Содержание
- 1 Готовая программа развивающих занятий для детей
- 2 Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!»
- 3 Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!» . Детский сад 82
- 4 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
- 5 Качаем для детей: Развивающие программы
Готовая программа развивающих занятий для детей
Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и в инстаграме. Но пока мы размышляем, ребенок уже убегает от нас, подходящий момент упускается, и «развивашки» в очередной раз откладываются на потом. Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.
В этом разделе я публикую готовые конспекты развивающих занятий и игр, которые я составляла для своей дочери Таисии и которые мы с ней полностью опробовали. Я очень надеюсь, что они окажутся полезны и для вас.
Естественно, этот список еще не завершен, в него я периодически добавляю новые программы.
В этом разделе я публикую готовые конспекты развивающих занятий и игр, которые я составляла для своей дочери Таисии и которые мы с ней полностью опробовали. Я очень надеюсь, что они окажутся полезны и для вас.
Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!»
В настоящее время создано достаточно много программ эмоционально-личностной направленности для детей дошкольного возраста. Все эти программы носят коррекционно-развивающий характер. Но возрастной минимум, заявленный в программах – 3 года. Не охваченными коррекционно-развивающей работой оказываются дети ясельных групп, на данный момент чаще это дети третьего года жизни.
Третий год жизни ребенка характеризуется:
- началом возрастного кризиса (проявлениями упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности),
- появлением формы речевого общения,
- ситуативно-деловой формой общения со взрослым (по М.И.Лисиной), центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность (по Д.Б.Эльконину),
- эмоционально-практической формой общения со сверстниками,
- изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре,
- слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения,
- психофизическими особенностями – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.
Все эти особенности требуют сопровождения развития ребенка со стороны педагога-психолога, определяют содержание, структуру и методологию данной программы.
Цель программы: формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения.
- развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,
- обучение детей речевым и неречевым формам общения,
- обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,
- снятие эмоционального и мышечного напряжения,
- способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,
- формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы,
- развитие игровых навыков,
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения,
- развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
- снижение степени появления эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, возбудимости,
- формирование адекватного понимания эмоционального состояния сверстников и взрослых,
- эмоционально-благоприятная обстановка в группе.
Программа рассчитана на 24 занятия.
Занятия сгруппированы в три раздела:
- “Я сам” – 9 занятий,
- “Я и другие дети” – 8 занятий,
- “Я и взрослые” – 7 занятий.
Предположительный период проведения: октябрь-апрель, начало занятий после окончания периода адаптации у большинства детей.
Количество занятий в неделю – 1.
Необходимые условия проведения занятий:
- согласие родителей на участие ребенка в занятиях по программе,
- отдельное помещение (комната) со стульями и столом, наличие достаточного свободного пространства для перемещения педагога и детей, соответствие санитарно-гигиеническим нормам,
- добровольное участие ребенка в занятии,
- безоценочность занятий,
- продолжительность занятия: 10-15 минут.
- наполняемость группы: 3-4 ребенка.
Выбор чтения произведений детской литературы как ведущего метода данной программы обусловлен соответствием ситуации чтения форме общения со взрослым (ситуационно-деловое), свойственным данному периоду развития, возможностью получения эмоционального отклика на поведение героев произведений, многие из которых иллюстрируют поведенческие особенности данного возраста и, в итоге, предлагают адекватные формы поведения.
Занятие начинается с прослушивания произведения детской литературы. Педагог читает книгу, располагаясь рядом с детьми, а не напротив, что позволяет приблизить ситуацию занятия к домашнему чтению. По этой же причине используются только книги стандартного размера, не используется книги – демонстрационные пособия.
При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:
- доступность содержания возрасту детей,
- сюжетный характер произведения,
- наличие ярких иллюстраций, отражающих эмоциональное состояние героев,
- небольшое количество текста на одной странице.
После прочтения произведения могут быть использованы следующие формы работы:
- рассматривание иллюстраций,
- описание эмоционального состояния героя (выбор подходящего слова из предложенных педагогом),
- ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи,
- поиск героев (по заданным характеристикам – по имени, по производимому действию, по настроению), поиск объектов (по цвету, форме, размеру) на иллюстрации,
- звукоподражательные упражнения.
Во второй части занятия детям предлагается игра, по содержанию связанная с темой произведения, это может быть: игра-имитация, коммуникативная игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная упражнение.
Учитывая трудности диагностики поведенческих и личностных особенностей детей третьего года жизни, ограниченность выбора диагностических методик, выраженную зависимость проявления особенностей поведения от средовых факторов (разница поведения дома и в детском саду), для отслеживания динамики используется метод экспертной оценки, где в качестве экспертов выступают педагоги детского сада и родители. Определены параметры оценки и шкала выраженности этих параметров (модификации анкеты “Что нам мешает?” [9] представлены в Приложении 1, Приложении 2). При проведении обработки экспертных оценок можно выявить:
- наиболее актуальные проблемы развития каждого ребенка (критерии, набравшие наибольшее количество баллов по всем экспертным оценкам для каждого ребенка),
- условия, способствующие проявлению эмоционально-личностных особенностей (при сравнении баллов, полученных по одному и тому же критерию в экспертных оценках членов семьи и педагогов), например, может оказаться, что те или иные качества проявляются только дома, значит, вероятно, их проявлению способствуют семейные взаимоотношения и местом приложения коррекционных мероприятий в таком случае становится семья, или может наблюдаться обратная ситуация, когда проявлению этих особенностей способствует обстановка в детском саду;
- наиболее актуальные проблемы группы (сумма баллов по каждому критерию, набранных всеми детьми группы), эти данные могут определить приоритеты в коррекционно-развивающей работе с данной группой детей при проведении фронтальных занятий;
- детей “группы риска” (дети, набравшие наибольшие суммы баллов, по всем критериям, во всех экспертных оценках);
- детей, при взаимодействии с которыми у конкретных педагогов могут возникнуть трудности (набравшие наибольшее количество баллов в экспертной оценке педагога), такие данные могут помочь в определении индивидуального подхода к ребенку, когда педагог, имеющий наименьшие трудности во взаимодействии с ребенком, берет на себя большую часть индивидуальной работы, воспитательного воздействия, чтобы улучшить результативность педагогических мероприятий.
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май. Сравнительный анализ данных показывает динамику развития эмоционально-личностной сферы детей.
Взаимосвязь с участниками образовательного процесса
С целью усиления коррекционно-развивающего эффекта занятий воспитателям предлагается использование игр, предусмотренных программой, в частично-регламентированной деятельности. Книга, прочитанная на занятии, выставляется в книжном уголке группы на неделю для самостоятельного рассматривания детьми.
Родители информируются о достижениях ребенка через дневники взаимосвязи, для ознакомления в приемной группы имеются информационные листы с описанием игр программы, предлагаемых для организации свободного времени ребенка дома.
При проведении индивидуальных консультаций определяется тип темперамента ребенка с помощью опросника [6], формируются индивидуальные рекомендации по преодолению и предупреждению выраженных проявлений кризиса 3-х лет. При необходимости или по желанию родителей из библиотеки психологического кабинета детского сада подбирается и выдается на дом литература по вопросам возрастной психологии и педагогике, например: О.Н.Козак “Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет” (СПб., 1999), Е.К.Лютова, Г.Б.Монина “Проблемы маленького ребенка” (СПб, 2003).
Возможный вариант взаимодействия с семьей – приглашение родителей на занятия, в этом случае психолог демонстрирует средства и способы общения с детьми, приемы развития эмоционально-личностной сферы.
Программное содержание
№
занятия
Название произведения, выходные данные
Используемые игры
I. Раздел “Я сам”
1
2-3
4-5
6
7
К/и “Покажи нос” [1]
8
9
II. Раздел “Я и другие дети”
10
11
12
13
П/г “Топ – топ – топ” [2]
14
И/и “Мышка и мишка” [6]
15
16
17
П/и “Как было” [5]
III. Раздел “Я и взрослые”
18
19
П/г “Гости” [4]
20
21
22
23
К/и “Улитка” [6]
24
Сокращения:
- д/у – дыхательное упражнение,
- и/и – игра-имитация,
- к/и – коммуникативная игра,
- п/г – пальчиковая гимнастика,
- п/и – подвижная игра.
Конспект занятия № 21
– Эй, ребятки, что стоите?
Почитать ко мне бегите (пауза).
Сядем все мы вместе в круг (пауза).
Справа друг и слева друг (жест педагога: рукой/глазами/головой).
“Добрый день!” – я вам сказала.
“Добрый день!” – ответьте вы (большая пауза).
Вот как много у нас стало
Теплоты и доброты!
2. Чтение книги “Сказка про маму” С.Л.Прокофьевой (Назрань, 1998)
Вопросы по ходу чтения книги:
– Рассмотрите комнату зайчиков. Что собираются делать зайчики? Что мама приготовила сыну на обед?
– Почему заплакала мама?
– Почему плачут волчата?
– Как зовут детей у мамы Кошки? Мамы Лягушки? Мамы Коровки?
– Почему волчата обрадовались?
– Ребята, кому нравится мыться с мылом?
– Почему плачет зайчонок?
– Какого цвета кофточка у девочки? Штанишки у Зайчика?
– Кто заглядывает в окошко домика?
– В этом ли доме живет зайчиха? Почему, нет?
– Сколько мышек живет в этом домике?
– Что приготовила мама-Зайчиха волчатам?
– Покажите на картинке грустного, злого, веселого? (Вывод: все обрадовались.)
– Как звали девочку, которая помогла Зайчонку найти маму?
– Кто из этих животных не встречался в книжке? (На доске выставлены предметные картинки: заяц, волк, белка, птица)
3. Игра “Поймай зайчика” [6].
Педагог показывает детям солнечный зайчик на стене: “Кто это к нам пришел поиграть? Да это же зайчик, да только не простой, а солнечный!
Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…”
Педагог обращает внимание детей на то, как он прыгает, замирает, потом неожиданно убегает. Затем предлагает детям догонять зайчика, иногда давая им возможность ловить его.
Иногда зайчик прячется. В этом случае педагог говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку. Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ребятами, дети снова принимаются его ловить. “Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он спрятался под стол…Ой! Он прыгнул на диван…Ловите его, ловите скорее!” Когда дети наиграются, зайчик прощается и убегает домой – к солнышку.
- Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, СПб., 1993.
- Т.Ю.Бардышева. Забодаю, забодаю!, М., 1999.
- М.К.Борисенко, О.Е.Камышникова. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста, СПб., 2002.
- Е.Н.Краузе. Логопедия, СПб, 2002.
- О.Н.Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет, СПб., 1999.
- Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства, СПб, 2003.
- Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Проблемы маленького ребенка, СПб, 2003.
- В.М.Минаева. Развитие эмоций дошкольников, М., 2000.
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения, СПб, 1998 г.
0 – не проявляется вообще;
1 – проявляется иногда;
2 – проявляется часто;
3 – проявляется всегда/почти всегда
Эксперт _______________________
Группа ________________________
- началом возрастного кризиса (проявлениями упрямства и негативизма, частыми вспышками агрессивности),
- появлением формы речевого общения,
- ситуативно-деловой формой общения со взрослым (по М.И.Лисиной), центром любой ситуации является взрослый и совместная с ним деятельность (по Д.Б.Эльконину),
- эмоционально-практической формой общения со сверстниками,
- изолированностью игровой деятельности с постепенным переходом к параллельной и совместной игре,
- слабым осознанием собственных личностных качеств, невозможностью дать правильную оценку своего поведения,
- психофизическими особенностями – быстрая утомляемость, непроизвольность познавательных процессов, неуравновешенность, непоследовательность поведения.
Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!» . Детский сад 82
|
В настоящее время создано достаточно много программ эмоционально-личностной направленности для детей дошкольного возраста. Все эти программы носят коррекционно-развивающий характер. Но возрастной минимум, заявленный в программах – 3 года. Не охваченными коррекционно-развивающей работой оказываются дети ясельных групп, на данный момент чаще это дети третьего года жизни. Третий год жизни ребенка характеризуется:
Все эти особенности требуют сопровождения развития ребенка со стороны педагога-психолога, определяют содержание, структуру и методологию данной программы. Цель программы: формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения.
Программа рассчитана на 24 занятия. Занятия сгруппированы в три раздела:
Предположительный период проведения: октябрь-апрель, начало занятий после окончания периода адаптации у большинства детей. Количество занятий в неделю – 1. Необходимые условия проведения занятий:
Выбор чтения произведений детской литературы как ведущего метода данной программы обусловлен соответствием ситуации чтения форме общения со взрослым (ситуационно-деловое), свойственным данному периоду развития, возможностью получения эмоционального отклика на поведение героев произведений, многие из которых иллюстрируют поведенческие особенности данного возраста и, в итоге, предлагают адекватные формы поведения. Занятие начинается с прослушивания произведения детской литературы. Педагог читает книгу, располагаясь рядом с детьми, а не напротив, что позволяет приблизить ситуацию занятия к домашнему чтению. По этой же причине используются только книги стандартного размера, не используется книги – демонстрационные пособия. При подборе произведений особое значение для обеспечения интереса и поддержания внимания детей имеют:
После прочтения произведения могут быть использованы следующие формы работы:
Во второй части занятия детям предлагается игра, по содержанию связанная с темой произведения, это может быть: игра-имитация, коммуникативная игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная упражнение. Учитывая трудности диагностики поведенческих и личностных особенностей детей третьего года жизни, ограниченность выбора диагностических методик, выраженную зависимость проявления особенностей поведения от средовых факторов (разница поведения дома и в детском саду), для отслеживания динамики используется метод экспертной оценки, где в качестве экспертов выступают педагоги детского сада и родители. Определены параметры оценки и шкала выраженности этих параметров (модификации анкеты “Что нам мешает?” [9] представлены в Приложении 1, Приложении 2). При проведении обработки экспертных оценок можно выявить:
Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, май. Сравнительный анализ данных показывает динамику развития эмоционально-личностной сферы детей. Взаимосвязь с участниками образовательного процесса С целью усиления коррекционно-развивающего эффекта занятий воспитателям предлагается использование игр, предусмотренных программой, в частично-регламентированной деятельности. Книга, прочитанная на занятии, выставляется в книжном уголке группы на неделю для самостоятельного рассматривания детьми. Родители информируются о достижениях ребенка через дневники взаимосвязи, для ознакомления в приемной группы имеются информационные листы с описанием игр программы, предлагаемых для организации свободного времени ребенка дома. При проведении индивидуальных консультаций определяется тип темперамента ребенка с помощью опросника [6], формируются индивидуальные рекомендации по преодолению и предупреждению выраженных проявлений кризиса 3-х лет. При необходимости или по желанию родителей из библиотеки психологического кабинета детского сада подбирается и выдается на дом литература по вопросам возрастной психологии и педагогике, например: О.Н.Козак “Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет” (СПб., 1999), Е.К.Лютова, Г.Б.Монина “Проблемы маленького ребенка” (СПб, 2003). Возможный вариант взаимодействия с семьей – приглашение родителей на занятия, в этом случае психолог демонстрирует средства и способы общения с детьми, приемы развития эмоционально-личностной сферы. Программное содержаниеРаспечатать Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет «Давай почитаем!» . Детский сад 82
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯОказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте. Поскольку общение со взрослым необходимо для полноценного психического развития ребенка раннего возраста, дети данной категории нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми, постепенно становясь активными участниками речевого общения. При создании коррекционной программы обучения мы опирались на выявленные в исследованиях У.В. Ульенковой научные и организационные принципы психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития в условиях специальных групп [27]. Коррекционная работа строилась по трем основным этапам, направления которых определялись результатами диагностического психологического изучения, а конкретное содержание каждого из них — возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, входящих в группу. Содержание каждого этапа коррекционной работы включает несколько серий занятий, построенных по принципу нарастающей сложности представленных в них заданий. Программа предполагает использование подгрупповых занятий в сочетании с индивидуальной работой с каждым ребенком. Учитывая возраст детей, коррекционная работа построена на основе предметной и игровой деятельности. Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям. Программа включает 25 индивидуально-подгрупповых занятий с детьми, 9 из которых проводились совместно с родителями, и реализовывается в три этапа. I этап коррекционной работы включает 2 серии занятий (по 3 занятия в каждой) и направлен на создание у детей с ЗРР положительной мотивации к процессу общения со взрослым. С этой целью, во-первых, все занятия проводятся в максимально привлекательной и доступной форме — форме театрализованного представления; во-вторых, в процесс взаимодействия взрослого и ребенка включается дополнительный коммуникант (театральная кукла), с помощью которого и налаживаются первоначальные контакты между взрослыми и детьми. На данном этапе родители включаются в коррекционный процесс опосредованно: организационная встреча и ряд индивидуальных бесед с психологом по результатам психологической диагностики ребенка. II этап — формирование у детей 2-3 лет с ЗРР потребности в общении со взрослым. Обучающие занятия сгруппированы в 2 серии (по 6 в каждой). На данном этапе, как и на предыдущем, процесс общения с детьми осуществляется через дополнительного коммуниканта, однако конкретное содержание такого общения качественно значительно меняется. Первая серия направлена на формирование у детей положительной мотивации обращения к взрослому в процессе создания различных коммуникативных ситуаций, требующих от детей оказания помощи взрослому или кукле. Вторая серия подчинена формированию у детей потребности в обращении к взрослому. Для этого в занятия включены задания на основе знакомых детям настольных игр, но со специальным классом задач, которые требуют обращения за помощью к взрослому. Кроме того, на данном этапе ставятся и реализуются задачи по коррекции нарушенных функций у детей, выявленных в процессе психолого-педагогической диагностики: построение общения с детьми 2-3 лет на основе специально подобранных заданий по развитию мелкой моторики и восприятия. Материал для обучения постепенно усложняется. На данном этапе в коррекционную работу с детьми включаются родители (совместные занятия для детей и родителей), перед ними ставятся задачи понять и принять требования к организации взаимодействия с ребенком в процессе общения. Наряду с коррекционно-развивающими занятиями организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, оформляется стенд информации психолога в группе и т.п. III этап коррекционной работы связан с формированием у детей с ЗРР активности и инициативности в процессе общения с близким и незнакомым взрослым. Он включает серию обучающих подгрупповых (8) и индивидуальных занятий для детей и их родителей и предполагает моделирование таких практических ситуаций, в которых взрослый демонстрирует свою «неуспешность» и необходимость обращения за помощью к ребенку. Наиболее эффективно решение этой задачи на основе продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации). На данном этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи своим детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. На данном этапе детям и родителям предлагаются такие задания, которые требуют от них проявления определенного уровня субъективной и речевой активности, а также развития коммуникативных навыков. Учитывая, что первые месяцы посещения дошкольного учреждения являются для ребенка адаптационным периодом, психологическое изучение детей начинается с конца октября — начала ноября. К коррекционным занятиям приступают в декабре, когда у многих детей заканчивается адаптационный период, а также выработались определенные навыки присутствия на подгрупповом занятии. (Календарный план занятий см. в Приложении 2.)
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Качаем для детей: Развивающие программы
Развивайка для малышей / Детям 2-4 лет
Обучение с приключением. Развивайка для малышей. Детям 2-4 лет. Никогда не рано начинать вкладывать в вашего ребенка основополагающие знания и навыки. Специально разработанная программа «Обучение с приключением» рассчитана на развитие творческих способностей ваших детей и на приобретение ими тяги к знаниям. Интерактивное обучение — технология будущего: знания подаются легко, непринужденно и в игровой форме. Пароль: karalka Последний раз редактировалось: Shкода (12 мая 2021 | 20:51), всего редактировалось 2 раз(а) |