В новорождённого ребёнка голова вормируется.

Помните анекдот про юношу, которого не берут в армию из-за того, что у него квадратный череп, а в армии нет соответствующих касок? На самом деле, у большинства из нас череп при рождении имел слегка деформированную форму. Иногда это происходит из-за того, что череп ребенка деформировался при проходе через родовые пути при рождении, а иногда необычная форма черепа может обуславливаться неправильным обращением с младенцем. Некоторые родители позволяют ребеночку долго лежать на одной стороне, и в результате это проявляется на неокрепших костях черепа. Но, как известно, форма головы младенца может меняться по мере того, как он растет. Предлагаем вашему вниманию несколько весьма полезных советов о том, как постараться избежать появления плоских участков и других деформаций на черепе у малыша, и какие меры, в случае необходимости, надо предпринять.

КАК ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВЛИЯЕТ НА ФОРМУ ЧЕРЕПА

На макушке у новорожденного есть две мягкие зоны, где кости черепа еще не полностью срослись. Этот неокостеневший участок свода черепа, называемый родничком, позволяет сравнительно большой головке ребенка протиснуться при рождении через узкий родовой канал. Также, этот неокостеневший участок позволяет развиваться (в то числе, в размерах) быстро растущему мозгу младенца. Но именно из-за того, что этот участок еще слишком мягкий, непозволительно позволять ребеночку лежать долго в одном и том же положении – это может привести к ассиметричному развитию черепа.

Данная асимметрия хорошо может быть заметна, если глядеть на головку ребенка сверху. С такой позиции голова ребенка может выглядеть несколько более плоской с одной стороны, чем с другой. С более плоской стороны могут чуть дальше выступать скулы, да и ушко с плоской стороны может выглядеть немного оттопыренным.

ЧТО С ЭТИМ МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Образование такой позициональной асимметрии является очень распространенным явлением у маленьких детей, особенно, если большинство времени они проводят на каком-то одном боку в кроватке или коляске . Для того чтобы избежать возникновения такой асимметрии, необходимо помнить о следующих правилах.

1. Периодически меняйте положение ребенка

Когда новорожденный спит, его, как правило, кладут на спину. При этом необходимо иногда менять положение головы ребеночка, чуть-чуть наклоняя саму головку, или все тело вместе с головой влево, или вправо. Меняя положение головы, старайтесь не переворачивать ребенка на бок полностью. Просто подкладывайте что-либо вначале под один бок, потом под другой во время сна. Неплохо при кормлении ребенка периодически менять руку, на которой вы его держите.

2. Носите ребенка чаще на руках, когда он не спит

Старайтесь чаще брать ребенка на руки, когда он бодрствует. Это позволит несколько ослабить давление на череп младенца, которое оказывает кроватка или коляска.

3. Переворачивайте малыша иногда на животик

На первых порах переворачивайте иногда ребенка лицом вниз – пусть малыш поиграет будучи на животике. Но сделав это, ни в коем случае ни на секунду не покидайте младенца. Он должен быть всегда под вашим надзором в такой позиции , чтобы случайно не уткнуться личиком в постель и не задохнуться. Если вам необходимо ненадолго выйти из комнаты, переверните малыша обратно на спину.

4. Меняйте положение кроватки и ребенка в ней

Если уж вы заметили небольшую деформацию, к примеру, левой стороны черепа, старайтесь располагать своего малыша в коляске или кроватки так, чтобы вы занимались своими домашними заботами, будучи по его правую руку. Ребенок, играя, будет вынужден поворачивать голову в ту сторону, где находитесь вы , что позволить несколько ослабить давление на деформированную сторону. Часто меняйте положение кроватки в комнате, давая ребенку возможность изучить все пространство помещения, а не только, скажем, вас в кресле по левую руку. Никогда не позволяйте малышу засыпать таким образом, чтобы его головка находилась на подушке или на каком-нибудь другом мягком возвышении.

Обычно бывает достаточно менять положение, в котором лежит ребенок, для того чтобы не допустить деформации черепа и образования асимметрии. Если асимметрия уже образовалось, и никакие ухищрения не помогли исправить ее в течение нескольких месяцев, доктора могут порекомендовать специальный бандаж на голову, похожий на шлем . Это приспособление поможет черепу малыша формироваться симметрично. Суть действия этого шлема заключается в том, что он оказывает очень слабое, но постоянное давление на определенную часть черепа, что позволяет выровнять деформированные зоны.

Такой шлем очень эффективен в период с 4-ех до 6-ти первых месяцев жизни малыша. Именно тогда череп еще очень мягкий, кости растут достаточно медленно, а мозг развивается быстро. В течение всего периода лечения этот бандаж носится постоянно – обычно, в течение 12-ти недель . Его снимают ненадолго лишь для того, чтобы постирать и дать коже ребенка подышать. Примерно один раз в неделю или в две недели необходимо регулировать шлем для младенца . Существуют подобные шлемы и для коррекции детского черепа в более позднем возрасте, но в этом случае лечение длится гораздо дольше.

БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ – ЧТО ДЕЛАТЬ?

К сожалению, так бывает (хотя и очень редко), что кости черепа новорожденного срастаются преждевременно . Образовавшаяся твердая и неэластичная часть давит на другие кости черепа по мере увеличения в размерах мозга. Такая аномалия называется краниосиностоз (преждевременная образование черепа и облитерация швов). У врачей есть стандартные методы исправления данной аномалии в младенческом возрасте. Для того чтобы дать мозгу возможность расти и развиваться, сросшиеся преждевременно кости должны быть разделены при помощи хирургического вмешательства.

АСИММЕТРИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ ВАМ РАЗВИВАТЬ РЕБЕНКА

Зачастую, асимметрия вызывает у родителей панику. На ребенка одевают шлем и бояться лишний раз прикоснуться к малышу, чтобы, не дай бог, не повредить его в период лечения! Не забывайте, что ребенок продолжает расти даже с таким приспособлением на голове, а значит, малыш нуждается в играх. Для того чтобы определить насколько активными должны быть игровые мероприятия, необходимо обязательно советоваться с педиатром. Он же может назначить массаж ребенку, который также лучше доверить специалистам.

Интересное:  Как ребенка научить часы понимать

Небольшая ямочка на темени ребенка — родничок — выполняет важную задачу во время появления малыша на свет. Да и после рождения ей отводится серьезная роль, а вместе с этим — особое внимание мам и врачей.

Роднички — это участки на стыках черепных костей, покрытые вместо костной ткани мягкими упругими оболочками. Благодаря им головка малыша пластична и во время родов может приспосабливаться к изгибам таза матери. Объем и размеры головы крохи в момент рождения уменьшаются, что позволяет защитить от повреждений и мозг малыша, и органы мамы.

Всего родничков шесть, но у доношенных малышей к моменту рождения, как правило, открытым остается только один, в районе темечка, — так называемый большой родничок. В норме его размер составляет от 0,5 до 3 см, а форма напоминает ромб. После рождения он помогает крохе адаптироваться к изменчивой внешней среде: поддерживать температуру тела, регулировать колебания внутричерепного давления.

Это большой родничок мы целый год невольно пытаемся обойти, когда гладим ребенка по голове, снимаем шапочку, расчесываем. Прямо под кожей, тонкой и блестящей, находится прочная, но эластичная мембрана, которая позже заместится костью, а под ней пульсирует довольно крупная вена. Именно она набухает, передавая колебания артерий и сердца, когда малыш плачет, кричит или глубоко вздыхает.

Большой родничок зарастает постепенно и окончательно закрывается между 6 и 18 месяцами. Когда именно это произойдет, зависит прежде всего от особенностей организма малыша. Хотя слишком медленное или, наоборот, быстрое зарастание родничка бывает признаком болезни, но только не само по себе, а вместе с другими симптомами. Так, чаще всего «вмятинка» затягивается слишком медленно из‑за рахита. Случается и так, что родничок исчезает уже в первые полгода жизни малыша — причиной тому становится нарушение обмена кальция и фосфора в организме.

«Впадинка» не требует особого ухода. К родничку можно прикасаться и рукой, и расческой — хотя, разумеется, сильно давить на него не стоит, как, впрочем, и на любую другую часть тела ребенка.

По внешнему виду родничка можно оценить состояние малыша. В норме он не должен ни набухать, ни западать; прикоснувшись к родничку пальцами, легко почувствовать пульсацию.

Обратиться к врачу стоит в том случае, если родничок становится жестким на ощупь, внутри него не прощупывается пульсация, он набухает или западает, а малыш при этом беспокоится или, наоборот, выглядит вялым (в норме родничок может набухать, когда кроха плачет, но потом быстро принимает прежнюю форму). Когда родничок втягивается внутрь, это может указывать на сильное обезвоживание ребенка: его надо срочно показать врачу.

Деформация черепа

//Величина головы новорожденного составляет ¾ от размера, достигающего во взрослом состоянии (в то время как тело ребенка при рождении по размеру – немного менее ¼ относительно тела взрослого). Умение управлять мышцами шеи приобретается ребенком лишь к 3-месячному возрасту. Именно поэтому исключительно важно следить за тем, чтобы малыш постоянно менял позу – это поможет избежать деформации вследствие постоянного давления.

  • Более склонны к проявлению патологии крупные и относительно много спящие малыши.
  • Особому риску подвергается первый ребенок, ввиду отсутствия опыта у родителей.
  • Следующие дети не менее защищены от риска, так как им уделяется меньше времени.

Влияние течения беременности

  • Преждевременные роды – один из сопутствующих факторов в проявлении заболевания в послеродовой период, особенно – скафоцефалия, у недоношенных детей.
  • У переношенных детей чаще встречается проявление дородовых патологий, в основном, плагиоцефалия и брахицефалия.
  • У мальчиков плагиоцефалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
  • Брахицефалия в 2 раза чаще поражает мальчиков, чем девочек.
  • Скафоцефалия наблюдается с одинаковой частотностью у обоих полов.

Особенности типов патологий

  • Позиционная плагиоцефалия чаще имеет правосторонний характер.
  • Брахицефалия чаще поражает крупных и долго спящих детей.
  • Скафоцефалия чаще проявляется у недоношенных.
  • Многоплодие при беременности.
  • Крупный размер зародыша (макросома).
  • Переношенный ребенок.
  • Непропорциональное раскрытие костей таза матери.
  • Преждевременная фиксация плода в утробе головой вниз
  • Внутриматочные опухоли (миомы. ).
  • Регулярный сон на одном боку: плагиоцефалия.
  • Регулярный сон на спине: браxицефалия.
  • Регулярный сон при повернутой в сторону голове: скафоцефалия.
  • Врожденная кривошея.
  • Преждевременная фиксация плода в утробе головой вниз.
  • Чрезмерное пребывание в полусидячем положение на детском стульчике, в коляске, кресле-качалке.
  • Врожденная кривошея встречается у весьма большого числа детей с плагиоцефалией. Необходимость в раннем выявлении и лечении является безотлагательной.

Если Вы часто встаете ночью к ребенку, следуйте следующим инструкциям:

  • 1/3 времени сна на спине
  • 1/3 времени на правом боку
  • и оставшаяся 1/3 времени сна на левом боку.

Если у Вас нет необходимости часто подходить ночью к ребенку, т.е., он спит много часов подряд без беспокойства, поступайте следующим образом:

  • Укладываете его на спине или на той стороне, на которой больше нравится малышу.
  • Перед тем, как Вы сами будете ложиться спать, подойдите к малышу и поменяйте его позу на противоположную на все оставшееся время сна.

Уложите его на спину одну ночь, следующую ночь – на правую сторону, третью ночь – на левую.

Форма головы у новорождённых

Форма головы у новорождённых отличается – это связано с видоизменением несросшихся черепных костей при прохождении по родовым путям или неправильным обращением с ребёнком. Обычно первоначальная форма головы младенца – продолговатая. Череп остается мягким на протяжении 40 недель – это помогает минимизировать риск получения травм и позволяет мозгу развиваться. В среднем видоизменения черепа происходят в возрасте до года.

Из-за несросшихся костей форма может отличаться в разные периоды жизни до года

Размер головы у новорожденного во многом зависит от наследственности, исключение составляют недоношенные дети, которые имеют большую окружность головы. Если же голова у ребенка быстро растет после рождения, то это может быть первым признаком проявления гидроцефалии или других отклонений в развитии мозга. В норме окружность головы у грудных детей каждый месяц увеличивается на 2 см, а после 3-х месячного возраста прирост головы снижается и к году окружность ее составляет около 45-47 см.

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Интересное:  Почему Воспалились Лимфоузлы На Шее У Ребенка

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Ссылка на основную публикацию