Детям о времени и часах

Как быстро и легко научить ребенка определять время?

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.

Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.

Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Игра «Времена года»

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Утро, день, вечер, ночь

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Учим ребенка определять время по часам

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).

Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует. Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах. Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Беседы о времени и о часах в детском саду. Старшая — подготовительная группа

• знакомить детей с понятиями «время», «ориентирование во времени»;

• расширить знания детей о часах, их видах, назначении;

• развивать умственные способности детей;

• обогащать словарный запас детей;

• воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;

• воспитывать интерес к познанию.

Вашему вниманию представляю цикл бесед, предназначенный для моего Музея часов, который находится в стадии разработки.

Музей часов, о котором идет речь – это элемент развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе, где я работаю воспитателем. В Музее часов будут собраны различные виды часов, часы старые, часы новые, часы причудливых форм, размеров, часть экспонатов уже изготовлена своими руками, планируется постоянное пополнение коллекции. Ведь музей на то и нужен, чтобы собирать, хранить и дополнять. Открытие Музея ожидается в начале нового учебного года.

В беседах собрана, адаптирована для старшего дошкольного и младшего школьного возраста главная информация о времени и о видах часов. Я старалась не нагружать материал заумными терминами, строила ход беседы по принципу доступности, систематичности, последовательности и постепенности.

Хочется сразу оградить себя от критики в том плане, что конспекты моих бесед оформлены как монолог воспитателя. Я не вставляла в тексте бесед физкультминутки. Коллеги, мы с Вами творцы, поэтому прошу использовать данный материал как основу для Вашего творчества и безграничной уникальной фантазии.

В качестве наглядного материала для бесед я использовала различные картинки из поисковой системы Google, которые оформила в виде отдельной папки к каждой беседе. Беседа без картинки (или же какого-либо другого наглядного пособия, механизма, например) не будет нести достаточный образовательный смысл.

Спасибо за внимание!

Цель: познакомить детей с понятием «время», «ориентирование во времени»

• расширять знания детей о времени;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать интеллектуальные умения;

• развивать умение выявлять смысл пословиц и поговорок;

• обогащать словарный запас детей новой лексикой;

• воспитывать умение слушать и понимать друг друга.

В толковом словаре Ожегова есть 10 описаний слову «Время». Что же это такое? Возьмем из словаря такую трактовку: «Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами».

Сегодня каждый человек каждый день, каждую секунду имеет дело со временем. Время – оно есть и прошлое, и настоящее, и будущее. Эдакое удивительно обширное понятие. Можно сказать, что время – это наше восприятие пространства. С его помощью мы можем легко рассказать о событиях (или же еще о чем-то, например, о наших чувствах или намерениях), которые с нами произошли, происходят или будут происходить. С помощью времени мы ориентируемся в пространстве. К примеру, проще сказать «Завтра в 7 утра мне нужно идти в детский сад», чем «Когда встанет солнце и будет на небе вон в той точке (показываем), мне нужно быть в детском саду». А если нам придется рассказать о том, что произошло две недели назад? Что тогда? 14 раз назад солнце село и мама купила мне куклу? Запутаться можно.

Время мы не можем потрогать, понюхать, увидеть, услышать. Оно абстрактно (невещественно, неконкретно, размыто).

Кроме того, время движется. Причем только вперед. Некоторые даже говорят, что время течёт, утекает, убегает. Время нельзя остановить, нельзя повернуть вспять. Даже поговорка есть такая: «Времени не воротишь». Оно движется от прошлого к будущему. А тот миг, который происходит сейчас, в данную секунду – есть настоящее. Поэтому люди во все времена старались бережно относиться ко времени, ценили его, и учились правильно распределять. Говорят: «Часы — тянутся, дни — идут, месяцы — проходят, а годы – летят». Вспомните, как ваши мамы и папы говорят: «Вроде наш Ваня/наша Катя только родился, а уже воооон какой большой!»

Бывает ли у вас такое чувство, что время тянется как резина? Бывает, когда вы не хотите спать в сон-час! Вы лежите и думаете: «Ну когда же воспитатель нас поднимет?» Можно сказать, что время тянется тогда, когда вам скучно или нечем заняться, когда мы ждем кого-то, так?! «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

А еще в народе говорят: «Счастливые часов не наблюдают». Как это понять? Правильно, когда мы заняты любимым делом, когда мы идем с родителями в зоопарк, когда гостим у бабушки в деревне – время пролетает незаметно.

Оказывается, мы с вами с рождения имеем это чувство времени. Давайте поясню: когда вы родились, вы потихоньку привыкали кушать в определенное время, умываться по утрам, купаться по вечерам и прочее. Когда вы пошли в детский сад, вы привыкали к новому распорядку (а распорядок дня – и есть ни что иное, как правильно организованное или спланированное время). Утром зарядка, потом завтрак, потом занятия, потом игры и так далее. Становясь старше, вы уже наперед видите, что будет дальше.

А что же нам помогает определять время? Давайте перечислим:

1. Можем ли мы потрогать время? Почему?

2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?

3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?

4. Что такое время?

5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?

6. Что помогает определить время?

7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?

8. Должны ли мы ориентироваться во времени?

Цель: развитие временных представлений и знакомство с историей часов.

• знакомить детей с понятием «часы» и с историей их возникновения;

• воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;

• расширять кругозор, обогащать словарь детей.

В прошлый раз мы с Вами познакомились со временем. Давайте вспомним, что это такое? Правильно, время – это продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами.

Сегодня мы будем знакомиться с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже! Что это такое? Часы – это прибор для измерения времени.

Зачем нам нужны часы? Правильно, чтобы не опоздать, чтобы знать, когда идти на работу, в музей, когда начнется любимый мультфильм.

А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени? Вот вы говорите, что вместо будильника пробуждал всех петух, с его пения начинался день. А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное.

Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, Солнце прямо надо головой – день, Солнце садится – вечер. Люди даже придумали солнечные часы. С ними мы будем знакомиться позже. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко? Нет. Когда идет дождь, трудно определить, какая сейчас часть суток. Вспомните, в пасмурные дни мы часто говорим: «Такое ощущение, будто сейчас вечер» (хотя на самом деле – еще утро или день). Кроме того, древнему человеку трудно было точно определить время так, как определяют его в наши дни. Выходит, что ориентироваться по Солнцу тоже не очень-то неудобно.

Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. И придумали водяные часы и песочные часы. Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть. А водяные часы – это что такое? И те и другие считаются древнейшими изобретениями человека для более точного определения времени. Вот уж действительно, когда можно сказать, что время течет! Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями. Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает.

Интересное:  Escherichia coli у беременных

Так были выдуманы:

• огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (из воска, смешанного со стружкой дерева и другими горящими компонентами), покрывали их дегтем, чтобы «часы» горели долго. Они появились в Индии и Китае.

• масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.

Ни те, ни другие были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?

Умельцы придумали знакомые нам механические часы. Считают, что придумали их в Византии. Почему механические? Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Сначала было одна стрелка, вероятно, она показывала только часы. Соответственно делений было 24. Их совершенствовали и совершенствовали, потому что за механизмом тоже надо было следить, смазывать детали, иногда проверять их время по солнечным часам. И спустя века в каждом городе большие механические часы висели на главной башне или соборе. Люди делали их и маленькими и большими. Механические часы дошли и до наших дней.

Кроме механических не так давно (в начале прошлого века) люди изобрели электрические и электронные часы. Здесь потрудились физики, которые работали с электромагнитным полем. Они были очень точные и самые надежные по сравнению с механическими, которые могли выйти из строя из-за одной сломанной пружинки или из-за попадания пыли внутрь сложного механизма.

Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные. Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества электронных часов, вместо механизма механических часов. Считается, что атомная энергия неиссякаема. А значит, эти часы могут послужить человечеству аж много миллионов лет. У нас с вами атомных часов конечно же не будет, ведь они очень громоздки и за ними наблюдают только ученые. А вот механические и электронные часы вполне доступны и есть у каждого.

Итак, что нового вы узнали сегодня?

1. Почему человек стал задумываться над изобретением механизма для определения времени?

2. Какие часы наиболее надежны?

3. Как работают водяные часы?

4. Зачем люди находились возле водяных и масляных часов?

5. Почему ни у одного из нас нет атомных часов?

Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;

• закреплять знания о времени и часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Мы уже знакомились со временем и приборами для его измерения. Что это за приборы? Правильно часы. Сегодня мы поговорим с вами о солнечных часах: кто, когда для чего их изобрел, дошли ли они до наших дней, большие они или маленькие, удобно ли по ним определять время.

Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Они построены на знаниях наших предков о космических телах, в данном случае о звезде Солнечной системы. Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет, где поклонялись различным богам, строили им храмы, служили им. Одним из главных древнеегипетских богов был бог Солнца — бог Ра. Считалось, что он правит всеми частями мира: небосводом, землей, преисподней. Ра ассоциировали с соколом или ястребом, на голове которого был яркий солнечный диск. Египтяне верили, что все формы жизни были созданы его руками, ведь Солнце есть источник света и тепла, без чего ни одно живое существо не может расти и существовать. Богу Ра возводили множество ярких храмов, в которых служили его жрецы.

Вот в одни прекрасный день жрецы наблюдали за тем, как в очередной раз бог Ра «путешествует на своей лодке по небу». Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов, по которым они могли определить время, когда любимейший бог Ра проплывает на лодке в той или иной части небосвода.

Давайте посмотрим, что они придумали: перед храмом жрецы установили большой колышек и назвали его «гномон». Это был священный колышек, который украшали резными узорами и надписями. Когда на небе появлялось солнце (бог Ра), то тень от гномона перемещалась по заранее размеченной окружности (некое подобие сегодняшнего циферблата). Равномерно нанесенные риски отмеряли равные отрезки времени. Окружность так же украшали узорами, часто изображениями Солнца, звезд и Луны в разных фазах. Людям такая идея понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и так далее.

Солнечные часы были разных конструкций:

• Горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, да и вообще на любой горизонтальной поверхности);

• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).

Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.

Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.

Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.

Давайте подведем итоги нашей беседы:

1. Где появились первые солнечные часы?

2. Кто такой бог Ра?

3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?

4. Из чего состоят солнечные часы?

5. Легко ли их самим сделать?

6. Какие бывают солнечные часы?

7. Где устанавливали солнечные часы?

8. Какие недостатки есть у солнечных часов?

Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о времени и часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.

Песочные часы, как и всякие любые другие часы, — это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.

Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина — песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.

Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.

Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.

Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.

В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?

Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:

1. О каких часах мы сегодня беседовали?

2. Из чего состоят песочные часы?

3. Как делали песочек?

4. Почему сосуды должны быть гладкими?

5. Какие плюсы у песочных часов?

6. Какие недостатки у них?

7. Где сейчас можно встретить песочные часы?

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о времени и часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.

Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.

Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.

А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!

Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.

Прошли столетия, и людей перестали удовлетворять водяные часы. Почему, спросите вы. Да потому, что какой красивой и правильно отмеренной ни была клепсидра, все же погрешность в измерении времени была, и нарастала с каждым годом ее использования. Водяные часы попросту «врали». Людям нужны были новые приборы для измерения времени. Люди хотели точности. А какие приборы далее были изобретены – узнаем с вами из следующих бесед.

Итак, пришло время делиться впечатлениями от узнанного сегодня:

1. О каких часах сегодня шла речь?

2. Как появились первые водяные часы?

3. Что значит «клепсидра»?

4. Какая форма клепсидры была сама точная?

5. Почему людям пришлось сделать конусовидную клепсидру? Чем их не устраивала цилиндрическая?

6. Как понять выражение «Время истекло»?

7. Чем же людям не понравилась клепсидра?

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением

• Формировать представление об определении времени;

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Ребята, отгадайте загадку:

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.

На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.

Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.

Но умельцы не остановились. И тут как в поговорке: «Огонь маслом заливать — лишь огня прибавлять». Были придуманы масляные часы. Их можно так же смело назвать огневыми. И третье название – лампадные часы. Брали глиняный горшок, наполняли его растительным маслом, вставляли фитилёк, поджигали. На горшке были нанесены метки, масло горело, выгорало, его уровень показывал, сколько времени прошло. Такие часы брали с собой рудокопы – люди, которые работали под землей, добывали полезные ископаемые, руду, например. Масляные часы состояли не только из масляного сосуда, их делали и из стекла. Практично. Это кстати прообраз керосиновых горелок, которыми ваши прабабушки или даже бабушки пользовались не так давно. Только керосиновой горелкой время не измеряли, а использовали для освещения, когда не было электричества.

Все огневые и масляные часы были хорошо. Но вот только ненадежны. Они были зависимы от ветра. Почему? Правильно, если дул сильный ветер (например, сквозняк), они гасли. Нужно было постоянно наблюдать за свечой или фитилем. Кроме того, они «врали» — если в помещении свежий сухой воздух, свеча горела ярко, пламя играло, часы быстро «сгорали», а если было сыро или недостаточно кислорода, то соответственно свеча еле-еле тлела. Еще один недостаток – свечи, фитили и масло нужно было где-то брать, покупать. Нужно было своевременно докупать их. А многим они были не по карману. Вот видите ребята, какими изобретательными были древние люди!

Интересное:  Рассчитать срок беременности эко

Давайте подведем итог:

1. Где изобрели огневые часы?

2. Как они работали?

3. Какие еще конструкции огневых часов вы знаете?

4. Быстро или медленно работали огневые часы?

5. Что люди делали, чтобы огневые часы служили им как можно дольше?

6. А что такое масляные часы?

7. Кто ими пользовался?

8. Чем удобны огневые часы?

9. Какие недостатки у огневых и масляных часов?

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с механическими часами, их историей, назначением

• Формировать представление об определении времени;

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Механические часы. Что же это такое? Часы, понятное дело, прибор для измерения времени. А механические? Правильно, от слова «механизм» — приспособление, внутреннее устройство чего-либо. Кто придумал первые механические часы – загадка. Одни утверждают, что это изобретательные китайцы, другие говорят, что это французы. Не будем гадать. Как вы думаете, для чего были придуманы механические часы? Ведь и так столько часов люди уже изобрели. Правильно! Во все времена людям хотелось точности. Да и чтобы эти самые часы не зависели от сторонних сил – от Солнца, от огня, от масла или свечи.

Если кто-то из вас с родителями или бабушка-дедушками разбирал часы, то наверняка видел, что внутри много…чего? Зубчатых колесиков. Одно колесико цепляет за другое, другое за третье, а то и за одно колесико может сразу цепляться два, три колеса. А они в свою очередь двигают стрелки часов. Удивительно, не так ли?!

Конструкции первых механических часов была простой.

Потом люди изобрели маятник – колебательную систему. Маятник двигается туда-сюда и его движение неизменно. Его внедрили в часовой механизм. И это помогло людям еще точнее измерять время. Ведь движения маятника одинаковы, в отличие от веревки, которая могла истончиться от постоянного трения.

Механические часы дорабатывали в течение пяти веков, пока они дошли до нас в таком виде, в каком мы привыкли их видеть. К ним добавили и спиральки, и циферблат, и кукушку, и бой. А некоторые часы показывали целое представление, когда отбивали какой-то час, например 8 вечера.

Люди для удобства придумали и маленькие карманные механические часы, чтобы можно было брать их с собой повсюду. Потом находчивые мастера прикрепи к ним кожаные ремешки. Так появились наручные часы, позволявшие моментально видеть, сколько сейчас времени. Механические часы украшали различными фигурками, расписывали узорами, делали их из драгоценного металла. Они стали предметом роскоши, желанным подарком, особенно для мужчин.

Но самое главное – это их функция. Механические часы позволяли очень точно определять время, практически без погрешности, они не зависели от природных факторов. За это их и ценили так долго. И ценят до сих пор.

Пришла пора подводить итоги:

1. Что же такое «механизм»?

2. Давайте вспомним конструкцию первых часов? (Рассказ по картинке)

3. Кто изобрел первые механические часы?

4. Что такое маятник?

5. В чем плюс механических часов?

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с электрическими и электронными часами, их историей, назначением

• Формировать представление об определении времени;

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Сегодня речь пойдет об электрических и электронных часах, которые считаются одними из самых точных и самых надежных. В конце прошлого века они почти полностью вытеснили механические часы из нашей жизни.

Все начиналось сто лет назад, когда появилось электричество, и когда это самое электричество стали применять для различных целей и нужд. Англичанин ставил опыты с маятниками, электромагнитами и обычными механическими часами. Маятник качался, соприкасаясь со специальными электромагнитами, образовывался ток, который и давал энергию для передвижения стрелок. Эти часы не требовали постоянного завода как механические. А самое важное – не было погрешности во времени (ну или совсем незначительная, часы «врали» всего на 1 секунду в год). Электрические часы пользовались большой популярностью и уважением у профессоров и ученых.

Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.

Давайте подведем итог:

1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?

2. Что было самым важным в электрических часах?

3. А что важно в электронных?

4. Где мы встречаем электронные часы?

5. Чем же они нас покорили?

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с атомными часами, их историей, назначением

• Формировать представление об определении времени;

• развивать познавательную активность и логическое мышление;

• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;

• закреплять знания о часах;

• воспитывать бережное отношение ко времени;

• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;

• воспитывать умение слушать друг друга.

Мы с вами уже говорили о почти самых точных часах – электронных. Но почему они «почти» точные? Да потому, что есть ну очень самые наиточнейшие часы – это атомные часы. Атом – это самая мельчайшая частица, которая только есть на земле. Из нее состоит все на свете. Люди не так давно научились использовать энергию атома. Вот представьте, будто бы мы с вами играем в игру «У медведя во бору», вы убегаете от медведя, что происходит? Все бегут без оглядки! Сколько в вас Энергии? Много! Вот так же и атомная энергия – мощная энергия. И причем неиссякаемая. Она может прослужить человечеству миллионы лет. Но при условии правильного и мирного использования.

Итак, вернемся к нашим часам. Из чего состоят атомные часы – я не могу рассказать, уж очень это сложно. Только физики-ядерщики могут поведать нам эту тайну. Если кто-то из вас в будущем станет физиком-ядерщиком, придите, пожалуйста, в детский сад и расскажите деткам о самых точных в мире часах!

Первые атомные часы были слишком громоздкие и не получили широкого распространения. Но ученые не спали, они при помощи опытов создали часы на основе атомов цезия. Это такой химический элемент. Сразу же после создания атомных часов люди всей Земли решили перейти на атомный эталон времени.

Настала пора открытия великих тайн человечества. Скажу вам по секрету, что в мире существует Лаборатория хранителей времени. Как вы думаете, что в ней делают? Хранят время? Правильно. А для чего его хранить? Оно, что, денется что ли куда-то? Еще одну тайну придется раскрыть: наша планета Земля, как вы знаете, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вращение Земли замедляется и величина этого замедления — непостоянна. В настоящее время Земля вращается с замедлением примерно на 2 миллисекунды за 100 лет. Это значительно затрудняет работу астрономов и хранителей времени, которые составляют какие-то специальные расчеты, ведомые только ими, и эти расчеты могут оказаться неверны даже из-за незначительной погрешности во времени.

На сегодняшний момент не без помощи атомных часов в качестве шкалы времени используется Всемирное Координированное Время. Оно формируется Международным бюро мер и весов путем объединения данных лабораторий хранения времени различных стран, а также данных Международной службы вращения Земли.

Вот мы говорим, что атомное время такое точное. А почему же до сих пор мы им не пользуемся в быту? Всё потому, что энергия атома еще не используется в бытовых целях, уж очень сложна технология ее получения. И стоит это очень дорого. Плюс ко всему, как я уже говорила, атомные часы огромны.

Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:

1. Что дает атом?

2. Какие они – первые атомные часы?

3. Кто изобрел атомные часы?

4. Сложен ли механизм атомных часов?

5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?

6. Зачем нужно следить за временем?

7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

Итоговое познавательное занятие Тема: «Всё о времени»

Итоговое познавательное занятие Тема: «Всё о времени»

Подготовительная логопедическая группа № 10

Воспитатель:Анненкова С. Ю.

МАДОУ №92 г. Стерлитамак

Программное содержание. Обобщить представления детей о времени. Закрепить понятия «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года». Тренировать умение детей согласовывать слова в предложении. Развивать у детей логическое мышление. Воспитывать у детей усидчивость, желание больше узнать.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением времён года. Чтение стихов, рассказов о времени, о частях суток. Загадывание загадок. Заучивание стихотворений «Времена года» А. Кузнецова., «Дни недели» А. Башмаковой.

Словарная работа. Час, время суток, сутки, глобус, ночь, день, дни недели, месяца.

1. Организационный момент (приход Буратино).

2. Загадывание загадок о времени и часах.

3. Рассказ воспитателя о различных видах часов.

4. Рассматривание механических часов и календаря.

5. Загадки о дне и ночи.

6. Упражнение «Когда это бывает?».

8. Стихотворение «Дни недели». П. Башмаковой. Беседа о днях недели и месяцах.

9. Рассказывание детьми стихотворения «Времена года» А. Кузнецовой.

10. Игра «Найди ошибку»

11. Рисование подгруппами времён года.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

— Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.

Буратино: А что, разве нельзя было прийти позже?

Воспитатель: Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе — расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, — думает командир. — Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, — говорят пассажиры, — командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, — говорит он, — улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает:

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Воспитатель: Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиники и больниц (1 минута, 5 минут).

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.

Ответы детей. Время выражает длительность событий, последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Воспитатель: А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Ходит черная кошка.

К вечеру умирает.

Воспитатель: Когда вы приходите в детский сад?

Воспитатель: А уходите?

Воспитатель: Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь?

Воспитатель: Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

• Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день — ночь, утро — вечер, утро — день, вечер — ночь)

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Не воротятся назад.

Воспитатель: Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связаны с порядковыми номерами.

Воспитатель: Какой по счёту вторник?

Дети: Вторник-второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница -пятый.

Воспитатель: Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

Воспитатель: Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

Рассказывают дети. В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Воспитатель: Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.

Воспитатель: Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году?

Воспитатель: Какие вы знаете месяцы?

Воспитатель: Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год.

Воспитатель: А сколько времён года?

Воспитатель: Расскажите стихотворение о временах года.

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

Воспитатель: Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только непонятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает найти ошибки.)

Воспитатель: А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа рисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Тематическое планирование во 2 младшей группе Тематическое планирование во второй младшей группе на 2021-2021 учебный год. Сентябрь Тема: «Осень» Цели,задачи: Расширять представления.

Источники: http://agushkin.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya.htmlhttp://ped-kopilka.ru/blogs/elena-leonidovna-alekseva/cikl-besed-o-vremeni-i-chasah-dlja-muzeja-chasov.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/itogovoe-poznavatelnoe-zanjatie-tema-vs-o-vremeni.html

Ссылка на основную публикацию