Содержание
- 1 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
- 2 "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". Урок русского языка, 4-й класс
- 3 Постоянные и непостоянные признаки существительного
- 4 Содержание
- 5 Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?
- 6 Постоянные признаки существительных
- 7 Непостоянные признаки существительных
3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – поезд.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. – Петербург.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. – Москва.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – отделение.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. – курящий.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – поручик.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – Климов.
А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". Урок русского языка, 4-й класс
Цели:
- обобщение знаний об имени существительном;
- развитие связной речи учащихся;
- воспитание внимательного отношения к слову;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока — презентацию (Приложение 1).
Я улыбнусь Вам, а вы улыбнетесь, друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу.
2. Словарная работа.
Итак, начинаем урок русского языка со словарной работы.
1..Алмаз, газета, десерт, капитан, камыш, карниз, ладонь, металл, обаяние, падеж, пальто, ремонт.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согласный в корне или на конце слова?
2. Фонетический разбор.
Карниз- карнис- 2 сл. 2 гл. 4 согл.
К- согл, парн, глух, тв.
Р- согл, непарн, зв, тв.
Н- согл, непарн, зв, мягк.
З-с- согл, парн, глух, тв.
3. Актуализация знаний.
— Записываем слова под диктовку: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь лестница, наполнение, орех, ежиха.
— Подчеркните, пожалуйста, слова, в которых есть орфограмма-гласная буква, красным карандашом, а орфограмму-согласную букву-синим карандашом.
— В каком слове есть другая орфограмма-буква?(егерь)
— Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.
— Что объединяет эти слова? (им. сущ.)
— Запишите, пожалуйста, первые буквы из данных слов, какое слово у вас получилось? (существительное)
— Какой буквы не хватает?
— Какова ее роль в этом слове?
Дайте полное название этой части речи.
— Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
-Каковы задачи урока?
-Что такое имя существительное? (примеры)
-Какие части речи мы знаем?
— Что такое глагол?
— Что такое имя прилагательное?
— Что такое местоимение?
-К каким частям речи они относятся?
— Другая группа как называется?
— Перечислите служебные части речи.
— Как вы думаете, слова какой части речи мы чаще всего употребляем?
-Чтобы убедиться в этом прочитайте замечательное стихотворение.
«Учите русский — годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.»
— Давайте прочитаем имена существительные, ставя в нач. форму. (что? год, что? ряд, что? душа, что? усердие, что? ум, что? награда.)
— Сколько им. сущ-ных? 7
— Прочитайте глаголы (учите, ждет). Сколько слов? 2 — 1 ряд.
— Прочитайте им. прил. (русский, великая). Сколько слов? 2 — 2 ряд
— Прочитайте местоимения (вас, в нем, самом) .Сколько слов? 3 — 3 ряд
— Какой вывод можно сделать из этого?
Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное.
— Чему побуждает нас данное стихотворение?
— Скажите, пожалуйста, почему нужно учить и знать русский язык?
— Помимо русского языка, какой еще язык вы должны знать? (родной)
-Ребята в какой Республике мы с вами живем?(Башкортостан)
— Тогда знание, какого языка обязательна?
— Почему? (государственный язык)
-Республика, в которой мы с вами живем богата удивительно красивыми местами: пещерами, горами, родниками. В заповеднике «Шульган-Таш» имеется Капова пещера. Этот уникальный памятник природы яв-ся не только символом Башкортостана, но местом паломничества многих туристов. Там сохранились настенные изображения и неповторимая первозданная красота природного ландшафта.
Также особая гордость нашей Республики- горы: Янгантау, Башкирские шиханы, самая высокая гора Иремель.
На сегодняшний день — Башкортостан единственное место на земле, где сохранилась популяция дикой пчелы, чей мед соединяет в себе самые лучшие вкусовые и лечебные свойства. Но самое главное это граждане нашей Республики- патриоты своей страны, такие как, Салават Юлаев. Он не пощадил своей жизни ,ради будущего Башкортостана. Памятник Салавату Юлаеву яв-ся самой большой скульптурой всадника в Европе. Это только малая доля всех достопримечательностей. Ни каждая республика может таким богатством похвастаться. Поэтому мы с вами должны гордиться тем, что живем в Башкортостане и с увлечением учить и знать государственный башкирский язык. Ребята, помните, только тот добьется успеха в жизни, кто уважает свою родину, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю вам успехов в изучении языков!
Слушайте музыку, следите за движением объектов, при мигании моргайте глазами.
Слайд 19 (текст физминутки )
5. Работа с учебником.
— Откройте учебники стр. 85, найдите упр. 102
— Как вы понимаете выражение «постоянный признак?»
(Это признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)
— Какой признак называют «непостоянным признаком»?
(Признак, который меняется в зависимости от формы слова).
Какие постоянные признаки у им. сущ. вы знаете? (одуш или неодуш, собств. или нариц, род).
-А непостоянные признаки? (число).
— На какой вопрос отвечают одуш. им. сущ? кто?
— На какой вопрос отвечают неодуш. им. сущ? что?
Охотник — м.р. ед. ч. Избушка — ж.р. ед. ч.
Емеля — м. р. ед. ч. лес — м. р. ед..ч.
Внучок — м. р. ед. ч.. земля — ж. р. ед. ч..
Гришутка — м. р. ед. ч.. свет — м. р. ед. ч..
Окно — ср. р. ед. ч..
Крыша — ж. р. ед. ч..
Труба — ж. р. ед. ч..
Кирпич — м. р. ед. ч.
Забор — м. р. ед. ч..
Сарай — м.. р. ед. ч..
— Перечислите признаки им. сущ -ых?
— Какие из них относятся к постоянным и непостоянным признакам?
— Тогда какой вывод можно сделать?
Одушевленность — неодушевленность, собственное и нарицательное, род — это постоянные признаки имен сущ — ых, число — непостоянный признак им. сущ -ых.
Найдите упр. 103. Прочитайте , пожалуйста, последнее предложение. Нужно выполнить синтаксический разбор этого предложения.
Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.
-Какое это предложение?
— Прочитай предл. с расстановкой знаков препинания.
— Почему там ставятся запятые?
(Повеств. невоскл. сложн. распр, )
— Какими членами предл. могут быть им. сущ — ые?
— Давайте сделаем вывод.
Имена сущ-ые в предложении могут быть и главными, и второстепенными членами.
— Из чего состоят предложения? (из слов )
Слово — главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия. В предложение слово выполняет свою синтаксическую роль.
— О какой части речи говорили на уроке?
— Что такое им. сущ-ое?
— Почему она так называется?
— Какие признаки имеет им. сущ-ое?
-Назовите постоянные признаки им. сущ-ых.
— Назовите непостоянные признаки им. сущ-ых..
— Каким членом предложения может быть имя сущ-ое?
Слайд 25 (рефлексия.)
7. Домашнее задание.
1. Написать три предложения на тему «Красив мой край Башкортостан!»
2. Найти в нем им. сущ-ые и определить постоянные и непостоянные признаки.
Постоянные и непостоянные признаки существительного
Содержание
- Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?
- Постоянные признаки существительных
- Непостоянные признаки существительных
- Тест
Что такое постоянные и непостоянные признаки существительных?
Признаки имен существительных – это грамматические категории, присущие словам данной части речи. Выделяют постоянные и непостоянные признаки существительного – 4 постоянных и 2 непостоянных.
В русском языке у имен существительных постоянные и непостоянные признаки проявляются по-разному в зависимости от особенностей каждого отдельного слова и его употребления в речи.
Постоянные признаки существительных
Постоянные признаки существительного – это ряд морфологических категорий, которые не изменяются в зависимости от контекста речи и изначально присущи всем существительным.
Постоянные признаки существительных с примерами:
- Одушевленность – указывает на то, относится данное существительное к классу «живых» или «не живых» предметов (существ).
- Одушевленные (мужчина, Марина, приятели);
- Неодушевленные (переплет, общение, доски).
- Род – обозначает родовую принадлежность предмета (лица, явления), которое называет существительное.
- Мужской (карандаш, узел, грузчик);
- Женский (петля, верба, дочь);
- Средний (болото, небо, бездорожье).
- Склонение – указывает на тип изменения существительных по числам и падежам.
- 1-е склонение (песня, дорога, лекция);
- 2-е склонение (матрос, молоко, кот);
- 3-е склонение (вечность, речь, тишь);
- Разносклоняемые (племя, темя, знамя).
- Нарицательные (называют однородные предметы, группы предметов) и собственные (обозначают имена людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, предприятий и т.д.).
- Нарицательные (мебель, сказка, железо);
- Собственные (Франция, Сергей, «Букварь»).
- Число – выступает в роли постоянного признака для слов, не изменяющихся по числам (ножницы, брюки, вера).
Непостоянные признаки существительных
Непостоянные признаки существительного – изменяемые грамматические признаки, которые проявляются у существительных в зависимости от контекста речи и позиции слова в предложении (словосочетании).
Непостоянные признаки существительных с примерами:
- Число – указывает на количественную характеристику называемого предмета.
- Единственное (щука, ложка, слово);
- Множественное (лошади, тюльпаны, предложения).
- Падеж – категория, выражающая синтаксическое отношение существительного к другим словам (в словосочетаниях, предложениях).
- Именительный (ребенок, ромашка);
- Родительный (ребенка, ромашки);
- Дательный (ребенку, ромашке);
- Винительный (ребенка, ромашку);
- Творительный (ребенком, ромашкой);
- Предложный (о ребенке, о ромашке).
Источники: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.htmlhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580975/http://all-biography.ru/russkiy-yazyk/postoyannye-i-nepostoyannye-priznaki-suschestvitelnogo