Пальчиковая Гимнастика Для Детей 4 5 Лет

Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет по темам недели

Светлана Коваленко
Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет по темам недели

Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вам для просмотра картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Пальчиковые игры я подобрала согласно темам недели, на первое полугодие своей работы с детьми в логопункте.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)

Вот пузатый кабачок

Положили на бочок,

Перец и морковку

Помидор и огурец (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина — молодец! (Показывают большой палец.)

Этот пальчик –апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Этот пальчик –абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик –груша,

Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики и на себя.)

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются» начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки,

Бусы красные -рябине,

Фартук розовый — осине,

Желтый зонтик — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать. (Сжимают и разжимают пальчики.)

Автобус, лодка, и мопед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки).

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит,ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.)

Кто в деревне живет?

Лежебока рыжий котенок,

Мышка по крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять, их не трудно сосчитать.

Рыбка плавает в водице, (Сложенные вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками. 0

Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят

Одной ладонью другую. 0

И совсем –совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз –подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два –поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три –уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей, (На каждое название птиц загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев –верхушка «елочки»)

Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены,

пальцы сжаты.)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

Буду очень рада, если кому -то в работе, мною составленная картотека пальчиковых игр пригодиться. Желаю удачи!

Пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет. Хочу представить вам картотеку пальчиковых игр для малышей. Так как семь лет проработала на ясельной группе, это было для меня незаменимым.

Стенгазета «С Днём Матери» Уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с праздником Днем Матери!Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране,.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей 4-5 лет в детском саду

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Разминка

Ты, утенок, не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Лучше маму поищи. Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

«Киса, кисочка, кисуля! — Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

Моя семья

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

Веер

Солнце светит очень ярко, Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко. Расслабить руки от локтя,

Достаем красивый веер — превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

Детки

Раз, два, три, четыре, пять! Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные, Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Все такие нужные.

Тише, тише, не шумите, Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.

Наших деток не будите! Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

На работу

Большой палец встал один. Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!» Широко расставить пальцы в стороны.

На работу им пора.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

Повстречал ежонка еж:

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

Жук

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

Очки

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Деревья

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

Бабочка

Улетай под облачко.

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

Птички

Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

И дальше полетели.

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Большой братец

Пальчиковая гимнастика на тему «Птицы»

В доме множество конструкторов, мозаик, книг, а ваш ребенок не желает ничем заниматься? Если малышу все наскучило, попробуйте предложить ему игры, для которых не потребуется никаких специальных предметов, кроме его собственных рук. Эти игры, как правило, очень нравятся детям, так как легки в исполнении. Но за их кажущейся простотой скрывается важный смысл: ребенок, повторяя за взрослым движения под ритмическую речь, тренирует ловкость и гибкость пальчиков, а вместе тем и активизирует речевые центры головного мозга. Таким образом пальчиковая гимнастика становится первым помощником в становлении речи малыша и развитии мелкой моторики рук. Помимо этого упражнения не только повеселят кроху потешками, но и познакомят с новыми понятиями, пополнив его словарь парой-тройкой свежих слов. Сегодня мы расскажем, как проводить пальчиковые игры на тему «Птицы».

Выполнять комплекс упражнений нужно именно в виде игры — только тогда ребенок, видя ваш положительный настрой, заинтересованность и доброжелательную улыбку, захочет присоединиться к вам. Произносить слова следует внятно и медленно чтобы малыш успел понять, о чем идет речь. Так же медленно нужно выполнять и действия: дайте малышу возможность присмотреться и повторить их. Не ругайте его за неверные движения — это вызовет негативную реакцию и отказ от продолжения игры. Длительность такой гимнастики не должна превышать пяти минут, так как в противном случае ребенок заскучает и начнет отвлекаться.

Пальчиковые игры на тему «Птицы» познакомят детей с названиями птиц, звуками, которые они издают, местом их обитания, привычками и названиями их основной пищи.

Воробей, Ворона, Гуси, Две курицы

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)

Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(четыре хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(четыре хлопка)

Гуси
Гуси песню распевали — гагага, гагага.
(смыкаем большой с остальными пальцами на руке — изображаем клюв гуся)
Посидели
(кулачки сжали и положили на коленки)
Поклевали
(пальцы собираем в щепотку и стучим (тыкаем) ими по коленкам)
Маму с Димой пощипали — гагага, гагага
(щипаем ножки)
Но от них мы убежали.
(пальчики бегут по ножкам)

Гусята
Вышли гусятки
(руки согнуты в локтях, держим на уровне груди)
Утром на зарядку.
(разводим руки в стороны)
Наклонялись, приседали,
(наклоны и приседания)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали
(бег на месте или по кругу)
Туда-сюда.
Так они старались
(проводим рукой по лбу, вытирая пот)
Даже запыхались.
Загрустили наши гуси,
Видно, кушать захотели.
Поскорее подбегите,
И гусяток накормите.
(«щиплем» травку)

Две курицы
В сарае две курицы жили,
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы)
За каждой ходили четыре ребёнка,
Четыре красивых послушных цыплёнка.
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать.
(пальцы переплетаем и быстро ими шевелим)
Как только стемнеет — все к мамам бегут,
(сжимаем кулачок)
Прижмутся друг к другу и сразу заснут.
(ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение)

Дом для птицы, Дятел, Зимние птицы, Красавец петушок

Дом для птицы
Птичка дом себе вила,
(пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
(каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
(пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
(пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
(ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
(каждый палец постукивает о другой)

Дятел
Дятел-дятел
(помашите кистями рук, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу)
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными)
Тук-тук-тук
(затем средними)
Тук-тук-тук
(после этого безымянными)
Тук-тук-тук
(и наконец мизинцами)
Долбит сук.

Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Красавец петушок
Ах, красавец-петушок.
На головке — гребешок.
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Лапы кверху поднимает,
(поднять руки вверх поочерёдно и опустить плавно вниз)
Важно головой качает.
(наклонить голову вниз и затем вверх поднять)
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт:
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать.
(поднять руки резко вверх)

Кукушка, Курочка, Ласточка, Петушок, Птички

Кукушка
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Лети скорей в лесок,
(слегка разведите руки в стороны и три раза взмахните ладонями, как крыльями)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка,
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону четыре раза)
Подай свой голосок.
(слегка разведите руки в стороны и три раза махните ладонями, как крыльями)

Курочка
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)

Ласточка
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну-красну.
(на каждую строчку большой пальчик «здоровается» дважды со всеми пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке)

Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся.
(повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три!
(разводить и сводить указательный и большой палец)
Ты сегодня не проспи.

Петя-петушок
Петя, Петя-петушок,
(соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок,
(скрещиваем пальцы двух рук)
Шелкова головушка,
(гладим по голове)
Масляна бородушка.
(гладим по подбородку)
Что ты рано встаешь
(вытягиваемся на носочках, руки вверх)
Голосисто поешь, детям спать не даешь
(руки складываем под щекой)

Птички
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
(поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц)
Эта птичка — совушка,
Ну а эта — скворушка.
Эта птичка — воробей,
Ну а эта — соловей.
Эта — дятел, эта — стриж,
Эта же — поющий чиж,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
(называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец)

Птичья кормушка, Сколько птиц, Совушка-сова, Сорока-белобока

Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)

Совушка-сова
Ах, ты совушка-сова,
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Ты большая голова!
(покачать запястьями рук)
Ты на дереве сидела,
(запястья соединены, пальцы растопырены — «дерево»)
Головою всё вертела.
(соединить подушечки пальцев друг с другом, чтобы образовался шар)
Во траву валилася,
(покачать запястьями рук)
В яму покатилася!
(опустить руки вниз и покрутить кистями рук)

Сорока-белобока (сорока-ворона)
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(щекочем ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный)
этому дала,
(загибает средний)
этому дала,
(загибает указательный)
а этому не дала:
(трогаем большой)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!

Стая птиц, Ути, Утята, Цыплята, Цыпы

Стая птиц
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.

Ути
Ути-ути, полетели.
(машем руками ребенка)
На головушку сели.
(кладем ладони ребенка ему на голову)
Поклевали, поклевали.
(«Клюём» голову ребенка его пальцами)
И домой улетали.
(руки с головы «слетают»)

Утята
Раз, два — шли утята,
Три, четыре — за водой,
А за ними плелся пятый,
(поочередно сгибать пальцы правой руки)
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:
(поочередно сгибать пальцы левой руки)
Громко, громко запищал:
— Пи-пи-пи! Не пищи,
(ритмично сгибать и разгибать кулачки на обеих руках)
Мы тут рядом, поищи.

Интересное:  Беременность 29-30 недель мне кажется что ребенок стал плохо шевелиться

Цыплята
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Цыпы
Цыпы по двору гуляли,
(стучать пальчиками по спине)
Цыпы крошки собирали:
(легкие щипки по столу или коленям)
«Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю…»
За жуком бежали:
(перебирать пальцами по спине)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
(стучать кулачками по спине)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
В лужицу упали — шлеп!
(гладить по спине и шлепок)
Встали, отряхнулись,
(поставили ребенка, потрясли)
К солнцу потянулись…
(руки подняли вверх)
И пошли опять по двору гулять!
(стучать пальчиками по спине)

Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)

Картотека (средняя группа) на тему:
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.

Вложение Размер
palchikovye_igry_dlya_detey_4-5_let.docx 46.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно методическое пособие:

» Картотека пальчиковых игр для детей 4-5лет»

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы —
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)

Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Всё мы испечем в печи.
( Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал —
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.

Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре —
(Руки сжимают в «замок»).
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой. )

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)

Круглый год
Круглый год, круглый год!
(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим —
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

На заправке
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
(Обеими руками «крутят руль» перед собой.)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)

Транспорт
Будем пальчики сгибать —
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять —
Буду транспорт я считать.
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой — крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)

Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).

Наша армия
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота —
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель —
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

Книги
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять —
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо —
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)

Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)
Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими.)

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)

Веселая встреча
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели —
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж —
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
Рыбы плавают вокруг:
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония —
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

Насекомые
Дружно пальчики считаем —
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
(Прячут руки за спину.)

На поляне дом стоит, (Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, ( Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети «лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, «Подбрасывают».
Два — поймаем, «Ловят».
Три — уроним «Роняют».
И. сломаем. Топают.

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Одежда, обувь, головные уборы»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Новые кроссовки.

«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Имитация укачивания куклы.
Загибание пальчиков.
Имитация по описанию в стихотворения.
Положить руки на колени.

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Пальчиковые игры по теме: «Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)

Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.

Пальчиковые игры по теме: «Жук»

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

Пальчиковые игры по теме: «Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.

Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.

Пальчиковые игры по теме: «Мебель, Посуда»

В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)

Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я — отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

— Петушок, петушок, — (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок, — (сделать «замок» из пальцев)
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка, — (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
Солнышко-вёдрышко

— Солнышко-вёдрышко! — (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, — (поднять руки вверх)
Освети, обогрей — (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, — (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят — (приложить ладони к груди).

Пальчиковые игры по теме: «Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Птицы песенки поют ладони перекрестно — «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Это дом, «крыша»
А в нем окошко. «окно»
Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Мы немножко погостим руки «здороваются»
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.

Пальчиковые игры по теме: «Мир профессий»

Вот забор. Пальцы правой руки прижать друг к другу.
В заборе щели. Раздвинуть пальцы.
Пальцы в них пролезть хотели. Просунуть большой палец левой руки
Сунул голову Большак между большим и указательным пальцами правой.
Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.
Вслед за ним застрял Указка. Указат.палец левой руки между
Середняк хотел – напрасно! Указат. и средним пальцами правой,
Безымянный – безуспешно! средний палец левой руки между
Хоть один прошёл? Конечно! средним и безымянным пальцами правой,
Щуплый, маленький мизинчик мизинец несколько раз согнуть –
Помощь братьям оказал: разогнуть, потом помахать им.
Из щелей их всех достал. каждый палец по очереди освободить из плена.

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, «шьет» и задевает указательный
Пальцу колко. пальчик на левой руке.
А наперсток Надевают наперсток.
В тот же миг «Шьют».
К девочке на пальчик
Прыг!
Говорит иголке: Грозят пальчиком.
-Шей,
а колоться ты не смей!

Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье. — безымянный
Мешает суп, — мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! Разводят руками.

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Пальчиковые игры по теме: «Космос»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

Раз, два, три, четыре, пять — По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
«Красота нашего города, страны»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю — кончиками.
Всех я вас приветствую!

Я взял бумагу, карандаш, «Рисуют» карандашом.
Нарисовал дорогу. Сжимают, разжимают кулачки.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову. Показывают рога.
Направо дом, на лево сад… Показывают крышу дома.
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят, «Рисуют» кочки и яблочки.
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше. Тянут руки как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!

Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать. («шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.
(на каждое название загибают по одному пальцу)

Город – это улицы, проспекты и дома, Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Площади, музеи, парков тишина, Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, Разводить пальцы в стороны и соединять.
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.
Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Снова солнце в небе улыбается, Соединять пальцы правой руки с большим.
Снег растаял, ручейки звенят. Соединять пальцы левой руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.
Кап-кап, дзинь – дзинь.
«Здоровье»

«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!

Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок

Пальчиковая Гимнастика Для Детей 4 5 Лет

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

(Левая рука растопырена — это «мы».)

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать.

Облака, как паруса,

(Изобразить треугольник указательными пальцами.)

Мчит их ветер, гонит,

(Резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую.)

Если много облаков —

(Руку выставить перед собой, все пальцы раздвинуты.)

Будет точно дождик.

(Постукивание указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

(Правую руку поднять вверх, пальцы раздвинуть.)

Будет солнышко с утра,

(Обе руки вверх, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны.)

(Изобразить руками крылья.)

А столкнутся лоб об лоб —

(Кулак ударить о кулак.)

В тучу превратятся,

(Изобразить в воздухе большой круг.)

И тогда грохочет гром —

(Хлопки в ладоши.)

Это тучи злятся.

(Кулаки сжать, руки выставить перед собой.)

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Самый маленький — шалун

Все, все, все съедает.

(Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Ну а этот все глядел.

(В соответствии с текстом поочередно разжимаем сжатые в кулак пальцы.)

По реке плывет кораблик,

(Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека.

(Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре

(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

(Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты.

(Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

Наши алые цветки

(Ладони соединить лодочкой перед собой — «молитвенная поза».)

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)

Ветерок чуть дышит,

(Подуть на руки-»цветки».)

(Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветки

(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой — «молитвенная» поза.)

(Покачать ладони вправо-влево.)

(Положить голову на сложенные ладони.)

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно.

Он помощник капитана.

(Дети сжимают руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну сторону, а потом в другую. То же самое делают другой рукой.)

Мы делили апельсин!

Ссылка на основную публикацию