Рекомендации воз по введению прикорма на грудном вскармливании

Введение прикорма при грудном вскармливании воз схема

Прикорм при грудном вскармливании

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает рекомендации молодым мамочкам по вопросам, касающихся грудного вскармливания, в том числе и с чего начинать прикорм грудничка.

Врачи ВОЗ советуют вводить прикорм при грудном вскармливании после того как младенцу исполнится 6 месяцев. Данный возраст, по их мнению, является оптимальным для того чтобы осуществить первый прикорм. До этого времени в рационе должно быть только женское молоко. Ученые придерживаются идей естественного вскармливания:

  • грудь нужно давать малышу так часто, как он этого хочет;
  • мама не должна использовать вместо груди пустышки, бутылочки с сосками для кормления;
  • обязательные ночные кормления (2-3 за ночь);
  • грудь не отбирают у малыша, пока он сам ее не выпустит изо рта.

Такой режим кормления гарантирует, что ребенок 100% удовлетворяет потребности организма и получает все необходимые вещества.

Многие причины (тяжелые роды, замедленное физическое развитие и другие) могут привести к тому, что ребенок и после 6 месяцев не будет готов переваривать ничего кроме маминого молока. Следовательно, введение прикорма при грудном вскармливании придется отложить.

Но если ваш малыш при этом активно развивается, жизнерадостный, прибавляет в весе и растет, то не стоит беспокоиться. Кормите его грудным молоком и ждите, когда сформируются необходимые функции организма, отвечающие за усвоение твердой пищи.

К году рацион малыша должен на четверть состоять из другой еды. Через полгода малыш должен получать около 250 грамм других продуктов (кефира и других жидкостей, каш, пюре). Вводить прикорм ребенка на грудном вскармливании нужно осторожно с учетом правил.

Многие педиатры советуют, чтобы для грудничков использовалась та же схема введения прикорма. что и для детей, которые с рождения питаются смесями. Но это не правильно, так как в этом случае обычная пища может привести к отказу младенца от грудного молока. А это может окончиться достаточно печально, так как вещества, которые имеются в грудном молоке, сбалансированы в той пропорции, которая необходима ребенку для правильного физического развития. Грудное молоко нужно малышу в течении длительного времени, оно по содержанию полезных веществ не имеет других аналогов в природе. Грудное молоко не просто утоляет голод или помогает избавиться от жажды, но способствует развитию головного мозга, нервной системы. Отвечает за формирование костей и других тканей, за нормализацию работы сердечно-сосудистой, гормональной, пищеварительной системы.

Официально рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения продолжительность грудного вскармливания– 2 года. Это обусловлено тем, что к этому возрасту у детей вырастают все молочные зубы, то есть малыш практически готов к переходу на взрослую еду.

Таблица прикорма (рекомендации ВОЗ)

Исследования ученых ВОЗ показали младенцам после достижения 6 месяцев нужно добавить в рацион другие продукты – прикорм. В 6-8 месяцев прикорм следует давать 2 раза в день, а с 9 до 11 месяцев – 3 раза и еще одну легкую закуску между основными приемами пищи. После года ребенка кормят три раза в день и, если ребенок просит, можно дать две легкие закуски. Прикорм грудных детей выполняет следующую функцию – снабжает организм ребенка всеми питательными микроэлементами, достаточным количеством энергии.

Ниже в таблице прикорма приведены основные требования к прикорму: способ приготовления продуктов, частота принятия пищи, объем порции за 1 прием.

Способ приготовления пищи

Прикорм при грудном вскармливании

Грудное вскармливание -это один из лучших моментов, что может дать новоиспеченная мама своему малышу. Но все равно настает момент, когда ребенка необходимо будет приучать к взрослому столу. Ведь потребности маленького организма со временем только возрастают и одного молока становится мало. И вот тут у молодой мамы возникают вопросы: когда вводить прикорм при грудном вскармливании и с каких продуктов начать?

Первый прикорм грудничка

Существует много советов по введению первого прикорма. Некоторые педиатры старой закалки советуют начать прикорм с 3-х месяцев. Современные матери начинают угощать малышей из общей тарелки. Так ребенок знакомится с продуктами и уже к году начинает полностью питаться с общего стола. Это вполне допустимо, если мама соблюдает правила здорового питания.

Но самой безопасной схемой является схема введения прикорма при грудном вскармливании, которую разработала Всемирная Организация Здравоохранения. По их рекомендациям прикорм лучше начать давать после того, как ребенку исполнилось полгода. Это самый оптимальный и безопасный возраст для введения первого прикорма. До этого в рационе малыша должно быть исключительно грудное молоко, так он получит все нужные полезные вещества.

Прежде чем познакомить грудничка с первой взрослой едой, необходимо проверить его готовность к принятию. Это возможно определить, если ребенок:

  • чаще просит грудь, то есть одним молоком не наедается;
  • интересуется едой;
  • сидит уверенно;
  • не выталкивает изо рта еду;
  • весит в 2 раза больше, чем при рождении;
  • у него прорезались первые зубы.

Введение прикорма при грудном вскармливании

Относительно первого продукта тоже существует много споров. Нужно учитывать вес ребенка, время года, имеющиеся иммунные заболевания и соображение матери. В прошлом в качестве первого прикорма использовали фрукты, но от этой идеи отказались быстро. После сладких фруктовых пюре дети отказывались от овощей и каш. ВОЗ предлагает начинать прикорм именно с них. Если ребенок маловесный, то лучше стоит начать с каш. Рекомендуется использовать безглютеновые крупы (гречневая, рисовая, кукурузная). Малышам с хорошим весом рекомендуется дать овощи -брокколи, цветная капуста, кабачки, тыква, картошка.

Каши и пюре можно покупать готовые, можно и самой готовить. Крупу для каши нужно приготовить, а затем перемолоть с помощью блендера. Можно для вкуса добавить материнское молоко. Первая каша должна быть чуть жидкой, чтобы малышу было легче проглотить ее. Овощи так же необходимо отварить в воде и перетереть через сито до состояния однородности.

Как правильно вводить прикорм

С введением первого прикорма, ребенку можно начать давать живую воду. Первый прикорм следует вводить, когда ребенок абсолютно здоров. Если вскоре предстоит вакцинация, то прикорм следует отложить. Новое блюдо лучше предложить перед кормлением. Следует начать с половины чайной ложки в первые 2 дня. Если все идет благополучно, то объем можно постепенно увеличивать. Но ориентироваться следует только на желание ребенка.

После того как дали попробовать новый продукт, необходимо обязательно следить за состоянием малыша. Если появляется сыпь, расстройство стула или колики, то продукт надо исключить из рациона на определенное время. Следующий продукт нужно вводить после исчезновения данных симптомов. После каш и овощей, можно начать вводить фрукты -яблоки, абрикосы, сливы. С 8 месяцев можно смело предложить творог и яичный желток, а с 9 -мясо и хлеб. Не стоит спешить с соками и бульонами, их лучше вводить ближе к 1 году. В этом же возрасте можно познакомить со сметаной, сливочным маслом, а так же с рыбой.

Детское меню нельзя разнообразить раньше положенного времени. Это именно тот случай, про который говорят: Тише едешь -дальше будешь. Если ребенок не хочет кушать, то не надо насильно пихать ему еду. Мама должна присмотреться к своему ребенку и не оставлять без внимания советы педиатров. Только в этом случае введение прикорма пройдет спокойно и легко для малыша и матери.

Схема прикорма при грудном вскармливании

Если возраст грудничка приближается к полугоду, следует задуматься о вводе для него прикорма. Многие родители задумываются для чего это нужно делать, когда хватает материнского молока, с чего можно начинать и каким дозами кормить? По мнению большинства кормящих матерей, грудное вскармливание намного полезнее прикорма.

Чем следует кормить ребёнка?

До полугода нет необходимости вводить прикорм. так как всё необходимое (вода, биологически активные вещества и микроэлементы) малыш получает от маминого молочка. Через полгода после рождения ребёнок нуждается в других объёмах белка, энергии, минеральных веществ и витаминов (возникает потребность в цинке, железе, кальции и магнии).

Из этой рубрики:

В итоге грудное молоко не сможет удовлетворить потребность растущего организма на все 100 процентов, таким образом, возникает необходимость вводить новые продукты для восполнения потребностей.

Когда ребёнок готов к введению прикорма?

Для того чтобы ввести ребёнку в рацион новый продукт, учитывают не только его возраст, но и индивидуальную предрасположенность.

  • Малыш чаще просит кушать, наблюдаются признаки голода после полного опорожнения груди.
  • Ребёнок не отказывается от опробования нового продукта, он облизывает ложечку.
  • Малыш интересуется взрослой пищей, заглядывает в тарелку.
  • Кроха долго сидит на стульчике или на коленях, он пытается взять еду рукой.

Если мама наблюдает за своим ребёнком большинство из приведённых признаков – это сигнал для введения прикорма .

Схема прикорма при грудном вскармливании не подразумевает ввод новых продуктов за 2-3 дня до запланированной прививки и 4-5 дней после.

Введение нового продукта следует отложить в том случае, когда у ребёнка начинают прорезаться зубки либо тогда, когда на улице очень жарко. Если вы запланировали поездку, смену климата или проход гостей, ввод нового продукта следует отложить на две-три недели.

Если пришло время вводить прикорм, настоятельно не рекомендуется использовать бутылочки. лучше делать это при помощи ложечки. Стоит знать, что бутылочки могут стать причиной отказа от груди или нарушения правильного формирования пищевого поведения ребёнка.

Рекомендуется обзавестись специальной детской ложечкой, которая может быть выполнена из металла с силиконовым или пластиковым покрытием. Прежде чем покупать ложечку, необходимо погнуть её и понюхать, она не должна иметь запах химических веществ.

Рекомендуется вести пищевой дневник. в этом случае вы сможете отслеживать реакцию детского организма на тот или иной продукт.

В таком дневнике отмечают время, вид и обильность вводимого продукта, а также способ приготовления. В идеальном случае пищевой дневник ведётся до полутора лет малыша.

Схема прикорма при грудном вскармливании воз

Специалисты ВОЗ рекомендуют вводить прикорм при грудном вскармливании младенцу, которому исполнилось 6 месяцев. В том случае, если ребёнок ещё не готов переваривать предложенную пищу, прикармливание следует отложить.

© 2021-2021 Все права защищены

Информационно-новостной семейный портал России «Здравница» — одно из ведущих профильных интернет-изданий, посвященных новостям медицины. Будьте в курсе последних событий в области здравоохранения России и всего мира.

Редакция не несет ответственности за высказывания пользователей сайта в форумах и комментариях.

Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на zdravnica.info

Внимание! Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления. Описанные методы диагностики, лечения, рецепты народной медицины и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется.

Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12 года О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию . 18+.

Прикорм. Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию.

Методические рекомендации по детскому питанию для Европейского региона ВОЗ с акцентом на республики бывшего Советского Союза.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов для прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и поэтому должно находиться в центре внимания системы здравоохранения.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко должно оставаться главным видом молока, потребляемого грудным ребенком.

Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев. Некоторым детям на грудном вскармливании продукты для прикорма могут понадобиться и раньше, но не ранее 4-месячного возраста.

Не следует давать немодифицированного коровьего молока до достижения 9-месячного возраста в качестве питья, но его можно использовать в малых количествах при приготовлении пищи для прикорма начиная с 6–9 месяцев. С 9–12 месяцев можно постепенно вводить коровье молоко в рацион детского питания в качестве питья.

Продукты для прикорма с низкой энергетической плотностью могут ограничить потребление энергии, поэтому средняя энергетическая плотность обычно должна быть не ниже 4,2 кДж (1 ккал)/г. Эта энергетическая плотность зависит от частоты приема пищи и может быть ниже, если пища принимается чаще. Не следует давать молока с низким содержанием жира примерно до двух лет.

Введение прикорма должно представлять собой процесс введения продуктов детского питания, все более разнообразных по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду, при одновременном продолжении кормления грудью.

Не следует давать в период введения прикорма сильно соленых продуктов, и не нужно в течение этого периода добавлять в пищу соль.

Что такое введение прикорма?

Введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку. Пищу для прикорма можно разделить на следующие категории:

    пища переходного периода – это продукты детского питания для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка;

пища с семейного стола, или домашняя пища – это продукты детского питания для прикорма, которые даются ребенку раннего возраста и которые в общих чертах являются теми же продуктами, что и продукты, потребляемые остальными членами семьи.

В период перехода от исключительно грудного вскармливания к прекращению кормления грудью грудные дети постепенно приучаются есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту 1 года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка.

Возраст, в котором вводится пища переходного периода, представляет собой особенно уязвимый период в развитии ребенка. Рацион питания претерпевает свое наиболее коренное изменение – это переход от единственного продукта (грудного молока), где главным источником энергии является жир, ко все более увеличивающемуся разнообразию продуктов, которые требуются для удовлетворения пищевых потребностей. Этот переход связан не только с возрастающими и меняющимися потребностями в пищевых веществах, но также и с быстрым ростом, физиологическим созреванием и развитием ребенка.

Плохое питание и неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений физического развития (истощения и остановки роста) и недостаточности питательных веществ, особенно железа, и могут иметь долговременные отрицательные последствия для здоровья и умственного развития. Поэтому к числу наиболее эффективных с точки зрения затрат мероприятий, которые могут осуществлять и поддерживать медицинские работники, относятся алиментарные вмешательства и улучшение принципов и методов кормления, направленные на грудных детей.

Физиологическое развитие и созревание

Способность потреблять «твердую» пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, почечной и защитной систем.

На сроки введения «твердой» пищи и на способность грудных детей потреблять ее влияет созревание нервно-мышечной координации. Многие пищевые рефлексы, проявляющиеся на разных стадиях развития, либо облегчают, либо затрудняют введение разных видов пищи. Например, при рождении грудное вскармливание облегчается благодаря и рефлексу захватывания груди, и механизму сосания и глотания (1, 2), но введению твердой пищи может мешать рвотный рефлекс.

До 4 месяцев у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить. Еще не развиты управление движениями головы и опора позвоночника, и поэтому грудным детям трудно сохранять положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи.

Примерно в 5 месяцев дети начинают подносить ко рту предметы, и развитие в это время “рефлекса жевания” позволяет потреблять некоторые твердые продукты независимо от появления зубов. К возрасту примерно 8 месяцев большинство детей могут сидеть без поддержки, появляются первые зубы, и они обладают достаточной гибкостью языка, чтобы проглатывать более твердые комки пищи. Вскоре после этого у грудных детей вырабатываются навыки манипулирования для самостоятельного кормления, питья из чашки, держа ее двумя руками, и они могут есть пищу с семейного стола. Очень важно поощрять детей к тому, чтобы они на соответствующих этапах вырабатывали навыки приема пищи, такие, как жевание и поднесение предметов ко рту. Если эти навыки не будут приобретены вовремя, позже могут возникнуть проблемы поведения и кормления.

Пищеварение и всасывание

У грудных детей секреция желудочных, кишечных и панкреатических пищеварительных ферментов не развита так, как у взрослых. Тем не менее, грудной ребенок способен полностью и эффективно переваривать и всасывать пищевые вещества, содержащиеся в грудном молоке, а в грудном молоке содержатся ферменты, которые способствуют гидролизу жиров, углеводов и белков в кишечнике. Аналогичным образом, в раннем грудном возрасте секреции солей желчных кислот лишь едва хватает для образования мицеллы, а эффективность всасывания жира ниже, чем у детей более старшего возраста и взрослых.

Эту недостаточность может отчасти компенсировать присутствующая в грудном молоке, но отсутствующая в детских питательных смесях промышленного производства липаза, стимулируемая солями желчной кислоты. Примерно к 4 месяцам желудочная кислота помогает желудочному пепсину полностью переваривать белок.

Хотя панкреатическая амилаза начинает вносить полноценный вклад в переваривание крахмалов только в конце первого года, большинство прошедших тепловую обработку крахмалов перевариваются и всасываются почти полностью (4). Даже в первый месяц жизни толстая кишка играет жизненно важную роль в окончательном переваривании тех пищевых веществ, которые не полностью всасываются в тонкой кишке. Микрофлора толстой кишки изменяется с возрастом и в зависимости от того, вскармливается ли ребенок грудью или искусственно. Микрофлора ферментирует непереваренные углеводы и способные к сбраживанию пищевые волокна, превращая их в жирные кислоты с короткой цепью, которые всасываются в толстой кишке, благодаря чему обеспечивается максимальная утилизация энергии из углеводов. Этот процесс, известный как «извлечение энергии из толстой кишки», может давать до 10% усвоенной энергии.

Интересное:  Беременность на 10 день цикла

К тому времени, когда примерно в возрасте 6 месяцев в рацион ребенка вводится адаптированная пища с семейного стола, пищеварительная система уже достаточно созрела для эффективного переваривания крахмала, белков и жиров, содержащихся в немолочной пище. Тем не менее, вместимость желудка у грудных детей невелика (около 30 мл/кг массы тела). Таким образом, если пища слишком объемна и имеет низкую энергетическую плотность, грудные дети иногда бывают неспособны потребить ее в достаточном количестве, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто.

Нагрузка растворенных веществ на почки означает суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. В основном она включает нетрансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты, главным образом, электролиты натрий, хлор, калий и фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, и конечные продукты обмена веществ, наиболее важными из которых являются азотные соединения, образовавшиеся в результате пищеварения и метаболизма белков.

Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки означает растворенные вещества пищевого и эндогенного происхождения, которые необходимо будет вывести с мочой, если они не будут использованы в синтезе новой ткани или выведены непочечными путями. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия и фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки растворенных веществ на почки.

Новорожденный ребенок имеет слишком ограниченную пропускную способность почек, чтобы справляться с высокой нагрузкой растворенных веществ и одновременно сохранять жидкости. Осмолярность материнского молока соответствует возможностям организма ребенка, поэтому беспокойство по поводу чрезмерной нагрузки растворенных веществ на почки касается прежде всего детей, которые не кормятся грудью, особенно детей, которых кормят немодифицированным коровьим молоком. Особенно оправдано это беспокойство в период болезни. Примерно к 4 месяцам почечная функция становится значительно более зрелой, и грудные дети способны лучше сохранять воду и справляться с более высокими концентрациями растворенных веществ. Таким образом, рекомендации в отношении введения прикорма обычно не требуют того, чтобы их изменяли для приведения в соответствие со стадией развития почечной системы.

Жизненно важным механизмом защиты является развитие и поддержание эффективного барьера слизистой оболочки в кишечнике. У новорожденного барьер слизистой оболочки незрелый, вследствие чего он не защищен от повреждения энтеропатогенными микроорганизмами и чувствителен к действию некоторых антигенов, содержащихся в пище. Грудное молоко содержит большой набор факторов, которых нет в детских питательных смесях промышленного производства и которые стимулируют развитие активных защитных механизмов и помогают подготовить желудочно-кишечный тракт к поглощению пищи переходного периода. К числу неим- мунологических защитных механизмов, помогающих защитить поверхность кишечника от микроорганизмов, токсинов и антигенов, относятся желудочная кислотность, слизистая оболочка, кишечные секреты и перистальтика.

Относительно слабые защитные механизмы пищеварительного тракта грудного ребенка в раннем возрасте, а также пониженная желудочная кислотность увеличивают риск повреждения слизистой оболочки чужеродной пищей и микробиологическими белками, которые могут вызывать прямое токсическое или иммунологически опосредованное повреждение. Некоторые продукты содержат белки, которые являются потенциальными антигенами: это соевый белок, клейковина (присутствующая в некоторых зерновых продуктах), белки в коровьем молоке, яйце и рыбе, которые ассоциируют с энтеропатией. Поэтому представляется разумным избегать введения этих продуктов до наступления 6-месячного возраста, особенно когда в семейном анамнезе фигурирует пищевая аллергия.

Для чего нужна пища для прикорма?

По мере того, как ребенок растет и становится более активным, для полного удовлетворения его пищевых и физиологических потребностей одного грудного молока недостаточно. Для компенсации разницы между количеством энергии, железа и других незаменимых питательных веществ, которое обеспечивается за счет исключительно грудного вскармливания, и суммарными алиментарными потребностями грудного ребенка нужна адаптированная семейная пища (пища переходного периода). С возрастом эта разница увеличивается и требует все большего вклада другой пищи, помимо грудного молока, в поступление энергии и пищевых веществ, особенно железа. Пища для прикорма также играет важную роль в развитии нервно-мышечной координации.

Грудные дети не обладают физиологической зрелостью для того, чтобы перейти от исключительно грудного вскармливания прямо к пище с семейного стола. Поэтому для преодоления этого разрыва между потребностями и возможностями нужны специально адаптированные семейные продукты (пища переходного периода), причем необходимость в них сохраняется примерно до 1 года, пока ребенок не станет достаточно зрелым для потребления обычной домашней еды. При введении пищи переходного периода ребенок также сталкивается с разнообразными структурами и консистенциями, а это способствует развитию жизненно важных двигательных навыков, таких, как жевание.

Когда следует вводить прикорм?

Оптимальный возраст введения пищи переходного периода можно определить путем сравнения преимуществ и недостатков различных сроков.

Следует оценить, в какой степени грудное молоко может обеспечить достаточное количество энергии и пищевых веществ для поддержания роста и предупреждения дефицитов, а также каков риск заболеваемости, особенно инфекционными и аллергическими болезнями, от потребления зараженных продуктов питания и «чужеродных» пищевых белков. К другим важным соображениям относятся физиологическое развитие и зрелость, различные показатели развития, которые указывают на готовность грудного ребенка принимать пищу, и факторы, связанные с матерью, такие, как пищевой статус, влияние уменьшения сосания груди на фертильность матери и ее способность ухаживать за ребенком, а также существующие принципы и методы ухода за детьми раннего возраста (глава 9).

Слишком раннее начало введения прикорма имеет свои опасности, потому что:

    грудное молоко может быть вытеснено пищей для прикорма, и это приведет к уменьшению выработки грудного молока, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;

грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены, и тем самым увеличивают риск диспептических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания;

угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий увеличивается вследствие незрелости кишечника, и из-за этого возрастает риск недостаточности питания;

к матерям быстрее возвращается фертильность, так как снижение сосания груди уменьшает период, в течение которого подавляется овуляция.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно, потому что:

    недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;

вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;

может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, на соответствующих этапах развития.

Сохраняется много разногласий по поводу того, когда именно начинать введение прикорма. И хотя все согласны, что оптимальный возраст является индивидуальным для каждого конкретного ребенка, вопрос о том, рекомендовать ли введение прикорма в возрасте «от 4 до 6 месяцев или «примерно в 6 месяцев», остается открытым. Следует пояснить, что «6 месяцев» определяется как конец первых шести месяцев жизни ребенка, когда ему исполняется 26 недель, а не начало шестого месяца, т.е. 21–22 недели. Точно так же «4 месяца» относится к концу, а не к началу четвертого месяца жизни.

Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления возраста 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев. В резолюциях Всемирной ассамблеи здравоохранения 1990 и 1992 гг. рекомендуется «4–6 месяцев», тогда как в резолюции 1994 г. рекомендация гласит «примерно в 6 месяцев». В нескольких более поздних публикациях ВОЗ и ЮНИСЕФ используются обе формулировки. В обзоре ВОЗ (Lutter, 6) был сделан вывод о том, что научное обоснование рекомендации срока 4–6 месяцев достаточных документальных подтверждений не имеет. В опубликованном недавно докладе ВОЗ/ЮНИСЕФ о введении прикорма в развивающихся странах (7) авторы рекомендовали кормить доношенных детей исключительно грудью примерно до возраста 6 месяцев.

Во многих рекомендациях в промышленно развитых странах используют период 4–6 месяцев. Тем не менее, в опубликованных недавно в Нидерландах официальных рекомендациях (8) говорится, что детям, находящимся на грудном вскармливании и имеющим достаточные показатели роста, с алиментарной точки зрения не нужно давать никакого прикорма до примерно 6 месяцев. Если же родители решают начать прикорм раньше, это вполне допустимо при условии, что ребенку исполнилось не менее 4 месяцев. Кроме того, в заявлении Американской академии педиатрии (9) рекомендуется возраст «примерно 6 месяцев», и то же самое приняли различные государства-члены Европейского региона ВОЗ, когда адаптировали и реализовывали учебные программы «Комплексное ведение детских болезней» (IMCI) для медицинских работников (см. Приложение 3).

Когда принимается решение о том, следует ли указывать в рекомендациях срок 4–6 месяцев или примерно 6 месяцев, необходимо оценить, как это истолковывают родители или медицинские работники. Медицинские работники могут неправильно истолковать рекомендацию и будут поощрять введение прикорма к 4 месяцам, просто «на всякий случай». В результате родители могут подумать, что их дети должны есть пищу для прикорма к моменту достижения 4-месячного возраста и поэтому начнут вводить «новые вкусы» пищи до 4 месяцев (7). Поэтому национальным органам следует оценивать, как интерпретируются их рекомендации родителями и медицинскими работниками.

В странах с переходной экономикой имеются данные о повышенном риске инфекционных заболеваний при введении прикорма до 6 месяцев и о том, что введение прикорма до этого возраста не улучшает темпов увеличения массы и длины тела ребенка (10, 11). Более того, исключительно грудное вскармливание в течение первых примерно 6 месяцев дает преимущества для здоровья. В неблагоприятных условиях окружающей среды, даже если с введением прикорма немного увеличится поступление энергии, расход энергии в ответ на повышение заболеваемости, связанный с введением продуктов и жидкостей помимо грудного молока (что особенно вероятно в негигиеничных окружающих условиях), приводит в итоге к тому, что нет никакой чистой выгоды с точки зрения баланса энергии. Что касается питательных веществ, то потенциальные выгоды от введения прикорма будут, скорее всего, сведены на нет потерями в результате повышения заболеваемости и снижения биологической доступности питательных веществ, содержащихся в грудном молоке, когда одновременно с грудным молоком даются дополнительные продукты питания. В условиях когда вызывает озабоченность дефицит питательных веществ у грудных детей до 6 месяцев, более действенным и менее рискованным путем предотвращения недостаточности питательных веществ у матери и у ребенка может стать улучшение питания матери. Оптимальное питание матери во время беременности и кормления грудью не только гарантирует высокое качество молока для ребенка, но и повышает до максимального уровня способность матери ухаживать за своим ребенком.

Для Европейского региона ВОЗ рекомендация состоит в том, что грудные дети должны находиться на исключительно грудном вскармливании начиная с рождения до примерно 6 месяцев и не менее, чем в течение первых 4 месяцев жизни. Некоторым детям может понадобиться прикорм раньше 6 месяцев, но вводить его до 4 месяцев не следует. На необходимость введения прикорма до 6 месяцев указывает то, что ребенок в отсутствие явной болезни недостаточно прибавляет в весе (что определяется на основании двух-трех оценок подряд) (см. главу 10) или выглядит голодным после неограниченного кормления грудью. Следует обращать внимание на использование правильных карт нормативных показателей физического развития, принимая во внимание то, что дети, вскармливаемые грудью, имеют не такие темпы физического развития, как те дети, на которых основаны нормативные величины Национального центра медицинской статистики США (12). Тем не менее, начиная вводить прикорм до 6 месяцев, нужно учитывать и другие факторы, такие, как масса тела и внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и общий статус физического развития и пищевой статус ребенка. В результате исследования, проведенного в Гондурасе (13), было установлено, что кормление детей, находящихся на грудном вскармливании, с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г бесплатными высококачественными продуктами для прикорма начиная с 4-месячного возраста не давало никаких преимуществ для физического развития. Эти результаты подтверждают правильность рекомендации кормить детей исключительно грудью в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.

Состав продуктов для прикорма

В главе 3 были даны оценки средних величин энергии, которые требовалось получить от продуктов для прикорма в разном возрасте. Было рассмотрено влияние разных уровней потребления грудного молока и разных величин энергетической плотности продуктов для прикорма на частоту приема пищи, которая требуется для удовлетворения потребностей в энергии, с учетом ограничений в объеме пищи, диктуемых вместимостью желудка. В следующем разделе эти вопросы поднимаются вновь и рассматриваются более подробно. Анализируются физические свойства крахмала с точки зрения густоты основной еды, даваемой в качестве прикорма. На этом основании предлагаются возможные изменения в приготовлении основной еды, что должно помочь получить такую пищу, которая не будет ни слишком густой для потребления грудным ребенком, ни такой жидкой, что у нее будет снижена плотность энергии и питательных веществ. Далее рассматриваются способы улучшения плотности питательных веществ в основной еде за счет добавления других продуктов для прикорма, а также другие факторы, влияющие на количество потребляемой пищи (такие, как вкус и аромат) и на количество каждого фактически усваиваемого питательного вещества (биологическая доступность и пищевая плотность).

Энергетическая плотность и вязкость

Основными факторами, влияющими на то, в какой степени грудной ребенок может удовлетворить свои потребности в энергии и питательных веществах, являются консистенция и энергетическая плотность (количество энергии на единицу объема) пищи для прикорма и частота кормления. Главным источником энергии часто является крахмал, но при нагревании с водой крахмальные зерна клейстеризуются и образуют объемистую, густую (вязкую) кашу. Из-за этих физических свойств грудным детям трудно проглотить и переварить такую кашу. Кроме того, низкая калорийность и пищевая плотность означает, что для удовлетворения потребностей грудного ребенка ему нужно съесть большие объемы пищи. Обычно это невозможно из-за ограниченной вместимости желудка грудного ребенка и ограниченного числа приемов пищи в день. Разбавление густой каши для того, чтобы ее было легче проглотить, еще больше снижает ее энергетическую плотность. Традиционно пища для прикорма имеет низкую энергетическую плотность и низкое содержание белков, и хотя ее жидкая консистенция облегчает ее потребление, объемы, необходимые для удовлетворения потребности ребенка в энергии и пищевых веществах, часто превышают максимальный объем, который может проглотить грудной ребенок. Добавление небольшого количества растительного масла может сделать еду мягче и легче для потребления даже в холодном виде. Однако добавление большого количества сахара или свиного жира хотя и повысит энергетическую плотность, но увеличит вязкость (густоту) и поэтому сделает пищу слишком тяжелой для потребления в больших количествах.

Таким образом, пища для прикорма должна быть богатой энергией, белками и микронутриентами и иметь консистенцию, которая позволяет легко потреблять ее. В некоторых странах развивающегося мира эту проблему решают путем добавления в густую кашу муки, богатой амилазой, что уменьшает вязкость каши, не снижая содержания в ней энергии и пищевых веществ (14). Богатую амилазой муку получают путем проращивания зерен хлебных злаков, что ведет к активации ферментов амилазы, которые затем расщепляют крахмал на сахара (мальтозу, мальтодекстрины и глюкозу).

Когда крахмал расщепляется, он утрачивает свою способность впитывать воду и разбухать, и поэтому каша из богатой амилазой муки из проросших зерен имеет высокую энергетическую плотность, сохраняя полужидкую консистенцию, но повышенную осмолярность. Приготовление таких сортов муки требует времени и утомительного труда, но их можно приготавливать в больших количествах и добавлять понемногу для разжижения каши по мере необходимости (15). Их можно также производить в промышленных масштабах при низких затратах.

Крахмалсодержащие продукты питания также можно улучшить путем смешивания с другими продуктами, но при этом чрезвычайно важно знать действие таких добавлений не только на вязкость пищи, но и на плотность белков и питательных микроэлементов в пище. Например, хотя добавление животных жиров, растительного масла или маргарина повышает энергетическую плотность, оно отрицательно влияет на плотность белков и микронутриентов. Поэтому крахмалсодержащие продукты необходимо обогащать такими продуктами, которые повышают содержание в них энергии, белков и питательных микроэлементов. Этого можно достичь добавлением молока (грудного молока, детских питательных смесей промышленного производства или небольших количеств коровьего молока или кисломолочных продуктов), что улучшает качество белков и повышает плотность основных питательных веществ.

Пищевая плотность и биологическая доступность

Количество доступных для обеспечения физического и психического развития грудного ребенка питательных веществ зависит как от их количества в грудном молоке и пище переходного периода, так и от их биологической доступности. Биологическая доступность определяется как всасываемость питательных веществ и их наличие для использования в целях обмена веществ, тогда как плотность питательных веществ – это количество того или иного пищевого вещества на единицу энергии, например, 100 кДж, или на единицу веса, например, 100 г.

Интересное:  Мифепристон при родах отзывы

Между продуктами животного и растительного происхождения существуют большие различия в плотности питательных веществ и биологической доступности питательных микроэлементов. Продукты животного происхождения на единицу энергии обычно содержат больше некоторых пищевых веществ, таких, как витамины А, D и Е, рибофлавин, витамин В12, кальций и цинк. Содержание железа в некоторых продуктах животного происхождения (таких, как печень, мясо, рыба и птица) высоко, тогда как в других продуктах (молоко и молочные продукты) низко. Напротив, плотность тиамина, витамина В6, фолиевой кислоты и витамина С обычно выше в растительных продуктах, а некоторые из них, такие как бобовые и кукуруза, содержат также значительные количества железа. В целом же биологическая доступность минералов, содержащихся в растительных продуктах, хуже по сравнению с минералами, содержащимися в продуктах животного происхождения.

К числу питательных микроэлементов, обладающих низкой биологической доступностью в растительных продуктах, относятся железо, цинк, кальций и бета-каротин в листовых и некоторых других овощах. Кроме того, всасывание бета-каротина, витамина А и других жирорастворимых витаминов затрудняется, когда в рационе питания мало жиров.

Рационы питания с высокой биологической доступностью питательных веществ разнообразны и содержат большие количества бобовых и продуктов, богатых витамином С, с небольшими количествами мяса, рыбы и птицы. Рационы же с низкой биологической доступностью питательных веществ состоят главным образом из зернопродуктов, бобовых и корнеплодов, с ничтожно малыми количествами мяса, рыбы или продуктов, богатых витамином С.

Разнообразие, вкус и аромат

Для того чтобы обеспечить удовлетворение потребностей растущих детей в энергии и питательных веществах, им нужно предлагать широкий ассортимент продуктов с высокой пищевой ценностью. Кроме этого, вполне возможно, что, когда детям предлагается более разнообразный рацион питания, это улучшает их аппетит. Хотя структура потребления пищи с каждым приемом меняется, дети регулируют свое потребление энергии при последующих приемах пищи таким образом, что суммарное суточное потребление энергии обычно остается относительно постоянным. Тем не менее, величина потребления энергии в разные дни также может несколько изменяться. Несмотря на то, что у детей есть свои предпочтения, дети, когда им дают разные продукты, обычно выбирают некоторый набор, включающий и их любимые продукты, и в итоге получают алиментарно полный рацион.

На потребление ребенком пищи переходного периода может влиять целый ряд органолептических свойств, таких, как вкус, аромат, внешний вид и структура. Вкусовые сосочки языка воспринимают четыре первичных вкусовых качества: сладкое, горькое, соленое и кислое. Чувствительность ко вкусу помогает защититься от съедания вредных веществ, а также может помочь в регулировании величины потребления пищи ребенком.

Хотя детям не нужно учиться любить сладкую или соленую пищу, существуют достаточно убедительные подтверждения того, что на предпочтения детей в отношении большинства других пищевых продуктов большое влияние оказывают познание и опыт (16). Единственным врожденным предпочтением у людей является предпочтение к сладкому вкусу, и даже новорожденные дети жадно поедают сладкие вещества. Это может стать проблемой, так как у детей вырабатывается предпочтение по отношению к частоте воздействия того или иного вкуса. Отказ от всех других продуктов, кроме сладких, ограничит разнообразие потребляемой ребенком пищи и питательных веществ.

По сравнению с однообразным рационом питания, дети съедают больше, когда они получают разнообразную пищу. Важно, чтобы дети, для которых первоначально незнакомы все продукты, имели неоднократный доступ к новым продуктам в период введения прикорма, чтобы у них выработалась здоровая система положительного восприятия пищи. Было высказано предположение, что нужно попробовать пищу как минимум 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз (17). Таким образом, родителей нужно успокаивать и говорить, что отказ принять пищу – явление нормальное. Продукты нужно предлагать по много раз, так как те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются. Если истолковать первоначальный отказ ребенка как неизменный, этот продукт, вероятно, больше не будет предлагаться ребенку, и возможность иметь доступ к новым продуктам и вкусовым ощущениям будет потеряна.

Процесс введения прикорма зависит от того, научился ли ребенок получать удовольствие от новой пищи. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут быстрее положительно воспринять твердую пищу, чем дети, вскармливаемые детскими питательными смесями промышленного производства, поскольку первые привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком (18)

Какую пищу лучше всего готовить для грудных детей?

Выбор продуктов, используемых для прикорма, у разных категорий населения значительно различается вследствие разных традиций и разной степени доступности. В следующем разделе рассматривается использование различных продуктов питания для прикорма. В новом докладе ВОЗ (19) предлагается удобный способ подсчета вклада различных продуктов в заполнение той нехватки энергии и питательных веществ, которая образуется в период, когда грудное молоко больше не удовлетворяет растущих потребностей грудного ребенка.

Продукты растительного происхождения

Помимо пищевых веществ, продукты питания содержат комбинации других веществ, большинство которых в изобилии присутствует в растениях. Ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами (за исключением грудного молока для грудных детей первых месяцев жизни). Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и сухая фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Поэтому для предупреждения заболеваний и благоприятствования росту здоровый рацион питания должен содержать разнообразные продукты.

Растительная пища содержит биологически активные компоненты, или метаболиты, которые веками использовались в традиционных снадобьях и лекарствах из трав. Выделение, выявление и количественное определение этих растительных метаболитов связано с их потенциально защитной ролью, и интерес к их выявлению возник благодаря эпидемиологическим данным, согласно которым некоторые из них предохраняют от развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых.

Не исключено также, что такие компоненты оказывают благотворное действие на детей раннего возраста, хотя научных подтверждений этому недостаточно. Многие содержащиеся в растениях метаболиты не являются пищевыми веществами в традиционном смысле и иногда называются «непищевыми веществами». Сюда входят такие вещества, как пищевые волокна и родственные им вещества, фитостеролы, лигнаны, флавоноиды, глюкозинолаты, фенолы, терпены и соединения из растений семейства луковых.

Для того чтобы обеспечить потребление всех этих веществ с защитными свойствами, важно есть как можно более разнообразную растительную пищу. Нет никакой необходимости в том, чтобы принимать витаминные добавки или растительные экстракты в качестве замены или дополнения к потреблению доброкачественной здоровой пищи, и по медицинским основаниям обычно это не рекомендуется.

Зерновые продукты составляют основную пищу практически всех категорий населения. Значительный вклад в рацион питания в Европейском регионе ВОЗ вносят такие продукты, как пшеница, гречиха, ячмень, рожь, овес и рис. В целом 65–75% общего веса зерновых продуктов составляют углеводы, 6–12% белки и 1–5% жиры. Большая часть углеводов присутствует в виде крахмала, но зерновые продукты также являются важнейшим источником пищевых волокон и содержат некоторое количество простых сахаров. Большинство зерновых продуктов в сыром виде содержат медленно перевариваемый крахмал, который при термической обработке превращается в быстро перевариваемый. Частично размолотые зерна и семена содержат крахмал, устойчивый к перевариванию.

Зерновые продукты также являются источником питательных микроэлементов. Питательные микроэлементы сосредоточены в наружных слоях отрубей злаковой культуры, г

Видео. когда начинают прикорм при грудном вскармливании

Схема прикорма по ВОЗ. Прикорм: таблица по месяцам. Детское питание

Детский организм требует в первые годы жизни крайне внимательного наблюдения. Огромную роль для малыша в это время играет прикорм. Каждая мама должна знать, как правильно обогащать рацион своего ребенка, чтобы не навредить ему. Далее вниманию будет предложена схема прикорма по ВОЗ. Она служит основным помощником родителей при решении вопросов, связанных с введением новых продуктов в рацион малыша. Кроме того, нам предстоит разобраться, когда именно начинать прикармливать новорожденного. Следует сразу обратить внимание на то, что данный процесс индивидуален для каждого ребенка. Поэтому точную схему прикорма лучше узнавать у наблюдающего малыша врача-педиатра.

О готовности

Начало прикорма по ВОЗ должно происходить приблизительно к 6 месяцем жизни. Сегодня на полках магазинов можно отыскать детское питание с пометками «3+» или «4+». Тем не менее, на всех них обязательно написано уточнение — до полугода прикармливать малыша не рекомендуется. Связано это с незрелостью ЖКТ. До 6 месяцев у ребенка не вырабатываются все необходимые для усваивания взрослой пищи ферменты. До этого момента лучше ограничиваться только смесью или грудным молоком.

Теперь понятно, со скольки вводить прикорм. Некоторые педиатры предлагают знакомить малыша со взрослой пищей чуть позже — в 7-8 месяцев. Но не более того. Почему?

Дело все в том, что приблизительно в 9-10 месяцев малыш может привыкнуть питаться только жидкой пищей. Тогда ввести твердые продукты будет весьма проблематично. Поэтому затягивать с обогащением рациона не стоит.

По типу вскармливания

Сегодня педиатры различают несколько схем прикорма. Все зависит от того, как питается новорожденный. Дети, находящиеся исключительно на грудном вскармливании, как правило, пробуют взрослую пищу приблизительно в 6 месяцев. А малыши, которых кормили искусственными смесями, могут познакомиться с новыми продуктами приблизительно в 3-4 месяца. Это нормальное явление.

Тем не менее, схема прикорма по ВОЗ, как было подмечено, предусматривает начало прикорма в полгода. И не раньше. До этого времени знакомить малыша с новыми продуктами (при смешанном или искусственном вскармливании) можно, но с особой осторожностью. Кроме того, использовать разрешается только определенные продукты.

О системе прикорма

На сегодняшний день ВОЗ разработала всего три типа прикорма. Речь идет об овощах, кашах и мясе. А что насчет фруктов? Сегодня ВОЗ не имеет никаких конкретных рекомендаций. Тем не менее, раннее введение фруктовых пюре лучше отложить. Вводить такие продукты предпочтительнее после овощей и каш.

В первую очередь, это связано с тем, что до 8-9 месяцев организм ребенка не сможет нормально усваивать сырые фрукты и соки. Все необходимые для этого бактерии появятся у малыша после употребления каш и овощей.

Кроме того, если верить некоторым родителям, то при введении фруктового пюре до овощного, потом могут начаться проблемы. Овощи не такие вкусные, как фрукты. Соответственно, ребенок попросту откажется от овощных пюре.

ВОЗ не считает кефир прикормом, так как он не является твердой пищей. Но это не значит, что данный продукт исключен из детского рациона. Схема прикорма по ВОЗ включает в себя кефир приблизительно с 8 месяцев, но только в качестве дополнительного питания. А вот молоко до года не рекомендуется давать ни в каком виде.

Также следует отметить, что любые схемы введения прикорма предполагают систематическое увеличение порций. К году довести порции до 100-200 грамм. Первые блюда для малыша должны быть однокомпонентными. Новые составляющие должны вводиться только после полного привыкания ребенка к конкретному продукту. На это уходит около недели.

Прикорм или кормление

Также важно понимать, что такое прикорм. Некоторые путают данный термин с полным кормлением. Можно с уверенностью сказать, что на «общий стол» сегодня принято переводить малышей к 1 году. Тем не менее, сохранение грудного вскармливания дольше приветствуется. Полностью взрослый рацион должен быть к 3-летнему возрасту.

Что такое прикорм? Это процесс, при котором малыш знакомится с новой пищей. По данным ВОЗ, этот процесс характеризуется кормлением грудного ребенка жидкостями или продуктами в дополнение к грудному молоку или искусственной смеси.

Соответственно, важно понимать, что прикорм не заменяет основное кормление. Но к данному процессу необходимо подходить крайне внимательно и осторожно. Каждый детский организм индивидуален. Поэтому даже рекомендации ВОЗ по введению прикорма не могут дать 100% гарантии на то, что рацион ребенка формируется правильно. Родители и педиатры должны следить за реакцией малыша на ту или иную пищу.

Очередность введения

Какие рекомендации ВОЗ по прикорму помогут родителям не навредить грудничку? Сегодня можно столкнуться со следующей очередностью введения продуктов для малыша, находящего на грудном вскармливании:

  • овощные пюре — 6 месяцев;
  • каши на воде — 6,5-7 месяцев;
  • желток и фруктовое пюре — 8 месяцев;
  • молочные каши — около 9 месяцев;
  • мясное пюре, субпродукты, кефир, йогурт, творог — 9-10 месяцев;
  • детское печенье, рыба — 10 месяцев;
  • соки — 10-12 месяцев;
  • ягодные пюре — 1 год;
  • мясной бульон — 12 месяцев.

Растительное или оливковое масло вводят в рацион грудничка с 6 месяцев вместе с кашами. В блюдо необходимо добавлять по 1 капле, доводя со временем количество масла до чайной ложки. Сливочное масло вводят в 7 месяцев — 1 грамм. Далее порцию увеличивают до 10 грамм.

Детей, находящихся на смесях или смешанном вскармливании, необходимо прикармливать по аналогичным принципам. Единственное, на что рекомендуется обратить внимание — это на то, что знакомство со взрослой пищей лучше начинать в 4-5 месяцев, так как смеси не обогащают организм достаточным количеством витаминов и минералов.

Теперь немного о кашах. Вводить их можно немного раньше, чем рекомендовано. Подобный прием разрешен тогда, когда грудничок маловесный. Если его вес меньше установленных норм, можно вводить в прикорм каши. Но с чего начать?

Важно обратить внимание на то, что первым подобным прикормом должна быть каша гречневая безмолочная. В принципе, разрешается прикармливать детей любыми детскими кашками, которые не содержат молока.

Готовят данное блюдо полужидким, на воде. Консистенция каши должна быть однородной. В таком прикорме нет соли, сахара или любых других приправ и пряностей. Самые первые каши готовятся из крупяной муки.

Как действовать дальше? Предполагается, что первой идет каша гречневая безмолочная. Далее: рис, кукуруза, овсянка и манка. Последнюю кашку необходимо готовить малышу не более 1 раза в неделю, так как в ней мало полезных веществ, но много клейковины.

Первая каша готовится так: 5 грамм крупяной муки заливают 100 миллилитрами воды. Полученное блюдо измельчить. В готовую кашу можно добавить немного растительного или оливкового масла или грудного молока.

А к 9 месяцам можно вводить кашки с несколькими компонентами, которые уже знакомы малышу. Например, с добавлением фруктов или овощей. Для этой задумки идеально подходит детское питание «Нестле». У данного производителя множество разнообразных каш, которые обязательно обогатят организм грудничка полезными веществами.

Теперь немного об овощных пюре. Изначально они готовятся только из одного овоща. Желательно, чтобы это был натуральный продукт, со своего огорода или выращенный без нитратов и прочей химии. Замороженные овощи использовать разрешается, но их нельзя повторно замораживать.

Для приготовления овощей необходимо пользоваться духовкой или пароваркой. Варка овощей происходит в эмалированной посуде, в кипятке. Воды добавляют не очень много. Овощи варят под закрытой крышкой.

Как правильно вводить овощной прикорм? Таблица по месяцам в данном случае предполагает следующую очередность новых компонентов: кабачок, цветная капуста, тыква, картофель, морковь, зеленый горошек, свекла. Все данные составляющие вводят в течение первых 6-9 месяцев жизни ребенка. К году малышу дают: огурцы, томаты, сладкий перец, белокочанную капусту, баклажаны.

Овощное пюре должно быть без волокон и комков. Добавлять в него соль, сахар и пряности запрещено. В конце приготовления можно разбавить пюре 1 ложкой растительного масла или грудного молока.

Как уже было сказано, нормы ВОЗ по прикорму предлагают вводить мясо в 9 месяцев. Лучше всего использовать для этого нежирные сорта мяса. Например:

Приготовление пюре требует особой тепловой обработки. Сначала мясо, очищенное от кожи и костей, опускают в холодную воду на 15 минут. Далее куски достаются, промываются, после чего варятся около 1,5 часов в новой чистой воде.

Отварное мясо необходимо достать и измельчить. Фарш пропустить через маленькое сито, после чего добавить в полученную массу растительное масло или грудное молоко.

Тефтели и котлеты готовить можно тогда, когда у ребенка появляются зубы для того, чтобы жевать пищу. Лучше всего комбинировать каши вместе с мясом. Фрикадельки можно добавлять в супы. До года малышу необходимо давать мясо 3-4 раза в неделю.

О времени прикорма

Теперь понятно, с чего начинать прикорм при грудном вскармливании. На самом деле данный процесс, как уже было сказано, сугубо индивидуален. Но все предложенные рекомендации помогают родителям и врачам ориентироваться на введение новых продуктов в рацион грудничка.

Когда лучше всего прикармливать малыша? Лучше всего делать это в утреннее время. Этот прием позволяет отследить реакцию грудничка на те или иные продукты в течение всего дня. Сначала, как уже было сказано, необходимо давать пюре и каши, а затем насыщать малыша молоком. Со временем прикорм заменит основное питание. К году у ребенка сформируются определенные вкусовые предпочтения. После 12 месяцев рекомендуется постепенно обогащать рацион малыша новыми взрослыми продуктами.

Рекомендации по прикорму

Отныне ясно, со скольки вводить прикорм грудничку. Следует обратить внимание на то, что все перечисленные нормы и рекомендации не являются обязательными. Это всего лишь общепринятые советы, которые помогают максимально правильно обогатить рацион ребенка новым продуктами.

Несколько слов об овощном прикорме. Перед приготовлением картофеля необходимо его правильно подготовить. В данном овоще содержится большое количество крахмала. Поэтому перед приготовлением картофеля для детского прикорма потребуется избавиться от излишков вредного вещества. Для этого овощ хорошо промывают, а затем вымачивают в прохладной воде на протяжении 1,5 часов.

Из капусты перед приготовлением придется удалить кочерыжку, а морковное пюре готовится только после удаления сердцевины.

А как схематично можно представить себе прикорм? Таблица по месяцам может иметь следующий вид:

Источники: http://oberemennosti-vse.ru/grudnoe-vskarmlivanie/vvedenie-prikorma-pri-grudnom-vskarmlivanii-voz.htmlhttp://www.baby.ru/blogs/post/20707728-1364025/http://fb.ru/article/304901/shema-prikorma-po-voz-prikorm-tablitsa-po-mesyatsam-detskoe-pitanie

Ссылка на основную публикацию