточно просты, что позволяет каждому родителю помочь своему ребенку без посторонней помощи.

Советы и рекомендации специалистов

Дети – это маленькие непоседы, которые готовы все повторять за своими родителями. Поэтому будет замечательно, если мама или папа на своем примере продемонстрируют сложную букву «р».

Во время логопедических игр нужно родителям находится напротив своего ребенка, чтобы он не только слышал, но и видел, что от него хотят.

Перед началом занятия можно попросить малыша взять свои любимые игрушки, которые будут слушать его достижения. Или рассадить на диване, чтобы ребенок помог им научиться правильно говорить.

Никогда не заставляйте малыша делать не понравившееся ему упражнение. Есть множество других интересных игр, которые также эффективно корректируют речевые особенности.

Для ребенка будет весьма интересно заниматься, если это будет проходить не за партой, а например, на мягком ковре или удобном диване. Летом можно выносить подстилку на улицу и совмещать прогулку на свежем воздухе с полезными развлечениями.

Если мама услышала, что малыш, хоть и нечетко, но уже начал произносить долгожданную букву, то значит пора переходить на слоги. Лучше всего, чтобы буква «р» стояла в начале слова или слога. Так намного легче ребенку будет тренироваться (ра, ро, ры, ру). Далее можно продолжить словами из нескольких букв (рак, рыба, ров).

После этого акцент ставится на произношение буквы «р» в середине слога. В этом случае, родителям потребуется обзавестись терпением, так как малыш не сразу сможет это постичь.

Некоторые родители, столкнувшись с подобной проблемой у ребенка, начинают бить тревогу и бежать по врачам. Однако не стоит пугать малыша, а просто уделить ему несколько минут, и он быстро освоит речевые тонкости и порадует успехами.

Также стоит помнить, что постоянное общение с малышом позволяет ему расширять лексический запас и тренировать произношение. Регулярно читайте книги, учите небольшие стишки, просите кроху чтобы от рассказывал, что делает или во что хочет поиграть.

Никогда не ругайте маленького непоседу, что у него не получается правильно выговорить такую сложную букву. Совместное желание и труд быстро принесут положительные результаты, и малыш уже не будет отставать от своих сверстников.

Урок номер 2

«Р» является самым трудным звуком русского языка. Далеко не все дети могут его произнести так, как это пишется в учебниках по фонетике: язык приподнят к альвеолам, и проходящая воздушная струя заставляет дрожать его кончик… Стоп. В этом все загвоздка. При картавости (или по-научному ротацизме) вибрирует что угодно, но только не кончик языка. Губы, щеки, задняя часть языка – весь этот арсенал использует ребенок для создания картавого «р», чудной смеси звуков «г», «л», «б» и «ж». В зависимости от того, какие органы «помогают» неправильно издавать рычащий звук, выделяют:

Ссылка на основную публикацию