Что такое сенсорное развитие детей

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Вен-гер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач мною разработана система игр-занятий для детей 3-4 лет. В основу положены комплексные занятия из книги М.В. Ильиной “Чувствуем – познаём – размышляем”.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме занятия.

IV. Закрепление темы.

V. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

VI. Изобразительная творческая деятельность.

VII. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие различных познавательных процессов, мимические упражнения, имитация движений и действий, отгадывание загадок и т.д.

В качестве образца предлагаю одно занятие.

Тема: Осязание. Мокрое или сухое

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности

2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.

3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.

Материалы к занятию:

1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, наборы игрушечной посуды, образец композиции “Кружка для чая”, вырезанной из картона и разукрашенной красками (гуашь).

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для изготовления композиции “Кружка для чая” для каждого ребенка: силуэты кружек, вырезанные из картона, гуашевая краска четырех основных цветов.

I. Организационный момент

Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)

II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:

— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.

Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.

III. Упражнение “Стирка белья”

Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?

“Стойкий оловянный солдатик”

Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую — к груди,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.

Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:

— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Интересное:  Эстрадиол гормон у женщин при климаксе норма

Выставляются картинки с изображением животных.

— Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.

Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.

Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте (слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.

VI. Дыхательная гимнастика

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

Мы проверили осанку, — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.

Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.

Мы идем на пятках, — идут на пятках.

Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.

И как мишка косолапый, — идут размашисто, вразвалку

Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после на носках.

Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)

И после к бегу перейдем.

Малыши бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”, м чуть позже они произносят: “Ах!”

VII. Рисование красками. Композиция “Кружка для чая”

Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски четырех цветов, разведенные до состояния жидкой сметаны, силуэты кружек, вырезанные из картона (можно разного цвета, но желательно, чтобы они были светлых пастельных оттенков), и мокрые салфетки для вытирания рук. Для воспитателя также нужны гуашевые краски, силуэт кружки, салфетка и готовый образец уже украшенной кружки.

Педагог объявляет детям, что сейчас они будут учиться украшать кружку для чая. Воспитатель сначала показывает силуэт, который еще не раскрашен, а потом — готовый образец.

— Для того чтобы украсить кружку вот такими горошками, ним не понадобятся кисточки. Отгадайте, чем мы будем рисовать горошки? Правильно, мы их сделаем с помощью наших рук, и точнее, с помощью пальчиков: пальчики нужно будет окунуть и краску, которая вам больше понравится. Вот так (взрослый окунает указательный палец в жидкую гуашь и ставит отпечаток на силуэте кружки). И так несколько раз. Можно украсить кружку горошком разного цвета. Тогда, поставив отпечатки одного цвета, нужно вытереть палец, которым мы рисовали, мокрой салфеткой, чтобы он стал чистым, и только после этого окунуть палец в краску другого цвета и продолжать рисовать горошки на этой же кружке.

После того как педагог расскажет и продемонстрирует все этапы украшения кружки, дети приступают к работе. В этой работе обычно помощь воспитателя не требуется, разве только в том, чтобы вовремя вытереть детям руки. На тот случай, когда кто-то из детей захочет украсить еще одну или две кружки, нужно приготовить несколько запасных шаблонов кружек, которые можно предложить таким плодовитым художникам. По завершении работы все работы нужно просушить и устроить выставку кружек для чая.

Образец готовой кружки представлен на рисунке 1.

— Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие ощущения они запомнили.

Когда ребенок идет мыть руки, спросите его, какие у него сейчас руки, а какие они станут потом. Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи слова “сухой” и “мокрый”.

Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста

Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Сенсорное воспитание — это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления, ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.

Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение, как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.).

Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие — одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;

при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т. д.

Интересное:  Когда можно узнать пол двойняшек

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка мы стараемся использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Наша задача, как воспитателей — обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.

Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей нами проводятся занятия с преобладанием сенсорных задач.

В своей работе мы используем следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исследователь Н. Н. Поддъяков считает, что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.

Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия.

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями.

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» В 2021-2021 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорика. Развивайтесь в игре малыши! Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное.

Сенсорное развитие детей группы раннего возраста В нашей группе раннего возраста мы особое значение уделяем сенсорному развитию детей. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие лежит в основе эстетического, физического, и умственного развития ребенка. Цель состоит в формировании сенсорных эталонов.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены аттестационной комиссии. Хочу представить вашему вниманию мой проект на тему: «Сенсорное.

Сенсорное развитие ребенка: как развивать ребенка?

Познание мира человеком происходит через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Сенсорное развитие ребенка направлено на формирование способности воспринимать окружающую действительность. Психологи и педагоги-дидакты сенсорное развитие ребёнка считают важнейшим направлением умственного воспитания и основой для становления сложных познавательных процессов, таких как мышление, память и воображение.

Наиболее интенсивно процесс сенсорного развития происходит в дошкольном детстве, причем на каждом из возрастных этапов должны решаться актуальные задачи. Так, в раннем детстве кроха овладевает предметными действиями (так называемыми хватательными). В младшем дошкольном возрасте формируются представления об основных хроматических цветах (красный, синий, желтый, зеленый), ахроматических цветах (белый, черный), простых геометрических формах (квадрат, круг, треугольник).

Трехлетние малыши способны сравнивать два — три предмета по величине (больше – меньше; самый маленький – побольше – самый большой). В дальнейшем дети знакомятся с семью цветами спектра и некоторыми цветовыми оттенками (серый, розовый, сиреневый и т.д.), называют градации цветов по яркости (светло-желтый, темно-синий и т.п.), усваивают более сложные плоскостные фигуры (овал, прямоугольник) и некоторые объемные формы (шар, куб, конус), учатся определять величину предметов в зависимости от метрической системы измерения (протяженности, площади, объема и пр.) и сравнивать величину нескольких предметов, ориентируясь на определенный критерий.

У будущего школьника должна быть сформирована элементарная система эталонов – общепринятых образцов внешних качеств объектов предметного мира. Не менее важно обучить детей способам использования сенсорных эталонов в практической деятельности. Другой приоритетной линией сенсорного развития считается формирование способов восприятия. Выделяют два способа восприятия: внешнее обследование, включающее ощупывание, обведение контура предмета, прикладывание предмета к образцу и т.п.; и зрительное обследование, предполагающее умение сравнивать предмет с другими предметами «на глаз», без проведения внешних проб. Первый способ обследования характерен для младших дошкольников, второй, как более сложный и осознанный, — для старших дошкольников.

К концу дошкольного детства складываются рациональные способы обследования предметов, само обследование обретает характер экспериментирования, причем последовательность перцептивных (обследовательских) действий зависит от поставленной задачи. Результаты исследований, проведенных российскими психологами, показали: неуспеваемость детей в начальной школе, неспособность усваивать учебный материал, в большей части случаев объясняется недостаточно сформированным восприятием.

С признаками предметов эффективнее знакомить по принципу «трехступенчатого урока», предложенному Марией Монтессори: вначале взрослый показывает и называет свойство предмета, затем предлагает найти (подобрать) предмет с таким же свойством, и только на последнем этапе просит назвать свойство предмета, например: «Какого цвета этот мячик?»

Любой вид детской деятельности основывается на чувственном опыте. Так, без сенсорного развития невозможна предметная деятельность, которая в раннем детстве является ведущей. Активно применяются сенсорные представления в различных направлениях деятельности дошкольников: на занятиях по формированию элементарных математических представлений и физической культуре, в музыкальной и изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке), конструировании, труде, игре и т.д. Сенсорное воспитание оказывает сильное влияние на расширение лексики дошкольника, что, в свою очередь, приводит к дальнейшей интеллектуализации ребенка, расширению его коммуникативно-социальных контактов. Сенсорное воспитание также является фундаментом эстетической культуры, так как восприятие произведений музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и других видов искусства во многом зависит от того, какой сенсорный опыт был человеком получен ранее.

Полноценное сенсорное развитие ребенка происходит только под руководством взрослого и при его непосредственном участии. Родители и педагоги должны стимулировать интерес детей к окружающим предметам, при этом обязательное условие сенсорного воспитания – его осуществление в процессе содержательной деятельности. Практикой детской жизни педагоги называют игру. Именно игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, предоставляет ребенку возможность отражать воспринятое ранее, совершенствовать и расширять накопленные знания. Несомненно, что главенствующую роль в сенсорном развитии играет дидактическая игра. Дидактические игры классифицируются на предметные (с природным материалом или дидактическими игрушками), настольно-печатные (лото, пазлы, домино, вкладыши и т.д.) и словесные («Краски», «Колечко», «Да и нет не говорить», «Горячо-холодно» и т.п.) Содержание дидактических упражнений весьма разнообразно и связано с задачами, которые решаются в конкретной игре. Значительное количество обучающих игр создано народной педагогикой (матрешки, бирюльки, бочонки-вкладыши и др.) Множество игр сенсорной направленности разработано и педагогами-дидактами. Соединение в игре обучающей задачи и игровой формы дает возможность направленно и планомерно применять дидактические упражнения для сенсорного воспитания ребенка и расширения его кругозора.

Психологи советуют в процессе сенсорного развития учитывать индивидуальные особенности ребенка, в первую очередь, ведущий канал восприятия окружающей действительности. Так, визуал легче запоминает зрительные образы, такому ребенку больше всего нравится рассматривать картинки, иллюстрации к книгам и т.д.

Итак, сенсорному развитию следует уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства, регулярно подкрепляя полученные знания практикой: наблюдениями и упражнениями. Для эффективного закрепления изученного материала следует применять разные по содержанию дидактические игры.

Источники: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/413707/http://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-detei-ranego-i-mladshego-vozrasta.htmlhttp://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/sensornoe-razvitie-rebenka-kak-razvivat-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию