Статья Про Адаптацию Детей В Детском Саду

Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Период поступления в садик является серьезным стрессом для детского здоровья и психики. Неудивительно, что взрослые переживают, понравится ли ребенку в садике, как он станет реагировать на изменившиеся условия жизни, быстро ли подружится с воспитателями, педагогами и другими детьми. Давайте разберем какие проблемы могут ожидать маму и ребенка в период поступления в детский садик и как максимально облегчить процесс адаптации ребенка в детском саду.

Как проходит привыкание в детском садике?

Многие детки поначалу на удивление охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем ревом и криками выражают протест против своего нового социального статуса – детсадовца. Конечно, встречаются малыши, которые не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало, у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.

Почему так происходит? Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу. В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:

  • ему уделяется меньше персонального внимания;
  • меняется дневной режим;
  • отсутствуют близкие люди;
  • приходится постоянно контактировать со сверстниками;
  • необходимо слушаться незнакомого взрослого.

Последствия стресса – почему дети плохо себя ведут?

Изменения детского поведения так сильно пугают родителей, что они начинают думать – этот «кошмар» не закончится и малыш не сможет привыкнуть к садику. Не стоит драматизировать: негативные поведенческие особенности являются обычными для многих детей, которые привыкают к новой ситуации, и исчезают по мере адаптации.

  • Слезы и страх

Вначале кроха демонстрирует весь спектр негативных эмоций: негромкое хныканье, плач вслед за остальными детсадовцами и постоянный рев. Обостряются разнообразные фобии: малыш не хочет заходить в группу, пугается педагога и боится, что за ним не придут. Злость и истерики, когда он не дает снимать с себя одежду, сменяется депрессией и заторможенностью.

  • Снижение общительности

Иногда даже коммуникабельные дети замыкаются в себе, отказываются контактировать с социумом. Это вполне естественно – у 2-3-летних малышей отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

  • Низкий познавательный интерес

Из-за перенапряжения дети не интересуются яркими и привлекательными игрушками, вовлечь их в образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

  • Обратное развитие

Кроха «теряет» ранее приобретенные социальные, которые успешно применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок. Родители вынуждены опять кормить его с ложечки, умывать, как грудничка.

  • Деградация речи

Словарь некоторых детей стремительно оскудевает, а вместо предложений вы опять слышите отдельные «младенческие» слова – например, бибика. В предложениях почти нет прилагательных и существительных, остаются только глаголы.

  • Изменение двигательной активности

Одни малыши становятся гиперактивными, другие – заторможенными и медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в первую очередь, от типа темперамента.

  • Нарушение сна

Дневной сон практически отсутствует. Педагог не успевает уложить маленького нехочуху в кроватку, как тот начинает рыдать. А если засыпает, то постоянно просыпается и всхлипывает, словно его преследуют кошмары.

  • Пониженный аппетит

Поначалу ребенок может «объявить голодовку» и даже потерять вес. Так он проявляет свое отношение к непривычной пище – запеканкам и разнообразным супам. Некоторые малыши категорически отказываются даже пить в садике.

  • Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию приходится начинать буквально с нуля.

Предупреждаем дезадаптацию – готовимся заранее

Чтобы привыкание прошло менее болезненно, необходимо за несколько месяцев до поступления в сад пройти с малышом «курс молодого бойца» :).

  1. Поощряйте у детей инициативу в самообслуживании. Если ребенок умеет одеваться, завязывать шнурочки на ботинках, пьет из кружки, пользуется ложкой, садится на горшок, вытирает попу, моет ручки — в группе он станет чувствовать себя намного увереннее. Также ребенок должен уметь самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут.
  2. Готовьте к общению со сверстниками: чаще ходите на игровые площадки, в гости. Помогайте крохе налаживать контакт, преподавая образец поведения: «Мальчик, как тебя зовут?», «Посмотри, какая у меня машинка», «Давай поиграем вместе».
  3. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию в детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?
  4. Постарайтесь познакомить ребенка с воспитателями. Он должен не просто увидеть ту самую «тетю», но и пообщаться с ней в вашем присутствии. Побродите по территории садика, понаблюдайте за играющими дошкольниками, сделав особый акцент на том, что родители всегда забирают детей домой.
  5. Подкорректируйте домашний режим, сделав его максимально схожим с детсадовским распорядком дня. Например, в 7.40 – пробуждение, 8.50 – завтрак, 10.40 – утренний променад, полдень – обед и т. д. (Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, воспитатели с удовольствием вам расскажут). Запаситесь терпением: дети консервативны и не меняют свои привычки по мановению волшебной палочки. Читаем полезную статью:как будить ребенка в детский сад.
  6. Подготовьте ребенка к неминуемой разлуке с любимой мамочкой, оставляя малыша с бабушками и другими родственниками.
  7. Чтобы ребенок скорее начал завтракать и обедать в садике, вводите в его рацион детсадовские блюда: всевозможные запеканки, фруктовые супы, овощные салатики.
  8. Лучший способ подстраховаться от простуды – закаливание, которое можно начать летом. А еще специалисты советуют не укутывать детей, а одевать их соответственно погоде.
  9. Педагоги и медицинские работники ДОУ должны заблаговременно узнать об индивидуальных качествах вашего малыша: состоянии здоровья (например, аллергия на продукты) и особенностях личности (эмоциональность, медлительность, плаксивость).
  10. Поднимите ребенку самооценку, преподнеся необходимость посещения детского сада как своеобразную работу, почти как у мамы с папой. Только не приукрашивайте действительность, ненавязчиво подготовьте к возможным трудностям, чтобы он не разочаровался.
  11. Никогда не угрожайте крохе дошкольным учреждением: «Вот пойдешь в садик, там быстро научат, как правильно себя вести!»Помните, это место – не каторга, а сосредоточение знаний и радости.

Возможно ли совместить грудное вскармливание и детский сад?

Как консультант по грудному вскармливанию, я довольно часто слышу такой вопрос от кормящей мамы, когда малышу исполняется 2 года: «Как правильно отлучить ребенка от груди, ведь нам скоро в детский сад?» Надо ли отлучать ребенка от груди перед детским садом? — читаем статью

Читаем также: Если бы родители задумывались о последствиях своих действий — 4 примера неудачной адаптации к детскому саду и ознакомьтесь со статьей что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных навыка

ВИДЕО: 8 ЛАЙФХАКОВ как выбрать хороший детский садик

Здравствуй, детский сад! Советы как приучить ребенка ходить в садик

Несмотря на многомесячную подготовку, адаптационный этап неизбежен. Что следует делать взрослым, чтобы не навредить нервной системе ребенка, которая трудится на максимальных оборотах?

  1. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Расскажите как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой.
  2. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. В присутствии детей давайте положительную оценку деятельности сотрудников ДОУ, даже если вас что-то не устраивает. Говорите малышу, в какой замечательный садик он посещает, какие милые там няни и воспитательницы.
  3. Придерживайтесь «садиковского» распорядка не только в будни. Конечно, в субботу можно разрешить крохе просыпаться немного позже, но основные режимные моменты должны соблюдаться неукоснительно.
  4. Создайте дома приятную и неконфликтную атмосферу. Не наказывайте ребенка за случайные проступки, напротив, чаще хвалите и ласкайте (см статью: наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Особо следует отмечать каждое его достижение, изменение в поведении в лучшую сторону.
  5. Дайте в садик своеобразный мамин заместитель – любимую мягкую игрушку. Прижимая ее к себе, дети быстрее успокаиваются и успешнее переживают расставание с родителями.
  6. Если каждое утро в группе начинается одинаково – слезами и нежеланием отпускать маму на работу, пусть в сад отводит папа, старшая сестра или другой родственник.
  7. При прощании доступно объясните, когда вы вернетесь (после дневной прогулки, обеда или полдника). Обязательно придите вовремя! Совет психолога (родителям): оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае.
  8. Выработайте особый ритуал расставания: целуйтесь в обе щечки, машите ручками, тритесь носиками. Чтобы малыш не расстраивался, уходите сразу же – спокойно и не обращая внимания на крики. Ваша нерешительность и беспокойство лишь усилят его переживания.
  9. Чтобы ребенок не видел слез сверстников при расставании с мамочками, приводите его в первую неделю попозже – к девяти часам. Так вы переждете эмоциональную бурю в раздевалке и не опоздаете к завтраку.
  10. Оставляйте на весь день постепенно: сначала забирайте после утренней прогулки, со второй недели – после обеда, а примерно через месяц (можно и раньше) попробуйте оставить и на дневной сон.
  11. При встрече не демонстрируйте собственную обеспокоенность. Поинтересуйтесь у крохи, чем он занимался, с кем подружился, что нового успел узнать. Как он кушал, плакал ли без вас, можно узнать и у воспитательницы.
  12. Придумайте сказочную историю о том, как маленький зайчик пошел в садик, где ему сначала было чуточку страшно, но затем он сдружился с остальными дошколятами и зайчихой-воспитателем. Суть сказки – возвращение любимой мамочки. Так вы ненавязчиво рассказываете ребенку, что родители обязательно заберут его домой.

На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

Итак, большинство негативных проявлений в детском поведении – нормальная реакция организма на процесс адаптации. Если вы будете прислушиваться к своему ребенку, совсем скоро тревожные признаки сойдут на «нет», а он скорее станет самостоятельным и успешно вольется в коллектив сверстников.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Видео: консультации психологов и личный опыт родителей

Адаптация ребенка в детском саду. Говорит ЭКСПЕРТ Тамара ГАБРУК:

Школа для родителей Адаптация ребенка в детском саду


Личный опыт родителей:


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Почему так происходит? Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую приводящее к стрессу. В привычный мир ребенка буквально врываются следующие перемены:

Консультация по информатике по теме:
Все про адаптацию ребенка в детском саду.

В статье рассказывается о адаптации ребенка в детском саду. Представлены рекомендации родителям о том как сделать процесс адаптации менее болезненым для ребенка.

Вложение Размер
vse_pro_adaptatsiyu_rebenka_v_detskom_sadu.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все про адаптацию ребенка в детском саду.

Давайте поговорим о том, что же такое адаптация , и как она происходит.

Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а детский сад для малыша новое явление. С неизвестным пространством и окружением, и конечно с новыми отношениями. Надо отметить, что адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально. Это зависит от индивидуальных, психофизических и личностных особенностей развития малыша.

Дети 2-3 лет не испытывают большой потребности в общения со сверстниками, т.к. эта потребность у них пока ещё не сформирована. В этом возрасте, партнером в детских играх является взрослый, он так же выступает как образец для подражания и удовлетворяет потребности ребенка в внимании и сотрудничестве. Поэтому такие малыши не могут сразу адаптироваться к детскому саду. Малыш очень сильно привязан к матери и её исчезновение вызывает бурный протест. Дети 2-3лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми. Не редко такая боязнь новых людей приводит к тому, что ребенок становится возбудимым, ранимым, плаксивым и т д. Ребенок испытывает стресс и это является источником защитной силы организма.

Дети с 3- 5 лет более, уязвимы в плане адаптации, так как в этот период своей жизни они сильно привязаны к матери, и поэтому болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей ( например дети до 1 года) адаптация происходит легко — у них ещё нет сформированной привязанности к матери. Поэтому эти дети не испытывают страхов перед незнакомыми людьми и к незнакомой обстановке. Психологи указываю на то, чем раньше малыша отдадут в детский сад , то первичный эмоциональный контакт такого ребенка будет установлен не с мамой, а со своими сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитие эмоциональной сферы- в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности и сострадания.

Если адаптация к яслям и детскому саду не прошла в течение 1года, то значит, родителям надо обратиться к специалистам.

По наблюдениям психологов средний период адаптации составит:

в яслях 7-10 дней;

в 3 года 2-3 недель;

в среднем и дошкольном возрасте – 1 месяц.

Можно выделить три вида адаптации:

  1. Легкая — ребенок вливается в новый коллектив без болезненно, ему комфортно он не устраивает скандалов по дороге в детский сад. Надо отметить, что такие дети болеют редко, но и у таких детей могут быть « срывы».
  2. Средняя — ребенок болеет более- менее, терпимо переносит поход в

детский сад, может периодически капризничать , но его капризы не надолго.

3. Тяжелая – такая адаптация малыша может длиться месяцами. У малыша наблюдаются резкие перепады настроения, ухудшается аппетит, а иного малыш полностью отказывается от приема еды. Такие детки часто и долго болеют. Если родители пустят эту ситуацию на самотек- это может перерасти к серьезным нервным заболеваниям и расстройствам.

А теперь поговорим о том, что должны сделать родители ещё до поступления его малыша в дошкольное учреждение.

1. Готовить малыша к общению с другими детьми ( посещать с ребенком парки, детские площадки и т.д.)

2. Узнайте распорядок дня группы, в которую будет ходить ваш малыш. Постарайтесь приблизить домашний режим малыша к режиму дня в группе.

3. Научите малыша всем навыкам самообслуживания.

4.Готовте малыша к временной разлуке с вами. Внушите малышу, что он уже большой, и вырос для того, чтоб посещать детский сад.

5. Не отдавайте ребенка в дошкольное учреждение в разгар кризиса 3 лет.

Психологическая подготовка ребенка должна начинаться за месяц до того момента, когда малыш пойдет в детский сад. Расскажите ему про детский сад, кто туда ходит и что там происходит. Старайтесь гулять рядом с территорией детского сада, чтоб малыш видел, чем занимаются дети в детском саду. Старайтесь чаще отлучаться от ребенка, чтоб он привык к тому, что маме и папе надо уйти по делам. Если малыш сильно привязан к матери, пусть первое время в садик водит его папа, или наоборот.

К режиму детского сада надо заранее приучать своего малыша. Обычно детки приходят в садик к 8-9 часам, а забирают в 18 часов, тихий час с 13- 15 часов.

Отдельная тема- еда в детском саду. Рацион питания в детском саду просчитывается до мельчайших деталей. В том, что дети плохо едят в детском саду, вина родителей которые « приучили» своих малышей к йогуртам, хлопьям и т.д. Совет такой — приучайте малыша к обычной здоровой пище ( супы, салаты, фрукты, молочные продукты) тогда проблем с едой в садике не будет. Знакомясь с воспитателем группы, расскажите ему об особенностях питания малыша, если такое имеет быть место.

И на последок хочу дать несколько практических советов:

1. Не давайте страдать и общаться с неприятными людьми. Что я хочу этим сказать , если малыш на протяжение длительного времени говорит « Я не пойду к ней , она злая, кричит и т.д.», то попытайтесь перевести малыша в другую группу.

2. Не отдавайте ребенка в детский садик только потому, что у вас родился еще один ребенок. Ваши старшие дети и без того почувствуют, что в доме появился малыш, и ваше решение он истолкует как свое изгнание, сделав вывод , что предпочли ему новорожденного. Если вы, все таки решили отдать малыша в садик, сделайте это заранее, до появления маленького.

3. Укрепляйте иммунитет малыша.

4. Не оставляйте в первое время малыша на целый день, и в последствие старайтесь не забирать его слишком поздно.

5. Когда малыш дома, старайтесь посвящать ему все свое свободное время.

6. И каким бы хорошим не был детский сад, не допускайте ошибку- детский сад не заменяет семью.

5. Когда малыш дома, старайтесь посвящать ему все свое свободное время.

Хорошая статья про Адаптацию к детскому садику.

Сейчас очень актуальная для многих, в том числе и для меня. Ошибка №3-самая частая, причём чаще всего её провоцируют воспитатели… будем искать другие методы.

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

Адаптация ребенка в детском саду

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Адаптация в детском саду: наш опыт

Моя статья не является прямым руководством к действию. Я лишь постаралась систематизировать свой опыт в этом вопросе и изложить его.

В наше время мамы, имеющие под рукой разнообразные средства информации, знают и понимают очень многое. Когда я собиралась отдавать своего малыша в мини-садик, я была подкована и учитывала множество факторов. Но всё же какие-то моменты ускользнули от внимания, сработал также закон «хорошая мыслЯ приходит опослЯ.» Моя статья не является прямым руководством к действию. Я лишь постаралась систематизировать свой опыт в этом вопросе и изложить его, чтобы помочь другим мамам пройти той же дорогой немного легче.

Говоря про адаптацию ребёнка в детском саду, мы подразумеваем два вида адаптации: физиологическую (здоровье и иммунитет) и психологическую (чувства, эмоции, поведение).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Адаптация физиологическая — совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды.

(Большая Советская энциклопедия )

Начиная посещать садик, часто дети в скором времени заболевают. На мой взгляд, на это есть две причины:

  1. Ребёнок попадает в новую среду обитания, которая требует от его организма нового (подходящего) иммунитета.
  2. Малыш получает много новых впечатлений, его знания о мире проходят корректировку (например, раньше он думал, что мама всегда будет рядом, оказывается, мама может его оставлять на какое-то время). Для того чтобы все новые знания уложились в голове и стали частью его «Я», иногда требуется, чтобы они прошли через тело.

Способы профилактики: Как показывает мой личный опыт , не заболеть, начиная посещать садик, практически невозможно (мой малыш до сих пор находится на ГВ, и за полтора года его жизни он ни разу не болел, тем не менее, адаптация у него всё равно была). Но можно помочь детскому организму справиться с болезнью быстрее и с меньшими потерями.

  1. Закаливание. Есть разные методики разной интенсивности, но даже воздушные ванны и хождение босиком тоже очень действенны.
  2. Приём противовирусных и иммуномоделирующих препаратов. Подобные препараты являются гомеопатическими, но выпускаются в разных формах (настойки с содержанием спирта и сладкие гранулы). Последние гораздо легче давать маленьким детям, растворив их в воде, нежели спиртовые.
  3. Применение Оксолиновой мази. Действующим веществом мази является оксолин, обладающий антивирусной активностью в отношении вируса гриппа и вируса герпеса простого.
  4. Промывание носика ребёнка растворами морской воды типа Аквалор, Аква-марис, Мореназал. Микроэлементы, входящие в состав этих средств усиливают сопротивляемость слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам.

Если всё же малыш заболел:

  1. Вызвать врача на дом. На раннем этапе заболевания очень важно диагностировать, является ли оно банальной простудой или же вирусной инфекцией. Методы лечения, естественно, будут различаться.
  2. До приезда врача (это может быть несколько дней, например, ребёнок заболел в субботу, а врач придёт только в понедельник) надо начать принимать противовирусные и иммуномоделирующие препараты, чтобы поддержать иммунитет в его борьбе с болезнью.
  3. Если температура не превышает 38 градусов, НЕ пытаться её сбить. Сбивая температуру, мы лишь мешаем иммунитету побороть болезнь, затягивая её продолжительность.
  4. Давать ребёнку много питья – чистой воды, отвар ромашки, которая обладает антисептическим действием.
  5. Если у ребёнка температура, не следует проводить никакие прогревающие процедуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Адаптация психологическая — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.


    На мой взгляд, самым важным фактором успеха является ровный уверенный настрой мамы , потому что малыш «читает» мир по маме. Если она испугана и взволнована, когда ведёт его в садик, разве может маленький ожидать там чего-то положительного?

Чтобы мама могла быть спокойна за своё чадо, она должна быть уверенна в том учреждении, которое она выбрала . Не стесняйтесь разузнать про садик всё, познакомьтесь и пообщайтесь со всеми воспитателями и нянечками, которые будут ухаживать за вашим чадом, обсудите с ними все принципиальные для вас моменты, спросите рекомендации у родителей, чьи дети уже ходят в этот садик.

На мой взгляд, нужно обязательно объяснять малышу, куда вы его ведёте, зачем, почему, чем он будет там заниматься, и когда вы за ним вернётесь. Неопределённость всегда доставляет дискомфорт, поэтому мы должны чётко обозначить ребёнку рамки (утром приходим в садик, ты остаёшься с ребятками и воспитателем, а вечером мама вернётся и заберёт тебя домой). Малыш должен понимать , что и когда происходит. Я не сторонник методов, когда ребёнка ведут в садик обманом, подкупом или когда мама остаётся с ним в садике на некоторое время, а потом незаметно исчезает. Всё вышеперечисленное выглядит для меня предательством, думаю, и для маленького человека тоже. Получив такой опыт, он станет меньше вам доверять.

Даже здоровый и открытый по натуре малыш первое время противится садику. Почему это происходит? Потому что всё новое – это стресс .

Вспомните ваши первые попытки прокатиться на велосипеде. Вам было страшно, у вас был стресс. Потом вы усвоили навык, и вам понравилось. Вспомните, как вы первый день шли на работу. Вам было страшно, у вас был стресс. В последствии, возможно, эта работа стала для вас любимой, да ещё и зарплату платят!

Формирование привычки происходит за 21 день . Это аксиома. Через три недели малыш привыкнет к новой среде обитания, новому окружению, новому распорядку дня. И по утрам, вместо того, чтобы устраивать истерики, он сам (по собственному выбору) пойдёт в группу к своим друзьям. Это обязательно произойдёт, только надо подождать время и верить в это так же, как верите в то, что если включить чайник, вода в нём в скором времени закипит.

Часто мамы переживают насчёт готовности ребёнка к садику. Я имею в виду навыки и умения, которыми владеет/не владеет малыш (ходить на горшок, чётко попадать ложкой в рот, самостоятельно засыпать, одеваться и пр.) Из всех переживаний, связанных с садиком считаю это самым пустым. Дети в разы быстрее учатся всему в коллективе , в то время как дома уходят месяцы, чтобы закрепить какой-нибудь навык.

Этот вопрос сродни изучению иностранного языка. Почувствуйте разницу: вы занимаетесь в классе с преподавателем или же едете, пусть даже с минимальным словарным запасом, в страну языка. В итоге, разница будет колоссальной! Садик и коллектив играют для ребёнка роль страны языка.

Особое внимание хотелось бы уделить времени после садика, вечеру. Первое время малыш будет утомляться от новых впечатлений и их интенсивности, ему также пока не привычно проводить долгое время без мамы. Поэтому вечером задача родителей уделить ему максимум внимания , дать ему всю любовь и нежность, которая накопилась в сердце за день (не жалеть ребёнка и не испытывать угрызений совести, что вы его оставляете в садике!), а просто любить, потому что любите .

  • Какие бы причины ни побудили вас отдать ребёнка в садик, помните: успех или неуспех любого начинания зависит от нашего отношения и позиции, которую мы выбираем для себя и, соответственно, нашего ребёнка:
    • Позиция жертвы: от меня ничего не зависит, всё плохо, приходится выходить на работу, бедный мой ребёночек, как он там будет без мамы, как же всё плохооооо…
    • Позиция лидера: я давала, даю, и буду давать ребёнку достаточно любви и тепла, но я хочу ещё и реализовывать себя, как личность. Мой малыш в детском саду получит новые позитивные впечатления, научится самостоятельности, овладеет новыми навыками, найдёт себе друзей! Просто пришло время немного изменить распорядок нашей жизни. Я уверенна в том, садике, куда веду своего ребёнка, поэтому делаю это со спокойной уверенностью.
  • Выбор всегда за вами!

    Желаю всем мамам и малышам успехов во всех начинаниях!

    1. Закаливание. Есть разные методики разной интенсивности, но даже воздушные ванны и хождение босиком тоже очень действенны.
    2. Приём противовирусных и иммуномоделирующих препаратов. Подобные препараты являются гомеопатическими, но выпускаются в разных формах (настойки с содержанием спирта и сладкие гранулы). Последние гораздо легче давать маленьким детям, растворив их в воде, нежели спиртовые.
    3. Применение Оксолиновой мази. Действующим веществом мази является оксолин, обладающий антивирусной активностью в отношении вируса гриппа и вируса герпеса простого.
    4. Промывание носика ребёнка растворами морской воды типа Аквалор, Аква-марис, Мореназал. Микроэлементы, входящие в состав этих средств усиливают сопротивляемость слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам.

    Интересное:  Когда Делают Узи На Определение Пола Ребенка
    Ссылка на основную публикацию