Упражнения для держания головы у младенцев

Как научить ребенка держать голову лежа на животе

Когда в семье появляется малыш, его родители с тревогой думают – все ли у него хорошо, соответствует ли кроха нормам развития. Сразу после рождения ребенок не в состоянии держать головку – мышцы его шеи еще достаточно слабые. Его обязательно нужно поддерживать, чтобы малыш не откинул голову назад и не получил травму шейных позвонков. А вот к груди голову наклонять можно – это ничем не опасно. Умение держать голову – это самый первый физический навык, который осваивает маленький человек.

Когда ребенок начинает держать голову

Для начала хотелось бы отметить, что все детки разные и развитие у них тоже разное. Кто-то начинает держать голову уже в месяц, а другие осваивают этот навык ближе к полугоду. Однако есть примерные временные рамки, в которые ребенок должен научиться держать голову без помощи мамы и папы.

Уже в несколько недель отроду малыш пытается оторвать головку от пеленки, лежа на животе. Однако это у него не очень выходит – мышцы очень слабые. Ближе к двум месяцам ребенок может поднять голову и удерживать ее около минуты. В три месяца время удержания головы достигает нескольких минут. Не старайтесь насильно заставить ребенка удерживать голову – это серьезная нагрузка для его неокрепших мышц шеи.

В положении столбиком держать голову немного легче, здесь задействовано гораздо меньше мышц. Если ребенок не может удерживать голову из положения лежа на спине в возрасте, старше 6 месяцев, это веский повод обратиться к врачу.

Упражнения для тренировки мышц шеи

Чтобы малыш поскорее научился держать головку самостоятельно, его нужно стимулировать. То есть, мышцы не будут развиваться без должной тренировки.

  1. Регулярно, в день по несколько раз нужно выкладывать ребенка на живот, чтобы тренировать мышцы его спины. Положите рядом игрушки – красочные погремушки, мяч, куклу. Все это привлекает внимание крохи, и он рассматривает их, не замечая того, что его шея в это время интенсивно тренируется. Лучше всего выкладывать ребенка на живот между приемами пищи, чтобы полный желудок не доставлял малышу дискомфорта.
  2. Если малышу есть два месяца, чаще носите его вертикально, удерживая при этом головку рукой. Время от времени позволяйте крохе самостоятельно удерживать голову, поддерживая шею только в качестве страховки.
  3. Укладывайте ребенка спать как на правую, так и на левую стороны, чтобы мышцы его шеи развивались равномерно.
  4. Если ребенок упорно не хочет поднимать головку, нужно подложить ему под мышки небольшой валик, который как бы приподнимет его корпус. В таком положении малыш будет чувствовать дискомфорт и ему придется поднять непослушную голову.
  5. Когда малыш лежит на спине и хоть немного поднимает голову на звук погремушки, нужно водить игрушкой из стороны в сторону, чтобы тренировать мышцы шеи в движении.
  6. Очень эффективны упражнения на фитболе. Положите ребенка на большой мяч на живот. Медленно перемещайте мяч вперед и назад, чтобы голова крохи была то выше, то ниже корпуса. Это позволит ему поднимать голову в те моменты, когда тело находится почти вертикально.

Эти простые движения и упражнения должны быть выполнены с любовью и терпением. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о том, что переживали по поводу неумения ребенка держать головку.

Массаж для укрепления мышц

Массаж для маленького ребенка – это уникальная возможность решить многие проблемы. При помощи массажа в младенческом возрасте можно исправить практические любые дефекты строения скелета. Курс массажа на шею поможет вам укрепить мышцы малыша, сделать его более сильным и крепким.

Массаж должен проводиться в теплом помещении, в комфортной обстановке. Положите голого ребенка на чистую пеленку, нанесите немного массажного масла себе на руки, а потом начинайте массаж. Легкие поглаживающие и растирающие движения шеи отлично стимулируют мышечную мускулатуру. Массаж должен делать профессионал, хотя бы несколько сеансов. После этого, тщательно наблюдая за движениями специалиста, можно повторить массаж в домашних условиях. Помните, никаких резких движений! Массаж должен приносить удовольствие маме и малышу.

Правильное и сбалансированное питание – залог успешного развития крохи. Чтобы малыш получал достаточно витаминов и микроэлементов, кормящая мама должна питаться разнообразно. В ее рационе должны быть мясные и молочные продукты, крупы, фрукты, овощи. Ешьте больше питательной еды – меда, орехов. Однако будьте осторожны, чтобы новые продукты не вызвали аллергию. Малышам, которые питаются искусственно, об это не стоит беспокоиться. В составе адаптированных смесей уже обычно есть все необходимые растущему организму витамины.

Плавание для укрепления мышц шеи

Плавание – это еще одно эффективное упражнение, которое поможет вашему малышу укрепить мышцы шеи и конечностей. Вода благоприятно воздействует на ребенка, потому что в воде можно тратить гораздо меньше усилий. Очень эффективно плавать со специальным кругом. Он надевается на шею малыша и фиксируется. Кроха может плавать, двигая ножками и ручками, и не быть скованным в движениях, когда его держит мама. К тому же, маме с таким кругом намного легче – ей не приходится держать ребенка, согнувшись в три погибели.

Умение держать голову положительно влияет на работу организма. Так формируется правильный шейный изгиб, улучшается кровообращение головного мозга. Но иногда, несмотря на все старания, ребенок не может держать голову. Тогда нужно обратиться к врачу и выяснить истинную причину этого порока развития.

Почему ребенок не держит голову

Есть несколько факторов, которые могут стать причиной неумения малыша держать голову.

Интересное:  Что Ребенок Должен Уметь В 5 Лет

  1. Недоношенные дети в силу своего отставания начинают позже держать голову. Но это не является патологией, просто такие детки все начинают делать позже, оглядываясь на свой истинный возраст.

Для того, чтобы исключить возможные отклонения, состояние ребенка должен оценить врач. В месяц обязателен осмотр не только педиатра, но и ортопеда и невропатолога. Если специалисты не заметили у вас каких-то патологий, значит, все в ваших руках.

Любите своего ребенка, несмотря на то, что он пока не умеет делать некоторые вещи. Тренируйтесь с малышом в игровой форме, и уже совсем скоро он порадует вас новыми достижениями.

Видео: учимся держат голову

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову.

Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.

3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.

4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.

5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.

6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.

7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

• Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.

• Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

• Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? — Снимите платок: — А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.

• Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.

• Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).

• Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).

• Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.

• Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.

• Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.

• Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.

• В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.

• Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок — золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

• С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза бодатая,

“Кто каши не ест,

Того забодаю, забодаю, забодаю”.

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Учимся держать голову с играми и упражнениями

Умение держать голову появляется у младенцев с 1,5 до 3 месяцев. Обычно это происходит естественным путём благодаря врождённому любопытству всех деток. Зная, как научить ребёнка держать голову, можно значительно ускорить процесс формирования навыка. Ведь от него напрямую зависит вся дальнейшая двигательная активность малыша.

Как понять, насколько хорошо ребёнок держит голову

Все дети индивидуальны, поэтому сложно говорить о нормах и сроках. Если у родителей трёхмесячного малыша все же возникают сомнения по поводу его своевременного развития, можно провести небольшой тест:

  • осторожно потяните за ручки лежащего на спине младенца – если он в состоянии удержать голову в течение полуминуты, поводов для беспокойства нет;
  • снова уложите кроху на спину и немного приподнимите за ручки – хорошо, если его голова держится на одной линии с позвоночником в течение нескольких секунд и лишь потом запрокидывается назад.

Помните, что до 3 месяцев нужно поддерживать головку грудничка, не давать ей свисать и болтаться. Резкие движения могут повредить ещё неокрепшие шейные позвонки.

5 способов укрепления спинных и шейных мышц ребёнка

Для начала уясним – научить младенца держать голову невозможно. Все действия родителей скорее направлены на то, чтобы помочь малютке освоить этот навык. А значит, будем укреплять спинные и шейные мышцы и избавляться от гипертонуса, присущего всем деткам в первые месяцы жизни. Что советуют педиатры?

Выкладываем на животик

После 3 недель, когда заживёт пупочная ранка, начинаем ненадолго выкладывать новорождённого на живот. Повинуясь рефлексу, он будет интуитивно поворачивать головку, чтобы не задохнуться. На первых порах оставаться в положении лёжа на животе можно в течение нескольких минут 2-3 раза в день. Это упражнение является отличной профилактикой коликов, т. к. помогает отхождению газов.

Возможно, вашему грудничку не всегда нравится быть лёжа на животе, ведь для него это серьёзный труд. Поэтому сделайте так, чтобы ему нравилось находиться в этом положении. Положите крошку себе на грудь или на живот. Так, ощущая тепло мамы, младенец сам захочет приподнять головку.

Также можно отвлечь его погремушкой или песенкой. Главное – никогда не оставляйте малыша в этом положении без присмотра.

Уже с 1 месяца, если нет никаких противопоказаний, малышу необходимо делать массаж. Лучше доверить это дело профессионалу, ведь организм малютки ещё очень хрупкий, и неосторожные движения могут нанести ему вред. Массажист знает, какие мышцы нужно расслабить, а какие наоборот привести в тонус.

Мама может и самостоятельно научиться делать массаж, наблюдая за работой специалиста. Обычно это лёгкие поглаживающие движения с весёлыми стишками.

Не бойтесь купать младенца в большой ванне. Уже с 2-3 недель приобретите круг и дайте крошке вволю насладиться купанием. Вода – отличная тренировочная среда для мышечного развития грудничка. К тому же она напоминает малютке те приятные моменты, когда он был в мамином животе.

Берём на ручки

Не бойтесь избаловать чадо! Грудных детей можно и нужно часто брать на руки. В тёплых маминых объятиях детки понимают, что мир надёжен и безопасен, а они сами любимы и нужны.

С 1,5 месяцев, когда крошка сможет хоть ненадолго приподнимать головку, можно носить его в вертикальном положении, придерживая ладонью затылочек. В таком положении он сможет как следует осмотреться и разглядеть окружающих.

Также очень полезно носить ребёнка в положении лёжа, при этом располагается кроха на одной руке, а другой страхуем его головку.

Игры с погремушками

Маленьких деток привлекают яркие звенящие игрушки. Это и колокольчики, и погремушки, и пищалки различные. Можно играть так: кладёте игрушку то с одной стороны грудничка, то с другой. Малыш будет поворачивать голову в сторону звука и тренировать нужные мышцы.

Для профилактики кривошеи можно подходить к ребёнку «с музыкой» со стороны, которая противоположна той, к которой чаще повёрнута голова малыша.

Поможет гимнастика

Регулярное выполнение упражнений также поможет крохе скорее научиться держать голову. Только не забудьте вначале проконсультироваться с врачом.

  1. Младенец лежит на спине, мама приподнимает его за ручки. Если кроха ещё мал и не может удержать запрокидывающуюся головку, приподнимаем его за плечи, придерживая пальцами затылок.
  2. Одной рукой берём грудничка под грудь, другой держим в районе бедра. Приподнимаем и опускаем малыша в таком положении.
  3. Упражнение на мяче: мама держит крошку за таз, папа – обхватывает кисти рук. Дружно раскачиваем чадо на фитболе.
  4. Малыш находится лицом вниз на руках взрослого. Родитель приподнимает то его голову, то таз.

Укладывая малютку спать, не забывайте перекладывать его на правый и на левый бочок. Если кроха уже привык спать на одном боку, нужно положить его головой в другую сторону кроватки.

  • Если у грудничка были родовые травмы или имеются патологии, то ответить на вопрос, как научить ребёнка держать голову, может только ваш лечащий педиатр. В любом случае не стоит переживать, ведь дети до года очень хорошо поддаются лечению, а значит, пройдёт совсем немного времени, и ваш малыш обязательно порадует вас новыми навыками.

    Источники: http://howtogetrid.ru/kak-nauchit-rebenka-derzhat-golovu-lezha-na-zhivote/http://www.baby.ru/blogs/post/219008856-111346971/http://rearchildren.ru/doshkolnik/do-goda/kak-nauchit-rebenka-derzhat-golovu/

  • Ссылка на основную публикацию