Сонатал для беременных что это

Школа дородовой педагогики Сонатал

Название Сонатал составлено из двух латинских слов: сонанс — звучащий и натус — рожденный. Единое слово «сонатал» подразумевает музыку беременности и рождения. «Сонатал» представляет собой методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия жизненных стрессов у беременной женщины с помощью музыки. «Сонатал» является первой частью единой программы музыкальной гармонизации жизни.

Материнский голос — камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ребенка. Чем богаче будут интонации материнского голоса, тем богаче будет это мировосприятие. Значит, мама должна петь, причем петь уже тогда, когда ребенок еще находится во внутриутробном состоянии, так как он воспринимает все вибрации материнского организма. И даже если она совсем не умеет петь, даже если ее голос кажется ей некрасивым, для ребенка эти материнские голосовые вибрации являются чудесными вибрациями жизни.

Система «Сонатал» чрезвычайно проста в использовании. Для нее не требуется сложного специального оборудования. Вы во время беременности будете петь простые песенки-попевки, производить звуки на простейших музыкальных инструментах, слушать приятную музыку. Когда ребенок родится, вы продолжите с ним музыкальные занятия, в которых он будет все больше и больше принимать участие сам.

Все эти упражнения могут быть использованы в дородовой период и в течении 1-го месяца жизни ребенка, но родителям нужно выбрать те из них, которые соответствуют их возможностям и образу жизни. Например, вовсе не нужно срочно бежать покупать фортепиано, если у вас его нет.

Конечно, на выполнение всех упражнений не хватит и дня, поэтому можно выбрать наиболее подходящие для мамы и любимые ребенком.

Хотя мы в основном говорим «женщина», «мама», нет причин исключать из этих занятий мужчин, отцов, это можно только приветствовать.

  1. Занятия по системе «Сонатал» можно начинать с 35-36 недели беременности. Существует также методика проведения занятий для самого раннего периода беременности.
  2. В течение последнего месяца беременности мама осваивает все элементы системы, которые будет в дальнейшем применять в воспитании ребенка
  3. Если мама решилась встать на путь раннего музыкального развития ребенка, она должна быть готова к длительной серьезной работе, так как

у ребенка возникает зависимость от звукового фактора и прекращение занятий может привести его к состоянию дискомфорта.

  • Используя в занятиях фонендоскоп, следует внимательно следить за тем, чтобы слуховые трубки нежно прилегали к наружным слуховым проходам, не сдавливали их.
  • Перед началом занятий мама готовит рабочую карту, на которой будет ежедневно отмечать реакцию ребенка на различные звуковые факторы и в зависимости от этого составлять звуковую партитуру дня.
  • При введении новых звуковых факторов строго соблюдается принцип постепенности, чтобы не перегрузить орган слуха ребенка.
  • Упражнения, представленные в этой книге, являются только примерами и могут быть адаптированы каждой мамой в зависимости от ее вкусов и предпочтений. Опыт первых недель жизни является решающим в развитии ребенка. Именно этому периоду должно быть уделено максимальное внимание.
  • Взаимодействие ребёнка со звуком

    Звуки различного качества участвуют в формировании окружающей среды ребенка. Разнообразные способы взаимодействия ребенка со звуками оптимизируют практически все стороны его психического и физического развития. Звук участвует в образовании многих первичных рефлексов и гармонизирует жизнедеятельность новорожденного.

    В результате общения ребенка со звуком возникают такие психофизические эффекты, как: эмоциональное оживление и комфорт; импринтинг — запечатление звука как первоисточника информации о внешнем мире; вибрационная стимуляция клеточных обменных процессов; улучшение микроциркуляции крови и лимфы; аудиорефлекторная стимуляция; ранняя аудиовестибулярная стимуляция; ранняя дифференциация рецепторов органов слуха; закрепление аудиовестибулярных рефлексов; образование аудиомоторных рефлексов; формирование аудиобиоритмических рефлексов; формирование аудио-респираторных рефлексов; звуковой дыхательный тренинг; эмоционально-двигательный баланс; аудиосоциальная адаптация.

    Сонатал — школа для будущих мам

    #1 Off ИМКА

  • Пользователи
  • 61 сообщений
    • Я в Одноклассниках
    • Я ВКонтакте
    • Я в Фейсбуке
    • Я в Инстаграм
    • Откуда: г.Барнаул

    физиологический (тренировка некоторых функций организма);

    вибрационный (активизация биохимических процессов в клетках).

    • — обучает родителей общаться с ребенком еще до его рождения;
    • — устанавливает духовную близость между мамой и ребенком;
    • — улучшает самочувствие и настроение мамы во время беременности;
    • — нормализует физическое и психическое состояние беременной мамы;
    • — повышает ее устойчивость к погодным изменениям;
    • — выполняет общую антистрессовую функцию для мамы и ребенка, так как снижает частоту сердечных сокращений беременной мамы;
    • — снижает риск внутриутробной избыточной гипоксии и направлен на физиологическое созревание плода;
    • — выстраивает естественный режим дня, по которому затем живет новорожденный;
    • — увеличивает лактацию кормящей мамы и удлиняет ее срок;
    • — дети опережают сверстников в физическом и интеллектуальном развитии;
    • — имеют высокую творческую активность;
    • — имеют хорошие музыкальные способности;
    • — демонстрируют раннее чувство юмора и положительные эмоции;
    • — меньше болеют;
    • — легче адаптируются к окружающей среде:
    • — спокойнее спят.

    Ребенок привыкает к словам и звукам (пренатальный импринтинг), и проходит первую стадию формирования речи на уровне телесно¬го восприятия вибраций.

    Исследования дали многочисленные подтверждения избирательной активности Малыша (плода), которая проявляется в дальнейшем, после рождения, в виде уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными. Это позволило автору выдвинуть гипотезу пренатального импринтинга («дородового запечатления»), который закладывает основы пре-натального воспитания и образования. Дородовый период выделяется как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития. На этом основании метод «Сонатал» рассматривается как метод создания психофизиологического ядра личности пренатального ребенка.

    Изменено: ИМКА, 19 Январь 2021 — 04:00

    Змеиногорский тр., 80 : 55-77-03 ; ул.Пионеров, 1: 55-38-02

    #2 Off ИМКА

  • Пользователи
  • 61 сообщений
    • Я в Одноклассниках
    • Я ВКонтакте
    • Я в Фейсбуке
    • Я в Инстаграм
    • Откуда: г.Барнаул

    Cтань лучшей мамой своему малышу еще до его рождения!

    Будущим мамам часто советуют: «рассказывайте сказки своему животику», «пойте песенки», «не ругайтесь, ведь малыш все понимает». На самом деле, это правда, только малыш не понимает, он чувствует. Хотите, чтобы Ваш малыш почувствовал Вашу любовь еще до рождения? Сформировать глубокую эмоциональную связь с малышом? Общаться с малышом – подавать сигналы и получать ответ? Занятия по программе Сонатал – это то, что Вам нужно.

    «Сонатал» — это официально разрешенная министерством здравоохранения программа по дородовому развитию и воспитанию ребенка с помощью музыки и дыхательных упражнений. Центр семьи и детства «ИМКА» единственный, кто реализует данную программу в Барнауле и имеет специалистов, сертифицированных по методике профессора Лазарева – основателя программы «Сонатал» .

    В основе занятий — голос поющей мамы. И не важно, есть ли у Вас музыкальное образование, умеете ли Вы петь, значимым для Вашего малыша являются вибрации материнского голоса, интонация, которые он чувствует глубже, чем даже классическую музыку. Большую часть всех исполняемых мамой песен составляют колыбельные, которые создают гармонию между будущей мамой и ее малышом, формируют привязанность малыша к маме, ощущение доверия к миру. И это не просто случайно выбранные песни — это специальный комплекс музыкальных композиций, разработанный профессором Лазаревым. Материалы, используемые на занятиях по программе «Сонатал» будущие мамы получают в подарок, чтобы общаться со своим малышом не только на занятиях, но и в домашнем уюте.

    Музыка пронизывает все занятия программы «Сонатал»: будущие мамы рисуют под музыку, двигаются под музыку в ритме танца или ритмической гимнастики, играют на музыкальных инструментах, а также активно слушают музыку. Малыш при таком активном воздействии чувствует, что мама с ним, что они единое целое. Все мамы хотят сформировать такие ощущения у своего малыша? – да. Но все ли могут это сделать? – нет, только те, кто знает «как», на этот вопрос ответят занятия по программе «Сонатал»

    «Сонатал» оказывает благотворное влияние на будущее здоровье малыша: он меньше болеет, легче адаптируются к окружающей среде, спокойнее спит.

    «Сонатал» способствует развитию и воспитанию малыша еще до рождения. Доказано, что малыши тех мам, которые учились в Сонатал-школе опережают своих сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, демонстрируют раннее чувство юмора, обладают хорошими музыкальными и другими творческими способностями.

    «Сонатал» оказывает благотворное влияние и на организм будущей мамы. Дыхательная гимнастика, активное музыкальное воздействие снижает частоту сердечных сокращений, оказывая антистрессовый эффект, т.е. лечит так называемую тахикардию беременности, повышает устойчивость будущей мамы к погодным изменениям и улучшает ее настроение.

    Занятия в Сонатал-школе являются частью основного курса подготовки к родам и материнству Центра семьи и детства «ИМКА». Подготовка к мягким родам, обучение взаимодействию с малышом после его рождения, изготовление кукол-оберегов для мамы и малыша, консультации психолога – все это вместе с «Сонаталом» сделает Вас лучшей мамой для своего малыша!

    Змеиногорский тр., 80 : 55-77-03 ; ул.Пионеров, 1: 55-38-02

    Сонатал — метод музыкальной стимуляции плода и новорожденного

    Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в доровый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

    С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

    В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробною ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

    Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация — 145 ударов в минуту, т.е. сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необходимость в его основной — насосной функции. Возможно, сердце выполняет роль первичного виброгенератора, запускающего психофизиологические процессы организма.

    Пятинедельный зародыш уже реагирует на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызывают ответную двигательную реакцию.

    С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зародыша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

    В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них

    К концу 80-ых годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплейер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

    Еще никогда в истории развития человечества между беременной женщиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глубоки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии — беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.

    До последнего времени года в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами. Всемирно известный калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кар пятьдесят лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и плодом. Он использует тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины беременности до родов.

    Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брент Логан с 1986 года занимается исследованием воздействия звука на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции сердце является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся организме, генератором импульсов, под которые подстраивает свою деятельность мозг. Для того, чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).

    Метод «Сонатал» апробирован с 1984г. в детских поликлиниках и женских консультациях Москвы, Сыктывкара, Магнитогорска, Тамбова и других городов России. Особое развитие метод получил в г. Набережные Челны, где на выборке в 1000 человек (500 — группа пренатального воспитания, 500- контрольная группа) были получены следующие факты:

    • Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36 %, а в контрольной группе (КГ)- 92,5 %.
    • Роды без патологии в группе ПВ составили 68 %, а в КГ — 15 %.
    • Состояние здоровья новорожденных, выписанных из родильного дома, в обоих группах разделилось следующим образом (см. Таблицу № 1).

    Таблица № 1. Показатели эффективности метода «Сонатал»

    Группы здоровьяГруппы детейПВКГ1-я группа здоровья24 %3,7 %2-я группа здоровья76 %70 %3-я группа здоровья026,3 %

    Интересные данные были получены и в анализе заболеваемости детей в возрасте до 6 месяцев. Если в контрольной группе заболеваемость детей составила 17,77 %, то в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже- 7,20 %.

    Анализ же нервно-психического развития показал, что дети этой группы (ПВ) на 1 месяц опережают в своем развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

    Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу " Сонатал" оказались выше соответствующих норм в России( см. Таблицу № 2).

    Таблица №2. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по системе «Сонатал»

    ПризнакСроки обнаружения признака«Сонатал»нормы в РоссииПоказатели психического развитияУлыбается19 день1 мес.Следит глазами за погремушкой1 мес.1,5 мес.Произносит первые слоги5 мес.6 мес.Произносит первые слова9 мес.10-12мес.Показатели двигательного развитияДержит головку16 день3- 4 нед.Произвольное движение рук и ног1 мес.2 мес.Берет сам игрушки3 мес.5 мес.Переворот со спины на живот3,5 мес.5 мес.Сидит с поддержкой3.5 мес.5 мес.Сидит самостоятельно5,5 мес.6 мес.Стоит с поддержкой7 мес.8 мес.Стоит самостоятельно10 мес.10 мес.Ходит11 мес.11- 12 мес.

    Анализ дневников, помимо вышеназванных показателей, которые отмечали мамы, позволил выделить еще несколько показателей. Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей. Приведем несколько высказываний мам:

    «Я занимаюсь с 27 недель. Сходив на первое занятие „Сонатал“ я удивилась, что такие музыкальные занятия существуют. На второе занятие я опоздала и решила не идти, но малыш так начал пинаться, что мне пришлось чуть ли не бегом добираться. Здесь мы поем, рисуем, лепим, в общем, отдыхаем, отключаемся от всей жизненной суеты. Мне и моему малышу нравится ходить на эти занятия.» Федотова Елена «Пришла я на эти занятия в первый раз по направлению врачей из поликлиники. Ну, подумала, отмечусь и ладно. Но когда пришла на первое занятие, посидела, послушала — для меня весь мир перевернулся. Тут нас настолько тепло приняли, что я почувствовала себя именно женщиной, Женщиной с большой буквы. Это счастье — чувствовать, что ты и твое неродившееся еще дитя нужны не только мужу, дочке, родным, но и обществу. Час занятий — это ощущение, что улетаешь в другой мир, мир доброты, тепла, красоты и света. Здесь снимаются все стрессы, переживания и остается одно — любовь, любовь к дорогому, милому малышу. У меня уже есть дочь, ей 5 лет. Она с удовольствием занимается со мной. Мы всегда с ней после песенки для ляльки: кушаем-поем, гуляем-поем, засыпаем-поем. А муж смотрит на нас и улыбается, и тоже поет. И все с нетерпением ждем появления малыша. С уважением, Павлова Татьяна Николаевна, 36 лет. 25.05.98.»

    В качестве документа, подтверждающего эффективность данного метода можно привести резолюцию Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившую 24-25 сентября 1998г. в г. Набережные Челны Республики Татарстан. В резолюции отмечается, что на конференции обобщен трехлетний опыт работы детских поликлиник и женских консультаций города Набережные Челны по проблемам сохранения здоровья и управления процессами, влияющими на состояние здоровья беременных женщин, детей раннего возраста и подростков.

    Было отмечено, что применение методики «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность ( 1996 — 18 промилей; 1997 — 11,5 промилей; 1998 — 8 мес. — 10,8 промилей), заболеваемость детей в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

    Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации.

    Методика, а также ее элементы, разработанные в городе, начали применять в школах и дошкольных учреждениях. Это дало основание сделать вывод о том, что в г. Набережные Челны создана модель управления состоянием здоровья беременных женщин, подростков и детей, начиная с пренатального возраста.

    Конференция считает, что разработанная модель является действительно эффективной и может быть использованана в практическом здоравоохранении как в данном регионе, так и в других территориях Российской Федерации.

    Кроме занятий с самими детьми, мы в 1985г. провели месячный эксперимент по музыкальным занятиям с кормящими мамами отделения недоношенных детей НИИ педиатрии АМН СССР, которые два раза в неделю, по одному часу пели и играли на триолах- детских духовых музыкальных инструментах. В результате мы получили неожиданный эффект- улучшение лактационной функции у матерей, что расширило наши представления о возможностях эмоционально-дыхательного тренинга и влиянии его на телесные функции.

    Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы.

    Во-первых, разработанный метод дает возможность обнаружить элементарные формы эмоциональных реакций и их связь с двигательными, а следовательно, с дыхательными реакциями плода. Из этого вытекает, что уже в пренатальном возрастном периоде можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода (двигательную, эмоциональную, дыхательную) и даже управлять их развитием.

    Во-вторых, найден способ, позволяющий естественным образом воздействовать на развитие плода. Таким способом оказалось музыкальное (звуковое) воздействие в виде вокально-речевой деятельности мамы, а также в виде прослушивания музыкальных (звуковых) программ.

    В-третьих, полученные данные позволяют разработать программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка.

    Главный вывод, который можно сделать, обобщив все данные исследования, заключается в том, что музыкальная стимуляции развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах.

    При этом выяснилось, что занятия по методу «Сонатал» активизируя жизнедеятельность беременной женщины и способствуя формированию ее здоровья, определяют ее отношение к ребенку в будущем.

    Проведенное нами исследование позволило выделить дородовый период как самостоятельный, первый период в периодизации психического развития, так как в нем можно обнаружить все три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомоторное оживление).

    Таким образом дородовый период рассматривается в рамках разработываемой нами теории формирования здоровьеобразующей деятельности как период, в котором с помощью специальных методов («Сонатал») возникает импринтинговое слияние дыхательного процесса с сенсомоторными реакциями.

    Полученные в процессе исследования многочисленные подтверждения избирательной активности плода, с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными позволили нам выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатального импринтинга.

    Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996г.

    Источники: http://www.devchatam.ru/sonatalhttp://mamochki22.ru/forum/index.php?/topic/14783-%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BC/http://www.baby.ru/blogs/post/146631775-128834500/

    Интересное:  Массаж при схватках и родах
    Ссылка на основную публикацию