В Каком Возрасте Ребенок Начинает Сам Есть

К какому возрасту ребенок должен уметь есть сам?

Малышу скоро год. С ложкой он только балуется. А мне кажется, что уже пора начать учить его есть самостоятельно. Или еще рано? С какого возраста ребенок должен уметь есть сам?

Привет! Чтобы публиковать посты, и получить полный доступ к функциям проекта, войдите или зарегистрируйтесь.

К 1,5 годам ребенок должен держать ложку и пытаться есть самостоятельно, это такие критерии для того, чтобы отдать ребенка в ясли. Но все дети разные, мой сын был лентяем, начал держать ложку в 20 месяцев, а наш друг уже в 1 год 2 месяца уже почти аккуратно кушал сам. Во время еды давайте ребенку еще одну ложку ему в ручку и покажите, как правильно ее держать. Ничего страшного, что он сильно испачкается, все через это проходят.

Придерживаюсь мнения, что дети никому и ничего не должны! Это родители должны помочь ребенку познать мир и научиться жить. Учатся дети быстрее, когда им интересно, т.е. когда играют, а не когда их заставляют что-либо делать. Я своему сыну даю ложку при каждом кормлении примерно с 11 месяцев. Иногда он несет ее в рот, иногда размазывает еду по столу. После каждого удачного попадания еды в рот, я громко восхищаюсь им и хвалю. И с каждым разом у него получается все лучше и лучше кушать самостоятельно.

А как он балуется с ложкой? Он же её, наверное, в тарелку суёт — ну вот, как-нибудь направьте после этого ложку ему в рот, наверняка ему это понравится — потом попробует сам (я своих именно так учила).

Нашей год и девять. Ходит в детский сад, но сама ещё почти совсем ничего не ест. Может съесть только если я её рукой с ложкой вожу от тарелки ко рту.

Главное — чтобы он сам потянулся за ложкой и начал пытаться есть сам. Если не хочет — не заставляйте. Но, если начнет есть сам, переставайте его кормить сами — иначе он может начать лениться кушать самостоятельно.

Моему сыну год и десять. Ложкой ест примерно уже месяц. Раньше пробовал, но получалось только твёрдую пищу. Теперь успешно едим суп, кефир и всё жидкое.

Помогите. Не знаю что делать!Дашеньке 1,3.Невозможно накормить.На вопрс ребенку «Хочешь кушать?»,с огромной улыбкой и блеском в глазах отвечает «Да. » и бежит на кухню.Стоит дать тарелку с едой и ложку,начинается баловство.Сама не ест и мне не даёт ее кормить.Все развозюкает по столу умажется,а в рот ни капли не положит.Уже две недели не могу нокормить ребенка!Ни какие уговоры не помогают!За весь день она съедает 2 бутылочки молока,одну перед дневным сном,вторую на ночь.У меня паника! :(( И в весе мы не прибавляем,но и не теряем.Подскажите что делать.

Нашей год и девять. Ходит в детский сад, но сама ещё почти совсем ничего не ест. Может съесть только если я её рукой с ложкой вожу от тарелки ко рту.

В Каком Возрасте Ребенок Начинает Сам Есть

Вот малыш уже умеет сидеть самостоятельно, но кормит его еще мама. Тут соседка или бабушка могут предложить неопытной маме не «баловать» ребенка и дать ему ложку, чтобы он начинал кушать самостоятельно. Нельзя прислушиваться к советам других людей, каждый ребенок имеет свои особенности развития и то, что у кого-то ребенок рано начал кушать, еще не повод для того, что все дети должны уметь держать ложку с раннего возраста.

Не стоит торопиться приучать ребенка к самостоятельному кормлению сразу, как он начинает сидеть на стульчике. В результате такого рвения родителей у ребенка появляется страх перед столовыми приборами и приемом пищи. Чаще всего из такого раннего обучения ничего не получается, малышу не удается набрать пищу в ложку или донести его до рта. В результате он вместо похвалы за свои старания видит, как расстроилась мама. Далее очень трудно заставить его взять в руку ложку для того, чтобы еще раз повторить такую неприятную процедуру.

Начиная с возраста семь месяцев, многие дети начинают проявлять интерес к ложке. Если уже ребенок освоил свой стульчик для кормления и не боится сидеть там, то дайте ему сначала просто ложку. Пусть он пока учиться попадать ею в рот без еды, положите перед ним кусочек твердой пищи, например, печенья. Малыш пусть пробует брать его рукой и отправлять в рот. Не препятствуйте, если ребенок кладет при кормлении свою ладошку на вашу руку, инициируя «самостоятельное» кормление. Это очень хорошо, что он уже желает сам подносить ложку ко рту, поддержите его начинания. Но начинать самостоятельно кушать, надо учить малыша только с возраста 8-9 месяцев.

Сначала в ненавязчивой форме предложите ребенку специальную детскую ложку. Положите ее на его столик рядом с тарелкой с той стороны, какой рукой малыш обычно любит держать предметы. Если ребенок не проявляет никакой инициативы и не желает брать в руку ложку, попробуйте пробудить в нем интерес к самостоятельному кормлению. Для этого положите перед малышом тарелку с вкусной едой, а рядом — его ложку. Сами займитесь в это время чем-то другим, увидев, что вы не торопитесь его кормить, ребенок будет вынужден попытаться поднести еду ко рту самостоятельно.

Все дети учатся кушать самостоятельно на примере взрослых, поэтому налейте себе в тарелку еду и продемонстрируйте ребенку, как вы едите сами. Большинство детей тянутся ручками к маме, стараясь схватить ее ложку. В этом случае лучше отдайте ему его ложку и тарелку с едой, пусть он попробует подражать вам. В первое время, желая самостоятельно кушать, малыш сильно пачкается, даже может опрокинуть еду с тарелкой. Поэтому обязательно не забудьте повязать перед кормлением на его шею слюнявчик.

Не надейтесь, что ребенок научиться кушать сам с первого раза, необходимо минимум недели времени, чтобы он научился захватывать кусочек пищи с тарелки и еще неделя, чтобы он начал доносить ложку до рта. Все это время малыш будет вести себя не очень примерно. Например, он будет запускать руку в тарелку, сжимать содержимое ложки ладонями или превращать процесс еды в игру. Для ребенка сам процесс обучения довольно трудный и вполне понятно, что очень скоро ему надоедает есть самому. В первое время родителям надо запастись терпением и докормить малыша второй ложкой.

Нельзя ругать ребенка за его неумение кушать, за его неопрятный вид или поднимать на смех то, как он выглядит. Если малыш перестал самостоятельно кушать и не желает больше брать ложку в руку, спокойно сами докормите его. Потом уберите его стол и смените его одежду, не заостряя внимания на то, как он все испачкал. Если вы будете смеяться и говорить ему: «Какой же ты у меня грязнуля», то малыш быстро поймет, что такой он маме нравится больше, и в следующий раз будет стараться насмешить вас еще больше.

Во время обучения самостоятельному кормлению смотрите, как малыш держит ложку. В первые дни сами правильно расположите его пальчики на ложке, помогите ему сами набрать кашу в ложку. Если он неплохо держит ложку, погладьте его по головке и улыбнитесь. Не ругайте, если малыш упорно берет ложку в кулак, пусть первое время он есть так, как у него получается. Всему свое время, со временем он освоит держать ложку пальцами. А держать ложку как взрослые дети начинают не раньше 1,5-2 лет, соответственно и надо начинать их приучать с этого возраста правильно держать ложку. Не давайте ребенку вилку и другие острые столовые предметы раньше 3-х лет, чтобы избежать опасности уколоться острым предметом.

А с 3-х лет дайте ему маленькую детскую вилку и покажите, как ей пользоваться. Если на тарелке лежит пища, которую надо накалывать на вилку, то удобно есть из вилки зубьями книзу. Кушать рассыпчатую пищу с помощью вилки, например, гречневую кашу, нужно держа вилку изгибом кверху. Так намного удобнее подгребать кашу и другую еду. Начиная с 2-3-х летнего возраста, начинайте сажать ребенка за общий стол. Отведите ему определенное место за общим столом и не меняйте его.

Не приучайте ребенка кушать по уговору: «Ложку за маму, ложку за папу». Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: «Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке». Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать — за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Не приучайте ребенка кушать по уговору: «Ложку за маму, ложку за папу». Чем больше вы будете уговаривать ребенка съесть приготовленную для него пищу, тем больше он будет отказываться. В итоге малыш перестанет совсем кушать, пока родители не будут отвлекать его внимание игрушками или прибаутками. Также не стоит давать оценку ребенку: «Вот какой ты молодец, съел сегодня все, что лежало в тарелке». Так малыш будет стараться съедать все каждый раз, а это может способствовать его ожирению. Поощрять за съеденную еду нельзя, процесс еды должен быть естественным. Родителям не стоит дарить подарки или ругать, желая научить ребенка съесть пищу. Хвалить ребенка надо за хорошее поведение, а ругать — за плохое, но не за то, сколько он съел каши.

Когда ребенок начинает кушать самостоятельно

Последнее обновление статьи: 28.03.2021

Умение есть ложкой — одно из самых первых самостоятельных умений малыша. Для него этот процесс не менее важен, чем для родителей, поэтому помощь взрослых в таком непростом деле просто необходима.

В каком возрасте приучать сына или дочь самостоятельно есть, в первую очередь зависит от мамы и папы. Исследования ученых показали, что дети, чьи родители не бояться учить их, позволяя быть более самостоятельными, гораздо быстрее учатся ходить на горшок или пользоваться ложкой.

Не стоит бояться дать малышу немного больше свободы, таким образом он будет чувствовать родительскую поддержку и заботу, так же перестанет бояться неодобрения взрослых членов семьи. Такой принцип хорош не только в освоении новых навыков, но и в других жизненных аспектах ребенка.

Прежде, чем начать учить ребенка кормлению из ложечки, надо настроится на то, что завтрак, обед и ужин будут занимать в два или три раза больше времени, ведь в таком деле важно терпение и искренняя поддержка. Так же после каждого приема пищи придется мыть все вокруг: стол, стул, полы и стены, так как ребенок не всегда спокойно реагирует на идею употреблять пищу самому.

Интересное:  Рост хгч в крови по дням после имплантации

Готовим малыша кушать ложкой

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

  1. Подготовка;
  2. Учить без большого запаса терпения невозможно;
  3. Индивидуальность каждого малыша;
  4. Умение поймать момент;
  5. Помощь малышу при неудачах;
  6. Постоянные тренировки;
  7. Умение вызвать интерес.

Итак, рассмотрим самые важные пункты по порядку.

Как подготовить правильно

Если с самого рождения дитя кушает под крики и истерики или же пока родители не включат мультики, то будет сложнее вызвать у него желание кушать самостоятельно. У такой проблемы есть выход. Даже самым маленьким детям нравится, если вся семья собирается за столом, это придает интереса любому приему пищи. Ребенок будет видеть, что взрослые кушают отлично от него и скорее всего попытается за ними это повторить, отнимая ложку у мамы или папы.

Чтобы уже с первых попыток все получалось, разрешайте ему не только отнимать ложку, но и брать еду руками, но ни в коем случае не заставляйте принимать пищу. Доказано, что если насильно учить малыша кушать, то такой способ в скором времени отобьет все желание брать ложку в руки.

Теперь поговорим о терпении. Многие родители любят приучать детей кушать самим, используя фразы: «ешь быстрее», «хватит отвлекаться» и так далее. Постарайтесь исключить подобные фразы во время прямого общения. Когда ребенок кушает, он не только утоляет чувство голода, но и получает удовольствие, для него это своего рода игра, которую никак нельзя торопить, иначе все желание играть дальше пропадет. Лучше хвалить его и подбадривать каждый раз, когда он отправил ложечку с едой в рот.

Учитывайте индивидуальность ребенка

Важно всегда помнить, что каждый человек индивидуален, поэтому к любому из них нужно искать свой подход. В книгах, посвященных теме самостоятельного питания, пишут, что дети к полутора годам просто обязаны кушать сами. Не стоит загонять малыша в эти рамки и стремиться достичь идеала, ведь некоторые дети и к трем годам не хотят есть сами и требуют, чтобы их кормили, но встретить десятилетнего, который еще не научился кушать сам — невозможно.

Постоянные тренировки очень важны, так как ребенок должен запоминать необходимые ему навыки. Закалять навык можно в песочнице. Поставьте рядом с малышом пустое ведерко, дайте ему в руки лопаточку и попросите заполнить емкость песком.

Поддержка родителей

Довольно часто ребенок, у которого что-то не выходит, начинает капризничать, плакать и кричать. В этот момент ему понадобится поддержка самых близких людей — родителей. Это одна из самых важных причин быть с малышом на протяжении обеда. Кроме того, малыш может вылить на себя кашу или подавиться, в этих случая присутствие взрослых просто необходимо.

Интерес к приему пищи

Каждому известно не по наслышке, что вкусная и полезная еда часто смотрится на тарелке совсем непривлекательно, но взрослые в отличие от детей понимают, что вкус абсолютно не зависит от внешнего вида. Как же сделать так, чтобы у ребенка возникло желание кушать?

  • Хорошим способом будет украсить блюдо. Можно вырезать из продуктов цветочки, веселые рожицы или звездочки.
  • Купите тарелку с красивым рисунком на дне, наложите еды и сообщите ребенку, что когда он все скушает сам — то его ждет сюрприз. Это вызовет интерес к самому процессу приема пищи и позволит неоднократно использовать этот вариант.

Когда начинать обучать малыша самостоятельно есть

Как упоминалось ранее, каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно подобрать определенные способы учить малыша осваивать навык и пользоваться ложкой по назначению, но, как правило, умение само по себе приходит уже к полутора годам.

Решаем проблему ночного похода к горшку

Как приучить ребенка к горшку в 1 год: методы опытных мам и рекомендации Комаровского

Существует несколько важных аспектов, которые существенно облегчат сам процесс обучения:

В каком возрасте ваш ребенок стал сам есть ложкой (вилкой)?

Собственно вопрос в теме.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Иванова Елена Анатольевна

Психолог, Семейный психолог. Специалист с сайта b17.ru

Лойко Юнона Владимировна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бершадская Оксана Владимировна

Психолог, Психоаналитик. Специалист с сайта b17.ru

Ольга Яценко

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Белянин Валерий Павлович

Психолог, Супервизор, Немедицинская психотерапия. Специалист с сайта b17.ru

Максим Григорьевич Меркун

Психолог, Психоаналитик-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Терёшкина Юлия Борисовна

Психолог, Психоаналитическая психотерапия. Специалист с сайта b17.ru

Данилова Алена Игоревна

Психолог, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Текина Екатерина Александровна

Психолог, Клинический психолог -Терапия. Специалист с сайта b17.ru

К яслям, где-то 14-16 месяцев

В годик начал понемногу. Бабушка ему супчику налила, а он сидит с ложкой в руке. Ну как учат, что ребёнка кормите с ложки, но ему тоже ложку давайте. Мы немножко заболтались, смотрим, а он ест! Перемазался, конечно, но зато сам!

в районе 1,5-2 лет.

к году и двум уже точно сам ел.

в 1,4 точно ел сам, даже суп.

Моей дочке через месяц будет два года. Каждый прием пищи проходит с боем, не знаю что и делать, сама сижу и кормлю ее. Не ест сама ни обед ни ужин. А чтобы закреплялись навыки самостоятельного приема пищи у нее есть детская разноцветная посуда, просит чтобы наливала воду в стакан и тарелку, и сидит за столом ест ложкой воду из тарелки и пьет из стакана. Если наливаю суп или фруктовое пюре в тарелку сразу же пресекает не хочет и все тут. Надеюсь вот на сад, думаю когда будет ходить там уж никуда не денется будет есть, что дают. А сейчас пусть хоть воду ест ложкой практикуется.

Похожие темы

сама отнимает и берет ложку в рот 7 месяцев

сама отнимает и берет ложку в рот 7 месяцев

Где-то с 9 мес., правда половину приходилось отскребать от креслица со столиком, зато сама:) сейчас год и 5, думаю детскую вилку купить.

Вам как надо, аккуратно или просто типа машет и половина мимо?

в год с небольшим точно. в год и 4 месяса пошли в сад, уже все ел сам

я считаю надо чтоб понимала.что это еда и надо ее в рот,а не так чтоб суп был по всей кухне и по ней.а когда начнет понимать.то и будет кушать,а пока покормлю,нам 10 месяцев.

сама отнимает и берет ложку в рот 7 месяцев

я считаю надо чтоб понимала.что это еда и надо ее в рот,а не так чтоб суп был по всей кухне и по ней.а когда начнет понимать.то и будет кушать,а пока покормлю,нам 10 месяцев.

в 1,5 ложкой, в 2 вилкой

Старший — не помню, младший (не за горами 1,5 года) хм. пробует, конечно, но у него это развлечение больше, вот меня пытался с ложки кормить)) предпочитает есть руками, и вообще не настолько заинтересован едой, чтоб самому съедать сколько надо, убегает)

Где-то с 9 мес., правда половину приходилось отскребать от креслица со столиком, зато сама:) сейчас год и 5, думаю детскую вилку купить.

а мой на еду и внимания не обращает, если на кухне едим, то готов выпрыгнуть из стульчика, не то что самому сидеть и есть. Ему годик

сыну 1,7.Он сам ест ложкй и вилкой только если очень голодный и что-то очень вкусное,а в большинстве случаев не хочет сам,вылезает из стульчика и убегает,когда я его догоняю и кормлю-открывает рот,не сопротивляеться,а сам не хочет есть.Еще любит меня кормить или игрушечного мишку.

Фигня, не может 9-месячный ребенок самостоятельно съедать свою порцию еды ложкой.

Моей дочке через месяц будет два года. Каждый прием пищи проходит с боем, не знаю что и делать, сама сижу и кормлю ее. Не ест сама ни обед ни ужин. А чтобы закреплялись навыки самостоятельного приема пищи у нее есть детская разноцветная посуда, просит чтобы наливала воду в стакан и тарелку, и сидит за столом ест ложкой воду из тарелки и пьет из стакана. Если наливаю суп или фруктовое пюре в тарелку сразу же пресекает не хочет и все тут. Надеюсь вот на сад, думаю когда будет ходить там уж никуда не денется будет есть, что дают. А сейчас пусть хоть воду ест ложкой практикуется.

В год и 1 мес. сам ел вторые блюда (сам ел ничего не раскидывая), ближе к 2м годам научился есть супы не проливая из ложки.

Я со своей билась с года- пыталась ее научить ложкой кушать. В 1 год и 8 она пошла в садик. Через неделю уже сама лопала ложкой. Я была в шоке! Дома сама просит ложку и ест. Много еды конечно мимо, но и старания похвальны! А вот у знакомой девочка того же возраста в саду сидит голодная- не хочет ложкой кушать.

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Жалоба отправлена модератору

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Форум: дети

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2021-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2021 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

В каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно

Ближе к пяти месяцам малыш проявляет все больше активности: гулит, крутит ручками, переворачивается на бок или на спину. Молодые родители ожидают следующий этап развития, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ведь в специальной литературе написано, что норма для этого навыка — возраст 5−6 месяцев. Если кроха не торопится, то его начинают присаживать, но не зная, как делать это правильно, могут лишь навредить.

Интересное:  Мягкая матка при осмотре что это значит

Наблюдение и поддержка

Главный совет всем родителям — нельзя торопить малыша, чтобы оправдать собственные ожидания и стремления соответствовать нормам. У каждого младенца свой ритм развития. Если этот процесс идет без нарушений, то кроха сам даст знать, что ему хочется большего — вертеть головой, тянуться плечиками и подбородком вверх, чтобы увидеть новые вещи в интересном мире. Не нужно подтягивать его вверх за ручки и присаживать, но и оставлять без внимания первые потуги к перемене положения тоже нельзя. Важно помочь ему правильно: тренировать мышцы и развивать координацию специальными упражнениями.

Признаки готовности

Хватательный рефлекс младенца, даже новорожденного, побудит его вцепиться в пальцы взрослого и инстинктивно тянуться вверх из положения лежа. Если взрослый потянет руки на себя, то малыш рефлекторно сядет. Однако это не означает, что ребенку уже можно сидеть, даже если ему нравится находиться в таком положении с помощью подушек, подложенных мамой.

Новое положение удобно и помогает развлечься при рассматривании новых предметов и игрушек, но отвлекает его от самостоятельных попыток сесть. Умение присаживаться не будет сформировано без влияния двигательной активности на кору головного мозга.

Если присаживать грудничка и удерживать его в такой позиции раньше, чем созреет мышечная система, то ожидаемые последствия — сколиоз и неправильное формирование костей таза. Педиатры и ортопеды единодушны — чем позже позвоночник ощутит нагрузку вертикального состояния, тем лучше для скелета в целом. В отличие от поощрения ползания и переворотов на живот, умение сидеть вертикально не требует поддержки взрослого.

Если же малыш сам стремится к этому и пытается удержать себя, необходимо проверить, соответствуют ли позиции частей тела следующим параметрам:

  • подбородок слегка наклонен вниз, шея прямая;
  • верхний отдел позвоночник прямой, плечи слегка развернуты назад;
  • поясница округленная, руки впереди как основная опора;
  • тазовая область согнута в наклоне вперед;
  • ножки согнуты в коленях, широко расставлены;
  • чаще всего присутствует заваливание на правый бок.

«Отклонения от этих показателей говорят о том, что тело ребенка не готово к переходу на новый этап, а физиологический изгиб позвоночника еще не сформирован.»

Общепринятые нормы

Ни один врач не сможет с точностью назвать возраст, во сколько ребенок начинает садиться, даже при регулярных осмотрах и наблюдениях за его развитием. Это может произойти в одну секунду, или, наоборот, попытки присесть могут продолжаться пару месяцев.

Иногда ползать начинают раньше, чем сидеть. Многие ортопеды склоняются к мнению, что так даже лучше для развития спины, ведь мышцы рук, ног и живота тренируются естественным образом во время этого процесса, и позвоночник получает минимальную нагрузку в вертикальной позиции.

Бывает, что оба навыка развиваются параллельно. Обычно первые попытки случаются в возрасте от 5 до 6 месяцев. Активные и развитые физические дети могут показать ранние результаты, но не нужно расстраиваться и записывать малыша в «отстающие», если он идет по индивидуальному графику. По определенным признакам можно понять, что грудничок готовится к освоению нового навыка:

  • не меньше нескольких минут удерживает голову и плечи поднятыми из позиции лежа на животе;
  • легко переворачивается в разные стороны;
  • лежа на спине старается оторвать голову и плечи от подушки.

Если малыш с трудом переворачивается на один бок и не делает ни одного из указанных движений, то принудительное вертикальное положение во время езды в коляске или на руках взрослого будет опасным для формирования его позвоночника, а также может задержать общее физическое развитие.

Умение управлять собственной моторикой приходит к малышу вместе с освоением чувства равновесия, что проходит в несколько этапов:

  1. 6 месяцев — до самостоятельного сидения еще далеко. Взрослый может поддержать попытки к перемене положения, предложив пальцы в качестве турника, и подтянуть ребенка вверх, чтобы помочь присесть. Первые упражнения не должны превышать несколько секунд. Даже крепкий физически грудничок может заваливаться набок, поскольку чувство равновесия еще в процессе развития;
  2. 7 месяцев — успешные попытки удержать вертикальное положение и умение самостоятельно перейти в него, из позиции лежа на животе или спине. Сидит уверенно, без опоры на руки, поворачиваясь за игрушками, удерживая и перекладывая их;
  3. 8−9 месяцев — чаще всего уверенное владение своим телом и умение принять желаемое положение в любой ситуации и сохранять его даже без опоры за спиной. Многие детки стремятся также встать на ножки и даже сделать первые шажки.

Вне зависимости от того, в каком возрасте ребенок садится самостоятельно, необходимо учитывать, что до 10 месяцев малышу не стоит сидеть дольше часа. Родителям надо взять на заметку, что самый мягкий и безопасный способ для крохи перейти в сидячее положение — из позы на четвереньках, в которой груднички так любят раскачиваться вперед — назад. Это очень полезное упражнение для вестибулярного аппарата и развития равновесия.

Как правильно учить сидеть

Примерно с 4 месяцев, после одобрения врача, можно укреплять мышцы малыша легким массажем после купания. Плавание очень полезно для общего здоровья и развития моторики. Сейчас почти везде имеются бассейны для грудничкового плавания, что способствует гибкости и умению управлять своим телом.

6 полезных упражнений с мамой и на фитболе

Случается, что полугодовалый кроха уверенно держит спинку прямо, но сесть без посторонней помощи не может. В этом случае можно помогать ему, давая пальцы для опоры, и подтягивать до нужной позиции. Поднимать лучше из положения полулежа, когда под спинкой есть твердая подушка. Ни в коем случае не надо делать за него всю работу — сажать, не давая понять, как именно происходит этот процесс.

Есть ряд упражнений, которые можно делать дома с пользой для здоровья. Многие мамы отмечали, что после регулярных занятий малыш неожиданно садился без их поддержки:

  1. Укрепление мышц живота под углом 30° — взрослый дает малышу указательные пальцы обеих рук и приподнимает его под углом 30°−40°, удерживает несколько секунд в таком положении и опускает обратно. Можно начать с 3 раз, позже увеличить до 5;
  2. Перевороты — мама поощряет желание малыша перевернуться со спины на живот и в обратную сторону, перекладывая интересные игрушки справа и слева от него;
  3. Тренировка спины — грудничок лежит на животе, мама кладет одну руку ему под грудку, удерживая в приподнятом положении, а второй слегка нажимает на стопы выпрямленных ножек, побуждая отталкиваться ими от ее ладони;
  4. Раскачивание на коленках — подойдет детям, которые уверенно стоят на четвереньках. Чуть поодаль можно положить игрушку так, чтобы малыш ее видел, но не мог дотянуться. Мама раскачивает кроху, показывая, как игрушка приближается и удаляется;
  5. Играем в «самолетик» — мама приподнимает малыша, взяв его одной рукой под грудкой, а второй под бедрами, спинка прямая. Ножки младенца должны упираться в грудь или живот родителя. В возрасте старше 6 месяцев можно немного «полетать» по комнате в таком положении, что вызовет восторженные эмоции у ребенка;
  6. Где моя погремушка — если кроха умеет присаживаться, но делает это с неохотой или ленится, то можно мотивировать его яркой погремушкой. Если потрясти ее над малышом, лежащим на спине, он наверняка заинтересуется и потянется за ней, что побудит его встать.

Ошибка многих родителей — стремление обезопасить ребенка от заваливаний на бок и на спину. Конечно, пространство вокруг должно быть комфортным, покрытым мягкими материалами, чтобы при падении он не мог пораниться, но если мама все время подхватывает кроху, то он не научится вставать и садиться из разных положений.

Научиться этому помогут упражнения на фитболе:

  1. Качания вверх-вниз лежа на животе, когда мама крепко придерживает за спинку. Начинать лучше с небольших колебаний, постепенно увеличивая амплитуду. Тренированным малышам нравится наклоняться до самого пола, где разложены яркие игрушки, и хватать их;
  2. Покачивания вправо и влево. В возрасте 7−8 месяцев, смотря во сколько ребенок садится сам, можно научить его широко раскидывать ручки, как в упражнении «самолетик». Разумеется, мама при этом надежно страхует его, придерживая за спинку;
  3. Пружинистые прыжки (для тех, кто уже сидит);
  4. Круговые вращения на животике;
  5. Качания и вращения лежа на спине;
  6. Пружинистые качания в позиции спиной на фитболе.

Причины для волнений

Многие родители не знают, когда по-настоящему следует начинать беспокоиться и искать специалиста, если ребенок не выказывает желания сидеть. Педиатры считают, что если к 11 месяцам малыш не сел и не показал никаких новых физических навыков, необходимо тщательное обследование у детского врача, невролога и ортопеда. Исключением здесь являются младенцы:

  • появившиеся на свет раньше времени или испытавшие гипоксию при родах;
  • перенесшие инфекционное заболевание или имеющие хронические болезни.

«К таким детям нельзя применять усредненные параметры, приемлемые для здорового организма. Недоношенные младенцы, при условии восстановленного здоровья, будут развиваться медленнее сверстников довольно долго, до 2−3 лет.»

Сядут они тоже на 1−2 месяца позже, чем ровесники. Болеющим малышам необходимо прежде всего выздороветь, чтобы общая психомоторика организма восстановила ритм поэтапного развития.

Если подобных причин нет, а младенец тихо лежит на спине и не проявляет особой активности, нужно присмотреться, нет ли настораживающих признаков:

  • не в силах поднять голову, лежа на животе, в возрасте 5−6 месяцев;
  • не может ползти даже после 9 месяцев;
  • не переворачивается после полугода;
  • не цепляется за пальцы взрослого;
  • не может ползать и приподниматься в 12 месяцев;
  • не стоит и не пружинит ножками к году.

Это серьезные симптомы физических и психических отклонений, скорректировать которые поможет только врач.

Мальчики и девочки: правдивы ли мифы

Специалисты не считают, что у одного из полов есть физические преимущества для раннего присаживания. Однако на родительских форумах не утихают споры и публикации фактов самолично выявленной статистики на тему, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть.

Мальчики, по их наблюдениям, отстают от девочек в проявлении физических навыков примерно на месяц, поскольку их нервная система развивается медленнее. По общим наблюдениям младенцы мужского пола садятся в возрасте 6−7 месяцев, тогда как девочки могут делать это и в 5.

На самом деле не проводилось научных исследований на эту тему, поскольку любой малыш с развитым опорно-двигательным аппаратом может опередить своих сверстников, сев или встав раньше них.

Также многие обыватели высказывают мнение, что мальчиков можно присаживать раньше без вреда для их здоровья. Это неправда, раннее присаживание вредно для любого пола, хотя для девочек последствия более очевидны:

  • смещение тазовых костей чревато множеством проблем при беременности и родах;
  • загибы матки и искривление позвоночника.

Для мальчика это не принесет проблем в области половой системы, но деформация в тазобедренных суставах впоследствии отразится необъяснимыми болями и неправильным развитием костей в области поясницы и позвоночника вплоть до их видимых искривлений, что, безусловно, ограничит его возможности.

«К таким детям нельзя применять усредненные параметры, приемлемые для здорового организма. Недоношенные младенцы, при условии восстановленного здоровья, будут развиваться медленнее сверстников довольно долго, до 2−3 лет.»

Ссылка на основную публикацию