Адаптация Ребенка В Саду В 5 Лет

Содержание

Адаптация ребенка к детскому саду

Детский сад для ребенка – это новая обстановка и приспосабливание к небывалым еще окружающим условиям. Новые помещения, новые лица, новые отношения, все это по любому вызывает стресс и вынуждает малыша приноравливаться, затрачивая массу психической, а подчас и физической энергии. Поэтому, на первых парах так необходима адаптация ребенка к детскому саду.

Маленький ребенок в процессе адаптации настолько уязвим, что родители оказываются напуганы тем, сможет ли он вообще приспособиться. Впрочем, поведение их ребенка в целом достаточно типично, несмотря на уверенность мам, что как раз именно ее дитя – не детсадовское.

В период привыкания ребенка к детскому саду, он сталкивается с кардинальным изменением собственной жизни. Наступает период, когда длительное время рядом с ним нет его самых близких – мамы и папы. Появляется строгий ритм детсадовского расписания и необходимость подчиняться совершенно чужим людям – воспитателям, он сопровождается сокращением персонального внимания. Возникает пока немотивированная для ребенка неизбежность постоянного контакта с другими детьми.

В итоге – нервно-психическое напряжение, не спадающее особенно в первые дни, превращающееся в стресс с ярко выраженными отрицательными эмоциями, окрашиваемыми еще и детскими страхами: боязнью встречи с незнакомыми ему детьми, боязнью быть забытым родителями в столь неприятном ему месте. Все это выражается в приступах детского гнева, сопровождаемого истериками и плачем.

Адаптация к детскому саду в 2-3 года

Чаще всего даже общительные дети, наполненные жизненным оптимизмом, оказываясь в детском саду, поначалу снижают свою социальную активность, превращаясь в замкнутых и напряженных. В возрасте 2-3 лет малыши могут играть лишь рядом друг с другом, а не вместе, поскольку в этом возрасте пока еще отсутствует умение играть в сюжетные игры.

Лучшим показателем того, что ребенок стал постепенно привыкать к обстановке и окружению – отклик его на призывы воспитателя к взаимодействию, исполнение режима детского сада. Нередки случаи, когда замыкаясь, ребенок теряет интерес к познаванию нового, как бы самоустраняется, вплоть до того, что не решается играть и сидит в сторонке ото всех, пытаясь хоть как-то сориентироваться.

Бывает и так, что малыш, потрясенный изменениями, теряет на некоторое время привитые дома способности самообслуживания, а у отдельных детей даже снижается словарный запас, ограничиваемый лишь самыми простыми словами. Некоторые дети приобретают неуправляемую гиперактивность, а некоторые наоборот – затормаживаются. Это связывается с изначальным темпераментом ребенка и в период адаптации приходит в норму, что сопровождается восстановлением домашней активности, а это – признак успешной адаптации к детскому сада в 2-3 года.

Когда приходит время оставить ребенка на послеобеденный сон, приходится сталкиваться с его беспокойством во время отдыха, вскакиванием посреди сна с плачем, что со временем также должно прекратиться и войти в норму. Очень часты случаи, когда наблюдается падение аппетита – непривычная пища по непривычному графику, с незнакомым запахом и вкусом. Однако и к этому ребенок постепенно привыкает.

В силу особенностей многочисленных перекрестных контактов, увеличивается частота заболеваний малыша, повышается подверженность его организма более частым простудам и ОРЗ, превращающимся в хронические из-за психологической составляющей привыкания к новому месту. Очень часто, преодолев эмоциональный дисбаланс, удается справиться и с болезненностью, в том числе с простудами. Чаще всего адаптация происходит в течение первых четырех недель, однако не исключены случаи, когда период растягивается до четырех месяцев, что определенно требует особого внимания.

Рекомендации для родителей

Мальчики адаптируются менее быстро, нежели девочки, это связано с гораздо большей их привязанностью к матери. Менее склонны к привыканию те дети, которым перед посещением детского сада ничего о нем не рассказывалось, то есть его посещение оказалось для них полнейшей неожиданностью.

Чтобы облегчить период привыкания, есть некоторые рекомендации для родителей:

  • Малыш должен слышать только положительные отзывы о своем новом месте пребывания, а особенно о воспитателе, в обществе которого ему приходится проводить значительное количество своего времени;
  • Будет нелишним в разговорах с близкими знакомыми, проходящих в присутствии малыша, упоминание о том, в какое новое замечательное для него место он попал и теперь регулярно ходит, какие там хорошие и добрые воспитатели;
  • Выходные дни должны сопровождаться введением четкого режима, несколько похожего на режим в детском саду;
  • Терпение и еще раз терпение, ведь вскоре отрицательные эмоции уйдут, а им на смену явится желание посещать сад, стремиться к своим новым друзьям и игрушкам.

перейти наверх

Советы психологов при адаптации

Одним из важных советов является рассказ малышу подготавливающей к садику сказки о том, как некий зайчик (белочка), с которым ребенок ассоциировал бы, прежде всего, себя самого, пошел в детский сад и как ему (ей) там было хорошо и весело. Стоит проигрывать эту сказку в лицах с использованием игрушек. Но главным моментом сказки должен выступить эпизод возвращения мамы за малышом.

А вот то, чего психологи советуют при адаптации избегать:

  • если ребенок плачет и расстраивается дома, при одном лишь упоминании о потребности похода даже в направлении детского сада, его нельзя за это наказывать, а тем более сердиться на него. Полезно напоминать не о том, что малыш «что-то обещал и поэтому должен», а о том, что его очень любят и при этом никто и никогда нигде не оставит его навсегда;
  • в присутствии детей не следует обсуждать их слезы и реакции с другими членами семьи, а уж тем более с другими людьми;
  • детским садиком нельзя пугать, иначе он никогда не станет тем местом, куда ребенок будет стремиться;
  • о детском саде и о воспитателях нельзя отзываться плохо, особенно в присутствии малыша;
  • нельзя опускаться до обмана или нарушения данного слова, когда пообещали, что скоро вернетесь, а на самом деле ушли на полдня.

Безусловно, как сами дети, так и их родители нуждаются в помощи психологов, которые помогут обеим сторонам избежать нарастающего стресса расставания и добиться достижения осознания пользы посещения детского дошкольного учреждения. Наблюдая уверенность мамы, ребенок также вскоре расстанется со своими колебаниями и гораздо быстрее пройдет период адаптации к детскому саду.

Чтобы помочь родителям, не только воспитатель ребенка, но и психолог, могут и даже должны рассказывать им о том, как ребенок ведет себя после их ухода. Ведь именно они ответственны за детей и наблюдают за привыканием и реакцией в отсутствие родителей. Нелишней будет и содействие со стороны родителей, дети которых посещают одну группу. Знакомство и общение с ними помогут более полной адаптации

Одним из важных советов является рассказ малышу подготавливающей к садику сказки о том, как некий зайчик (белочка), с которым ребенок ассоциировал бы, прежде всего, себя самого, пошел в детский сад и как ему (ей) там было хорошо и весело. Стоит проигрывать эту сказку в лицах с использованием игрушек. Но главным моментом сказки должен выступить эпизод возвращения мамы за малышом.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Адаптация ребенка к саду в возрасте 2-3 лет

Каждый родитель проходит через этап адаптации ребенка к саду, когда необходимо идти на работу, а малыша приучать к социальной жизни. Многие родители совершают здесь ошибки, которые мешают спокойному привыканию ребенка к новым условиям. Представьте себе, что вы никогда не выходили из дома – и тут вы покидаете родные стены, попадая в огромный, шумный, людный мир. Для ребенка 2-3 лет детский сад является таким же непознанным и страшным миром, как и все остальное, что находится за пределами дома. Вот почему эффективными здесь становятся рекомендации для родителей и советы психолога.

Адаптация ребенка к саду

У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш плачет, истерит, не хочет кушать, одеваться и идти. Адаптация ребенка к саду занимает определенный период времени. Если родители и воспитатели совершают здесь ошибки, тогда первый опыт социального привыкания становится неудачным и запоминается надолго.

Проблемы при адаптации к саду возникают по причине того, что ребенок впервые кардинально меняет свою жизнь. Если дома ему уделялось всецелое внимание, он мог сам решать, в какие игрушки играться, его кормили вкусно, он мог не спать, если не хотел, то теперь его режим меняется. Он вынужден подчиняться чужим взрослым, подстраиваться под некий режим, соблюдать правила и не получать той ласки, которую получает дома. Ребенок должен привыкнуть к данным изменениям, поскольку вскоре ему идти в школу, где его пожелания и капризы еще меньше будут учитываться.

Поскольку ребенок кардинально меняет свой распорядок дня, он должен к этому привыкнуть. Если родители и воспитатели его в этом не поддерживают, тогда данный процесс становится еще более тяжелым. Во-первых, не следует требовать от ребенка спокойствия. Даже взрослые люди, когда у них кардинально меняется жизнь, переживают, пребывают в стрессовом состоянии. Во-вторых, следует успокаивать малыша и устранять его страхи, которые часто обостряются в данный период.

Интересное:  Что можно беременным при насморке во 2 триместре

Ошибкой многих родителей является то, что они игнорируют или принижают значение переживаний, которые происходят с малышом в период адаптации. Они не замечают, как их ребенок нервничает, боится, волнуется. Нередко он начинает заболевать или у него расстраивается аппетит, сон. Если родители пускают все на самотек, продолжая «насиловать» малыша походами в детский садик, еще больше усугубляют ситуацию.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Впервые ребенок приходит в детский садик в 2-3-летнем возрасте. В этот период адаптация становится самой тревожной. Если обратить внимание, то многие детки идут с интересом в новое место. Рядом находится родитель, который держит за руку и показывает новое место, где есть много игрушек и деток. Естественно, ребенка это увлекает, он переключает свое внимание, начинает играться. Именно в этот момент родители часто без прощания уходят, оставляя ребенка в детском садике, чтобы избежать плача и истерик, если они скажут, что должны оставить ребенка. А теперь представьте, как себя чувствует малыш, который начинает искать маму или папу, с которым пришел в детский садик, а тот вдруг внезапно исчез.

Малыш ощущает себя ненужным, брошенным или потерянным. Для него это стресс, поскольку он думает, что потерялся навсегда. Но тут возвращается родитель и забирает ребенка. На следующий день малыш будет плакать при одном упоминании о том, что он идет в детский садик, поскольку уже пережил тот стресс, когда потерялся. Теперь оставить его в детском саду будет очень сложно, поскольку он просто боится, что за ним не вернутся (и он не знает, во сколько это будет).

В первые дни адаптации у разных детей наблюдаются различные расстройства. Это вполне нормально для периода адаптации.

  • Оскудневает словарный запас. Ребенок молчит.
  • Отгораживается от окружающих. Сидит в сторонке и наблюдает.
  • Перестает играть.
  • Теряет навыки самообслуживания.
  • Становится замкнутым, нервным, необщительным.
  • Снижается познавательная активность.
  • Ребенок становится либо заторможенным, либо слишком активным.
  • Меняется домашнее поведение.
  • Снижается аппетит.
  • Сон становится беспокойным.
  • Появляются болезни вследствие понижения иммунитета из-за стресса.

Вполне нормальны такие признаки, которые проявляются в ребенке в первые дни адаптации. Успешное привыкание к детскому саду отмечается тем, что ребенок постепенно выходит из своего «заторможенного» состояния, начинает играть, общаться с детьми, слушаться воспитателей, нормализуется его сон и аппетит. Обычно это занимает около месяца. Некоторым деткам нужно 4 месяца, чтобы привыкнуть.

Как адаптировать ребенка к саду?

Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям.

Хорошо, если родители первые дни, когда ребенок начинает посещать детский садик, будут рядом. Пока он знакомится с новыми детками и общается с воспитателями, рядом должны быть мама или папа. Это даст ему уверенность и защиту, пока он только знакомится с новой обстановкой.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru акцентирует внимание на том, что детям легче привыкается, если они заранее подготовлены к детскому саду, а также физически являются здоровыми. Поскольку любой ребенок первое время напрягается и переживает стресс, его силы будут брошены на восстановление эмоционального равновесия.

Будет благоприятным, если родители научат ребенка самым элементарным навыкам самообслуживания до вступления в детский сад. Он будет уметь одеваться, застилать кровать, самостоятельно принимать пищу и т. д. Это избавит его от необходимости срочно обучаться данным навыкам в детском саду.

Также рекомендуется родителям за пару месяцев до первого прихода крохи в детский сад изменить его режим дня. Узнайте в ДОУ, какого режима дня они придерживаются, и создайте такой же режим в домашних условиях, чтобы малыш к нему привык. Чем больше дом будет похож на детский садик, тем легче ребенку будет к нему привыкать.

Если необходимо, то позвольте ребенку взять в детский садик его любимую игрушку, чтобы она не только его защищала, но и создавала ощущение, что о нем не забыли.

Рекомендации для родителей

Родители совершают очень много ошибок в период, когда их дети только привыкают к новым детсадовским условиям. Это лишь усугубляет процесс адаптации, делая ребенка агрессивным и нервным. Вот почему необходимо знать все этапы адаптации ребенка к саду, а также рекомендации, которые можно дать для родителей.

Подготовка ребенка к детскому саду проводится путем доброжелательного общения с ним о том, что его ожидает. Ошибкой является мнение взрослых о том, что ребенка необходимо сразу оставлять одного в новом учреждении. Психологи говорят о необходимости мам и пап первое время оставлять ребенка на 1-2 часа или на полдня, а иногда вместе с ним оставаться в группе. Пока малыш не узнает новой для себя обстановки, необходимо щадяще относиться к его детсадовскому режиму.

Максимально приблизьте режим дня ребенка в доме к режиму, которого он будет придерживаться в детском садике. Это не заставит его дополнительно адаптироваться к новому режиму, помимо того, что все в детском садике является для него новым.

Общаясь с малышом о детском садике, необходимо всегда отзываться только в положительной манере. Как говорится, учите ребенка искать что-нибудь хорошее в той ситуации, где ему бывает плохо.

Пока малыш проходит адаптационный период в детском саду, необходимо стать терпеливыми и менее требовательными к нему. Если еще и дома он будет переживать и находиться в стрессе, это только усугубит его душевное состояние. Родители должны окружить малыша заботой, он должен чувствовать, что делает все правильно, а также нужен маме и папе, которые просто иногда не находятся с ним рядом.

Очень важными становятся поступки родителей в момент адаптации ребенка к саду. Если они его поддерживают, искренне общаются, раскрывают свои планы («Я приду за тобой через 2 часа. Это когда маленькая стрелочка будет на цифре 12»), тогда уровень тревожности снижается. Ребенок все равно пребывает в стрессе, однако он уверен в остальных вопросах.

Советы психолога

Со своей стороны психологи тоже дают советы, которые помогут в адаптации ребенка к саду. Учитывая особенности маленьких людей, они во многом перекликаются с рекомендациями педагогов. Однако здесь можно найти что-то новенькое.

  1. Подготовка ребенка к саду. Заранее следует сочинять сказки о том, как герой пойдет в детский садик, где ему сначала будет грустно, однако он там найдет много новых друзей, с которыми будет весело.
  2. Спокойное настроение. Отправляясь в детский сад, необходимо быть спокойными. Если мама плачет или переживает, каково будет ее ребенку в детском саду, данное настроение передастся малышу.
  3. Легкое расставание. Было замечено, что дети с одними родителями расстаются быстро, а с другими – мучительно. Если отправлять ребенка в детский сад с родителем, с которым он легко расстается, тогда данный процесс будет быстрым.
  4. Обозначьте время возвращения. Родители обязательно должны говорить ребенку о том, когда они за ним вернутся. При этом не следует опаздывать.
  5. Ритуал прощания. Хорошо, если ребенок со своими родителями придумает ритуал прощания, после которого они спокойно и решительно будут расставаться. Совершили определенный жест – и решительно уходите.

Психологи не рекомендуют родителям делать следующее:

  • Ругать малыша за то, что он плачет.
  • Высмеивать или обсуждать в его присутствии его переживания.
  • Пугать детским садом.
  • Отрицательно отзываться о садике, воспитателях или воспитанниках.
  • Обманывать ребенка о том, когда его заберут.

Нередко психологическая помощь необходима не только ребенку, но и его родителям. Есть очень любящие мамы, которые сами готовы лить слезы, когда их дети отправляются ежедневно в детский садик. Это не помогает в процессе адаптации. Родителям следует верить в возможности ребенка, который является сильной личностью. У него все получится, родители должны быть в этом уверены.

Невозможно заранее поставить прогноз тех мероприятий, которые совершаются воспитателями, родителями и детьми. В каждой ситуации итог становится непредсказуемым. Многое зависит от внешних обстоятельств, психических и физических особенностей ребенка, поведения родителей и воспитателей.

Если взрослые воспользуются рекомендациями данной статьи, они значительно снизят переживания ребенка, которые он непременно будет ощущать. Невозможно заранее избавить малыша от стресса. В любом случае придется пройти процесс адаптации в первые дни пребывания малыша в детском саду. Однако при активном участии родителей данный процесс может стать менее долгим.

Рекомендуется общаться с воспитателями своего ребенка. Ваши меры по адаптации малыша должны быть согласованными и подкрепляющими. Хорошо, если воспитатель вашего ребенка заинтересован в стабилизации психического состояния ребенка и занимается данным вопросом. Если же воспитатель игнорирует переживания малыша, тогда следует задуматься о переводе ребенка в другую группу.

Успешное привыкание ребенка к саду характеризуется тем, что он постепенно возвращается к своему привычному настроению, активно общается с детками и воспитателями, играется, хорошо спит, кушает и не болеет. Данные факторы указывают на то, что ребенок адаптировался. Опыт поможет ему в дальнейшем точно так же адаптироваться к школе, где тоже будут новые условия, дети и учителя.

Если же процесс адаптации проходит медленно, эмоциональное и физическое состояние ребенка ухудшается, тогда следует привлечь психолога. Меры родителей и воспитателей не помогают, значит, они в чем-то ошибочны. Чтобы еще больше не навредить ребенку, следует посетить психолога не только крохе, но и его родителям. Даже на данном этапе малыш нуждается в присутствии мамы и папы.

Самое активное участие в адаптации ребенка к саду принимают родители. Привыкание должно происходить еще до того, как он пойдет в ДОУ. Нужно рассказывать интересные истории о том, как будет ребенку в детском садике, говорить о новых знакомствах с детьми, прогуливаться вокруг детского садика и наблюдать за другими детками, которые уже в нем находятся, играть в ролевые игры «Детский сад» и т. д. Адаптировать ребенка к саду легко, если заранее ему рассказать о том, что его там ждет и как быстро он будет возвращаться домой к родителям.

Адаптация четырехлетнего ребенка в детском саду

Начнем с того, что период 3,5-4 года — это самое подходящее время для отправления ребенка в детский сад. Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на видимую самостоятельность, ребенок, поступающий в детский сад, сталкивается с серьезными изменениями в своей жизни, и это не всегда проходит гладко.

Новая обстановка, новые взрослые и дети, окружающие его — малышу потребуется время, чтобы к этому привыкнуть. В одном случае это несколько дней или недель, в другом же могут потребоваться месяцы. Чем больше воспитатели будут принимать во внимание особенности развития детей в возрасте 3-4 лет, тем проще им будет наладить контакт с ребенком и помочь его адаптации.

Для детей в этом возрасте характерно внеситуативное общение. Многие из них уже часто бывают за пределами семейного круга и четко осознают, что взрослые не только поддержка и опора, но и люди, которые выполняют определенную общественную функцию. Малыш стремится играть такую же роль, при этом четко осознает несоответствие желаний и своих возможностей. В задачу воспитателя входит разрешение противоречий с помощью развивающих игр.

В возрасте 3-4 лет у детей особенно активно развивается мелкая моторика. Малыш уже способен нарисовать то, что он хочет, а не просто начертить линии на бумаге. Самые терпеливые и усидчивые способны обводить фигуры, закрашивать, не выступая за контуры рисунка.

На этом же этапе развивается и восприятие ребенка. Детки в возрасте 4 лет различают цвета, знают геометрические формы и отличают размеры предметов. В развитии речи происходят впечатляющие улучшения.

Так, например, если в два года в словаре ребенка содержится не более 300 слов, к трем годам — 800 слов, то в возрасте 4 лет дети строят предложения из более чем 2000 слов. Сами же фразы и предложения становятся более сложными, с использованием местоимений, предлогов и прилагательных.

Рекомендации по планированию режима дня и развитию навыков

Чем дольше ребенок жил дома по режиму дня, схожему с распорядком в детском саду, тем проще в этом отношении пройдет для него период адаптации. Поэтому, если до сих малыш дома живет по собственному графику, в задачу родителей входит приблизить его к садовскому режиму дня. Подъем должен быть в 6-30 – 7-30, чтобы вовремя успевать в сад, отход ко сну – не позже 20-30, чтобы малыш успевал выспаться.

Для того чтобы в детском саду чувствовать себя комфортно, малыш должен обладать определенными навыками.

  1. Уметь самостоятельно раздеваться и одеваться (в сад лучше надевать детям одежду без сложных застежек).
  2. Уметь убирать за собой игрушки по требованию.
  3. Посещать туалет при необходимости или сообщать о позывах воспитателю.
  4. Уметь общаться с детьми.

Последний пункт в данном случае самый важный, так как именно умение наладить контакт с окружающими сделает период адаптации 4-летнего малыша в саду безболезненным. Чем проще для ребенка будет делиться игрушками, ожидать или выполнять поручения, тем проще ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Важно, чтобы малыш понимал, что в группе он не один, как был дома, и все внимание воспитателя не может доставаться ему одному. Возможно,в какой-то момент с этим возникнут сложности, но родители должны быть готовыми к тому, что детский сад — это необходимый этап в гармоничном развитии ребенка.

Психологическая и физическая готовность малыша к саду

Степень готовности детей к поступлению в детский сад определяют не только режим дня и усвоенные навыки. Важную роль здесь будет играть состояние его здоровья. Родителям следует понять, что много детей в группе — это непременно инфекционные заболевания, обойти стороной которые вряд ли получится. Не стоит оттягивать момент оформления в сад именно по этой причине.

Периодические инфекции только закалят иммунитет крохи и подготовят его к поступлению в первый класс школы, когда пропуски из-за болезней негативным образом могут сказаться на успеваемости ученика. Готовьте малыша к садику, закаляя и укрепляя его иммунитет заранее, и определите поступление в сад на конец лета, когда меньше всего вероятности простудиться из-за непогоды.

Не менее важный момент — психологическая подготовка. Дети должны уметь справляться со стрессом, несмотря на первичные реакции, такие как плач, болезни или капризы.

Общие рекомендации для родителей и воспитателей

Чтобы ребенок как можно быстрее и проще адаптировался в детском саду, родителям нужно научиться соблюдать ряд простых правил:

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультики и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили малыша в детский сад.

Воспитатели также могут помочь крохе быстрее влиться в коллектив, если будут соблюдать некоторые правила.

  1. Важно включить новенького в процесс деятельности, делая акцент на взаимодействии со взрослыми, что особенно важно для ребенка на этом этапе.
  2. Периодические задания, которые под силу ребенку, помогут осознать ему свою значимость и полезность, а похвала за выполнение только подтвердит эти мысли.
  3. Хвалить ребенка нужно как перед группой, так и перед родителями.
  4. Вечером, перед тем, как малыша заберут домой, можно ему рассказать о предстоящем новом дне во всех красках.
  5. Организовывая игры для деток, обязательно нужно будет присвоить главную роль самому робкому и застенчивому малышу, чтобы он смог почувствовать себя заводилой.
  6. Если у малыша плохое настроение в саду, нужно стараться не делать на этом акцента и убедить его в том, что скоро придет мама и все снова наладится.
  7. В первые дни новым деткам можно предлагать горшки, принесенные из дома.
  8. Нельзя угрожать ребенку или пугать его – даже при непослушании.

Если адаптация малыша протекает крайне тяжело, то совместно с родителями можно договориться о сокращении его пребывания в детском саду. Например, можно водить его в группу только до обеда.

Адаптация и состояние малыша

Учитывая, что адаптация — это всего лишь способ детского организма и психики приспособиться к новым условиям, отметим, что она может проходить по-разному у детей 4 лет и зависеть от темперамента и здоровья малыша. Чтобы все прошло максимально гладко, нужно:

  • ограничить ребенку время просмотра телевизора и компьютерных игр;
  • больше читать малышу;
  • придумать для него спокойные и интересные игры;
  • активно проявлять понимание и любовь.

Чего делать нельзя:

  • ругать детей за плач и запугивать;
  • посещать места скопления народа;
  • негативно отзываться о саде или воспитателе в присутствии ребенка;
  • забирать малыша позднее всех;
  • успокаивать его фразами «не надо плакать», «не бойся» и прочими, способными вызвать негативное отношение к себе как к трусливому и капризному.

Нужно понимать, что адаптация в детском саду — это испытание для ребенка, а также особое эмоциональное состояние. Чаще всего малыш 3,5-4 лет испытывает из-за этого целый букет отрицательных эмоций, среди которых гнев и агрессия. Но также в этот период его одолевает жажда новых знаний и обычное детское любопытство. И на этом нужно стараться делать основной акцент.

Особенно тяжелая адаптация может сопровождаться нарушениями социальных навыков, речи и даже двигательной активности. Ребенок не в состоянии сам одеваться, мыть руки, становится излишне подвижным или медлительным. Как только все эти признаки начнут сглаживаться, можно будет сделать вывод о том, что адаптация подходит к концу.

Как помочь детям привыкнуть к детскому саду?

Помимо вышеперечисленных рекомендаций для воспитателей и родителей, существуют реальные способы сделать адаптацию малыша в детском саду более простой и непродолжительной. Очень важно проявлять интерес к процессу, своим примером показывая ребенку, как вам нравятся новые перемены и как хорошо вы относитесь к саду и воспитателям. Расстроенные родители, испытывающие чувство вины, станут для малыша доказательством того, что сад в жизни их семьи — это что-то действительно плохое.

Очень важно наладить контакт с воспитателем и настоять на том, чтобы он учитывал интересы и привычки ребенка хотя бы на начальном этапе. Чтобы малыш шел в садик если не с удовольствием, то хотя бы без слез, его нужно мотивировать. Расскажите крохе о том, какие там красивые игрушки и как интересно гулять вместе с детками на детской площадке.

Никогда не пытайтесь обмануть ребенка, оставляя его в детском саду и уходя, пока он не видит. Внезапные исчезновения закрепятся в памяти малыша, и он будет постоянно на гране срыва, ожидая, что вы можете исчезнуть так в любое время.

Забирая ребенка из садика, расспрашивайте его о проведенном дне, хвалите и подбадривайте, напоминайте о том, каким он стал самостоятельным и как сильно вы им гордитесь. На первых порах немного скрасить пребывание в саду могут игрушки, принесенные из дома. При этом задачей родителей будет научить его делиться с детьми в группе, чтобы эти игрушки не стали лишним поводом для конфликта.

Интересное:  Анализ мочи ребёнка 1 год норма

И последнее: чтобы адаптация проходила с минимальными потерями покоя в вашей семье, постарайтесь правильно выбирать детский сад. Желательно, чтобы он находился недалеко от дома и у вас была информация о том, насколько профессиональный и ответственный там педагогический состав. Ведь именно от этого, а не от степени «элитности», будет зависеть комфорт и безопасность малыша в ваше отсутствие.

В заключение отметим, что родители должны понимать: сложно будет только на начальном этапе. Со временем, когда пройдет период адаптации, малыш будет с удовольствием ходить в сад навстречу новым друзьям.

  1. Не показывайте беспокойство и страх, оставляя ребенка в саду.
  2. Не ругайте малыша за проступки и капризы в саду в ваше отсутствие, чтобы не закреплять у него негативные ассоциации с садом.
  3. Не поддавайтесь уговорам ребенка оставить его дома на несколько дней. Таким способом вы только ухудшите ситуацию.
  4. Водите ребенка в сад только здоровым.
  5. Общайтесь с воспитателями, проявляйте интерес к жизни ребенка в группе детей.
  6. Дома смотрите с малышом позитивные мультики и читайте книжки на тему детского сада.
  7. Разговаривайте с ребенком, объясняя ему, что в саду он не останется навсегда.
  8. Поощряйте желание малыша пойти в садик.
  9. Не чувствуйте себя виноватыми за то, что отправили малыша в детский сад.

Адаптация ребенка в детском саду

Почему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?

Вопрос детского сада – отдавать или не отдавать, когда лучше отдать, как помочь в адаптации – в какой-то момент возникает в каждой семье. Обычно родители в таких вопросах опираются на личный опыт, или примеры близких и знакомых. Бесспорно, у посещения детского сада есть свои плюсы и минусы, но, в силу занятости родителей и невозможности посвящать все время ребенку большинство семей все-таки склоняются к варианту «отдавать в садик». Возможно, маме необходимо выходить на работу, а сидеть с крохой некому. Или просто родители хотят как можно раньше социализировать своего малыша, научить его общаться с другими взрослыми и детьми, помимо семьи. Как бы там ни было, причины могут быть разными, но по итогу кроху все равно приводят в детский сад.

И тут начинается самое интересное. Ваш, такой послушный и хороший ранее, малыш вдруг начинает закатывать истерики, капризничать, отказывается самостоятельно засыпать. Или, наоборот, замыкается в себе, тихо плачет, перестает интересоваться ранее любимыми игрушками и сказками. Что же происходит с вашим ребенком? Пройдет ли все это, или все же надо забирать его из сада? Когда кроха привыкнет к садику? И, главное, как ему помочь?

На все эти вопросы мы и постараемся найти ответы в нашей статье.

Что такое адаптация?

Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:

  • отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
  • необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
  • постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых крохе;
  • внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждой детке;
  • необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.

Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется. И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга – нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

  1. Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
  2. Снижение или потеря аппетита.
  3. Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
  4. Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
  5. Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
  6. Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
  7. Снижение социальной активности. Малыш может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
  8. Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
  9. Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.

Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на малыша, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события!

Какой может быть адаптация ребенка?

Теперь мы знаем, что происходит с крохой, когда мы отдаем его в детский сад. Но, тем не менее, есть дети, которые относительно быстро привыкают к новым условиям, есть те, кому надо больше времени, и, наконец, те, кому это сделать фактически невозможно. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Малыши посещают сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.

  • входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
  • смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
  • может при необходимости попросить о помощи;
  • сам способен завязывать контакты;
  • может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
  • находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
  • в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
  • принимает установленные правила поведения;
  • нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
  • умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.

2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь малышу может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания крохи, и его адаптация приблизится к благоприятной.

Малыш, переживающий адаптацию средней степени:

  • соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
  • после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
  • адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
  • может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.

Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.

3. Тяжелая адаптация. В таких случаях кроха склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.

При этом типе адаптации малыш:

  • не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
  • встревожен, замкнут;
  • не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
  • не может развернуть игру;
  • пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.

Помочь крохе, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.

Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый малыш по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:

  • темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
  • состояния здоровья крохи;
  • обстановки в семье;
  • уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни крохи.

Как помочь малышу приспособиться к детскому садику?

Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким:

  • 7-30 – поднимаемся, умываемся, чистим зубы, одеваемся;
  • 8-30 – время прихода в садик;
  • 8-40 – прием завтрака;
  • 10-30 –12-00 – прогулка;
  • 12-15 – 12-45 – обед;
  • 13-00 – 15-00 – дневной сон,
  • 15-30 – полдник.

Конечно, этот график приблизительный, и лучше уточнить в саду именно «ваш» режим.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей — обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания — поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

Список «табу» для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

«Будьте терпеливы, дарите малышу внимание, заботу, любовь, верьте, что все у него обязательно получится, и будьте счастливы!»
Анна Кутявина

Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там уже и говорить о маленьком ребенке. Ведь никто не станет спорить, что для крохи детский садик – совершенно новое, незнакомое пространство, в котором его ждут новые люди и новые отношения.

Ссылка на основную публикацию