Занятия По Математике Для Детей 5 Лет

Конспект занятия по математике для детей 5 лет

Софья Тимофеева
Конспект занятия по математике для детей 5 лет

Цель: формирование знания последовательности чисел в пределах 10, дать представление о числе 1 и образовании числа 2, цифрах 1 и 2; учить детей составлять и решать без записи простейшие арифметические задачи.

Материалы: картинки из цветной бумаги – 1 солнышко, 1 ёлочка, 2 тучки, 2 птички, 2 гриба. Карточки с цифрой 1 и 2. Деревянные грибочки и яблочки (можно вырезать из картона, если нет счётного материала). Корзинка. Блоки Дьенеша (большие) – круг, квадрат и треугольник на каждого из детей. Рабочий лист, цветные карандаши. Пластилин.

План занятия.

2. Динамическая картинка. Числа 1 и 2.

3. Подвижная игра. Весёлые прыжки.

4. Число и цифра 1.

5. Решение задач.

6. Составление задачи.

7. Массажная пауза. Мяч.

8. Счёт до 10. Игра «Не ошибись».

9. Логические задачи. Три яблока для друзей.

10. Геометрические фигуры. Круг, квадрат и треугольник.

11. Пальчиковая гимнастика. Воробьи.

12. Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.

13. Спортивная дорожка.

14. Развитие внимания. Ищем цифру 1.

Ход занятия.

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

К цифрам и квадратикам

В чудо-математику!

Вычитать и прибавлять

Будем мы учиться.

Математика всегда

В жизни пригодиться.

Мы узнаем из задачи,

Что найти и что дано,

И легко расставим знаки

Динамическая картинка. Числа 1 и 2.

— Сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир математики, мир чисел и цифр, который окружает человека на каждом шагу.

— Давайте посмотрим, действительно ли это так.

Педагог опрашивает детей:

— Сколько тебе лет (обращается к каждому ребёнку?

— На каком этаже ты живёшь?

— Какой номер твоего дома? Твоей квартиры?

— Ребята, посмотрите, отвечая на мои вопросы, вы постоянно называли разные числа. Математика – удивительная и очень интересная наука. Поэтесса Светлана Игнатова написала стихотворение о математике. Послушайте его:

Математика полна

Разных знаний и чудес.

Это точная страна,

Прояви к ней интерес!

Цифры дружно в ней живут,

Знаков тоже много тут:

Ходят парами в кино,

На линейках, как скамейках,

Плюсы бьются в домино.

Круг с приятелем квадратом

Погулять пошли куда-то.

В общем, весело вполне

В этой сказочной стране.

А сегодня и сейчас

Цифры ждут, ребята, вас!

А теперь посмотрите на доску. Я буду Вам рассказывать историю, а Вы внимательно слушайте.

Раздаём картинки детям и предлагаем вместе составить картинку на доске. Картинку будут выставляться по мере рассказа педагога.

— Вышло солнышко на небо, всю землю осветило. (На доске крепится солнышко).

— Попали его лучи на лесную полянку, улыбнулись ёлочке, осветили грибочек, птичку на ёлке.

— Но вот набежала тучка, потом – ещё одна, и пошёл дождик. Солнышко спряталось.

— Кончился дождик. Снова светит солнышко.

— Птичка на ёлке обрадовалась, громко запела. К ней прилетела ещё одна птичка.

— Обрадовался солнышку и грибок под ёлкой, а после дождика ещё один грибок вырос.

— Вышла девочка на полянку: ёлочкой любуется, солнышку радуется, птичек слушает, грибы собирает.

— Каких картинок по одной?

— Каких картинок по 2?

— Как получилось две тучки, две птички? Два грибочка? (Сначала была одна тучка, потом появилась ещё одна – и получилось 2 тучки. К одной птичке прилетела ещё одна птичка – стало 2 птичке. Был один гриб, вырос ещё один гриб – стало 2 гриба).

— Как же получилось число2? (К одному прибавить ещё один – получится 2)

— Можем ли мы сделать так, чтобы на нашей картинке стало 2 ёлочки? Как это сделать? (прибавить ещё одну ёлочку).

— А сможем ли сделать, чтобы было 2 девочки? Как это сделать?

— Можем сделать так, чтобы на картинке стало 2 солнышка? Почему?

Педагог показывает детям карточки с цифрой 1 и 2.

— Вот цифра 1, она обозначает число 1. Обведите пальчиком цифру 1.

— На что похожа цифра 1?

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

— Вот цифра 2, она обозначает число 2. Обведите пальчиком цифру 2. На что похожа цифра 2?

— А вот это цифра 2.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Подвижная игра. Весёлые прыжки.

Дети становятся в круг.

Раз, два — стоит ракета. (Руки вверх, сомкнуты над головой)

Три, четыре — самолёт. (Руки в стороны)

Раз, два — хлопок в ладоши, (прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре —

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх и в стороны)

Раз, два, три, четыре —

И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Число и цифра 1.

Педагог выдаёт детям рабочий лист.

— Раскрасьте только те предметы, которых по одному.

— Давайте слепим с вами цифру 1 из пластилина. Сколько колбасок будем скатывать? Колбаски будут одинаковой длины?

Дети соединяют элементы между собой.

— Обведите пальчиком свою цифру.

— Обведите карандашом цифры 1 в рабочем листе, написанные пунктиром.

Педагог даёт одному ребёнку 4 грибочка и просит их положить на столе в ряд.

Счет ведется слева направо, предметы для счета берут правой рукой и раскладывают тоже слева направо. Ребенку необходимо запомнить это для дальнейшего обучения чтению и письму.

— Сколько грибочков положил Костя на стол? Давайте посчитаем.

Педагог касается рукой грибочков, а дети вслух считают. Числа называются четко, в строгой последовательности, названия самих предметов не произносятся.

— Лена, положи ещё один грибочек на стол.

— Какой мы можем задать вопрос о том, что вы сделали? (Сколько грибочков стало на столе). Мы с вами составили задачу: Костя положил на стол 4 грибочка, один грибочек положила Лена. Сколько грибочков положили дети на стол?

Педагог предлагает детям повторить задачу.

Каждый ребёнок обязательно повторяет!

— Давайте решим эту задачу и узнаем, сколько грибочков теперь на столе.

— Грибочков стало больше или меньше? (Больше)

— Было 4 грибочка, добавили ещё один и стало. Сколько грибочков теперь лежит теперь на столе? Давайте пересчитаем. (5) Стало 5 грибочков.

– Давайте решим ещё одну задачу (Кладёт на стол 5 деревянных яблок)

— Сколько яблок на столе? Давайте посчитаем. Яблок пять.

— Одно яблочко съели. (Педагог убирает одно яблоко). Яблок стало больше или меньше? (Меньше)

— Давайте составим задачу. (На столе было 5 яблок. Одно яблоко съели).

— Что можно спросить про яблоки, которые остались на столе? (Сколько яблок осталось).

— Так сколько яблок осталось? Давайте посчитаем. На столе осталось 4 яблока.

Педагог обращает внимание детей на рабочий лист.

— Давайте придумаем задачи про конфеты. Посмотрите на рабочий лист. Как Вам кажется, что произошло.

Педагог помогает детям придумать задачу:

— На столе лежало …. Сколько лежало конфет? Надо посчитать все целые конфеты и фантики. На столе лежало 6 конфет.

— Сколько конфет съели? Съели 4 конфеты.

— Какой вопрос будет в задаче? Сколько конфет осталось?

Послушайте задачу целиком: «На столе лежало 6 конфет. 4 конфеты съели. Сколько конфет осталось лежать на столе».

— В задаче обязательно должно быть что-то известно и должен быть вопрос.

Массажная пауза. Мяч.

По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками)

Дружно, весело вдвоём.

Мячик — мячик, мой дружок (берём в руки мяч и стучим сначала одной рукой, затем другой)

Звонкий, звонкий, звонкий бок.

По мячу ладошкой бьём, (стучим по мячику сначала левой, затем правой ладошками)

Дружно, весело вдвоём.

Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)

Я с мячом играть люблю.

Мячик, мамочка, не прячь (прячем мячик за спину)

Мне бросай обратно мяч (достаем мяч из-за спины)

Мяч бросаю и ловлю (чуть-чуть подбрасываем мяч вверх и ловим его)

Я с мячом играть люблю

Счёт до 10. Игра «Не ошибись».

Цель: упражнять в счёте в пределах 10.

Материалы: мяч.

Дети встают в ряд. Педагог бросает детям мяч и называет число. Ребёнок, поймав мяч, называет следующее по порядку число и перебрасывает мяч обратно (в пределах 10). Если дети не знают счёт, то педагог помогает. Считают пока только в прямом порядке.

Затем педагог обращает внимание детей на рабочий лист.

— Это числовая лента. Почему машина с Умничкой едет дальше? (Числа дальше продолжаются).

— Посчитайте от 1 до 10, прикасаясь пальчиком к каждой цифре.

— Поставьте точки под теми числами, при написании которых используется цифра 1. Это какие числа?

Логические задачи. Три яблока для друзей.

Математика – это такая наука, которая обязательно заставляет нас думать. В математике есть очень интересные шуточные задачи, для решения которых надо хорошо подумать. Давайте сейчас все вместе решим такую задачу, а вечером дома вы сможете попросить решить эту задачу папу или маму.

Педагог просит выйти трёх детей или берёт трёх кукол. Также педагог в корзинку кладёт три яблочка.

— В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

Дети могут попробовать разные варианты самостоятельно – берут яблоки и раздают детям. Если никто не догадается, то педагог подсказывает:

— Надо отдать одно яблоко вместе с корзиной.

— Понравилась Вам такая задача? На наших занятиях мы обязательно и дальше будем решать такие логические задачи.

Геометрические фигуры. Круг, квадрат и треугольник.

Педагог детям выдаёт блоки Дьенеша – круг, квадрат и треугольник.

— Покажите круг. Треугольник. Квадрат.

— Какая из фигур может катиться? А почему не катится квадрат и треугольник?

— Посчитайте, сколько углов у треугольника. У квадрата. А у круга есть углы?

— Сделайте домик из квадрата и треугольника.

Далее педагог предлагает детям обвести и нарисовать квадраты на рабочем листе.

— Покажите самый маленький квадрат. Из скольки клеточек он состоит?

— Теперь покажите средний квадрат. Из скольки клеточек он состоит?

— Из скольки клеточек состоит большой квадрат?

Пальчиковая гимнастика. Воробьи.

Пять воробьев на заборе сидели. (Обе руки с растопыренными пальчиками)

Один улетел и четыре запели. (Загибаем большие пальчики)

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел — и их трое осталось. (Загибаем указательные пальчики)

Сидели втроем и тихонько скучали.

Один улетел, а двое остались. (Загибаем средние пальчики)

И вдруг – разлетелись. (Резко разгибаем все пальчики и машем кистями рук).

Геометрические фигуры. Образ фигур в предметах.

— Посмотрите на нижний ряд. Какие фигуры нарисованы?

Дети называют фигуры.

— Соедините каждый предмет с фигурой, на которую он похож.

Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.

Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).

Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.

Развитие внимания. Ищем цифру 1.

— Найдите все цифры 1, которые спрятались в горохе.

— Сколько цифр вы нашли?

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

Детям время отдыхать.

С треугольником и кругом

Попрощаемся, как с другом.

Цифрам тоже на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

Мы вернемся к ним опять,

Чтобы снова посчитать!

Авторы конспекта — Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, учредители детского эко-клуба «Умничка», основатели проекта «Твой клуб», в рамках которого разрабатываются методические пособия и конспекты для занятий в детских садах и детских клубах.

Программа по математике (игралочка) «Утверждаю» «Утверждаю» Директор МБОУ «Гусиноляговская ООШ» Зам. директора по УВР Доулбаева А. З Мазуренко М. А. № «___»___2013г.

— Было 4 грибочка, добавили ещё один и стало. Сколько грибочков теперь лежит теперь на столе? Давайте пересчитаем. (5) Стало 5 грибочков.

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме:
Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет

-Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

-Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

-Ориентирование на листе бумаги;

-Узнавание и называние геометрических фигур;

-Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

-Дни недели, части суток;

Вложение Размер
programmnoe_soderzhanie.docx 14.69 КБ

Предварительный просмотр:

-Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;

-Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

-Ориентирование на листе бумаги;

-Узнавание и называние геометрических фигур;

-Умение увеличивать и уменьшать число на 1 единицу, называем соседей чисел, решение задач;

-Дни недели, части суток;

Ход занятия : Дети приветствуют друг друга и гостей, слова сопровождаем движениями рук:

«Я, вас — люблю, я всех — люблю и всем привет горячий шлю!»

Ребята поиграем, в математику? (Отв. детей). Посередине группы стоит «Барабан» (стол), со стрелкой на нем задания. Воспитатель крутит стрелку, она указывает на задание, дети его выполняют.

Дети подходят к «Барабану». «Разминка для гибкости ума» ,Дети сидят на лавочках.

1. Дом для рыбок на столе (Аквариум)

2. Какой сегодня день недели, какой он по счету, какой был вчера, перечислите все дни недели по порядку.

3. Сколько углов у треугольника (три)

4 .У каких геометрических фигур нет углов (круг, овал)

5. Какие части суток вы знаете (утро, день вечер, ночь)

6. На какую цифру похожа цифра 6(9)

7. Поднимите правую руку, возьмитесь за правое ухо, левую руку поставьте на пояс

8. Какие времена года вы знаете (весна, лето, осень, зима)

9. Сколько ног у осьминога (восемь)

10. Какое время года прошло (зима)

11. Сколько хоботов у 4-х слонов (четыре)

12. Папа сорвал 4 яблока, раздели их поровну между сыном и дочерью, ск. Яблок получили дети?

13. Сколько лучей у звезды (пять)

14. Как называется страна в которой мы живем (Россия)

15. Что это за знаки: «+,-,=» (плюс, минус, равно)

16. «Мама купила 5 конфет. Как их разделить между братом и сестрой? »

17. По ним сверяют время (часы).

Молодцы, ребята с заданием справились.

Задание№2 Дети подходят к числовому ряду:

— счет прямой и обратный;

— назови соседей числа;

— «Посчитай на слух»;

— Увеличь цифру на 1 единицу и уменьши на 1 единицу.

Молодцы, ребята , а сейчас поиграем в игру : «Найди себе пару» Детям раздаются цифры и геометрические фигуры, пока играет музыка, дети двигаются по группе, как только музыка прекращается каждый из детей ищет себе пару (игра повторяется два раза).

Маша прожила уже 4 весны, 4лета, 4осени, 4зимы. А Гриша -4года. Кто из детей старше?

Подходим к «Барабану»

Задание№3 Работа за столом.

Дается 3- разных задания:

-Раскрась столько клеточек сколько указано цифрой;

-Примеры на сложение и вычитание;

-Закрась карточку с нужной цифрой.

Ориентирование на листе бумаги.

1. Найдите середину листа, нарисуйте – круг;

2. В правом верхнем углу напишите цифру-1;

3. В правом нижнем углу напишите цифру-5;

4. В левом верхнем углу напишите цифру-4;

5. В левом нижнем углу напишите цифру — о.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Дети встают из-за столов.

Физкультурная минутка. Дети руками показывают величину.

«Мы летаем высоко — руки вверх

Мы летаем – низко — руки вниз

Мы летаем далеко — руки от себя

Мы летаем – близко — руки к себе

Будет нужно долетим, мы туда , куда хотим.

Очень сложен человек — указательный палец ко лбу

Двое глаз и двое век – указывают на глаза и веки

И внимательно смотри

Уха два и две ноздри

А вот пальчиков по пять чтобы ими все держать -растопыривают пальчики на двух руках и показывают хватательные движения.

Ребята, вы сегодня просто молодцы, хорошо и правильно отвечали.

-Прямой и обратный счет от 0-9, порядковый счет, счет на слух;

Диагностическое занятие по математике для детей 5–6 лет. Детский сад 50. Конспект занятия

Ефремова Л.Д. Конспект занятий в детском саду

Цель: Выявить уровень освоения элементарных математических знаний, развития логических приемов мышления, проявления самостоятельности в решении познавательных задач.

Материал:

  1. Карточки на каждого ребенка. На одной карточке нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из шести кругов, на другой — их семи кругов.
  2. Две картинки — на одной нарисована цепочка из 6 кругов, на другой — из 7 кругов.
  3. Корзины с яблоками или предметами-заместителями на каждого ребенка, две корзины с яблоками.
  4. Альбомный лист с нарисованными контурами фигур четырехугольной и треугольной формы и наклеенными фигурами из цветного картона (размер должен совпадать с контурами фигур на альбомном листе).
  5. «Ворота» замка Кощея.

Воспитатель приглашает детей в путешествие, в сказку «Иван-царевич и серый волк».

— В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал — он на компьютере работал.

Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: «Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная».

Прочитал это Иван-царевич и, недолго думая, снарядился в путь — Василису Прекрасную из плена освобождать.

— Ребята, а мы отправляемся вслед за ним, вдруг помощь наша нужна будет. Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился волк и говорит: «Пропущу я тебя, Иван-царевич, дальше только в том случае, если ты выполнишь мое задание. В нашей лесной школе висят две картины, на них нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из наибольших кругов (первая из 6, вторая из 7). Сколько всего кругов в одной у другой цепочке? В какой больше?» (Смотреть бланк обследования, задание №1).

— Ребята, поможем Ивану-царевичу быстро выполнить задание? (Раздаются карточки с заданием на каждого ребенка. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу). Волку понравилась правильно выполненная работа Ивана-царевича, он и говорит: «Хорошо, Иван-царевич. Теперь я тебе хочу помочь, садись на меня, так быстрее получится».

Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: «Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги». Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: «Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую — 5 яблок, во вторую — 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?». (Смотреть бланк обследования, задание №2).

— Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание, ведь ему надо торопиться. (На каждого ребенка выделяется корзина с яблоками, яблоки можно заменить предметами-заместителями. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу).

Баба-Яга осталась довольна работой и говорит: «Молодец, Иван-царевич. Подарю я тебе скатерть-самобранку. Может быть, и пригодится в дороге».

И пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему попались три медведя и спрашивают: «Куда путь держишь, Иван-царевич?». Рассказал он о беде Василисы Прекрасной, а Михайло Потапыч и говорит: «Да ты ж, какой маленький, куда тебе?». А Мишутка ему отвечает: «Какой же он маленький, он очень большой!» Задумался Иван-царевич.

— Ребята, помогите Ивану-царевичу разобраться, какой же он по отношению к Михайло Потапычу и к Мишутке. (Смотреть бланк обследования, задание №3). Дети отвечают, можно применить общий опрос детей.

Медведи остались довольны ответом Ивана-царевича и не стали задерживать его больше. Иван-царевич пошел дальше. Шел так долго, что даже проголодался. Вспомнил Иван-царевич про подарок Бабы-Яги, хлопнул в ладоши три раза, и появилась перед ним скатерть-самобранка, а на ней ничего нет, пусто. Скатерть тут и говорит: «Найди, Иван-царевич, мне лоскутки-заплатки четырехугольной и треугольной формы и, если скажешь, чем они отличаются друг от друга, то эти лоскутки-фигурки встанут на свои места и только тогда будет вкусный обед». (Смотреть бланк обследования, задание №4).

— Ребята, надо помочь Ивану-царевичу, а то без еды у него не будет сил и не дойдет он до Василисы Прекрасной. (На каждого ребенка выделяется «скатерть» и геометрические фигуры. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу, отвечают 2-3 ребенка, остальным предлагается вопрос «Кто согласен с ответом, а кто не согласен?»)

Пообедал Иван-царевич, поблагодарил скатерть-самобранку и пошел дальше. И вдруг увидел вдали замок Кощея. А у ворот стоит стража и не пропускает внутрь Ивана-царевича, говорят: «Пропустим, если выполнишь задание. Встань, Иван-царевич, так, чтобы ворота были справа от тебя». (Смотреть бланк обследования, задание №5). — Ребята, поможем Ивану-царевичу? (Дети выполняют. Можно применить метод-вопрос «Кто с этим не согласен?»)

Пропустила стража Ивана-царевича в замок. А кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-царевича и говорит: «Я с тобой сражаться не буду, знаю, что все равно ты победишь, я про это сказку по телевизору видел. Но ты должен помочь мне. Поможешь — отпущу с миром, нет — пеняй на себя, Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу. Слушай, не помню я, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?» (Смотреть бланк обследования, задание №6). — Ребята, надо обязательно выручить Ивана-царевича. (Дети выполняют. Можно применить метод голосования). «Ну, что, помог мне вспомнить дни недели, забирай Василису Прекрасную, а еще подарю вам ковер-самолет».

Вернулись Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой и мы из сказки вернулись!

Фамилия, имя ребенка Месяц и год рождения Номер задания Всего баллов Примечание
1 2 3 4 5 6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Цель. Выявление уровня знаний о количественном счете и сравнении множеств.

Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: «Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги». Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: «Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую — 5 яблок, во вторую — 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?». (Смотреть бланк обследования, задание №2).

Конспект занятия по математике по теме » Порядковый счет» для детей 5 лет

  • Формировать у детей понятие о порядковом счёте.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
  • Повторить геометрические фигуры.
  • Развивать пространственные отношения.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой.
  • Воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения.
  • Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

Демонстрационный:
– 6 разных игрушек,
– герои сказки “Репка”;
– набор геометрических фигур из картона;
– цифры-магниты;
– карточки “Семена” с нарисованными семенами подсолнуха (рис.1 — 3);
– для игры “Что лишнее” — модели банок с помидорами из картона (рис.5 — 9);
– демонстрационный столик.

Раздаточный:
– карточки “Семена” с наклеенными семенами подсолнечника по 6 штук (рис.4);
– цветные карандаши.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята и уважаемые родители!

Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один кружок.

Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай, и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

(Дети проходят за столы, родители присаживаются на стулья.)

Все, что нужно к уроку – готово.

Сегодня в кабинете у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Родитель скажет каждый.

(Родители высказывают свое мнение, зачем нужно изучать математику. Начинает педагог:

Математика – это гимнастика для нашего ума.

Кто изучает математику – тот тренирует свой ум.

Когда кушаешь кашу, можно сосчитать, сколько ложек ты съел).

А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Ребята, сегодня мы узнаем, что такое порядковый счет, где мы его используем в жизни и некоторые его правила. Тема нашего занятия “Порядковый счет”.

Но вначале подготовка- небольшая тренировка.

Приглашаю вас сделать веселую гимнастику — математическую: будем ориентироваться в пространстве и вспомним геометрические фигуры. Разминка: помашите мне и родителям правой ручкой, теперь левой.

Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята,
Будем глазками искать.

Дружно глянем мы налево.
Что там? Это же квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.

Влево, вправо посмотрите.
Поищите. Что это? Это – круг.
Вот он где, любимый друг.

Вниз глазами поведем,
Что мы там найдем?
Это – треугольник.
А где – прямоугольник? (На потолке.)

– Давайте с вами посчитаем, вспомним числовой ряд.

На доске нарушен числовой ряд (1–6), дети по желанию, находят и исправляют ошибки, (работают по два человека – два числовых ряда, можно пригласить родителей). Остальные дети на местах, считают устно, под хлопки вместе с педагогом (прямой счет до десяти).

Игра “В магазине игрушек”. [1]

На столе 6 игрушек.

– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?

– Что они там покупают?

– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)

– Сколько игрушек стоит на полке? (Считают, 6)

Педагог предлагает сосчитать игрушки, начиная с другой стороны. Игрушек снова 6.

– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

Затем педагог предлагает детям представить, что кто-то из них продавец, а он -покупатель. Педагог предлагает продать ему игрушку, которая стоит на первом месте.

Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.

– Кто догадался – какую?

Тот из детей, кто догадался, должен продать ему мячик (машинку). Игрушки ставим на место.

– Почему два продавца продали разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая — на первом месте с другой стороны.) Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет. Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова- “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют дома (спросить детей, какой у них № дома?), квартиры, школы, места в кино, автобусе. Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей, родители помогают.)

Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.

Педагог показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.

– На каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка. )?

Герои-игрушки находятся на демонстрационном столике в беспорядке.

– Сейчас я приглашаю вас в сказку.

Посмотрите,
что за сказка, я не вижу.
Кто узнал, я жду ответ?

Здесь нас ждет порядковый счет, а сначала давайте сосчитаем, сколько всего было героев в сказке?

Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– Кто из героев посадил репку?

– Какая она выросла? (Покажите руками.)

– Кто первым начал тянуть репку? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.)

– Кого на помощь позвал дед?

– На каком месте стояла бабка? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.) Аналогично разбираются остальные герои. После выполнения задания дети отвечают на вопросы:

– Сколько человек тащило репку?

– Сколько зверушек помогало тащить репку?

– Сколько всего персонажей в сказке?

– Если герои поменяются местами, сколько их будет? (Их все равно будет 6, потому что никто не пришел и не ушел.)

– Еще загадки ожидают, кто их быстро отгадает?

(Дети отгадывают загадки и находят порядковое место персонажей).

– С утра до ночи в работе, устает он – вот беда.
На каком стоит он месте – вы узнаете всегда!

– Кто, подняв пушистый хвостик,
Мурлыкая приходит в гости?

– И танцует и поет, и по дому помогает.
Где помощница стоит — кто считает, тот узнает!

– Хвостик длинный, все грызет,
В норке маленькой живет!

Пальчиковая игра (проводится 3 раза, с нарастанием темпа).

– У дедушки и бабушки в огороде выросла капуста, давайте ее посолим.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту жмем-жмем.
А потом в рот берем.
Ам-ам!

Работа с карточкой «Семена».

– Внучка тоже помогает дедушке и бабушке в огороде. Она посадила семена.

Отгадайте загадку и узнаете, какое растение посадила внучка.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна. (Подсолнух.)

– Посмотрите на карточки, узнаете, семена подсолнуха? (У педагога карточка рис. 1, у детей карточка рис. 4.)

– Сколько семян подсолнечника посадила внучка? (Дети считают – 6 штук.)

– Самые первые ростки появились из второго и пятого семени. Нарисуйте у этих семян ростки (дети на карточке цветными карандашами рисуют ростки у семян подсолнуха), сравнивают с демонстрационными карточками (рис 2, 3).

Игра “Что лишнее”. [2]

– У бабушки в огороде вызрели помидоры. Она решила на зиму сделать заготовки – замариновать помидоры. Внучка ей помогала.

На доске – пять моделей банок из картона:

– одна из которых маленькая, остальные – большие (рис. 5);
– в одной банке четыре, в остальных по пять помидор (рис. 6);
– одна – пустая, в остальных лежат помидоры (рис. 7);
– в одной банке маленькие, в остальных большие помидоры (рис. 8);
– в одной банке желтые, в остальных красные помидоры (рис. 9).

– Сколько банок они приготовили?

– Как вы думаете, какая банка из них лишняя?

– На каком месте стоит банка с желтыми помидорами?

– Какая по счету банка с маленькими помидорами?

– На каком месте стоит маленькая банка?

Информация для родителей

Данная игра развивает вариативное мышление. В данном случае все предложенные варианты ответов верные. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Родители, присутствующие на занятии, сидят на стульях в один ряд. Дети должны определить, какая по счету сидит его мама или его папа.

– Катя, какая по счету, сидит твоя мама? И т.д.

Педагог собирает детей около себя.

– Ребята, где вы сегодня побывали?

– Что нового узнали?

– Что вам понравилось больше всего?

– Что показалось трудным?

– А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными, вежливыми.

Педагог хвалит детей за то, что они научились узнавать, на каком месте стоит предмет.

Вспомнить сказку “Колобок” и ответить на вопросы:

– Какие животные встретились Колобку в лесу?

– Сколько всего животных встретил Колобок?

– Каким по счету был волк, медведь, заяц?

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. Часть 2.
  3. Белошистая А.В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту жмем-жмем.
А потом в рот берем.
Ам-ам!

Программа занятий по математике для детей 5-6 лет с примерами заданий

Сегодня требования к уровню знаний будущего первоклассника чрезвычайно высоки. Для того чтобы ребенок легко осваивал программу начальной школы, родители и воспитатели детских садов проводят подготовительные занятия по математике для детей 5 лет. Основная задача взрослых – сделать правильную выборку тем для изучения, грамотно и в игровой форме объяснить, закрепить полученные знания, перевести их в умения и навыки. Математика относится к базовым дисциплинам в школе. Ее азам малыша начинают учить в возрасте 4 лет. К 6 годам накапливается багаж знаний, необходимый для успешной адаптации на школьных уроках.

Принципы обучения

При знакомстве маленьких детей с математикой важно следовать нескольким принципам, позволяющим грамотно построить процесс обучения.

  1. Поэтапность. Ребенок только начинает пробовать себя в новой роли ученика – бесполезно требовать от него усвоения всего материала целиком. После каждой пройденной темы следуют занятия на закрепление и повторение ранее пройденного материала. Уровень сложности темы, упражнений также должен быть обоснован.
  2. Комплексность. Математика для детей 5 лет включает в себя не только правила счета, сложение, вычитание, но и задачи на логику, умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур и т. д.
  3. Позитивное подкрепление. Похвала важна для малышей. Так они имеют стимул к решению задачи и радуются первым успехам.
  4. Доступность. Не все дети быстро осваивают материал. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания по математике, лучше предложить другое упражнение, с которым он справится.
  5. Предметность и наглядность. Малыши не сразу начинают считать «про себя». Долгое время им необходимо визуальное подкрепление.
  6. Ненавязчивость. Любое упражнение предлагается в форме игры и не носит обязательного характера. Основная цель – заинтересовать и объяснить. Если ребенку неинтересно, он не воспримет информацию должным образом.

Программа обучения

Предлагаем рассмотреть программу обучения математике, разработанную для дошкольников. Занятия рассчитаны на группу учеников. Однако родитель, принявший решение обучать ребенка самостоятельно, также может прибегнуть к данному курсу, адаптировав подвижные игры под одного малыша. Для этого достаточно проявить фантазию и по возможности привлечь к участию остальных членов семьи.

В подготовительной группе детского сада по нормативам проводится 2 развивающих занятия в неделю длительностью 35 и 20 минут, итого 70 уроков за год. Как любая другая дисциплина, математика требует практики. Поэтому мы ввели дополнительные 10 занятий для лучшего освоения особо сложных тем. Первые и последние пять уроков посвящены повторению ранее изученного материала (1, 14 блоки). Остальные занятия разделены на блоки в соответствии с темой.

Тематический план занятий на год

Блок Тема или вид деятельности Порядковый номер занятий
1 Повторение изученного материала. К 5-летнему возрасту ребенок должен знать и уметь:· считать до 20 в прямом порядке;· сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;· узнавать треугольник, круг, квадрат;· знать левую, правую руку;· ориентироваться в пространстве – «близко-далеко», «низко-высоко». 1-5
2 Прямой, обратный порядок чисел от 1 до 20. Считаем любые окружающие предметы. 6-8
Подвижная игра. Прятки придутся по вкусу непоседливым ученикам. Так они отработают навык счета в прямом порядке. Впоследствии можно предложить ведущему обратный порядок отсчета. 9
Повторение 10
3 Мало, много. В качестве инвентаря подойдут счетные палочки, мягкие игрушки, пуговицы. 11-13
Подвижная игра. 14
Повторение 15
4 Больше, меньше. Методисты рекомендуют ассоциировать этот знак с крокодилом, а числа – с его едой. Он откроет пасть в сторону большей тарелки. 16-19
Повторение 20
5 Направления движения. Учащиеся уже знают левую и правую руку. Научить их ориентироваться в пространстве с помощью прямых вопросов и команд не составит труда. «Подними левую ногу», «закрой правое ухо», « возьми за руку соседа справа», «сколько машин у ворот слева?» 21-24
Подвижная игра. Хороший вариант – поиск сокровищ по нарисованной карте с указателями «Налево» и «Направо», «Вперед», «Назад». 25
6 Фигуры в геометрии. 26-30
Повторение 31
7 Устный счет от заданного числа. Среди любимых малышами упражнений на закрепление этой темы – расставить по порядку перемешанные числа. На данном этапе можно попробовать расширить знакомый объем чисел с 20 до 30. 32-36
Подвижная игра. К примеру, наклейте детям на одежду числа и предложите их встать по порядку, пока играет музыка. Не успевших встать на свое место крадет волк. Оставшиеся обменяются наклейками, затем повторят упражнение. 37
Повторение 38
8 Порядковые и количественные числительные. Глядя на несколько одинаковых предметов, ученики отвечают на вопрос «сколько?». Глядя на несколько предметов разного цвета, отвечают на вопрос «Который из них красный?» 39-40
Повторение 41-42
9 Четное – нечетное. На выручку родителям и воспитателям приходят разные стороны улицы. Во время прогулки или экскурсии обращайте внимание ребенка на порядковые номера домов. 43-46
Подвижная игра. 47
Повторение 48
10 Счет по пятеркам. Ребенку интересно понять, как сгруппированы минуты на часах и почему, отсчитывая десять делений, мы говорим «2 часа». 49-54
Повторение 55
11 Групповой счет. Подразумевает счет предметов в отдельных группах и счет количества групп. Например, три яблока в двух корзинках. 56-60
Подвижная игра 61
Повторение 62
12 Решение простых задач на сложение и вычитание. Задачи иллюстрируются картинками и игрушками. Например, в гараже было 5 машин, на одной водитель повез ребят в детский сад. Сколько осталось машин в гараже? 63-67
Повторение 68-70
13 Деление целого числа на части. 71-75
14 Повторение 76-80

Задания и упражнения по возрасту

Приведем несколько примеров подходящих по возрасту упражнений. По аналогии читатель без труда составит свои игровые задания для прохождения программы обучения.

Ребенка 5 лет заинтересуют следующие виды деятельности.

  • На листе нарисованы цифры. Используя образец, ребенок обводит их определенными цветами.
  • Учиться сложению можно на палочках. Так, для решения примера 3+2 ученик сначала выложит три палочки, потом доложит еще две, внимательно пересчитает общее количество и даст ответ.
  • К концу обучающего курса можно пробовать провести графический диктант. Он требует предварительной подготовки. На тетрадном листе изображается несложный рисунок по клеткам. Учащиеся продублируют его под диктовку: «2 клетки вниз, 4 клетки вправо». Несмотря на свою сложность, упражнение вызывает восторг у дошкольников.

Подвижные игры

В силу возраста дошкольники неусидчивы и шумливы. Простой способ завоевать их внимание – поиграть. Любое детское развлечение может включать элементы счета, требовать применения логики, знаний основ геометрии. Достаточно лишь немного изменить правила игры.

  • Игра «Заяц, сколько времени?». Участники находятся на одной линии. Ведущий (заяц) на небольшом расстоянии от них. Цель игры – добраться быстрее остальных до ведущего, затем ударить его по ладошке. Участники по очереди произносят четверостишие:

Заяц, заяц, сколько времени?

Я спешу на день рожденья.

У меня часы стоят,

Ничего не говорят.

Ведущий назначает количество шагов и способ их прохождения: 5 муравьиных шагов, 4 шага великана, 3 прыжка на месте и т. д.

  • Игра «Кис-кис, мяу». От количества сказанного ведущим «гав» зависит количество сделанных прыжков участниками. При слове «мяу» необходимо присесть.
  • «Жмурки» помогут детям лучше ориентироваться в пространстве, если ведущему давать подсказки «вперед», «назад», «вправо», «влево» вместо хлопков.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» легко превращается в игру «Четное-нечетное».

Чтобы обучить ребенка математике, мало объяснить правила и дать несколько веселых заданий. Важно помочь ребенку понять предмет, полюбить его и научиться применять знания в повседневной жизни.

Ничего не говорят.

Интересное:  Научить ребенка времени по часам
Ссылка на основную публикацию