Статьи Про Адаптацию Детей В Детском Саду

Консультация по информатике по теме:
Все про адаптацию ребенка в детском саду.

В статье рассказывается о адаптации ребенка в детском саду. Представлены рекомендации родителям о том как сделать процесс адаптации менее болезненым для ребенка.

Вложение Размер
vse_pro_adaptatsiyu_rebenka_v_detskom_sadu.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все про адаптацию ребенка в детском саду.

Давайте поговорим о том, что же такое адаптация , и как она происходит.

Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а детский сад для малыша новое явление. С неизвестным пространством и окружением, и конечно с новыми отношениями. Надо отметить, что адаптация у каждого ребенка проходит индивидуально. Это зависит от индивидуальных, психофизических и личностных особенностей развития малыша.

Дети 2-3 лет не испытывают большой потребности в общения со сверстниками, т.к. эта потребность у них пока ещё не сформирована. В этом возрасте, партнером в детских играх является взрослый, он так же выступает как образец для подражания и удовлетворяет потребности ребенка в внимании и сотрудничестве. Поэтому такие малыши не могут сразу адаптироваться к детскому саду. Малыш очень сильно привязан к матери и её исчезновение вызывает бурный протест. Дети 2-3лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми. Не редко такая боязнь новых людей приводит к тому, что ребенок становится возбудимым, ранимым, плаксивым и т д. Ребенок испытывает стресс и это является источником защитной силы организма.

Дети с 3- 5 лет более, уязвимы в плане адаптации, так как в этот период своей жизни они сильно привязаны к матери, и поэтому болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей ( например дети до 1 года) адаптация происходит легко — у них ещё нет сформированной привязанности к матери. Поэтому эти дети не испытывают страхов перед незнакомыми людьми и к незнакомой обстановке. Психологи указываю на то, чем раньше малыша отдадут в детский сад , то первичный эмоциональный контакт такого ребенка будет установлен не с мамой, а со своими сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитие эмоциональной сферы- в дальнейшем такой ребенок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности и сострадания.

Если адаптация к яслям и детскому саду не прошла в течение 1года, то значит, родителям надо обратиться к специалистам.

По наблюдениям психологов средний период адаптации составит:

в яслях 7-10 дней;

в 3 года 2-3 недель;

в среднем и дошкольном возрасте – 1 месяц.

Можно выделить три вида адаптации:

  1. Легкая — ребенок вливается в новый коллектив без болезненно, ему комфортно он не устраивает скандалов по дороге в детский сад. Надо отметить, что такие дети болеют редко, но и у таких детей могут быть « срывы».
  2. Средняя — ребенок болеет более- менее, терпимо переносит поход в

детский сад, может периодически капризничать , но его капризы не надолго.

3. Тяжелая – такая адаптация малыша может длиться месяцами. У малыша наблюдаются резкие перепады настроения, ухудшается аппетит, а иного малыш полностью отказывается от приема еды. Такие детки часто и долго болеют. Если родители пустят эту ситуацию на самотек- это может перерасти к серьезным нервным заболеваниям и расстройствам.

А теперь поговорим о том, что должны сделать родители ещё до поступления его малыша в дошкольное учреждение.

1. Готовить малыша к общению с другими детьми ( посещать с ребенком парки, детские площадки и т.д.)

2. Узнайте распорядок дня группы, в которую будет ходить ваш малыш. Постарайтесь приблизить домашний режим малыша к режиму дня в группе.

3. Научите малыша всем навыкам самообслуживания.

4.Готовте малыша к временной разлуке с вами. Внушите малышу, что он уже большой, и вырос для того, чтоб посещать детский сад.

5. Не отдавайте ребенка в дошкольное учреждение в разгар кризиса 3 лет.

Психологическая подготовка ребенка должна начинаться за месяц до того момента, когда малыш пойдет в детский сад. Расскажите ему про детский сад, кто туда ходит и что там происходит. Старайтесь гулять рядом с территорией детского сада, чтоб малыш видел, чем занимаются дети в детском саду. Старайтесь чаще отлучаться от ребенка, чтоб он привык к тому, что маме и папе надо уйти по делам. Если малыш сильно привязан к матери, пусть первое время в садик водит его папа, или наоборот.

К режиму детского сада надо заранее приучать своего малыша. Обычно детки приходят в садик к 8-9 часам, а забирают в 18 часов, тихий час с 13- 15 часов.

Отдельная тема- еда в детском саду. Рацион питания в детском саду просчитывается до мельчайших деталей. В том, что дети плохо едят в детском саду, вина родителей которые « приучили» своих малышей к йогуртам, хлопьям и т.д. Совет такой — приучайте малыша к обычной здоровой пище ( супы, салаты, фрукты, молочные продукты) тогда проблем с едой в садике не будет. Знакомясь с воспитателем группы, расскажите ему об особенностях питания малыша, если такое имеет быть место.

И на последок хочу дать несколько практических советов:

1. Не давайте страдать и общаться с неприятными людьми. Что я хочу этим сказать , если малыш на протяжение длительного времени говорит « Я не пойду к ней , она злая, кричит и т.д.», то попытайтесь перевести малыша в другую группу.

2. Не отдавайте ребенка в детский садик только потому, что у вас родился еще один ребенок. Ваши старшие дети и без того почувствуют, что в доме появился малыш, и ваше решение он истолкует как свое изгнание, сделав вывод , что предпочли ему новорожденного. Если вы, все таки решили отдать малыша в садик, сделайте это заранее, до появления маленького.

3. Укрепляйте иммунитет малыша.

4. Не оставляйте в первое время малыша на целый день, и в последствие старайтесь не забирать его слишком поздно.

5. Когда малыш дома, старайтесь посвящать ему все свое свободное время.

6. И каким бы хорошим не был детский сад, не допускайте ошибку- детский сад не заменяет семью.

3. Тяжелая – такая адаптация малыша может длиться месяцами. У малыша наблюдаются резкие перепады настроения, ухудшается аппетит, а иного малыш полностью отказывается от приема еды. Такие детки часто и долго болеют. Если родители пустят эту ситуацию на самотек- это может перерасти к серьезным нервным заболеваниям и расстройствам.

Адаптация ребенка к детскому саду

Краткое содержание: Адаптация ребенка к детскому саду. Как облегчить адаптацию домашнему ребенку. Ребенок сильно плачет, малыш не хочет в детский сад.

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка, — это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими, незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребенку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребенком детского сада, когда эффект новизны пройдет. Новые игрушки будут уже не интересны, да и ребенок к этому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.

Во время адаптации ребенка к детскому саду у него может нарушиться сон, снизиться аппетит, у части детей регрессирует речь и утрачиваются навыки самообслуживания. У ребенка в период адаптации к детскому саду преобладают отрицательные эмоции; двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти негативные сдвиги в детском организме проходят, когда адаптация заканчивается.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

1. Легче и быстрее адаптируются к детскому саду те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее. На нашем сайте есть специальная статья «Как подготовить ребенка к детскому саду». Многие рекомендации из этой статьи будут актуальны для вас даже сейчас. Например, в этой статье упоминается о том, что: «способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик — это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша — то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится («А если будет все время болеть?», «А если будут обижать воспитатели или другие дети?», «А если не доглядят, не досмотрят?»), — это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду».

Так что, мамы, имейте это ввиду. Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу. Убедить себя в этом может помочь наша статья «Нужен ли ребенку детский сад? Плюсы и минусы детского сада». Может быть, вас частично также успокоит тот факт, что в ваше детство в детский сад ходили почти все без исключения, и ничего. выжили.

2. Мы уже упоминали о том, что адаптация ребенка к детскому саду почти всегда сопровождается частыми болезнями. Как сделать, чтобы ребенок меньше и легче болел, читайте в статье «Три дня в детском саду, — две недели на больничном».

3. И последняя очень важная рекомендация. Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить уровень предъявляемых к нему требований и максимально окружить вашей заботой, любовью и вниманием.

Многие родители отмечают, что после детского сада ребенок ведят себя дома просто ужасно: капризы по любому поводу, чуть что — сразу в слезы. Такое поведение нормально. Маленький ребенок устает в саду. С воспитателями не забалуешь, дисциплина… да и как по-другому с 10-15 малышами справишься без дисциплины, они ж тогда на голову сядут. Кроме того, в саду ребенок может уставать от шума, беготни. И только дома есть возможность расслабиться. Родителям очень важно стараться держать себя в руках, не ругать и не наказывать ребенка за плохое поведение. Уделять малышу максимум возможного внимания по вечерам. Почитать, поиграть, порисовать, полепить из пластилина вместе. Не волнуйтесь, со временем это пройдет!

В этот непростой для всех период жизни вам надо просто любить ребенка, каким он есть, и показывать ему вашу безусловную любовь.

Так что, мамы, имейте это ввиду. Поверьте в то, что детский сад ребенку принесет пользу. Убедить себя в этом может помочь наша статья «Нужен ли ребенку детский сад? Плюсы и минусы детского сада». Может быть, вас частично также успокоит тот факт, что в ваше детство в детский сад ходили почти все без исключения, и ничего. выжили.

Статьи Про Адаптацию Детей В Детском Саду

Адаптация ребенка к детскому саду , а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. С приходом в детский сад происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта смена условий жизни может сопровождаться переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п.

Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада , легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога.

Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт, узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора. Здесь проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

Можно сместить по времени приход в детский сад, чтобы дети не стали свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Это скажется на их настроении. Психолог советует родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие: около недели — забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям можно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам.

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для малыша в семье. Щадите ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, — на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

Не реагируйте на выходки своего чада и не наказывайте за капризы. Когда малыш будет не в садике , постарайтесь уделять ему максимум внимания и заботы. Помните, что ни один садик в мире не заменит Вашему ребенку семью и самого любимого и дорого человека в мире – маму.

Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
– в яслях — 7-10 дней,
– в детском саду в 3 года — 2-3 недели,
– в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

«Я все умею делать сам!» Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад
Ребенок, который отправляется в детский сад , конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из пятнадцати подопечных! С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.

Надо сказать, что два года — самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно — он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного — не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все — таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» все же возможны;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца(или 2-х), ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психического стресса. Малыш может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет — (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка идти в детский сад). Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотек, это может перерасти в серьезные нервные заболевания и расстройства. В некоторых случаях нельзя будет обойтись без консультации специалиста, а если малыш не адаптируется к новым условиям в течение года, возможно, — подумать о том, чтобы прекратить посещать детский садик.

Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. И, конечно, очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.

Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада , легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, необходимо подготовить его заранее. Тут на помощь придут советы психолога.

Хорошая статья про Адаптацию к детскому садику.

Сейчас очень актуальная для многих, в том числе и для меня. Ошибка №3-самая частая, причём чаще всего её провоцируют воспитатели… будем искать другие методы.

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

Адаптация в детском саду: наш опыт

Моя статья не является прямым руководством к действию. Я лишь постаралась систематизировать свой опыт в этом вопросе и изложить его.

В наше время мамы, имеющие под рукой разнообразные средства информации, знают и понимают очень многое. Когда я собиралась отдавать своего малыша в мини-садик, я была подкована и учитывала множество факторов. Но всё же какие-то моменты ускользнули от внимания, сработал также закон «хорошая мыслЯ приходит опослЯ.» Моя статья не является прямым руководством к действию. Я лишь постаралась систематизировать свой опыт в этом вопросе и изложить его, чтобы помочь другим мамам пройти той же дорогой немного легче.

Говоря про адаптацию ребёнка в детском саду, мы подразумеваем два вида адаптации: физиологическую (здоровье и иммунитет) и психологическую (чувства, эмоции, поведение).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Адаптация физиологическая — совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды.

(Большая Советская энциклопедия )

Начиная посещать садик, часто дети в скором времени заболевают. На мой взгляд, на это есть две причины:

  1. Ребёнок попадает в новую среду обитания, которая требует от его организма нового (подходящего) иммунитета.
  2. Малыш получает много новых впечатлений, его знания о мире проходят корректировку (например, раньше он думал, что мама всегда будет рядом, оказывается, мама может его оставлять на какое-то время). Для того чтобы все новые знания уложились в голове и стали частью его «Я», иногда требуется, чтобы они прошли через тело.

Способы профилактики: Как показывает мой личный опыт , не заболеть, начиная посещать садик, практически невозможно (мой малыш до сих пор находится на ГВ, и за полтора года его жизни он ни разу не болел, тем не менее, адаптация у него всё равно была). Но можно помочь детскому организму справиться с болезнью быстрее и с меньшими потерями.

  1. Закаливание. Есть разные методики разной интенсивности, но даже воздушные ванны и хождение босиком тоже очень действенны.
  2. Приём противовирусных и иммуномоделирующих препаратов. Подобные препараты являются гомеопатическими, но выпускаются в разных формах (настойки с содержанием спирта и сладкие гранулы). Последние гораздо легче давать маленьким детям, растворив их в воде, нежели спиртовые.
  3. Применение Оксолиновой мази. Действующим веществом мази является оксолин, обладающий антивирусной активностью в отношении вируса гриппа и вируса герпеса простого.
  4. Промывание носика ребёнка растворами морской воды типа Аквалор, Аква-марис, Мореназал. Микроэлементы, входящие в состав этих средств усиливают сопротивляемость слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам.

Если всё же малыш заболел:

  1. Вызвать врача на дом. На раннем этапе заболевания очень важно диагностировать, является ли оно банальной простудой или же вирусной инфекцией. Методы лечения, естественно, будут различаться.
  2. До приезда врача (это может быть несколько дней, например, ребёнок заболел в субботу, а врач придёт только в понедельник) надо начать принимать противовирусные и иммуномоделирующие препараты, чтобы поддержать иммунитет в его борьбе с болезнью.
  3. Если температура не превышает 38 градусов, НЕ пытаться её сбить. Сбивая температуру, мы лишь мешаем иммунитету побороть болезнь, затягивая её продолжительность.
  4. Давать ребёнку много питья – чистой воды, отвар ромашки, которая обладает антисептическим действием.
  5. Если у ребёнка температура, не следует проводить никакие прогревающие процедуры.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Адаптация психологическая — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.


    На мой взгляд, самым важным фактором успеха является ровный уверенный настрой мамы , потому что малыш «читает» мир по маме. Если она испугана и взволнована, когда ведёт его в садик, разве может маленький ожидать там чего-то положительного?

Чтобы мама могла быть спокойна за своё чадо, она должна быть уверенна в том учреждении, которое она выбрала . Не стесняйтесь разузнать про садик всё, познакомьтесь и пообщайтесь со всеми воспитателями и нянечками, которые будут ухаживать за вашим чадом, обсудите с ними все принципиальные для вас моменты, спросите рекомендации у родителей, чьи дети уже ходят в этот садик.

На мой взгляд, нужно обязательно объяснять малышу, куда вы его ведёте, зачем, почему, чем он будет там заниматься, и когда вы за ним вернётесь. Неопределённость всегда доставляет дискомфорт, поэтому мы должны чётко обозначить ребёнку рамки (утром приходим в садик, ты остаёшься с ребятками и воспитателем, а вечером мама вернётся и заберёт тебя домой). Малыш должен понимать , что и когда происходит. Я не сторонник методов, когда ребёнка ведут в садик обманом, подкупом или когда мама остаётся с ним в садике на некоторое время, а потом незаметно исчезает. Всё вышеперечисленное выглядит для меня предательством, думаю, и для маленького человека тоже. Получив такой опыт, он станет меньше вам доверять.

Даже здоровый и открытый по натуре малыш первое время противится садику. Почему это происходит? Потому что всё новое – это стресс .

Вспомните ваши первые попытки прокатиться на велосипеде. Вам было страшно, у вас был стресс. Потом вы усвоили навык, и вам понравилось. Вспомните, как вы первый день шли на работу. Вам было страшно, у вас был стресс. В последствии, возможно, эта работа стала для вас любимой, да ещё и зарплату платят!

Формирование привычки происходит за 21 день . Это аксиома. Через три недели малыш привыкнет к новой среде обитания, новому окружению, новому распорядку дня. И по утрам, вместо того, чтобы устраивать истерики, он сам (по собственному выбору) пойдёт в группу к своим друзьям. Это обязательно произойдёт, только надо подождать время и верить в это так же, как верите в то, что если включить чайник, вода в нём в скором времени закипит.

Часто мамы переживают насчёт готовности ребёнка к садику. Я имею в виду навыки и умения, которыми владеет/не владеет малыш (ходить на горшок, чётко попадать ложкой в рот, самостоятельно засыпать, одеваться и пр.) Из всех переживаний, связанных с садиком считаю это самым пустым. Дети в разы быстрее учатся всему в коллективе , в то время как дома уходят месяцы, чтобы закрепить какой-нибудь навык.

Этот вопрос сродни изучению иностранного языка. Почувствуйте разницу: вы занимаетесь в классе с преподавателем или же едете, пусть даже с минимальным словарным запасом, в страну языка. В итоге, разница будет колоссальной! Садик и коллектив играют для ребёнка роль страны языка.

Особое внимание хотелось бы уделить времени после садика, вечеру. Первое время малыш будет утомляться от новых впечатлений и их интенсивности, ему также пока не привычно проводить долгое время без мамы. Поэтому вечером задача родителей уделить ему максимум внимания , дать ему всю любовь и нежность, которая накопилась в сердце за день (не жалеть ребёнка и не испытывать угрызений совести, что вы его оставляете в садике!), а просто любить, потому что любите .

  • Какие бы причины ни побудили вас отдать ребёнка в садик, помните: успех или неуспех любого начинания зависит от нашего отношения и позиции, которую мы выбираем для себя и, соответственно, нашего ребёнка:
    • Позиция жертвы: от меня ничего не зависит, всё плохо, приходится выходить на работу, бедный мой ребёночек, как он там будет без мамы, как же всё плохооооо…
    • Позиция лидера: я давала, даю, и буду давать ребёнку достаточно любви и тепла, но я хочу ещё и реализовывать себя, как личность. Мой малыш в детском саду получит новые позитивные впечатления, научится самостоятельности, овладеет новыми навыками, найдёт себе друзей! Просто пришло время немного изменить распорядок нашей жизни. Я уверенна в том, садике, куда веду своего ребёнка, поэтому делаю это со спокойной уверенностью.
  • Выбор всегда за вами!

    Желаю всем мамам и малышам успехов во всех начинаниях!

    Часто мамы переживают насчёт готовности ребёнка к садику. Я имею в виду навыки и умения, которыми владеет/не владеет малыш (ходить на горшок, чётко попадать ложкой в рот, самостоятельно засыпать, одеваться и пр.) Из всех переживаний, связанных с садиком считаю это самым пустым. Дети в разы быстрее учатся всему в коллективе , в то время как дома уходят месяцы, чтобы закрепить какой-нибудь навык.

    Интересное:  Отхождение после эпидуральной анестезии
    Ссылка на основную публикацию