Психомоторное развитие ребенка 4 месяцев

Психомоторное развитие ребенка в 4 месяца

Развитие детей в возрасте 3 -4 месяца

В возрасте около трех месяцев ребенок явно и четко фиксирует внимание на движущихся или ярких предметах, более активно поворачивает голову, реагируя на движения предметов или шум, старается повернуться на бок, лежа на спине. Ребенок произносит протяжные гласные звуки, очень оживленно реагирует на лица и голоса родителей. В этом возрасте уже очень хорошо становится понятно, какой темперамент будет у ребенка и становится понятно, все ли достаточно обеспечивается для жизни малыша. Это видно по его среднему состоянию спокоен он или нервничает и хныкает.

В этом возрасте ребенок предпочитает вертикальное положение, так ему легче поворачивать голову и осматривать все вокруг. Пеленание также вызывает недовольство, так как лишает руки и ноги подвижности и возможности хватать предметы и притягивать их у себе. Поэтому для трехмесячного ребенка больше подходят ползунки и распашонки, позволяющие двигаться. В этом возрасте очень правильно делать легкую гимнастику, развивающую мышцы и подготавливающую малыша к сидению.

В три-четыре месяца ребенок открыто проявляет ответную реакцию на любое эмоциональное проявление окружающих – улыбается в ответ и плачет, если чувствует нервозность или агрессию.

За третий месяц ребенок обычно прибавляет около двух килограммов в весе и вырастает до 10 сантиметров, окружность головы около 38-40 см.

К четырем месяцам ребенок учится общаться с окружающими разнообразными звуками, улыбается, гукает, уверенно поворачивается с живота на спину, поднимает голову, лежа на животе, а также, если его поддерживать в вертикальном состоянии, упирается ножками и топает, имитируя подпрыгивание. Очень сильно развивается мелкая моторика, ребенка начинают интересовать мелкие детали игрушек. В этом возрасте ребенок должен прибавить в весе так, чтобы весить к концу четвертого месяца приблизительно в два раза больше, чем при рождении.

| Вставить в блог

Код для блогов

a href= http://ufamama.org/detskaya_psihologiya/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detej_do_1go_goda/razvitie_detej_v_vozraste_3_4_mesyaca/ img style= float:left; margin-right:5px; src= /images/ufamama/psihomotornoe_razvitie_detej_v_vozraste_3_4_mesyaca.jpg /a a style= color:#333; href= http://ufamama.org/detskaya_psihologiya/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detej_do_1go_goda/razvitie_detej_v_vozraste_3_4_mesyaca/ p style= text-align: justify; span В возрасте около трех месяцев ребенок явно и четко фиксирует внимание на движущихся или ярких предметах, более активно поворачивает голову, реагируя на движения предметов или шум, старается повернуться на бок, лежа на спине. /span /p /a

В возрасте около трех месяцев ребенок явно и четко фиксирует внимание на движущихся или ярких предметах, более активно поворачивает голову, реагируя на движения предметов или шум, старается повернуться на бок, лежа на спине.

Психомоторное развитие ребенка.

А что касается познавательного (интеллектуального) развития, то

Здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.

Зрительное восприятие в младенческом возрасте совершенствуется, после второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движений. И наконец-то, в 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное. Он различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Развивается также пространственно восприятие.

Очень многое в этот период зависит от вас, родители, т.к. познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Психологи проводили исследования и установили, что познавательное развитие (в первую очередь развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается настолько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений. В разделе нашего сайта «Развиваем ребенка» Вы найдете множество развивающих игр (раздел временно в разработке).

Что касается движений руки, то движения, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложной координации. Во втором полугодии развитие движений руки очень интенсивно. Он размахивает предметами, стучит, кусает, перекладывает из руки в руку, бросает (что очень часто бывает опасным для взрослых).

После 10 месяцев появляются первые подражающие действия, позволяющие относительно верно использовать предметы (катает машинку, бьет по барабану и т.д.).

Восприятие и действие — это та основа, на которой формируется мышление ребенка в этот период. В течение года усложняются задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Все это сложно представить, поэтому я приведу пример. Нашему ребенку 0-2 месяца. Когда на глазах у него прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий. Ребенок подрос (ему 2-4 месяца), он наблюдает за тем предметом, который мы хотим спрятать, но будет зрительно его искать на предыдущем месте даже после перемещения. В 4-6 месяцев ребенок находит предмет, но частично виднеющийся, полностью закрытый предмет не найдет. Во втором же полугодии ребенок может найти и полностью закрытый предмет.

Что происходит с памятью? Узнавание уже доступно в самом раннем младенчестве, ребенок узнает знакомых людей, игрушки.

Младенец, общаясь с близкими взрослыми, развивается и в эмоциональном плане. Он умеет удивляться, тревожиться, расслабляться при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, а затем и некоторые звуковые сочетания. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, а сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Автор: Казакова Любовь Геннадьевна .

Нет комментариев, а автор ждет. Поможешь?

Психомоторное развитие детей до года

Каждые родители мечтают о здоровом и счастливом ребенке. Но как определить что малыш здоров и правильно развивается? Существует множество показателей по который можно определить развивается ли ваш ребенок правильно. Отношения к ним неоднозначны. Одни считают, что ребенок должен развивается за всеми показателями, другие говорят, что каждый развивается по-своему. Рациональнее будет получить знания о правильном развитии и сравнивать со своим собственным ребенком.

Психомоторное развитие детей до года

Развитие детей от 0 до 6 месяцев

Начинать наблюдать на малышом нужно еще с роддома. Новорожденный ребенок много спит, просыпаясь только, когда пришло время поесть. Он еще находится в позе эмбриона и держит кулачки сжатыми, а при ярком свете поворачивается к нему. Двигается медленно и беспорядочно.

В один месяц об особенностях психомоторного развития детей говорят гипертония мышц, сжатие руки, а ноги согнуты в коленях. Лежа на животе ребенок может держать головку на протяжении двух секунд. Он хорошо слышит внешние звуки и уже выдает некоторые самостоятельно. В этот период он учится правильно брать грудь. Бытует мнение, что нужно вырабатывать режим. приемлемый для обоих – матери и малыша. Врачи же советуют прикладывать к груди как можно чаще, чтобы лактация проходила хорошо. При необходимости вы можете повысить лактацию.

Двухмесячный ребенок уже может дольше рассматривать предметы в черно-белой гамме, всматриваеться в лицо матери. Когда выдается резкий звук, он поворачивает голову. Уже начинается гуление и произношение некоторых гласных звуков. Малыш держит голову, а когда в руку дают игрушку, он ею играет. В этот период нужно начинать плавать в большой ванне, так как ребенок уже может исполнять некоторые плавательные движения. Питание составляет грудь матери по требованию малыша, но уменьшается частота ночных кормлений.

Ребенок, которому три месяца хорошо держит голову, поднимает вверх руки и тянет игрушку в руке в рот. Лежать на спине стает для него неинтересным, и он поворачивается на живот, таким образом расширяя свое мировоззрение. Особенностью психомоторного развития детей этого возраста является реакция на близких людей и узнавание своего имени, а в речи тянет согласные. Малыш имитирует интонации взрослых и улыбается, выражая позитивные эмоции.

Интересное:  Болит живот как перед месячными но месячных нет при менопаузе

Если малышу уже четыре месяца . он может рассматривать разные игрушки, тянутся к ним, оценивать расстояние. При желании достать игрушку он переворачивается со спины на живот и опирается на руки под прямым углом. Родители уже могут садить его с поддержкой. В ответ на это ребенок будет издавать громкие звуки и смеяться.

Деятельность пятимесячного малыша направлена более на игровую деятельность. Он ищет наполовину спрятанный предмет, легко переворачивается со спины на живот, поднимается на разогнутые руки и с помощью родителей садится. Ребенок различает «своих» и «чужих», а также насторожено относится к новым игрушкам. Реакция при этом может быть разная – от страха до восхищения и интереса.

Шестимесячныймалыш понимает отдельные руки взрослых, а также реагирует на повседневные звуки в помещении. Он может сам играть, перекладывая игрушки с руки в руку и при этом разговаривать сам с собой. Если надо достать предмет, может подползти.

Нормы психомоторного развития детей от 6 месяцев до года

Полгода уже позади, а впереди неизведанные просторы исследований для малого шалуна. Он уже ползает и сидит с опорой на руку. Ребенок понимает, когда его хвалят, а когда ругают. Когда падает игрушка, он за ней следит. Игровая деятельность включает активную мелкую моторику, такую как шнурование, или рванее листов бумаги.

Окрепший организм восьмимесячного малыша позволяет ему уже самому садится и устойчиво сидеть, стоять на четвереньках и стоять некоторое время держась за опору. Незнакомые предметы вызывают у него интерес, и он постоянно ищет себе занятие. Он понимает некоторые команды и может уже начинать разбирать пирамидку. В этом возрасте проявляется лепет.

Особенности психомоторного развития детей в девять месяцев можно обозначить как активное стремление к познаванию мира. Ребенок ползает, может передвигается, держась за опору, реагирует на мимику и жесты взрослых. Язык малыша составляют подражание звуков животных, отдельные короткие слоги или полнозначные слова. Игровая деятельность постоянно дополняется новыми возможностями. Он постукивает по игрушке, знакомится с музыкальными игрушками.

В десять месяцев ребенок во многом имитирует поведение и интонацию родителей. Он уже может подать или показать предмет, о котором его спрашивают и в игре игрушки выполняют свое предназначение (машинку катает, мячик бросает). Этот возраст оптимальный для контакта малыша со сверстниками в игровой деятельности.

Одиннадцатимесячныймалыш уже может ходить за одну руку и делать самостоятельно несколько шагов. Он знает части своего тела и может собрать пирамидку. Такой малыш разговаривает со взрослыми на «своем» языке и может выполнить команды. Ребенок активно берет участие в игре самостоятельно или вовлекает в нее взрослых.

Как результат, годовалый ребенок самостоятельно передвигается, поднимает игрушку с земли. Он начинает разговаривать целыми словами (примерно 8-10 слов) и постоянно пополняет словарный запас. Такой ребенок использует большинство предметов быта по назначению.

Психомоторное развитие детей до года не всегда происходит в соответствии с данными нормами, поскольку каждый ребенок особенный. Один начинает ходить в 11 месяцев, а другой уже в год может составлять предложения. Главное, чтобы ребенок был здоров и рос в счастливой семье.

Развитие ребёнка в 4 месяца

На четвертом месяце жизни ребенка в его развитии отмечаются заметные перемены, связанные с изменением тонуса мышц, которое способствует освоению новых типов движений. Продолжает совершенствоваться эмоционально-психологическая сфера, малыш активно познает окружающий мир, заметно меньше спит и дольше бодрствует. Итак, что именно должен уметь ребенок в 4 месяца?

Физическое развитие

Рост и вес

Прибавки в весе прежние – независимо от вида вскармливания, ребенок за прошедший месяц должен прибавить от 600 г (но не более 1000г). А вот темпы роста чуть замедляются – теперь малыш подрастает на 2–2,5 см за месяц.

Окружности головы и грудной клетки

В 4 месяца окружность головки составляет 41,5 см, а груди – около 42 см.

Психомоторное развитие

Движения. На 4 месяце жизни окончательно уходит гипертонус мышц-сгибателей с верхних конечностей, что способствует совершенствованию движений в руках. Малыш осознанно выполняет захват игрушек и способен удерживать их в ладони, пытается перекладывать предметы из одной ручки в другую. С захваченным в ладонь предметом младенец совершает разнообразные манипуляции – ощупывает, сгибает, трясет, засовывает в рот.

Благодаря укреплению мышц верхних конечностей ребенок в 4 месяца из положения лежа на животе уверенно приподнимает верхнюю половину туловища, опираясь на предплечья или ладошки.

Укрепляются мышцы спины, благодаря чему ребенок становится способен активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытается вставать на четвереньки или ползать по-пластунски, некоторые малыши пятятся назад. Часть детей из положения лежа на спине пытается садиться, и у них это может получаться. Однако допускать пребывания 4-месячного малыша в положении сидя нельзя – из-за недостаточно окрепших мышц спины у него могут сформироваться патологические изгибы позвоночника, деформации костей грудной клетки и таза. Несмотря на то, что младенцы спокойнее ведут себя сидя (поскольку так им открывается больший обзор), в 4 месяца еще рано помещать детей на стульчики или усаживать с подушкой. Допустимо расположение в детском кресле или коляске полулежа (под углом 45°, с опорой на спинку).

Неумение ребенка в 4 месяца удерживать головку расценивается как значимая задержка психомоторного развития, и требуют квалифицированной помощи детского невролога, педиатра и других специалистов с проведением курса лечебных и реабилитационных мероприятий. Неумение переворачиваться хотя и не столь критично, но должно простимулировать родителей к дополнительным занятиям (проведению гимнастики, массажа, игр с малышом).

Эмоции малыша становятся более выраженными и ярко окрашенными. В 4 месяца дети способны испытывать испуг, радость, обиду и выражать их внешними признаками (улыбкой, смехом, плачем, гулением). Проявляется любопытство, дающее возможность активнее познавать окружающий мир. Ребенок с интересом прислушивается к новым звукам, осматривается на улице, разглядывает свое отражение, окружающих людей, новые игрушки; изучает свое тело (подносит к лицу и рассматривает ножки и ручки), «пробует на вкус» все доступные предметы.

Мышление – в 4 месяца у ребенка появляется способность к формированию причинно-следственных связей – он реагирует на подготовку к кормлению, затихая и приоткрывая ротик при виде материнской груди (или бутылочки).

Зрение и слух. В 4 месяца дети различают цвета, причем предпочитают яркие, чистые основные цвета (желтый, зеленый, синий, красный). Именно в такой цветовой гамме лучше выбирать одежду и игрушки для малышей. Младенец начинает различать на слух голоса (узнает голос матери, отца, других близких родственников), прислушивается к музыке, может выражать отрицательную реакцию не просто на громкие, а уже на неприятные ему звуки (скрежет, неритмичные мелодии и т.д.). Малыш уже улавливает эмоциональные оттенки звуков (улыбается при ласковом разговоре или начинает плакать, если рядом с ним ругаются взрослые).

Речь. У малыша в 4 месяца продолжает совершенствоваться гуление. Он тянет открытые гласные, произносит слоги. Многие дети имитируют различные звуки – например, кашель, с удовольствием повторяя их снова и снова и прислушиваясь к звучанию собственного голоса. Начинается лепет – многократное повторение отдельных слогов (ба-ба-ба, па-па-па и др.).

Продолжительность сна к 4 месяцам у ребенка сокращается до 12–14 часов за сутки. Он спит ночью (возможно 1 пробуждение на кормление, особенно при грудном вскармливании), и 3 раза спит днем. Периоды бодрствования уже достаточно длительные, по 3–4 часа подряд. Нарушения ночного сна могут отмечаться при перевозбуждении малыша (активные игры перед сном), а также в случае неврологических нарушений и заболеваний.

Другие вопросы

Кормление – в 4 месяца кормить детей даже на грудном вскармливании следует по режиму, выдерживая перерывы в 4 часа днем, и по 6–8 часов ночью. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании составляет 1/7 от веса малыша.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в возрастной период с 4 до 6 месяцев необходимо начинать введение прикормов. Первым прикормом для ребенка может стать каша, фруктовое или овощное пюре – вид блюда выбирают, исходя из особенностей развития (деткам с запорами рекомендуют начинать с низкоаллергенных овощных или фруктовых пюре – яблочного или кабачкового; малышам с недобором веса – с безглютеновых безмолочных каш – рисовой, гречневой или кукурузной). О сроках, темпах и последовательности введения продуктов необходимо проконсультироваться с педиатром.

Игрушки. В 4 месяца детям рекомендуются самые разные игрушки:

  • комбинированные по фактуре и форме предметы (из пластика со вставками из ткани, металла, силикона; с кольцами, шариками и т.д.);
  • развивающие коврики и подвески;
  • погремушки с различным звучанием;
  • игрушки с зеркальцем;
  • мягкие, легко сминающиеся игрушки (чтобы малыш мог сжимать их пальчиками);
  • звучащие игрушки (музыкальные на батарейках, дудочки и бубны, колокольчики).

Занятия с малышом в 4 месяца должны включать различные активные игры – с переворотами, подбрасыванием, кружением (разумеется, в меру), активную гимнастику, стимулирование ползания. Рекомендуется показ картинок с одним крупным изображением (рисунки животных, фруктов и овощей, предметов). В качестве игр с ребенком в 4 месяца подойдут потешки («коза рогатая»), «ку-ку», совместные игры с погремушками.

Интересное:  Режим кормления в 3 месяца при грудном вскармливании

На прогулке ребенка следует чаще брать на руки, показывая ему окружающие предметы и животных, с обязательным проговариванием. Нужно чаще разговаривать с малышом, четко произнося слова, играть с ним в повторение звуков. Рекомендуется включать ребенку негромкую музыку – спокойную перед сном и ритмичную в период бодрствования.

Рост и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 4-х до 5 месяцев

На 5-м месяце вес тела увеличивается меньше: 400- 600 г в месяц, в среднем 20 г/день или 140 г в неделю.

В возрасте 5 месяцев нормальный грудной ребенок удваивает вес, который он имел при рождении.

Исключение составляют дети, родившиеся с малым весом; они удваивают свой вес раньше, чем родившиеся с большим весом.

Длина тела

По сравнению с длиной при рождении, 5-месячный ребенок вырастает на 13-15 см. За последний месяц он вырос на 2 см. Впредь он будет расти еще медленнее: около 1 см в месяц.

Невозможно предвидеть окончательный рост человека, исходя из того, как он вырос в течение первого года жизни. Как мы указывали на других страницах, окончательный «скачок» роста происходит в период полового созревания, между 12 и 16 годами.

Общая подвижность

Лежа на спине (дорсальный декубитус)

К концу 5-го, месяца, многие грудные дети могут поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым удается повернуться даже со спины на живот. Около 25 % из них, однако, не удается это делать, несмотря на то, что у них нормально развитые нейромоторные способности.

Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда он максимально вытягивает позвоночник, упирается головкой и ступнями о кровать, подымает ягодичную часть, будто пробуя делать «мост».

Иной раз он подымает голову и одновременно вытягивает остальное туловище. Если ему протягивают какой-нибудь предмет (ярко раскрашенную, легко схватываемую игрушку), он хватает ее еще неловко, всеми пальцами, но держит ее крепко, трусит ее, ударяет о решетку кроватки, «охватывает» ее главами и подносит ко рту. Упускает ее произвольно. Ему нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать.

Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове. Нижние конечности повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной ногой, то другой, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе нижние конечности, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжечном суставе. Движения кажутся координированными.

Лежа на животе

Лежа на животе, ребенок легко подымается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90°. Вертится на одной руке, причем тяжесть переносится на руку, на которую он опирается и таким образом высвобождает другую руку, которую протягивает вперед. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться.

Таз прилягает к плоскости кроватки.

Подтягивание за руки в положении лежа на спине

Ребенок, крепко зацепившись всеми пальцами за один палец одной и другой руки взрослого, подымается переходя из положения лежа на спине в сидячем положении при полном контроле головы.

Если грудной ребенок не участвует в этом движении (не цепится за палец взрослого, не имеет силы держать этот палец и/или не пытается поднять голову и грудную клетку) следует обратиться к врачу.

После того как его подняли на ягодицы и поддерживают в этом положении, ребенок держит хорошо голову, приводит ее вперед и поворачивает по сторонам. Во время поднятия нижние конечности вытягиваются. Руки сгибаются в локтевом суставе.

Сидячее положение

Начинается стабильность туловища. Спина еще не держится прямо, но ее можно привести на короткое время в прямое положение.

Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести.

Бедренные суставы сгибаются, нижние конечности поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью.

Поддерживаемый подмышки, ребенок встает на ножки

Грудкой ребенок протягивает ножки к плоскости кроватки и принимает тяжесть тела.

Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опирается незаметно и на короткое время на кончики пальцев ног, покачивается наподобие «Ваньки-встаньки».

Реакции положения

В любом положении голова устанавливается правильно. Очень хорошо развитые дети с нейромоторной точки зрения хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау.

Следует отметить, что эта реакция не наблюдается у всех детей на 5-м месяце, но в последующие месяца надо следить за тем, как она происходит.

Тонкая подвижность и хватание

Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью (хватание «по-обезьянему»).

Когда кто-нибудь из взрослых подымает его в сидячее положение и поддерживает его, ребенок следит с интересом за предметами, которые падают сбоку от тела. Он протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет ее отнять; игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой-либо цели и уже не может ее рекуперировать.

Рот становится органом познания

Грудной ребенок чувствует потребность совать все предметы в рот. Это для него путь познания этих предметов. Губы и язык очень хорошие органы осязания. Поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опасности, такие как пластмассовые крупные кольца, резиновые игрушки. Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не мог их проглотить, а если они падают на пол, их надо всякий раз мыть.

Нельзя также разрешать, чтобы этими предметами играли братья и сестры грудного ребенка (опасность инфекции). Если грудному ребенку не дают игрушек, он начнет жевать, по всей вероятности, свою рубашку, одеяльце, край кроватки.

Издаваемые грудным ребенком звуки остаются пока гортанными, без участия языка и губ. Ребенок лепечет и «вокализирует». Во время бодрствования он долго вокализирует, связывает звуки, «напевает», прекращает и снова начинает «петь».

От времени до времени он ясно произносит звук «а» или «е», хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд или минут и повторяет их как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слога (да, де, гу) и сочетает их прогрессивно в цепи ритмичных слогов.

Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает и, будто ободренный успехом, начинает своеобразную «беседу».

Как только устанавливается такой «набросок» диалога, ребенок громко смеется, поворачивается, протягивает ручки и возобновляет вокализы, как бы предлагая и матери повторять их. Ребенок перестает плакать, когда слышит музыку.

Социальный контакт

Вместо глобальных реакций (радость, удовлетворение, страх, крики), чувства нюансируются, его выразительные средства обогащаются: радость, ярость, скука.

Ему все больше начинает нравиться «общество» других, он чувствует потребность иметь кого-нибудь возле себя каждый раз, когда он бодрствует; когда с ним разговаривают он счастлив.

У ребенка начинает все отчетливее обрисовываться собственная личность («веселая», «ленивая», «активная», «чуткая», «мечтательная»), В этом отношении невозможно сделать окончательных выводов.

Всех нас, занимающихся грудными детьми, поражает тот факт, что некоторые дети «ленивы» и отказываются принимать более густую пищу или «участвовать» в еде, что иные начинают плакать, как только тон голоса повышается, а другие проявляют безразличие. При пробуждении некоторые лепечут, поворачиваются во все стороны, пытаются «улавливать» малейшее движение взрослых.

Иные перестают плакать, когда с ними разговаривают. Начинают различать близких от посторонних лиц.

Слух и локализация звуков

У грудного ребенка хороший слух и он поворачивается к источнику звуков. Когда испытывается слух грудного ребенка, важно, чтобы он был спокоен, а вокруг него, полная тишина.

Ребенок различает качество звуков. Он узнает звуки и радуется некоторым из них, отвергая слишком шумные или непривычные. Повторяет собственные звуки, радуется им. Издает нюансированные звуки. Повторяет и меняет репертуар звуков. Громко кричит, когда нуждается в чем- нибудь или хочет привлечь внимание.

С каждым днем наблюдается большое разнообразие в оттенках и тональности плача.

Зрение и движения глазных яблок

Грудной ребенок фиксирует взглядом предметы и координирует движения глазных яблок с движениями головы в адекватном положении. Он следит за ярко раскрашенной погремушкой на 90° от средней линии, во всех планах (разглядывает предмет в положении сидя и лежа на спине).

В нормальных условиях, у 5-месячного ребенка уже нет страбизма (косоглазия). В случае детей, у которых еще не совсем координированы движения глазных яблок или которые еще смотрят «косо», мать должка проводить на расстоянии 30-40 см от лица, лежащего на спине ребенка какой-нибудь блестящий (очки) или ярко раскрашенный предмет. Это упражнение следует проделывать по несколько раз в день, но на очень короткое время (менее одной минуты), так как ребенку эта игра быстро «надоедает».

Источники: http://semiadeti.ru/rebenku-4-mesjaca/psihomotornoe-razvitie-rebenka-v-4-mesjaca.htmlhttp://club-mam.com/child-year/razvitie-rebenka-v-4-mesyatsa.htmlhttp://sevia.ru/deti/ditia/rost-4-5.shtml

Ссылка на основную публикацию