Виды сенсорного восприятия окружающей среды

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Одним из основных условий безопасности является адекватное восприятие человеком действительности.

Человек осуществляет непосредствен­ную связь с окружающей средой при помощи органов чувств — осязания, слуха, зрения, запаха, вкуса. Это сложные сенсорные системы, включающие воспринимающие чувствительные элементы (рецепторы или анализаторы), проводящие нервные пути и отделы головного мозга, где сигналы преобра­зуются в ощущения.

Современный человек имеет следующие анализаторы:

— зрительный анализатор, обеспечивающий восприятие световых раз­дражении с помощью светочувствительных клеток, палочек и колбочек, расположенных в сетчатке глаза;

— слуховой анализатор, обеспечивающий восприятие звуковых колеба­ний с помощью чувствительных окончаний слухового нерва;

— двигательный анализатор, обеспечивающий восприятие сокращения и расслабления мышц с помощью механорецепторов в тканях тела;

— вестибулярный анализатор, обеспечивающий информацию о положе­нии тела в пространстве с помощью механорецепторов полости внутреннего уха;

— болевая чувствительность, обеспечивающая восприятие различных раздражителей большой силы с помощью свободных окончаний болевых нервных волокон в коже и внутренних органах;

— температурная чувствительность, обеспечивающая восприятие диф­ференциального изменения температуры кожи и слизистых оболочек с по­мощью холодовых и тепловых рецепторов;

— тактильная чувствительность (прикосновение, давление, вибрация), обеспечиваемая рецепторами в кожных покровах и слизистых оболочках;

— обонятельный анализатор, обеспечивающий восприятие запахов с помощью обонятельных клеток, расположенных в желтом эпителии носовой раковины;

— вкусовой анализатор, — обеспечивающий восприятие кислого, солено­го, сладкого, горького с помощью хеморецепторов — вкусовых луковиц, рас­положенных на языке, в слизистой оболочке неба, гортани, глотки, минда­лин.

Основной характеристикой анализатора является его чувствитель­ность. Не всякая интенсивность раздражителя, воздействующего на анали­затор, вызывает ощущение. Интервал от минимальной до максимальной адекватно воспринимаемой величины определяет диапазон чувствительно­сти анализатора. Величины порогов не являются стабильными. Они зависят от многих факторов, зачастую трудно учитываемых.

Опытами установлено, что величина ощущений изменяется медлен­нее, чем сила раздражителя. Этот эмпирический психофизиологический за­кон Вебера — Фехнера выражается зависимостью:

где Е — интенсивность ощущений; I — интенсивность раздражителя; К и С -константы.

Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений, называют латентным периодом.

Основными функциями анализаторов являются:

1) информация о внешней и внутренней среде человека;

2) координация двигательной деятельности;

3) предупреждение организма об опасности.

Человек имеет анализаторы по отношению не ко всем факторам окру­жающей среды. Ионизирующие излучения, колебания радиочастотного диа­пазона, электрический ток и ряд других факторов человек не фиксирует ка­кими-либо органами чувств, он лишь осознает последствия их воздействия по косвенным признакам. Потребность расширения диапазона восприятия окружающего мира привела человечество к разработке, созданию и исполь­зованию различных приборов и устройств, которые являются своего рода продолжением сенсорного аппарата человека.

Для представления об объективных возможностях человека в среде обитания ниже дана краткая характеристика основных анализаторов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

— болевая чувствительность, обеспечивающая восприятие различных раздражителей большой силы с помощью свободных окончаний болевых нервных волокон в коже и внутренних органах;

Предварительный просмотр:

Сенсорной системой, или анализатором , называют часть нервной системы, осуществляющей формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и внутреннего мира. Ощущение – это субъективное отражение отдельных свойств, качеств реальных объектов объективной реальности. Восприятие – это субъективное отражение целостного объекта объективной реальности, формирующееся на основе суммации отдельных ощущений.

Анализаторы (сенсорные системы) представляют собой системы ввода информации в мозг и анализа этой информации, что, в свою очередь, является необходимым условием развития и функционирования ЦНС.

Эта информация используется для регуляции гомеостаза, адаптации, поведения и процессов познания. По И.М. Сеченову, ощущения являются корнями, из которых развиваются мысли: «…Отрывать разум от органов чувств – значит отрывать явление от источника, последствия от причины. Мир действительно существует помимо человека и живёт самобытной жизнью, но познания его человеком помимо органов чувств, невозможно, потому что продукты деятельности органов чувств суть источники всей психической жизни».

Что произойдёт если человека или животное лишить анализаторов? Ярким ответом представляется следующий факт. В своё время С.П.Боткин показал И.М.Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через осязание одной руки. Все её органы чувств были повреждены. Больная всё время спала, и, только постучав по руке, её можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по её руке.

Органы чувств, первыми восприняв внешние явления, стимулируют к работе головной мозг. И.П. Павлов назвал их своеобразными щупальцами мозга.

Учение об анализаторах было создано И.П. Павловым. Анализатором И.П. Павлов считал совокупность нейронов, участвующих в восприятии раздражений, проведении возбуждения, а также анализе его свойств клетками коры больших полушарий.

Анализатор рассматривался И.П. Павловым как единая система, состоящая из 3 основных отделов.

  • Периферический отдел анализатора – представлен рецептором, воспринимающим только адекватный раздражитель. Например,
  • палочки и колбочки сетчатки – начало зрительного анализатора,
  • волосковые клетки кортиева органа внутреннего уха – рецепторы слухового анализатора,
  • волосковые клетки полукружных каналов и отолитового аппарата – начало вестибулярного анализатора,
  • вкусовые сосочки языка – рецепторы вкусового анализатора,
  • обонятельные рецепторы носовой полости – начало обонятельного анализатора,

Проводниковый отдел анализатора – представлен проводящими путями, которые делятся на специфические и неспецифические. Специфический путь анализатора включает в себя спинно- и черепномозговые нервы, восходящие пути и подкорковые центры, которые заканчиваются в определенном участке коры головного мозга. Например,

  • специфический путь зрительного анализатора включает в себя зрительный нерв → верхние бугры четверохолмия в среднем мозге → латеральные коленчатые тела в таламусе,
  • специфический путь слухового анализатора состоит из слухового нерва → нижних бугров четверохолмия среднего мозга → медиальных коленчатых тел таламуса,
  • специфический путь вестибулярного аппарата – слуховой нерв → вестибулярные ядра продолговатого мозга → промежуточный мозг,
  • специфический путь вкусового анализатора – тройничный и языкоглоточный нервы → ядра продолговатого мозга → промежуточный мозг,
  • специфический путь обонятельного анализатора – обонятельный нерв → обонятельные луковицы → обонятельный тракт,
  • специфический путь осязательного анализатора – нервы от кожи → спинной мозг → продолговатый мозг → промежуточный мозг.

Неспецифический путь анализатора проходит от рецепторов к ретикулярной формации, а оттуда оказывает активирующее влияние на всю кору больших полушарий.

  • Центральный отдел анализатора – это конкретный участок коры головного мозга, который отвечает за формирование ощущения. Например,
  • зрительный анализатор – затылочная доля коры,
  • слуховой анализатор и вестибулярный аппарат – височная доля коры,
  • обонятельный анализатор – гиппокамп и височная доля коры,
  • вкусовой анализатор – теменная доля коры,
  • осязательный анализатор (соматосенсорная система) – задняя центральная извилина (соматосенсорная зона),
  • двигательный анализатор – передняя центральная извилина (моторная зона).

Если периферический отдел анализатора представлен не только рецепторами, но и вспомогательными структурами, обеспечивающими восприятие рецептором энергии раздражителя, то анализатор называется сенсорной системой. Например, зрительная сенсорная система – периферический отдел, которой представлен глазом; слуховая сенсорная система – периферический отдел, которой состоит из наружного, среднего и внутреннего уха и т.д.

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма. Сенсорная адаптация – общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Адаптация проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности сенсорной системы. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя (например, мы не замечаем непрерывного давления на кожу привычной одежды). Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая все нейронные уровни сенсорной системы.

Зрение, слух, обоняние и другие анализаторные функции можно тренировать, как и мышцы. В труде они достигают поразительного совершенства. Шлифовальщик, например, различает просвет в 0,002 мм. Сталевар через синие очки подмечает тончайшие оттенки расплавленного металла, ткачиха определяет на слух, когда нитка заканчивается в челноке. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз. Мукомол на ощупь определяет сорт муки.

Поразительной чувствительности достигают отдельные органы чувств, особенно если из работы исключаются другие анализаторы. Слепые, например, узнают человека по запаху. Специальные опыты показали роль слуха в ориентировании слепых. Слепому предлагали пройти по мягкому ковру, заглушающему звуки шагов. Оказалось, что у него значительно ослаблена способность, обнаруживать препятствия. Если слепому закрывали уши, то он наталкивался на препятствия. Слепые пользуются отраженным звуком – эхом. При потере зрения и слуха сильно развивается осязание. Следовательно, можно говорить о взаимозаменяемости анализаторов, но полной компенсации одного анализатора другим быть не может.

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы. Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам. Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры. Сенсорные системы человека обеспечивают:

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях. Сенсорное восприятие включает следующие этапы:

1) действие раздражителя на периферические рецепторы;

2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;

3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;

4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде

Вопросы для контроля усвоения материала:

1. Что обеспечивает сенсорная система?

2. Что входит в центральный отдел анализатора?

Анализатор рассматривался И.П. Павловым как единая система, состоящая из 3 основных отделов.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма необходимы постоянство его внутренней среды, связь с непре­рывно меняющейся окружающей внешней средой и приспособ­ление к ней. Информацию о состоянии внешней и внутренней среды организм получает с помощью сенсорных систем, которые анализируют (различают) эту информацию, обеспечивают фор­мирование ощущений и представлений, а также специфических форм приспособительного поведения.

Представление о сенсорных системах было сформулировано И. П. Павловым в учении об анализаторах в 1909 г. при исследова­нии им высшей нервной деятельности.
Анализатор — совокуп­ность центральных и периферических образований, воспринима­ющих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма. Понятие «сенсорная система», появившееся позже, за­менило понятие «анализатор», включив механизмы регуляции раз­личных его отделов с помощью прямых и обратных связей. Наряду с этим по-прежнему бытует понятие «орган чувств» как перифе­ рическое образование, воспринимающее и частично анализиру­ ющее факторы окружающей среды. Главной частью органа чувств являются рецепторы, снабженные вспомогательными структура­ ми, обеспечивающими оптимальное восприятие.

При непосредственном воздействии различных фак­торов окружающей среды с участием сенсорных систем в организ­ме возникают ощущения, которые представляют собой отражения свойств предметов объективного мира. Особенностью ощущений является их модальность, т.е. совокупность ощущений, обеспечива­ емых какой-либо одной сенсорной системой. Внутри каждой модаль­ ности в соответствии с видом (качеством) сенсорного впечатления можно выделить разные качества, или валентности. Модальностя­ ми являются, например, зрение, слух, вкус. Качественные типы модальности (валентности) для зрения — это различные цвета, для вкуса — ощущение кислого, сладкого, соленого, горького.

Деятельность сенсорных систем обычно связывают с возник-‘ новением пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осяза­ния, с помощью которых осуществляется связь организма с внеш­ ней средой. Однако в реальной действительности их значительно больше.

В основу классификации сенсорных систем могут быть положе­ ны различные признаки: природа действующего раздражителя, характер возникающих ощущений, уровень чувствительности ре­ цепторов, скорость адаптации и многое другое.

Наиболее существенной является классификация сенсорных систем, в основе которой лежит их назначение (роль). В связи с этим выделяют несколько видов сенсорных систем.

Внешние сенсорные системы воспринимают и анализируют из­ менения внешней среды. Сюда следует включить зрительную, слу­ ховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и температурную сенсорные системы, возбуждение которых воспринимается субъек­тивно в виде ощущений.

Интересное:  Определение времени по часам тренажер

Внутренние (висцеральные) сенсорные системы воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показа­ телей гомеостазиса. Колебания показателей внутренней среды в пределах физиологической нормы у здорового человека обычно не воспринимается субъективно в виде ощущений. Так, мы не можем субъективно определить величину артериального давления, особенно если оно нормальное, состояние сфинктеров и пр. Од­нако информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая при­способление организма к различным условиям его жизнедеятель­ности. Значение этих сенсорных систем изучается в рамках курса физиологии (приспособительная регуляция деятельности внутрен­ них органов). Но в то же время изменение некоторых констант внутренней среды организма может восприниматься субъективно в виде ощущений (жажда, голод, половое влечение), формирую­ щихся на основе биологических потребностей. Для удовлетворе­ ния этих потребностей включаются поведенческие реакции. На­ пример, при возникновении чувства жажды вследствие возбужде­ ния осмо- или волюморецепторов формируется поведение, на­ правленное на поиск и прием воды.

Сенсорные системы положения тела воспринимают и анализи­ руют изменения положения тела в пространстве и частей тела друг относительно друга. К ним следует отнести вестибулярную и дви­гательную (кинестетическую) сенсорные системы. Поскольку мы оцениваем положение нашего тела или его частей друг относи­тельно друга, эта импульсация доходит до нашего сознания. Об этом свидетельствует, в частности, опыт Д. Маклоски, который ученый поставил на самом себе. Первичные афферентные волок­ на от мышечных рецепторов раздражались пороговыми электри­ческими стимулами. Увеличение частоты импульсации этих не­ рвных волокон вызывало у испытуемого субъективные ощущения изменения положения соответствующей конечности, хотя ее по­ ложение в действительности не изменялось.

Ноцицептивную сенсорную систему следует выделить отдельно в связи с ее особым значением для организма — она несет информацию о повреждающих действиях. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интероре цепторов.

Взаимодействие сенсорных систем осуществляется на спинальном, ретикулярном, таламическом и корковом уровне. Особенно широка интеграция сигналов в ретикулярной формации. В коре мозга происходит интеграция сигналов высшего порядка. В результате множественных связей с другими сенсорными и неспецифическими системами многие корковые нейроны приобретают способность отвечать на сложные комбинации сигналов разной модальности. В особенности это свойственно нервным клеткам ассоциативных областей коры больших полушарий, которые обладают высокой пластичностью, что обеспечивает перестройку их свойств в процессе непрерывного обучения опознанию новых раздражителей. Межсенсорное (кросс-модальное) взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования «схемы мира» (или «карты мира») и непрерывной увязки, координации с ней собственной «схемы тела» данного организма.

С помощью сенсорных сис­тем организм познает свойства предметов и явлений окружающей среды, полезные и негативные стороны их воздействия на орга­низм. Поэтому нарушения функции внешних сенсорных систем, особенно зрительного и слухового, чрезвычайно сильно затруд­няют познание внешнего мира (очень беден окружающий мир для слепого или глухого). Однако только аналитические процессы в ЦНС не могут создать реального представления об окружающей среде. Способность сенсорных систем взаимодействовать между собой обеспечивает образное и целостное представление о пред­ метах внешнего мира. Например, качество дольки лимона мы оце­ ниваем с помощью зрительной, обонятельной, тактильной и вку­ совой сенсорных систем. При этом формируется представление как об отдельных качествах — цвете, консистенции, запахе, вкусе, так и о свойствах объекта в целом, т.е. создается определенный целостный образ воспринимаемого объекта. Взаимодействие сенсор­ ных систем при оценке явлений и предметов лежит также в основе компенсации нарушенных функций при утрате одной из сенсор­ ных систем. Например, у слепых повышается чувствительность слу­ ховой сенсорной системы. Такие люди могут определить местопо­ ложение крупных предметов и обойти их, если нет посторонних шумов за счет отражения звуковых волн от находящегося впереди предмета. Американские исследователи наблюдали за слепым че­ ловеком, который достаточно точно определял местоположение большой картонной пластинки. Когда испытуемому залепили уши воском, он не смог определить местоположение картона.

Взаимодействия сенсорных систем могут проявляться в виде влияния возбуждения одной системы на состояние возбудимости другой по доминантному принципу. Так, прослушивание музыки может вызвать обезболивание при стоматологических процедурах (аудиоаналгезия). Шум ухудшает зрительное восприятие, яркий свет повышает восприятие громкости звука. Процесс взаимодействия сенсорных систем может проявляться на различных уровнях. Осо­бенно большую роль в этом играют ретикулярная формация ствола мозга, кора большого мозга. Многие нейроны коры обладают спо c обностью отвечать на сложные комбинации сигналов разной мо­ дальности (мультисенсорная конвергенция), что очень важно для познания окружающей среды и оценки новых раздражителей

Ноцицептивную сенсорную систему следует выделить отдельно в связи с ее особым значением для организма — она несет информацию о повреждающих действиях. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интероре цепторов.

Аурика Ковалык
Сенсорное восприятие

Сенсорное восприятие

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В более старшем возрасте развитие восприятия идет медленнее, труднее и становится качественно иным.

Итак, всему свое время. На втором году жизни малыша внимание взрослых может быть направлено на то, чтобы научить ребенка использовать сенсорные способности при выполнении различных действий с предметами. У малыша формируются комплексные системы восприятия предметов в процессе действий с ними на основе различных сенсорных актов. Так, малыш узнает по форме, величине ложку и чашку, большую, маленькую. И в этом узнавании значим чувственный опыт, связанный с этим предметом. Среди ряда предметов ребенок узнает именно свою чашку, а не парадные чашки из сервиза в серванте, которые он никогда не держал в руках. Именно ложкой он ест, а из чашки пьет, поэтому он их запоминает не только зрительным, но и осязательным путем. Короче говоря, при знакомстве с ложкой запоминается и форма, и величина, и цвет, и вес, и ее пространственное расположение.

Обратите внимание, как малыш учитывает все эти свойства предметов. А мышечные усилия! Ведь ложку надо не только взять, но и удержать в руке, на весу, зачерпнуть в нее пищу, держа ровно, донести до рта. Все это только на первый взгляд легко и просто для малыша. А ведь на самом деле все эти умения — целый университет для ребенка.

Как видим, комплекс сенсорных систем включается тогда, когда малыш сам пьет из чашки, берет свою обувь, надевает на голову шапку, одевается или раздевается. Вот почему очень важно давать ребенку возможность самому действовать с разнообразными предметами, обогащая его чувственный опыт.

И в этих умениях сенсорный, чувственный опыт играет первую скрипку. Ведь малышу надо зрительно определить то место, где надо поднять ногу для перешагивания, рассчитать силу прыжка. Именно комплекс сенсорных систем, задействованный в движениях малыша, дает ему бесценный опыт. Вполне возможно, что в быту постепенно, шаг за шагом, ребенок стихийно разовьет свои сенсорные способности. Но, к сожалению, зачастую дело обстоит по-другому. Если малышу не дают в руки предметы для манипулирования, то в школе он, как правило, затрудняется в учебе, особенно в письме, черчении и т. п.

Итак, как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов.

Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов,цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, а также белым и черным. Все остальные две тысячи цветовых тонов и оттенков являются производными от спектральной основы. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький». Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова-названия и конкретный цвет или форму предметов.

Итак, подождите со словами, лучше присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов,отличающихся только одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной. С этой целью в домашних условиях можно использовать кубики, шарики или кольца от пирамидок. Подберите 5 больших и 5 маленьких колец одинакового цвета и формы и покажите их полуторагодовалому ребенку. Малыш сразу же схватит скорее всего большое кольцо.Скажите ему: «Ой, какое красивое кольцо! Дай его мне». Положите кольцо на свою ладонь так, чтобы малыш хорошо его видел,спросите: «Где еще такое? Посмотри, покажи, где оно, дай его мне».

Если ребенок схватывает первое попавшееся кольцо, верните его на место и предложите посмотреть на кольцо, которое уже лежит у вас на ладони.

Почему именно по пять колец той или иной величины? Это объясняется особенностью восприятия маленького ребенка. Оно довольно-таки поверхностное, и первый порыв направляется не на рассматривание и сравнение величины или других признаков, а на схватывание. Схватив первое кольцо, он обследует его осязательным путем, чувствует фактуру, величину, толщину — все вместе взятое, может потащить в рот. Однако вы предлагает малышу отдать его вам, он схватывает другое, скорее всего такое же. Второй идентичный предмет можно в рот не тащить, невкусно, и по предложению взрослого ребенок рассматривает его внимательно, переводит взгляд на кольцо, которое уже отдал. Вот здесь-то восприятие и начинает идти вглубь. Вот здесь-то только и возникает потребность сравнивать два одинаковых предмета. Апогея сравнение достигает у малыша только при третьей попытке подобрать идентичный предмет, при четвертой -остается на том же уровне.

Если нет достаточного количества предметов для сравнения, сопоставления или если слишком много разнообразных игрушек, то не исключено, что ребенок останется на первой стадии поверхностного восприятия, на уровне хватания, бросания и т д

Итак, малыш, довольно легко сортирует по величине кольца одинакового цвета, размера. А вот теперь ему таким лее образом предложите рассортировать круглые и квадратные, круглые и овальные, прямоугольные и треугольные предметы одинакового цвета и величины. Можно использовать кубики и кирпичики, кубики и треугольные призмы из строительных наборов для детей. Малыш с радостью будет ими манипулировать, сортировать их, отбирая вначале предметы понравившейся формы.

Ребенку вполне доступна сортировка предметов, отличающихся друг от друга только по форме, причем малыш успешно справляется с сортировкой предметов пяти форм, но при этом он легко выбирает только из двух разновидностей форм Это могут быть сочетания круглой и квадратной, квадратной и прямоугольной, овальной и треугольной формы.

Аналогичные игры-занятия можно предложить ребенку и с кольцами разного цвета от пирамидки. Перемешайте произвольно пять белых и пять красных колец, покажите их малышу, посмотрите, кольцо какого цвета он схватит. Возьмите его себе, похвалив ребенка, и предложите посмотреть, где еще такое же, показать его вам. Так поочередно малыш отберет все кольца одного цвета.

Очень хорошо,если вам удастся подобрать по пять предметов шести цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, а также белого и черного. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые, не считая его самостоятельным тоном, часто относят к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зеленым и синим. Малыш, как

правило, успешно группирует,сортирует предметы как резко различны: красного и зеленого, желтого и фиолетового,так и близких: красного и оранжевого, оранжевого и желтого цветовых тонов.

Итак, знакомство детей второго года жизни с пятью формами, восемью цветовыми тонами, основными разновидностями величины — ключ к дальнейшей систематизации разнообразного сенсорного опыта.

Помимо заданий на группировку, сортировку однородных предметов, можно научить ребенка и соотносить разнообразные предметы либо по величине, либо по форме, либо по цвету. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых тонов. Бесконечную радость вызывает у вашего малыша яркий цвет предметов и действия с ними, в данном случае с кольцами. Их можно взять в руки, потрогать, повертеть, ощутить их гладкую поверхность.

Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия, которые могут сделать родители сами. Подберите картонную, а еще лучше фанерную коробку с несколькими съемными крышками (по типу пенала, только других пропорций и размеров). Вырежьте в одной из крышек по 4—5 отверстий круглой и квадратной формы. На другой крышке — круглой и овальной, на следующей — прямоугольной и треугольной формы. К каждому отверстию необходим вкладыш соответствующей величины или формы. В качестве вкладышей можно использовать склеенный в несколько слоев картон, но лучше деревянные детали такой толщины, чтобы они возвышались на один сантиметр над поверхностью крышки.

Размер крышки — — 17,5X35 см, а вкладыши не менее трех сантиметров. Именно этот размер оптимальный для руки ребенка. Более мелкие предметы малыш может проглотить, затолкать в ухо, «ели родители отвлекутся и недосмотрят. Если даете более мелкие предметы, то тогда уж, пожалуйста, не отвлекайтесь, следите за малышом во избежание неприятностей.

Малышу объясняют, что коробка — это домик с разными окошками и их можно закрыть. Поначалу ребенок будет ошибаться в подборе вкладышей и их размещении в отверстиях соответствующей формы, но очень скоро у вас на глазах он поумнеет и будет без предварительных примериваний закрывать правильно окошки в домике.

С помощью предлагаемого дидактического материала у детей вырабатываются приемы зрительного сравнения, сопоставления формы предметов, рука накапливает опыт захвата, удерживания предметов разной формы и их размещения в соответствующих отверстиях.

В процессе специальных игр-занятий малыш приобретает опыт управления своей рукой, который не всегда удается приобрести в быту в течение длительного периода

времени. В процессе разнообразных действий с предметами у ребенка накапливаются представления о форме, величине предметов, их пространственном расположении. Ребенок ставит кубики один на другой ровно, аккуратно. Получается высокая башня. Он накапливает сенсорный опыт, на чувственной основе постигая, что башню лучше делать из предметов одинаковой формы и величины, так как удобнее подгонять края, углы кубиков.

Богатый сенсорный опыт ребенок получает и действуя с различными кубиками, прямоугольными брусками, кирпичиками из строительных наборов. Малыш строит из них дорожку, подгоняет при этом узкий край кирпичика вплотную один к другому. Как видим,он вполне справляется с этой задачей: отбирает кубики для башни, кирпичики для дорожки, треугольные призмы для крыши домиков. Самые простые домики, которые строит ваш малыш, состоят из кубика и треугольной призмы в качестве крыши.

Не досаждайте ребенку многословностью. Пусть он внимательно смотрит, манипулирует, экспериментирует. Быстро и легко малыш усваивает «опредмеченные» названия. Так, брусок — — это кирпичик, треугольная призма — — крыша, овал — — огурчик, яичко, а круг — это и мячик, и шарик, и колесо и т. п.

Не требуйте от малыша обязательного запоминания названий цвета, формы. Гораздо важнее, чтобы он научился учитывать признаки предметов в практической деятельности, сортировал предметы по цвету или по форме, величине, сравнивал их, сопоставляя, накладывая и прикладывая в играх-занятиях.

Большую радость вы можете доставить малышу, если предложите отобрать красные яблоки в миску, а зеленые сложить в корзинку, попросите выбрать несколько больших картофелин. Не забудьте, что названия цвета, формы малышу трудны, а вот конкретный образец и слово «такой» помогают организовать действия ребенка.

В период раннего детства малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т. п.

Работа с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Итак, как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

АГОНИЯ — БОЛЬ — НЕДОМОГАНИЕ — ХОРОШЕЕ САМОЧУВСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ — РАДОСТЬ — ЭКСТАЗ

А) Агония означает болезненное состояние, выходящее за пределы того, что может вынести организм. В агонии тело скручивается и искривляется в череде

судорожных движений. Агония смерти представляет собой именно такую конвульсию.

Б) Боль, в противоположность агонии, подразумевает, что нарушение не превысило уровень толерантности тела. При агонии целостность организма находится в опасности; боль является лишь угрозой. Боль также может выражаться в конвульсивных движениях, но меньшей амплитуды, чем при агонии. Различие заключается только в степени.

В) Недомогание — более легкая форма болезненного возбуждения. Тело может изгибаться или скрючиваться, однако движения не столь конвульсивны, как в вышеописанных состояниях.

Г) «Хорошее самочувствие» — это состояние легкости и расслабленности тела, которое выражается в мягких и гармоничных движениях. Это базовое состояние удовольствия, описываемое словами: «Я чувствую себя хорошо».

Интересное:  Расцеживание груди на дому

Д) По мере возрастания возбуждения в сторону позитивной части спектра, движения тела становятся более интенсивными и выразительными, сохраняя, тем не менее, координацию и ритм. Испытывающий удовольствие человек чувствует мягкость, легкую вибрацию и бодрость; его глаза блестят, кожа теплая. Можно сказать, что его тело урчит от удовольствия.

Е) Радость характеризуется таким нарастанием приятного возбуждения, что тело, кажется, танцует. Его движения полны жизни и грации.

Ж) В экстазе, наивысшей форме приятного возбуждения, проходящие через тело токи настолько сильны, что человек начинает «излучать свет», подобно звезде. Он чувствует, как уносится его тело (с земли в космос). Человек испытывает экстаз во время полного сексуального оргазма, когда движения принимают конвульсивный характер, но при этом остаются согласованными и ритмичными.

Различие между движениями на разных концах спектра состоит в наличии или отсутствии координации и ритма. Во всех болезненных состояниях движения тела нескоординированы и судорожны; в удовольствии движения плавны и ритмичны. Движение — это язык тела. По качеству движений человека можно определить его самочувствие.

Сенсорные системы. Органы чувств. Физиология органов чувств. Функции сенсорных систем. Сенсорное восприятие. Этапы сенсорного восприятия.

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Особенности восприятия человеком поступающей из окружающей среды информации с помощью органов зрения, слуха, осязания. Общие свойства сенсорного входа человека-оператора. Формы размещения панелей, зона досягаемости оператора, эргономические показатели.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации. Человек воспринимает не все изменения окружающей среды, он не способен, например, ощущать действие ультразвука, рентгеновских лучей или радиоволн. Диапазон сенсорного восприятия человека ограничен имеющимися у него сенсорными системами, каждая из которых перерабатывает информацию о стимулах определенной физической природы. Сенсорная специфичность каждой системы определяется, прежде всего, свойствами входящих в нее рецепторов.

Длительность ощущения зависит от реального времени между началом и прекращением воздействия на рецепторы, а также от их способности уменьшать или даже прекращать генерацию нервных импульсов при продолжительном действии адекватного стимула. При длительном действии стимула порог чувствительности рецепторов к нему может повышаться, что определяется как адаптация рецепторов. Механизмы адаптации не одинаковы в рецепторах разных модальностей, среди них различают быстро адаптирующиеся (например, тактильные рецепторы кожи) и медленно адаптирующиеся рецепторы (например, проприоцепторы мышц и сухожилий).

Быстро адаптирующиеся рецепторы сильнее возбуждаются в ответ на быстрое нарастание интенсивности стимула (фазический ответ), а их быстрая адаптация способствует освобождению восприятия от биологически незначительной информации (например, контакт между кожей и одеждой). Возбуждение медленно адаптирующихся рецепторов мало зависит от скорости изменения стимула и сохраняется при его длительном действии (тонический ответ), поэтому, например, медленная адаптация проприоцепторов позволяет человеку получать нужную ему для сохранения позы информацию в течение всего необходимого времени.

Существуют сенсорные нейроны, генерирующие потенциалы действия спонтанно, т. е. при отсутствии раздражения (например, сенсорные нейроны вестибулярной системы), такая активность называется фоновой. Частота нервных импульсов в этих нейронах может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от интенсивности действующего на вторичные рецепторы стимула, кроме того, она может определяться направлением, в котором отклоняются чувствительные волоски механорецепторов. Например, отклонение волосков вторичных механорецепторов в одну сторону сопровождается повышением фоновой активности сенсорного нейрона, которому они принадлежат, а в противоположную сторону — понижением его фоновой активности. Указанный способ рецепции позволяет получать информацию и об интенсивности стимула, и о направлении, в котором он действует.

Произвольные мышцы с проприоцептивными нервами участвуют в восприятии исходящих импульсов. В человеческом теле есть и другие поверхностные мембраны, такие как слизистая пищеварительного тракта и респираторной системы, но они не связаны непосредственно с личностью.

Связь функциональной мембраны с сознанием можно лучше понять, если рассматривать тело как одну клетку. Раздражители, воздействующие на поверхность извне, вызывают ощущения в том случае, если обладают достаточной интенсивностью, чтобы оказать влияние на поверхность. Внутренние импульсы тела тоже осознаются тогда, когда они достигают поверхности. Сознание — это феномен поверхности; сюда входит как поверхность разума, так и поверхность тела. Фрейд описывал эго, которое включает в себя функции восприятия и сознания, как «проекцию поверхности на поверхность»*. События, имеющие место на поверхности тела, проецируются на поверхность разума, где и происходит восприятие.

Множество сигналов и движений организма не достигают сознания. Обычно мы не сознаем биения сердца, не воспринимаем работу кишечника и других органов и функций тела. В целом, только когда внутренняя активность оказывает воздействие на поверхность тела, возникает ощущение и происходит восприятие. Например, сердцебиение может достичь такой силы, что будет отзываться глухим стуком в груди, и тогда человек почувствует свое сердце. Теоретически, импульсы возникают в центре организма и направляются вовне, к объектам внешнего мира. Однако мы не сознаем импульсов до тех пор, пока они не достигают мышечной системы, где может иметь место действие, отвечающее цели импульса. Восприятие не зависит от сокращения мышц. Импульс становится объектом восприятия, когда мышцы получают установку к действию или «готовы» отреагировать.

Мышечная система, которая слишком эластичная, податливая или недостаточно плотная, склонна пропускать импульсы без адекватного контроля со стороны эго и прежде чем эти импульсы будут в полной мере зарегистрированы в сознании. Поведение людей с таким дефектом будет или импульсивным, или истеричным. Несмотря на гиперактивность или сильные эмоциональные вспышки, чувствительность у этих людей снижена. Они проявляют недостаток выдержки или самообладания, и их эго можно назвать слабым.

«Вибрационный бой»

Вибрационный бой (ВБ) — это способность сознательного использования вибраций или фибрилляций тела для специфического, то есть, плохо идентифицируемого сознанием противника («нарушение психических функций»), перемещения в пространстве и для нанесения высокоскоростных ударов противнику. Вибрация в природе – спонтанная дрожь тела от ярости, от страха, от холода, от сексуального напряжения.

Скорость ВБ — от 5 до 12 изменений телом в секунду, в зависимости от состояния функций сознания. При больших скоростях (больше 14 пульсаций телом) начинается «бой невидимок». Противник, неспособный двигаться с такими скоростями, как правило, проигрывает схватку. Пример аналога вибрационного перемещения. Если сжать обычную пружинку и отпустить ее, то она начнет прыгать. А ее перемещения со временем участятся и будут все более мелкими. Схема движения пружины в этом случае — и есть схема спонтанного вибрационного перемещения.

Такая способность тренируется специальными упражнениями по овладению двигательной телесной волной (ДТВ, смотри дальше) и базируется на определенной позе человека. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли.

После этого он короткими, резкими движениями раскачивается на одном месте с ноги на ногу. Инструктор должен почувствовать в своем теле нарастающую дрожь в зависимости от силы напряжения мышц пресса, скорости перенесения веса тела с ноги на ногу и сгиба коленных суставов. При достижении состояния устойчивой дрожи тела, инструктор делает длинный прыжок вперед и сразу тормозит движение, не меняя позы. Его ноги начнут совершать быстрые упругие шажки. Это и есть частично управляемая, или полу-спонтанная, вибрация. Инструктор постепенно меняет частоту вибраций тела за счет напряжения мышц пресса и сгиба коленных суставов.

Техника ВБ предоставляет возможность:
— увеличивать частоту вибраций тела до предельно допустимой для мышечных изменений;
— двигаться в вибрациях в любом направлении;
— «выпадать» из сферы восприятия противника;
— наносить противнику высокоскоростные удары на опережение его действия
Техника ВБ незаменима при использовании элементов «качания маятника», то есть, в ближнем бою, с применением огнестрельного оружия. ВБ — основа гиперборейской системы Н.И.Кудряшова «Топот». В пределе ВБ может быть применена техника:

СРД — смена ритма движения. Аналог: одним из способов суггестивного воздействия змеи на жертву является способ СРД, то есть смена ритма движения с очень медленного на очень быстрый. В разведке Генштаба России до 1917 года этому методу уделялось значительное внимание. СРД активно используется в ВБ.

Упражнение 5. «Дифференцированное дыхание»

Дифференцированное дыхание — это возможность тела сокращать и напрягать мышцы грудной клетки и всего тела так, чтобы одно легкое вдыхало, а другое в этот же промежуток времени выдыхало. Такая способность тренируется специальными упражнениями системы йогов. Ввиду сложности начальной базы, в данной работе это упражнение не рассматривается. Применение ДД вызывает двигательный ступор противника.

Упражнение 6. Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот»

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) это манипулирование, то есть, управление намерением и действиями противника на расстоянии при помощи направленного резкого звука в определенную зону его тела и окружающего его пространства.

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли («принцип ВБ»).

Плавно усиливая напряжение мышц пресса, инструктор направляет мысленный звук в свои стопы и мысленно «оттолкнув» звук от земли, волной направляет его по телу вверх, к легким, гортани, рту и дальше по направлению к двигающемуся в его сторону партнеру, используя свое тело как «волновод».

Обучающий инструктор по качеству течения двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной концентрации звука в определенных местах тела и пространства вокруг партнера (потенциального противника). Такие места ему указывает обучающий инструктор или эксперт СЦД.

Навык точной концентрации звука отрабатывается при помощи изменения напряжения мышц пресса, положения тела, его частей, положения гортани, рта, языка, губ и соизмерения длины волны звука с расстоянием до партнера (потенциального противника) При определенных условиях, связанных с излишней настороженностью, со страхом, с расслабленностью после сна и так далее, человек, как правило, не только вздрагивает от неожиданного, даже тихого звука, но при большей его мощности может подвергнуться серьезному травмированию психики и тела. Точно направленный и концентрированный звук встряхивает организм противника, и даже может парализовать его движения. Цоканье языком, утробные звуки, парализующие крики в боевых искусствах — все это примеры применения ДМ-А.

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) в пределе может выглядеть как:

НСЗВ — направленная стоячая звуковая волна в аудиальном сенсорном канале. Аналог: громкий голос (глас божий), стоячая волна в водоеме или в электронном или оптико-волоконном волноводе. В данной технике тело человека используется как дек у гитары, как волновод, усиливающий или ослабляющий интенсивность и направленность сочетания ритмов существования органов в аудиальном диапазоне частот и при помощи определенного положения тела в пространстве направить его в нужном направлении на нужное расстояние. Шокирует психику человека.

Величина рецептивных полей. Виды рецепторных полей.

Рецептивным полем называется область, занимаемая совокупностью всех рецепторов, стимуляция которых приводит к возбуждению сенсорного нейрона (рис. 17.1). Максимальная величина рецептивного поля первичного сенсорного нейрона определяется пространством, которое занимают все ветви его периферического отростка, а число рецепторов, имеющихся в этом пространстве, указывает на плотность иннервации. Высокая плотность иннервации сочетается, как правило, с малыми размерами рецептивных полей и, соответственно, высоким пространственным разрешением, позволяющим различать стимулы, действующие на соседние рецептивные поля. Малые рецептивные поля типичны, например, для центральной ямки сетчатки и для пальцев рук, где плотность рецепторов значительно выше, чем на периферии сетчатки или в коже спины, для которых характерны большая величина рецептивных полей и меньшее пространственное разрешение. Рецептивные поля соседних сенсорных нейронов могут частично перекрывать друг друга, поэтому информация о действующих на них стимулах передается не по одному, а по нескольким параллельным аксонам, что повышает надежность ее передачи.

Рис. 17.1. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов и сенсорных нейронов второго порядка. А. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов ограничены областью их чувствительных окончаний. Рецептивное поле переключательного нейрона образуется из суммы рецептивных полей конвергирующих к нему первичных сенсорных нейронов. Б. Раздражение центральной или периферической области рецептивного поля сенсорного нейрона второго и следующих порядков сопровождается противоположным эффектом. Как видно на схеме, раздражение центра рецептивного поля вызовет возбуждение проекционного нейрона, а раздражение периферической области — торможение с помощью интернейронов переключательного ядра (латеральное торможение). В результате контраста, создаваемого между центром и периферией рецептивного поля, выделяется информация для передачи на следующий иерархический уровень.

Величина рецептивных полей сенсорных нейронов второго и следующих порядков больше, чем у первичных сенсорных нейронов, поскольку центральные нейроны получают информацию от нескольких конвергирующих к ним нейронов предшествующего уровня. От центра рецептивного поля информация передается непосредственно к сенсорным нейронам следующего порядка, а от периферии — к тормозным интернейронам переключательного ядра, поэтому центр и периферия рецептивного поля являются реципрокными по отношению друг к другу. В результате сигналы от центра рецептивного поля беспрепятственно достигают следующего иерархического уровня сенсорной системы, тогда как сигналы, поступающие от периферии рецептивного поля, тормозятся (в другом варианте организации рецептивного поля легче пропускаются сигналы от периферии, а не от центра). Такая функциональная организация рецептивных полей обеспечивает выделение наиболее значимых сигналов, легко различаемых на контрастном с ними фоне.

Рецептивным полем называется область, занимаемая совокупностью всех рецепторов, стимуляция которых приводит к возбуждению сенсорного нейрона (рис. 17.1). Максимальная величина рецептивного поля первичного сенсорного нейрона определяется пространством, которое занимают все ветви его периферического отростка, а число рецепторов, имеющихся в этом пространстве, указывает на плотность иннервации. Высокая плотность иннервации сочетается, как правило, с малыми размерами рецептивных полей и, соответственно, высоким пространственным разрешением, позволяющим различать стимулы, действующие на соседние рецептивные поля. Малые рецептивные поля типичны, например, для центральной ямки сетчатки и для пальцев рук, где плотность рецепторов значительно выше, чем на периферии сетчатки или в коже спины, для которых характерны большая величина рецептивных полей и меньшее пространственное разрешение. Рецептивные поля соседних сенсорных нейронов могут частично перекрывать друг друга, поэтому информация о действующих на них стимулах передается не по одному, а по нескольким параллельным аксонам, что повышает надежность ее передачи.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.

Ссылка на основную публикацию