Как Научить Дома Ребенка Говорить Букву Р

Содержание

Как научить ребенка говорить букву р дома: занятия

Фонема «р» — единственный вибрирующий звук в русском языке. Считается, что малыши должны чисто говорить в 4 года. Но рычать большинство детей учатся позже, в 5-6 лет, когда их артикуляционный аппарат хорошо отточен. До этого возраста родителям не стоит волноваться. Если малышу уже есть пять лет, пора задуматься о том, как научить ребенка правильно говорить букву «р».

Виды нарушений

Чтобы понять, как научить ребенка говорить букву «р», оцените настоящее положение дел. Чаще всего в речи детей встречаются следующие нарушения:

  • Буква «р» полностью отсутствует, в словах малыш пропускает ее (ша_ик — шарик, да_ога — дорога).
  • Вместо звука «р» произносятся другие: йучка (ручка), глом (гром).
  • Буква в речи ребенка присутствует, но выговаривается нетипично. Например, малыш не может произнести мягкий «р», картавит на французский манер. Часто подобные проблемы встречаются у детей-билингвов, так как наряду с правильным вариантом звучания они слышат и иноязычное произношение. Освоить его оказывается легче, и неправильный вариант автоматизируется.

В чем причина?

Нередко на приеме у логопеда родитель задает вопрос, как самому научить ребенка говорить букву «р». Такое желание понятно, ведь для автоматизации звука требуются ежедневные и длительные занятия. Не у всех есть возможность ездить к логопеду с такой высокой периодичностью. Но прежде чем принимать решение о самостоятельных занятиях, желательно выяснить причину неправильного произношения.

  • Особенности физиологического строения. Так, при короткой уздечке ребенок просто не достает до неба языком.
  • Ограниченная подвижность артикуляционного аппарата. В этом случае язык не может встать на нужную позицию и тем более вибрировать.
  • Неправильное речевое дыхание. Оно может быть результатом некоторых заболеваний: насморк, увеличенные аденоиды, искривление носовой перегородки и др.
  • Нарушенный фонематический слух. Обычно дефект становится очевидным к 4 годам. Малыш пропускает в словах буквы, путает парные согласные.
  • Наследственность. Если мама или папа неправильно выговаривают букву «р», то ребенок скопирует их произношение.

Когда можно обойтись без логопеда?

Выявлять причину нарушений лучше со специалистом. При наличии физиологических отклонений только логопед определит, требуется ли подрезать уздечку или можно обойтись специальными упражнениями. Он же даст вам полезные советы по решению выявленных проблем. Вы можете неделями заставлять ребенка рычать, соблазняя его конфетами, и не добиться результата. У специалиста на ту же задачу уйдет пара занятий.

Для консультации выбирайте опытного логопеда. Как научить ребенка говорить букву «р», вы узнаете из беседы с ним. В большинстве случаев полученные рекомендации можно применять самим в домашних условиях. Важно, чтобы упражнения выполнялись ежедневно до получения желаемого результата, и проводились в игровой форме. Принуждение недопустимо.

Самостоятельные занятия

Лучший способ научить ребенка говорить букву «р» — увлечь его забавной, но полезной игрой. К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, за малейший успех хвалите своего ученика. Ни в коем случае не раздражайтесь, избегайте критики. Сами подавайте пример, правильно произнося звук в словах. Возьмите зеркало, чтобы малыш следил за положением органов речи в процессе тренировки. При первых признаках усталости устраивайте перерыв. Артикуляционные упражнения чередуйте с дыхательными, чтобы язычок успел отдохнуть.

Постановка звука может занять не один месяц. Все это время тренироваться следует ежедневно, но недолго. Десяти-пятнадцати минут вполне достаточно. Не заставляйте ребенка повторять сложные скороговорки, которые выговорит не каждый взрослый. Начните с легких заданий. Если малышу не дается звук «р», отработайте его отдельно, затем переходите к слогам и простым словам. Только миновав этот этап, можно декламировать стихи про Греку и рака, цапнувшего его за руку.

Упражнения для растягивания уздечки

Как научить ребенка говорить букву «р» дома? Занятия всегда начинайте с веселой артикуляционной гимнастики. Упражнения разучивайте постепенно. Больше времени уделяйте сложным для малыша заданиям. Чтобы растянуть уздечку, выполняйте следующие упражнения:

  • «Лошадка». Предложите ребенку щелкать языком, имитируя цоканье копыт. Устройте соревнования: чей конь проскачет дольше? Экспериментируйте с темпом цоканья.
  • «Тянем-потянем». Предложите ребенку улыбнуться и дотянуться широким расслабленным языком сначала до носа, потом до подбородка.
  • «Прыжки». Язычок живет в домике (ротике), где есть пол и потолок. Предложите малышу посмотреть в зеркало и найти их. На «потолке» за зубами есть «диванчик» — альвеолы. Пусть язычок попрыгает с «диванчика» на «пол» и обратно как можно быстрее.
  • «Маляр». Предложите малышу улыбнуться, открыть рот. Языком он начинает «красить потолок» — проводить по небу от зубов к горлу.
  • «Барабан». Пусть ребенок нащупает бугорки за верхними зубами и барабанит по ним, произнося быстро звук «д».

Правильное дыхание

Как научить ребенка говорить букву «р», если у него не получается создать нужный напор воздушной струи? Для начала разберитесь с первопричиной. При хроническом насморке или аллергии упражнения, описанные выше, не помогут. Если малыш здоров, предложите ему следующие игры:

  • «Воздушный шар». Ребенок надувает щеки как можно сильнее и удерживает воздух.
  • «Перекати шарик». Воздух перемещается из одной щеки в другую.
  • «Ветерок». Малыш высовывает широкий язык, сворачивает его трубочкой и дует через нее на ватку, заставляя ту двигаться.
  • «Снежная буря». Поставить язык на альвеолы, улыбнуться и сильно-сильно подуть, как ветер. При этом должен получиться звук, напоминающий «тррр». Старайтесь добиться дрожания языка. Сдувайте таким образом мелкие бумажки (снежинки) с руки.

Зарядка для мышц языка

Как научить ребенка говорить букву «р», если у него вялая артикуляция? На помощь придут игровые упражнения, разрабатывающие мышцы языка. Например, такие:

  • «Индюк». Положите широкий язык на верхнюю губу и «гладьте» ее, постепенно увеличивая темп. Произносите при этом звуки «бл-бл», подражая сердитому индюку.
  • «Блинчик». При произнесении звука «р» язык должен быть широким, но не все дети могут сделать его таким. Предложите малышу поместить язычок на нижнюю губу и шлепать им по верхней, повторяя при этом слог «пя». Так у нас выпекается широкий «блинчик». Пусть ребенок положит его на тарелку (нижнюю губу). А потом — свернет «лопаточкой». По команде малыш быстро меняет «лопаточку» на «блинчик» и обратно.
  • «Прятки». Широкий язык надо положить на верхнюю губу. Это он выглядывает из домика. Но вот пробежала злая собака, и широкий язычок быстрее юркнул в дом на диванчик (альвеолы). Собака убежала, и он опять смотрит наружу. По ходу игры родители могут придумывать разные ситуации, вызывающие интерес у детей. Во время тренировок нужно улыбаться, слегка приоткрыв рот.
  • «Хулиган». Пусть малыш далеко высунет язык и дразнится, водя его влево-вправо.

Постановка звука

Родители хотят знать, как быстро научить ребенка говорить букву «р». В действительности это вполне выполнимая задача, если артикуляционный аппарат малыша подготовлен упражнениями, перечисленными выше. Чтобы зарычать, выполняйте следующие задания:

  • «Кучер». Учимся говорить «тпр», останавливая коня на скаку.
  • «Заведи мотор». В аптеке можно купить логопедический шпатель или обойтись указательным пальцем самого ребенка. Руки перед этим следует тщательно вымыть. Пусть малыш поставит широкий язык на бугорки и начинает заводить барахлящий двигатель, говоря «д-д-д» и сильно дуя. Пальчик при этом кладут под язык и быстро перемещают его из одной стороны рта в другую, создавая вибрацию. В итоге мотор заведется, и вы услышите раскатистое «дрррр».
  • Помимо звука «д», заводить мотор можно произнося «ж» или «з-з-за». Мягкий «р» получается при повторении слога «з-з-зи». Хорошо освоив упражнение, предложите малышу завести машину без помощи пальчика.

Автоматизация «р»

Выговорив требуемый звук несколько раз, видоизмените упражнения. Как научить ребенка говорить букву «р» уверенно? Предложите ему порычать. Разнообразьте тренировку: подражайте маленькому львенку и взрослому тигру, злой собаке и шалящему щенку. Возьмите машинки, катите их, озвучивая мотор. Чей автомобиль проедет дальше? Поиграйте в волка, который с громким рычанием ловит убегающего зайца.

Научитесь четко выговаривать слоги:

  • открытые (ра, ро, ру, ры);
  • закрытые (ор, ар, ур, ыр, ора, ару, уры и др.);
  • сочетания с согласным звуком (бра, вру, гры).

Затем тренируйтесь произносить букву в словах, где она стоит:

  • первой (рак, рыба, рот, рука);
  • в середине между гласных (гора, шары, сорока);
  • в конце (хор, мир, комар);
  • в середине рядом с согласным (град, трамвай, остров).

Автоматизировать мягкий «р» можно по той же схеме:

  • в слогах (ри, ре, ря, ре, рю);
  • в начале слова (рябина, рисовать, ребенок);
  • между гласными (моряк, береза, карета);
  • в конце слова (жарь, дверь);
  • после согласного (треск, гриб, грязь).

Давай поиграем!

Как научить ребенка говорить букву «р» и не заскучать в процессе тренировок? Проявите максимум фантазии. Предложите следующие забавы:

  • «Эхо». Пусть ребенок повторяет за взрослым слоги с той же интонацией: тихо, громко, сердито, протяжно, ласково, низко, высоко.
  • «Запоминай-ка». Назовите несколько слов и просите малыша повторить их по памяти.
  • Кидайте кубик для настольной игры: сколько точек выпало, столько раз нужно произнести сочетание слогов.
  • «Повтори столько». Слово произносится столько раз, сколько ударов об пол сделал мяч, сколько кружков лежит на столе, сколько цветов в вазе и т.д.
  • «Назови картинку». Для занятий понадобятся карточки с изображением предметов, содержащих звук «р». Их можно разложить в круг и крутить стрелку, вытаскивать по одной из коробки, отгадывать пропавшую или прибавившуюся.
  • «Картинки в ряду». Карточки раскладываются в ряд, ребенок называет, что на них изображено. Одна за другой картинки убираются. Малыш по памяти должен назвать все предметы в том порядке, в каком они находились изначально.

Дифференциация звуков

Часто дети путают буквы «л» и «р». Чтобы разграничить их, проведите следующие игры:

  • Взрослый показывает ребенку, как рычит тигр. Вместе они изображают хищника и этот звук. Затем взрослый произносит букву «л-л-л-л» и объясняет, что так гудит самолет, который летит в густых облаках. Ребенок бегает, расставив руки, как крылья, и повторяет звук. Затем взрослый надевает маску и произносит в произвольном порядке отрабатываемые фонемы. Малыш должен изобразить либо тигра, либо самолет.
  • Если это получается хорошо, усложните задачу. Произносите слова с этими звуками, четко выделяя их. Ребенок должен отгадать букву и показать либо тигра, либо самолет. На последнем этапе слова различаются только этими буквами: рожь — ложь, рог — лог, рак — лак, раз — лаз, жарь — жаль, шарь — шаль.

Научить ребенка говорить букву «р» дома можно, но для этого требуется упорная работа родителей. Забудьте о своих переживаниях, предложите малышу позабавиться со звуками, поддерживайте его, и все обязательно получится.

Как научить ребенка говорить букву «р», если у него не получается создать нужный напор воздушной струи? Для начала разберитесь с первопричиной. При хроническом насморке или аллергии упражнения, описанные выше, не помогут. Если малыш здоров, предложите ему следующие игры:

Как научить ребенка говорить букву «р»

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

Особенности детей

Не стоит заставлять ребенка до 4-х лет правильно говорить все буквы. Он еще находится на стадии языкового развития и способен самостоятельно обучиться произношению.

Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

Самые распространенные проблемы:

Обучение с помощью игр

Можно затеять своеобразную обучающую игру. Нужно выбрать самые простые игрушки, показывать их ребенку и издавать разные звуки с буквой «р». Например, как делает пистолет: «тра-та-та» или, как едет трактор: «тр-тр-тр».

Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

Поначалу будет сложно, но со временем начнет получаться. Следите, чтобы произношение было четким: только «р», а не «л».

Обучение через собственный пример

Занимаясь с детьми дома, вы должны на своем примере показывать, как правильно проговаривать слова.

Чтобы ребенку было понятно, четко артикулируйте и замедляйтесь на тех фразах, где есть буква «р», дайте ему прочувствовать вибрацию и рассмотреть, как расположены губы и язык.

Интересное:  У ребенка чесотка что делать

Также можно попробовать самостоятельно немного поддернуть уздечку языка, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

Как в короткие сроки научиться говорить букву «Р»

Как научиться выговаривать букву Р?

Хотелось бы отметить, что у некоторых людей такая проблема появляется сугубо по физиологическим причинам — короткая уздечка под языком. Выяснить это можно у врачей. Выхода из положения может быть два: это мини-операция подрезание уздечки (она очень быстрая) и второй вариант — попробовать растянуть её. Для последнего варианта нужно выполнять различные упражнения для растяжки уздечки — например, пробовать кончиком языка дотянуться до носа и подбородка.
А если у Вас с языком все в порядке, то стоит попробовать следующую методику, чтобы научиться говорить букву Р:

Выберите несколько скороговорок, где очень часто выстречается буква р. Так как научиться выговаривать букву р можно только если на нее постоянно налегать. Например: Ехал грека через реку, видит грека в реке рак. Или можно взять выучить поэму Гумилева «Капитаны», там очень много слов с буквой р. И каждый день рассказывать себе их. В первое время будет очень сложно, но с каждым разом звук р будет получаться все лучше и лучше. Главное — не бросать занятие на полпути. Также будут полезны слова «бронетранспортер», «крейсер аврора», «красноармеец». Если Вы будете записывать свои занятия, а потом прослушивать, то Вы сможете отслеживать прогрес. Вот так можно научиться говорить букву р.

Есть еще и такой способ:

1. В течении пары минут попробуйте медленно проговаривать Дэ Тэ Лэ без остановок.
2. Теперь прибавьте темп и в течение пяти-шести минут опять их проговаривайте, только быстро-быстро. Вы должны заметить, что при произнесении последнего звука Лэ, кончик языка начинает попадать на холмики над верхними зубами, и получается что-то похожее на р.

Как научиться выговаривать букву Р?

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов. Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых.

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

Почему так много проблем со звуком «р»?

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка — сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

  • звук находится между гласными, например в словах: сарай, гараж, воробей;
  • Л, Ы, Й вместо Р: ребенок не сможет правильно произнести слова «рыба», «рука»;
  • звук может произноситься узнаваемо, но не типично для норм русского языка (это характерно для ребенка-билингва);
  • произношение звука не твердое, присутствует грассирование (как во французском языке) или слишком сильная вибрация (вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или его маленький язычок);
  • одноударный звук «р» имеет схожесть с английским «r» (кончик языка не вибрирует, но ударяется о твердое небо лишь однократно);
  • ребенок произносит звук «в нос», как будто у него насморк.

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р». Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

Причины нарушения произношения

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

  1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком). Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
  2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р». Если вместо «р» он произносит «л», ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
  3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду. Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.
  4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус) или слишком напряженными (гипертонус).
  5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  6. Горловое «р». Ребенок заменяет труднопроизносимый звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка). Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

Постановка звука без логопеда

Начать следует с артикуляционной гимнастики.

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений — по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Развитие речевого дыхания

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох — одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

  1. Ребенку дают кусочек распушенной ватки, рассказывают, что это снежинка, которая летает на ветру, показывают, что нужно дуть ртом, округленными губами. И ребенок будет повторять за родителями.
  2. Шарик от пинг-понга можно попытаться загнать в ворота выдохом. Это увлекательное упражнение формирует правильную воздушную струю.
  3. Из бумаги делают бабочку или самолетик, прикрепляют ниточку, показывают ребенку, как они летают, когда на них дуют. Выдох должен быть долгим.
  4. Из бумаги вырезают несколько полосок, приклеивают к палочке или карандашу, дуют, как будто листва колышется на ветру. Развивается не только речь, но и воображение.
  5. Можно зажечь свечу и дуть на нее. Выдох не должен быть резким, нужно дуть плавно, чтобы свеча не потухла.
  6. Кладут на край стола бумажных птичек, дуют на них так, чтобы птицы улетели как можно дальше.
  7. Можно научить ребенка подражать собаке и дышать так, как будто ей жарко, высунув язык, шумно и быстро.
  8. Научить дуть на горячее или греть дыханием руки. Вдыхать нужно носом, выдыхать ртом.
  9. Из бумаги сделать кораблик, наполнить ванную водой, опустить кораблик, подуть на него вместе с ребенком, попытаться пригнать к определенному месту. Кораблик можно сделать разноцветным.

Разминка языка

Упражнения для разминки:

  1. «Качели». Рот широко открывается, ребенок двигает языком вверх-вниз, при этом касается зубов. Задерживает у верхних зубов на 20 секунд. Упражнение помогает языку тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
  2. «Вкусное варенье». Язык поднимается к верхней губе, облизывает губы по часовой стрелке и против. Язык тянется к носу, щекам, подбородку.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается, язык дотягивается до верхней губы, производится движение вперед-назад широким передним краем языка до верхней губы. Язык от губы не отрывается. Скорость нужно увеличивать.
  4. «Маляр». Производить движения языком так, будто он «красит» зубы, щеки, верхнее нёбо.
  5. «Накажем непослушный язычок». Малыш высовывает язык и несколько раз быстро прикусывает его губами, при этом выдувая воздух. Это упражнение расслабляет язык, тренирует выдох.
  6. «Лошадка». Ребенок щелкает языком по верхнему нёбу, имитирует цоканье лошади.
  7. «Грибок». При выполнении предыдущего упражнения язык останавливается, приклеивается к верхнему нёбу, удерживается в таком положении 10 секунд. Подъязычная уздечка натягивается, «изображая» ножку грибочка.
  8. Нужно надувать щеки и сдувать их, словно шарик.
  9. «Барабанщик». Рот приоткрывается, язычок барабанит по верхним зубам.
  10. «Слоненок». Губы вытягиваются трубочкой, делают «хобот», «набирают водичку», слегка причмокивая.
  11. «Орешки». Нужно закрыть рот, поочередно с напряжением упирать в щеки кончик языка, образовывать на щеках твердые «орешки».
  12. «Заборчик». Малыш с напряжением улыбается, обнажая зубы. Высовывает язык, придавая ему форму чашечки.
  13. Заворачивает язык наверх, как будто сворачивает блинчик, прижимает его верхними зубами.
  14. «Маятник». Малыш изображает, как работают часы с маятником, двигая языком вправо-влево, в уголки рта.

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Учим малыша правильно произносить звук «р»

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

  1. Рот открывается, кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, быстро произносится звук «д-д-д». Через пару секунд ребенок, не прерываясь, должен сильно подуть на кончик языка (произносит «д-д-д» на сильном выдохе). Необходимо прочувствовать вибрацию языка и запомнить ее. Артикуляция «д» похожа на артикуляцию «р».
  2. Потребуется логопедический шпатель, который продается в специализированных магазинах, аптеках. Их изготавливают из гипоаллергенных материалов с ароматом карамели, шоколада, фруктов. Нужно использовать приспособление аккуратно, но уверенно. Ребенок должен произнести звук «ж» и постепенно сдвигать язык к основанию верхних зубов. Через пару секунд ему под язык вводят шпатель и начинают ритмично, но осторожно, колебать его вправо-влево, создавать вибрацию. Малышу следует сильно дуть на свой звук, чтобы он прочувствовал вибрацию.
  3. Произносится звук «з-за». При этом язык максимально отодвигается, под него подкладывается шпатель, им ритмично двигают вправо-влево.
  4. Открытым ртом произносится «з-зи», делаются те же манипуляции шпателем. Тренирует более мягкий звук «р».
  5. Одно из эффективных упражнений — «Моторчик». Под прижатый к верхнему нёбу язычок ставится пальчик, ватная палочка или все тот же шпатель. Ребенок с силой выталкивает воздушную струю, произносит «ддд» или «жжж». Шпателем производятся колебательные движения. Язык напряжен, кончик расслаблен, вибрирует, «мотор» завелся.

Автоматизация звука

«Р» — коварный звук. Его сложно автоматизировать. Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее. Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру». Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

Затем переходят к словам. Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р». Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Скороговорки

Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей.

Их очень много, приведем несколько примеров:

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Ребята во дворе собирают робота».
  3. «По бревну бодро бродят бобры».
  4. «На дворе — трава, на траве — дрова».
  5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным. Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

Правильно поставленная речь — важный шаг на пути к успеху в жизни.

Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

Интересное:  Можно ли нурофен кормящей

Скороговорки — это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи. Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

Существует множество полезных дыхательных упражнений. Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

Занятия должны быть поэтапными. Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.

  1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком). Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
  2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р». Если вместо «р» он произносит «л», ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
  3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду. Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.
  4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус) или слишком напряженными (гипертонус).
  5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  6. Горловое «р». Ребенок заменяет труднопроизносимый звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка). Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.

Рычим по правилам: как научить ребенка говорить букву «р»

«Золотая лыбка», «Тли богатыля» и «Иван-цалевич и селый волк» …
Слышали о таких сказках? Наверняка да, если ваш малыш любит мультики и плохо выговаривает «р».
Ребенок, только начавший разговаривать, сразу произносит безошибочно все звуки – это редкость. А коварный «р» — по праву носит звание одного из самых сложных для произношения.
Как научить ребенка говорить букву «р», не прибегая к услугам логопедов?

Этот коварррный «Р»

Почему «р» так сложен для малыша?
Причина кроется в том, что это особенный звук, вибрант, артикулировать его непросто. При произнесении кончиком языка нужно касаться небных бугорков позади верхних зубов, при этом боковые краешки языка необходимо прижимать к верхним жевательным зубам. Выдыхаемый воздух своим напором должен заставлять переднюю часть языка вибрировать. Необходимо, чтобы в работе были задействованы и голосовые связки, а в горле ощущаться дрожание. Согласитесь, управлять речевым аппаратом довольно сложно.
Дефект произношения «р» может быть фонетическим, то есть искажаться, или фонематическим, когда происходит замещение «р» иным звуком (чаще всего это «Р» мягкий, «Л», «Й» или близкий к «Г» звук). В первом случае логопед обозначит проблему термином «ротацизм», во втором – «параротацизм».

Что является причиной неправильного выговаривания «Р»? На самом деле, причин может быть несколько:

  • малоподвижный, плохо развитый артикуляционный аппарат ребенка;
  • неправильное распределение речевого дыхания;
  • нарушение фонематического слуха;
  • генетическая предрасположенность;
  • особенности строения подъязычной связки, известной всем как «уздечка».

Исправляются эти недостатки, за исключением последнего, одним из способов:

  • имитативным, то есть подражательным;
  • механическим, с применением зонда, шпателя или иных логопедических приспособлений;
  • смешанным (сочетанием первых двух).

«Дети – отличные повторюшки, — говорит логопед Туз Е. А. – поэтому показывайте не только, как нужно произносить звуки, но и мимику, постановку языка. Наклоняйтесь к ребенку ближе! Предложите игру «отражение», пусть копирует ваши действия!»

Стоит ли «выпускать» звук «Р» из-под узды?

Уздечка может быть либо слишком длинной, либо, наоборот, короткой. Язык в этом случае или не достигает неба, или недостаточно напряжен. Определить дефект может только доктор.
Не впадайте в панику, если в годик при осмотре у стоматолога доктор вынес вердикт «короткая уздечка». Резать или не резать – извечный вопрос, встающий перед родителями. Сегодня большая часть специалистов принимает точку зрения, что обойтись без подрезания реально. Упражнения способны растянуть мышцу, сделать ее эластичной. Но если без подрезания не обойтись, не бойтесь: это небольшое хирургическое вмешательство практически безболезненно.

Нина, мама сына-первоклассника: «Андрюше посоветовали резать уздечку еще в год. Я испугалась, пожалела… В результате даже логопед в детском саду ничего не смог поделать, картавость не исправлялась. В 6 лет решилась, повела сына к доктору. Через полгода звук «Р» нам поставили!»

Когда бить тревогу, что ребенок так и не научился выговаривать букву «р»?

Может, это кого-то и удивит, но есть родители, которые либо не замечают, что их ребенок картавит, либо считают, что в этом выражается индивидуальность малыша, и а-ля французский прононс кажется им очень милым. Да, когда совсем кроха картавит, это забавно, умильно. Но пройдет немного времени, и такой ребенок станет объектом насмешек сверстников. А в дальнейшем этот речевой недостаток может помешать построить человеку карьеру и личную жизнь. Ведь руководителя с плохой артикуляцией мало кто из подчиненных воспринимает всерьез, а уж стать публичными удалось лишь единицам людей с ротацизмом.

«Нарушение речи и, как следствие, ограниченность речевого общения могут оказать отрицательное влияние на формирование личности ребенка, — говорит автор известного учебника по логопедии Волкова П.С. – А это способно вызвать психические наслоения, провоцировать развитие застенчивости, замкнутости, нерешительности и чувства неполноценности».

В каком возрасте дети учатся говорить «Р» четко и внятно? Обычно к возрасту 5-6 лет артикуляция звуков у ребенка должна быть полностью поставлена. Если к этому времени ребенок все еще не «рычит», стоит обратиться к логопеду.

Первое же посещения этого специалиста обогатит родителей множеством знаний! Во-первых, может быть обнаружено, что проблем со звуками у ребенка больше, чем кажется. Зачастую на слух неспециалиста явно воспринимается нарушение артикуляции далеко не всех звуков.

Во-вторых, логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для занятий, и расскажет, насколько важно, чтобы эти занятия проводились регулярно.

Исправляем недостатки речи дома

Конечно, предпочтительнее, чтобы звук «Р» ребенку ставил опытный логопед. Однако хорошего специалиста тяжело найти, да и услуги их стоят недешево. Отличный вариант – посещение логопедической группы детского сада, но, как правило, в этих учреждениях редко бывают свободные места.
Можно при первичном посещении логопеда, который диагностирует нарушение произношения, получить консультацию, как научить ребёнка говорить букву «р» в домашних условиях.

Освоение «р» должно быть поэтапное:

  • «поставить» проблемный звук;
  • автоматизировать произношение.

Как освоить звук «Р» в домашних условиях?

Если вы решили самостоятельно исправить речевой дефект, то следуйте важному правилу: домашние уроки должны приносить детям удовольствие. Учиться, играя – вот главная методика!

Ежедневные тренировки стоит начинать с разминки. Это должна быть гимнастика для разогрева артикуляционного аппарата ребенка. Цель гимнастики выработка и закрепление определенных положений речевых органов, нужных для произнесения проблемного звука правильно, ведь для четкой и правильной артикуляции необходимы сильные и подвижные язык, губы и небо.

Заниматься нужно под счет взрослого по 5-6 раз каждое упражнение перед зеркалом такой величины, чтобы малыш хорошо видел свое лицо.

  1. «Заборчик». Растянуть губы в улыбке так, чтобы обнажились оба ряда зубов, зажать зубы – это «забор».
  2. .«Окошко». Ротик открыт, чтоб виднелись все зубки. Подержать «окошко» открытым.
  3. «Почистим зубки». Ротик приоткрыт, а кончик язычка – это щетка. Пусть щетка почистит зубки с внутренней стороны (вправо-влево).
  4. «Маляр». Пусть малыш улыбнется, покажет зубки-«заборчик», а затем приоткроет ротик и погладит языком вперед-назад верхнее небо.
  5. «Лошадка». Губы – в улыбке, зубки приоткрыты, подбородок – неподвижен, а язычок «цокает», словно лошадка. Язык работает весь, а не только кончик!
  6. «Грибок». Положение рта – как в «Лошадке», но язык не «цокает», он неподвижно залипает на верхнем небе примерно на 10 секунд, это важное упражнение на растяжку «уздечки».
  7. «Дразнилка». Пусть ребенок подразнится: высунет язык и поболтает им.

Эти упражнения помогают разработке артикуляционного аппарата. Для того, чтобы «поставить»вибрант, нужно выполнять специальные упражнения.

    «Моторчик» — рот открыт, губы растянуты в широкой улыбке, а передняя часть языка лежит на бугорках. Просите малыша с силой дуть на язычок с голосом (вроде Д-Ж-Ж-Ж).

    Губы – в улыбке, язычок стучит в альвеолы: «д-ды-д-ды», а пальчик «заводит мотор» — вызывает вибрирование кончика языка.

    Попросите, чтобы малыш широко раскрыл ротик, произнося «з-за», и подсуньте под его язычок шпатель; ритмично влево-вправо его подвигайте. В случае, если все выполнено правильно, то желанный «Р» должен отчетливо послышаться.

  • Не забывайте, что дети любят подражать. Покажите, как правильно нужно рычать, ребенку точно понравится играть в щенка.
  • Заметив, что регулярные занятия приносят пользу, и у ребенка уже отчетливо произносится изолированный «р», начинайте вводить слоги, где «р» в начале закрытого слога (ра-ро-ри), или в конце открытого (ар-ор-ир), или в окружении гласных (ара-оро-ири). Когда и этот этап даст положительные результаты, практикуйте слова, где «р» находится в разных их частях: начале, середине и конце.

    Автоматизация звука должна происходить по определенной последовательности — от простого постепенно к сложному: слог – слово – фразы – тексты – стихи – скороговорки — речевой поток.

    Варвара, мама Сережи 7 лет: «Мы выполняли все упражнения регулярно, каждый вечер. Долго не было эффекта, хотелось уже бросить и не мучить ребенка. Не занимались с месяц. Решили возобновить занятия просто так, без надежды на улучшение. И вдруг стало получаться! Может быть, именно пауза стала толчком? Через 2 месяца в саду комиссия допустила нас к школе!»

    Учимся говорить букву «р» и развиваем память!

    На самом деле, не обязательно выискать специальные стишки-упражнения по логопедии. Откройте любимую книжку, найдите стихи, в которых часто встречается «Р». Пусть малыш рассказывает их, делая акцент на каждом встречающемся «Р». Стихи предпочтительнее прозы – они легче запоминаются.

    Вот несколько полезных стихов-чистоговорок:

    1) Едет к бабушке Егорка: (1)
    Забирается на горку, (2)
    После горки — вновь низина; (3)
    Речка; Мостик выгнул спину; (2)
    Дальше ровная дорожка; (3)
    Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко;
    В небе радуга проснулась,
    Над дорожкой изогнулась; (2)

    (1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам;
    (2): выгнуть «спинку» языка;
    (3): опустить язычок

    2) Кролик — беленький пушок,
    Поиграй со мной, дружок!

    После прочтения необходимо выполнить упражнение «Кролик»: зубки плотно сомкнуты, приподнята верхняя губа, которая обнажает резцы.

    3) А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина

    4) Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.

    5) Сразу сорок семь сорок
    Прилетели на урок:
    Тараторили, галдели;
    Что понять они сумели?

    6) Громадная горилла
    Гиббону говорила:
    «По гороскопу мне давно
    Стать человеком суждено».

    7) Росомаха, встретив рысь,
    Прорычала: «Постыдись!
    Почему ты без хвоста?
    Разве это красота?
    Рысь сказала: «На природе
    Быть с хвостом теперь не в моде».

    Важно сопровождать занятия не только артикуляционной, но и пальчиковой гимнастикой, ведь давно доказано, что правильная речь напрямую зависит от развитости мелкой моторики, подвижности пальцев. Есть немало рекомендаций, как быстро научить ребенка выговаривать звук «р», но сколько потребуется времени – не скажет с уверенностью даже опытный логопед.
    Терпение, регулярность и старание – и ваше, и вашего ребенка – вот главные составляющие успеха в овладении навыками отчетливого «рычания».

    Вот несколько полезных стихов-чистоговорок:

Ссылка на основную публикацию