Сенсорное развитие в раннем возрасте

Cенсорное развитие детей в раннем возрасте

В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и тактильных ощущений.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.

Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Важен он и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Задачи сенсорного развития дошкольников

Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

  • Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает хватательные движения.
  • Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет, форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.
  • Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм, отношений по величине среди большого количества тел. Параллельно с усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца, осмотр и словесное описание, глазомерные действия.
  • С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит сложная фигура.

Сенсорное воспитание дошкольников должно представлять собой целенаправленную деятельность на основе системы занятий с детьми, разработанной с учетом названных задач и уделяющей внимание формированию сенсорных эталонов.

Основные сенсорные эталоны

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

  1. цвет – семь цветов спектра, оттенки;
  2. форма – фигуры геометрии;
  3. величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;
  4. звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;
  5. вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;
  6. запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны. Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

В младшем возрасте ребенок усваивает распространенные разновидности свойств, развивает способность использовать качества предметов во время манипуляций с ними.

Развиваем зрение

Сенсорное восприятие зрительных образов следует начинать формировать еще до года. Основное условие – постоянный контакт родителей и малыша во время бодрствования.

Советы для мам и пап:

  1. Когда ребенок бодрствует, сделайте так, чтобы он мог наблюдать за лицом взрослого на расстоянии 20-30 см: малыши обожают видеть изменяющуюся мимику.
  2. В кроватке повесьте игрушки, на которые будет смотреть ребенок. Контрастные черно-белые самоделки больше всего привлекут его внимание. Можно подвесить улыбающиеся лица, полоски и квадратики – младенец с удовольствием будет за ними следить.
  3. Для формирования навыка слежения водите в медленном темпе ярким предметом перед глазами ребенка вправо-влево. Когда такой уровень будет освоен, можно переходить к круговому движению и сверху-вниз.
  4. Давайте ребенку смотреться в зеркало: он получит положительные впечатления от подобной игры, наблюдая за самим собой.

Сенсорное воспитание дошкольников через развитие зрительного восприятия позволяет им усвоить основные виды свойств предметов.

Цвет – красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, белый, черный. Сначала ребенок сравнивает предметы по принципу «такой, не такой». Затем он учится воспринимать оттенки на расстоянии, участвуя в игре типа «Принеси красный кубик», «Найди такой же». Сенсорное воспитание на следующем этапе включает занятия, где малыш начинает не только различать свойства по названию, но и называть их самостоятельно.

Целесообразно использовать для полноценного развития специальные дидактические игрушки и игры в процессе разнообразных видов деятельности: рассматривание со сравнением предметов и картинок в книжках, рисование в раскрасках, конструирование, аппликация, лепка.

Форма – овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция. Знакомство с ними идет по нарастающей – от простых, распространенных до сложных, редких. Дети постарше в процессе игры знакомятся с объемными фигурами – шаром, кубом, параллелепипедом и эллипсоидом.

Сенсорное восприятие форм, усвоение их названий развивается в повседневной жизни и на занятиях разными способами:

  • используя дидактические игрушки для практического знакомства с формой;
  • рассматривая эталоны плоских фигур и объемных тел;
  • с помощью развивающих настольных игр, пособий с заданиями и наклейками;
  • рисуя формы, создавая из пластилина, счетных палочек;
  • занимаясь продуктивной деятельностью – рисованием, аппликацией, конструированием.

Величина – большой, средний, маленький, такой же. Для изучения признаков величины сначала рекомендуют использовать практическое наложение фигур друг на друга, чтобы сравнивать. Следующий шаг – зрительное восприятие величины предмета на расстоянии. Такое сравнение проводят на прогулке, при поездке в автобусе. Заключительный этап – называние, когда ребенок самостоятельно оперирует признаками величины.

Сенсорное воспитание базируется на принципе доступности знаний, знакомство с признаками величины идет постепенно: в младшем возрасте дети узнают о «большом – маленьком», «одинаковом, таком же по величине». По мере взросления добавляются частные признаки: «длинный – короткий», «узкий – широкий», «низкий – высокий».

Количество – больше, меньше, равно. Сенсорное развитие детей раннего возраста включает в себя и постепенное знакомство с элементарным количеством – мало, много, одинаково, больше – меньше, один, пара.

Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

  • сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
  • обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
  • словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
  • при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
  • обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Развиваем слух

Эталонами звукового восприятия для дошкольников становятся звуки человеческой речи на родном языке, различной громкости звучание музыкальных инструментов, образцов детских музыкальных произведений.

Формирование музыкальных способностей дошкольников, понятие о соотношении высоты звуков, чувства ритма происходит в процессе участия в музыкально-дидактических играх. Такая деятельность обогащает воображение малышей яркими впечатлениями, способствует развитию восприятия и различения главных свойств звука в музыке и обычной жизни.

Развиваем осязание

Сенсорное воспитание дошкольников включает развитие важного способа познания – осязания. Тактильные ощущения позволяют более полно воспринимать образы предметов, с которыми имеет дело малыш, сравнивать их. Но, главное, при этом активно развивается мелкая моторика руки, которая неразрывно связана со многими психическими функциями человека.

Формирование осязания начинается с самого раннего возраста, когда ребенку дают игрушки из разных материалов, предметы, внутри которых находятся безопасные наполнители, отличающиеся по размерам частиц.

Позже, на занятиях в детском саду и дома дети в процессе игр:

  • знакомятся с возможностями рук, их строением;
  • учатся выделять основные сенсорные шаблоны осязания – «гладкий – шершавый – колючий», «мягкий – твердый», «пластичный – липкий»;
  • развивают умение различать температурные различия (теплее – холоднее), массу (легче – тяжелее).

Связь сенсорного развития дошкольников с эстетическим воспитанием не вызывает сомнения. Если с малышом целенаправленно занимались до 7 лет, то он способен слышать больше оттенков музыки, воспринимать тонкое различие палитры цветов, различать более богатые вкусовые оттенки, так же как и нюансы ароматов. Это означает, что дошкольник получает гораздо более богатые впечатления от всего, что его окружает, он способен в более полной мере наслаждаться жизнью.

Обилие впечатлений способствует развитию воображения. У ребенка закладывается более прочная база для формирования полноценной, разносторонней личности.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста

1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

2сл. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

3сл. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

4л. Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес.

5сл. В ходе практического знакомства с ними совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Интересное:  Сильные выделения при овуляции

6сл. Анализ научной литературы показал, что полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

7сл. Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

8сл. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.

Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

9сл. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

10сл. Задачи возраста: • учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямо- угольник, треугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький); • развивать действия по использованию сенсорных эталонов; • формировать умение выделять в объектах цвет, форму, вели- чину; • учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме; • формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же, используя опредмеченные слова-названия (пред эталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).

Сенсорное развитие детей раннего возраста в детском саду

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным.

На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает)для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

— в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формироватьсенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);

— в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитиеосуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития.

Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно-исследовательской) деятельности.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания — водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.

Интересное:  Можно морковь кормящим мамам

Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

Сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркну, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений, способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

На основании вышеизложенного можно определить профиль восприятия следующим образом:

— наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;

— проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте);

— действия собственно восприятия (перцептивные действия);

— опора на имеющийся опыт;

— создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове.

Особое внимание в процессе сенсорного развития должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Формы и методы работы по сенсорному развитию

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.

Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»- в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.

Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.

В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Наблюдения и подвижные игры.

Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, необходимо обратить их внимание на то, что стволы некоторых – гладкие (берёза, а у других (ель) – всегда шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.

Большое значение при работе с детьми имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», дети определяли при наблюдениях (дерево высокое и низкое, после объяснений правил игры, затем говорила: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или«Раз, два, три, к низкой берёзе беги!» — такая игра очень нравится детям, она развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой. Для того, чтобы заинтересовать малышей, иногда нужно брать на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Тогда можно использовать такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный, (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажем кукле Кате, где растут широкие (узкие) листочки», «Выбери для Кати красный (жёлтый) цветок».

На огороде детского сада весной были посажены разнообразные овощи. Воспитатель с детьми сажали крупные семена: бобы, горох, а так же лук. Необходимо обращать внимание детей на цвет земли, предложить потрогать её рукой – если она сухая, значит, саженцы нужно полить. При этом не только закрепляются навыки обследования, но и воспитывается заботливое отношение к растениям.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное развитие – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно:

-на первом этапе детей ориентируют в двух контрастных цветах, формируют умение подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого с детьми проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

— на втором этапе детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»;«Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик».

— на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок); «Курочка и цыплята».

К концу учебного года многие малыши правильно называют основные цвета. Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

-подбор одинаковых величин по образцу;

-различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

-закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький»,«короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитиютаких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений используйте такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Для сотрудничества с родителями, воспитателю необходимо размещать в информационных уголках для родителей консультации, памятки, буклеты, папки — передвижки по сенсорному развитию, проводить индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары.

Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.

Источники: http://szabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrastahttp://www.maam.ru/detskijsad/-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta-473877.htmlhttp://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-viktorovna-bardina/nauchno-metodicheskaja-razrabotka-sensornoe-razvitie-detei-ranego-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию