Что такое время для детей

Игры на изучение времени для дошкольников

Как научить ребёнка понятию о времени

Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто — дети всегда живут в настоящем. Однако можно физически показать Движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.

К примеру, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее крупную бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть «время завтрака», «время обеда», «время отдыха», «время занятий (укажите конкретные)», «время ужина», «время купанья», «время сна». Дайте ребенку задание: передвигать бусину — указатель времени — вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.

Если звонко за окном

Если так светло кругом,

Что тебе не спится,

Если радио у вас

Это значит, что сейчас

Взрослый помогает ребенку вспомнить, кто раньше всех встает, кто рано начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т. д.). Вспомните вместе с ребенком, что делают утром дети и взрослые.

Взрослый читает стихотворение «Ночная страница» С. Маршака:

Перед вами — страница ночная,

Столица окутана тьмой,

Уходят на отдых трамваи,

Автобусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с московских холмов.

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов.

«Утром почтальон приносит газету, и она еще пахнет краской. Когда же ее печатали и кто?» — спрашивает взрослый. — Кто еще работает ночью? (Пекарь, чтобы утром был хлеб; телефонисты; электрики, чтобы был в домах свет; механики, работают машины и т. д.)

Игра, содействующая уточнению представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Взрослый предлагает послушать коротенькое стихотворение и определить, было это или будет.

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

Ответ ребенка: было.

Уронили мишку на пол, —

Оторвали мишке лапу.

На улице две курицы

С петухом дерутся,

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются.

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки.

Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы. (Было).

У нас будет елка. (Будет) и т. д.

Выигравшим считается тот, кто правильно загадал, отгадал загадку или исправил ошибку.

Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребенок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идем (сегодня) и т. д.

Из плотной бумаги сделать 4 больших квадрата белого (утро), желтого (день), серого (вечер) и черного (ночь) цветов — модели времени суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течение суток. Картинки положены сверху квадратов без учета соответствия сюжета времени. Исправить ошибки.

Прежде всего, объясните малышу, что часовая стрелка движется очень медленно: за то время, что она проходит от одной цифры до другой, большая, минутная, стрелка успевает сделать полный круг. А пока минутная стрелка движется от одной цифры до другой, секундная стрелка успевает также пройти круг. Разглядывая минутную и секундную стрелки, ребенок может сообразить, как ведут себя минутная и часовая стрелки, ведь их взаимное движение слишком медленно, чтобы он мог непосредственно его наблюдать.

Расскажите ребенку, что час состоит из 60 минут, а это соответствует полному обороту минутной стрелки. Тут-то большой картонный круг с минутами и сослужит вам службу. Считайте только отрезками по 5 минут (избегайте точного указания времени типа 8 часов 12 минут или 10 часов 34 минуты). Объясните, что маленькая стрелка показывает часы (цифры на циферблате часов), а большая — минуты (цифры на картонном циферблате).

Когда ребенок все это усвоит, начертите крест посередине циферблата. Он поможет понять, что, вместо того чтобы говорить «1 час 15 минут», можно сказать «час с четвертью»; вместо «1 час 45 минут» — «час и три четверти». Теперь можно научить малыша отсчитывать в обратном порядке минуты, которые остаются до следующего часа. Напишите на картонном циферблате, который вы поместите дальше от часов, чем циферблат с минутами, красным: -20, -1/4, -5. Скажите ребенку, что минуты можно считать и в обратном порядке, и покажите, как это делается (четверть второго, половина второго, без двадцати два и т. д.). На последнем этапе расскажите, что можно считать минуты, находящиеся внутри отрезков по пять минут.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу и найти часы, которые показывают 8 часов, 9, 10, 12, 2 и 4 часа. После этого взрослый ведет рассказ, по ходу которого ребенок показывает те или другие часы.

— В 8 часов утра встала наша Наташа, оделась, позавтракала, а в 9 часов уже рисовать села. В 10 часов она с мамой пошла в магазин, а в 12 часов вернулась домой. (Взрослый контролирует, правильно ли выбирает часы ребенок.)

— Затем Наташа пообедала и в 2 часа легла спать. Поспала она два часа, встала и спросила: «Какое сейчас время?».

Ребенок должен назвать и показать на часах.

Что это: день или ночь? Утро или вечер?

Олег проснулся в 8 часов.

— Мама, я не проспал? Нам уже пора отправляться в кукольный театр?

— Еще рано: спектакль начинается через 4 часа.

— А когда же мы пойдем?

— Мы выйдем из дому ровно за час до начала спектакля, — сказала мама.

Кто догадался, когда начинается спектакль? В котором часу Олег с мамой выйдут из дома? (12, 11 часов.)

Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Консультация «Как объяснить ребенку, что такое время»

Родители — главные помощники на этом сложном пути. Так как объяснить своему малышу, что такое время, с чего следует начинать. Процесс это длительный, постепенный, нельзя ребенка торопить. Надо четко понимать – малыш живет в настоящем времени, для него прошлое и будущее отсутствуют. Все события в его памяти привязаны к другим, более запомнившимся, а не ко времени. Представим, что летом он несколько дней гостил в деревне у бабушки и получил массу новых впечатлений. Как он будет вспоминать, когда это было? Вы не услышите от него: «Летом я видел живую лошадку». Скорее всего, это будет фраза о том, что когда он был у бабушки, то видел живую лошадку. Для маленького ребенка еще не существуют такие понятия — время года, месяц, неделя, сутки, или прошлое и будущее. В его памяти сохраняются взаимосвязанные события – когда был где-то и тогда видел или делал что-то.

Объяснить свойство времени проще всего, если начать со времени года и времени суток.

Вначале расскажите о том, что год — это следующие друг за другом зима, весна, лето и осень. Обязательно заострите внимание ребенка на том, что времена года сменяют друг друга, и каждый год повторяются. Малышу значительно проще все понять, если каждое время года будет связано в его мыслях с каким-то запомнившимся событием. Например, зимой бывает Новый год с подарками и много снега. Весной все вокруг становится зеленым от молодых листочков и травки, поют птицы. Обратите внимание ребенка на такие факты. Лето может запомниться обилием солнца, фруктов и ягод. А также походами в лес или на речку, купанием и сбором грибов. А осенью приходится одеваться теплее. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава засыхает, улетают птицы. Подберите мультфильмы о временах года, их просмотр значительно упростит процесс осмысления новой информации.

О времени суток объясните, что день всегда сменяет ночь. Понятие утра в сознании ребенка будет связано с такими событиями, как пробуждение, умывание, завтрак, сбор в ясли или детский садик. Днем можно играть, ходить на прогулку, потом обедать, и еще много интересных событий. Вечером всегда ужин и подготовка ко сну. Ночь для ребенка — время суток, когда он засыпает. Вначале может возникнуть путаница с ночью и наступлением нового дня у детей, которые спят после обеда. Родители, будьте терпеливы, постепенно ребенок поймет разницу.

Когда ребенок осознает, что такое год и сутки, и начнет легко ориентироваться в этих понятиях, можно объяснить разницу между часом, минутой и секундой. Хлопните в ладоши и расскажите про секунду — одно мгновение. Объясните, что в минуте 60 секунд и предложите похлопать в течение минуты. Ребенок должен понять, что в минуте много хлопков — секунд. Затем расскажите о часе, в котором 60 минут, а это долго. Подведите малыша к осознанию того, что за час можно успеть сделать очень многое, в отличие от секунды. Например, посмотреть любимый мультфильм и поиграть с конструктором.

Что такое время? И где оно живет? Педагогический опыт. Занимательные истории и эксперименты для изучения понятия времени Предлагаю Вашему вниманию, дорогие коллеги,материал, составленный как своеобразный отчет для родителей о наших открытиях, о новых знаниях,об.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель :дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, нужно показать ему свидетельства прошлого. Было бы прекрасно, если бы в Вашем окружении.

Консультация для родителей «Подход к ребенку» Консультация для родителей на тему «Подход к детям» «Почему мой ребенок не такой, как все? Я не знаю, что делать с сыном. У него отвратительное.

Консультация «Ребенку помогает кукла» Консультация «Ребенку помогает кукла» Куклотерапия – это метод лечения, воспитания или обучения детей с помощью кукол и кукольного театра.

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему:

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию временных представлений «Время – что это?»

Представляю вашему вниманию конспект образовательной деятельности, охватывающий область рвзвития временных представлений у детей. Данное занятие не возможно дать детям без предварительной подготовки, которую прошли мои дети в течении года, по теме самообразования «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста».Для всех не секрет, что дети дошкольного и да же школьного возраста тяжело ориентируются и не в состоянии понимать время, в любом его виде, будь это: дни недели, часы, части суток и так далее. Данное занятие сводится к максимальному раскрытию понятия «Что такое время?».

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

для детей старшего дошкольного возраста

по формированию временных представлений «Время – что это ?»

Цель: Формирование умения определять временную принадлежность по внешним признакам (животный мир, человек).

Развивающие: Развить способность детей определять возраст «живого» по внешним признакам, соотносить и находить положение объекта на временной шкале; развивать память, мышление, речь, воображение; научить детей понимать выражения «время прошло, время скоротечно».

Образовательные: Формировать умение определять, что является первоначальным, о что конечным в цепочке развития «живого»; систематизировать знания детей о временных понятиях (год, части суток, сутки, месяц); познакомить с понятием «временная шкала»; познакомить со способностью «живого» — расти, взрослеть, стареть; максимально раскрыть понятие «время»; учить работать и пользоваться схематическими обозначениями.

Образовательные: воспитывать умение чувствовать и определять время; воспитывать «чувство» необратимости, быстротечности отведенного времени; воспитывать способность ценить время и тратить его с пользой.

Оборудование: маркерная доска; маркер черный; песочные и механические часы; фотоальбом с фотографиями всех членов семьи; картинки: младенец, ребенок от 1- 3 года, дошкольник, школьник, подросток, юноша (девушка), взрослый, пожилой, альбомные листы поделенные пополам и отмеченные маркером по количеству детей, различные цепочки роста живых организмов от меньшего к большему (яйцо> цыпленок>цыпушка>курица> запеченная курочка)

по количеству детей;

Воспитатель сидит на ковре в игровой зоне с часами, календарями, с фотоальбомом и разнообразными картинками. Подходят дети и заинтересовано интересуются, чем занимается воспитатель.

— Думаю, а что такое время? (показ часов и календаря) и не могу разобраться. Почему я- взрослая, отличаюсь от вас детей, что со мной случилось? Почему моя бабушка не похожа на меня? А вы, ребята, знаете? (создание проблемной ситуации).

Выслушать ответы детей.

Давайте попробуем разобраться со всем этим.

— Как вы думаете, что такое время? (ответы детей) Давайте немного поразмышляем о времени:

-Можно ли увидеть, услышать, а потрогать время? (нет, но все же оно есть?) Ведь все действия в окружающем мире проходит во времени. Время стоит на месте? (нет, оно всегда движется). Что бы случилось, если бы время остановилось? (ответы детей). Время «течет» всегда в одном направлении от прошлого к будущему. На доске время мы приставим в виде линии и назовем его «временной шкалой». Начало нашей линии это прошлое начальная точка, а продолжение линии – это будущее, которое никто не знает и не узнает, до тех пор пока оно не станет настоящим.

— А где же настоящее на нашей линии? Как вы думаете? (ответы детей)

-Настоящее условно обозначим бусинкой, точкой. Где же необходимо поставить эту бусинку на линии? (правильно между прошлым и будущим). Отсчет времени идет от настоящего.

Время нельзя повернуть назад. Что значит это выражение? (правильно вернуться в прошлое не возможно, как и заглянуть или узнать будущее. Человек и животный мир живут всегда настоящим, то есть здесь и сейчас). На примере временной шкалы рассмотрим действие мальчика. Что он делает? (правильно, прыгнул. А что же он делал до прыжка – стоял, а потом приготовился к прыжку и только потом прыгнул. Что будет прошлым, настоящим и будущим?

Возможно ли мальчику сделать, что – то наоборот? Например, сначала прыгнуть, а потом приготовиться к прыжку. Нет, потому что время оно движется последовательно и всегда к будущему. Тогда что же значит выражение «время прошло»? (ответы детей) Возможно ли, мальчика остановить в прыжке или задержать? Нет, так и время тоже нельзя остановить и задержать.

-Как человек научился понимать время, дружить и следить за ним? (ответы детей).

-Он изготовил часы. Предлагаю вам поиграть немного, слушайте внимательно:

Тик – так, тик – так

Кто умеет в доме так (наклоны в стороны)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт (покачивание бедрами)

А внутри сидит кукушка

У нее своя избушка (присесть, руки над головой)

Прокукует птичка в миг

Снова прячется за дверь (приседания)

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга (круговые движения туловищем)

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой

А часы идут, идут ( ходьба на месте)

Иногда и отстают

А бывает, заспешат (бег на месте)

В дом вбежать хотят

Если их не заведут

То они совсем встают

Вот и кончилась игра

Нам позаниматься пора.

-Какие же бывают часы? (механические, песочные и электронные). Наши современные часы это измененные и доработанные солнечные часы.

-Для чего нужны часы? (правильно, чтобы знать сколько время)

-Хорошо, а для чего нам знать сколько времени? (ответы детей)

-В первую очередь часы необходимы человеку для того, чтобы понимать, в течении дня, какое время суток настало. А вот здесь нам понадобится наше Солнце. Давайте вспомним положение Солнца в течении дня, как оно меняет положение. (работа с макетом «Сутки») Теперь давайте поделим макет часов на 4 равные части – что вам это напоминает? (правильно сутки).

-Что же еще придумал человек, для понимания времени? (правильно, календарь).

-Календари бывают разные. Послушайте загадку:

«Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем теряет вес

И наконец, совсем исчез». (С.Я.Маршак)

-Сегодня мы рассмотрим настенный отрывной календарь.

-Для чего нужен календарь?

-Вспомним, что мы можем найти в настенном отрывном календаре? (дни, числа, дни недели, месяцы). Один листочек оторвали – сутки прошли и так день за днем. Один толстенький календарь – это целый год и в нем живет 365 дней, то есть 365 листочков в нашем «толстяке».

-Ответьте сколько тебе лет? (6), тогда сколько календарей?

-Ну, что научились люди дружить со временем и понимать его? (конечно научились).

-Остался у нас еще один вопрос, в котором я не могу разобраться. Почему я, взрослая, отличаюсь от вас детей, что же со мной случилось? (выросла, повзрослела). А чтобы я выросла много времени надо или нет?

— Давайте проверим на временной шкале. (нарисовать отрезок, а не линию). Почему я поставила ограничения во времени, есть начало и есть конец. Да потому, что жизнь человека ограничена и использовать это время надо с пользой, на совершение добрых дел. Как мы уже говорили, есть прошлое, настоящее и будущее. Прошел день, куда человек, по временной шкале, будет двигаться?(в будущее, в перед). И это значит, что он повзрослел. У человека есть прошлое (начало), настоящее (здесь и сейчас) и будущее, которое мы не знаем, даже, что будет завтра мы то же не знаем.

Возьмем младенца, дошкольника, школьника, юношу, взрослого и дедушку. Чем они отличаются между собой. Как понять, что перед нами младенец? Дошкольник? Школьник? Юноша? Взрослый? Дедушка?

-А теперь определите места на временной шкале. Кто следует за кем? Определить, что было раньше(прошлое), что сейчас, что будет потом по отношению взрослого, школьника.

Молодцы, разобрались. Теперь мне бы хотелось, посмотреть, как вы в этом разобрались. Перед вами лежат альбомные листы. Лист поделен горизонтальной линией. В верхней части листа разложите картинки в виде временной шкалы, необходимо определить, что было раньше, что было сейчас, а что будет потом, на примере животного мира. У кого – то это насекомое, животное, птицы, растения. Назовем нашу игру «вчера, сегодня, завтра». Для этого задания вам отведено 1 минута, перед вами на столе поставлены песочные часы. Следите за временем.

Следующее задание в низу этого же листа нарисуйте себя в прошлом, настоящем и будущем.

Источники: http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/obuchayuschie-igry/igry-na-izuchenie-vremeni-dlja-doshkolnikov.htmlhttp://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-kak-objasnit-rebenku-chto-takoe-vremja.htmlhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2021/07/27/neposredstvenno-obrazovatelnaya-deyatelnost-dlya-detey-starshego

Интересное:  Больше 40 недель роды не начинаются
Ссылка на основную публикацию