Детям о часах о времени

Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому. Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.

Формирование понятия времени

При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.

Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.

Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер. Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» — малыш совсем скоро запомнит эти слова. Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.

Когда пора знакомиться с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени – 6 лет. Прежде чем думать, как научить ребенка понимать время по часам, проверьте его знания. Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями «до» и «после».

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

Механические и электронные часы

В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный. Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям. И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея – дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы. Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.

Изготавливаем часы своими руками

Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат. Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.

В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки — из 24 часов.

Первое знакомство с часами

С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, напомните, что 3:00 – это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Скажи, который час?

Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр. Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» — или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.

Составляем распорядок дня по часам

Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для определения времени. Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера. Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает. Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.

Интересное:  Как сдавать анализ мочи через тампон при беременности

Второй вариант игры – нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.

Четверть и половина

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов. Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом – 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».

Полезные советы для родителей

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, – поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите механический таймер и секундомер. Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм — 15 минут.

Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?

Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.

Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.

Итоговое познавательное занятие Тема: «Всё о времени»

Итоговое познавательное занятие Тема: «Всё о времени»

Подготовительная логопедическая группа № 10

Воспитатель:Анненкова С. Ю.

МАДОУ №92 г. Стерлитамак

Программное содержание. Обобщить представления детей о времени. Закрепить понятия «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года». Тренировать умение детей согласовывать слова в предложении. Развивать у детей логическое мышление. Воспитывать у детей усидчивость, желание больше узнать.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением времён года. Чтение стихов, рассказов о времени, о частях суток. Загадывание загадок. Заучивание стихотворений «Времена года» А. Кузнецова., «Дни недели» А. Башмаковой.

Словарная работа. Час, время суток, сутки, глобус, ночь, день, дни недели, месяца.

1. Организационный момент (приход Буратино).

2. Загадывание загадок о времени и часах.

3. Рассказ воспитателя о различных видах часов.

4. Рассматривание механических часов и календаря.

5. Загадки о дне и ночи.

6. Упражнение «Когда это бывает?».

8. Стихотворение «Дни недели». П. Башмаковой. Беседа о днях недели и месяцах.

9. Рассказывание детьми стихотворения «Времена года» А. Кузнецовой.

10. Игра «Найди ошибку»

11. Рисование подгруппами времён года.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

— Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.

Буратино: А что, разве нельзя было прийти позже?

Воспитатель: Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе — расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, — думает командир. — Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, — говорят пассажиры, — командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, — говорит он, — улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает:

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Воспитатель: Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиники и больниц (1 минута, 5 минут).

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.

Ответы детей. Время выражает длительность событий, последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Воспитатель: А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Ходит черная кошка.

К вечеру умирает.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Интересное:  После родов через месяц какие должны быть выделения

Воспитатель: А уходите?

Воспитатель: Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь?

Воспитатель: Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

• Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день — ночь, утро — вечер, утро — день, вечер — ночь)

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Не воротятся назад.

Воспитатель: Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связаны с порядковыми номерами.

Воспитатель: Какой по счёту вторник?

Дети: Вторник-второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница -пятый.

Воспитатель: Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

Воспитатель: Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

Рассказывают дети. В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Воспитатель: Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

Воспитатель: Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году?

Воспитатель: Какие вы знаете месяцы?

Воспитатель: Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год.

Воспитатель: А сколько времён года?

Воспитатель: Расскажите стихотворение о временах года.

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

Воспитатель: Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только непонятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает найти ошибки.)

Воспитатель: А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа рисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Тематическое планирование во 2 младшей группе Тематическое планирование во второй младшей группе на 2021-2021 учебный год. Сентябрь Тема: «Осень» Цели,задачи: Расширять представления.

Детям о времени

И снова здравствуйте! С Вами — Елена Николаевна Кузнецова — воспитатель килемарского детского сада «Кече» (Марий Эл). Люблю приносить детям радость и наделять их знаниями. Сегодня хочу поделиться играми, которые использую в работе, когда рассказываю детям о времени .

Детям о времени: игра «Который час»?

Материалы для игры «Который час?»: макет часов и карточки с режимными моментами.

Часы со съемными стрелками

1. Ребятам предлагается выставить время на часах, такое, как на картинке.

Первая половина дня у Лизы:

Наш день — 1 половина

Вторая половина дня Лизы:

Наш день — 2 половина

2. Расставить правильно стрелки, в соответствии с сюжетом картинки.

3. Показать определенный час на часах по заданию взрослого.

Маша села обедать. В какое время обедают?

Детям о времени: игра «Наш день»

Материал: Сюжетные картинки. Загадки.

Цель: определять правильно временной отрезок:

Воспитатель зачитывает загадки:

Загадки на тему «Наш день»:

1. Что за гость прогонит ночь прочь? (утро)

2. Когда петушок раньше всех встает, голосисто поет, солнышко встречать зовет? (утром)

3. С зарей родился, чем больше рос, тем меньше становился (день).

4. Когда это бывает, что солнышко совсем уже садится, гвоздика лепестки свои свернет, а дети спать уж собираются ложиться? (вечер).

5. Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. Как ее зовут? (ночь).

6. Подходить к дому стала — с неба солнце украла (ночь).

Ребенок прослушав загадку, должен показать на соответствующую карточку и объяснить свой выбор. (фото 6,7, 8)

Детям о времени: игра «Когда это бывает?»

Материал: Сюжетные картинки с временами года

Сюжетные картинки о временах года

Цель: Учить раскладывать по порядку карточки с временами года. Учить отгадывать загадки.

1. Детям предлагается разложить карточки по-порядку.

2. Ребятам нужно собрать карточки одной серии и рассказать, как меняется природа и действующие лица, в соответствии с сезоном. (фото 12)

3. Что лишнее? Учащиеся должны найти лишнюю картинку.

Загадки о временах года к игре «Когда это бывает?»

1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой — улей — пчела первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной).

2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек. Я … (Осень).

3. Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает (Летом).

4. Снег на полях, лед на реках. Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой).

Вот так я и рассказываю в игре детям о времени .

Рекомендую почитать также:

Комментарии (всего 5 шт.) к статье: Детям о времени

Тема «Время» очень интересная, но сложная для малышей. Я помню, что очень долго не могла подружиться с часами со стрелкой Зато, когда понимание пришло, это было для меня большим личным достижением, почему-то…

Спасибо за игры. С таким материалом, детям гораздо легче усвоить все тонкости.

Елена Николаевна, очень понравились Ваши игры. Спасибо, что поделились!

Для нас с Олесей изучение времени как раз актуально. У нас есть часики, которые можно крутить, но вот как по ним интересно показывать время я не знала. Надеюсь Олесе тоже игры понравятся.

Елена Николаевна, наверно идеи носятся в воздухе. только на этой неделе раздумывала о создании таких картонных часиков. С часовой стрелкой дочка освоилась более менее, а вот до минутной мы пока не доросли.

Заинтерисовали игры по временам года, буду внедрять.

Спасибо за описание игр! А особенно за рисунки режимных моментов. Я как раз для Ульяши такие рисунки сейчас подбираю, чтобы ее мотивировать на переключение в действиях. Думаю, ваши карточки мне пригодятся очень!

Мы сейчас с Олесей занялись вопросом изучения времени — скоро опубликую пост о наших занятиях.

Источники: http://fb.ru/article/262953/kak-nauchit-rebenka-ponimat-vremya-po-chasam-igryi-i-sposobyi-dlya-deteyhttp://www.maam.ru/detskijsad/itogovoe-poznavatelnoe-zanjatie-tema-vs-o-vremeni.htmlhttp://wunderkind-blog.ru/detyam-o-vremeni/

Ссылка на основную публикацию