Когда Дети С Синдромом Дауна Начинают Ходить

Содержание

Что такое синдром Дауна?

Анна Рудова
Психолог-дефектолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития «Арлекин».

Что такое синдром Дауна?

С точки зрения медицины, синдром Дауна является дифференцированной формой психического недоразвития, отличающейся существенным полиморфизмом как в клинической картине, так и в проявлениях физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Синдром Дауна – это не болезнь, а СИНДРОМ, т.е набор неких признаков. При грамотной и во время начатой коррекции можно часть признаков смягчить.

Этот ребёнок будет идиотом? Никогда не закончит школу, не заведёт семью?
Эти дети имеют свои собственные темпы развития, несколько отстающие по возрастным рамкам от норм развития обычных детей. Однако эти дети могут говорить, бегать, танцевать, рисовать, закончить школу (и даже обычную школу наряду с обычными детьми).
Средние нормы развития детей с синдромом Дауна отличаются от обычных норм развития ребёнка. Дети с синдромом Дауна начинают:
— улыбаться в возрасте 2-4 месяца;
— переворачиваться на живот в возрасте 8 месяцев (бывает и позже – вплоть до 20 месяцев);
— сидеть в среднем в 10 месяцев;
— ползать в среднем в 12 месяцев;
— говорить первые слова в среднем в 16-18 месяцев;
— ходить в среднем в 2 года.
Во многих зарубежных странах люди с синдромом Дауна работают. В нашей стране есть определённые ограничения, которые возникли из-за того, что слишком долго синдром Дауна считался серьёзным отклонением в развитии. Но нам известно, что эти люди могут работать на простой малоквалифицированной работе, где требуются простые навыки: санитары, уборщицы, продавцы, садовники, швеи, кондитеры на фабрике, работники зоопарков и ветеринарных лечебниц.
Среди них есть талантливые художники и артисты. В России человек с синдромом Дауна будет считаться недееспособным или частично недееспособным. Он не сможет заключать сделки, продать квартиру или взять кредит в банке, но сможет жить полноценной жизнью. Всё индивидуально, но люди с синдромом Дауна могут заводить семьи и даже стать родителями.

Разве мы виноваты? За это нам, родителям?
Нет, никто не виноват. Примите этот факт – у вас особый ребёнок. Вам же не приходит в голову протестовать, что у ребёнка карие глаза, а не голубые, что он, скажем, родился мальчиком, а не девочкой. Вы принимаете эти факты без протеста. Примите и то, что у него синдром Дауна. Ваш ребёнок не хуже остальных деток, он просто другой.
Быть родителем ребенка с синдромом Дауна — это не судьба. Это предназначение. А судьба зависит от того, как этим предназначением распорядишься, в том числе и от того, как вы, родители, воспринимаете ребёнка. Ваша задача – по мере сил помогать ребёнку пройти его жизненный путь.

Откуда врач знает, что у моего ребенка синдром Дауна?
Во время беременности есть ряд специальных тестов, которые могут поставить вопрос о том, что у ребёнка может быть синдром Дауна. Когда малыш родился, доктора обычно замечают физические особенности ребенка — пониженный мышечный тонус, повышенная подвижность суставов.
Но все дети индивидуальны, поэтому у некоторых детей синдром Дауна становится очевидным в полгода или ближе к году. У некоторых детей отличительные особенности бросаются в глаза, а у других почти незаметны. Только анализ крови даёт стопроцентное определение, что у ребенка синдром Дауна.

Могут ли врачи по анализу крови ошибиться?
Маловероятно. По крайней мере, нам такие случаи неизвестны. Но вам же никто не мешает сделать несколько анализов в разных медучрежденеиях.

Можно ли вылечиться от синдрома Дауна?
Увы, нет. Синдром Дауна — это на всю жизнь.

Почему, узнав, что у ребёнка синдром Дауна, назначают сразу же массу анализов?
Необходимо комплексное обследование организма ребёнка, потому что у детей с синдромом Дауна чаще встречаются некоторые проблемы со здоровьем, например, пороки сердца и эндокринной системы. К тому же у этих детей есть предрасположенность к некоторым болезням, например, предрасположенность даунят к простудным заболеваниям связана с более узкими носовыми и ушными проходами, чем у обычных детей.

Есть ли гарантии того, что окружающие отнесутся к моему ребенку нормально? Что на него не будут показывать пальцем, что его никто не обидит?
Всё зависит от того, с кем вы общаетесь. К сожалению, люди, в большинстве, не очень расположены к положительному восприятию любых отличающихся от них людей. Это касается не только синдрома Дауна, но и, например, внешних отличай. Вспомните своё детство, не дразнили ли в вашей школе лопоухих детей или, скажем, излишне полных?
Так что, многое зависит от вашего терпения и желания адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Одно можно сказать точно, даже если кому-то ребёнок-даунёнок не понравится, сам ребёнок не будет страдать по этому поводу, так как из-за особенностей эмоционального развития эти дети очень добродушны. Они не умеют завидовать, долго злиться, мстить. Люди с синдромом Дауна умеют быть счастливыми, они так созданы.

Может, ребёнку будет лучше в специализированном госучреждении интернатного типа?
Сходите в такое учреждение. Посмотрите на уровень развития этих людей, поинтересуйтесь о среднем уровне их жизни. А потом пообщайтесь с мамочками других детей-даунят. После этого, думаю, даже вопрос о том, что ребёнку может быть лучше где-то, кроме дома, у вас отпадёт.
И ещё – это миф, что, сдав ребёнка в интернат или отказавшись от него, вы сможете построить нормальную жизнь. Предательство есть предательство, как его не маскируй красивыми словами.

Что я могу сделать для этого ребенка?
Конечно, надо с ребёнком много заниматься, водить его по театрам и музеям, на развивающие занятия к специалистам. Например, юных саратовцев мы ждём в детской студии инновационного развития «Арлекин». Но, прежде всего, любите его, лелейте и наслаждайтесь тем, что он пришёл в этот мир.
Возможно, вам придётся отказаться от части своих жизненных планов или привлекать на помощь бабушек и нянь. Вам придётся быть терпеливыми, так как эти дети редко учатся чему-то сами и быстро забывают то, что с ними не повторяют. Вам придётся учиться быть педагогом, массажистом, психологом. То есть, вам придётся научиться быть МАМОЙ и ПАПОЙ.

Почему, узнав, что у ребёнка синдром Дауна, назначают сразу же массу анализов?
Необходимо комплексное обследование организма ребёнка, потому что у детей с синдромом Дауна чаще встречаются некоторые проблемы со здоровьем, например, пороки сердца и эндокринной системы. К тому же у этих детей есть предрасположенность к некоторым болезням, например, предрасположенность даунят к простудным заболеваниям связана с более узкими носовыми и ушными проходами, чем у обычных детей.

Когда начинают ходить дети с синдромом дауна

Дети с синдромом дауна. Возможность социальной адаптации

Читать полный текст статьи »

Комментарии

Очень интересная и полезная статья,для меня как для начинающего психолога она очень помогла. Я не боюсь начать работать с такими детьми, наоборот я буду рада помочь таким детем, буду рада тому если моя работа принесёт пользу даже не большую пользу.

она как обычный ребенок.Мне было очень тяжело.кроме этого у нее еще самый тяжелый порок сердца.одну оперцию перенесли,ждем еще одну.муж сначала не верил,но сейчас все хорошо,правда нам два года и мы ще не ходим,говорят начинают ходить поздно.Скажите во сколько точно начинают ходить? ходим в садик.она в садике играет с детьми—-делает все как обыные дети.общаясь с ними моя дочька учится всему быстрее,ей интересно.дай бог нам терпения и понимания.

26 сентября 2021

Привет!Я забеременила в 17 лет,естествеенно это было не заплонированно.Но мы все таки решили рожать ребенка. Все было хорошо,пока не родилась моя девочка,в роддоме мне не сразу сказали ,что у нее С.Д. На второй день мне принесли ее и сообщили эту новость, в этот момент мне сразу захотелось ее сильно к себе прижать и никому не отдавать. Родители отца хотели что бы я оставила ее там. Но я отвоевала своего ребенка.Главное,что мой муж не отказался от нас,а наоборот очень любит и помогает нам.Редко сейчас встретишь таких ответственных не погодам пап.Главное не стесняться этого,как ты относишься к своему ребенку,так и общество будет к нему относиться.Мои друзья и подруги отнеслись к моему ребенку с пониманием. Сейчас моей доче 9 месяцев и она замечательный ребенок и ее все любят.

23 сентября 2021

Здравствуйте все. Я хочу поблагодарить Вас за эту статью, она бодрит и кажется, что не мы одни такие. моя сестренка родилась с синдромом Дауна. Ее зовут Зарема. я обожаю ее, она такая хорошая. а как она нас любит!! сейчас ей 9 лет, но не ходит в школу. зато отлично разбираетс я в музыке и в компьютере. когда мне больно или я плачу в комнате она подходит, обнимает, целует меня. говорит что все будет хорошо и что она меня любит. и мне становится легче. я не представляю свою жизнь без нее. всем семьям, столкнувшимся с этой проблемой хочу пожелать терпения, понимания, здоровья и любви. спасибо Вам

17 сентября 2021

два дня назад мне сказали, что у меня в животике ребенок Даун. мне кажется, что во мне слез больше не осталось! Я незнаю что делать, думаю об этом каждую минуту, заметила что в моммент мысли о прерывании беременности, мой малыш очень сильно пинается, у меня сердце разрывается. прочитала статью, Ваши отзывы и решила рожать! Это же МОЁ. как же убить его. а дальше как?

14 сентября 2021

Хочу сказать тем,кто говорил,что дети с С.Д научаться 2+2 в 18 лет.Моей девочке 1 год и мы как и все умеем пока-пока,ладушки,на головку сели,але-але с телефоном,ням-ням,поцелуй,ползаем и пытаемся ходить

11 сентября 2021

Работаю психологом с детишками даунятами. Неготивно может отзываться о таких детях только нечеловек. Какие они все разные интересные непохожие, и Умные эти дети с синдромом Дауна. Их не возможно не любить. И мамочки, эти добрые,по своиму счастливые, любящие свое детя, мамочки. Им вдвойне тяжелей, тяжелей чем родителям имеющим обыкновенных (так сказать) детей. Терпения, здоровья, и огромного вам счастья Мамочки-героини.

7 сентября 2021

Статья хорошая. Отзывов много, они разные, и их достаточно, чтобы понять, что эта проблема из того ранга — коль не столкнулся, не обсуждай. Серьезность проблеиы и родительская боль не понятны до тех пор, пока акушер не скажет вам с сострадальческим видом, что ребенок у вас родился с синдромом Дауна. гром среди ясного неба? да! мысли о том, что вас Боженька за что-то наказывает? да! что это жуткий сон, и вы никак не можете проснуться? да! И что делать дальше. взять ребенка, не зная, что ждет вас, как родителей, впереди, и его — как члена общества. или отказаться, как настоятельно нашептывают вам врачи и родные. И самое жуткое — какое бы решение вы не приняли, это — крест, который вам придется нести всю оставшуюся жизнь, потому что так распорядилась судьба. В моей жизни ЭТО тоже случилось. Я люблю своего ребенка, но не уверена, что смогу пройти этот тернистый путь и дать ему то, что должна бы. и совсем отказаться от него нет душевных сил. и вот в такой момент понимаешь, насколько ничтожны те мелкие проблемки, что были ДО! В интернете много историй тех, кто взял ребенка с синдромом Дауна, но нет ни одного рассказа тех, кому пришлось написать отказ.

2 сентября 2021

У нас с мужем родился сын с синдромом Дауна, ему сейчас 7 дней мы его очень любим.Я без него жить не смогу,нам щас очень трудно,мы незнаем что делать дальше.

У меня родилась дочь с С.Д.В первую секунду у меня был шок,я не знала,что делать,мама и врачи твердили об отказнике.К сожалению практически все не знают,что это за диагноз,я представляла ребенка,который какает и мажет свой фекалий на стены,не понимая,что делает.ЭТО НЕ ТАК. Буквально под поддиктовку написала отказ,уехала домой,не могла находиться в роддоме.И дома когда поняла,что я наделала,на след.же день хотела забрать ее,на что мне ответили,что дочь умерла.Все то время я не могла найти себе место,корила себя,вспоминала как рожала,ее пальчики,лицо и т.д.Мне хотелось умереть,ведь она не виновата,что такая родилась и я ее предала в первый день жизни.Пусть,хоть какая бы не была она моя дочь,кровь и т.д.Я не могла спать,есть,просто жить,просто потихоньку сходила с ума.В те дни жизнь полностью перевернулась,ценности,смысл жизни изменились.Всем знакомым и родне сказали,что ребенок умер,диагноз не говорили.Видя как я схожу потихоньку с ума,мама призналась,что дочь жива и находится в доме малютке.На след.день я ее забрала!Я жалею только в одном,что в тот день написала отказник!В доме малютке еще познакомилась с 2 девушками с такими же детьми,они не смогли забрать,я до сих пор с ними общаюсь,у одной из них ребенок умер не дожив до своего дня рождения неднлю,мы похоронили.И теперь мать погибшей девочки с С.Д корит себя,что не забрала ее.Я ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВА,ЧТО У МЕНЯ РОДИЛАСЬ МОЯ ДЕвОЧка,она радует меня с каждым днем,все знакомые пока не подозревают диагноз,но знаете,что скажу тем гостям-дибилам,которые отзываются не лучшим мнением.Алкоголики,маньяки,скин хеды,убийцы и т.д.-ВОТ КТО УРОДЫ И БОЛЬНЫЕ. Я уверенно скажу,что моя дочь НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ПРОСТИТУТКОЙ,НАРКОМАНКОЙ и никогда не поднимет на меня руку и не бросит меня и мужа,а будет нас называть мамочкой и папочкой!!К моей дочери все тянутся и любят!Я раньше тоже так думала-плохо о С.Д.НЕ ЗАРЕКАЙТЕСЬ!У меня не наследственное,я полностью здрова и мой муж и родня со всех сторон,от этого никто не застрахован!НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ОНИ САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ,КРАСИВЫЕ!Вместо своей дочери я никого не хочу,это мое счастье,жизнь!И я сделаю так,что у моей дочери будет образование и ВСЕ САМОЕ ЛУЧШЕЕ В ЕЕ ЖИЗНИ,что дети сами будут тянуться к ней,они уже тянутся.И замуж выйдет!ВОТ ТАК!!НЕ киснети,собиритесь и идите вперед,да,будет трудно,но чего стоит одна улыбка,смех и радость-я готова за это мир ради нее ПЕРЕВЕРНУТЬ!

«Мы хотим показать родственникам детей с синдромом Дауна, что они не одиноки»

Никто из родителей не знает, какая судьба ждет его ребенка, даже если он родился совершенно здоровым. Что тогда говорить о людях, запуганных предрассудками о детях-даунах! Многие просто боятся дополнительных трудностей с воспитанием не такого, как у всех, ребенка, опасаются пренебрежительно-презрительного отношения к себе. И идут на поводу у тех, кто убеждает отказаться от проблемного малыша.

Героиня нашей публикации тоже сначала отказалась от больного сына. А через 4 месяца забрала его домой. Потому что поняла — иначе сойдет с ума. Этот поступок полностью изменил не только жизнь ее и сына Никиты, но и повлек за собой ряд изменений в судьбах других людей из ее родных Барановичей, которые столкнулись с той же проблемой. А еще — стал тестом на человечность, началом цепочки добрых дел, узнав о которых, начинаешь лучше думать о людях.

Забирала я Никиту уже без мужа.

Жизнь 42-летней Ирины Богрый из Барановичей можно четко разделить на два периода: до ребенка и после. Потому что с его рождением изменилось абсолютно все. Поменялись друзья. Прежние ушли: некоторые не знали, как себя вести в этой ситуации — сочувствовать или делать вид, что ничего не произошло, другие просто не хотели видеть ее сына. Любимую работу пришлось оставить. С мужем — развестись.

— В 1999 году, когда я была беременна, возникали проблемы с реактивами, и мне не сделали соответствующий анализ. Слабенький УЗИ-аппарат тоже ничего не нашел. Но когда родился Никита, я сразу все поняла, — вспоминает Ирина. — Я сама медработник. Во-первых, у таких детей короткая шейка, своеобразные нос и ушки. А еще они не кричат, очень вялые.

Для меня это было шоком! И когда ребенку исполнилось 3,5 месяца, я отказалась от него. Поддалась на уговоры родителей мужа: у тебя, мол, еще родится здоровый ребенок, а об этом забудь.

Когда мы отвезли Никиту, то вынесли из дома все, что могло о нем напомнить. Но мне начали сниться сны: то надо накормить сына, а я не могу найти кастрюльку или в холодильнике нет молока. Или что я решила искупать Никиту, и он в этой ванночке лежит уже 5 часов — в остывшей воде! Утром я просыпалась с ощущением, будто меня всю ночь били палками. Я не могла смотреть на себя в зеркало. И я поняла, что не смогу жить с этим, что попаду или в психбольницу, или на кладбище.

Забирала я Никиту уже без мужа. Он не захотел растить такого сына. Тут, может, даже не столько он, сколько его родители были против. Так что мы развелись.

Сейчас Никите 13 лет. Его папа платит алименты, но никакого интереса к сыну не проявляет. Мальчик видел его только на фотографии. И хотя ему, конечно, очень нужен отец, тут ничего не поделаешь.

Справка «Звязды»

Ребенок, отмеченный синдромом Дауна, растет в семье первого президента России Бориса Ельцина. Мальчик родился во втором браке его дочери Татьяны.

Лолита Милявская растит дочь Еву, которой сначала врачи поставили диагноз синдром Дауна. Позже, по словам артистки, медики изменили этот диагноз на аутизм.

Ирина Хакамада в 1997 году родила дочь Марию. Несколько лет назад она пришла с ним на премьеру фильма «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». Выход в свет был нелегким. Все увидели, что ее дочь страдает синдромом Дауна, — и прониклись уважением к стойкой женщине, которая не стала стесняться этого.

Не надо относиться к этой ситуации как к невыносимому горю

Три месяца назад в Барановичах было официально зарегистрировано городское общественное объединение «Ты не один», председателем которого стала Ирина Богрый (а неофициально оно существует уже 6 лет). Туда входят 15 семей, в которых живут дети и молодые люди с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 26 лет (и, кстати, в большинстве таких семей папы отсутствуют).

— Почему мы создали эту организацию? — переспрашивает Ирина. — Чтобы что-то изменить. Мы хотим показать таким мамам, что они не одни, что есть и другие люди в такой же ситуации — и что не надо относиться к ней как к невыносимому горю. Мы не говорим, что будет легко. Какое тут легко, когда здоровому ребенку нужно 5 раз сказать, чтобы он что-то запомнил, а нашим детям нужно сказать это 45 раз! Здоровый ребенок начинает ходить в год, а мой Никита, например, пошел в 2,5 года, а говорить начал только в 3. Но зато какая это радость: мой сын пошел, он заговорил! Она намного больше, потому что мы дольше ждем этого.

. Я вспоминаю себя, когда только родился сын. Я не знала, что делать, куда идти. А наши специалисты могут так поговорить с тобой, что жить не захочется. Я не знаю, по каким учебникам учатся наши врачи. Когда я спрашивала в роддоме, каким будет мой ребенок, они отвечали: ну вот исполнится ему 20 лет, вы будете идти с ним по улице, и он вдруг плюнет в кого-нибудь. Но он так не делает!

Мой Никита легко и быстро запоминает любое стихотворение. Он учится в спецклассе 13-й средней школы г. Барановичи, и учится хорошо. Конечно, программа для таких детей упрощена. Но он вместо 4 класса обучается уже по программе 6-го. Никита остроумный. Любит советские комедии и очень к месту цитирует фразы из них. Иногда говорит такие философские вещи.

Татьяна, дочь Светланы Пылик, педагога по образованию, о которой говорили, что ее невозможно будет научить хоть чему-нибудь, практически без ошибок пишет диктанты на русском и белорусском языках.

— Когда Тане было полтора месяца, в Минске профессор сказал, что она будет растением, живой куклой, которая умеет только есть и никого узнавать не будет, — рассказывает Светлана Пылик. — И был другой случай: в 3 года мы с Таней попали в детскую больницу с воспалением легких. К нам пришел невропатолог, хотя я его не звала. Сказал: «У вас хорошая девочка» и дал мне книжку «Современные методы и подходы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна». Я в ней прочитала такие вещи! Оказывается, этих детей можно обучать, они гораздо умнее, чем все другие умственно отсталые категории! Вот такой подход — у профессора и простого доктора. Я тогда с той больницы не вышла, а на крыльях полетела! Казалось, все у нас получится. И получилось!

Дети из объединения «Ты не один» участвуют в проекте «Я пою», танцуют, ездят с концертами по детским домам-интернатам.

— И такие сильные впечатления от этих поездок остаются! Они уже со многими звездами эстрады лично знакомы! С Александром Тихановичем и Ядвигой Поплавской, Тамарой Лисицкой, Олегом Лепешенковым, Алексеем Хлестовым, Инной Афанасьевой, Ириной Дорофеевой, Ларисой Грибалевой. — перечисляют Ирина и Светлана.

А начиналось все с рисования, с работы. В школе учительница труда научила наших детей вышивать, плести из бисера, делать мягкие игрушки. Теперь все в восторге от их изделий! Потом к нам присоединилась хореограф Инна Самотый. Сначала разучивали простые детские танцы. Увидели, что получается, и стали учиться японскому, восточному, китайскому танцу. С каждым годом номера становятся все более сложными.

Ирина сумела найти в городе людей, которые стали помогать таким детям. Абсолютно бескорыстно, ничего не ожидая взамен, просто потому, что у них есть такая возможность — помочь. Очень трудно удержаться, чтобы не назвать хотя бы некоторых из них — людей, которые помогают не прерваться цепочке добра.

Это Тамара Ангурец, хозяйка салона свадебной моды «Золушка». Помогает уже 6 лет, она никогда не отказывает. Дает наряды и все, что может отдать. Как-то мамы попросили у «Золушки». клоуна — чтобы, пока их дети дают концерт, он развлекал лежачих больных. Был и клоун, и огромный пакет мандаринов для детей.

Помогают объединению «Ты не один» индивидуальные предприниматели Виктор Лесниченко, Ирина Ярошук и Надежда Ващилко.

— Сергей и Людмила Грибовские, хозяева молочного бара «Осьминожки», накрывали нашим детям шикарные сладкие столы, абсолютно бесплатно, и ни разу не отказали, — благодарно вспоминают мамы. — Индивидуальный предприниматель Александр Ковш, прочитав о нас в газете, позвонил и предложил дать свой юридический адрес. Сам ходил и в исполком, и в налоговую инспекцию, чтобы все уточнить, организовать. Дал денег, чтобы мы могли заплатить госпошлину. Полмиллиона — это немало. И сейчас, когда мы готовимся к утренникам, сказал: приходите в мой магазин и выбирайте подарки.

Услышав такое, начинаешь понимать, сколько у нас хороших людей.

Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно.

«Зачем нужны нам эти дети? — воскликнет, возможно, кто-то из читателей. — Почему им стоит уделять столько внимания?» Не знаю, но, возможно, они рождаются, чтобы добавить в этот мир доброты. И косвенно, «пробивая» неравнодушных людей на добрые дела, и прямо — ведь люди с синдромом Дауна не в состоянии никого обидеть. Конечно, они несамостоятельные — и навсегда останутся взрослыми детьми. Зато, если не стесняться такого ребенка и растить его в любви, в ответ он способен принести своим родным море счастья. Потому что умеет сочувствовать, жалеть: обнимет, за руку возьмет, найдет добрые слова, успокоит. Люди с синдромом Дауна часто радуются и незнакомым, могут обнять того, кто понравился. И не надо гневить Бога, обижая их. Ведь им дан такой талант — относиться к этому миру добрее, чем другие!

Комментарий

Директор Барановичского городского центра социального обслуживания населения Ольга Зенькевич:

— Ирина Богрый — очень инициативная мама, и она собрала вокруг себя таких же людей, которые стали одной командой. Они участвовали во всех мероприятиях, даже когда организация еще не была оформлена юридически, тесно сотрудничают с католическим костелом, конгрегацией сестер-миссионерок.

Ирина придумала сценарий и сама сняла очень интересный видеоролик про детишек с таким диагнозом, который занял первое место на областном видеоконкурсе в Бресте. Этот ролик представляет собой взгляд со стороны, показывает людям, как противно иногда они себя ведут с даунятами. Как некоторые косятся и пересаживаются подальше от них, или мамы быстрее забирают своих детей и уходят, когда появляется мама с больным ребенком. И этот взгляд невольно наводит на мысль: у кого же диагноз хуже?

Наше отделение тоже посещают дети с таким синдромом.

В городе много учебных заведений, работающих с такими детьми. Это центр коррекционно-развивающего обучения и развития, есть школы, где имеются коррекционные классы для детей с особенностями развития. Кроме того, есть интеграционные классы в СШ № 13.

Интересное:  Тест положительный перед месячными

Все детишки такие разные, среди них есть и очень талантливые. Когда молодому человеку или девушке исполняется 18 лет, им определяется группа инвалидности, и в соответствии с этим они уже могут обращаться за помощью к нам.

Наше отделение дневного пребывания людей с особенностями развития существует уже 5 лет и использует различные формы работы. У нас есть рабочие и творческая мастерские, действуют 8 кружков и клубы. Посещают наше отделение люди с ограничениями от 18 и до 40 лет. Они приобретают определенные навыки и умения, а также проходят трудовую реабилитацию, получают представление о режиме, дисциплине. Их работы мы потом продаем на благотворительных базарах, ребята получают вознаграждение. Конечно, можно написать заявление на оказание материальной помощи, государство поддерживает людей с ограничениями. Но это одно, и совсем другое — когда такие люди сами зарабатывают деньги и несут их домой, в семью. Это стало возможным благодаря тому, что ребята, которые прошли у нас трудовую реабилитацию, оформляются как ремесленники.

Дети с синдромом Дауна поздно начинают говорить

— О диагнозе дочки мне сказали уже после родов. Тогда же предложили отказаться от нее, — говорит киевлянка 28-летняя Людмила Короткевич.

Она привела 4-летнюю Аню на занятия в столичный Центр раннего развития детей с синдромом Дауна.

— Врач убеждал: «С больным ребенком у вас будут одни хлопоты. Лучше оставьте ее, успеете родить себе здорового». Пугал, что муж меня бросит, когда узнает о диагнозе. Но мой еще в родильном сказал: «От своих детей нормальные люди не отказываются. Ты девять месяцев дочку под сердцем носила. Как ее можно оставить?»

Людмила помогает Ане снять ботинки и куртку.

— Она почти не отличается от других детей. В полтора года научилась ходить, в 3 года заговорила. Иногда картавит, но мы с мужем ее всегда понимаем. В садик ее брать не хотят, потому что там нет логопеда и психолога. У Ани больше друзей, чем у меня. Дети во дворе тянутся к ней.

— А папа придет? — спрашивает девочка.

— Папа на работе деньги зарабатывает, — отвечает Людмила. — После занятий нас встретит.

— Аня папу сильно любит, каждый вечер в окно его выглядывает. Просыпается очень рано, чтобы успеть поцеловать на прощание.

На занятия пришли шестеро детей.

Логопед Оксана Кондратюк показывает вырезанную из картона букву «А». Трижды повторяет ее. Дети говорят тихо, часто называют не ту букву. Каждое слово преподаватели сопровождают жестом. Когда говорят о коте, гладят одной рукой другую, когда говорят «зайка» — показывают руками уши.

— Такие дети — визуалы, 80 процентов информации воспринимают глазами, — рассказывает врач. — Большинство поздно начинают говорить, потому показывают все руками. Бывает, что до 6 лет не произносят ни одного слова. А некоторые уже в 2 года щебечут. Раньше считали, что детей с синдромом Дауна рождают женщины после 35 лет. Теперь к нам с такими приходят мамы и в 25, и в 18.

Через 20 мин. звонит колокольчиком, объявляет перерыв. Дети достают игрушки из коробок. Федор влезает на батут, прыгает.

— Федор Максимович, садись на стульчик, уже начинается урок, — говорит сыну киевлянин 35-летний Максим. Фамилию называть отказывается. — Я работаю в театре, не хочу огласки. Федор у нас самостоятельный. Сам выбирает, какие мультфильмы смотреть и музыку слушать. Когда ему исполнилось две недели, я в квартире постоянно включал классику. Теперь он различает произведения Моцарта, Баха, Чайковского и Шостаковича. Как-то поставил ему «Танец с саблями» Хачатуряна. Прокручивал четыре раза, а ребенок никак не мог натанцеваться.

Приводит сына на занятия вместе с женой. Сегодня она не пришла, потому что в театре репетирует новый спектакль.

— Федора берем на представления с полутора лет. Когда видит маму на сцене, начинает аплодировать. На свои спектакли стараюсь его не брать. Он реагирует на мой голос. Услышит, что говорю что-то на сцене, и начинает отвечать.

Вытирает сыну нос салфеткой, фотографирует на мобильный.

— Сын приучил меня каждое утро застилать постель. Ничего не будет делать, пока не уберу ее. Очень любит мыть посуду. Пока что часто бьет тарелки и чашки.

Легко влюбляются и никогда не предают

— В мире с синдромом Дауна рождается каждый 700-й младенец. Такие дети имеют 47 хромосом в молекуле ДНК вместо привычных 46. Из-за этого у них характерная внешность, медленнее развиваются, — объясняет киевский врач Елена Устименко. — 50 процентов имеют врожденные аномалии сердца, желудка и кишечника. Раньше они жили до 40 лет, потому что эти заболевания не лечили. Сейчас продолжительность жизни — 60-65 лет.

Они легко влюбляются и никогда не предают, часто создают семьи. Дети в таких семьях не рождаются, почти все мужчины с синдромом Дауна бесплодны. У женщин беременность заканчивается выкидышем или преждевременными родами.

В Штатах такие люди работают официантами в кафе, ремонтируют обувь. Им выгодно поручать работу, которая требует педантичного подхода, — раскладывать литературу в библиотеке, разносить почту. В Украине найти работу таким людям трудно.

Вопрос: дети с болезнью Дауна,что то вообще понимают или на всю жизнь остаются дурачками?

Видео: когда начинают ходить дети дауны

Вряд ли они это осознают. Вот только дурачками я бы не стала их называть. Это очень несчастные больные люди.

мне кажется с возрастом они начинают понимать что не такие как все

Это непростой вопрос. Во-первых, есть разные степени поражения, от этого многое зависит. Во-вторых, чем раньше и упорнее начинать с ними заниматься, тем лучше результат. Они не дурачки, они другие!

Они очень многое понимают, когда им говорят их терпеливые родители или добрые люди. В Ереване, Армения, в автобусе несколько армян-парней подошли к юноше армяну с болезнью Дауна и несколько раз ударили его по лицу, засмеялись. Он смотрел и не понимал, за что его они бьют. Здесь они не понимают. Но этого многие не могут понять, когда злодеи бьют или убивают. Куда пойти, что-то сделать, всё они понимают.

Есть очень понятливые и толковые. только нужно много-много и терпеливо заниматься с этими ребятишками

Дети с синдромом дауна-это маленькие солнышки. Они все понимают, но вот только отстают от своих сверстников. Позже ходить начинают, говорить, и при правильном воспитании и коррекции из них вырастают вполне нормальные люди. Многие даже ходят в нормальную школу.А при косметической операции( где убирается характерный разрез глаз и форма носа), то никто не догадается, что это человек с синдромом дауна. Одно но.. Они не могут иметь детей. Но в целом это очень добрые и отзывчивые люди. У нас на даче есть семья, у них живет даун. Он уже взрослый человек. И его все любят и уважают. И если что-то нужно сделать или помочь все зовут его. Он очень работящий и безотказный.И он все делает, как обыкновенный человек. Ест, пьет как все. И сам за собой ухаживает.

Они очень добрые!

Синдром Дауна — одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600-800 новорожденных. Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков, или особенностей. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома. Эти детки другте, может даже лучше нас!

И еще люди с синдромом Дауна, могут развится , даже лучше обыкновенных людей, в какой то области им интересной, у нас был знакомый парень, он астрономию знал лучше любого преподавателя

Синдром Дауна часто сопровождается разной стапенью умственой отсталости. но и бывают случаи (редко), когда детишки нтеллектуально сохранны, отличичает их некоторые внешние сходства с Даунятами. Но главное отличие этих деток — они очень добрые. И если они воспитываются в атмосфере любви и принятия их такими, какие они есть, то проблемы с ними возникают редко. К сожалению, это заболевание сопровождается различными пороками развития сердечно-сосудистой системы и средняя продолжительность их жизни 35-40 лет. Но во всех случаях встречаются исключения. Поэтому любой ребеночек, как говорят от Бога, поэтому его надо любить независимо от того, чем он отличается от других деток!

Дауны не дурачки, с чего Вы взяли Они дети с особыми нуждами, им учеба дается немного сложнее, но дается

дети с синдромом нормальные они могут так же соревноваться и становиться чемпионами среди своих деток они ходят в детские сады и в общеобразовательную школу они отзывчивы и преданы они добрые и очень умные это люди которх посылает бог чтобы циники наконецто обернулись что бы эгоисты прониклись это замечательные дети да они отстают в развитии но при правильном подходе родителей корекции и любви они могут стать полноценными членам общества ..а пока существуют такие люди которые задвая вопрос говорят что они дурачки и дебилы и прочее то общество их так и будет воспринимать . вы забываетесь что под богом все ходим ! я очень тесно общаюст с такми людьми у которых такой ребенок ровестник моей дочери и учу свою дочь относиться так же как к остальным деткам. Это замечательные родители сумевшие принять этого человечка полюбить его и растить благодаря бога и за это чудо! Ребенок замечательный они ее не ограждают от тех кто неподумавши начинает спрашивать » а у вас чтото не так да » и прочее . сумевшие окружить нормальными детьми вокруг и не прячут ее ни от каких то там соседей шепчущихся бабок на лавках ..они просто живут любят и растят и вкладывают всю душу в нее .Она ходит в сад со всеми детьми и планируют отдать в школу с нормальными детьми только не в 7 лет а к примеру с 8-9 ти лет да кстати я училась еще в советское время и у меня в классе была девочка с нами училась с синдромом она вполне усваивала программу только медленнее и с не спрос был немного меньше мы с первого класса учились вместе до конца к сожалению я ее судьбу дальше незнаю как сложилась после школы но девочка была очень добрая и харошая

У таких детей довольно своебразные причинно-следственные связи (год учила такого мальчика, даже четверки ставила в 7 классе). Если им не делать зла, они очень добрые. Очень исполнительные. Но — у них нет долговременной памяти, поэтому обучение в общеобразовательной школе возможно только в коррекции.

Надо заниматься с рождения.Сперва лекарство или гомеопатия, а дальше занятия.И, самое главное, любовь и терпение.Понимают все, ласковые в хорошей обстановке вырастают.Ухаживала за годовалой девочкой в больнице — большой потенциал был у ребенка.

с чего вы взяли, что они дурачки это очень трогательные и добрые дети, только им нужен уход.

Недавно в больнице столкнулась с таким малышом.Его звали Саша. Я лежала с сыном,а этот мальчик был детдомовский.Ему 4 года,и в детдоме с ним никто не занимался. А за 3 недели в больнице благодаря общению с другими детками и мамочками, которым его очень жалко,а также волонтёрами, он столькому научился! Он ОЧЕНЬ УМНЕНЬКИЙ и сообразительный! Очень добрый! и ласковый! У него очень живая мимика и он совсем некапризный и почти не плачет (только когда уколы делали-увидев шприц,пугался и несколько секунд хныкал). Когда брали его на руки, он обхватывал за шею,нежно прижимался и клал голову на плечо. А когда я брала его за ручки и мы шли с ним топать по полу, он, видя, что у меня заняты обе руки — так потешно открывал дверь ногой- «помогал»! Когда возвращались по коридору с «прогулки», он всегда безошибочно подходил к двери нашей палаты. Если в палате кто-нибудь что-то ел, Саша начинал причмокивать губами-мол ,я тоже хочу! А когда мы подходили к нему,чтобы покормить, он мгновенно садился, просунув ножки и держась руками за прутья кроватки — мол, я готов, кормите меня! Научился кивать головой «Да» и качать отрицательно «Нет», говоря при этом «Ни!». Если бы он жил в семье и с ним занимались,он мало чем отличался бы от обычных детей. Так что детки с синромом Дауна — совсем не дурачки. Они всё понимают. Они вполне обучаемы. Это действительно «солнечные дети». Жаль, что родители пугаются этого диагноза и отказываются от таких малышей.

Сама ты дура самая натуральная это они очень ласковые милые дети у меня у самой такой ребенок и он дороже всех мне на свете он просто лучистое солнышко люблю его больше жизни они умнее простых детей

Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно.

«Мы хотим показать родственникам детей с синдромом Дауна, что они не одиноки»

Никто из родителей не знает, какая судьба ждет его ребенка, даже если он родился совершенно здоровым. Что тогда говорить о людях, запуганных предрассудками о детях-даунах! Многие просто боятся дополнительных трудностей с воспитанием не такого, как у всех, ребенка, опасаются пренебрежительно-презрительного отношения к себе. И идут на поводу у тех, кто убеждает отказаться от проблемного малыша.

Героиня нашей публикации тоже сначала отказалась от больного сына. А через 4 месяца забрала его домой. Потому что поняла — иначе сойдет с ума. Этот поступок полностью изменил не только жизнь ее и сына Никиты, но и повлек за собой ряд изменений в судьбах других людей из ее родных Барановичей, которые столкнулись с той же проблемой. А еще — стал тестом на человечность, началом цепочки добрых дел, узнав о которых, начинаешь лучше думать о людях.

Забирала я Никиту уже без мужа.

Жизнь 42-летней Ирины Богрый из Барановичей можно четко разделить на два периода: до ребенка и после. Потому что с его рождением изменилось абсолютно все. Поменялись друзья. Прежние ушли: некоторые не знали, как себя вести в этой ситуации — сочувствовать или делать вид, что ничего не произошло, другие просто не хотели видеть ее сына. Любимую работу пришлось оставить. С мужем — развестись.

— В 1999 году, когда я была беременна, возникали проблемы с реактивами, и мне не сделали соответствующий анализ. Слабенький УЗИ-аппарат тоже ничего не нашел. Но когда родился Никита, я сразу все поняла, — вспоминает Ирина. — Я сама медработник. Во-первых, у таких детей короткая шейка, своеобразные нос и ушки. А еще они не кричат, очень вялые.

Для меня это было шоком! И когда ребенку исполнилось 3,5 месяца, я отказалась от него. Поддалась на уговоры родителей мужа: у тебя, мол, еще родится здоровый ребенок, а об этом забудь.

Когда мы отвезли Никиту, то вынесли из дома все, что могло о нем напомнить. Но мне начали сниться сны: то надо накормить сына, а я не могу найти кастрюльку или в холодильнике нет молока. Или что я решила искупать Никиту, и он в этой ванночке лежит уже 5 часов — в остывшей воде! Утром я просыпалась с ощущением, будто меня всю ночь били палками. Я не могла смотреть на себя в зеркало. И я поняла, что не смогу жить с этим, что попаду или в психбольницу, или на кладбище.

Забирала я Никиту уже без мужа. Он не захотел растить такого сына. Тут, может, даже не столько он, сколько его родители были против. Так что мы развелись.

Сейчас Никите 13 лет. Его папа платит алименты, но никакого интереса к сыну не проявляет. Мальчик видел его только на фотографии. И хотя ему, конечно, очень нужен отец, тут ничего не поделаешь.

Справка «Звязды»

Ребенок, отмеченный синдромом Дауна, растет в семье первого президента России Бориса Ельцина. Мальчик родился во втором браке его дочери Татьяны.

Лолита Милявская растит дочь Еву, которой сначала врачи поставили диагноз синдром Дауна. Позже, по словам артистки, медики изменили этот диагноз на аутизм.

Ирина Хакамада в 1997 году родила дочь Марию. Несколько лет назад она пришла с ним на премьеру фильма «Хроники Нарнии: Принц Каспиан». Выход в свет был нелегким. Все увидели, что ее дочь страдает синдромом Дауна, — и прониклись уважением к стойкой женщине, которая не стала стесняться этого.

Не надо относиться к этой ситуации как к невыносимому горю

Три месяца назад в Барановичах было официально зарегистрировано городское общественное объединение «Ты не один», председателем которого стала Ирина Богрый (а неофициально оно существует уже 6 лет). Туда входят 15 семей, в которых живут дети и молодые люди с синдромом Дауна в возрасте от 4 до 26 лет (и, кстати, в большинстве таких семей папы отсутствуют).

— Почему мы создали эту организацию? — переспрашивает Ирина. — Чтобы что-то изменить. Мы хотим показать таким мамам, что они не одни, что есть и другие люди в такой же ситуации — и что не надо относиться к ней как к невыносимому горю. Мы не говорим, что будет легко. Какое тут легко, когда здоровому ребенку нужно 5 раз сказать, чтобы он что-то запомнил, а нашим детям нужно сказать это 45 раз! Здоровый ребенок начинает ходить в год, а мой Никита, например, пошел в 2,5 года, а говорить начал только в 3. Но зато какая это радость: мой сын пошел, он заговорил! Она намного больше, потому что мы дольше ждем этого.

. Я вспоминаю себя, когда только родился сын. Я не знала, что делать, куда идти. А наши специалисты могут так поговорить с тобой, что жить не захочется. Я не знаю, по каким учебникам учатся наши врачи. Когда я спрашивала в роддоме, каким будет мой ребенок, они отвечали: ну вот исполнится ему 20 лет, вы будете идти с ним по улице, и он вдруг плюнет в кого-нибудь. Но он так не делает!

Мой Никита легко и быстро запоминает любое стихотворение. Он учится в спецклассе 13-й средней школы г. Барановичи, и учится хорошо. Конечно, программа для таких детей упрощена. Но он вместо 4 класса обучается уже по программе 6-го. Никита остроумный. Любит советские комедии и очень к месту цитирует фразы из них. Иногда говорит такие философские вещи.

Татьяна, дочь Светланы Пылик, педагога по образованию, о которой говорили, что ее невозможно будет научить хоть чему-нибудь, практически без ошибок пишет диктанты на русском и белорусском языках.

— Когда Тане было полтора месяца, в Минске профессор сказал, что она будет растением, живой куклой, которая умеет только есть и никого узнавать не будет, — рассказывает Светлана Пылик. — И был другой случай: в 3 года мы с Таней попали в детскую больницу с воспалением легких. К нам пришел невропатолог, хотя я его не звала. Сказал: «У вас хорошая девочка» и дал мне книжку «Современные методы и подходы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна». Я в ней прочитала такие вещи! Оказывается, этих детей можно обучать, они гораздо умнее, чем все другие умственно отсталые категории! Вот такой подход — у профессора и простого доктора. Я тогда с той больницы не вышла, а на крыльях полетела! Казалось, все у нас получится. И получилось!

Дети из объединения «Ты не один» участвуют в проекте «Я пою», танцуют, ездят с концертами по детским домам-интернатам.

— И такие сильные впечатления от этих поездок остаются! Они уже со многими звездами эстрады лично знакомы! С Александром Тихановичем и Ядвигой Поплавской, Тамарой Лисицкой, Олегом Лепешенковым, Алексеем Хлестовым, Инной Афанасьевой, Ириной Дорофеевой, Ларисой Грибалевой. — перечисляют Ирина и Светлана.

А начиналось все с рисования, с работы. В школе учительница труда научила наших детей вышивать, плести из бисера, делать мягкие игрушки. Теперь все в восторге от их изделий! Потом к нам присоединилась хореограф Инна Самотый. Сначала разучивали простые детские танцы. Увидели, что получается, и стали учиться японскому, восточному, китайскому танцу. С каждым годом номера становятся все более сложными.

Ирина сумела найти в городе людей, которые стали помогать таким детям. Абсолютно бескорыстно, ничего не ожидая взамен, просто потому, что у них есть такая возможность — помочь. Очень трудно удержаться, чтобы не назвать хотя бы некоторых из них — людей, которые помогают не прерваться цепочке добра.

Это Тамара Ангурец, хозяйка салона свадебной моды «Золушка». Помогает уже 6 лет, она никогда не отказывает. Дает наряды и все, что может отдать. Как-то мамы попросили у «Золушки». клоуна — чтобы, пока их дети дают концерт, он развлекал лежачих больных. Был и клоун, и огромный пакет мандаринов для детей.

Помогают объединению «Ты не один» индивидуальные предприниматели Виктор Лесниченко, Ирина Ярошук и Надежда Ващилко.

— Сергей и Людмила Грибовские, хозяева молочного бара «Осьминожки», накрывали нашим детям шикарные сладкие столы, абсолютно бесплатно, и ни разу не отказали, — благодарно вспоминают мамы. — Индивидуальный предприниматель Александр Ковш, прочитав о нас в газете, позвонил и предложил дать свой юридический адрес. Сам ходил и в исполком, и в налоговую инспекцию, чтобы все уточнить, организовать. Дал денег, чтобы мы могли заплатить госпошлину. Полмиллиона — это немало. И сейчас, когда мы готовимся к утренникам, сказал: приходите в мой магазин и выбирайте подарки.

Услышав такое, начинаешь понимать, сколько у нас хороших людей.

Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно.

«Зачем нужны нам эти дети? — воскликнет, возможно, кто-то из читателей. — Почему им стоит уделять столько внимания?» Не знаю, но, возможно, они рождаются, чтобы добавить в этот мир доброты. И косвенно, «пробивая» неравнодушных людей на добрые дела, и прямо — ведь люди с синдромом Дауна не в состоянии никого обидеть. Конечно, они несамостоятельные — и навсегда останутся взрослыми детьми. Зато, если не стесняться такого ребенка и растить его в любви, в ответ он способен принести своим родным море счастья. Потому что умеет сочувствовать, жалеть: обнимет, за руку возьмет, найдет добрые слова, успокоит. Люди с синдромом Дауна часто радуются и незнакомым, могут обнять того, кто понравился. И не надо гневить Бога, обижая их. Ведь им дан такой талант — относиться к этому миру добрее, чем другие!

Комментарий

Директор Барановичского городского центра социального обслуживания населения Ольга Зенькевич:

— Ирина Богрый — очень инициативная мама, и она собрала вокруг себя таких же людей, которые стали одной командой. Они участвовали во всех мероприятиях, даже когда организация еще не была оформлена юридически, тесно сотрудничают с католическим костелом, конгрегацией сестер-миссионерок.

Ирина придумала сценарий и сама сняла очень интересный видеоролик про детишек с таким диагнозом, который занял первое место на областном видеоконкурсе в Бресте. Этот ролик представляет собой взгляд со стороны, показывает людям, как противно иногда они себя ведут с даунятами. Как некоторые косятся и пересаживаются подальше от них, или мамы быстрее забирают своих детей и уходят, когда появляется мама с больным ребенком. И этот взгляд невольно наводит на мысль: у кого же диагноз хуже?

Наше отделение тоже посещают дети с таким синдромом.

В городе много учебных заведений, работающих с такими детьми. Это центр коррекционно-развивающего обучения и развития, есть школы, где имеются коррекционные классы для детей с особенностями развития. Кроме того, есть интеграционные классы в СШ № 13.

Все детишки такие разные, среди них есть и очень талантливые. Когда молодому человеку или девушке исполняется 18 лет, им определяется группа инвалидности, и в соответствии с этим они уже могут обращаться за помощью к нам.

Наше отделение дневного пребывания людей с особенностями развития существует уже 5 лет и использует различные формы работы. У нас есть рабочие и творческая мастерские, действуют 8 кружков и клубы. Посещают наше отделение люди с ограничениями от 18 и до 40 лет. Они приобретают определенные навыки и умения, а также проходят трудовую реабилитацию, получают представление о режиме, дисциплине. Их работы мы потом продаем на благотворительных базарах, ребята получают вознаграждение. Конечно, можно написать заявление на оказание материальной помощи, государство поддерживает людей с ограничениями. Но это одно, и совсем другое — когда такие люди сами зарабатывают деньги и несут их домой, в семью. Это стало возможным благодаря тому, что ребята, которые прошли у нас трудовую реабилитацию, оформляются как ремесленники.

Помогают объединению «Ты не один» индивидуальные предприниматели Виктор Лесниченко, Ирина Ярошук и Надежда Ващилко.

Почему у здоровых родителей дети рождаются с синдромом Дауна

При планировании беременности часто возникают определенные страхи за здоровье будущего ребенка. Будущие родители задаются вопросом «Почему дети рождаются с синдромом дауна если мы абсолютно здоровы?» Важно знать, что синдром – это совокупность физиологических отклонений от нормы, которые, к сожалению, не лечатся, а значит придется воспитывать необычных малышей, с которыми иногда жизнь усложняется. Впервые о синдроме заговорил Дж. Даун, в честь которого и названы изменения в генетическом развитии.

Статьи по теме:

  • Почему дети грызут ногти на руках
  • Можно ли пить квас маленьким детям
  • С какого возраста можно пить кофе детям
  • Ребенок храпит во сне — что может быть причиной
  • Один крестный у нескольких детей — может ли быть
Интересное:  Задержка три дня тест отрицательный может быть беременность

Причины синдрома

Синдром Дауна возникает вследствие утроения 21-ой хромосомы. Человеческая нома предполагает наличие двадцати трех пар хромосом. Именно такое количество не вызывает отклонений в развитии. Если же по каким-либо причинам происходит сбой в зачатии или внутриутробном развитии, то количество хромосомных пар меняется. А именно, на месте 21 пары появляется не две, а три хромосомы. Сегодня, распознать эту особенность хромосомного строения, можно на ранних сроках беременности, а значит и готовится к предстоящим неблагополучным родам.

Причина кроется на генетическом уровне: после зачатия, яйцеклетка начинает деление, еще не прикрепившись к матке. Общих медицинских факторов появления врожденного синдрома нет, но все же, учитывая некоторую статистику, медики выделяют причины:

  1. Возраст при беременности. Для женщин этот интервал возрастов составляет от 25 до 40 лет. Причем с каждым годом процент наступления синдрома увеличивается. У мужчин под эту категорию попадают 45 летние и старше.
  2. Врожденные генетические патологии родителей. Например, когда у родителей насчитывается по 45 хромосом.
  3. Геном может возникнуть при кровосмешении, то есть во время близости кровных родственников.

Известны связи аномалии с солнечной активностью, или изменением родительской кармы, но это ничем, не подтвержденные данные, высказанные не научным языком.

Синдром Дауна не так проблематичен, как кажется. В природе выявлены куда более опасные патологии. Современная медицина достигла больших высот и определить аномалию можно еще в утробе матери. Для диагностики проводится анализ амниотических вод плаценты и определяется кариотип, то есть хромосомная картина зародыша. Развернутая картина количественного содержания клеток плода даст полную картину о принадлежности к тому или иному синдрому.

Внешние признаки ребенка с врожденной аномалией

Детей с указанным синдромом называют солнечными, так как они обладают дружелюбием, спокойствием. Дети дауны очень ласковые, для них практические не существует приступов агрессии, очень обидчивы, любят покушать и поспать. Каковы симптомы развития и внешнего проявления даунизма:

  1. Лицо круглое и плоское.
  2. Плоская затылочная часть черепа.
  3. Широкопоставленные, слегка суженые глаза.
  4. Верхние веки широкие.
  5. Уши очень маленькие.
  6. Уголки рта опущены вниз.
  7. Шея короткая.
  8. Большое расстояние между большим и указательным пальцами.
  9. Постоянно высунутый язык.
  10. Руки и ноги, укороченные с искривлёнными мизинцами.
  11. Измененная форма черепа.
  12. Отставание в физическом и умственном развитии.
  13. Непонятная речь.
  14. Медленный рост.

Часто солнечные летки обладают повышенной массой тела, при маленьком росте. Ответив на следующие вопросы, мы узнаем более подробно о том, как дауны себя проявляют.

Почему дети с синдромом дауна высовывают язык? Такое явление происходит в силу того, что язык у больного ребенка очень большой и плоский, он просто не помещается в маленьком рте. Поэтому всегда кажется, что малыш показывает вам язык.

Почему дети с синдромом дауна похожи? Когда ребенок вырастает все характерные черты обостряются. Плоское лицо, подвисшие щеки, верхние уголки глаз поднимаются вверх. У каждого ребенка дауна черты проявляются в одинаковой степени, отчего наблюдается схожесть между представителями данной патологии. Все солнечные малыши начинают ходить к двум годам, отстают не только в двигательных способностях, но и в умственном развитии, наступлении речевых признаков.

Почему дети с синдромом дауна полные? Это прежде всего связано с наличием сопутствующих заболеваний внутренних систем жизнедеятельности. Проблемы щитовидной железы, нарушение гормонального фона, сбои сердечной системы, что отражается на увеличении жировой ткани.

Характер даунов

Общение с солнечными детьми довольно приятное. Они требовательны во внимании к себе, любвеобильные, неусидчивые и активные, жизнерадостные дети, которые не жалуются на жизнь в отличие от нормальных детей.

Если у родителей родился маленький даун, то это требует дополнительного времени и расходов на его воспитание, которое также отличается от воспитательного процесса здоровых деток.

  1. Солнечные ребятишки очень обидчивы, поэтому нельзя их ругать. Поведение чада может кардинально поменяться. Он замыкается в себе или ведет себя еще хуже.
  2. Так как дети очень подвижны и активны, они любят чтобы с ними играли в подвижные игры, такие дети не станут просто сидеть на месте. Они любят прогулки, бег, прыжки. Для них свойственно озорство. Со временем активность снижается, так что нужно запастись терпением.
  3. Достаточное внимание, забота и любовь позволит детям идти в ногу с нормальными ребятами. А дополнительные занятия с раннего возраста дадут возможность пойти в детский сад или в школу.

Важно! Дети дауны – это внешнее проявление их родителей: доброта, тепло от них будут исходить, если мама с папой заложили в них эти качества.

У кого рождаются дети с синдромом

Сегодня не установлены четкие факторы риска появления детей с синдромом дауна у здоровых родителей. Даже самый здоровый образ жизни не убережет вас. Хотя многие люди считают, что мать во время беременности вела себя неприемлемо. Это людское заблуждение. Даже перенесенная матерью болезнь не может стать причиной патологии у ее ребенка. В мире известны звездные семьи, которые благополучно воспитывают солнечных детей, окружая их теплом и заботой. Следует сказать, что родители абсолютно здоровы.

Вредные привычки, неправильный образ жизни, не соблюдение врачебных рекомендаций не могут стать факторами. Ответить на вопрос почему дети дауны рождаются у здорового человека можно так – возник случайный сбой во время зачатия.

Количество рожденных необычных детей у здоровых родителей меньше чем у больных. Но в случаях, описанных выше (возраст, генетические патологии, наследственность, кровосмешение), вероятность появления маленького дауна возрастает.

Дети дауны хоть и отличаются от обычных внешне и в развитии, но в жизнелюбии и активности ни сколько. Их принято любить, во всем потакать. Некоторые ребятишки живут на ровне со сверстниками без аномалии, посещают школу, высшие учебные заведения и благополучно создают семьи.

Сегодня не установлены четкие факторы риска появления детей с синдромом дауна у здоровых родителей. Даже самый здоровый образ жизни не убережет вас. Хотя многие люди считают, что мать во время беременности вела себя неприемлемо. Это людское заблуждение. Даже перенесенная матерью болезнь не может стать причиной патологии у ее ребенка. В мире известны звездные семьи, которые благополучно воспитывают солнечных детей, окружая их теплом и заботой. Следует сказать, что родители абсолютно здоровы.

Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна. Пособие для специалистов

© НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2021

Физическая терапия и кинезиотерапия

Всем нам знакомо слово физиотерапия. В привычном российском понимании оно связано с электро-, свето-, гидро- или теплолечением. Часто наши медики, кроме физиотерапевта, рекомендуют обратиться к врачу ЛФК (специалисту по лечебной физкультуре), который, в свою очередь, назначает пациентам лечение, основанное на использовании физических упражнений.

В настоящее время более чем в 70 странах мира существует специальность «физическая терапия», и это понятие объединяет и физиотерапию, в привычном для нас понимании, и лечебную физкультуру. Физическая терапия занимается лечением функциональных, прежде всего, двигательных нарушений. Физический терапевт – это специалист, который применяет для работы с пациентом не медикаментозное лечение, а физические (естественные или природные) методы, основанные на движении, мануальной терапии, массаже, рефлексотерапии и использовании воздействия тепла, света, ультразвука, воды и т. д.

Когда дело касается использования физических упражнений, речь идет о разделе физической терапии, который называется кинезиотерапия, то есть лечение движением, а специалист в этой области – кинезиотерапевтом.

Поскольку двигательные ограничения могут возникнуть по разным причинам: вследствие травмы, заболевания, врожденных особенностей и т. д., – кинезиотерапия использует довольно широкий спектр методов и подходов, оказывая специализированную помощь спортсменам, людям после инсультов, различных травм или операций на головном мозге, ампутации конечностей и т. д. Кинезиотерапевты, естественно, работают не только со взрослыми, но и с детьми. Детская кинезиотерапия – это отдельное направление, в котором выделяется работа с детьми раннего возраста, поскольку в целом ряде случаев младенцам нужно не восстанавливать, а формировать двигательные навыки, развивать и совершенствовать их. Детский кинезиотерапевт помогает родителям маленького ребенка заниматься с малышом по программе развития, которая решает следующие задачи:

• сенсорное развитие и формирование представления малыша о его теле;

• нормализация мышечного тонуса;

• тренировка реакций равновесия;

• освоение и совершенствование отдельных движений и двигательных последовательностей;

• увеличение объема двигательной активности;

• формирование навыков внимания и коммуникативных навыков.

Программа кинезиотерапии для маленького ребенка с особенностями двигательного развития нацелена не только на обучение двигательным навыкам, она обязательно держит в поле зрения тот факт, что уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка, а также учитывает его потребности в коммуникации и включение малыша в обычную жизнь. Помогая ребенку освоить двигательные навыки, кинезиотерапевт вместе с родителями фактически работает над тем, чтобы обеспечить малышу определенный уровень независимого существования, который позволит последовательно научиться всему, что делают обычные дети: сидеть, ползать, ходить, бегать и прыгать, есть, играть, ходить в детский сад и школу, общаться с близкими и друзьями и т. д.

Задача кинезиотерапевта при работе с маленькими детьми заключается в том, чтобы в процессе общения и совместной игры, привлекая внимание ребенка интересными игрушками, помещать его в определенные положения тела и оказывать ему необходимую физическую поддержку, создавая таким образом условия для совершения того или иного движения или двигательной последовательности. По мере того, как малыш осваивает каждый двигательный навык, можно приступать к следующему шагу, не забывая закреплять и совершенствовать то, что уже достигнуто. При этом постепенно меняется и стратегия взаимодействия: сначала взрослый оказывает малышу максимальную физическую помощь, затем эта помощь постепенно снижается до тех пор, пока ребенок самостоятельно не научится совершать необходимое движение.

В этой книге речь пойдет о двигательном развитии детей с синдромом Дауна и о той специальной кинезиотерапевтической помощи, которую можно и нужно оказывать им в период развития основных двигательных навыков.

Содействием двигательному развитию детей с синдромом Дауна много лет занимается Петер Лаутеслагер – детский физический терапевт, возглавляющий подразделение голландского института ‘s Heeren Loo Midden – Nederland. С 1990 года он занимается проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна.

В результате многолетней научно-исследовательской деятельности П. Лаутеслагер разработал метод оценки и развития двигательных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна. В 2000 году он защитил диссертацию на эту тему и получил ученую степень в Утрехтском университете. В настоящее время его метод стандартизирован и рекомендован к практическому использованию. За эти годы была написана книга «Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения», которая переведена на русский язык и издана в России.

В рамках совместного проекта Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» и голландского института ‘s Heeren Loo Midden – Nederland с ноября 2002 года Петер Лаутеслагер вместе со своим коллегой Бертом Баккером провел специальный курс обучения трех специалистов Центра ранней помощи Даунсайд Ап и в 2021 году выдал им лицензию на право преподавания его метода на территории России и стран ближнего зарубежья.

Данная брошюра, составленная специалистами Даунсайд Ап, в конспективной форме излагает основные положения метода доктора Лаутеслагера. При составлении брошюры использовались авторские материалы нашего голландского коллеги, а также отдельные выдержки из его книги.

Мы надеемся, что кинезиотерапевты и специальные педагоги, а также и родители наших малышей найдут информацию, представленную в этом издании, интересной и полезной как для двигательного развития детей с синдромом Дауна, так и для выполнения той роли, которую они – специалисты и родители – играют в жизни наших детей.

Специфичность моторного профиля детей с синдромом Дауна

Основная задача, которая стоит перед специалистами, изучающими двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна, – наблюдение за двигательным поведением малышей, оценка их возможностей и выбор методов помощи для наиболее эффективного развития. Даже в самом раннем возрасте ребенок с синдромом Дауна демонстрирует двигательное поведение, свойственное только детям данной нозологической группы. Как любой ребенок, малыш с синдромом Дауна хочет двигаться и старается это делать, используя свои возможности. Однако большинство детишек испытывают трудности с поддержанием позы и сохранением равновесия. Они компенсируют свои проблемы, используя руки и ноги для дополнительной опоры, всегда стремятся использовать максимально большую площадь опоры и образцы движений, почти не включающих реакций равновесия. Такая компенсация приводит к возникновению специфичного моторного профиля и развитию характерных для синдрома Дауна образцов движения.

Для примера приведем несколько рисунков характерного моторного поведения младенцев с синдромом Дауна, на которых видно, что в первые месяцы жизни они очень пассивны. Очевидно, что им сложно преодолевать силу тяжести и поддерживать свое положение в пространстве.

Младенцы с синдромом Дауна

Левый рисунок изображает младенца с синдромом Дауна в положении лежа на животе. Мы видим «плоскую позу»: грудная клетка, ручки, животик и ножки полностью лежат на опорной поверхности. Ребенку трудно распрямить и вытянуть спинку, он пока не может поднять голову, опираться локтями и удерживать такую позу.

На среднем рисунке показана реакция Ландау у малыша с синдромом Дауна. Обычно развивающийся ребенок в таком положении поднимает голову, выпрямляет туловище и ножки. Младенец с синдромом Дауна «складывается пополам», его голова, ручки и ножки висят.

На правом рисунке видно, как во время теста на тракцию голова младенца с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, поскольку он не может приподнять голову и удержать ее хотя бы на одной линии с туловищем. Малыш не может подтянуться ручками, согнуть туловище и «присесть». Этого никогда не наблюдается у обычно развивающихся детей такого же возраста.

Тоддлеры с синдромом Дауна

В тоддлеровском возрасте специфические особенности двигательного развития тоже заметны. На левом верхнем рисунке видно, что ребенку с синдромом Дауна трудно стоять на четвереньках. Во время ползания его ноги «разъезжаются», они скользят по поверхности, он не может удержать их в нужном положении и правильно распределить вес тела.

Когда ребенок с синдромом Дауна начинает ходить (правый верхний рисунок), он передвигается с «широкой базой» – его ножки широко расставлены, колени выпрямлены. Корпус малыша при ходьбе неподвижен, отсутствует ротация, ему сложно удерживать равновесие, и, балансируя, он высоко поднимает ручки.

Левый нижний рисунок изображает ребенка с синдромом Дауна во время вставания. Он испытывает трудности с удержанием равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги.

В процессе перехода из положения лежа на животе в положение сидя (правый нижний рисунок) ребенок широко и симметрично разводит выпрямленные ножки в стороны (садится через шпагат), дополнительно «выталкивая» туловище руками. И в этом случае не наблюдается использования реакций равновесия, а также отсутствует ротация и латерофлексия.

Часть 1
Развитие ребенка с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это сочетание ряда характерных признаков и особенностей развития, обусловленных врожденными нарушениями в хромосомном наборе. В 93 % случаев причиной такого нарушения является дополнительная хромосома в 21-й паре хромосом. К ведущим симптомам принято относить отставание в умственном развитии различной степени. При этом долгое время считалось, что люди с синдромом Дауна хотя и отстают и в двигательном развитии, но со временем осваивают все необходимые навыки в обычной последовательности, а отставание развития движений по срокам неразрывно связывалось с задержкой умственного развития. Именно поэтому изучение проблем в области двигательного развития в основном ограничивалось описанием того, когда люди с синдромом Дауна осваивают те или иные навыки и достигают определенных этапов двигательного развития.

Тот факт, что дети с синдромом Дауна наряду с отставанием в интеллектуальном развитии имеют не менее серьезные проблемы с развитием движений – недостаточное равновесие, недостаточно развитую способность ротировать (поворачивать) туловище и неправильные образцы движений – оставался без внимания.

По сравнению с обычно развивающимися детьми, дети с синдромом Дауна не только заметно позже достигают основных этапов двигательного развития, но и возрастной диапазон возникновения каждого навыка у них шире (больше), чем у детей без нарушений. Приведенная на стр. 12 таблица иллюстрирует сравнительные сроки и возрастные диапазоны появления двигательных навыков.

У детей со снижением интеллекта обычно присутствует отставание и в моторном развитии, снижение силы и выносливости, они демонстрируют затруднения в развитии мелкой моторики, нуждаются в большем времени для реакции, налицо нарушение зрительно-моторной координации (глаз – рука). Возникает важный вопрос: являются ли снижение двигательных возможностей детей с синдромом Дауна свойством их интеллектуальной недостаточности? В литературе (Connoli and Michael, 1986) указано, что дети с синдромом Дауна, по сравнению с другими умственно отсталыми детьми такого же уровня интеллектуального развития, существенно дольше развивают скорость ходьбы, чувство равновесия, силу мышц, координацию глаз – рука, а также общие возможности крупной и мелкой моторики. Исследования (Carr, 1970) отмечают, что развитие детей с синдромом Дауна неравномерно (несбалансированно), и задержка их двигательного развития значительнее, чем задержка интеллектуального развития (в ходе исследования использовались шкалы Бэйли).

Возраст развития основных движений у детей раннего возраста с синдромом Дауна и у детей без нарушений развития

Специальная литература описывает все виды специфических моторных нарушений у детей с синдромом Дауна. Например, практически у каждого из них снижен мышечный тонус. Степень гипотонии по мере взросления постепенно уменьшается, но мышечный тонус никогда не достигает нормы.

Выпрямительные реакции и реакции равновесия называют основой, на которой развивается целенаправленная, специализированная и высокоорганизованная двигательная активность. Ранние постуральные реакции важны для развития устойчивости тела и своевременного прохождения определенных этапов двигательного развития. Результаты миографии позволили установить, что у людей с синдромом Дауна при практическом соответствии норме рефлексов положения, время ответной реакции (промежуток между началом раздражения до начала реакции) значительно превышает норму. Рефлексы положения (выпрямительные реакции, реакции равновесия и опоры) автоматически обеспечивают стабильное положение головы, туловища и конечностей, в результате чего становятся возможными нормальные движения и перенос веса тела при движениях.

У детей с синдромом Дауна развитие рефлексов положения начинается позже, чем в норме. Возникновение постуральных реакций тесно связано с достижением определенных вех двигательного развития и происходит без «привязки» к возрасту. Также установлено, что если эти реакции не развиваются в ожидаемые сроки (4–6 месяцев), то задержка двигательного развития становится существенной. У детей с синдромом Дауна на различных стадиях двигательного развития отмечается однообразие постуральных реакций, в отличие от разнообразия реакций, характерных для детей без особенностей развития. Например, малыш с синдромом Дауна избегает такого перехода из положения сидя в положение лежа на животе, когда нужно использовать поворот, боковые движения туловища и реакции равновесия. Вместо этого он часто задействует свою способность чрезмерно разводить бедра и реакции отталкивания, компенсируя таким образом слабые реакции равновесия.

Следующее затруднение, влияющее на двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна – недостаточная способность стабилизировать положения суставов. Устойчивость и подвижность тела должны обеспечиваться мышечной коконтракцией, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Дети с синдромом Дауна имеют существенно меньше возможностей стабилизировать суставы в нужных положениях. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна снижена способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы.

По результатам многосторонних наблюдений было выявлено, что при синдроме Дауна мышечная гипотония практически разрушает афферентную импульсацию от проприорецепторов, расположенных в мышцах и суставах (проприорецептивную обратную связь). Проприорецепция, как известно, предоставляет информацию о положении тела в пространстве в каждый отдельно взятый момент времени в состоянии покоя или движения и, таким образом, обеспечивает возможность им управлять, но мышечная гипотония, присутствующая при синдроме Дауна, искажает эту информацию, что негативно влияет на степень необходимой коконтракции и постуральные рефлексы.

Исследования показывают, что для большинства детей с синдромом Дауна характерна избыточная подвижность (гипермобильность) суставов. Отмечают существенные различия в изменении мобильности суставов с возрастом: если у обычных детей по мере взросления наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов, то при синдроме Дауна заметное снижение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами. Подчеркивается, что для синдрома Дауна характерна частичная, а не генерализованная гипермобильность суставов (как правило, одного или нескольких суставов), что связывается с мышечной гипотонией.

Таким образом, причина сложностей двигательного развития кроется не только в сниженном мышечном тонусе, но и в плохом управлении положением различных частей тела и в недостаточной координации движений. Ребенок с синдромом Дауна обычно максимально реализует свои двигательные возможности, и для преодоления проблем со стабильностью тела использует в качестве дополнительной опоры руки и ноги. Таким образом, формируются фиксированные (статичные) и симметричные образцы движений. Задержка развития качественных движений туловища, требующих ротации и достаточно развитого равновесия, отрицательно сказывается на развитии хватательных функций. Можно предположить, что включение компенсаторных двигательных механизмов напрямую зависит от степени мышечной гипотонии, а дальнейшее развитие рефлексов положения и нормальных образцов движения тормозится присутствием у ребенка патологических двигательных образцов. При развитии компенсаторных движений нарушается обратная сенсорная связь, в результате чего другие образцы движений развиваются на «патологическом» фундаменте компенсаторных движений.

В процессе исследования моторных возможностей детей с синдромом Дауна возникла необходимость сформулировать гипотезу, которая объясняла бы характерные для них нарушения в ходе двигательного развития. Предыдущие исследователи использовали семнадцать методов оценки различных аспектов двигательного развития, причем следует отдельно отметить, что все эти тесты были стандартизированы и рассчитаны на обычных детей.

Было выяснено, что порядок формирования двигательных навыков у детей с синдромом Дауна отличен от обычно развивающихся малышей. Это обозначило необходимость разработки специального теста – инструмента измерения, учитывающего особенности их двигательного развития и функциональность развития позы и движений.

Кроме того, своеобразие двигательного развития детей с синдромом Дауна делает практически невозможным «чистое» экспериментальное исследование. Различия в степени гипотонии, уровне умственного развития, социальные условия и дополнительные медицинские проблемы не позволяют сформировать сравнимые друг с другом экспериментальные и контрольную группы. Важно, чтобы контекстом исследования стало изучение качества произошедших изменений, которые оцениваются отдельно для каждого ребенка путем сравнения последующих результатов с предыдущими, то есть динамика этих изменений. Таким образом, для каждого ребенка создается своя собственная база данных, внутри которой и происходит сравнение результатов.

Любое исследование базируется на четко сформулированных теоретических основах, и данный случай не стал исключением. Его основу составило знание особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна, что позволило выработать специфические цели терапии для каждой фазы двигательного развития и определить, какие методы вмешательства необходимы в этом случае. На основе теоретических представлений об особенностях двигательного развития был разработан специальный тест для оценки уровня развития движений, позволяющий также оценивать эффективность специальной помощи.

Исследователи выделили две основные проблемы в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна.

• Сложности с адаптацией и поддержанием положения тела, то есть использование мышечной силы против силы тяжести. По отношению к контролю за положением туловища – это равновесие, ротация и активное разгибание.

• Недостаточность качественных составляющих движения, которая снижает функциональность приобретаемых двигательных навыков.

Все двигательные нарушения по сути дела являются нарушениями в системе постурального контроля [1] .

Нарушения в системе постурального контроля становятся очевидными, когда ребенок пытается поддерживать позу или выполнить движение, что всегда требует напряжения мышечной системы и преодоления силы тяжести. Поскольку разные фазы двигательного развития связаны между собой, нарушения на начальной стадии неизбежно влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях.

В норме двигательное развитие детей можно разделить на четыре фазы:

1) период рефлекторных (врожденных) движений – внутриутробный период и первый год жизни;

2) период рудиментарных движений, или период развития базовых двигательных навыков – первые два года жизни;

3) период развития основных (сложных) движений – со второго года жизни до семи лет;

4) период развития специализированных (сложно координированных) движений – после десяти лет.

По сравнению со сверстниками, дети с синдромом Дауна развиваются медленнее, и формирование базовых двигательных навыков продолжается у них до трех-четырех лет, при этом не следует забывать о негативном влиянии нарушений в системе постурального контроля. Именно поэтому двигательное развитие таких детей имеет ряд характерных особенностей. Постуральный мышечный тонус у ребенка с синдромом Дауна со временем повышается, из-за этого с возрастом способность контролировать положение тела улучшается. Поскольку малыш с синдромом Дауна, как и любой другой ребенок, всегда стремится к освоению нового, с течением времени для развития тех или иных двигательных навыков он включает адекватные компенсаторные механизмы. Для детей данной нозологической группы характерно использование дополнительных средств стабилизации положения тела. Например, они часто поддерживают туловище, опираясь на руки в положении сидя, а в положении на четвереньках не переставляют ноги вслед за движениями рук, а подтаскивают их.

Ассиметричные образцы движений, требующие более совершенного постурального контроля и, соответственно, ассиметричных положений тела, использования ротаций, боковых сгибаний тела, даются детям с синдромом Дауна труднее чем симметричные, поэтому они предпочитают симметрию, стараясь при этом максимально увеличить площадь опоры и двигаться так, чтобы проекция центра тяжести тела не выходила за площадь опоры. Например, малыши с синдромом Дауна часто сидят, широко разведя ноги, и не могут выполнить движения туловища, требующие наклонов и поворотов. Таким образом, можно сказать, что двигательное поведение детей с синдромом Дауна отличается статичностью, симметричностью и заметным недостатком вариативности движений.

На правом рисунке видно, как во время теста на тракцию голова младенца с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, поскольку он не может приподнять голову и удержать ее хотя бы на одной линии с туловищем. Малыш не может подтянуться ручками, согнуть туловище и «присесть». Этого никогда не наблюдается у обычно развивающихся детей такого же возраста.

Ссылка на основную публикацию