Развитие Ребенка От 3 До 4 Лет

Содержание

Развитие ребенка 3-4 лет: шпаргалка для родителей

В этой статье вы узнаете о нормах развития ребенка от 3 до 4 лет. Несмотря на то, что все дети развиваются индивидуально, существует ряд показателей для младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет), определяющих общую картину.

Почему дождь идет? Зачем коровка дает молоко? Когда прилетят птички? Зачем? Когда? Почему? Эти вопросы не дают покоя малышам младшего дошкольного возраста – «почемучкам», для которых так много нового и еще неизведанного вокруг. Данный возрастной период является очень важным в жизни каждого малыша и характеризуется приспособлением к новым условиям жизнедеятельности – к дошкольному учреждению, точнее, к незнакомой обстановке, окружающим взрослым и детям. Длительность протекания адаптационного периода к детскому саду у каждого ребенка индивидуальна и зависит от его готовности выполнять новую социальную роль – роль воспитанника. В этом случае готовность представляет собой адекватный, соответствующий данному возрасту, уровень психического, физического, художественного, речевого развития. Для того, чтобы быть уверенным, что малыш развивается в соответствии с нормой, следует знать основные показатели этого развития.

В этой статье вы узнаете о нормах развития ребенка от 3 до 4 лет. Несмотря на то, что все дети развиваются индивидуально, существует ряд показателей для младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет), определяющих общую картину.

Развитие детей 3-4 лет: особенности, нормы, программы и методики

День за днем малыш становится все более смышленым. Он много знает и умеет. После года, благодаря навыкам ходьбы, окружающий мир для ребенка становится более доступным и интересным. В два года чадо уже может помогать маме, самостоятельно есть, надевать некоторые вещи и многое другое. А что происходит дальше? Каково развитие детей 3-4 лет?

Трехлетний маленький взрослый

В этом возрасте ребенок готов к освоению требующих хорошей координации движений навыков. Например, можно его обучать кататься на трехколесном велосипеде, на лыжах и коньках, учить плавать, играть в футбол. Умственное развитие детей 3 лет требует усложненных заданий и как можно больше доступной возрасту информации.

Детский сад тоже оказывает влияние на развитие детей 3 лет. Чадо вынуждено подстраиваться под требования воспитателей, соблюдать более строгий режим, а также налаживать связи с другими детьми. Поэтому задача родителей — найти «золотую середину» в общении и в воспитании своего ребенка с учетом сложной психологической нагрузки.

Дети в 4 года

Исходя из средних показателей того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, можно выделить следующие навыки:

  1. Называть геометрические фигуры и сравнивать их с окружающими предметами.
  2. Давать название объектам и определять их в группы (мебель, животные, транспорт и другие).
  3. Знать особенности некоторых профессий.
  4. Уметь ориентироваться в пространстве (различать «право», «лево», «впереди» и так далее).
  5. Уметь сравнивать объекты по параметрам величин.
  6. Уметь раскрашивать рисунки, не заходя за линии.
  7. Определить исчезнувший из ряда предмет.
  8. Развитие речи детей 4 лет уже позволяет пересказывать содержания сказок.
  9. Определять времена года, суток, а также различать погодные явления.
  10. Уметь составлять описание предмета из нескольких предложений.

Перечисленные знания и умения усредненные. Некоторые дети обладают данными навыками уже до исполнения четырех лет, кто-то чуть позже, но все это варианты нормы.

Развивающие занятия дома

Если чадо уже хорошо говорит, то можно занять его описанием изображений в книгах и журналах. Этот прием успешно используют на прогулке. Например, периодически спрашивая: «А что делает дядя?», «Что в руках у тети? Куда она идет?» Ребенок с удовольствием участвует в ролевых играх. Например, с радостью уложит спать мишку, станет строителем и построит башню или превратится в парикмахера и сделает прическу кукле. Развитие речи детей 3 лет идет своими темпами, но родители в состоянии его ускорить.

Развивающие занятия на дому с четырехлетним ребенком

Развитие ребенка в 4 года сопровождается простыми математическими действиями – сложением и вычитанием. Для лучшего их усвоения используют спички, палочки, пальчики, то есть все подручные средства. Развитие речи детей 4 лет сопровождается упражнениями на запоминание слогов.

Программа развития ребенка 3-4 лет

Некоторые родители предпочитают работать со своими детьми по плану, а не в свободном стиле. Стандартная программа развивающих занятий для данного возрастного периода содержит следующие пункты:

  1. Упражнения по развитию звуковой культуры речи.
  2. Навыки чтения.
  3. Знакомство с окружающим миром.
  4. Занятия творчеством (рисование, лепка, аппликации).
  5. Математические действия.
  6. Музыкальное развитие.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Звуковая культура

В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

Изучение окружающего мира

Обучение математике

Развитие речи

Ребенок в 3 года способен запомнить небольшие стишки, подпевать. Родители обучают алфавиту, готовят руку к письму. Ближе к четырем годам можно начинать учить слоги, пробовать читать первые простые книги. К этому возрасту ребенок запоминает загадки, пословицы и поговорки.

Нормальное развитие речи детей 4 лет проявляется в составлении фраз из 5-6 слов. Чадо часто задает вопросы: «Почему?», «Откуда?» Ему все интересно и все нужно знать. Чтобы речевое развитие детей 3-4 лет шло быстрыми темпами, родителям необходимо отвечать на все вопросы ребенка, но доступным для него языком.

Развитие с помощью творчества и музыкальных инструментов

К четырем годам ребенок может рисовать многими инструментами. Если трехлетний малыш нечетко чувствует границу рисунка, то старший по возрасту уже старается не выходить за пределы и использует множество цветов. Фигурки для аппликации ребенок в 4 года способен уже вырезать сам, склеивая их в объемные композиции. В три года чадо лепит шарики и колбаски, а спустя год оно способно соединять палочки в кольцо, создавать причудливые формы, напоминающие героев сказок. С трех лет начинает активно проявляться фантазия, к четырем годам она уже воплощается в рисунках и в играх с пластилином.

Что касается музыкального развития, то здесь важно научить слушать музыку и описывать ее характер (грустная или веселая, быстрая или медленная). Необходимо поддерживать желание чада петь и танцевать. Можно знакомить с музыкальными инструментами и звуками, которые они издают, а также с разницей в звучании нот.

Методики развития детей

  1. Программа Никитиных. Основным правилом работы по данной методике является, во-первых, свобода в занятиях. Детям разрешается неограниченно играть с понравившимся предметом или игрой, сочетая разные виды деятельности. Во-вторых, в квартире должна быть спортивная обстановка, особое внимание уделяется закаливанию. В-третьих, родители должны участвовать в детских играх, а главное, в жизни ребенка. Нельзя давить на малышей, а следует ориентироваться на их желание и самочувствие. Педагоги акцентировали внимание на «опережающие» условия развития.
  2. Методика Марии Монтессори. Главный постулат педагога – пробудить у ребенка интерес к действиям с предметом, а не заставлять. Основа программы заложена в индивидуальном подходе к чаду. При планировании занятий ориентируются на то, что малышу нравится, а что нет. Ребенок выполняет упражнения самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога.
  3. Методика Гленна Домана. Важную роль педагог уделяет физическому совершенствованию ребенка, без которого, по его мнению, «не будет развитого интеллекта». Речевое развитие детей 3-4 лет начинается с показа набора карточек, на которых целиком написаны слова. Ребенку в течение небольшого времени показывают набор карт, называя написанное. Навыки счета малыш приобретает тоже с помощью карточек, на которых изображено разное количество точек. В этом случае необходимо называть число точек, быстро меняя карты. Таким же способом ребенка знакомят со знаниями в области искусства, истории, музыки и так далее.

Выбор методики остается за родителями. Развитие детей 3-4 лет всегда сопровождается огромным числом вопросов и любознательностью. Родители могут и не придерживаться определенного плана в занятиях. Главное – быть открытым источником информации для ребенка, а также активно участвовать в его жизни.

В данной области ребенку показывают, как правильно произносит определенные звуки. Ближе к 4 годам обучают написанию обозначающих их букв в тетради. Конечно, записи будут нечеткими, но такие упражнения способствуют развитию мелкой моторики и работе кисти. В процесс вовлекают артикуляционные задания, которые становятся намного сложнее. Дети запоминают много стихов, потешек, песен, тем самым, пополняя словарный запас и укрепляя возможности речи.

Развитие ребенка от 3 до 4 лет

Итак, вашему малышу уже исполнилось 3 года. Определим примерные вехи развития в этот период.

Начнем с двигательной активности .

В этом возрасте ребенок уже умеет стоять на цыпочках несколько секунд и даже передвигаться таким образом на пару метров.

Не составляет для него труда и упражнение «Цапля» — простоять на одной ноге пару-тройку секунд.

Если нарисовать на асфальте линию, то малыш сможет ее перепрыгнуть вслед за мамой.

По лестнице поднимается, ставя одну ногу на одну ступеньку, а спускается, ставя обе ноги на ступеньку. Последнюю ступеньку может преодолеть прыжком на двух ногах.

Играет в мяч. Толкает его ногами. Ловит руками брошенный мяч с расстояния метр-два.

В танце или в игре может одновременно топать ногами и хлопать руками.

В этом возрасте все дети должны уметь самостоятельно кушать ложкой и вилкой, держа их по взрослому (не всей ладошкой сразу, а пальцами).

Малыш самостоятельно одевается и раздевается, застегивает пуговицы, учится завязывать шнурки.

Способен убирать за собой игрушки и аккуратно складывать одежду.

Вообще, аккуратность для многих детей в этом возрасте становится очень важной. Они замечают дырочки и пятна на одежде, расстраиваются, если неправильно застегнули пуговицы. По этой же причине стремятся сами высмаркиваться, мыть руки, вытирают ноги при входе в квартиру. Аккуратность – это проявление собственного Я, которое окончательно сформировалось после кризиса 3х лет.

В этом возрасте малыш стремится всячески помогать маме: накрывать стол к обеду, поливать цветы, в супермаркете – берет продукты с полок и стремится сам расплатиться в кассе.

Наглядно-действенное мышление, активно развивается наглядно-образное. Проверить это можно с помощью обычной пирамидки. Малыш собирает пирамидку из 10 колец: по размеру, по цвету, по образцу в виде такой же пирамидки рядом или по рисунку.

«Коробочка форм»: правильно вкладывает фигурки в прорези. Если пытается засунуть фигурку во все прорези подряд, находя подходящую, то это наглядно-действенное мышление. Если ориентируется «на глаз», соотносит рисунок на фигурке с рисунком прорези, то это наглядно-образное мышление. К четырем годам большинство детей оперирует в этом случае зрительным соотношением.

В 3 года может выложить по размеру 3 предмета, к 4-ем годам уже 5-7 предметов.

Называет характеристики предметов: мягкий, твердый, холодный, горячий, колючий.

С помощью конструктора строит «осмысленные» конструкции: дом, гараж, мост, клумба. Использует их в игре, в том числе, в сюжетной.

В игре с другими детьми принимает на себя определенную роль, стремится выполнять правила или очередь, если таковая имеется. В этом возрасте детям просто необходимо посещать детский сад или развивающий клуб. Подольск обзавелся множеством развивающих клубов практически в каждой части города. Так что, у родителей не возникнет сложностей с социализацией ребенка даже при отсутствии свободных мест в детском саду.

Интересное:  Спрей мирамистин для беременных

Многие дети уже к 3ем годам начинают проявлять воображение в игре. Называют себя мамой или папой, а игрушку дочкой или сыночком. На вопрос «кто ты» отвечает персонажем, придумывает ему определенные действия. Может говорить и за себя, и за игрушку.

В процессе рисования правильно держит карандаш или кисть, проводит горизонтальные и вертикальные линии, круглые формы (цветочек, солнышко, помидор и др.). При этом проявляет воображение и рассказывает, что именно он нарисовал.

Появляется чувство гордости за себя, папу и маму. Начинает сравнивать людей друг с другом: «я бегаю лучше Паши», «папа сильнее дяди Саши», «мама красивее тети Оли». Соответственно, оценивает людей: красивый, добрый, злой, жадный.

В этом возрасте большинство детей уже сопереживают другим и действуют, исходя из ситуации: жалеют, если что-то болит; стараются не шуметь, если кто-то спит, радуются за других.

Такие чувства, как огорчение и стыд, становятся более продолжительными по времени.

Появляются возрастные страхи: страх незнакомых людей и страх темноты. Может появиться страх животных.

Ориентируется во времени: утро – день – вечер, прошлое – будущее.

Способен контролировать свое желание поиграть, побегать по тротуарам. Начинает определять право – лево. В этот период уже можно определить праворукость и леворукость у детей.

К этому возрасту у большинства детей формируются понятия «свое» и «чужое».

Различает части тела и называет, за что они отвечают: глаза смотрят, уши слушают. Знает, что у людей – руки, у собаки – лапы, у птицы – крылья.

Различает и называет минимум 4 цвета.

4 года – определенный рубеж, когда уже видно, есть ли у ребенка проблемы с произношением. В этом возрасте при необходимости начинается работа с логопедом.

Существует некоторый набор слов, понятий, фраз, которыми овладевает каждый ребенок к этому возрасту:

1. Некоторые животные и их детеныши.

2. Одежда, посуда, техника, предметы обихода.

3. «Я сам», «я ем», «я пошел» и т.п.

4. «Он», «она», «мы», «они», «мое».

5. Учится соединять простые фразы в сложные предложения.

6. Отвечает на вопросы мамы, опираясь на сюжетную картинку.

7. Может рассказать по картинке любимую сказку.

Помимо этого, дети начинают заучивать первые несложные стишки, появляется словотворчество и интерес к рифме. Прислушивается к разговорам взрослых между собой. На вопрос «как тебя зовут?» может ответить именем и фамилией.

К 4ем годам называет имена мамы и папы.

Учится показывать на пальцах и называть свой возраст.

В речи ребенка должен твердо утвердиться вопрос «почему». Родителям необходимо тщательно поддерживать умственную активность ребенка.

В игре с другими детьми принимает на себя определенную роль, стремится выполнять правила или очередь, если таковая имеется. В этом возрасте детям просто необходимо посещать детский сад или развивающий клуб. Подольск обзавелся множеством развивающих клубов практически в каждой части города. Так что, у родителей не возникнет сложностей с социализацией ребенка даже при отсутствии свободных мест в детском саду.

Кризис трех лет

Будьте готовы к тому, что в 3 года вашему малышу или малышке предстоит преодолеть кризис трех лет. Он является переходным от раннего детства к дошкольному возрасту.
Критические периоды (кризисы) были выделены Л. В. Выготским. В целом их толкование имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития. В первую очередь это проявляется в том, что в обоих случаях это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего развития сдвиги. Вместе с тем критические периоды в психологии не имеют того оттенка необратимости происходящих изменений, который характерен для критических периодов в биологическом созревании.

Ваш ребенок растет и с каждым днем становится все более и более самостоятельным.
Он уже может без вашей помощи выполнять многие действия, любит играть в ролевые игры.
К трем годам у ребенка завершается образование второго энергетического слоя и начинается образование третьего. Это порождает новые изменения в личности малыша.
Происходит начало становления самосознания ребенка. Если раньше он считал себя таким же, как папа и мама, и всячески им подражал, то теперь он начинает ощущать себя самим собой, отдельной личностью, и говорить о себе в первом лице, в его речи появляется местоимение «Я». Таким образом он отделяет себя от взрослых, сравнивает себя с ними и хочет быть на них похожим. Например, малышка говорит: «Когда я буду большой, я, как мама, буду ездить на красивой машине».

Однако ребенок вовсе не собирается терпеливо ждать того времени, когда он вырастет, он хочет стать «большим» немедленно.
Он начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда, когда ложатся взрослые, хочет выбирать одежду, пищу.

«Трагедия» состоит в том, что многие формы поведения взрослых, которым ребенок стремится подражать, для него запрещены. Ему нельзя, например, зажигать газ, смотреть допоздна телевизор, гладить и многое-многое другое. В его речи появляется выражение: «А ты?» Малыш отказывается выполнять те распоряжения взрослых, которые нарушают равенство. Имейте в виду, это не простое непослушание, а так называемый негативизм, то есть противопоставление своих желаний любым требованиям родителей.

Например, девочка любит смотреть телевизор, но ей это не всегда разрешают. И вот мать говорит: «Иди, смотри», — но малышка отвечает: «Не пойду».
Почему она так поступает?
В голосе матери она слышит повелительные нотки и думает: «Меня заставляют! А я сама хочу захотеть!» Мать предлагает снова и снова, а она при этом упорно отказывается, начинает плакать — ведь хочется смотреть любимые мультфильмы! Но желание не подчиниться воле взрослого сильнее желания смотреть телевизор.
Тогда мать произносит: «Хорошо, тогда пойдем гулять!» — и малышка тут же включает телевизор. Ведь теперь она выполняет свое желание. Вот так! В этом-то, на мой взгляд, и состоит искусство воспитания — сделать так, чтобы ребенок с удовольствием захотел сделать то, что вы от него хотите, то есть сделал ваше желание своим решением.

Такое стремление самому принимать решение и самому его осуществлять проявляется у всех детей в возрасте около трех лет независимо от условий воспитания и рассматривается как защитная реакция против подавляющего влияния взрослых.
От полутора до трех лет у ребенка происходило радостное становление «могу как все!», а теперь проявляется самоутверждение по принципу «хочу своего!».
Девиз этого возраста — «Я — сам!»
Малыш становится уверенным в собственных силах, в своей безопасности и способности справиться со всем на свете. В этом причина появления агрессивности.
В годовалом возрасте ребенок «не слушался» взрослого с улыбкой, предлагая разделить с ним радость собственных возможностей, а теперь он сопротивляется долго и упорно и, по мнению взрослого, бессмысленно и недоброжелательно. Важно помнить о том, что из-за упрямства ребенок сам испытывает негативные чувства. Чтобы отстоять свою независимость ему приходится злиться и не просто плакать, а отчаянно реветь.
Ребенок учится обозначать себя и других — это и есть самосознание. Для этого он трогает, ударяет других, причем делает это намеренно. Ударит и смотрит, ждет реакции; подбрасывает вверх камешки и ждет, когда они на него упадут; сыплет песок себе на голову и таким образом проверяет свои ощущения.

В это время, ближе к четырем годам, ребенок начинает называть себя другим именем, обозначает себя как другого. Например, Коля называет себя Володей, Наташа — «козочкой».
Таким образом, сравнивая, ребенок определяет себя. Теперь, посмотрев в зеркало, он говорит: «Это я», — учится ориентироваться во времени и пространстве, определяет свою половую принадлежность.
Иногда дети упорно берут на себя другую половую роль: девочка трех с половиной лет называет себя «мальчиком Димой», требует, чтобы ее одевали как мальчика.

Хотя родители имеют огромное значение в жизни маленького ребенка, упрямится он именно в отношениях с ними. Почему так происходит?
Дело в том, что именно для них он очень хочет выглядеть самостоятельным и «большим». Перед посторонними людьми ребенок не стремится так сильно доказать свою самостоятельность, так как остальные ему безразличны и он не собирается завоевывать их признание и любовь.
В это время формируется представление ребенка о самом себе. И очень важно, дорогие родители, каким оно будет.

Все сведения, полученные мозгом, начиная с момента зачатия, остаются в памяти мозга навсегда. То, каким ребенок впервые осознает себя, определяет модель его личности. А потом характер развивается в зависимости от того, как эта модель будет реализована.
Преодолеть обострения кризиса помогает поощрительная позиция родителей, позволяющих ребенку, образно говоря, нести тот груз, который он способен поднять.
Если же родители стремятся силой переломить такое поведение, при котором ребенок проявляет упрямство, негативизм, то эти качества могут закрепиться и проявляться в поведении в любом возрасте.

Родителям нужно постараться плавно перейти от приказов к совместным решениям, научиться договариваться с ребенком. Любую договоренность с ребенком нужно соблюдать!
Перестройте свои отношения с ребенком, говорите с ним дружелюбно. Забудьте повелительный тон.
Предоставляйте малышу или малышке возможность чувствовать его значимость и самостоятельность, доверяйте ему или ей «взрослые» дела.
Хвалите за стремление ребенка сделать что-либо полезное, чтобы он знал, что вы видите его усилия.

Старайтесь договариваться со своим ребенком вместо того, чтобы заставлять его силой выполнить ваше требование. Сделайте так, чтобы ваши желания совпали и у ребенка появилось ощущение, что он сам этого захотел. Например, вы понимаете, что он хочет покататься на велосипеде. Скажите так: «Сегодня прекрасная погода, я думаю, можно покататься на велосипеде, а как думаешь ты?» Таким образом вы выражаете свое разрешение. А вот так можно высказать запрет: «Погода плохая, скоро пойдет дождь, может, лучше порисуем?»

Давайте ребенку возможность выбора. Предлагайте желаемое поведение в двух вариантах, например: «Ты уберешь свои игрушки в коробку до просмотра мультфильмов или после?» Таким образом вы даете понять, что игрушки ребенок будет убирать сам и что этот вопрос не подлежит обсуждению, можно лишь обсудить вопрос времени — когда это будет сделано.
Предоставляйте больше свободы выбора, но при этом приучите ребенка к тому, из чего он может выбирать, а из чего — нет. Например, он может выбрать, что он будет есть на обед, но не может решать, когда ляжет спать. Стоит заранее об этом договориться.
Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, то постепенно преодолеете симптомы кризиса.
Если же вы будете продолжать относиться к своему трехлетнему ребенку как к годовалому, то ваш или ваша самостояшка будет настаивать на своем праве «быть большим». Про такого ребенка говорят, что он очень упрям, хотя на самом деле упрямство в первую очередь проявляют его родители.

В это время, ближе к четырем годам, ребенок начинает называть себя другим именем, обозначает себя как другого. Например, Коля называет себя Володей, Наташа — «козочкой».
Таким образом, сравнивая, ребенок определяет себя. Теперь, посмотрев в зеркало, он говорит: «Это я», — учится ориентироваться во времени и пространстве, определяет свою половую принадлежность.
Иногда дети упорно берут на себя другую половую роль: девочка трех с половиной лет называет себя «мальчиком Димой», требует, чтобы ее одевали как мальчика.

Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Интересное:  Беременность 13 недель насморк

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.

В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся — не хочу! Пойдем гулять — не пойду. Чистить зубы — не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того, как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две:

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком. Если не выполняется, не повторять его тут же. Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети. ».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге — то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

– Маша, пора спать.
– Я еще поиграю!
– Ты не доиграла и тебе нужно еще время.
– Да!
– Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
– Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки — делать все наперекор.

Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит – не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.

Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.

Психическое развитие Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление – ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая — грустная, громкая — тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание) Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т.д.
Развитие речи Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа – он, мама – она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.

Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук — это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это — не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками – это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.

Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия – лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку — выбирайте их.

Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Видео по теме

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Ссылка на основную публикацию