Логопед Как Научить Ребенка Говорить Букву Р

Содержание

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

– Трое трубачей трубили в трубы.

Научить ребёнка говорить букву р можно с помощью несложных упражнений

Детские психологи утверждают, что малыш, примерно к восьми месяцам своего развития начинает адекватно реагировать на слова родителей, а к году у него уже вырабатывается артикуляция, то есть произношение речевых звуков. Он активно «гулит» и «агукает», внимательно вслушивается в вашу речь.

Считается, что к двум годам ребёнок уже способен произносить фразы из двух и более слов, а после двух лет его словарный запас должен состоять не менее, чем из 100 слов и выражений. Скажем сразу: все эти сроки, весьма относительны, а словарный запас может быть меньше указаного и это вовсе не значит, что малыш отстаёт в интеллектуальном развитии. Просто у каждого ребёнка оно индивидуально, поэтому сроки, которые порой называют специалисты, весьма условны.

Учим личным примером

Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился чисто и правильно выговаривать слова, старайтесь буквально с шестимесячного возраста при общении с ним чётко проговаривать слова и все звуки. Логопеды утверждают, что если кто-то из членов семьи имеет дефект речи, велика вероятность, что этот дефект в последствие может проявиться и у ребёнка. Старайтесь сразу учить малыша правильному и чёткому произношению звуков, чтобы ему не пришлось потом переучиваться. Редко кто из маленьких детей не сталкивается с этими трудностями, когда начинает говорить, но это не повод для паники. Как правило, к шести годам речь ребёнка выправляется. Если же этого не происходит, тогда стоит показать его логопеду.

Научить ребёнка говорить – методика довольно простая. Она включает в себя не только правильное, без «сюсюканья» общение родителей с малышом, но и чтение детских стишков, считалок, скороговорок, сказок и т.д., Редко когда малыши, в процессе обучения, не испытывают трудности в освоении речи. Как правило, если ребёнок уже быстро научился говорить слова, он старается не произносить некоторые неудобные для него звуки. И перед неопытными родителями поневоле встает вопрос, как правильно научить вашего малыша выговорить буквы «р», «л», «ш», «с». Выговаривание «коварных» букв, как правило, вызывает и у малыша,и у его родителей наибольшие проблемы.

Занимаемся играя

Если ваш малышок не выговаривает некоторые буквы, лучше всего исправить этот недостаток до школы иначе в школе у него могут возникнуть проблемы не только с письмом, но и с общением: картавящих детей одноклассники частенько дразнят. Чтобы исправить этот недостаток, достаточно три-пять раз в день заниматься с ребёнком артикуляционной несложной гимнастикой, малыши обычно воспринимают её как игру и охотно включаются в занятие.

Интересное:  Боль у беременных в животе

Как научить ребенка говорить л, если он не произносит эту букву совсем или заменяет её на звук «в»? Скорее всего язык вашего малыша недостаточно подвижен. Покажите ребёнку, как надуваются воздушные шарики, дайте ему самому надуть их несколько, поиграйте в «лошадку» — пусть малыш цокает языком громко и тихо, поиграйте в слова, где часто встречается буква «л». Не забудьте похвалить ребёнка за старание.

Если ребёнок не старается выговаривать звук «ш», на собственном примере покажите ему несколько упражнений на улыбку – улыбайтесь широко, имитацию жевательных движений, «болтушку» языком и «чашечку», для этого довольно сложного упражнения малыш укладывает язычок на нижнюю губу и старается приподнять его бока и кончик…Как научить ребёнка говорить ш, вы усвоили , теперь можно показать эти упражнения вашему маленькому ученику.

Ваш малышок охотно включился в занятия? Тогда давайте разберёмся, как научить ребёнка говорить с… Ваш маленький ученик уже довольно хорошо усвоил основные приёмы логопедической гимнастики: он делает языком «лодочку», широко улыбается, поочерёдно дотрагивается языком до верхних и нижних зубов, одним словом, владеет своим артикуляционным аппаратом, значит особых проблем с постановкой звука «с» возникнуть не должно. Положите перед малышом надутый воздушный шарик и попросите его сомкнуть губы в трубочку и дуть так, чтобы шарик сдвинулся с места. Второй способ немного сложнее, но очень действенный. Попросите малыша широко улыбнуться и при этом упереться языком в нижние зубы. Теперь попросите его с силой подуть на шарик, вы услышите чёткий звук «с»…

Самая капризная буква

У нас осталась самая «неподдающаяся» буква. Буква « р». Малыши быстро приспосабливаются в случаях, когда коварную букву не получается произносить чётко и правильно, заменять её на «л», либо выговаривают раскатистый картавых звук, отдалённо напоминающий звук «р». В промежутке от двух до пяти лет просто старайтесь чаще сами обращать внимание на неё в словах с « коварным» звуком: раки, рыба, река, ворона и т.д. Не забывайте про стихи, сказки и скороговорки. Тут без Греки, который ехал через реку… никак не обойтись.

К уже разученным малышом на других буквах упражнениям добавьте такое: чистый большой пальчик его руки ребёнок подкладывает под язык, а потом начинает двигать язык вправо и влево. Вместе с ребёнком придумайте название этому действию. Например: собачка хвостиком виляет… Но если до шести лет вам с малышом не удалось освоить науку как научить ребёнка говорить букву р ,значит стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или логопеду.

Это важно! Чистая разговорная речь ребёнка формируется на фоне общения с окружающими его взрослыми, поэтому для её правильного формирования ему важно слышать нормальный русский язык, а не уменьшительно-ласкательное сюсюканье.

Из-за неправильного произношения буквы «р» иногда возникает такая патология, как дизартрия -нарушение речи у детей, возникающее в результате органичного поражения центральной нервной системы. Эту патологию очень важно выявить на начальной стадии, поэтому, если у ребёнка есть серьёзные проблемы с речью, как можно раньше покажите его специалистам: логопеду и детскому психологу. Если же развитие речи малыша идёт правильно, то шаг за шагом, с помощью нетрудных упражнений, вы, вместе с вашим ребёнком, пройдёте этот этап его развития.

Как научить ребенка говорить л, если он не произносит эту букву совсем или заменяет её на звук «в»? Скорее всего язык вашего малыша недостаточно подвижен. Покажите ребёнку, как надуваются воздушные шарики, дайте ему самому надуть их несколько, поиграйте в «лошадку» — пусть малыш цокает языком громко и тихо, поиграйте в слова, где часто встречается буква «л». Не забудьте похвалить ребёнка за старание.

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р»

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Как научить ребенка правильно говорить букву р?

Одной из самых частых причин обращения к логопеду становится «трудная» буква Р. На самом деле довольно много детей с раннем возрасте не справляются с произношением.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Так, как научить ребенка говорить букву Р, если он никак не может справиться с ее произношением? В каких случаях картавость можно списать на возраст малыша, а в каких случаях ему срочно требуется помощь логопеда?

Для того, чтобы решить проблему важно понимать, почему она возникла.

Почему ребенок не выговаривает букву Р?

Если ребенок не выговаривает какие-то буквы, в том числе букву Р, на языке логопедов это называется дислалия. Дислалию отличает отсутствие в речи ребенка какого-либо звуки при полной сохранности слуха и нормальной работе самого речевого аппарата.

Почему такое может происходить?

  1. Ребенок может иметь неправильный образец для подражания. Например, кто-то в близком его окружении неправильно говорит буку Р.
  2. Когда в семье говорят сразу на двух языках, ребенок может элементарно путаться, что и усложняет отработку произношения звуков.
  3. Это может быть случайный выбор ребенком неверной артикуляции.
  4. В семье просто не обращают внимание на отсутствие звука Р в речи ребенка, его не поправляют.
  5. Ребенок может быть ослаблен в результате частых физиологических или неврологических заболеваний.
  6. Фонематический слух недоразвит, т. е. не четко определяет звук в речи других людей.

Договоримся, что все эти — вполне устранимые — причины возникают на фоне абсолютно корректной работы физиологической составляющей, то есть у ребенка нет нарушений слуха и работы артикуляционного аппарата.

Интересное:  В моче воздушные пузырьки

Итак, сложности подстерегают малыша со всех сторон. Впрочем, есть дети, которые успешно минуют эту проблему и произносят букву Р четко и чисто. А что делать, если эта буква никак не дается?

До какого возраста картавость считается вариантом нормы?

Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.

Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.

Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.

Как можно заниматься дома, чтобы научиться произносить букву Р?

Родителям необходимо себе уяснить, что коварная буква не произносится, потому что мышцы язычка еще слабые и не могут правильно себя вести. Однако, при этом ошибкой стало бы заставлять ребенка упорно повторять скороговорки и стишки на букву Р, пока они просто не в силах еще его произнести.

Занимаясь без логопеда, домашние занятия следует строить таким образом:

  1. Сначала подготовить язычок специальными упражнениями.
  2. Затем учиться говорить букву Р четко в слогах и саму по себе.
  3. И лишь затем закреплять ее, заучивая скороговорки.

Зарядка для языка: артикуляционные упражнения

Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.

То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.

Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.

Чистим зубы изнутри

Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.

В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок наверх и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.

«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.

Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».

Причесываем язычок

Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.

Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.

Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.

Заводим мотор

Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык наверх и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.

Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.

При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.

Волшебная палочка

Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.

Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.

Слушаем Р твердый

Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:

Ваша поддержка и приложенные усилия дадут ему впоследствии много больше, чем четкую дикцию. Уверенность в себе и способность учиться и трудиться — вот чему вы научите своего ребенка.

Если сначала неправильно произносимые малышом слова вызывают у родителей умиление, то через некоторое время эта ситуация чаще всего начинает их беспокоить.

Как научить ребенка говорить букву «Р»

Полезные упражнения для языка

Не просто найти родителей, которых бы не беспокоил вопрос, как научить ребенка говорить букву Р. Первые детские лепетания приносят радость и умиление для папы и мамы, а не четкое произношение редко вызывает беспокойства. Но, когда малыш долго не справляется со звуками, поневоле родителей посещают нехорошие мысли и желание посетить логопеда.

Когда речь ребенка только начала развиваться, не нужно паниковать и, если в три года ребенок все еще не произносит букву Р, переживать не обязательно. Этот звук считается одним из наиболее трудных, для того чтобы его создать, языку и челюстям малыша необходимо набраться опыта и изрядно потренироваться. До 5, а иногда и 6 лет, ребенок может не уметь говорить эту букву, и лишь ближе к школе его организм настроится на глубокое усвоение сложного звука. Если же рычания от малыша так и не добиться, самое время приступать к тренировкам.

Существует множество страхов, которые склонны навеивать родителям логопеды, вплоть до хирургической коррекции языка. Опрометчиво верить всему этому не стоит, особенно, если с ребенком не занимались фонетическими упражнениями. Опытные родители знают, как научить ребенка говорить букву Р без логопедов, и советуют пользоваться интересными и веселыми играми для язычка.

Упражнение «Моторчик»

Чтобы выполнить данное упражнение, необходимо уговорить кроху поместить большой палец под язык, после чего подвигать языком от щеки к щеке. В этом процессе ребенок должен порычать. Для того чтобы малыш сориентировался в последовательности и правильности действий, важно показать как выполняется упражнение на собственном примере.

Упражнение «Почисть зубки язычком»

Надо широко улыбнуться и провести языком по зубкам, будто чистя их. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лучше всего выполнять упражнение вместе с ребенком.

Упражнение «Лошадка»

Известное многим цоканье языком, имитирующее стук копыт, тоже благотворно влияет на укрепление языка. Цокать можно везде и помногу раз, главное, чтобы ребенку нравилось.

Упражнение «Хулиган»

Единственная детская игра, в которой дразниться полезно. Каждый хулиган знает, как это делается, а кто не знает: высовываете расслабленный язык и болтаете им вверх и вниз. Желательно все эти действия еще сопровождать рычанием, тогда удовольствие и польза будет двойная.

Упражнение «Змейка»

Здесь задача — научится максимально далеко высовывать язычок, пытаясь дотянуться им до носа и подбородка. Предложите малышу легонько покусать кончик языка, это поспособствует активизации в нем нужных мышц.

В дилемме, как научить ребенка говорить букву Р, упражнениями необходимо заниматься ежедневно, в течение длительно времени, только тогда стоит ожидать прогресса и выйти на положительные результаты. Перечисленные игры являются наиболее легкими, которые ребенок будет выполнять с охотой. Есть еще забавы, которые могут быть использованы по несколько раз на день, без особой подготовки родителя и ребенка и без какого-либо настроя:

— расслаблять губы и произносить звук «брр», после чего выстреливать языком и говорить «трр»;

— регулярно прибегать к несложным словосочетаниям с включением звуков «Т» и «Д». Например: «Та-та-та — погладили кота. Да-да-да — он ласковый всегда»;

— полезно изобразить из себя кошечку: налить в блюдце молоко или кисель и полакать его языком.

Данные упражнения могут быть использованы не только в качестве корректировки речи подросших детей, но и с целью профилактики младших карапузов. Подавать их нужно в виде увлекательной и веселой игры, без излишней нагрузки и наседания на ребенка. Если он не хочет заниматься, отстрочите упражнение на время, не заставляйте малыша и тогда он будет реагировать на всякую учебу с азартом и восхищением.

Скороговорки

Подключение скороговорок к повседневной речи ребенка очень полезно для формирования правильного рычащего звука. Не нужно штудировать с чадом сложные стихотворения и чеканить произношение. Пусть малыш выучит несколько скороговорок, которые он сможет свободно произносить, а задача родителей — не спугнуть азарт декламации забавных стишков.

Придумано скороговорок великое множество, вот некоторые из них:

Ехал грека через реку.

Видит грека в реке рака.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку греку цап!

Карл у Клары украл кораллы.

Клара у Карла украла кларнет.

«Кра!» — кричит ворона. — «Кража,

Караул, грабеж, пропажа!

Вор прокрался утром рано

Грош украл он из кармана.

Карандаш, картонку, пробку

И красивую коробку».

Такие стишки понравятся малышу, и он будет их рассказывать с удовольствием. Разучивать их нужно ненавязчиво, в форме игры. Поначалу маме или папе нужно произносить скороговорки как можно чаще, за обедом, во время купания или на прогулке. Постоянное повторение взрослыми таких стишков, поможет ребенку быстрее их запомнить и он через определенное время сам начнет декламировать веселые скороговорки. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша повторять скороговорку, если он не хочет, в противном случае, ребенок отвернется от изучения буквы Р и надолго застынет в развитии своей фонетики.

Когда обращаться к логопеду?

Бывают ситуации, когда ребенок не может одолеть рычащий звук, или же произносит своеобразно и не совсем правильно (Например, в словах произносит Р вместо Л и наоборот). Тогда не лишним будет посетить логопеда, который подскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р правильно.

Одна из главных задач логопеда — выявлять причину, по которой сложная буква осталась неосвоенной. Зачастую скрытые факторы остаются незамеченными для родителей, отчего правильное произношение оттягивается на неопределенный срок.

В случае, если ребенок долгое время не выговаривает букву Р, произносит ее только в некоторых словах или выпускает ее на окончаниях, если он заменяет эту букву другой или произносит звук Р гортанно, тогда пора собираться к логопеду. Бывают ситуации, когда слабо развитое дыхание или артикуляционный аппарат мешают правильному произношению.

Своевременное обращение за помощью к специалисту поможет подобрать индивидуальные упражнения, которые ускорят правильное произношение рычащего звука. Также логопед сможет установить наличие или отсутствие патологических отклонений, которые обязательно должны быть выявлены на начальной стадии. Поэтому очень важно не отпускать ситуацию с неправильным произношением на самотек и, если ребенок в 6 лет так и не умеет правильно выговаривать букву Р, обязательно нужно посетить логопеда.

Но патологические сложности бывают редко и зачастую ребенку не дает произносить букву Р простая неопытность артикуляционного аппарата. Немного усилий и веры помогут решить эту проблему.

Такие стишки понравятся малышу, и он будет их рассказывать с удовольствием. Разучивать их нужно ненавязчиво, в форме игры. Поначалу маме или папе нужно произносить скороговорки как можно чаще, за обедом, во время купания или на прогулке. Постоянное повторение взрослыми таких стишков, поможет ребенку быстрее их запомнить и он через определенное время сам начнет декламировать веселые скороговорки. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша повторять скороговорку, если он не хочет, в противном случае, ребенок отвернется от изучения буквы Р и надолго застынет в развитии своей фонетики.

Ссылка на основную публикацию