Как Поставить Звук Р Ребенку 5 Лет

Содержание

Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

    Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);

    Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);

  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).
  • Освободить звук Р «из-под узды»

    Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

    Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки — так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

    В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму — резать или нет — и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь — современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе — и упражнений на постановку звука Р.

    Другие причины неправильного произношения звука Р

    Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько. гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» — пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

    Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф, няня-нана, дверь-твер, табуретка-дябуредка и т.п.)

    «Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание — это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

    Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

    Логопедическим упражнениям — самое время

    Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы.

    Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

    Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

    • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
    • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
    • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

    В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

    Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

    Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

    Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда — огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

    Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

    Упражнения для разминки

    Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

    Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

    Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

    Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

    «Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.

    Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

    Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

    Упражнения на постановку звука Р

    К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

      1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.

      2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» — таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.

      3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».

    • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок».
    • Вы и есть — «учитель года»!

      Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка — самый лучший учитель и наставник.

      Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером — и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

      Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

      Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

      как поставить звуки у ребенка 5 лет

      Как поставить звук Р ребенку? Поставить звук Р ребенку самостоятельно.

      Опубликовано: 5 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Мини-Курс «4 Видео, которые сделаю Вашу речь лучше!» Бесплатно https://bit.

      Поставить звук р ребенку самостоятельно. Поставить звук р ребенку самостоятельно видео

      Опубликовано: 5 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Мини-Курс «4 Видео, которые сделаю Вашу речь лучше!» Бесплатно https://bit.

      Красивая речь как правильно говорить. Как поставить речь ребенку 5 лет?

      Опубликовано: 5 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Мини-Курс «4 Видео, которые сделаю Вашу речь лучше!» Бесплатно https://bit.

      Как развивать речь у ребенка? Развивающие речь игры для детей 2 лет.

      Опубликовано: 7 месяцев назад

      Купить курс «Как научиться говорить Р и РЬ взрослому?» https://vk.cc/8mirFW Лучший канал Детского логопеда https://goo.gl/7VCb.

      Как поставить звуки ребенку в домашних условиях? Как поставить звук С у ребенка видео?

      Опубликовано: 9 месяцев назад

      Видео Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить книгу «Постановка звука Р» для родителей.

      Как поставить звук Р ребенку? Поставить звук Р ребенку самостоятельно.

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Видео Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить.

      Как научиться произносить звук Р? Как научиться произносить звук Р ребенку?

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Видео Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить.

      Как научить ребенка произносить звук Р? Как научить ребенка произносить звук Р видео.

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Видео Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить.

      Как правильно поставить звук Р ребенку? Поставить звук Р ребенку 5 лет. Как быстро поставить звук Р

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Видео Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить.

      Поставить звук Р ребенку самостоятельно. Как поставить звук Р у ребенка видео.

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить книгу.

      Как поставить звук Р ребенку? Как ребенку поставить звук Р логопедические упражнения.

      Опубликовано: 10 месяцев назад

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить книгу.

      Постановка звука Р. Как поставить ребёнку звук Р? Поставить звук Р ребенку самостоятельно.

      Опубликовано: 11 месяцев назад

      Видео Курс «Волшебная Шипелочка» или как научить ребёнка говорить Ш. https://monecle.com/buy/17137 Видео Курс «Волшебная.

      Постановка звука Р. Как поставить ребёнку звук Р? Поставить звук Р ребенку самостоятельно.

      Опубликовано: 11 месяцев назад

      Видео Курс «Волшебная Шипелочка» или как научить ребёнка говорить Ш. https://monecle.com/buy/17137 Видео Курс «Волшебная.

      Как поставить звук Ш в домашних условиях

      Опубликовано: 2 года назад

      В видео вы увидите как проходят занятия с логопедом в образовательном центре «KnowledgeLand», а так же узнаете.

      Мои 4 книги по Акции -90% https://bit.ly/2GoOXiq Курс «Постановка звука Р» для родителей https://goo.gl/UhuiHT Купить книгу.

      Как поставить звук р ребенку 5 лет

      Как поставить звук «р» в домашних условиях? Артикуляционная гимнастика для звука «р»

      Известно, что звук «р» в русском языке является одним из самых сложных. Он требует определенных вибраций и движений речевого аппарата. Мы учимся говорить «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у ребенка не получается правильно произносить этот звук, это серьезный повод задуматься о посещении логопеда. Причины нарушения могут быть различными. Однако с некоторыми из них можно справиться и самостоятельно. Как поставить звук «р» в домашних условиях?

      Как проверить?

      Любая коррекция начинается с диагностики. Для того чтобы новые речевые навыки ребенок освоил верно и без лишних усилий, необходимо провести небольшой артикуляционный тест. Он включает речевые пробы на попадание фонемы в различные позиции. Благодаря этому можно понять, произношение звука «р» в каких словах вызывает трудность у ребенка. А также выявить, какая часть речевого аппарата нуждается в тренировке.

      Вопрос, как поставить ребенку звук «р», решается в несколько этапов. Сначала следует проверить его изолированное произношение. Пусть ребенок немного «порычит». После этого необходимо попробовать разные позиции:

      • Начало слова: рак, река, рука, рысь.
      • Середина слова, между гласными: дорога, дерево, пират, карета.
      • Середина слова после/перед согласного/-ым: патрон, картина, тракторист.
      • Конец слова: повар, ювелир, тигр.
      • Также следует проследить произношение звука в таких сложных словах по артикуляции, как: карьер, барьер, баррикады, террариум.

      В зависимости от вариантов правильного произношения и происходит логопедическая коррекция. Так, например, если ребенку не удается произношение ни изолированного «р», ни в словах, то необходимо провести постановку звука, а затем закрепить его воспроизведение в сочетаниях с другими фонемами. Если же изолированно звук вибрирует чисто, а в разных позициях искажается, то следует поработать над закреплением его произношения.

      На практике физиологические нарушения проявляются в различных особенностях произношения. Коррекция фонемы «р» требуется в следующих случаях:

      • Когда звук пропускается вовсе (вместо каРавай произносится ка_авай);
      • Когда «р» замещается фонемами «л» или «й» (каЛавай, Йак);
      • Когда происходит смягчение звука в словах, где он, напротив, должен звучать твердо (рядуга, рюка);
      • В отношении французского произношения «р» насчитывается около 30 видов нарушений, выявить их может специалист.

      Логически возникает вопрос о том, почему происходит такая разность звучания? С точки зрения физиологии специалисты выделяют несколько причин:

      Нарушение подвижности речевых органов. При произношении слов со звуком «р» язык и губы человека в норме совершают определенные движения. При нарушении этого не происходит либо происходит неправильно. Первостепенной задачей здесь является определить дефект.

      Проверка. Для этого можно вместе с ребенком проделать следующие упражнения:

      • Перед зеркалом открывать и закрывать рот, «шлепая» губами, как рыбы. Затем вытягивать их трубочкой и растягивать в улыбке.
      • Далеко высовывать и прятать обратно язык.
      • Совершить движения вверх-вниз, вправо-влево широкой частью языка (не кончиком!).
      • Поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Если проследить, то при этом движении широкая часть языка совершает небольшие движения вправо-влево.

      Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность, при которой нарушается подвижность языка. Он прилегает ко дну ротовой полости и фиксируется резко спереди.

      Проверка. Проверить длину уздечки можно с помощью такой пробы: ребенок должен открыть рот и кончиком языка потянуться к основанию верхних зубов, при этом произнося звук «э». Если упражнение не удается выполнить, уздечка определяется укороченной.

      Нарушение речевого слуха. Некоторые дети путают близкие по звучанию фонемы (звуки). Следствием этого является неправильное произношение и задержка в развитии.

      Проверка. В качестве диагностики можно предложить ребенку «поймать» звук «р» в разных словах, фонемах и сочетаниях фонем: лапа, рама, п, о, р, с, ш, ма, ор, иш, ес и т. д. При опознавании «р» он должен хлопать в ладоши. Благодаря такой многовариантности можно понять, где происходит путаница.

      Неправильное дыхание при речи. Дыхание является основой звучания голоса. При поверхностном дыхании или сбивчивом речевом выдохе может наблюдаться «проглатывание» звуков либо грассирование (картавость). Последний момент весьма сложен для коррекции.

      Артикуляционная гимнастика

      Каждая описанная выше проблема имеет индивидуальное решение. Так, с нарушениями подвижности речи помогает справиться артикуляционная гимнастика для звука «р». Она направлена на поочередное напряжение и расслабление мышц языка. Серия упражнений при ежедневном повторении дает заметный результат уже спустя неделю. Это очень удобное средство для выбора решения проблемы, как поставить звук «р» в домашних условиях.

      Рот слегка приоткрыт, язык свободно лежит на нижней губе. А верхняя свободно пошлепывает по языку и при этом произносится звук «пя-пя-пя…». В завершение следует оставить язык в расслабленном (исходном) положении на 10 секунд.

      Рот приоткрыт. Кончиком языка нужно изобразить чистку зубов с внешней и внутренней стороны по направлению вверх-вниз и вправо-влево на каждом зубе.

      Рот приоткрыт. Кончиком языка «постукивать» по основанию верхних зубов по счету от 1 до 10.

      Рот приоткрыт. Губы и челюсти неподвижны. Кончик языка, словно кисть, скользит по верхнему небу от глубины до основания зубов и обратно. Повторять упражнение до 10 раз.

      Короткая уздечка

      Артикуляционная гимнастика для звука «р» включает и упражнения для растягивания укороченной уздечки. Они актуальны в раннем возрасте, помогают растянуть подъязычную связку, пока ткани поддаются изменениям.

      Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком. Необходимо следить, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

      Рот широко открыт, язык полностью прижат к верхнему небу. Затем, при закрытии рта, он отрывается от неба. Это упражнение сопровождается определенным дыхательным ритмом. Вдох через нос – рот открыт, выдох через рот во время его закрытия.

      Упражнение похоже на предыдущее. Только теперь язык остается прижатым к небу при широко открытом и закрытом рте. Повторять такое движение следует до 10 раз.

      Интересное:  Бпр норма по неделям

      Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка поднять за верхние зубы, а потом опустить за нижние. Язык при этом не сужается, а губы и челюсти не двигаются.

      Если упражнения не приносят пользы или аномалия выявлена поздно, запущена, то устранить ее можно только хирургическим путем, небольшим надсечением уздечки. Это быстрая и безопасная процедура.

      Логопедические упражнения

      Логопедические упражнения на звук «р» также предназначены для развития аппарата речи. Специалисты рекомендуют техники в определенных дыхательных ритмах. Они помогут параллельно убрать нарушения подвижности речевых органов и речевого дыхания. К таким универсальным упражнениям относятся:

      • Многократное произношение звуков «д» и «т» на выдохе. При этом необходимо следить, чтобы звук был чистым (не через нос!).
      • Произношение слогов «ды-ды», «ты-ты», «ты-та», «ды-да», «ды-да-дэ», «ты-та-тэ».
      • Закрепление правильного речевого выдоха в самостоятельной речи.

      Речевой слух

      Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы.

      Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел. После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно.

      Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности. В проверочный поток можно вплетать и слова с посторонними звуками (кроме «л» и «р»), а также произношение проблемной фонемы в сочетании с согласными звуками (кадр, лавр, разгром и т. п.). Логопедические упражнения на звук «р» здесь направлены на постановку фонемы в сложных сочетаниях:

      Сначала длительно произносится «д». Язык представляется парусом, произношение происходит на выдохе. Потом к фонеме присоединяет вибрирующая «р»: драка, дружба, древо. Аналогичное упражнение можно провести с сочетанием с фонемой «т»: труд, троллейбус, трал.

      Сначала идет длительное произношение «з» («комарик гудит»). При этом кончик языка касается верхних зубов. Затем он быстро двигается по бугоркам неба у зубов («комарик замерз и дрожит»). После такой разминки можно подключить слова с сочетаниями: зрение, зрачок, здравствуйте.

      Механическая помощь

      Для таких упражнений понадобится чайная ложечка, ватная палочка или соска. Главное, предмет должен быть чистым, без острых краев. В то время как ребенок длительно произносит звук «з» или «д» (рот открыт), взрослый водит предметом под языком вправо-влево. При этом должны возникнуть колебания. В результате таких манипуляций от ребенка четко послышится раскатистый звук «р».

      Закрепление

      Вся постановка звука «р» у ребенка происходит по определенному алгоритму: отдельные звуки-слоги-слова. После освоения этой части можно перейти к составлению словосочетаний и предложений по картинкам. Это закрепление звука «р». Более сложным этапом является разучивание чистоговорок, скороговорок, стихов и песен. При этом можно использовать специальную литературу, логопедические игры. Такая подача материала лишь подогреет интерес ребенка к занятиям и положительно скажется на результатах.

      Разобраться, как поставить звук «р» в домашних условиях, несложно. Для этого необходимы терпение, четкое следование инструкциям и ежедневные занятия. Однако нарушения иногда бывают не только физиологическими, и требуется помощь нейропсихолога. Если логопед звук «р» корректирует с помощью упражнений и игр, то задачей нейропсихолога становится изучить процессы в головном мозге и связь их с речевой проблемой. С возрастом неправильное произношение вибрирующей фонемы становится нормой. И исправить эту «вредную привычку» без квалифицированной помощи становится сложнее. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на речь ребенка уже в пять лет.

      Что делать взрослым?

      Как поставить ребенку звук «р» — уже давно хорошо изученная проблема. Но что делать взрослым? Возможна ли коррекция речи в этом случае? Отчасти да. Но здесь очень много подводных камней. Прежде всего взрослый человек должен признать свой дефект и начать его исправление. Посещение логопеда здесь не всегда обязательно, хотя можно обратиться за консультацией, чтобы была четко поставлена причина (если она неизвестна) и подобран комплекс упражнений. Для взрослых он отличается по уровню сложности. В него входят дыхательная артикуляционная гимнастика, но без механической помощи, а также чтение специально подобранных текстов вслух и пение.

      Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

      Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

      Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

      Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

      Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

      • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
      • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
      • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
      • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

      Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

      Постановка от звука «Д»

      Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

      Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

      ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

      Постановка от звука «Ж»

      Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

      Постановка от звука «С»

      Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

      Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

      И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

      Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

      Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

      Специально для Hipsta Mama.

      Вам также может понравиться:

      Вся правда о логопедах.

      Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст.

      Постановка звука «Р»: способы и упражнения для детей

      Основы правильного произношения начинают закладываться в детстве. Если у ребенка имеются какие-либо дефекты речи, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Ведь такая неприятность будет сопровождать человека всю его жизнь. С самого юного возраста важно следить за процессом правильного звукообразования у ребенка. Но как поставить звук? Как быстро можно справиться с этим дефектом если вы замечаете отклонения от нормы? В этой статье мы разберем как происходит правильная постановка звука «Р».

      Причины неправильного произношения

      Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.

      Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:

      1. Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
      2. Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
      3. Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.

      Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.

      Если проблема будет при произношении изолированного звука, то направить усилия нужно именно на него. Если же ребенок неправильно воспроизводит букву в словах, то в занятиях важно тренироваться на словах, где до или после «Р» идут такие буквы как «О», «А», «У», «И».

      Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.

      Проблемы с речевым дыханием

      Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.

      Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.

      Нарушения слуха

      Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.

      Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.

      Недостаточное развитие органов речи

      Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика. Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.

      Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».

      Индивидуальное строение уздечки

      Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.

      В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.

      Подготовка артикуляционного аппарата

      Перед тем как узнать, как поставить звук и начать выполнять логопедические упражнения на звук «Р», необходимо подготовить мышечные ткани речевых органов, чтобы они могли работать в полную силу. Артикуляционная гимнастика для этого как раз и применяется. Можно использовать следующие упражнения:

      «Блин». Малышу необходимо улыбнуться, приоткрыть ротик, затем положить язычок на нижнюю губу и удерживать его в таком положении несколько секунд. Начинать надо с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но в результате должно быть не более 10 секунд.

      «Наказать язычок». Для этого нужно также расположить речевые органы, но уже не удерживать язычок, а шлепать по нему верхней губой, произнося при этом «Пя».

      «Варенье». Данное упражнение выполняется следующим образом: приоткрыть рот, а затем водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно и правда немного намазать губу чем-то сладким, чтобы ребенок охотнее выполнял гимнастику.

      «Маляр». Малышу можно не открывать рот, а просто водить по небу языком, как будто красит его. Это хорошо помогает отработать движения языка вперед-назад.

      «Гриб». Ребенку понадобится приоткрыть ротик, улыбнуться, а язык полностью «приклеить» к небу. В таком положении удерживать язык несколько секунд.

      Все указанные упражнения для постановки звука «Р» нужно выполнять перед каждым занятием. Они незаменимы при подготовке органов речи к основным тренировкам.

      Упражнения на дыхание

      Для того чтобы произносить звук «Р» требуется направленная струя воздуха. Поэтому важно отрабатывать дыхание ребенка, особенно если у него с этим процессом есть трудности.

      Домашний комплекс упражнений может включать следующие задания:

      • «Свеча». Для выполнения задания потребуется обычная свечка, которую нужно потушить. Можно просто сильно дунуть на нее, чтобы огонек сразу исчез либо дуть протяжно и медленно, чтобы он извивался. Сначала расстояние между ртом и свечой должно быть небольшим, а затем его надо постепенно увеличивать, чтобы занятие становилось сложнее.
      • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка от сока. Малышу следует вдохнуть воздух носом, а выдохнуть ртом через трубочку. Таким образом, образуется небольшая буря, заставляющая воду активно двигаться.
      • «Снежинка». Ребенок должен открыть рот, растянув губы в улыбке, а язычок расположить на нижней губе. Затем следует положить на кончик языка маленькую бумажечку и предложить малышу сдуть ее.

      Каждое упражнение должно выполняться не более 4 раз. При этом всегда вдох должен идти через нос, а выдох – с помощью рта. Также важно, чтобы у ребенка не было проблем со здоровьем, то есть не болело горло, не наблюдалось необычного налета на языке и так далее.

      Способы постановки звука

      Логопедия предлагает самые разные способы постановки звука «Р». Применять можно какой-то один метод либо сразу несколько. На консультации у специалиста можно точно определиться с занятиями.

      Подражание

      Это самый простой и довольно действенный метод, как поставить звук. Логопед или родитель садится с ребенком перед зеркалом и показывает ему правильное расположение и движение речевых органов во время произношения звука «Р».

      После этого малышу необходимо просто повторить за взрослыми, контролируя процесс с помощью зеркала.

      Также подражать можно не только людям, но и животным или каким-нибудь вещам. К примеру, отличными методами, как поставить букву «Р» являются такие задания: порычать как собака «Р-Р-Р», имитировать выстрелы автомата «Тра-та-та», мурлыкать как кошка «Мур-р-р». Это больше заинтересует ребенка, чем простое подражание взрослым. Но при этом вам также нужно следить за расположением органов артикуляции.

      Постановка звука «Р» от звука «Д»

      Часто логопедами используется способ, как научить ребенка говорить букву «Р», как постановка от звука «Д». Малышу необходимо представить, что его язычок – это парус и его нужно надуть с помощью ветра. Для этого требуется произнести звук «Д», при этом с усилием дунуть на речевой орган.

      Со временем при проведении этого занятия будет слышен звук «Др-р-р». Как только он станет заметен, надо сразу же автоматизировать его. Для этого следует применять слова, где имеется сочетание этих двух букв, к примеру, друг, драка, древо и так далее. Подробнее можно ознакомиться в нашей статье автоматизация звука «Р».

      Постановка «Р» от звука «З»

      Суть этого упражнения для звука «Р» у детей состоит в том, что ребенок должен протяжно произносить звук «З». При этом необходимо держать язык в верхнем положении. Затем следует быстро двигать кончиком органа по бугоркам, которые располагаются за верхней челюстью. В результате будет слышен звук «Ср».

      Постановка звука «Р» на вдохе

      Еще одним способом, как поставить звук, является упражнение на вдохе. Малышу необходимо длительно произносить звук «С», потом сделать короткий вдох, резко прижать язык к альвеолам и попытаться всосать язычок внутрь, словно улитку в раковину. При этом важно касаться языком бугорков, иначе звучания не будет.

      Постановка механическим методом

      Для проведения данного упражнения можно использовать ватную палочку или зубочистку с ватой. Они должны быть идеально чистыми, края не должны колоть язычок. Широкий язык должен быть на бугорках за верхними зубами. Ребенку понадобится долго произносить «З» или «Д». В случае с «З» — будет получаться зж, а в случае с «Д» — не четкий д.

      В это время родитель должен приложить под язык палочку и двигать ею в стороны, чтобы вызвать колебания. Язык должен быть напряженным и занимать строгое положение кверху пропуская лишь у кончика струю воздуха. В итоге должен послышаться нужный звук, похожий на рокот. Чтобы ребенку было веселей можете сказать, что вы заводите моторчик.

      Все указанные способы постановки звука «Р» могут по-разному производить эффект относительно времени. Некоторые детки с первого упражнения начинают произносить эту букву, а другие добиваются успехов только после нескольких дней или даже месяцев регулярных занятий.

      Закрепление результата

      Постановка и автоматизация звука – вещи неразрывно связанные. Ведь все происходит поэтапно, а закреплением результата постановки заканчиваются занятия. Что же можно делать для автоматизации звуков у детей?

      Для этого необходимо использовать скороговорки, песни, стихотворения, рассказы. Можно придумывать и собственные сочинения, что поможет развить не только речь, но и мышление. То есть это могут быть любые произведения или игры, но в них должен много раз встречаться звук «Р». Примеры хороших стихов и скороговорок:

      Рома испугался грома. Разревелся громко Рома. От такого крика гром

      Притаился за бугром.

      Как научить ребенка говорить букву «Р»: подробные упражнения

      Правильное произношение всех звуков необходимо для того, чтобы в дальнейшем не возникало проблем при чтении и письме. Прежде всего, вам нужно настроиться на долгий и кропотливый труд. Для постановки звука «Р» может понадобиться несколько недель, а то и месяцев.

      Причины нарушений речи у детей

      Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

      • Социальные.
        • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
        • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
        • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
      • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
      • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
      • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
      • Снижение слуха.
      • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

      Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

      Интересное:  Шевеления на 18 неделе как часто должны быть

      Тренируем букву «Р» в домашних условиях

      Итак, вы побывали у логопеда, выяснили все особенности ситуации и готовы начать заниматься. Если вы хотите получить максимальный эффект, то необходимо соблюсти несколько простых условий.

      • Зеркало. Логопедические упражнения лучше проводить сидя вдвоем у большого настенного зеркала, чтобы малыш хорошо видел движения вашего рта. Можно сидеть и напротив друг друга, но тогда дайте ребенку в руки настольное зеркало.
      • Положение сидя. Предпочтительно тренироваться сидя — так руки и ноги будут расслаблены, что позволит лучше сосредоточиться на работе мышц лица.
      • Длительность и регулярность. Все упражнения должны длиться не более 10-15 минут в день (лучше разбивать), иначе они могут переутомить малыша. Главное — они должны быть ежедневными.
      • Игровая форма. Постарайтесь организовать занятия в игровой форме, чтобы кроха воспринимал их не как рутину, а как повод повеселиться с мамой.
      • Двуязычность. Если в вашей семье говорят на двух языках, но вы намереваетесь прожить в русскоговорящем регионе еще долго, то вам придется перестроить свои привычки. Постарайтесь при ребенке говорить только на русском языке, а занятия вторым родным языком отложите на то время, пока малыш не научится хорошо говорить по-русски.
      • Проявляйте терпение. Научиться выговаривать букву «р» не так-то просто. Не пытайтесь в первый же день выполнить программу максимум. В отличие от вас, малышу гораздо сложнее вертеть языком, а иногда дискомфортно и даже болезненно.
      • Мелкая моторика. Не забывайте про ее развитие, ведь через руки идет сильная стимуляция мозга.
      • Хвалите ваше чадо. Даже если результаты его стараний далеки от идеала.
      • Не заставляйте заниматься насильно. Бывает, что дети категорически отказываются заниматься. Как научить ребенка говорить «р» в такой ситуации? Если вам не удается найти подход, и вы чувствуете явную неприязнь к упражнениям, не паникуйте — просто закройте эту тему на некоторое время. Не спеша обдумайте варианты действий и разработайте свой оригинальный подход к занятиям.

      • Полное отсутствие звука «р» (дорога — доога);
      • Замена звуком, более легким в произношении, например, на «л», «в», «г» на украинский манер (река — лека, йека и т. д.);
      • Замена «р» на «рь», что является почти нормальным произношением;
      • Произношение буквы «р» на иностранный манер: испанская раскатистая, грассирующая французская или английская фрикативная (часто свойственно детям-билингвам).

      Прежде чем задаваться вопросом, как поставить ребенку букву «р», необходимо определить правильное положение органов речи при произнесении звука. Не помешает перед занятиями и вам самим постоять перед зеркалом и проверить — а верно ли вы произносите все звуки (каким бы смешным это ни казалось).

      Правильное положение артикулярных органов

      • Рот открыт в том положении, в котором должен находиться при произнесении следующего гласного звука.
      • Зубы разомкнуты.
      • Верхушка (кончик) языка находится на верхних альвеолах (то есть на твердой «ступеньке» рядом с зубами).
      • Боковые края языка прилегают к жевательным зубам (молярам).
      • Основная часть языка опущена и образует форму ложечки.
      • Корень языка приподнят.
      • При создании воздушного потока вибрирует кончик языка.

      Если вы видите, что ребенку трудно приводить язык и губы в нужное положение, то перед занятиями необходимо проводить разминку. Несложные упражнения помогут разогреть мышцы перед занятиями, улучшат их подвижность, а также медленно будут растягивать укороченную уздечку.

      Разминка для артикулятора

      1. Для начала улыбаемся так, чтобы рот был приоткрыт. Теперь нужно погладить языком небо, будто кисточкой, двигая вперед и назад до предела (10-12 раз).
      2. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Проводим языком от одного уголка рта к другому (10–20 раз).
      3. Улыбаемся, приоткрываем рот и прижимаем язык к небу так, будто произносим звук «нь». Смыкаем и размыкаем губы, совершая максимальные движения (15–20 раз).
      4. В положении приоткрытого рта и улыбки перемещаемся языком по зубам (с внутренней стороны).
      5. В том же положении упираемся языком в каждый зуб, будто пересчитывая их.
      6. Теперь необходимо расслабить губы и высунуть кончик языка. Пробуем произнести звук «з», потом прячем язык и опять выговариваем этот звук.
      7. Самые увлекательные упражнения — высовывать язык как можно дальше и скручивать его в трубочку.
      8. Стихи и скороговорки, содержащие большое количество буквы «р», также помогут развить артикулярный аппарат (например, «Ехал грека через реку»).

      1. Попробуйте «завести мотор» — необходимо прижать кончик языка к основанию верхних зубов, быстро и монотонно говорим «д-д-д», а затем нужно дунуть изо всех сил, не прекращая «тарахтеть мотором». Звука «р» при этом не будет, но ребенок должен ощутить вибрацию кончика языка. Так ему будет понятно, что звук «р» получается на сильном выдохе.
      2. Попросите сына или дочку потянуть звук «ж» на сильном выдохе, а сами аккуратно поместите свой палец, черенок от ложки или специальный шпатель ему под язык и совершайте колебательные движения из стороны в сторону, создавая таким образом вибрацию.
      3. Предложите произнести слог «за-а» и потянуть его, язык при этом должен быть отставлен назад. Совершайте такие же вибрирующие движения шпателем. Если вы все правильно сделаете, получится долгожданный звук «р» (не забудьте бурно порадоваться этому).
      4. Для получения мягкого «р» («рь») пусть малыш произносит «зи-и», а вы снова совершите вибрацию шпателем.
      5. Как только вы почувствуете, что добились правильного произношения звука «р», переходите к слогам. Предлагайте ребенку произносить разные слоги, чтобы требуемый звук был в начале, в середине и в конце. Далее можно перейти к словам.

      Научить ребенка говорить букву «р» не всегда просто, ведь это одна из самых сложных букв русского языка. Но не стоит переживать и делать из этой ситуации трагедию, и тем более пугать ребенка будущими трудностями. Если у вас не получается поставить звук «р» в домашних условиях (например, из-за собственных дефектов речи), обратитесь к специалисту. Современные логопеды творят чудеса, иногда исправляя детям и взрослым речь за несколько занятий. Главное — настройте ребенка на то, что его дефект речи не является чем-то страшным, и даже если звук не удастся поправить, вы все равно его любите и будете любить всегда.

      Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

      Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

      Приемы постановки звука [Р]

      Как поставить, вызвать звук [Р]?

      Работа по формированию правильного произношения звуков [Р] и [Р’] должна включать подготовительный этап, собственно постановку звука и этап закрепления – автоматизации – правильной артикуляции.

      В случае параротацизма (когда ребенок не может произносить звук Р и заменяет его на другие звуки (Л, Г, Ы, Н и др.) необходимо проведение дифференциации – различения – поставленного звука и звука – субститута.

      Итак, после того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуем вызвать звук «Р».

      Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение.

      Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску.

      Можно предложить малышу «завести моторчик»,
      подражая рокоту самолета или рычанью собаки – «ррррр…», или карканью вороны – «карррр…».

      Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.

      Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
      Остановимся на наиболее распространенных приемах.

      Поэтапная постановка звука [Р].

      • На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.

      (Фрикативный — образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи) .
      Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами).

      Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.

      Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.

      • Второй этаппостановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью.

      Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце.

      Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой.

      На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме.

      В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка.

      Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.

      Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.

      Добавив к проторному звуку [Р] гласные «а», «э», «ы» – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком:

      Первый способ постановки звука Р

      Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Выполняем действия, сходные с вышеописанными.

      Второй способ постановки звука Р

      Постановка от звука [Д].

      В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе.

      В момент произнесения «дддд…» с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.

      Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.

      Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска.

      В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука.

      Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.

      Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.

      Популярные публикации

      Последние комментарии

      Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения

      Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

      Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата.

      Что мешает ребенку выговаривать «р»

      Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.

      Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.

      Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется. Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ. Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.

      Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

      Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.

      Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.

      Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит .

      Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.

      Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.

      Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи. В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).

      Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.

      Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.

      У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание. Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы. Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».

      Обязательные условия

      Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача. Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день. Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.

      Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.

      Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика

      Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.

      Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.

      Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.

      Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.

      Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.

      Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.

      Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».

      «Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).

      Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.

      «Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.

      «Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».

      Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.

      Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»

      – Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.

      – Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.

      – И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.

      – В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.

      – И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.

      Как научить ребенка говорить «р»

      Тренируем звук «р»

      1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.

      2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно. Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию. Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.

      3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».

      Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».

      Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».

      Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку). Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»). В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.

      Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».

      Автоматизация звука «р»

      Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.

      Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.

      Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: «дра»/»дро»/»дру», «тра»/»тро»/»тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».

      Затем убираем начальный согласный: «ра»/»ро»/»ру». Вводим обратные слоги: «ар»/»ор»/»ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.

      Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).

      Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).

      Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.

      Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.

      Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится. С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.

      Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

      Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.

Ссылка на основную публикацию