Чем Лечить Гиперактивность У Детей 7 Лет

Содержание

Гиперактивность у детей (СДВГ): диагноз или проблемы воспитания

Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное — желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах — гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков — все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса — в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

8 проявлений гиперактивности

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

Как лечить ребенка

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?

Медикаментозные способы

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

Коррекция образа жизни

Режим дня и гиперактивность — две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей — показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки — по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие — все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?

гиперактивность ребёнка 7 лет

Получите бесплатный ответ от самых лучших юристов сайта.

28,265 ответов за неделю

2,744 отвечающих врачей

Спросите врача!

Получите бесплатный ответ от самых лучших врачей сайта.

  • Это БЕСПЛАТНО
  • Это очень просто
  • Это анонимно

28,265 ответов за неделю

2,744 консультирующих врачей

Информация на Сайте не считается достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную очную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.
Никакая информация на сайте не является публичной офертой.
Google+

  • Это БЕСПЛАТНО
  • Это очень просто
  • Это анонимно

Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение, симптомы, причины

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение — результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:

  • Наличие неврологических проблем.
  • Частые конфликты в семье между родителями.

Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

  1. Проблемы с активным вниманием. Такие дети не могут концентрироваться длительное время, во время учебных занятий часто отвлекаются, делают ошибки. Малыш может потерять или забыть свои вещи, для него труднее всего выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности.

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:

  • Капризность.
  • Плаксивость.
  • Раздражительность.
  • Болтливость.
  • Стремление быть всегда и во всем лидером.
  • Общение предпочитается с младшими по возрасту.
  • Часто еще ребенок бывает левшой.
  • Жалобы на головные боли.
  • Заниженная самооценка.
  • Нервные тики.
  • Различные страхи.
  • Энурез.

Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:

  1. На первом этапе врач пытается собрать как можно больше информации о ребенке. Изучает карту малыша, уточняет протекание беременности, наличие сопутствующих заболеваний. Врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, а также использует утвержденную методику Американской психиатрической ассоциации для диагностирования СДВГ.
  2. На втором этапе проводят психологические обследования с использованием специальных тестов. Они позволяют увидеть степень выраженности патологии.

Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Семейная психотерапия. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При постановке диагноза «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это краниосакральная терапия, или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом «гиперактивность» уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Корень дягиля. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные аутогенные тренировки, ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз «гиперактивность», надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Гиперактивность у ребенка 5 лет симптомы и лечение

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

СДВГ — синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Детская гиперактивность проявляется в неспособности усидеть на месте Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.

Что такое гиперактивность?

Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.

Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности

Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причины гиперактивности могут быть разными:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
  • нарушения пуринового обмена у малыша.

Провоцирующие факторы

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности →

Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство;
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных

На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

У детей в 2-3 года

Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.

Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников

Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.

У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Разновидности

Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Гиперактивность без дефицита внимания

Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:

  • не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
  • бросает начатое дело, не закончив его до конца;
  • внимание избирательное, неустойчивое;
  • небрежность, невнимательность во всем;
  • не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.

Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.

Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.

Возможные последствия

В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.

У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.

Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.

Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.

Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:

  • склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
  • суицидальные наклонности;
  • неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
  • отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
  • забывчивость, частые потери нужных вещей;
  • отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
  • суетливость, многоречивость, раздражительность;
  • утомляемость, плаксивость.

Диагностика

Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.

Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.

Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.

Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.

Также важны лабораторные методы:

  • определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
  • биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
  • общий анализ крови для исключения анемии.

Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Просветительская работа

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Игры с гиперактивными детьми

Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.

Эффективно чередование спокойных настольных игр — лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми — бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.

В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Гиперактивность в школьном возрасте

Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.

Проблемы с учебой

Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.

Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.

Проблемы с одноклассниками

Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.

Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.

Автор: Ольга Щепина, врач,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о воспитании гиперактивных детей

Симптомы гиперактивности у ребенка

Уже начиная с возраста 3 лет, ребенок демонстрирует чудеса активности – открывает и закрывает шкафчики, бегает по всему дому, разбрасывая вещи и хватая все, что вызвало интерес. Все потому, что возможности освоения окружающего мира расширились с освоением ходьбы. Но каждая ли такая активность должна вызывать беспокойство у родителей?

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Специалисты полагают, что гиперактивность у ребенка 3 лет можно заподозрить, когда замечены:

  • задержка речевого развития;
  • обострение упрямости, неуправляемость, отсутствие реакции на запреты;
  • хаотичные движения, «моторная неловкость»;
  • чрезмерная двигательная активность (сидя на стуле, ребенок вертится, вскакивает, постоянно совершает движения руками и ногами);
  • невнимательность, отсутствие усидчивости, забывчивость;
  • частый переход от одного незавершенного дела к другому;
  • вспыльчивость, истеричность, неуравновешенность, склонность к конфликтам со сверстниками;
  • головные боли, появление фобий (страхов);
  • плохой сон.

Если у ребенка присутствует более 6 из этих признаков, стоит обратиться к психотерапевту или детскому неврологу за профессиональной диагностикой.

Гиперактивность у детей 5 лет может быть вызвана не только психическими нарушениями. Натолкнуть на мысль о наличии проблемы должны и следующие факторы:

  1. Неблагоприятное течение беременности (стрессы, курение, гипоксия, неправильное питание матери)
  2. Неблагоприятные роды (стремительные или, наоборот, затяжные, роды после стимуляции, недоношенность – до 38 недель)
  3. Наличие неврологических заболеваний у ребенка, конфликты в семье, излишняя строгость по отношению к ребенку, неправильное питание, отравление свинцом.

Гиперактивный ребенок. Что делать?

Лечение гиперактивности у детей 3, 4, 5 и 6 лет проводится медикаментозными и не медикаментозными средствами. В любом случае, в этом возрасте, при постановке диагноза терапия назначается только врачом.

Основными методами коррекции гиперактивности у ребёнка 5 лет и младше являются:

  • занятия с психологом и логопедом. Специалисты помогут снизить тревожность, развить речь, память, внимание, а также подобрать деятельность, в которой малыш будет уверенно себя чувствовать
  • запрет участия в соревновательных играх. Гиперактивному ребенку 3, 4, 5 или 6 лет может быть рекомендовано плавание, езда на велосипеде и другие статические нагрузки;
  • сеансы релаксации с целью нормализации работы центральной нервной системы;
  • поведенческая коррекция. В пределах разумного сводят к минимуму запреты и отказы. Такие малыши имеют высокий порог к эмоциям отрицательного характера, поэтому лучше создавать для них положительные эмоции и не забывать хвалить за успехи;
  • семейная психотерапия. Налаживание спокойной атмосферы в семье;
  • медикаментозная терапия. Этот метод чаще всего используется в особо запущенных случаях, когда иные методы не помогают или помогают слабо.

Что делать родителям гиперактивного ребенка 3, 4, 5 и 6 лет?

Если перечисленные выше методики нужно доверить специалистам, то следующие способы родители могут использовать самостоятельно, чтобы помочь малышу возраста 3-6 лет справиться с проблемой.

  • Используйте положительную модель воспитания. Чаще хвалите ребенка, поощряйте даже самые маленькие успехи. Запреты допустимы только в случаях, когда речь идет о безопасности ребенка. Найдите область деятельности, в которой малыш сможет успешно проявить свои способности и почувствовать свою значимость.
  • Создайте режим дня для малыша. В нем обязательно нужно прописать поручения – помыть посуду, застелить постель, вынести мусор, помочь маме в уборке и прочее. В режиме также должно быть указано четкое время просмотра мультфильмов и игр. Не позволяйте ребенку перевозбуждаться. Ложиться спать малыш должен также в одно и то же время. Причем главное соблюдать все эти правила, иначе они попросту будут обесценены. Пусть кроха приучится к порядку и размеренным действиям, это особенно важно в младшем школьном возрасте.
  • Просьбы к ребенку обращайте спокойно, без приказов и криков. Научитесь себя контролировать даже когда нервы на пределе, ведь вы образец для подражания. Малыша тоже учите думать о последствиях своих действий. Пусть он усвоит правила поведения и начнет их соблюдать.
  • Проводите с крохой больше времени. Ведь зачастую вызывающее поведение связано именно с желанием привлечь внимание родителей, которые слишком заняты работой или делами по дому.

Если гиперактивность у ребенка появилась в возрасте 3 лет, то к 5 и 6 годам с ней вполне успешно можно справиться при поддержке родителей и своевременной терапии.

  • выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
  • не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
  • не слушает собеседника;
  • не реагирует на замечания.

Как лечить гиперактивность ребенка в 3,5 года?

Гипеактивный ребёнок. Что делать?

Рекомендации родителям детей с СДВГ
При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-

психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Интересное:  Симптомы беременности на 4 неделе
Ссылка на основную публикацию