Непослушный Ребенок 5 Лет Что Делать Комаровский

Содержание

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Понравилось?

Не понравилось?

Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с «трудным» ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него — певица Даша Медовая с семьей

Подписывайтесь на YouTube доктора Комаровского: http://goo.gl/WGruQw

Наши плейлисты:
Вакцинация детей — http://goo.gl/4nQgyg
Лекарства — http://goo.gl/vjtDHs
Здоровье, болезни, лечение ребенка — http://goo.gl/nS3WJP
Образ жизни вашего ребенка — http://goo.gl/d4aSM3
Начало жизни вашего ребенка — http://goo.gl/EYrWN0
До рождения ребенка — http://goo.gl/EPWswq

Доктор Комаровский — детский врач, телеведущий, автор книг о здоровье детей и здравом смысле родителей.

Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с «трудным» ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него — певица Даша Медовая с семьей

Как грамотно справиться с проблемой и что делать, если ребенок нервный и непослушный: разбираемся в первопричине и боремся с проблемой

Большинство молодых родителей мечтают, что их малыш будет расти счастливым, спокойным, дружелюбным. Взрослые представляют, каким должен быть идеальный ребёнок, пытаются воплотить мечты в жизнь.

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Почему малыш не слушается

Известно немало факторов, провоцирующих капризы, плохое поведение. Психологи выделяют несколько основных причин, чаще всего влияющих на бурное выражение эмоций у деток разного возраста.

Попытки привлечь внимание

Проблема сегодняшних детей – недостаток времени, которое родители уделяют подрастающему чаду. Зачастую причина кроется в загруженности на работе, ворохе материальных и бытовых проблем.

Иногда взрослые слишком заняты своими мыслями, чтобы вникать в жизнь малыша не формально, а с искренним участием. Маленькие личности не знают, как привлечь внимание другим способом, выбирают плач, истерики, непослушание.

Борьба за лидерство в семье

Детки часто «топают ножкой», делают по-своему (даже неправильно), если взрослые всё время навязывают своё мнение, не признают маленькую личность в сыне или дочке. Приказной тон – не лучший помощник для воспитания спокойного, счастливого ребёнка.

Узнайте о симптомах и лечении золотистого стафилококка у грудничков.

Почему ребенок часто болеет простудными заболеваниями и что делать? Ответ на этой странице.

Потеря уверенности в себе

Постоянные запреты, унижение, отсутствие похвалы, придирки к мелочам понижают самооценку. Малышу часто говорят, что он «тупица», «неумеха», «хуже Васи со второго этажа» и так далее. Ребёнок капризничает, огрызается, пытается создать защитный «кокон».

Желание отомстить взрослым

Дело не в дурном воспитании или плохом характере. Детки не прощают обмана, обижаются за невыполненные обещания, страдают из-за ревности к сверстникам, которых родители постоянно ставят в пример.

Психологи советуют родителям подумать, чем они обидели дочку или сына, если внезапно поведение испортилось, малыш стал огрызаться, делать всё назло, капризничать. Если сложно найти причину в себе, спокойно, доверительно поговорите с сыном или дочкой. Возможно, вы узнаете, что спровоцировало душевную рану у дошкольника или подростка.

Проявления детского непослушания:

  • дошкольник впадает в детство. Основная причина – появление младшего братика или сестрёнки, постоянное напоминание «ты уже взрослый». Но малышу в 3–4 года не всегда хочется быть старше. Непосильный груз давит на психику, маленький «взрослый» ведётся себя, как кроха: начинает писаться, просит покормить с ложечки, не хочет самостоятельно одеваться, разбрасывает игрушки. Часто «внезапно повзрослевший» малыш не желает ухаживать за тем, кто отобрал у него привилегии детского возраста;
  • ребёнок делает всё назло. Основная причина – недостаток внимания. Ещё один фактор – желание быть главным в семье. Иногда мысль о собственной «взрослости» и значимости лишает малыша здравого смысла. В 3–4 годика деткам сложно выразить словами своё стремление к лидерству, они решают проблемы криками, истериками, некрасивыми сценами в людных местах.
  • ребёнок делает запрещённые вещи, зная, что его вновь ждёт наказание. После подобных сцен родители часто срываются, кричат, ставят в угол. Но через день всё повторяется вновь: игрушки не сложены, вещи валяются на диване, в углу – гора обёрток от конфет вперемешку с кубиками и машинками. Причина – недостаточное доверие в отношениях между взрослыми и малышом, слабая психоэмоциональная связь. Детки хорошо чувствуют недостаток привязанности, отсутствие искреннего интереса к своей личности. Вывод: лучше полчаса доверительного, искреннего общения, чем полдня фальши и притворства;
  • ребёнок провоцирует скандалы. Причина та же, что и при действиях назло родителям. Нехватка внимания заставляет идти на крайние меры. А что может маленький человечек (даже подростки в душе ранимые и беззащитные), если попытки поговорить ни к чему не приводят? Правильно, приходится бунтовать. Как? Проявления зависят от возраста: малыши истерят, плачут, устраивают сцены, кричат на весь магазин или автобус. Подростки постоянно спорят, поступают наперекор правилам, игнорируют родителей.

Кризисные периоды

Специалисты по детской психологии выделяют несколько опасных периодов, когда равновесие в отношениях часто нарушается:

  • от года до полутора лет. Проявляется яркое несоответствие потребностей и возможностей у маленькой личности;
  • от 2,5 до 3 лет. Детки стремятся стать самостоятельными, но в силу возраста не всё удаётся, их всегда ставят в рамки «ты ещё маленький»;
  • с 6 до 7 лет. Ребёнок идёт в школу, часто возникает кризис первоклассника. От родителей требуется максимальное внимание, понимание стрессовой ситуации, в которой находится первоклашка;
  • с 10 лет. Первые проявления подросткового максимализма. Нет серого, есть только «чёрное» и «белое». Дети требуют искренности в отношениях, уважения к себе, не прощают фальши. Зачастую плохим поведением подростки протестуют против морального/физического насилия.

Как справиться с непослушными и нервными детьми

Рекомендации психологов помогут быть терпимее в сложных ситуациях, когда ребёнок непослушный и нервный. Чем уважительнее вы относитесь к деткам любого возраста, тем больше отдачи получите.

Полезные советы:

  • важно сохранять спокойствие, учитывать интересы маленькой личности во время принятия некоторых решений, связанных с жизнью семьи;
  • нельзя срываться на крик, унижать, тем более, бить деток любого возраста: вы только вызовете противодействие, слёзы (или молчаливый протест + затаённую обиду). Верните доверие к вам, покажите, что любите сына или дочку такими, какие они есть;
  • отнеситесь к негативным проявлениям по-философски. Психологи советуют понять, что при правильном поведении родителей буря постепенно уляжется. Терпение – одно из главных качеств хороших родителей;
  • не позволяйте «садиться на голову», объясняйте свою позицию, показывайте личным примером уважительное отношение к другим членам семьи. Если вы сами действуете неправильно, унижаете мужа/жену, других деток, воспитать счастливого, спокойного ребёнка вряд ли получится;
  • с раннего возраста не воспитывайте тирана. Нельзя объявлять всем, что главный в семье – ребёнок. Часто детки капризничают, отстаивают криком, плохим поведением свою значимость, если у них пытаются отобрать титул «царя» или «принцессы»;
  • учтите сложные периоды в жизни сына или дочки. Возрастные кризисы неизбежны, главное: достойно пережить их. Поймите: юный бунтарь не испытывает радости от удовлетворения своих неприемлемых требований. Всё равно ему придётся придумывать новые уловки, с которыми родители вряд ли согласятся. И так до бесконечности. Терпение, доброжелательное отношение, искренний интерес к личности – залог сохранения хороших отношений.

Чем и как быстро вылечить больное горло у ребенка? У нас есть ответ!

О том, что делать, если у ребенка понос и рвота без температуры прочтите в этой статье.

По адресу http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/lazolvan.html узнайте правила применения детского сиропа Лазолван от кашля.

Ещё несколько рекомендаций:

  • чаще предоставляйте деткам право выбора. Пусть даже трёхлетний малыш почувствует свою значимость. Кукла та или другая, пижама в горошек или цветочек, сегодня шапка с бубончиком или с ушками – детки иногда должны выбирать. Важный момент: не превращайтесь в раба, спрашивая у малыша совета каждую минуту по любому поводу;
  • не поддавайтесь на провокации, когда капризуля провоцирует вас на скандал. Не тратьте эмоциональные силы зря. Если родители ведут себя доброжелательно, уверенно, ваша твёрдость, спокойствие непременно перейдут к ребёнку. А от взрывной, яростно кричащей мамы (или злого папы с ремнём) чего ожидать? Юный проказник не знает, ещё больше теряется, нервничает;
  • разговаривайте с детками на их уровне, глядя в глаза. Неправильное положение – «поза превосходства»: малыш сидит, взрослый смотрит сверху, подчёркивая свою значимость. Правильное положение: детки и родители сидят на диване, скамейке и так далее, разговаривают, глядя в глаза. Можно присесть, опуститься на колени, посадить к себе маленького человечка, попытаться спокойно поговорить. Главное: глаза на одном уровне плюс доверительный, спокойный тон;
  • снизит нервное напряжение отвар мелиссы, мяты, трава пустырника, валериана в таблетках, ванны с чередой и ромашкой. Нельзя увлекаться успокаивающими таблетками, применять препараты без рекомендации врача.
Интересное:  Желточный мешок 6 мм

Возьмите на заметку:

  • многие «идеальные детки» часто имеют психологические проблемы. Непослушный, нервный ребёнок выплёскивает наружу своё несогласие с правилами, проявляет бурные эмоции;
  • идеальные, послушные детки, молча, выполняют все просьбы, никогда не конфликтуют, не пытаются проявить своё «я». Отсутствуют как отрицательные, так и положительные эмоции;
  • помните: ребёнок не робот, полное послушание, безоговорочное выполнение любых требований должно насторожить;
  • посетите психолога, получите консультацию. Возможно, вы слишком давите на маленькую личность своим авторитетом? Малышу с заниженной самооценкой, подавленным «я» проще подчиниться, чем затевать бесполезный спор;
  • чем раньше вы обратите внимание на подобное поведение, тем проще исправить ситуацию, научить малыша проявлять эмоции. В противном случае вы воспитаете безвольного, слабого человека, не умеющего отстаивать свои принципы.

Тип темперамента ребенка

Учтите темперамент сына или дочки:

  • флегматик. Обязательно объясняйте своё мнение, уважайте деток, спокойно предлагайте план действий;
  • холерик. Отличный вариант – аппеляция к справедливости;
  • меланхолик. Обязательно хвалите деток даже за незначительные достижения (без фальши), мягко подталкивайте к действию;
  • сангвиник. Приглашайте к совместному выполнению заданий: детки этого типа легко увлекаются, их нужно заинтересовывать, а не заставлять.

Далее видео. Школа доктора Комаровского о непослушных и капризных детях:

Но почему вместо слов любви, искренней улыбки в ответ взрослые нередко получают капризы, грубые слова, истерики, злость, неадекватное поведение? Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Важно разобраться в причинах, понять, как справиться с проблемой. Узнайте мнение психологов по поводу воспитания детей.

Комаровский непослушный ребенок

Непослушный ребенок 2 года, что делать?

У вас непослушный ребенок? Тогда, эта статья для вас, в ней вы найдете, все необходимое, чтоб ваш непослушный ребенок стал послушным!

Прочитав статью, поделись ею с друзьями в соцсети.

Ваш ребенок перестал вас слушаться? Вы не понимаете, что с ним произошло? Не переживайте все пройдет, нужно лишь найти правильный подход к малышу и он начнет вас слушать и понимать. Давайте для начала приведу пример:

Лето. Мама с ребенком вышли на прогулку. Взяли с собой игрушки и направились в песочницу. Все как обычно, ребенок играет в песке с игрушками, мать сидит рядом на лавочке и следит за ним. Прошло 2 часа, пора домой. Мать говорит ребенку: «Собирай игрушки». Ребенок же напрочь отказывается идти домой, а уж игрушки то, совсем собирать не хочет.

Либо, еще пример когда ребенок наигравшись дома игрушками отказывается убирать их, при этом реакция матери или отца конечно будет возмущенной и даже раздражительной.

В этот момент не стоит ругать ребенка, кричать на него и т. д. Необходимо найти к малышу подход, в данный момент предложить ему помощь, и в следующий раз он сам поможет вам. Со временем ребенок самостоятельно будет за собой убирать игрушки.

Помните, что ваш ребенок такая же личность как и вы, и он также раздражается, если его что-то попросить в повышенном тоне. Вы должны спокойно объяснять ребенку, что и как он должен делать, тогда у вас с ним будет взаимопонимание.

Не ругайтесь на ребенка матом, так как ребенок сейчас впитывает информацию как губка, и через некоторое время вам придется помимо других его непослушаний, еще ругать за матерные слова.

Если ребенок делает не так как вы хотели бы, например одевает кофту, не так как вы его учили, не нужно срывать на него негатив, это не поможет вам с тем, чтоб ребенок вас понял. Объясните ему еще раз и спокойно.

Если ваш ребенок прыгает дома бесится, бегает по квартире, что пыль кругом, вы не должны говорить ему, чтоб он успокоился и вел себя тихо. Сейчас ребенок развивается и выплеск положительных эмоций очень благоприятно влияет на него, поэтому не ограничивайте своего малыша в этом. Наоборот, вы должны к нему присоединиться, чаще устраивать дома веселые игры. Чем больше вы будете уделять своему ребенку времени, тем больше он будет любить вас и слушаться.

Если вы с ребенком не играете, не общаетесь, еще и не даете ему насладиться тем что ему осталось, а именно носиться по дому, конечно он не будет вас слушать. Здесь нужно выбрать время, когда с ребенком поиграть, а когда нет. Перед сном лучше всего почитать ребенку сказку, посмотреть мультфильм, а вот днем можно и по беситься вместе с ребенком. То есть у ребенка должен быть правильный распорядок дня.

Чтоб ваш ребенок был послушным, вам нужно постараться. Убирайте все ваши личные и дорогие предметы подальше от ребенка, чтоб он не мог до них добраться. Ведь если ребенок сломает фотоаппарат за 7 тысяч рублей, виноват будет не он, а вы, так как вы ему позволили это, оставив дорогостоящий предмет у ребенка под носом и ругать его нельзя.

В основном родители только ругают своих детей, а вот похвалить совсем забывают. Необходимо хвалить ребенка за его хорошие поступки, за то что он хорошо покушал, хорошо вел себя в гостях, хорошо почистил зубы и т.д. Чем чаще вы хвалите своего малыша, тем выше будет его самоуверенность. Если ребенок вел себя хорошо и вы во время похвалили его, т.е. его поведение не было незамеченным, то ребенок будет стремиться к тому, чтоб его хвалили.

Перестаньте разговаривать с ребенком на повышенных тонах, он все равно не станет послушным. Даже если ребенок в край довел вас (до «нервного тика») вы не должны кричать на него. Смените тон, разговаривайте с ним спокойно. И именно это будет эффективнее, ребенок увидит, что вы не ругаетесь на него и не хотите отшлепать по попе, при этом он снизит свою агрессию и начнет успокаиваться.

Прикольное видео смотри до конца «Непослушный ребенок»

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

У ребёнка кризис первого года жизни: что делать родителям?

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12-14 лет.

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1-2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.

Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.

Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.

Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.

Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».

Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10-12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод – ребёнок в 1 год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом – ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете – рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период.

Не нужно бояться кризиса 1 года – он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Что делать с непослушным ребенком: укрощение строптивого

Что делать с непослушным ребенком: укрощение строптивого

Каждый родитель в той или иной степени сталкивается с непослушанием своего ребенка. Конечно, масштабы проблемы в разных семьях разные. Одни дети «вредничают» раз в несколько дней (и то без особого энтузиазма), других можно назвать «хронически» непослушными, причем перечат родителям они громко и демонстративно, периодически закатывая истерики.

Можно ли считать детское непослушание значимой педагогической проблемой?

Всегда ли полная победа над детским непослушанием говорит о том, что родители воспитывают ребенка правильно ? Конечно, нет. В современной семье, построенной по западному образцу (на основании партнерский отношений, без выраженной «вертикали власти»), непослушный ребенок — это скорее объект приложения творческих усилий папы и мамы, нежели объект репрессий. Если родители признают за ребенком право на собственное мнение и проявление своей индивидуальности, то они, как правило, вообще не видят проблемы в периодических «приступах вредности» чада.

В то же время слишком независимое поведение ребенка может несколько затруднить ему жизнь в том случае, если родители планируют рано отдать его в дошкольное учреждение со строгой дисциплиной. Поэтому степень свободы ребенка и его возможность игнорировать указания взрослых каждой семье стоит определять в индивидуальном порядке. В любом случае решать дисциплинарные проблемы намного эффективнее с помощью переговоров с чадом, чем путем давления на него.

Интересное:  Ттг Понижен Т4 В Норме При Беременности

В первую очередь попытайтесь проанализировать, с чем связаны «приступы вредности» малыша. Причин может быть несколько, и от них будет зависеть стиль вашего поведения.

Причина первая — чрезмерная любознательность ребенка

В большей степени это свойственно малышам в возрасте до 2 лет, но периодически подобное поведение проявляется и у более старших детей. Связано оно с особенностями психологии ребенка первых лет жизни: он находится в стадии активного накопления опыта, и при этом у него еще нет некоего «внутреннего барьера», сдерживающего от потенциально опасных или социально непозволительных действий. Да, после года дети, как правило, уже понимают слово «нельзя», но прислушиваются к нему «через раз»: у них еще нет осознанной мотивации следовать вашим указаниям.

Пути решения проблемы:

Подождите несколько месяцев: на определенном этапе формирования личности (обычно после 2х лет) дети уже начинают демонстрировать определенную социальную зрелость. После того как вы научите ребенка говорить , вы сможете более аргументированно объяснять ему свои требования. Конечно, это не означает, что годовалому карапузу стоит позволять делать все, что заблагорассудится: с ним тоже нужно проводить «воспитательные беседы», объясняя, почему что-то делать «нельзя», а что-то — «надо». Просто взрослым нужно принять тот факт, что эффективность таких бесед будет не так высока, как бы им хотелось, просто потому, что их непослушный ребенок еще не особенно понимает, что от него хотят.

Если повышенную активность, выливающуюся в непослушание, проявляет ребенок 3-4 лет, попробуйте воззвать к его чувству ответственности. Объясните, что родители очень переживают за его безопасность или что им приходится тратить много времени и сил на то, чтобы устранить «результаты» его плохого поведения (собрать разбросанные вещи, вытирать следы грязных сапог). А ведь это время вы могли бы потратить на игры с малышом! Это может стать для непослушного ребенка хорошей мотивацией для того, чтобы умерить свой познавательный пыл.

Причина вторая — желание проверить реакцию родителей

Изучая окружающий мир, малыши пытаются также экспериментальным путем найти оптимальные способы коммуникации с родителями. Для этого они пробуют различные способы воздействия на них, в том числе и непослушание («а что получится, если я не сделаю то, что мама просит»?) У детей 1-3 лет — это не признак избалованности или «дурных наклонностей», а вариант нормального поведения, поэтому хвататься за голову и начинать «перевоспитывать» непослушного ребенка не нужно.

Пути решения проблемы:

В принципе, все, что мы рекомендовали в предыдущем случае, подойдет и на сей раз: потерпите — и ребенок «перерастет». Реагируйте на его поведение спокойно, не выходя из себя, но и не идите у него на поводу. Будьте последовательны: если вам нужно надеть в мороз на ребенка теплую шапку, а он хочет идти в панамке, то спокойно объясните, почему панамка — неподходящий головной убор для такой погоды, и попытайтесь надеть на него шапку снова. Через какое-то время ребенку станет неинтересно вас провоцировать, если он поймет, что этим он ничего не добьется.

Причина третья — желание малыша привлечь к себе внимание

К сожалению или к счастью, но большинство детей устроены так, что им нужно общение с родителями. Это естественно и объяснимо: у родителей они учатся необходимым навыкам, родители помогают им познавать мир. И если мама и папа уделяют недостаточно внимания малышу, то он пытается привлечь его к себе всеми известными способами, в том числе переча родителям и вредничая.

Как решить проблему:

Попытайтесь уделять вашему непослушному ребенку побольше времени: играйте вместе, читайте книжки, ходите гулять, найдите общее интересное хобби. Понятно, что у многих работающих родителей после трудового дня «еле-еле хватает сил телевизор смотреть», как выражалась мама дяди Федора из известного всем мультфильма. Тем не менее поймите и вы ребенка: по большому счету, он не просил вас себя рожать; произведя его на свет, вы взяли на себя ответственность за его эмоциональное благополучие, и игнорировать его потребность во внимании не очень красиво. Да и «запустив» воспитание ребенка в нежном возрасте 2-3 года, наладить общение с ним потом будет значительно сложнее.

Причина четвертая — недостаточная мотивированность ребенка выполнять ваши требования

Чтобы ребенок начал прислушиваться к вашим пожеланиям, он должен очень четко понимать, зачем ему делать то, чего вы от него требуете. Нет, мы ни в коем случае не призываем вас каждый день покупать ему игрушки за «хорошее» поведение; просто есть родители, которые «грешат» тем, что не могут доходчиво донести до малыша смысл своих пожеланий.

Как решить проблему:

Если вы просите ребенка что-то делать или не делать, для начала постарайтесь объяснить сами себе в доступной форме, зачем это необходимо. Это поможет вам не прибегать к столь странным, с точки зрения ребенка, аргументам, как «не выбрасывай еду из тарелки, потому что так делают плохие дети», «приберись в комнате, потому что в комнате должен быть порядок». «Порядок» — слишком абстрактное понятие, которое не имеет для ребенка особого смысла. Если вот вы, например, скажете «разложи, пожалуйста, книги по полкам, тогда в комнате будет больше места и ты сможешь там потом поиграть в кубики» или «не выбрасывай еду, потому что маме придется за тобой убирать и тратить на это время, а вместо этого мы могли бы с тобой порисовать», это будет иметь для вашего непослушного ребенка куда больший смысл.

Причина пятая — слишком большое количество ограничений и запретов

Прежде чем ругать своего непослушного ребенка, ответьте себе на вопрос: не слишком ли многого вы от него требуете? Некоторые родители видят средство творческого самовыражения и выражения своего родительского авторитета в том, чтобы ставить чаду различные ограничения. И ребенок, даже спокойный и покладистый, оказывается задавлен бесконечными «нельзя» и «надо». Например, малыш не хочет есть, у ребенка просто нет аппетита, но мама уже сварила кашу! И в ответ на его отказ кушать, обусловленный сугубо физиологическими причинами, она обвиняет малыша в непослушании. Ребенок хочет поиграть в кубики, а родители настаивают, чтобы он рисовал. Получается, что любые проявления индивидуальности карапуза становятся поводом для того, чтобы в очередной раз обозвать ребенка «непослушным».

Как решить проблему:

Серьезно пересмотреть ваш подход к воспитанию и к тому, за что и как наказывать ребенка . Постоянный контроль — не самый лучший инструмент для развития у ребенка самостоятельности и поощрения его лучших качеств. Хотя, конечно, если для вас самоцель — не вырастить гармонично развитую личность, а воспитать послушного робота, то это другой разговор.

Причина шестая — вы требуете от ребенка делать то, что не делаете сами

Личный пример — мощнейший воспитательный инструмент. Детям свойственно копировать родителей даже в мелочах, причем делают они это совершенно бессознательно. Поэтому, если вы сами не отличаетесь аккуратностью в еде, но требуете этого от ребенка, неудивительно, что все ваши усилия пропадают впустую.

Как решить проблему:

Проанализировать, могут ли быть связаны «больные места» в поведении вашего чада с вашими собственными привычками. Если окажется, что такая связь есть, то либо меняйте что-то в себе, либо пересматривайте претензии, которые вы предъявляете к якобы непослушному ребенку.

Как решить проблему:

Описываемая ситуация достаточно серьезна для того, чтобы привлечь к «разбору полетов» семейного или детского психолога . Вам нужно прояснить слишком широкий спектр вопросов, касающихся вашей мотивации как родителей, навыков вашего самоконтроля, отношения ребенка к вам. К счастью, вернуть доверие ребенка к «предавшим» (с его точки зрения) его родителям сложно, но возможно.

Как строить диалог с ребенком во время «приступов вредности»?

Конечно, порой выдерживать «выкрутасы» чада непросто. Между тем помочь родителям найти с ним общий язык может одна замечательная наука — конфликтология. Обычно ее изучают управленцы, а также представители тех профессий, которые требуют умения находить общий язык с самыми разными людьми: продажники, дипломаты, специалисты по связям с общественностью. Основные принципы конфликтологии можно взять на вооружение мамам и папам непослушных детей. Тем более что договориться с собственным ребенком, даже очень несносным, намного легче, чем со строптивым клиентом.

Итак, чтобы решить конфликт с дитятей конструктивно, нужно:

Каждый родитель в той или иной степени сталкивается с непослушанием своего ребенка. Конечно, масштабы проблемы в разных семьях разные. Одни дети «вредничают» раз в несколько дней (и то без особого энтузиазма), других можно назвать «хронически» непослушными, причем перечат родителям они громко и демонстративно, периодически закатывая истерики.

Ребёнок не говорит в 3 года, что делать? Комаровский отвечает

Все дети уникальны: есть детки, болтающие с года и у которых речь становится все активнее и четче, а есть и такие, которые упорно молчат, издавая изредка непонятные звуки. Почему же ребенок не говорит в 3 года? Что делать? Комаровский отвечает на данный вопрос в этой статье.

Когда ребенок должен заговорить? ↑

К двум годам дети пытаются наладить общение со взрослыми. Если малютка начал внятно формулировать свои вопросы, можно смело назвать его «почемучкой». Детское любопытство безгранично, но это простительно. Что можно требовать от двухлетнего малыша? Другое дело, когда карапузу три года и его речь не развивается. Он не говорит ни с мамой и папой, ни со сверстниками в детском саду, ни с любимыми игрушками. Взрослые бьют тревогу, что у их крохи возможно есть отклонение в развитии.

Если у карапуза нет никаких патологий, то к году у него формируется речь, состоящая из слогов. Малыш способен произносить слова типа мама, папа, баба, тата, няня. Можно заметить, что эти слова состоят из одинаковых слогов. Ближе к году детям проще выговаривать повторяющиеся слога. Став чуть старше, они произносят слова с одним слогом: дай, ням, ам, на.

В два года карапуз учится складывать слога и выдает словосочетания. Этап односложных слов или повторяющихся слогов проходит. Наступает период, когда произносятся фразы. Двухлетний малыш выражает словами свои желания и действия. С помощью фраз «я хочу кушать», «хочется писать», «я хочу спать» он указывает на себя, действие и желание. Он должен озвучивать названия окружающих его предметов. Если ребёнок не говорит в 3 года, что делать Комаровский (форум) вам подскажет. При наличии незначительной проблемы с произношением слов, поможет любой компетентный специалист.

Почему ребёнок не говорит в 3 года – мнение Комаровского ↑

У трехгодовалого малыша должна быть неплохо развитая речь. Проверяйте его речевую деятельность с помощью картинок. Попросите его описать, что видит перед собой. Покажите его любимую игрушку, спрашивая какой она формы, цвета. Он должен описать ее и быть готовым задавать старшим вопросы. Нельзя ругать, если бутуз делает ошибки.

  1. Повреждения головного мозга

О том, что ребёнок не говорит в 3 года и что делать – ответы Комаровского придут на выручку. Он уверяет, что при тяжелых родах у малыша может повредиться часть головного мозга. Патологию становится заметно в 1 год. При проявлении отклонений необходимо поставить врача в известность для дальнейшего наблюдения за малышом. Педиатр с помощью невролога должны постоянно следить за работой мозга крохи.

  1. Недостаток общения с родителями

Родители могут отмахиваться от крошки в силу усталости, загруженности, невнимательности. Недостаток внимания чреват тем, что малыш попросту замкнется и не захочет разговаривать. Родители обязаны заниматься с малюткой, развивать его, разговаривать с ним в этот важный момент его жизни. Дети задают очень много вопросов, им все происходящее вокруг не дает покоя. Взрослые, устав от бесконечных «почему» решают проблему с помощью телевизора, телефона, компьютера. Карапуз может замкнуться и перестать реагировать на замечания взрослых. Таким образом, происходит недостаток родительского внимания, отсюда задержка в развитии и нежелание говорить.

  1. Снижен или отсутствует слух

Отсутствие слуха становится заметно на первых месяцах жизни, когда грудничок начинает реагировать на свет и речь матери. Если ребёнок не разговаривает в 3 года (что делать?) Комаровский и его советы выручат любого родителя. Когда малыш даже не пытается прислушиваться к тому, что произносит мать, данное обстоятельство свидетельствует о полной или частичной потере слуха. Такие ситуации происходят после простуды, которая дает осложнение на уши. Причиной отсутствия реакции на речь может быть и предрасположенность, передающаяся по наследству.

Если трехлетний кроха не хочет говорить, стоит упомянуть об аутизме. Это особенные дети, которым не требуется живое внимание. Патология здесь не наблюдается, но без помощи специалистов не обойтись.

Что делать? ↑

Некоторые дети начинают поздно разговаривать и это нормально. Взрослые не торопятся обращаться к специалистам. На всякий случай следует показаться врачам, ведь вовремя оказанная помощь исправит этот недостаток в речевом развитии.

В случае с родовой травмой медики назначают комплексное лечение для улучшения кровообращения в мозге. С маленьким должен заниматься логопед. Нельзя ограничивать общение с другими детьми. При боязни отдать малютку в детский сад, следует подумать об индивидуальных занятиях в специализированных развивающих центрах.

Порой родители сами виноваты, что дети младшего возраста не пытаются говорить к определенному времени. Нежелание взрослыми развивать малыша приводит к торможению в речевом развитии. Следует пересмотреть свое отношение к карапузу. Взрослые должны понять, что если ребенок не говорит в 3 года, то советы Комаровсого о том, что делать, помогут справиться в этой ситуации. Кроха рожден не для того, чтобы от него отмахивались, оставляя один на один с планшетом. Детьми следует заниматься, играть с ними, читать им сказки, посещать зоопарки и места, где много людей. Дети не будут замыкаться, у них появится много вопросов, которые они обязательно зададут своим родителям.

Советы доктора Комаровского ↑

Постарайтесь как можно раньше развить моторику пальцев. Здесь помогут различные упражнения, которые нормализуют работу речевого центра в мозге. Это может быть нанизывание на ниточку различных бусинок или макарон под вашим присмотром, складывание мелких пазлов, сборка не большого конструктора, лепка из пластилина, рисование картинок пальчиками.

Учите стихи и скороговорки с крохой. Проявляйте терпение, если он совершает ошибки.

Играйте с детьми таким образом, чтобы была задействована перестановка слогов, замена окончаний слов.

Родители должны быть педагогами. При внимательном подходе к малышу, он обязательно заговорит вовремя. Ваша работа с ним просто неоценима для его дальнейшего полноценного развития. Не ленитесь и не жалейте время на душевное общение с маленьким и вы увидите насколько быстро карапуз развивается, как много ему хочется узнать про этот мир.

Порой родители сами виноваты, что дети младшего возраста не пытаются говорить к определенному времени. Нежелание взрослыми развивать малыша приводит к торможению в речевом развитии. Следует пересмотреть свое отношение к карапузу. Взрослые должны понять, что если ребенок не говорит в 3 года, то советы Комаровсого о том, что делать, помогут справиться в этой ситуации. Кроха рожден не для того, чтобы от него отмахивались, оставляя один на один с планшетом. Детьми следует заниматься, играть с ними, читать им сказки, посещать зоопарки и места, где много людей. Дети не будут замыкаться, у них появится много вопросов, которые они обязательно зададут своим родителям.

Ссылка на основную публикацию