Содержание
- 1 Что означает группа здоровья 3 у детей?
- 2 Понятие «группы здоровья»
- 3 Кого относят к 3 группе здоровья
- 4 Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»
- 5 Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья
- 6 Может ли измениться группа здоровья у ребенка
- 7 Занятия спортом
- 8 3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе
- 9 Как вести себя родителям
- 10 Что означает 1 группа здоровья у ребёнка идущего в сад?
- 11 Группы здоровья ребенка
- 12 Первая группа здоровья ребенка (I)
- 13 Вторая группа здоровья ребенка (II)
- 14 Третья группа здоровья ребенка (III)
- 15 Четвертая группа здоровья ребенка (IV)
- 16 Пятая группа здоровья ребенка (V)
- 17 Как определяется группа здоровья у детей: таблица критериев оценки
- 18 Критерии для выведения оценки
- 19 Определение каждой из групп
- 20 Последующие группы
- 21 группы здоровья у детей
Что означает группа здоровья 3 у детей?
Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.
Понятие «группы здоровья»
При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.
Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни – только те, которые приобрели хроническую форму.
Кого относят к 3 группе здоровья
Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.
Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или дефиците массы тела. Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.
Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»
Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 – не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.
Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.
Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.
Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья
Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:
- гастрит;
- астма;
- увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
- недостаток гемоглобина в крови (анемия);
- заболевания почек;
- хроническая форма бронхита;
- нарушения речи (заикание);
- первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
- аллергия и так далее.
Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.
Может ли измениться группа здоровья у ребенка
К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.
Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.
Занятия спортом
Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:
- для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
- нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
- опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.
Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.
3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе
Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.
Всего физкультура в школе делится на 3 вида:
- основной, для полностью здоровых детей;
- подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
- специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.
В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.
Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.
Как вести себя родителям
Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.
Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.
- для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
- нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
- опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.
Что означает 1 группа здоровья у ребёнка идущего в сад?
Прошли медкомиссию и педиатр написала 1 группа здоровья, хочется узнать что она означает.
1 группа здоровья означает, что ребенок здоров и развивается нормально, соответственно своему возрасту. Физическое и психическое развитие тоже соответствует норме.
Всего существует 5 групп здоровья.
-Ко 2 группе относятся дети, часто болеющие, например, простудными заболеваниями.
-Дети, относящиеся к 3 группе, имеют хронические заболевание, которое особо не сказывается на общем самочувствии (хр. гастрит, анемия и т.д.).
-4 группа означает, что у ребенка имеется врожденная патология или хроническое заболевание с частыми обострениями.
-5 группа самая тяжелая. К этой группе относятся дети-инвалиды. В садик, конечно же, они не ходят.
Прошли медкомиссию и педиатр написала 1 группа здоровья, хочется узнать что она означает.
Группы здоровья ребенка
При прохождении диспансеризации (медицинского осмотра) от педиатра мама может услышать (или прочитать запись в детской карте), что ее ребенку поставили вторую группу здоровья (или первую, или третью). Но что это за группа здоровья, на основании чего врач ее поставил и что теперь делать с этой информацией родителю?
Несмотря на то, что группу здоровья определяют практически сразу после рождения ребенка – при первичном патронаже (о чем запись делается в карте ребенка), многие родители впервые сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» в возрасте ребенка от 2 лет и не всегда точно знают (понимают), что это означает.
Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно. Для того чтобы ребенка отнести к той или иной группе здоровья, врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка и, по результатам профилактического осмотра и сбора необходимых анализов, ставит группу здоровья. Причем, оценка состояния здоровья ребенка дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.
Комплексная оценка осуществляется на основании следующих критериев:
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии). Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов.
- Функциональное состояние основных систем организма, то есть насколько хорошо внутренние основные системы (сердце, легкие, почки, желудок и т.д.) выполняют свою работу (функцию). Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
- Резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям) оценивается частотой острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год.
- Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц.
Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утв. приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утв. приказом Минздрава от 21.12.2021 №1346н.
По результатам всероссийской диспансеризации только 10% детей имеют I группу здоровья, а остальные 90% детского населения относятся к II–IV группам здоровья.
Первая группа здоровья ребенка (I)
I группа здоровья – это здоровые дети (подростки), не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Вторая группа здоровья ребенка (II)
II группа здоровья (самая распространённая группа) – это здоровые дети (подростки), но имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети второй группы имеют нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития. То есть ко второй группе здоровья относятся дети:
- у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Для детей первого года жизни это отягощенный акушерский анамнез мамы (токсикоз, другая патология беременности, осложненное течение родов, многоплодная беременность), недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего периода новорожденности;
- реконвалесценты (выздоравливающие), особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
- с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
- часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
- с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма.
Дети, относящиеся ко II группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением. Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Третья группа здоровья ребенка (III)
III группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния). А также дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда.
Дети третьей группы имеют нормальное физическое развитие, но с дефицитом или избытком массы тела I или II степени и (или) имеющие низкий рост. Нервно-психическое развитие детей III группы здоровья нормальное или отстает.
Четвертая группа здоровья ребенка (IV)
IV группа здоровья – это дети, страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций.
Дети с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда.
Пятая группа здоровья ребенка (V)
V группа здоровья (самая тяжелая группа) – это дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения.
Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. В пятую группу здоровья попадают дети-инвалиды.
Дети, отнесенные к III, IV и V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
I группа здоровья – это здоровые дети (подростки), не имеющие проблем со здоровьем. Дети этой группы имеют нормальное, соответствующее возрасту, физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, пороков развития или других нарушений внутренних органов.
Как определяется группа здоровья у детей: таблица критериев оценки
В медицинской карте каждого ребенка присутствует отметка в виде цифры о здоровье. Что обозначает эта цифра? Группа здоровья у детей, таблица которой предусматривает наличие определенных данных, — это условный показатель, предполагающий оценку здоровья несовершеннолетних от рождения до достижения ими 17 лет. Оценка производится согласно сведениям о наличии заболеваний (как врожденных, так и приобретенных), функциональности иммунной системы и общем состоянии малыша.
Критерии для выведения оценки
Как правило, группа здоровья детей и подростков определяется при первом осмотре участковым педиатром после появления младенца на свет, но многие родители узнают о ней лишь по достижении ребенком 1,5-3 лет. Именно в это время малыша отдают в ясли или детский сад. Вот тогда и возникает вопрос о том, что означает цифра в медицинской карте.
Для определения той либо иной группы доктор оценивает состояние ребенка. Выставляется оценка, которая включает комплекс жизненных показателей. Как правило, оценка дается на момент осмотра.
При этом учитываются лишь текущие патологии. Все острые заболевания, не перешедшие в хроническую форму, остаются в прошлом. Это, в свою очередь, говорит о том, что с течением времени оценка состояния может варьироваться.
Постановка оценки базируется на следующих показателях:
- Отсутствие или наличие диагностированных заболеваний хронического характера, в том числе врожденных патологий.
- Уровень функциональности основных систем и органов (легких, печени, почек, сердца, желудка и т. п.). Для определения состояния применяются методы диагностики и анализа.
- Способность организма сопротивляться инфекционным агентам и неблагоприятным воздействиям. Учитывается частота возникновения острых инфекций и развития рецидивов уже имеющихся патологий.
- Соответствие психологического, физического и нервно-психологического развития возрасту. Учитываются такие показатели, как рост, вес, окружность головы и тела ребенка, которые сравниваются с принятыми стандартами физического развития и специальными таблицами. Физическое развитие ребенка на текущий момент оценивается путем сравнения с усредненными показателями для каждой конкретной возрастной группы.
Определение каждой из групп
Формирование детей проводится на основании Инструкции по комплексной оценке здоровья и Правил проведения оценки, утвержденных Министерством здравоохранения.
На сегодняшний день существует 5 групп, обозначаемых римскими цифрами от I до V.
Как правило, отсчет начинается с I группы здоровья у детей. Сюда входят исключительно здоровые дети и подростки, не имеющие каких-либо пороков развития или нарушений работы внутренних органов. Несовершеннолетние, относящиеся к этой категории, проходят медосмотры в сроки, определенные медицинскими нормами.
Вторая группа включает фактически здоровых детей и подростков, имеющих сниженную сопротивляемость организма к инфекционным агентам и небольшие проблемы со здоровьем. Обычно несовершеннолетние, включенные во вторую группу, отличаются нормальным или слабовыраженным отставанием психического и нервно-психологического развития.
Основные критерии определения детей ко II группе здоровья:
- Отсутствие патологий хронического характера на фоне незначительных морфо- и функциональных проблем. Для грудных младенцев этим может являться отягощенный анамнез матери во время беременности (патологии, токсикозы, тяжелые роды и т. п.).
- Реконвалесцентность, или выздоровление после патологий, имеющих инфекционный характер со средней или высокой тяжестью течения.
- Отставание в физическом развитии, не связанное с эндокринными нарушениями (низкий рост, половое созревание, дефицит массы тела) или слишком большим весом.
- Повышенная частота возникновения острых респираторных заболеваний или их длительное течение.
- Недостатки физического плана, последствия травм или органосохраняющих операций.
Нахождение ребенка в данной категории предполагает более тщательное наблюдение со стороны педиатров. Как правило, контроль состояния осуществляется с помощью ежегодных профилактических осмотров.
Последующие группы
III группа здоровья ребенка предполагает включение несовершеннолетних:
- с патологиями хронического характера, отличающимися длительными ремиссиями и редкими обострениями;
- имеющих физические недостатки вследствие травм и оперативных вмешательств при условии полной компенсации нарушений функциональности систем и органов и без ограничений в обучении и труде;
- с нормальным нервно-психологическим развитием или с небольшой его задержкой;
- с физическими показателями, соответствующими общепринятым, при дефиците/избытке веса 1 и 2 степени или с низким ростом.
Дети с хроническими заболеваниями в активной фазе или отличающимися частыми рецидивами включаются в IV группу. Сюда же относят несовершеннолетних с полной или неполной компенсацией функцией органов вследствие травм и хирургических вмешательств. 4 группа здоровья предполагает регулярное поддерживающее лечение и наблюдение за детьми.
V группа здоровья у ребенка включает несовершеннолетних с наиболее явно выраженными патологиями хронического вида, сопровождающимися редкими ремиссиями и частыми рецидивами, с тяжелыми нарушениями органов и наличием серьезных осложнений. Кроме того, в данную группу попадают дети-инвалиды с физическими отклонениями, последствиями травм и оперативных вмешательств, несовместимыми с нормальным обучением и трудом.
Несовершеннолетние, включенные в группы с III по IV, нуждаются в регулярном диспансерном наблюдении. В зависимости от динамики состояния группы могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
2 группа здоровья самая распространенная. К ней, по общим оценкам, относятся более 50% всех несовершеннолетних рассматриваемого возраста. Кроме того, данная группа имеет несколько подгрупп (таблица 1).
Некоторые родители беспокоятся, что ребенок относится не к первой, а ко второй группе. Такая оценка не указывает на физические отклонения малыша, а лишь показывает, что ему необходимы пристальное внимание и забота.
При этом учитываются лишь текущие патологии. Все острые заболевания, не перешедшие в хроническую форму, остаются в прошлом. Это, в свою очередь, говорит о том, что с течением времени оценка состояния может варьироваться.
группы здоровья у детей
Основой профилактической работы врача-педиатра является комплексная оценка состояния здоровья ребенка с использованием шести основных критериев. В условиях детских поликлиник для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев:
Первый критерий, обусловливающий здоровье — особенности онтогенеза развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.
Второй критерий, определяющий здоровье — уровень физического развития и степень его гармоничности.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития.
Четвертый критерий — уровень резистентности организма.
Пятый критерий — уровень функционального состояния.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Исследовав и оценив все перечисленные критерии, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья (I, II, III, IV, V).
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья).
Он оценивается на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза (то есть историй жизни семьи). Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.
Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (ИО), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда о которых есть сведения (А) к общему числу всех родственников (Б), исключая малыша (ИО = А / Б).
Генеалогический анамнез считается:
— «благополучным» при числовом выражении ИО до 0,3,
— «условно благополучным» при ИО от 0,3 до 0,6
— «неблагополучным» при ИО 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем.
Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Сбор и оценка биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный (первые 7 суток), поздний неонатальный (до конца первого месяца) и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй половины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
В родах и первые 7 дней выясняют — характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома.
В течение первого месяца продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В период детства имеют значение повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. БА собирается при любом первом осмотре ребенка педиатром или другим специалистом, чаще это происходит при дородовых патронажах или при первичном патронаже к новорожденному, и тогда он включает все сведения.
Оценка биологического анамнеза. БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно-благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.
Второй критерий здоровья — оценка физического развития.
К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака. Пространство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака. Коридоров всего 7 (или 8).
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиля указывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.
Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела.
Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами, подробнее о здоровье детей на Deti-I-My.Ru . В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года е этих случаях употребляется термин субнанизм.
В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором — при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище.
Здоровых детей можно отнести к одному из четырех соматотипов, которые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.
— При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 — ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего),
— При сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому,
— От 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР среднее),
— при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность превышает 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если превышает 3 и более — резко дисгармоничным.
Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.
Все дети после 10 лет наряду с антропометрической оценкой должны иметь и оценку развития половых признаков.
Третий критерий здоровья — оценка уровня нервно-психического развития (НПР).
Контроль за НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка врачом визуально, путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженными в таблицах. Итогами оценки является определение группы НПР.
— При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа НПР.
— При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР — При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР
— При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается I месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.
Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма.
Резистентность — совокупность генетически заложенных у малыша неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям. Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (ИОЗ), который определяется отношением количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений.
— хорошая, кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (ИОЗ 0-0,32);
— сниженная, кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИОЗ 0,33-0,49);
— низкая, кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИОЗ 0,5-0,6);
— очень низкая, кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИОЗ 0,67 и выше).
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше. Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерна выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того наблюдается высокая частота ОРЗ, более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет. Критерии ЧБД это до 1 года — 4 случая инфекций, до 3 лет — 6 случаев, 4-5 лет — 5случаев, старше — 4 и более ОРЗ в год, а также наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем, быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции, измененный уровень функционального состояния организма.
Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная — об измененном.
Пятый критерий — показатели поведения.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
1. Эмоциональное состояние (для детей I года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
2. Настроение (для детей 2-6 лет);
— бодрое, жизнерадостное, он охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов;
— спокойное — положительно относится к окружающим, менее эмоционален, спокоен, активен;
— раздражительное, возбужденное — плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, могут быть аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
— подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;
— неустойчивое — может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты.
3. Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).
4. Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями.
5. Аппетит и пищевое поведение — хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу.
6. Характер бодрствования — активен, малоактивен, пассивен.
7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует,
8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми — контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения и группы риска:
— незначительные отклонения (группа внимания)
отклонения по одному показателю;
— умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении по двум — трем показателям;
— выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения по четырем — пяти показателям;
— значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в поведении по шести и более показателям.
Шестой критерий здоровья — наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.
Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых патологических состояний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.
Выставляем группу здоровья.
Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, IIА, II Б, III, IV, V.
Первая группа — здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции,
II А группа — также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом;
II Б группа — с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др.
Третья, четвертая и пятая группы — больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации(IV) и декомпенсации (V).
Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у.
У детей 11-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья — достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у.
Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, IIА, II Б, III, IV, V.