Как Научить Ребенка Говорить В 1 Года

Содержание

Двухлетний малыш не говорит: ищем причины и развиваем речь

В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?

Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития — довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.

Особенности формирования речи у детей

Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех — индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.

Нормы развития

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).

Возраст Речевые формы
1-2 мес. В голосе возникает интонация (можно определить: доволен — недоволен)
2-5 мес. «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов
8 мес. — 1 год 2 мес. Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова
Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа — там»)
1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов
До 3 лет 6 мес. Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры

Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.

Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года — не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи — так, что остановить их невозможно.

Критерии гармоничного формирования речи

Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:

  • физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
  • отсутствие неврологических заболеваний;
  • активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
  • активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
  • решение проблем с помощью разговора;
  • стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.

Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них — нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.

Причины задержек речевого развития

Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность — свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:

  • несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
  • недостаточная неврологическая база.

Первая группа — неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.

Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.

Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно — он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи — каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.

Когда «бить тревогу»

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Как помочь малышу

Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли — замечательно, если они есть и в вашем городе.

Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:

  • трудности с адаптацией среди других детей;
  • отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
  • инфантилизм;
  • торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
  • сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.

Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей — это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.

Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.

Строим общение

Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.

  • Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
  • Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» — рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
  • Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.

Не заменяйте собственный голос телевизором, радио, компьютером. Исключение — качественные развивающие передачи или специальные обучающие видео- и аудиозаписи для детей. Но даже они не могут полностью заменить вас.

Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги — сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте — просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь — пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.

Занимаемся с малышом

Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков — специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками — подручных материалов достаточно.

Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.

Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.

Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное — скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов — основа вашего совместного успеха.

Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.

Как научить ребенка говорить

Ребёнок слышит человеческую речь сразу после рождения. Со временем кроха тоже начинает выражать свои эмоции, пытается произносить первые звуки, строить целые предложения. Однако все дети индивидуальны, поэтому развитие речи у них происходит по-разному. Тогда обеспокоенные родители задаются вопросом о том, как научить ребёнка говорить в домашних условиях.

Существуют разные возрастные периоды, с помощью которых можно определить насколько правильно развивается речь у младенца. Как утверждают педиатры, обучение нужно начинать с первых дней жизни. Мать должна петь новорожденному песни, рассказывать сказки и просто почаще с ним беседовать. Кроме того, существует множество методик для развития речи у детей разного возраста.

Нормы речи для детей

Во время каждого периода взросления ребёнок произносит определённые звуки, слова, предложения. Таким образом кроха выражает свои эмоции и налаживает контакт с окружающими.

Спустя 2 месяца после появления на свет младенец не только кричит и плачет, но и произносит звук «-гу», а также с удовольствием протягивает гласную «а». При этом родители должны отвечать ему, чтобы он понял, что общение важно. Ещё через несколько месяцев новорожденный уже пытается озвучить более сложные комбинации. Чтобы его речь развивалась, нужно читать ему книги, включать музыку, аудиокниги и т. д. Словарный запас годовалого ребёнка состоит из 5 – 10 простых слов.

Дети от 1 до 1.5 года уже знают больше слов и ежедневно узнают новые. Они понимают, что им говорят родители, например, «идём погуляем», «давай покушаем», «пора спать» и т. д. Когда ребёнок достигает 18 месяцев, он пополняет свой словарный запас 20 новыми словами.

Младенец с удовольствием познаёт всё новое, запоминает слова и пытается их повторить. Чтобы развивать эти навыки. нужно читать и рассматривать книжки с объёмными картинками, рассказывать, что на них изображено.

К 2 годам ребёнок уже знает около 70 слов, а ещё через год его словарный запас пополняет ещё 200 новых фраз и до 1000 слов. К тому же, он уже умеет склонять слова по падежам и вставлять местоимения в предложения. Звуки он всё ещё произносит нечётко, но к возрасту 5 лет эта проблема решается самостоятельно.

В 3 – 4 года дети могут выучить простой стишок, запомнить песенку, отгадать загадку. Речь его не очень чётка, так как он ошибается в употреблении рода, числа и падежа, однако вполне понятна. Словарный запас достигает около 2000 слов.

Кроха фантазирует, выдумывает свои слова, выражения. Его речь пополняется наречиями, местоимениями, прилагательными, числительными. Единственная проблема у ребёнка около 4 лет в том, что он меняет слоги местами и не умеет выговаривать звук «р», «л», «ц».

Дети от 4 до 5 лет знают около 3000 слов кроме тех, которые они переделывают на свой лад. В предложениях встречаются разные предлоги, прилагательные. Малыш прекрасно описывает предметы, может пересказать простую сказку, выучить стих и рассказать его с выражением. Многие дети умеют считать до 10.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Иногда случается так, что годовалый малыш отстаёт в речевом развитии или вообще не разговаривает. Тогда родители задаются вопросом о том, как научить ребенка говорить в 1 год. Чтобы решить эту проблему следует выполнять следующие правила:

• Почаще задавайте вопросы вашему чаду, делитесь своими впечатлениями. Например, после купания спросите его, какую пижаму он хочет надеть. Конечно малыш ещё не сможет полноценно ответить на этот вопрос, но может произнести несколько связанных звуков, а это достаточно неплохо.

• Побольше разговаривайте с ребёнком где бы вы ни были: на улице, в магазине, в гостях.

• Во время выполнения работы по дому рассказывайте ему, что вы делаете. Обсуждайте домашних питомцев, описывайте сюжет игры, которой вы сейчас заняты.

• Старайтесь ежедневно читать ему книги, рассказывайте, что вы видите на картинках. Кроме того, детям интересны энциклопедии с яркими изображениями животных, насекомых, климатическими явлениями и т. д.

• Старайтесь говорить правильно, не сокращайте и не коверкайте слова. Приучайте себя говорить с младенцем, как со взрослым человеком.

Если после выполнения этих правил новорожденный всё равно молчит, не паникуйте. Иногда годовалые дети просто не готовы к полноценному общению. Тогда просто продолжайте соблюдать вышеописанные рекомендации.

Как научить детей говорить в 2–3 года

Если малыш разговаривает с трудом или вообще молчит, то нужно заниматься его развитием. Достаточно актуален вопрос о том, как научить ребенка говорить в 2 года. В таком случае родителям рекомендуется сделать следующее:

• Поиграйте с крохой в алфавит, ему понравиться повторят за вами буквы. Чтобы малыш смог отобразить звук правильно, чётко выговаривайте их.

• Разговаривайте с младенцем так, чтобы он не смог ответить «да» или «нет», а ему пришлось отвечать на вопрос.

• Несколько раз в день чётко произносите те слова, которые плохо даются малышу. Со временем у него получиться правильно их повторить.

• Для любого проблемного звука подбирайте стишки и песенки. При этом проговаривайте каждую строчку вместе с крохой, чтобы он запоминал, как это правильно делать.

• Ненавязчиво исправляйте ребёнка, когда он заменяет сложный звук (л, ж, р, с) на более простой.

• Включайте детские песни, познавательные мультики, привлекайте к общению новых людей (сверстников и взрослых). Часто общение ускоряет его развитие.

Теперь вы знаете, как научить ребенка говорить в 2 – 3 года. Следуйте советам специалистов, и кроха порадует вас своей речью.

Не стоит переживать, что малыш не выговаривает звук «р» в 5 лет. Если эта проблема не решиться к 6 годам, то можно привлечь логопеда.

Как научить детей говорить в 4–5 лет

Развивать речевой аппарат у детей в 4 года нужно с помощью игр, специальных упражнений и регулярных тренировок:

• Рекомендуется тренировать лицевые мышцы и язык. Чаще всего для этой цели используют следующие упражнения: качели, рыбка, слон, часы, хомячок. Они помогают развивать речевой аппарат и выговаривать звуки членораздельно.

• Интересные игры. Существует огромное количество упражнений в интернете, мамы могут выбрать любой из понравившихся вариантов. Главное, чтобы игра соответствовала возрасту ребёнка. В 5 лет дети могут определять, где находиться звук, который назвали родители: в начале, середине или конце слова. Например, расположение звука «р» в слове «рыба» и т. д.

• Показательный пример. Дети всегда с удовольствием наблюдают за общением родителей. Поэтому нужно контролировать свою речь, говорить выразительно, без применения слов-паразитов и ненормативной лексики.

Кроме того, рекомендуется вместе с ребёнком рассматривать картинки в книгах, читать сказки. Почаще просите кроху описать какой-то предмет своими словами. Настоятельно рекомендуется учить стихи и тексты песен.

Методики для развития речи

Чтобы научить ребёнка правильно говорить, родители могут воспользоваться следующими методиками:

1. Буквограмма. Эту программу разработала кандидат психологических наук С.Шишкова. Она основана на принципах нейропсихологии, логопедии и дефектологии. Она подходит не только дошкольникам, которые не умеют концентрироваться на материале, но и подросткам. С помощью Буквограммы активизируется память, внимание, корректируется речь. Во время занятий чередуется умственная деятельность с дыхательными и физическими упражнениями. По мнению Шишковой, правильное дыхание стимулирует работу головного мозга. Методика состоит из 20 занятий, которые рекомендуется выполнять регулярно.

2. Мультфильмы для развития речевого аппарата. Как известно, дети обожают смотреть мультики. Однако это развлечение может быть не только интересным, но и полезным, если правильно подобрать материал. Этот метод подходит малышам от 3 до 5 лет, которые в этом возрасте впитывают увиденную и услышанную информацию, как губка. Поэтому рекомендуется время от времени включать ребенку красочные мультфильмы. Отличный вариант для дошкольников – это «Клуб Микки Мауса», «Уроки тётушки Совы» и т. д. А школьники младших классов с удовольствием посмотрят «Смешарики» или «Фиксики».

3. Развивающие игры. Чтобы развивать речевой аппарат малыша. поиграйте в «Забавные гримасы», эта игра подходит детишкам, которые обожают строить рожицы. По сюжету игры папа или мама садятся напротив ребенка и рассказывает, что он должен сделать. Например, предложите крохе надуть щёки, вытянуть язык или подвигать нижней челюстью в разные стороны. Главное, чтобы во время игры было задействовано больше мышц лица.

Существует ещё один вариант предыдущей игры «Часики». Предложите ребёнку высунуть язык и подвигать им, как будто это стрелка часов. Во время движения нужно постоянно менять скорость и направление.

Поиграйте в «Жирафа и мышку», согласно сюжету, кроха должен стать на колени, сжать руки в кулаках и поднять их как можно выше во время вдоха. При выдохе он показывает мышку, для этого нужно присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Главное выполнить упражнение многократно.

4. Методика Ушаковой. Развитие речи – это длительный и достаточно сложный процесс. Для этой цели родители могут воспользоваться программой доктора педагогических наук О.Ушаковой. Она помогает усовершенствовать произношение звуков, улучшить дикцию. Во время упражнений применяют маленькие стихотворения, скороговорки, потешки, игры. Чтобы ускорить развитие осмысленной и связной речи задействуется синтаксический, лексический и фонетический строй. С помощью методики Ушаковой можно исправить дефекты речи у дошкольников и детей постарше.

5. Скороговорки помогают не только познать родной язык, но и совершенствовать речевой аппарат. К тому же многим детям больше нравиться произносить именно скороговорки, а не стихи или песни, так как это занятие увлекательное и весёлое. Ребенок должен быстро произносить трудно построенную фразу, после чего он избавляется от многих проблем с речью. Для годовалого малыша больше подойдут скороговорки с красочными иллюстрациями. Начинать рекомендуется с простых скороговорок («Щеночкам щёточками чистили щёчки» или «Жил жираф, жир жевал» и т. д.), если у ребёнка всё получается, непременно хвалите его, и постепенно повышайте степень сложности фразы. Тогда ваше чадо будет получать удовольствие от занятий и будет стремиться к новым высотам.

Существует ещё множество методик для развития речи у детей разного возраста. Родители могут выбрать одну из вышеописанных программ или посоветоваться со специалистом, который подскажет на каком варианте остановить выбор.

Игры для развития моторики пальцев

Когда ребёнку исполниться 2 года, нужно начинать развивать мелкую моторику. По утверждению известного педиатра Е. Комаровского, речь малыша тесно связана с движениями пальчиков. Поэтому важно развивать мелкую моторику с помощью следующих игр:

• Пусть кроха закроет глаза, потом дайте ему в руки какой-нибудь знакомый предмет. Предложите ему пощупать его и угадать, что он держит в руках.

• Играйте в конструктор, попытайтесь сложить домик, дерево, лодку и т. д.

• Разложите перед малышом бельевые прищепки и картонные круги. Потом вместе соберите солнышко из этих предметов.

• Дайте крохе шнур, кольца, предложите ему нанизать колечки на верёвку. Если ему удалось справить с поставленной задачей, то усложните её. Дайте ребёнку толстую нить и крупные пуговицы и предложите повторить процедуру.

• Если вашему чаду 1 год, то научите его застёгивать пуговицы или шнуровать обувь. Положите перед ним вещь или обувь, чтобы малыш потренировался, но находитесь рядом, чтобы помочь при необходимости.

Родители могут выбрать одну из вышеописанных игр или поискать более интересные варианты в интернете.

Полезные рекомендации

Как упоминалось ранее, не стоит переживать, если ваш малыш немножко отстаёт в речевом развитии. Родители могут самостоятельно справится с проблемой, главное подойти к делу ответственно и заниматься регулярно. Чтобы сделать речь ребёнка правильной, нужно соблюдать следующие рекомендации:

• Разговаривайте с малышом как со сверстником, не стоит использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

• Если ваше чадо молчит на протяжении длительного времени, то пришла пора отправлять его в детский сад. Как правило, многие дети раскрепощаются в компании однолеток.

• С раннего возраста включайте крохе забавные песенки (от детских до классики), мультфильмы, сказки. Таким образом ваш ребёнок будет воспринимать речь, звуки и окружающий мир.

• Старайтесь как можно чаще беседовать с малышом. Вы можете рассказывать ему, что вы делаете в настоящее время, обсуждать окружающих во время прогулки, рассказать о животном, которое вы увидели на улице и т. д. Главное во время беседы использовать побольше прилагательных.

• Регулярно задавайте вопросы своему ребёнку, даже если он пока не отвечает на них.

Со временем вы заметите положительную динамику, однако это возможно только в том случае, если малыш здоров и у него отсутствуют физиологические отклонения.

Таким образом, не стоит паниковать, если ребёнок не разговаривает в возрасте 1 – 2 года, ведь речь у всех развивается по-разному. Не существует одного правила обучения, поэтому родители должны самостоятельно выбирать из массы предложенных вариантов. Главное, при выборе методики учитывать возраст крохи. Будьте терпеливы и прислушивайтесь к вашим детям, тогда вы получите положительный результат.

• Рекомендуется тренировать лицевые мышцы и язык. Чаще всего для этой цели используют следующие упражнения: качели, рыбка, слон, часы, хомячок. Они помогают развивать речевой аппарат и выговаривать звуки членораздельно.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как утверждают эксперты по раннему развитию, умение говорить в раннем возрасте является важнейшим фактором, определяющим всё дальнейшее развитие ребёнка. И то, насколько оно будет гармоничным, напрямую зависит от самих родителей. Именно поэтому многие сегодня так стремятся научить своего ребёнка говорить как можно раньше. К тому же это один из лучших способов сделать жизнь малыша ещё более интересной.

Считать ли нормой то, что ребенок в 2 года начинает рассказывать Вам что-то и сначала идут понятные слова , а затем темп увеличивается в разы и ребенок просто заменяет на набор слогов иногда повторяющихся.Например,поет песню: скажите как зовут- Бу(тарата тата)ра (тарататата) ти-но а далее может так спеть биби ми ми ти ту и пр.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Как научить ребенка говорить в 2 года?

Как научить ребенка разговаривать в 2 года? Какие упражнения, видео, советы, книги?

Как без помощи логопеда научить ребенка говорить в домашних условиях?

Для начала необходимо понаблюдать за ребенком, дите вообще не издает никаких звуков, или все же какие-то слоги или короткие слова проскакивают, вроде, как дай, ням, ма, ба, па и т.д.

У меня есть знакомая, так у нее мальчик 3,5 года — звуки и некоторые короткие слова издает, но редко, в основном молчит или жестами показывает. Но у него отец до 4-х лет тоже молчал.

2 года это еще не повод для беспокойства, попробуйте себя перебороть несколько дней, например, если ребенок что-то просит, то не жестом показывает, а скажет: «дай, пить (воды, игрушку) и т.д.»

Если не поможет, то обратитесь к психологу детскому. А в 3 года к логопеду. Сейчас сплошь и рядом у детей проблемы с произношением.

Читайте на ночь сказки в обязательном порядке, старайтесь учить стишки, рассматривайте разные картинки — их можно скачать с интернета и распечатать цветные — это позволит расширить ребенку словарный запас.

Покупайте игрушки, которые развивают моторику пальчиков и заставляют думать.

Когда разговариваете с ребенком, то смотрите ему в глаза, желательно присесть, и четко выговаривайте слова.

Все в комплексе должно дать позитивный результат.

Научить ребенка разговаривать — это непростая задача для любого родителя. если у вашего малыша нет явных признаков ЗРР и ЗПРР. И детский психиатр говорит вам, что с малышом все в порядке, тогда можно самостоятельно дома заниматься. Но если у вас уже стоит диагноз, то следует развивать своего малыша только под пристальным руководством врача.

И так, в чем же дело? Почему малыш в два года не говорит? Возможно Вы сам с ним мало беседуете, ограничиваете общение с другими детьми?

Запомним следующие правила:

  • если мы что-то объясняем малышу, то делаем это глаза в глаза, чтобы малыш видел как вы говорите, как колышется воздух. Можно во время произношения слов положить ладошку малыша на свои губы.
  • одеваем, раздеваем, сажаем на горшок, укладываем спать, кушаем, гуляем-постоянно обо всем рассказываем малышу, пусть он накапливает пассивный словарь. Вам только кажется что малыш ничего не понимает, на самом деле это не так, он все запоминает и впитывает как губка.
  • не забываем заниматься с детьми активно учим цвета (красный, желтый, зеленый, синий) Сортируем предметы по цвету, по несколько раз называя цвет. Мои двойняшкам помогли выучить цвета обычные пластиковые шарики. Так же можно использовать цветной деревянный конструктор, крышечки от бахил и от подсолнечного масла. да мало ли еще что можно придумать:)
  • Активно изучаем животных, малыш в первую очередь учится подражать зверям (аф-аф, мяу-мяу, га-га и т.д) Мне очень понравились занимательные с фотографиями на айпаде. Где малыш сначала знакомиться с животными, а потом как на экзамене из четырех карточек нужно выбрать правильную. Очень интересно и детки с удовольствием тыкают пальчиками в экран и хлопают в ладошки при верном ответе.
  • еще нам очень здорово помогают песенки Железновых. Мы с малышами и старшей семилеткой встаем в кружок и выполняем под песенки движения. Малышам очень нравится повторять за взрослыми. Доходит даже до смешного, они сами включают эти песни и уже без моей помощи начинают танцевать, повторяя все движения правильно:)

Как научить ребенка разговаривать в 2 года? Какие упражнения, видео, советы, книги?

Как научить ребенка говорить в 2 года: способы и методики обучения

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок достигает двухлетнего возраста, но либо совсем не умеет говорить, либо говорит настолько неразборчиво, что его понимает только мама, да и то с трудом. Насколько нормальна такая ситуация и есть ли повод обращаться за помощью к специалистам, беспокоятся многие родители. Хотя поколение бабушек утверждает, что все в порядке и нет повода для волнений.

Действительно, бытует мнение, что, если двухлетний ребенок не умеет говорить, да еще, если он мужского пола, то вообще заморачиваться не стоит. Мол мальчишки все лентяи и начинают говорить, когда сами того захотят. На эту тему даже существует несколько комичных анекдотов и забавных историй. Но когда в более старшем возрасте у такого ребенка возникают проблемы с произношением отдельных звуков, нарушением артикуляции, слабостью мышц речевого аппарата, многие родители «кусают локти», сокрушаясь, почему раньше не обратились к логопеду.

Почему дети в 2 года не умеют говорить, причины

В 2 года ребенок уже может общаться с близкими людьми на вербальном уровне. Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, прежде всего, носят социальный характер: с малышом мало или совсем не общаются, не развивают и не расширяют его словарный запас, не учат ориентироваться в окружающем пространстве. Чаще всего общение с младенцем сводится просто к уходу за ним. Существуют и психофизические причины: повреждения слухового и речевого аппарата, болезни головного мозга. В подобных случаях необходимо обратиться к врачам-специалистам.

Чем раньше родители малыша озадачатся проблемами развития речи, тем легче впоследствии будет взаимодействовать с ребенком в плане общения. Ведь на стадии своего внутриутробного развития дети уже могут реагировать на голоса родителей, обращенных к ним. Еще лучше, когда слова мамы и папы сопровождаются тактильными ощущениями: поглаживаниями, нежными поцелуями, легкими похлопываниями. Тогда после рождения ребенок будет реагировать на родные голоса, вслушиваться в речь взрослых.

Специалисты утверждают, что в 2 года ребенок должен уметь общаться фразой. Пусть фраза будет бытовая, максимально простая, содержать в себе указательные жесты (например, «мама, дай») и она должна сочетать в себе минимум два слова. Словарный запас к 2-м годам должен составлять 150-200 слов.

Есть еще одно явление, которое называется «речевой негативизм». Это когда дети просто не хотят общаться или учиться разговаривать в силу упрямства. Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить. Постарайтесь лучше чем-нибудь увлечь малыша, почитайте ему сказки, пословицы, прибаутки. Необходимо проявлять терпение. Даже если сын или дочь просто играют в комнате, а мама вслух читает книжку, на подсознательном уровне у них уже формируется запас слов.

Итак, выделим основные причины детского «молчания»:

  • не достаточное общение с малышом в семье;
  • не достаточное внимание, уделяемое ребенку в социальном плане;
  • нарушения слухового и речевого аппарата;
  • короткая уздечка, слабость мышц речевого аппарата;
  • неврологические причины, вызывающие задержку развития ребенка;
  • упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм».

Если в два года ребенок до сих пор не научился говорить, или разговаривает невнятно, стоит пересмотреть его питание. Возможно, малыш употребляет мягкую пищу, которая не способна тренировать мышцы речевого аппарата. Включите в его рацион больше свежих овощей, фруктов, сухариков, чтобы кроха учился грызть пищу и тщательно пережевывать.

Особенности формирования речи у детей

На втором году жизни ребенок учится ходить, самостоятельно познавать окружающий мир, общаться по своему желанию и необходимости. У детей начинает развиваться предметно-действенное мышление, на основе которого и формируется речь. Он уже не тот младенец, который без помощи родителей ничего не может сделать. Малыш активно и уверенно осваивает жизненное пространство мира взрослых.

В течение второго года жизни дети запоминают разные простые слова, которые еще не могут использовать в своей речи. Так формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Поскольку мышление ребенка в этом возрасте направлено на изучение конкретных предметов и действий с ними, то его разговорная речь будет состоять из существительных и глаголов. Малыш начинает составлять несложные предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов.

От пола ребенка тоже может зависеть то, насколько рано он начнет говорить. Первыми такие попытки обычно предпринимают девочки, у которых быстрее пополняется словарь, а именно обозначение предметов. Они долго учатся произносить фразы, однако, в речевом плане стараются походить на взрослых и повторять их интонацию. У мальчиков речь построена на названии действий. Они достаточно быстро начинают строить правильные в грамматическом смысле предложения.

Критерии гармоничного формирования речи

Навыки разговорной речи ребенка формируются в семье, поэтому если родители немногословные люди и мало общаются друг с другом, то словарный запас малыша будет бедным. Чтобы его развитие не стояло на месте, необходимо придерживаться определенных критериев. Они помогут маленькому человеку научиться выражать свои мысли посредством общения.

  • Во-первых, спокойные и доверительные отношения между членами семьи: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности.
  • Во-вторых, он должен быть здоров, накормлен, достаточно активен, иметь готовность к общению.
  • В-третьих, целенаправленная деятельность родителей к формированию речи у ребенка – постоянные занятия с ним.

Педиатр Евгений Комаровский считает, что ситуация, когда двухлетнего ребенка способна понимать только мама, совершенно нормальна. И нет повода начинать лечение крохи. Однако важно понимать, что речь маленьких детей, особенно тех, кто достиг двухлетнего возраста, должна совершенствоваться. Если ребенок в 2,5 года продолжает говорить также, как и в 2, эта ситуация является неправильной и недопустимой. И это уже повод принимать какие-либо меры.

Способы и методики обучения ребенка 2 лет умению говорить

Основной вид деятельности для детей младшего дошкольного возраста – это игра, где даже застенчивые малыши легко могут раскрыться. Игра-учеба, игра-занятие не займет у родителей много времени. Ребенок возраста 2-х лет не может долго сосредотачиваться на одном предмете. Через 10-15 минут подобного занятия ему просто станет скучно, и он начнет баловаться. Как же лучше всего развивать малыша? Для начала необходимо выбрать правильное время, когда его активность более высокая. Это рекомендуется делать утром после завтрака и гигиенических процедур, а также во второй половине дня после дневного сна.

Занятия могут быть следующими.

  1. Одеваем куклу, укладываем ее спать, выкупаем ее в ванной, кукла собирается в гости и т.п. Нужно обсуждать все действия вместе с ребенком. Так, принимая в этом непосредственное участие, он будет учиться говорить и повторять за старшими.
  2. Рассмотреть и описать игрушку, что с ней можно сделать. Взрослые в процессе общения с ребенком обязательно комментируют, что делают и как они играют с тем или иным предметом. Побуждают малыша задавать вопросы и стимулируют его отвечать на них. В случае, если тот в замешательстве, родители помогают ему сформулировать мысль.
  3. «Зоопарк» − простая сюжетная игра, где много плюшевых зверей, которых надо покормить, погулять с ними и т.п. «Путешествие по комнате» − еще одна забавная аналогичная игра, в которой можно ехать на машине, гулять в роще, плавать в реке. Одним словом, стоит обыграть любую ситуацию: подражать голосу животных, мотору машины («гав-гав», «мяу-мяу», «би-би») – воспроизводить звуки.
  4. Речь ребенка связана с его мыслительными процессами. Чтобы ребенок работал мозгами, можно совместно рассматривать книги с картинками, узнавать и называть по именам персонажей, отвечать на простые вопросы о них. Все эти приемы способствуют развитию речевого аппарата.
  5. В своих занятиях очень хорошо использовать народное творчество: считалки, потешки, песенки, загадки, пословицы. Вместе с малышом проговаривать их, стараться заучивать наизусть. При этом важно, чтобы ребенок видел четкую артикуляцию губ мамы или папы, когда они проводят такие занятия.

В течение дня, общаясь с ребенком, давайте ему несложные поручения, побуждая исполнять их, обговаривая по мере необходимости каждое действие ребенка. Если родители будут выполнять все эти легкие рекомендации, то впоследствии у них не возникнет сложностей с формированием речи у своего малыша.

Помочь ребенку скорее освоить разговорную речь какой-либо «волшебной пилюлей» нельзя. Чтобы ребенок быстрее начал разговаривать, при этом чтобы его речь становилась внятной и правильной, с ним необходимо регулярно заниматься. Занятия необходимо проводить в игровой форме, чтобы кроха не уставал слишком быстро и не терял интерес к подобным занятиям.

Советы и рекомендации логопеда

Если ребенок в 2 года все понимает, физически и психически здоров, но не разговаривает, родителям есть над чем задуматься, а иногда обратиться к логопеду. В последнее время врачи отмечают, что в основном проблемы с речевым аппаратом присутствуют у тех детей, которые имеют плохой аппетит и отказываются от твердой пищи. Причиной этого являются плохо развитые челюстные мышцы. Такому ребенку рекомендуют давать подсушенные сухарики, приучать его к фруктам и овощам. В целях тренировки мышц можно купить ребенку воздушные шарики, чтобы он их сам надувал.

Также нужно развивать мелкую моторику пальцев рук: покупаются карандаши и фломастеры с ребристой поверхностью, застегивание пуговиц, нажимание на кнопочки игрушечного мобильного телефона. Надо лепить с ним из пластилина, приобрести специальные ножницы с тупыми концами, чтобы ребенок учился вырезать разные фигурки из бумаги.

Правильное речевое дыхание тоже является залогом четкой и чистой речи. Это все достигается через специальные игры. Конечно, многое в правильном развитии речи зависит от родителей, от того, насколько часто они сами занимаются с ребенком. Малыш должен бывать в компании своих ровесников. Взаимодействуя с другими детьми, он быстрее научится говорить.

Если речь ребенка понимают близкие родственники и его речь совершенствуется, хоть и медленными темпами, то необходимости прибегать к помощи специалистов до достижения крохой трехлетнего возраста нет. В других ситуациях и после трех лет ребенку необходима помощь логопеда-психолога.

Выводы, заключение

Таким образом, гармоничное формирование речи детей возраста 2-х лет зависит от окружающих его взрослых, а также от их деятельности. Близкие люди должны разговаривать с ребенком, объясняя ему все и показывая. Даже на подсознательном уровне малыши будут усваивать те ценности, которыми живут их родители. Поэтому в первую очередь обратите внимание на свое обращение и разговоры с родными. Часто ли вы ссоритесь, ругаетесь при ребенке, который все видит и запоминает. Старайтесь создать доброжелательную атмосферу в доме, так подросшему ребенку будет комфортно в психологическом плане, и он быстрее заговорит.

Используйте весь свой потенциал. Если требуется медицинская помощь, прибегайте к ней, пока не упущено время. Не стоит ждать, когда малыш заговорит сам и можно будет заняться его дальнейшим развитием. Постоянные занятия, имеющие определенную систему, внимание к сыну или дочери, участие в их делах и терпение в сложных ситуациях – непременные спутники родителей в воспитании детей и создании из них полноценной личности со своими убеждениями и взглядами на жизнь.

Итак, выделим основные причины детского «молчания»:

Интересное:  Анализ мочи бактерии 1.1 10 в 3 степени у женщин
Ссылка на основную публикацию