Что Должен Уметь Малыш В 1 Год

Содержание

Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки

Что должен уметь ребенок в 1 год? Прежде чем проводить оценивание умений и навыков малыша, необходимо убедиться, что он здоров и расположен к общению. Также важно, чтобы годовалый грудничок прошел плановый профилактический осмотр узких специалистов. Не всегда мама может заметить какие-либо отклонения от нормы в общем развитии ребенка.

Для каждого возраста существуют свои параметры психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития. И если годовалый малыш по каким-то пунктам не дотягивает, не стоит тут же волноваться. Также психологи не рекомендуют сравнивать способности и умения вашего малыша с другими детьми. Двигательная активность, слуховые, зрительные, тактильные реакции, эмоции, мышление могут быть связаны с индивидуальными особенностями: темпераментом, типом телосложения, весом. Если кроха не спешит ходить или произносить первые слова — это также может быть наследственной предрасположенностью.

Двигательные навыки

Что должен уметь малыш в 1 год? Насколько развиты его физическая сила, ловкость, координация движения, равновесие?

  • Ползание на четвереньках. В год уже развивается внутренний стимул двигаться, познавать окружающее пространство. Теперь не нужны никакие уловки и хитрости взрослых, чтобы подталкивать малыша к ползанию. Он охотно и свободно делает это сам. При этом кроха отлично держит равновесие, балансирует, может держаться на двух коленях и одной руке, а вторую поднимать и брать ею игрушку.
  • «Медвежья походка». Так называется перемещение годовалого ребенка при помощи рук и ног одновременно, с оттопыренной вверх попой. Такое движение малыш выбирает, когда преодолевает какие-либо препятствия. Из этого же положения он может попытаться встать и удержаться на ногах несколько секунд без поддержки. Грудничку этого возраста можно устраивать безопасные трассы с препятствиями, чтобы развивать координацию движения, задействовать различные группы мышц.
  • Свободно перемещается вдоль мебели. Что умеет ребенок в год? Грудничок держится уверенно, его шаги быстрые и ловкие, когда он двигается вдоль кровати или дивана. Но без опоры он пока не может перемещаться. Также у малыша может появиться чувство страха, когда он оказывается посреди комнаты без опоры. И вместо того чтобы пойти, может плюхнуться на попу.
  • Ходит, держась за руку взрослого. Если в 11 месяцев грудничок ходил, держась за обе руки, то теперь он может перемещаться при поддержке одной руки. В этой позиции малыш может чувствовать неуверенность, шагать осторожно, делать слишком широкие и неуклюжие шаги.
  • Свободно перемещается без поддержки. В годовалом возрасте малыш уже может пойти самостоятельно. Но согласно нормам ребенок также может освоить этот навык и после года. Если ребенок не пошел после 16 месяцев, это уже нарушения нормы. Требуется консультация ортопеда и невропатолога. Есть дети, которые начинают поздно ходить по причине лишнего веса, без каких-либо неврологических отклонений. Также позже начинают ходить малыши, которые появились на свет недоношенными или с малым весом.
  • Тренировка равновесия. Узнать, хорошо ли грудничок держит равновесие, можно при помощи такого упражнения. Нужно усадить ребенка на твердую поверхность и приподнять его ножки под небольшим углом. Грудничок не будет наклоняться набок или заваливаться назад. Всем телом и ручками он будет тянуться вперед, таким способом балансируя и сохраняя равновесие. Если удержать равновесие трудно, кроха может опираться рукой о поверхность.
  • Пробует тянуть игрушку за шнурок. Можно поставить игрушку с колесиками на столе так, чтобы малыш не мог ее достать, но мог бы дотянуться до шнурка, к которому привязана игрушка. Важно не демонстрировать, что нужно делать со шнурком, можно только показать, как двигается игрушка. Малыш в этом возрасте уже может отследить взаимосвязь шнурка и игрушки. Это открытие его впечатлит, и он будет долго возиться с новой забавой.
  • Мелкая моторика. В 1 год дети умеют совершать тонкие движения пальчиками, что подтверждает развитие мелкой моторики. Грудничок в этом возрасте с легкостью удерживает небольшой предмет указательным и большим пальцем. Этот навык развивался на протяжении нескольких месяцев. Он будет усовершенствоваться, подготавливать руку к рисованию и письму.
  • Бросает мелкие предметы в коробку, банку. Можно предложить грудничку игру — бросать в коробку небольшие шарики или кубики. Сначала малыш будет наблюдать, затем захочет повторить движения. Кубики он может не бросать, а по одному подносить к коробке и класть в нее.

Принципиальных различий в психомоторном развитии девочки и мальчика в годовалом возрасте нет. Телосложение девочки может быть таким же крепким, как у мальчика. А мелкая моторика мальчиков может быть так же хорошо развита, как у девочек. Различия в физиологическом и психоэмоциональном развитии могут появиться позже, особенно в подростковом периоде.

Психоэмоциональное развитие малыша в 1 год

Наступает переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте кроха проявляет характер: может и соседа по песочнице лопаткой ударить, и маму укусить, и банановым пюре плеваться, и кошку за хвост таскать.

  • Первый психологический кризис. В 12 месяцев можно наблюдать приметы психологического кризиса. В чем он проявляется? Грудничок бурно выражает негативные эмоции, нарушает табу, выступает против всех «нельзя». Также малыш пытается все делать самостоятельно. Учащаются капризы, часто дети закатывают истерики. В этом возрасте уже можно говорить о так называемом манипуляторном плаче, когда малыш осознает, что истерикой можно (или нельзя) чего-то добиться. Период первого психологического кризиса длится примерно полгода. В полтора года снова наступает затишье, ребенок становится «шелковым». Но в 3 года грядет новый кризис. Так что мамам и папам нужно запасаться терпением.
  • Самостоятельность и безопасность. Запреты в жизни годовалого малыша должны быть, чтобы формировать у него чувство безопасности. Также табу показывают личностные границы родителей, ребенок должен их знать. Но запретов не должно быть слишком много. Лучше предлагать безопасную альтернативу, чтобы малыш имел право выбора. Например, если он находится на кухне, то лучше не запрещать что-то брать, а дать ему задание или такие вещи, которые нельзя разбить (пластмассовая посуда). Ребенок этого возраста охотно берется за домашнюю работу и любит копировать действия взрослых.
  • Общение. Ребенок с большим желанием выполняет просьбы взрослых и приносит игрушку, о которой его попросят. Уже нет такой отчужденности, страха перед незнакомыми людьми, но эмоциональная привязанность к маме остается. Да и со сверстниками потихоньку налаживается коммуникация. Конечно, в этом возрасте еще рано говорить о симпатии и дружбе. Общение происходит во время игры, которую организовывают взрослые. Нередко на детской площадке возникают конфликты из-за дележа игрушек. Психологи рекомендуют учить малышей делать обмен. Тогда у крохи не будет ощущения, что его лишают частной собственности.

Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

Что нового в развитии речи

Грудничок прошел стадию доречевого развития, и детский лепет остался позади. Но именно этот этап создал базу для усвоения родного языка. Речевые навыки ребенка в 1 год совершенствуются. Малыш переходит на новый этап — говорение, освоение пассивной и активной лексики. Какие у него успехи?

  • Осмысленное произнесение слогов. В 1 год малыш умеет называть предметы, действия и ситуации слогами-словами: «бай-бай» (спать), «ав-ав» (собака), «ам-ам» (есть), «ля-ля» (кукла, маленький ребенок) и другие. Появляется специфическая детская лексика, которая не всегда понятна даже маме. Ребенок одним словом может называть группу объектов и признаков.
  • Коммуникативная функция речи. Теперь при помощи звуков, слогов и коротких слов малыш выражает не только свои пожелания и требования, но и пытается рассказать о своих переживаниях. Например, если малыш увидит машину и восторженно крикнет «би-би» или «брр», в этом слове будет заключено целое предложение. Оно будет эмоционально окрашенным, грудничок стремится поделиться своим впечатлением. В этом возрасте кроха хорошо владеет интонациями и ритмикой родной речи.

Чтобы годовалый малыш хорошо усваивал навыки родной речи, логопеды рекомендуют:

  • много говорить с малышом и комментировать действия и ситуации;
  • произносить слова правильно, не сюсюкая, медленно, с четкой артикуляцией;
  • разговаривать с разной силой (тихо, громко, шепотом, тонким, грубым голосом);
  • говорить эмоционально и с разными интонациями;
  • читать книги;
  • слушать песни, аудиосказки;
  • развивать мелкую моторику.

Что должен уметь годовалый ребенок? Он может совершать много действий: поднимается в вертикальное положение при помощи опоры; делает первые шаги вдоль дивана; ходит, держась за руку; карабкается по ступеням; держит в руках мяч и бросает его. Также умеет держать чашку и пить из нее; катает машинку; рисует линии и точки на бумаге; вставляет меньший предмет в больший; указывает пальцем на нужный объект; выполняет просьбы; осознает запреты; говорит первые осмысленные слова.

Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год?

Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

  • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
  • есть с ложки;
  • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
  • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
  • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
  • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
  • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
  • знать свое имя;
  • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
  • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
  • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
  • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
  • ставить кубики друг на друга;
  • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
  • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
  • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу.

Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Интересное:  Твердая матка после родов

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.

Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться

Начало

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Откусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь ребенок в 1 год

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Что должен уметь ребенок в 1 год. Полное описание всех двигательных и речевых навыков при нормальном развитии ребенка в 1 год.

Вот и настал первый, самый долгожданный день рождения вашего малыша.

Вы готовитесь к торжеству, вспоминая первые 12 месяцев жизни вашего крохи, его фантастический рост и развитие. Всего за год, ваш ребенок, из абсолютно беспомощного комочка превратился в самостоятельного маленького человечка со своими интересами и большими запросами.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

Физическое развитие ребенка в 1 год включает в себя как двигательные, так и мелкой моторики движения. И хотя каждый малыш уникален и развивается в своём специфичном темпе, существуют опредёленные моменты, которые встречаются у 90-95 процентов малышей, достигших своего первого дня рождения.

Развитие двигательных навыков у ребенка в 1 год

К 12 месяцам годовалые малыши становятся очень активными, и могут используя мебель пытаться сделать свои робкие первые шаги. В этот момент важно стимулировать данное поведение. Ребенка следует реже брать на руки и больше позволять ему самостоятельно передвигаться в безопасных условиях. Чтобы помочь малышу необходимо:

• должным образом расставить мебель (мебель должна стоять так, чтобы ребенок мог легко ухватываться за её края и перемещаться от одного предмета к другому;

• на полу усадить крупные мягкие игрушки (изначально игрушки можно рассадить очень плотно, затем, когда ребенок научится перемещаться от одной игрушке к другой, расстояние следует увеличивать);

• предложить ребенку перемещаться при помощи устойчивой каталки, которую ребенок может передвигать самостоятельно не заваливаясь вперед и не прогибая спину (как это происходит в ходунках);

• делать легкий массаж ножек, ручек и спинки (если у родителей нет времени и знаний чтобы правильно сделать массаж, можно обратиться за консультацией к детскому массажисту и получить соответствующие рекомендации);

• убрать острые и легко бьющиеся предметы с мест, где ребенок их может достать;

• края мебели обезопасить специальными уголками, для того чтобы непоседа во время движений не травмировался.

В 1 год ребенок должен уметь захватывать и держать предметы, как маленькие, так и большие. Так же у детей в этом возрасте хорошо получается:

• помогать родителям застёгивать пуговицы, змейки;

• пинать и бросать мяч;

• залазить на взрослые стулья, табуреты и диваны;

• строить башенку, состоящую из двух трёх блоков;

• навинчивать на бутылку пробку;

• держать ложку и кружку.

Сон ребенка в 1 год

К году жизни ребенок должен научиться больше спать ночью, чем днём. Большинству детей в годовалом возрасте еще необходим послеобеденный сон, но утренний сон, должен стать делом прошлого.

Тихий час в обеденное время — роскошь, которую имеет годовалый ребенок и не могут себе позволить взрослые. Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть, сбросить утренние эмоции. Однако к годовалому возрасту маленький бунтарь может сопротивляться дневному сну, и на фоне растущей независимости устраивать шум во время сна.

Интересное:  Перед родами живот не опустился

Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

• организовать ребенку расслабляющую ванну;

• сделать легкий массаж;

Перечисленные процедуры эффективны и перед ночным сном. Родительские действия позволяют ребенку сбросить эмоции, удобно расположиться в постели, научиться самостоятельно успокаиваться и спокойно засыпать.

Ночной сон в среднем у ребенка должен составлять 11-12 часов при дневном сне.

Поведение ребенка в 1 год

К году дети начинают испытывать страх в момент разлуки с родителями. Сроки и интенсивность страха могут быть различными у разных детей. Беспокойство малыша об ушедшей маме — это совершенно нормальное явление. Поэтому родители должны научить кроху спокойно переносить разлуки. В период приучения к разлукам родители могут:

• стараться не затягивать время расставаний;

• не покидать ребенка тайком, или в момент, когда ребенок чем-то занят;

• уходя прощаться и целовать ребенка в щечку;

• в момент расставания сообщать ребенку, что вы скоро вернётесь;

• часто уходить и вовремя возвращаться, чтобы у ребенка выработалось доверие.

Если пренебречь описанными правилами ребенок может испытывать сильный страх, расстраиваться и устраивать истерики.

К году дети начинают быть одержимы бросанием предметов на пол. Не волнуйтесь, ваш малыш это совершает просто так, а не для того, что вы расстраивались и нервничали. Годовалые дети очень любопытны, поэтому им просто интересно, что станет с брошенным предметом.

К году дети начинают осознавать, что они отдельная личность, которая существует независимо от мамы и папы. Борьба за независимость может проявляться отказом сидеть в коляске, автомобильном кресле, смене постельного белья.

В данной ситуации родителям следует вовремя заметить ситуацию и похвалить малыша одобрительными комплиментами, но при этом твердо усадить ребёнка на сиденье и отвлечь при помощи любимой игрушки, песни, или вкусного лакомства.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

• издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

• использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

• использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

• имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

• в своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

Питание ребенка в 1 год

В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма.

В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.

Ночные страхи

С 12-15 месяцев многие малыши могут испытывать ночные страхи. Это пугающий опыт, для родителей и ребенка. Когда ребенок испытывает ночной страх он может переживать ночной ужас, кричать, плакать, совершать тревожные движения. Сонный ребенок может отталкивать родителей, демонстрировать боязнь.

Что делать, если кроха испытывает ночные кошмары?

Детские психологи советуют избегать вмешательства в ночной сон, так как это может ухудшить эпизод. Врачи советуют в данной ситуации:

• вести журнал сна, чтобы выяснить время и закономерности ночных страхов;

• будить ребёнка за 15 минут до времени, когда чаще всего случается приступ ночного кошмара;

• повторять пробуждение малыша в течении 7-10 ночей, даже в том случае если приступы кошмаров не повторялись;

• обратиться к детскому врачу если проблема сохраняется.

Первая детская обувь

Когда ребенок стал совершать первые шаги пришло время задуматься о покупке первой пары обуви. При выборе обуви не стоит поддаваться желанию приобрести яркую и модную модель, важным приоритетом при выборе должны выступать — комфорт и правильный размер.

Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

Что должен уметь ребенок в год

Вот и закончился первый год жизни вашего малыша. Год – это важный переломный момент в жизни ребенка. Не правда ли, это время пролетело очень быстро? Ребенок за это время научился многому. Больше никогда он не будет развиваться так активно. Никогда не будет радовать вас каждый день новыми умениями. Ребенок уже такой большой: весит в три раза больше, чем при рождении, и дорос до 70-80 см. В последующие месяцы ребенок уже не будет так быстро расти и набирать вес.

Как приучать к горшку

Ребенок на горшке

Многие родители в год начинают приучать ребенка к горшку. И это правильно, потому что ребенок уже все понимает и может легко приобрести новый навык. Купите горшок пораньше, пусть он привыкнет к этому предмету и узнает его предназначение.

Приучая ребенка к горшку, наберитесь терпения и постарайтесь выяснить, в какое время малыш привык ходить в туалет. Обычно дети каким-либо образом предупреждают о предстоящей «катастрофе»: они начинают кряхтеть, тужиться, замирают. В этот момент нужно усадить ребенка на горшок. Если пятнадцатиминутное сидение на горшке ни к чему не привело, а встав с горшка малыш «надумал», нужно проявить терпение, не давить на ребенка и не кричать на него — это может вызвать психологический блок, и ребенок вообще откажется садиться на горшок, думая, что за этим последует наказание. Не создавайте неправильных ассоциаций. Лучше привлекайте внимание ребенка к положительному результату. Хвалите его, когда он все сделал правильно.

Обязательным условием быстрого приучения к горшку является отказ от памперсов. Когда памперсы сняты, ребенку становится гораздо удобнее, он отныне избавлен от громоздких трусиков и испытывает облегчение. Единственное, что будет причинять ему неудобство – это мокрые штанишки. Со временем малыш поймет, зачем его сажают на горшок, и будет использовать его самостоятельно или поначалу будет проситься на горшок. На промежуточном этапе, скорее всего, успех будет переменным. В каких-то случаях ребенок будет ходить на горшок, в каких-то – будет лениться. Не лишним будет накрыть мягкую мебель полиэтиленом, чтобы облегчить себе уборку, в случае «аварии».

Свобода передвижения

Скорее всего, ваш ребенок уже начал самостоятельно ходить, а, может быть, бегать и взбираться по ступенькам. Это самое значительное из того, что должен уметь ребенок у год. Первые шаги обязательно сопровождаются неудачами, падениями, поэтому родителям необходимо обезопасить ребенка: удалить все посторонние предметы с пола, закрыть острые углы мебели. Неустойчивость походки ребенка и любопытство, которое свойственно детям в этом возрасте, может привести к травмам и другим недоразумениям. Обязательно уберите из пределов досягаемости ребенка, а лучше и еще дальше, все предметы, которые вам дороги, чтобы ребенок не мог случайно разбить, например, подаренную мамой вазу, или порвать любимую книгу.

Когда дети начинают ходить у них нередко проявляются различные отклонения, например, косолапость. Если вы заметите этот недуг или обратите внимание, что ребенок ходит на носочках – обратитесь к специалистам.

Чаще всего, в год ребенок может похвастаться 8-12 зубами. Однако бывают и такие случаи, что первые зубы появляются поздно, например, в десять месяцев. В этом нет ничего страшного, каждый ребенок развивается по собственному календарю. На это оказывают влияние не только настоящие обстоятельства, но и генетика. Если у мамы или папы зубы появились поздно, то и у ребенка они, скорее всего, припозднятся. В период роста молочных зубов необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов и минеральных веществ. В год ребенку обязательно нужно давать прикорм, потому что одного молока ему уже недостаточно.

Основные умения

Основные умения малыша в год

  1. Малыш уверенно откликается на свое имя.
  2. Повторяет все за взрослыми, и ему это нравится.
  3. Если родители покажут ребенку улыбкой или смехом, что им нравится, как ребенок, например, пинает ногой мячик, то он обязательно повторит это действие, чтобы доставить родителям удовольствие.
  4. Понимает, когда ему что-то не разрешают, сопровождая сказанное словом «нельзя».
  5. Он может говорить несколько слов, в том числе и двусложные. В его словарь, скорее всего, входят слова: «мама», «папа», возможно, «би-би» и прочие лепетные слова. Причем малыш не только может произносить слова, но и осознанно соотносить их с окружающими предметами.
  6. Он знает, как зовут членов семьи и узнает их в лицо, говоря слова «мама» и «папа», ассоциирует их с родителями. Выделяет своим вниманием маму и обожаемых родственников.
  7. В год ребенок может подражать звукам, которые издают животные.
  8. Ребенок уже понимает, что его любят, и показывает свою любовь. Он умеет целовать родных и прижимается к ним от избытка чувств.
  9. Выполняет некоторые команды, состоящие из простых фраз, типа «принеси это», «дай то».
  10. Может пить из чашки.
  11. Стоит отметить внимание ребенка к музыке, он может дать понять, какая музыка ему нравится, а какая не нравится.
  12. У многих детей уже проявляется склонность к определенным видам деятельности: некоторые дети могут подолгу разглядывать книжки, перелистывать странички, другие дети с упоением выводят карандашом замысловатые каракули на бумаге, кому-то нравится собирать и разбирать игрушки, например, собирать пирамидку из разноцветных пластмассовых колец.

В годик ребенок очень хочет быть похожим на родителей и усердно пытается повторять все, что вы делаете. Будьте внимательны, чтобы ненароком не научить ребенка каким-либо нежелательным действиям, отучить его потом будет очень сложно. Показывайте малышу новые схемы действий: как можно укладывать спать куклу, катать машинку, делать куличики – без вашей помощи малыш не узнает об этом.

Вышеперечисленные умения и навыки – это лишь наиболее общий среднестатистический перечень. Ваш малыш, может быть, не умеет всего, что здесь написано, или, наоборот, значительно опережает в своем развитии средние показатели. Отставание в сроках приобретения умений совсем не означает того, что ваш малыш хуже других. Помните, что малыш не обязан научиться всему тогда, когда вы хотите, он развивается по собственному графику.

Вот и закончился первый год жизни вашего малыша. Год – это важный переломный момент в жизни ребенка. Не правда ли, это время пролетело очень быстро? Ребенок за это время научился многому. Больше никогда он не будет развиваться так активно. Никогда не будет радовать вас каждый день новыми умениями. Ребенок уже такой большой: весит в три раза больше, чем при рождении, и дорос до 70-80 см. В последующие месяцы ребенок уже не будет так быстро расти и набирать вес.

Ссылка на основную публикацию