Постоянные признаки имен сущ

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.

А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  • (шедшем) (из) Петербурга

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
    2. Н. ф. – Петербург.

    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
    2. Н. ф. – Москва.

    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
    2. Н. ф. – отделение.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  • В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  • (в отделении) (для) курящих

    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
    2. Н. ф. – курящий.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.

  • В предложении выполняет роль несогласованного определения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – поручик.

    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  • В предложении выполняет роль приложения.
    1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – Климов.

    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  • В предложении выполняет роль подлежащего.
  • "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". Урок русского языка, 4-й класс

    Цели:

    • обобщение знаний об имени существительном;
    • развитие связной речи учащихся;
    • воспитание внимательного отношения к слову;

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока — презентацию (Приложение 1).

    Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.

    2. Словарная работа.

    Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.

    1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.

    -Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?

    2. Фонетический разбор.

    Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.

    К- согл, парн, глух, тв.

    Р- согл, непарн, зв, тв.

    Н- согл, непарн, зв, мягк.

    З-с- согл, парн, глух, тв.

    3. Актуализация знаний.

    — Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.

    — Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.

    — В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)

    — Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

    — Что объединяет эти слова? (им. сущ.)

    — Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)

    — Какой буквы не хватает?

    — Какова ее роль в этом слове?

    Дайте полное название этой части речи.

    — Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    -Каковы задачи урока?

    -Что такое имя существительное? (примеры)

    -Какие части речи мы знаем?

    — Что такое глагол?

    — Что такое имя прилагательное?

    — Что такое местоимение?

    -К каким частям речи они относятся?

    — Другая группа как называется?

    — Перечислите служебные части речи.

    — Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

    -Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.

    «Учите русский — годы к ряду,

    С душой, с усердием, с умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда в нем самом.»

    — Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)

    — Сколько им. сущ-ных? 7

    — Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 — 1 ряд.

    — Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 — 2 ряд

    — Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 — 3 ряд

    — Какой вывод можно сделать из этого?

    Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное.

    — Чему побуждает нас данное стихотворение?

    — Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?

    — Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)

    -Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)

    — Тогда знание, какого языка обязательна?

    — Почему? (государственный язык)

    -Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике «Шульган-Таш» имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.

    Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.

    На сегодняшний день — Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!

    Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.

    Слайд 19 (текст физминутки )

    5. Работа с учебником.

    — Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102

    — Как вы понимаете выражение «постоянный признак?»

    (Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)

    — Какой признак называют «непостоянным признаком»?

    (Признак, который меняется в зависимости от формы слова).

    Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).

    -А непостоянные признаки? (число).

    — На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?

    — На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?

    Охотник — м.р. ед. ч. Избушка — ж.р. ед. ч.

    Емеля — м. р. ед. ч. лес — м. р. ед..ч.

    Внучок — м. р. ед. ч.. земля — ж. р. ед. ч..

    Гришутка — м. р. ед. ч.. свет — м. р. ед. ч..

    Окно — ср. р. ед. ч..

    Крыша — ж. р. ед. ч..

    Труба — ж. р. ед. ч..

    Кирпич — м. р. ед. ч.

    Забор — м. р. ед. ч..

    Сарай — м.. р. ед. ч..

    — Перечислите признаки им. сущ -ых?

    — Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?

    — Тогда какой вывод можно сделать?

    Одушевленность — неодушевленность, собственное и нарицательное, род — это постоянные признаки имен сущ — ых, число — непостоянный признак им. сущ -ых.

    Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.

    Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

    -Какое это предложение?

    — Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.

    — Почему там ставятся запятые?

    (Повеств. невоскл. сложн. распр, )

    — Какими членами предл. могут быть им. сущ — ые?

    — Давайте сделаем вывод.

    Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.

    — Из чего состоят предложения? (из слов )

    Слово — главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.

    — О какой части речи говорили на уроке?

    — Что такое им. сущ-ое?

    — Почему она так называется?

    — Какие признаки имеет им. сущ-ое?

    -Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.

    — Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..

    — Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?

    Слайд 25 (рефлексия.)

    7. Домашнее задание.

    1. Написать три предложения на тему «Красив мой край Башкортостан!»

    2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.

    Постоянные и непостоянные признаки существительного

    Содержание

    1. Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?
    2. Постоянные признаки существительных
    3. Непостоянные признаки существительных
    4. Тест

    Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?

    Признаки имен существительных – это грамматические категории, присущие словам данной части речи. Выделяют постоянные и непостоянные признаки существительного – 4 постоянных и 2 непостоянных.

    В русском языке у имен существительных постоянные и непостоянные признаки проявляются по-разному в зависимости от особенностей каждого отдельного слова и его употребления в речи.

    Постоянные признаки существительных

    Постоянные признаки существительного – это ряд морфологических категорий, которые не изменяются в зависимости от контекста речи и изначально присущи всем существительным.

    Постоянные признаки существительных с примерами:

    • Одушевленность – указывает на то, относится данное существительное к классу «живых» или «не живых» предметов (существ).
      • Одушевленные (мужчина, Марина, приятели);
      • Неодушевленные (переплет, общение, доски).
    • Род – обозначает родовую принадлежность предмета (лица, явления), которое называет существительное.
      • Мужской (карандаш, узел, грузчик);
      • Женский (петля, верба, дочь);
      • Средний (болото, небо, бездорожье).
    • Склонение – указывает на тип изменения существительных по числам и падежам.
      • 1-е склонение (песня, дорога, лекция);
      • 2-е склонение (матрос, молоко, кот);
      • 3-е склонение (вечность, речь, тишь);
      • Разносклоняемые (племя, темя, знамя).
    • Нарицательные (называют однородные предметы, группы предметов) и собственные (обозначают имена людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, предприятий и т.д.).
      • Нарицательные (мебель, сказка, железо);
      • Собственные (Франция, Сергей, «Букварь»).
    • Число – выступает в роли постоянного признака для слов, не изменяющихся по числам (ножницы, брюки, вера).

    Непостоянные признаки существительных

    Непостоянные признаки существительного – изменяемые грамматические признаки, которые проявляются у существительных в зависимости от контекста речи и позиции слова в предложении (словосочетании).

    Непостоянные признаки существительных с примерами:

    • Число – указывает на количественную характеристику называемого предмета.
      • Единственное (щука, ложка, слово);
      • Множественное (лошади, тюльпаны, предложения).
    • Падеж – категория, выражающая синтаксическое отношение существительного к другим словам (в словосочетаниях, предложениях).
      • Именительный (ребенок, ромашка);
      • Родительный (ребенка, ромашки);
      • Дательный (ребенку, ромашке);
      • Винительный (ребенка, ромашку);
      • Творительный (ребенком, ромашкой);
      • Предложный (о ребенке, о ромашке).

    Источники: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.htmlhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580975/http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/postoyannye-i-nepostoyannye-priznaki-suschestvitelnogo

    Интересное:  Видеть во сне тройню
    Ссылка на основную публикацию